Бизнес
65K

Кейс: цветочный магазин в центре Москвы

Как открыть свое дело без знаний, опыта и запасного плана
56
Кейс: цветочный магазин в центре Москвы

По нашим расчетам, на открытие нужно было 350 000 ₽. Мы потратили почти 800 000 ₽.

Аватар автора

Алиса Булдакова

флорист

Страница автора
Аватар автора

Валерия Беляева

хозяйка цветочного магазина

Я работала инженером-экономистом в ракетно-космической отрасли, когда решила открыть свой цветочный магазин. Это был первый год после института, мы с будущим мужем хотели купить жилье в Москве и завести детей, но на зарплату инженера это казалось возможным только лет через десять.

Мы осознавали, что свой бизнес — это большой риск прогореть и потерять деньги впустую, но верили в свое дело и мечтали с помощью него взять квартиру без ипотеки уже через три года.

Цветочную сферу выбрали не случайно. На работе я отвечала за цветы для коллег на дни рождения и корпоративные праздники. Мне нравилось выбирать цветы, составлять букеты. Когда работаешь инженером, не хватает вокруг эстетики, чего-то прекрасного и творческого. Своя цветочная казалась мне отдушиной. Кроме того, для открытия цветочного нет специальных санитарных и пожарных норм — это еще одна из причин, почему нас привлек этот бизнес.

Во сколько обошлось открытие

Мы долго не могли решиться: опыта во флористике не было, а организовать бизнес казалось очень сложным. Решили рискнуть, когда цена на помещение нашей мечты снизилась.

Раньше я работала рядом с тем местом, где сейчас находится наш цветочный. Часто ходила мимо свободных помещений, которые сдавали в аренду, очень нравился район: рядом Театр Российской армии, много старых зданий с красивой архитектурой, хипстерские кофейни и парки. Но цена аренды приводила в ужас — около 150 000 ₽ за 25 м². Свой номер местному риелтору все же оставила. Через полгода мне позвонили и сказали о снижении цены. За все это время мы даже думать перестали о цветах, но когда аренда снизилась до 90 000 ₽, мы наконец-то решились.

У вывески нет продолжения, и это не ошибка: мы решили, что так будет интереснее. Фото: Ксения Колесникова
У вывески нет продолжения, и это не ошибка: мы решили, что так будет интереснее. Фото: Ксения Колесникова

Деньги на открытие магазина взяли в кредит, а ИП решил оформить муж. Выбрали УСН, потому что так легче вести отчетность: просто платишь 6% налогов от прибыли каждый месяц, НДС мы не платим. В среднем на налоги у нас уходит 40 000 ₽ в месяц. Никаких дополнительных справок и документов для открытия цветочного магазина не требуется.

Мы не составляли бизнес-план — просто погуглили, сколько стоит оборудование и цветы и примерно посчитали все траты. У нас получилось 350 000 ₽ на открытие, наших накоплений на это хватало.

Запасного плана не было, была четкая цель — открыться через полтора месяца, потому что приближалось 1 сентября. Это один из основных прибыльных праздников для флористов, было важно стартовать прямо перед ним.

Не было и денег на следующие месяцы на случай того, если бизнес будет работать в минус. Проблемы с деньгами решили рассматривать по мере их поступления — в случае чего можно было занять или взять кредит.

Траты на открытие цветочного магазина, 2019 год — 796 800 ₽

Ремонт200 000 ₽
Аренда с коммуналкой за два месяца190 000 ₽
Первая закупка цветов160 000 ₽
Оборудование и инструменты117 000 ₽
Вывеска и маркиза на улицу74 000 ₽
Сайт и реклама25 000 ₽
Мебель15 000 ₽
Касса15 000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

Траты на открытие цветочного магазина, 2019 год — 796 800 ₽

Ремонт200 000 ₽
Аренда с коммуналкой за два месяца190 000 ₽
Первая закупка цветов160 000 ₽
Оборудование и инструменты117 000 ₽
Вывеска и маркиза на улицу74 000 ₽
Сайт и реклама25 000 ₽
Мебель15 000 ₽
Касса15 000 ₽
Регистрация ИП800 ₽

В итоге на все работы и приготовления ушло почти 800 000 ₽. Постоянно появлялись новые траты: первая закупка цветов и аксессуаров оказалась дороже, чем мы думали, забыли про мелочи вроде корзин для мусора и часть расходников. Случались чрезвычайные ситуации: например, два раза прорвало канализацию во время ремонта. Недостающие деньги брали в кредит.

Если решите открывать цветочный бизнес, посчитайте все издержки и умножьте эту сумму на три. Тогда получится достаточный запас денег на случай проблем. По нашему опыту цветочный бизнес можно смело открывать, если готовы потратить 800 000—1 000 000 ₽ и ждать минимум два года, чтобы эти траты окупились. Мы планируем окупиться к 2021 году.

Какое помещение подходит для цветочного

Нам повезло с районом, поэтому мы специально не искали помещение, но у нас все равно были требования к месту.

Проходимая улица с кафе, салонами и ресторанами. С таким соседством есть большая вероятность, что кто-то забежит за букетом перед встречей. Удачное местоположение определяет 80% прибыли: как правило, люди не заморачиваются по поводу поиска цветов и покупают в ближайшем магазине у дома или работы.

