Как мошенники выкупили мой номер телефона и взяли кредиты на мое имя, но я нашла выход

Поучительный опыт читательницы
81
Как мошенники выкупили мой номер телефона и взяли кредиты на мое имя, но я нашла выход

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Алина Гладкова

не брала займы

Страница автора

В ноябре 2023 года я внезапно получила в «Телеграме» сообщение: «Когда вы погасите задолженность?»

Сначала я подумала, что это обычный мошенник, но потом проверила свою кредитную историю. И вот сюрприз: мой рейтинг в красной зоне, на меня действительно оформили займы.

Оказалось, что после отключения моего номера за неиспользование его быстро выкупили, вошли в мой профиль на Госуслугах, оформили электронную подпись и запросили кредиты. Три компании одобрили займы на общую сумму 25 000 ₽. Я узнала, что это популярная схема, нацеленная на тех, кто уехал из России и не пользуется номером телефона.

Я всегда боялась стать жертвой мошенников, и это случилось. В момент осознания внутри меня все будто провалилось, мне стало страшно и неприятно. Переступая через чувство омерзения, на следующий день я подала заявление в МВД и отправила письма в кредитные организации.

Коллекторам, которые мне писали в «Телеграм», я переслала копию заявления в полицию, и они молча сняли с меня обязательства. Вторая компания тоже быстро сняла обязательства, и я думала, что все, за недельку управлюсь, но нет — третья отказала. Это означало либо судиться, либо ждать ответа полиции.

Полиция не нашла оснований для уголовного дела.

Каждое действие требовало от меня колоссальных усилий. Я могла не предпринимать ничего неделями, иногда — месяцами, хотелось забыть об этой проблеме и думать, что ее не существует. А когда появлялись дополнительные преграды в виде отказов или игнорирования, действовать дальше было еще сложнее.

Позже я обратилась к адвокатам через сервис услуг, но они или предлагали платные консультации, или говорили, что нужно идти в суд. Но из другой страны это делать неудобно. Я была в отчаянии и опять отложила решение проблемы, пока не получила от мамы фотографию досудебной претензии от компании.

Меня как будто кипятком ошпарило в этот момент, и я сразу вернулась к делу. Нашла контакты адвоката, который посоветовал попробовать мирное решение: выплатить заем, а компания удалит информацию из кредитной истории. Изначальная сумма займа была 5000 ₽, с процентами вышло около 11 000 ₽. Идти в суд гораздо дороже.

Я была готова уже просто выплатить и забыть.

Компания предложила позвонить на горячую линию или обратиться в офис, что из-за границы невозможно. Моя сестра позвонила им из России, но никто не перезвонил в ответ. Она съездила в филиал кредитной компании, где ей сказали, что вопрос можно решить только через электронную почту. Сотрудница посоветовала приложить все документы и скан письма от другой компании, подтвердившей факт мошенничества.

Я отправила новое обращение, но мне ответили, что его уже рассматривали и больше не будут. Я решила попытаться в последний раз и настоятельно попросила пересмотреть его, параллельно написав адвокату о планах идти в суд. К счастью, компания согласилась пересмотреть дело.

Через две недели я получила письмо с вложенным документом: они признали факт мошенничества, сняли все претензии и извинились.

На этом история завершается. Не чувствую радости, потому что потратила очень много сил и времени, но я оправлюсь.

Хочу дать несколько советов, как обезопасить себя и что делать в случае возникновения подобной ситуации:

  • настройте двухфакторную аутентификацию во всех приложениях — на Госуслугах, в банках и других;
  • если вы уехали, регулярно пополняйте счет и совершайте звонки, чтобы избежать отключения номера;
  • если на вас взяли кредиты, не спешите их выплачивать. Подготовьте все документы, обратитесь в полицию и кредитные компании. Если хоть одна компания признает факт мошенничества, используйте это для других обращений.

И наконец, рекомендую не унывать, просить поддержки у близких и настойчиво добиваться справедливости. Также хочу обратиться ко всем мошенникам цитатой из популярного сериала: «Identity theft is not a joke»  .

Аватар автора

Алексей Малахов

стоик и борец с мошенниками

Страница автора

Что помогает пережить неприятную ситуацию

Зачастую пострадавшие сами передают мошенникам данные. Например, диктуют код из смс от Госуслуг, чтобы отменить пошлину за посылку или продлить договор с оператором. Такие люди потом часто испытывают чувство вины за свой поступок, ведь они сами себе навредили.

Ситуация читательницы другая: она ничего не делала и получила проблемы на пустом месте. Когда ты ни в чем не виноват, а в дверь стучат коллекторы, не каждый способен сохранять стойкость духа. Здорово, что Алина смогла преодолеть проблемы и довести дело до конца, мое уважение.

Я и сам целый год был в прострации из-за череды судов с соседом — эту историю я подробно изложил в Т⁠—⁠Ж. Если коротко, меня обвинили в том, чего я не совершал, пытались стрясти деньги и обязали доказать свою невиновность в суде.

Справиться мне помог стоицизм. Это античная философия, которая учит принимать, что жизнь не идеальна и регулярно устраивает подлянки. Точнее, как бы сказали философы-стоики, дает нам испытания. Благодаря им мы становимся сильнее и лучше. А если примем, что жизнь полна неожиданностей, будем готовы буквально ко всему и ни один мошенник не выбьет нас из внутреннего равновесия.