Мы находимся на Октябрьской улице, в семи минутах ходьбы от метро «Достоевская». Вокруг нас в основном жилые дома. Это хорошо, потому что у людей есть куча поводов подарить цветы. Правда, мы столкнулись с тем, что многие местные привыкли ездить за цветами на Рижский рынок, а переплачивать за стильные букеты хотят далеко не все. Поэтому сейчас мы хотим раскрутиться и настроить онлайн-продажи. Проходимость места мы никак не считали, ориентировались на ощущения.

Школы и офисы рядом. На праздники большую часть выручки делают корпоративные заказы. Вокруг нашего магазина расположено 17 школ, офисов и институтов — все они наши потенциальные клиенты.

Отдельный вход. В местах, через которые за день проходит много людей, важен красивый вход: по нему люди оценивают стиль, подачу, замечают среди остальных заведений.

Нам было важно найти место с отдельным входом, чтобы мы оформили его по своему вкусу.

Наш магазин с оформленной входной группой. Входная группа — это набор конструкций одного стиля на входе в здание: навес, крыльцо, лестница
Наш магазин с оформленной входной группой. Входная группа — это набор конструкций одного стиля на входе в здание: навес, крыльцо, лестница
Это пример цветочного без оформленной входной группы. Его сложно заметить из-за продуктов и пекарни рядом
Это пример цветочного без оформленной входной группы. Его сложно заметить из-за продуктов и пекарни рядом
1/2
Наш магазин с оформленной входной группой. Входная группа — это набор конструкций одного стиля на входе в здание: навес, крыльцо, лестница
Помещение с отдельным входом: можно повесить яркую вывеску, оформить окно. Магазин будет видно сразу с улицы
Помещение с отдельным входом: можно повесить яркую вывеску, оформить окно. Магазин будет видно сразу с улицы
Магазин со смежным входом, сюда вряд ли заманишь случайного клиента, если он не придет специально
Магазин со смежным входом, сюда вряд ли заманишь случайного клиента, если он не придет специально
1/2
Помещение с отдельным входом: можно повесить яркую вывеску, оформить окно. Магазин будет видно сразу с улицы

Ремонт сделали своими руками

На подготовку к открытию у нас оставался месяц. Помещение было голое: кирпичные стены, земля вместо пола, большая лужа в углу у стояка. Нужно было сделать пол, закупить мебель и оборудовать для работников туалет и обеденное место.

Муж — мастер на все руки, раньше часто занимался ремонтом, поэтому удалось сильно сэкономить на этом этапе. Весь ремонт полностью делали своими руками. Кажется невероятным, что весь ремонт делал один человек: муж работал каждый день с раннего утра до поздней ночи, даже день рождения свой отмечал за ремонтом.

Чтобы сделать дизайн-проект и подобрать материалы, мы обратились к знакомой. Она дала нам скидку в 70%, поэтому весь проект обошелся всего в 50 000 ₽. Пространство решили оформить в лофтовом стиле: нам такой нравится, а еще он хорошо сочетается с зелеными растениями и самый дешевый в реализации.

50 000 ₽
мы заплатили за дизайн-проект
Самое начало ремонта. В помещении не было даже пола, все делали сами: клали специальную выравнивающую смесь и самую дешевую плитку из «Оби». Это обошлось в 30 000 ₽
Самое начало ремонта. В помещении не было даже пола, все делали сами: клали специальную выравнивающую смесь и самую дешевую плитку из «Оби». Это обошлось в 30 000 ₽
Задание дизайнеру ставили так: показывали подобные фото с «Пинтереста», а она уже собирала все в единую картину и подбирала детали. Источник: Pinterest
Задание дизайнеру ставили так: показывали подобные фото с «Пинтереста», а она уже собирала все в единую картину и подбирала детали. Источник: Pinterest
Получилось довольно похоже. Это ресепшен в магазине из палет. Ими же отделали одну стену
Получилось довольно похоже. Это ресепшен в магазине из палет. Ими же отделали одну стену
1/2
Задание дизайнеру ставили так: показывали подобные фото с «Пинтереста», а она уже собирала все в единую картину и подбирала детали. Источник: Pinterest

Одну из стен решили оставить в первоначальном виде, с голым кирпичом, две другие покрасили, а третью отделали досками от разобранных палет. Палеты добывались в экстремальных условиях: выторговали их за 200 ₽ у рабочих на складе.

Мебель искали на «Авито» — там много старой мебели, которая отлично вписывается по стилю в интерьер. Мы купили комод, зеркало и старый чемодан, вместе с доставкой из Владимирской области это стоило 15 000 ₽.

Вывески в помещение и на улицу обошлись в 37 000 ₽. Название пришло само на ум: слово «клумба» простое в произношении и ассоциируется с цветами. Правда, сейчас мы обдумываем новое название, потому что «клумб» оказалось слишком много по всей России, из-за этого сложно выйти в топ в поисковиках и зарегистрировать товарный знак. Мы хотим расшириться и открыть сеть магазинов, наладить продажи через интернет, поэтому для нас это важно.

200 000 ₽
мы потратили на ремонт и услуги дизайнера

В итоге ремонт вместе с дизайнером обошелся в 200 000 ₽.

Сервант, по словам бывших владельцев, — семейная реликвия. Его везли из Владимирской области всем семейством. Фото: Ксения Колесникова
На «Авито» можно найти много разной раритетной мебели от 100 ₽ до 50 000—60 000 ₽. Дерево отлично сочетается с зеленью. Фото: Ксения Колесникова
Чтобы подчеркнуть интерьер из природных материалов, в магазине мы сделали теплое освещение. Фото: Ксения Колесникова
37 000 ₽ потратили на маркизу — тканевый навес над входом. Нам хотелось придать нашей лавке вид стильного бруклинского магазинчика
Вывеска внутри цветочного магазина

Какое оборудование нужно цветочному магазину

На оборудование мы потратили 132 000 ₽. Больше всего ушло на холодильную камеру для цветов — 100 000 ₽. Камера нужна обязательно, потому что цветы хранятся только при температуре +5—7 °С, при такой температуре они остаются свежими до 14 дней. В самом магазине достаточно комнатной температуры — при сборке букетов цветы не успевают завянуть.

Почему цветы в магазинах не портятся

Среди покупателей распространен миф, что цветы в магазинах или на базах чем-то обрабатывают или добавляют какую-то жидкость в воду. Это чушь. Секрет долгого хранения цветов в низкой температуре хранения и правильном уходе: мы меняем воду у цветов каждые два дня и постоянно подрезаем их.

В домашних условиях жизнь цветов можно продлить точно так же: почаще подрезать, менять воду и хранить вдали от батарей, плит и других нагревательных приборов. Идеальной формулы хранения в домашних условиях еще не изобрели — даже у флористов с опытом некоторые цветы вянут дома уже через пару часов.

Инструменты флориста: резак, степлер, тейп‑лента, ножницы, анкор. Тейп‑лента — это клейкая лента из ткани, ее используют, чтобы зафиксировать живой цветок в венке или бутоньерке. Такая лента удерживает влагу на протяжении 3⁠—⁠4 часов и не дает цветку завянуть. Анкор — похожая лента, но с более плотной основой
Инструменты флориста: резак, степлер, тейп‑лента, ножницы, анкор. Тейп‑лента — это клейкая лента из ткани, ее используют, чтобы зафиксировать живой цветок в венке или бутоньерке. Такая лента удерживает влагу на протяжении 3⁠—⁠4 часов и не дает цветку завянуть. Анкор — похожая лента, но с более плотной основой

Размер камеры зависит от объемов заказов и размера помещения. Наша камера небольшая, 2,5 метра в длину: хотелось оставить место для горшечных растений.

Камеру брали на «Авито». Закрывшиеся цветочные часто выставляют их там на продажу, поэтому можно найти оборудование в рабочем состоянии с большой скидкой. Можно заказать новую камеру под ключ, но стоить она будет от 160 000 ₽, а качество одинаковое.

Еще 32 000 ₽ ушли на инструменты для флористов и на онлайн-кассу, камеру наблюдения, огнетушители и уголок потребителя. Инструменты для флористов заказывали на цветочных базах: «7 цветов» и «Цветы от Мачелюка», кассу и уголок потребителя — с первого попавшегося в Гугле сайта.

117 000 ₽
мы потратили на оборудование и инструменты
Цветы в камере расставляют так, чтобы все было хорошо видно: высокие у стены, а на первый и второй ряды те, что пониже. Фото: Ксения Колесникова
Цветы в камере расставляют так, чтобы все было хорошо видно: высокие у стены, а на первый и второй ряды те, что пониже. Фото: Ксения Колесникова
Флористы любят ставить цветы по градиенту оттенка, потому что так легче набирать состав для букета. То же и с упаковочной бумагой и лентами. Фото: Ксения Колесникова
Флористы любят ставить цветы по градиенту оттенка, потому что так легче набирать состав для букета. То же и с упаковочной бумагой и лентами. Фото: Ксения Колесникова
Холодильная камера для цветов на «Авито». Мы брали новые, можно найти б/у по меньшей стоимости
Холодильная камера для цветов на «Авито». Мы брали новые, можно найти б/у по меньшей стоимости
Агрегат для холодильной камеры. Новые камеры и агрегаты дешевле покупать раздельно, а б/у проще найти в комплекте
Агрегат для холодильной камеры. Новые камеры и агрегаты дешевле покупать раздельно, а б/у проще найти в комплекте
1/2
Холодильная камера для цветов на «Авито». Мы брали новые, можно найти б/у по меньшей стоимости

Первая закупка: цветы, горшки, открытки

Первая закупка в цветочных магазинах — самая дорогая и разнообразная. Кроме живых цветов мы покупали цветы в горшках, сухоцветы, грунт, горшки и декоративные мелочи. Все вместе обошлось нам в 200 000 ₽.

При закупке решили сделать акцент на сезонные цветы: цена на них ниже, а качество лучше. В основном это были розы, гортензии, эустома, полевые цветы и зелень. На первую закупку живых цветов мы потратили 90 000 ₽. Еще в 5000 ₽ обошлись сухоцветы: хлопок, лагурус, фалярис. Флористы их любят, потому что они долго хранятся и прекрасно смотрятся в букетах вместе с живыми цветами.

200 000 ₽
мы потратили на первую закупку для магазина
Это орхидея «ванда», изначально этот цветок произрастал в Юго-Западной Азии, Индонезии, Австралии. Фото: Ксения Колесникова
Белые каллы и бруния, которая в диком виде встречается только в Южной Африке. Фото: Ксения Колесникова
Маттиола, которую по-другому называют левкоем. Фото: Ксения Колесникова
Роза «пинк пиано», относится к чайно-гибридным розам. Фото: Ксения Колесникова
Подсолнух. Примерно в 16 веке этот цветок привезли в Европу из степей Северной Америки. Фото: Ксения Колесникова

Сейчас мы тоже делаем упор на сезонные цветы и никогда не берем лилии и крашеные хризантемы. Лилии имеют слишком сильный специфический запах, поэтому их редко покупают, а крашеные хризантемы никак не вяжутся с концепцией стильного магазина.

Цветы в горшках так же популярны, как и срезанные: сейчас пошла мода на озеленение квартир и офисов, поэтому фикусы и пальмы просто разлетаются. Стараемся привозить что-то интересное каждую неделю: экзотическую стрелицию, леукосперум, необычную зелень.

На первую закупку горшечных цветов мы потратили 50 000 ₽. Еще 15 000 ₽ ушло на сопутствующие и декоративные товары: кашпо, горшки, грунт для цветов, свечи, открытки.

Первая закупка заняла у нас день: нужно было выбрать товар, ознакомиться с прайсом, собрать заказ, упаковать все по коробкам, загрузить в каршеринг и отвезти в магазин. Сейчас на одну закупку уходит 1—2 часа. Все покупаем на оптовых цветочных базах. Это удобно: приезжаешь в любой момент и сразу в одном месте собираешь цветы, горшки и все остальное. Чтобы покупать на базах, нужно юрлицо, но еще могут попросить выписку из ЕГРЮЛ, чтобы подтвердить флористическую деятельность.

Цветы на оптовые базы доставляют в основном из Голландии. Можно покупать и напрямую у голландских фермеров, это гораздо дешевле, но занимает минимум неделю, а качество цветов может подвести. Поэтому проще брать на базах, пусть и с наценкой, зато можно посмотреть цветы вживую.

Фикус, юкка и алоказия продаются лучше всего. Юкка — справа с длинными листьями, а алоказия — посередине с двумя темными листами
Мы продаем только керамические горшки, они лучше пропускают воздух. Грунт таким образом не запревает от лишней влаги и корни растений не гниют
Так выглядит цветочная база — огромное помещение с баками цветов. Температуру в помещении постоянно поддерживают на уровне 4⁠—⁠5 °C
Понравившиеся цветы покупатели оставляют на тележках, потом весь товар пересчитывают и оформляют менеджеры. После этого можно упаковать цветы в коробки или бумагу и отгружать на доставку

Что покупают чаще всего

Самые популярные цветы в любое время года — это кустовые розы. Реже всего покупают хризантемы. Мы стараемся не делать заоблачную наценку: например, розы мы покупаем по 130 ₽ за штуку, а продаем за 280 ₽.

Если нам кажется, что цена для каких-то цветов слишком высокая, можем наценку снизить. Например, однажды мы случайно взяли розы по 180 ₽. Цену за штуку заметили только в магазине в накладной. Наша цена за розу получалась 360 ₽ — это слишком дорого, поэтому продали за 250 ₽.

Для корпоративных заказов розы тоже остаются основным вариантом. Как правило, компании и комитеты выделяют на подарки по 1000—1500 ₽ на человека. Это сумма небольшого букета, но заказчики хотят, чтобы выглядело в три раза дороже, поэтому для таких заказов берутся объемные и дешевые цветы: хризантемы, герберы, кустовые розы.

Наши флористы всегда помогают советами, но мы вносим свои коррективы: смотрим, что чаще всего люди покупают и заказывают. Так со временем сформировали базовый набор цветов и растений, который у нас есть всегда в наличии.

Основной набор цветов: гортензии, пионы, розы, хризантемы, гвоздики, тюльпаны, эустома. Есть и цветы, которые особенно популярны на праздники: тюльпаны на 8 Марта, гвоздики на День Победы, пионы и красные розы на 14 февраля
Основной набор цветов: гортензии, пионы, розы, хризантемы, гвоздики, тюльпаны, эустома. Есть и цветы, которые особенно популярны на праздники: тюльпаны на 8 Марта, гвоздики на День Победы, пионы и красные розы на 14 февраля
1/2
Основной набор цветов: гортензии, пионы, розы, хризантемы, гвоздики, тюльпаны, эустома. Есть и цветы, которые особенно популярны на праздники: тюльпаны на 8 Марта, гвоздики на День Победы, пионы и красные розы на 14 февраля
Основной набор цветов: гортензии, пионы, розы, хризантемы, гвоздики, тюльпаны, эустома. Есть и цветы, которые особенно популярны на праздники: тюльпаны на 8 Марта, гвоздики на День Победы, пионы и красные розы на 14 февраля

Команда магазина

У нас небольшая команда: мы с мужем и два флориста. Я осталась работать на основной работе инженером — обожаю свою профессию. Но во всех рабочих процессах цветочной тоже стараюсь участвовать. Муж ведет бухгалтерию и делает закупки. За порядок в магазине отвечают флористы: поливают живые растения, ухаживают за срезкой.

Первого флориста мы нашли на «Хедхантере» перед самым открытием. Сперва мы ей доверились, но потом она начала настаивать на яркой вырвиглазной упаковке и желтых хризантемах. Такие же продавались в цветочном ларьке в соседнем квартале. Мы поняли, что наши с ней видения цветочного магазина не совпадают.

Через неделю после открытия нас нашла в «Инстаграме» Алиса. Ее портфолио нам понравилось, мы решили ее нанять, а с прошлой женщиной расстались в хороших отношениях. Первое время мы сами подменяли флориста, когда ей нужны были выходные. Потом Алиса пригласила свою знакомую, так и сформировалась наша команда. Мы все примерно одного возраста и с одним взглядом на прекрасное.

Сначала мы пытались сами собирать букеты, но это оказалось сложнее, чем мы думали: не могли сложить цветы по технике, делали все очень медленно и неуверенно, чем раздражали покупателей. Фото: Ксения Колесникова
Сначала мы пытались сами собирать букеты, но это оказалось сложнее, чем мы думали: не могли сложить цветы по технике, делали все очень медленно и неуверенно, чем раздражали покупателей. Фото: Ксения Колесникова

«Инстаграм» и сарафанное радио

Дата открытия магазина совпала с 1 сентября, поэтому среди покупателей был ажиотаж, даже несмотря на то, что о магазине никто не знал. У нас до сих пор нет команды специалистов, которые бы серьезно занимались аккаунтами в соцсетях и продвижением — все делаем совместными усилиями. Оказалось, что проходимость у нашего магазина не такая большая, как мы ожидали, но заказы есть каждый день. Стараемся узнавать у покупателей, как они нас находят. Лучше всего работает сарафанное радио и советы друзей.

Всю рекламу и продвижение мы даем в основном в «Инстаграме». Там наша основная аудитория: молодые, стильные люди, озеленяющие свое пространство. Еще есть группа на «Фейсбуке» и во «Вконтакте», но заказов через них практически не бывает.

Маленькие композиции из цветов в стаканчике из-под кофе пользуются в магазине особенной популярностью. Фото: Ксения Колесникова
Маленькие композиции из цветов в стаканчике из-под кофе пользуются в магазине особенной популярностью. Фото: Ксения Колесникова
Сейчас в инстаграме магазин начали разыгрывать раз в неделю маленький букетик — мини⁠-⁠клумбу
Сейчас в инстаграме магазин начали разыгрывать раз в неделю маленький букетик — мини⁠-⁠клумбу

Продвигаемся в «Инстаграме» так:

  1. Сами снимаем проморолики на телефон и запускаем рекламную кампанию. На нее уходит около 10 000 ₽ в месяц. Настраиваем все сами методом проб и ошибок. Например, однажды мы долго не могли понять, почему людям не заходит наш рекламный ролик. Один из клиентов, занимающийся продвижением, подсказал нам, что видео слишком медленное и людям просто скучно смотреть его.
  2. Раз в месяц проводим конкурсы и розыгрыши. Один розыгрыш приводит около 10—30 подписчиков. Эти затраты пока не окупаются, но мы надеемся привлечь таким образом клиентов и новые заказы.

Через сайт продажи идут тяжело. У нас был онлайн-магазин на конструкторе сайтов, но годовое обслуживание закончилось, и мы решили отказаться от него. Кроме того, все фото на нем были плохого качества и с разных ракурсов. На днях купили фотофон за 2000 ₽, теперь все фото будут на одном фоне и без дополнительных обработок. А новый сайт будем делать и продвигать, когда поменяем название.

Коронакризис и открытие в июне

Период самоизоляции мы пережили довольно успешно. Накануне карантина был главный праздник для цветочного бизнеса — 8 Марта, время, когда магазины за 3—4 дня делают двухмесячную выручку, а то и больше. Благодаря празднику мы отложили на подушку безопасности 50 000 ₽, и этого хватило на первые закупки товара после карантина.

В апреле стало понятно, что изоляция затянется, мы переговорили с арендодателем, и он пошел нам навстречу — не стал брать арендную плату за два месяца простоя.

Помогали соседи: периодически мы приезжали в магазин по временным пропускам, чтобы полить живые растения. Соседи замечали свет в магазине и приходили купить хоть что-нибудь, чтобы поддержать бизнес. Фото: Ксения Колесникова
Помогали соседи: периодически мы приезжали в магазин по временным пропускам, чтобы полить живые растения. Соседи замечали свет в магазине и приходили купить хоть что-нибудь, чтобы поддержать бизнес. Фото: Ксения Колесникова

С июня магазин начал работать в полную силу. Муж высадил у фасада дикий виноград, мы стали выносить на улицу цветы. Благодаря этому люди начали обращать внимание на магазин, и поток клиентов вырос примерно на 50% по сравнению с проходимостью до карантина.

Знакомые пугали меня тем, что бизнес в России — это сложно. Я сразу представляла себе, как какая-то мафия отжимает мой бизнес или многочисленные инстанции донимают нас своими проверками. Оказалось, бизнес в России вести сложно, потому что люди не готовы тратить деньги на качество и сервис.

Чтобы стать флористами, наши девочки учатся на всевозможных курсах, изучают новинки в цветочной индустрии, всячески стараются удовлетворить запросы клиентов, а в ответ получают:

«На Рижском рынке дешевле, пойду лучше там куплю пачку роз оптом».

Первое время нам было сложно определиться с достаточным количеством цветов на закупках и их качеством. Деньги, которые мы заработали с продажи первой закупки, сразу же ушли в оборот на следующую партию товара и зарплату флористу, поэтому дополнительных вложений с момента открытия больше не было.

Осенью и зимой проводили каждые две недели бесплатные мастер-классы на тему Хеллоуина, Нового года и Дня матери. Много клиентов привлечь не удалось, но парочка постоянных все же появилась.

На Новый год нам пришел большой корпоративный заказ от фонда Сергея Безрукова. Прибыль с этого заказа помогла магазину выжить в январе. Этот месяц считается «мертвым» у магазинов, потому что многие люди уезжают из города на новогодние каникулы, а потом у всех просто заканчиваются деньги после праздничных гуляний.

Основные наши клиенты — наши соседи, потому что за цветами не принято ездить на другой конец города. Несмотря на небольшую проходимость, нам удается выходить в плюс по итогам месяца.

Чистая прибыль за август — 240 885 ₽

Расходы за август — 541 514 ₽

Расходы на закупку285 714 ₽
Зарплатный фонд100 000 ₽
Аренда90 000 ₽
Налоги48 000 ₽
Реклама и маркетинг10 000 ₽
Коммунальные расходы7800 ₽

Расходы за август — 541 514 ₽

Расходы на закупку285 714 ₽
Зарплатный фонд100 000 ₽
Аренда90 000 ₽
Налоги48 000 ₽
Реклама и маркетинг10 000 ₽
Коммунальные расходы7800 ₽

Алиса БулдаковаА у вас был опыт в цветочном бизнесе?
  • MariaЖиву рядом, видела ваш магазин. Не сказала бы, что Октябрьская улица это центр))) Сами мы покупаем цветы уже 5 лет на Селезневской улице. Там владелец занимается цветочным бизнесом уже не одно десятелетии. В ночь длинных ковшей его ларёк снесли. Что делать? Все ведь клиенты местные, годами он нарабатывал клиентскую базу. К счастью, его точку разместил у себя в учреждении его же клиент. Новое место оказалось аккурат напротив старого, через дорогу. Думаю, ему бы было, что рассказать про цветочный бизнес.11
  • Катя АтаянПонимаю, когда речь идет о такой большой переплате за цветы букетах, у вас берут только их? Очень смутила цена на кустовую розу в 280 рублей за ветку при закупке 130 (в цветочных супермаркетах 150-160 рублей за ветку)8
  • Виктор ИвановКакой чудесный интерьер у вас получился за такие сравнительно небольшие деньги, деревянная мебель прям в кассу) надеюсь, что прилагаемые вами усилия обязательно окупятся в будущем большим количеством покупателей. Успехов автору)48
  • Юлия ИвановаТоже смутила закупка, я покупаю в ближайшем цветочном, называется Duty free flowers (Питер), букеты своим сотрудницам на праздники и дни рождения. Обычная Роза 119₽, кустовая 139₽. Вот такой букетик у нас обходится в 1000₽ Может вам поискать другие места закупки, какая то дорогая оптовая база.14
  • Lucky SevenМой дядя занимался в 2000-х. Но мы сами всей семьей ездили в Голландию на закупку. У него была аэрофобия, поэтому ему было легче на машине, через всю Европу, чем самолетом. 10 лет закрыли все точки, тк бизнес менее прибыльным. Ушёл в строительство. Мне кажется, сейчас нужно продавать или супер дёшево или на Инстаграм: необычно, красиво, чтобы ‘классно сфоткать’.2
  • ГригорийСколько цветов уходит на списание? Что делается со стисанным товаром: выкидывают, на гербарий, переделывают?11
  • Виталий Ефимов800/24= 34 тыс чистой прибыли в месяц, чтобы только окупиться по методу автора (+% по кредиту)... конечно это никак не коррелирует с *Чистая прибыль за август — 240 885 Р*; либо какой-то уж совсем странный финансовый план)) *По нашему опыту цветочный бизнес можно смело открывать, если готовы потратить 800 000—1 000 000 Р и ждать минимум два года, чтобы эти траты окупились. Мы планируем окупиться к 2021 году.*5
  • Максим БыковВиталий, тоже смутила математика0
  • Татьяна РомашкинаМне понравился интерьер, очень милый. «Фарфоровые» цветочные магазины приелись и всегда обращаю внимание на что-то душевное и необычное.3
  • Irina ChooВиталий, а ещё непонятно где расходы на транспорт (ездить закупать цветы хотя бы 2 раза в неделю), курьеров доставки, ночную охрану, уборку, эквайринг, рабочий мобильный телефон, интернет, хозрасходы вроде туалетной бумаги, мыла, антисептика? В месяц может ещё набежать 15-30 тысяч затрат в месяц как минимум.3
  • Алиса БулдаковаКатя, в цветочных супермаркетах другие обороты. Они заказывают фуры с цветами и огромных количествах, поэтому стоимость одного цветка в закупке намного меньше.0
  • Алиса БулдаковаЮлия, нужно учитывать, что в Москве и Питере цены немного разнятся) да и в зависимости от сорта роз цены меняются. У вас я вижу обычную кенийскую розу в букете - цена на неё в закупке намного ниже.5
  • Katya AtayanАлиса, я понимаю, мой вопрос как раз в этом же: если я просто хочу купить себе пару веток кустовых роз, то я - не ваш клиент, верно? Просто в моем родном городе (Подмосковье) тоже есть цветочный, в коротом я покупаю, например, небольшие цветочные композиции в стаканчике по 500-700 рублей, но цветы поштучно у них тоже стоят дорого0
  • Алиса БулдаковаГригорий, завядшие цветы выкидываются. Сумма списания каждый месяц разная. Она зависит от многих факторов: наличие праздников, проходимость, летний период ( когда все уезжают в отпуск), новогодние каникулы ( затишье) и тд.2
  • Алиса БулдаковаIrina, 1. Расходы на транспорт мы включили в сумму закупки; 2. Для доставки мы используем сервис Яндекс.Доставка и рассчитываем каждый заказ индивидуально без наценки, поэтому решили не включать это в статью расходов; 3. Ночной охраны нет; 4. Хозрасходы мы включили в коммуналку ( в месяц получается примерно 300 руб на туалетную бумагу, мыло и антисептик)0
  • Irina ChooАлиса, если у вас закупка 285, а постоянные расходы 255 и прибыль 240, то выручка должна быть около 800 000. А это тогда никак не получается наценка на цветы х2, как вы приводите примеры.2
  • Виталий ЕфимовIrina, также, если подумать, из 12 месяцев, только август, февраль и март реально продажные в этой отрасли, в остальном - сильно зависит от клиентской базы.0
  • Irina ChooВиталий, я 8 лет в этой отрасли. Могу сказать, что ещё хороши сентябрь, ноябрь и декабрь. И вообще сезонность может быть сильно нивелирована маркетингом и клиентским сервисом.5
  • Irina ChooАлиса, я перечислила больше статей расходов. И не бывает так, что расходов нет, а прибыль есть. И клиенты из воздуха берутся несмотря на конкуренцию Рижки.0
  • Алиса БулдаковаKatya, пару веток у нас тоже можно купить, конечно же ) и их покупают Композиции это другое дело. Там обычно одну ветку делят на 2-3 композиции )0
  • Анастасия ПодлесныхНикогда не была в цветочном героини, но не совсем разделяю восторги по поводу Рижского рынка. Что именно там хорошего? Почти нереально купить небольшой букет, да и вообще не очень-то там дешево. В большие букеты обязательно положат несколько испорченных цветов, да и вообще, редко цветы с Рижского стоят хотя бы дней пять.2
  • Алиса БулдаковаВиктор, Спасибо вам за поддержку! Всего доброго и вам!3
  • Алиса БулдаковаМихаил, Спасибо! И вам всего хорошего.1
  • Николай БардинMarina, непонятно откуда взялась цифра 5-10% наценки (на срезанные цветы? в розницу? которые не факт что 2/3 продашь, и одна пятая точно в утиль?). Лет десять назад, обслуживал 1С у "цветочников" и была интересна "изнанка" бизнеса. Списания - большие, спрос нестабильный (кроме двунадевятых праздников, это святое). Цветы вянут, ломаются, покупатель нос воротит. Отсюда и наценка 200% - дело обычное и даже не заоблачное. И да, некрасивые бутоны, что вы в цветочном оставляете в вазе - по-уму вы их тоже "покупаете", просто вам их не отдают. Но догнивают они за ваш счёт. В этом конечно, нет ничего хорошего, ну, а куда их деть? Такова специфика бизнеса, хоть русского, хоть зарубежного. Как уже указал, в теме я весьма поверхностно, но сильно сомневаюсь, что у "забугорных" бизнесменов есть какие-то другие законы математики или биологии. Впрочем, если у вас есть контрпримеры, сниму шляпу перед вашей эрудированностью в данном вопросе.3
  • Валентина РудаяДочь закончила хорошую школу флористики и много работает в этой сфере0
  • Мия УхMarina, 5-10%, о которых мечтают за бугром, - не наценка, а маржа (т.е. проценты от оборота, а не закупки), и потом, закупка товара - только часть общих расходов. а от прованса тошнит уже. вы просто не ЦА этой цветочной, потому и мнение ваше не очень релевантно, просьба не обижаться.10
  • Дмитрий Арефьев"розы мы покупаем по 130 Р за штуку, а продаем за 280 Р." Что б я так жил (с) Вообще, в Питере во всех розничных магазинах прекрасные розы размером от 60-70 см стоят от 150 руб.0
  • RussianGirlКрасиво написано) подкину идеи для названия: Цветочная сфера, ЦветоСфера0
  • Наталья ПрокоповаМагазин очень милый, буду в тех краях - зайду. По поводу Рижского рынка: ну а что вы хотели, если он рядом? Люди у нас небогатые, конечно большинству проще купить просто 10 роз на рынке, чем букет у вас, тем более, что он выйдет раза в 4 дешевле. Нельзя их за это винить. Сама туда ездила несколько раз и сама собирала букет. Получалось пусть не так качественно, зато гораздо дешевле.3
  • Алексей КарпекинНет, но идея интересная. Работал в зоомагазине в аквариумном отделе. Есть много схожих моментов. Спасибо что подсказали😀. А можно ли совместить зоо и цветочный магазин? В одном предприятии.0
  • Dan ManАлиса, могу вам порекомендовать поставщика цветов, недалеко от вас находится и цены 20-30% дешевле чем вы указали, регулярные поставки. Жене открыл в августе цветочный, был открытый вопрос поставщика качественных цветов, полтора месяца поиска, проб и ошибок. Но мы его нашли, по отзывам клиентов очень долго стоят цветы! ну и рекомендую поставить программу учёта чтобы точно видеть реальные цифры про продажам, наценке и т. Д. Изучив эту темы самым недорогим и функциональным решением стал SubTotal, учёт, бонусная программа, мобильное приложение, возможность создание сайта с синхронизацией. Единственный минус, нет Crm....3
  • Галина ДругСпасибо, что не пожалели времени для написания хорошей качественной статьи! Веришь каждому слову. Удачи и процветания вашему бизнесу. Gala Drug0
  • Наталья АвраменкоЛучшая статья которую я прочитала по открытию цветочного магазина!!!! Удачи вам и процветания!! На каких цветочных базах вы закупаетесь?0
  • ЦиляНесколько лет назад владела несколькими цветочными магазинчиками и никогда не было такой маленькой коммуналки. Если стоит хороший агрегат и должное освещение магазина, то только на э/энергию уходит в разы больше, плюсуйте сюда расход на воду, а ее ежедневно нужно не мало. Цветы совсем не «чистый» бизнес: перебрать, подрезать, поставить в вазоны, пересадка горшечки если необходимо, те же вазоны помыть... Автору желаю поскорее ввести учет с теми цифрами, какие есть, в цветочном бизнесе обычно прогорают на мелочах.0
  • Мария сIrina, добрый день Ирина! Скажите пожалуйста, по вашему мнению, стоит ли в данный момент открывать цветочный магазин? Или уже рынок перенасыщен? Можно ли заработать в данном бизнесе?0
  • Мария сНиколай, ну а бизнес сам прибыльный был?0
  • СергейСкажите по поводу аренды помещения, на какое время подписывали договор аренды? А если арендодатель решит сменить арендатора после окончания договора? Какие есть здесь тонкости?0
  • Полина ЗотоваDan, порекомендуйте, пожалуйста, мне) я тоже в том районе)0
  • Akim AlievДобрый день! Видел в Инстаграме, что вы продали свой бизнес. Если расскажете почему продали, был бы очень признателен6
  • ЛюдмилаНЕ, только обучалась на флориста0
  • Лариса СоболеваНаталья, Автор статьи писала ранее, что цветы заказывают от Мачелюка.0
  • Ещё один торгашАлиса, это не кенийская Роза, а эквадорская. Сорт carpe diem, плантация josaflor, 40см. Да… расти и расти еще вам))))1
  • Ещё один торгашLucky, вы ездили, простите, куда в Голландию? На закупку?? Ещё и на машине?))) шта??))) на аукцион к пяти Утра приезжали и кнопки нажимали, а вечером садились обратно в машину и везли товар в Россию?)))1
  • Ещё один торгашАлиса, p.s. закупаетесь вы очень дорого. Мне бы таких оптовых клиентов)))2
  • Ещё один торгашKatya, Аренда, зарплата двух флористов, двух помощников флориста, двух продавцов ночной смены, электричество для холодильника, как вам счёт за одну точку на 60000 рублей в месяц только за электричество для холодильника, кондиционера и точечного света?) отсюда и наценка. Издержки размазываются на каждый цветок, плюс хозяин тоже что-то хочет кушать) Да и на рынке Вам по оптовым ценам за пять штучек никто ничего не продаст, опт - это от 20000 в одну закупку. Я вас наверное сильно расстрою, но ткань в футболке за 2000 рублей стоит рублей 150 в закупке, или еда в ресторане с наценкой в 1000 процентов за приготовление и обслуживание, вы же не смущаетесь по этому поводу?!)5
  • Ещё один торгашДмитрий, девушка скорее всего имеет ввиду кустовую розу. В Питере нет таких цен на кустовую розу 70см в рознице с 2017 года)))0
  • Марина ТихоноваКейсы требуются не большому бизнесу, но и малому. Подробно на https://exiterra.com/blog/kontent-marketing/pravilnoe-napisanie-i-oformlenie-keysov-polza-keysa-dlya-biznesa/?sphrase_id=627900
  • СветланаСейчас нахожусь на начальном этапе. Второй месяц , как открыла магазин. Вернее купила готовый цветочный в Самаре. У меня самая большая проблема с персоналом. Никто не задерживается более , чем на 2 недели. Ни помощник, ни флорист.. причём платишь не меньше , чем в среднем на рынке труда. Эта проблема у большинства цветочников, как я поняла. как вы мотивировали флористов и помощников, чтоб они надолго задерживались у вас? Как создать постоянный коллектив ? Без постоянной текучки..1
  • Мария СандюкСпасибо за то, что рассказали о своём опыте! Изучаю цветочные истории уже несколько лет. Как Ваши дела сейчас?0
  • Елена КонтактоваДобрый день. Отличная статья, спасибо Вам за нее. Интересно как у вас дела сейчас, так как знаю, что в любом бизнесе продержаться на плаву более 3 лет это уже "ничего себе". Ваше первое и главное достижение на мой взгляд это отказ от перфекционизма. Если бы тогда вы не рискнули, то ничего бы и не получилось. Сколько же людей на этом стопорятся)) Моя мама в цветочном бизнесе уже более 15 лет. Начинала тоже рывком, ей была дана возможность льготного размещения тонаров и она этим воспользовалась, о чем ни разу не пожалела. Желаю вам успехов0