Что поможет защитить деньги

Стать стоиком — не значит смириться с потерями. Наоборот, нужно совершать максимум того, что в наших силах. Алина сделала правильные выводы и дала ценные советы. Вот что я могу добавить.

Не пользуйтесь услугами помощников по восстановлению симкарт. Если вы долго не пользуетесь симкартой, оператор вправе расторгнуть договор и продать номер другому человеку. Если вы потеряли или повредили физическую симкарту, желательно как можно быстрее ее восстановить.

В интернете можно встретить объявления от людей, которые якобы готовы помочь с восстановлением. Они просят написать на них доверенность, чтобы пойти в офис оператора и получить новую симку за вас.

Я не рекомендую пользоваться услугами таких людей. Зачастую это мошенники, которые хотят получить предоплату и скрыться.

Лучше обратитесь в службу поддержки оператора и проконсультируйтесь, как вам быть. Скорее всего, вам помогут сохранить номер или подскажут, как дистанционно оформить eSIM — виртуальную симкарту.

Оформите eSIM для номера, которым редко пользуетесь. У меня самого счета в казахстанском банке, который привязан к местной симке. Оформлял я их в марте 2023 года и сразу по прилете в Россию потерял симку.

Признаться, я затянул с решением этой проблемы — мой номер выставили на продажу. Пришлось планировать еще одну поездку в Казахстан и покупать свой же номер заново.

Я рассказал об этом сотруднику оператора, на что мне посоветовали оформить eSIM. Ее не нужно переставлять из телефона в телефон и где-то хранить, рискуя потерять или повредить в процессе.

Виртуальная симкарта хранится прямо в телефоне, и ее можно включить или выключить в пару кликов. А если нужно перенести eSIM на новое устройство, это легко сделать без визита в другую страну.

Очистите кредитную историю. Если мошенники набрали кредиты на ваши паспортные данные, это серьезно скажется на вашей кредитной истории. Даже если удастся доказать, что вы ни при чем, в бюро кредитных историй все равно останутся записи, которые могут помешать пользоваться банковскими продуктами в будущем.

В Т⁠—⁠Ж есть хороший пример — рассказ Вадима. На его паспорт мошенники взяли четыре кредита. Вадиму удалось не только списать кредиты, но и очистить от них кредитную историю.

РедакцияА у вас или ваших знакомых были похожие случаи?
  • Забаненый за правдуСотовые операторы конечно те еще отморозки. То кому попало "восстанавливают" симки, то забрасывают спамом(с введением штрафов звонков стало меньше но вовсе не прекратились), теперь это. У них что, цифры закончились? Про разворовывание и продажу данных направо и налево вообще молчу, это уже практически норма87
  • Мамин_абьюзерА чем грозят кредиты человеку, который живет в другой стране? Или вы уехали туда не на ПМЖ и собирались вернуться?1
  • Алина ГладковаГусь_люблю_бабусь, хороший вопрос. В целом, прямо сейчас ничем не грозили бы, я не планирую в ближайшее время возвращаться. Для меня это было делом принципа. И ещё я думала о том, как это может отразиться на моём будущем. Если мне нужно будет когда-нибудь взять кредит на открытие бизнеса, учёбу или ипотеку, то мне нужен хороший рейтинг. Вдруг я буду жить в стране, в которой это будет важно. Ну а если мне всё-таки придётся поехать в Россию, то я хочу, чтобы меня могли из неё выпустить.21
  • Алина ГладковаЗабаненый, я подозреваю, что они активно принимают участие во всём этом, но доказательств у меня, увы, нет.44
  • Забаненый за правдуАлина, скорее просто не следят за своими сотрудниками из-за смехотворных штрафов и тотальной безответственности: Разворовали деньги из-за того что сотрудник недоглядел или просто продал ваш номер посторонним? Очень жаль, но мы не виноваты, все претензии к мошенникам. "Утекла"(то есть другой сотрудник за три копейки продал первому встречному) базу-ловите штраф АЖ в 60тыс рублей на многомиллиардную компанию а сотрудника мы аж уволим ну или просто отругаем35
  • Алина ГладковаЧикиПукиЛаЛаЛа, хорошо, спасибо22
  • Егор ВяткинОни правда так странно работают.2
  • Гришин Р.Забаненый, им отдельное место в аду3
  • КонстантинУ меня тоже гос услуги ломанули 2 займа взяли. Бы си по решилось все, сразу в МВД пошел. Написал письма с фото талона с полиции в 2 МФО сразу все сняли.7
  • Алина ГладковаКонстантин, здорово, что у вас получилось так оперативно решить проблему. Но у всех обстоятельства разные. Как вы могли заметить, в тексте я написала, что за пределами России разбираться с подобными проблемами сложнее. Я не ходила лично в полицию и офисы МФО, но я делала то, что могла. Полиция рассматривала моё заявление больше месяца и в итоге отказала в заведении уголовного дела, поэтому я действовала своими силами.9
  • Андрей877Константин, у меня взламывали Госуслуги только чтобы 4 киргизов на миграционный учёт поставить по моему адресу. Приложили скан якобы моего паспорта, а там и фото другое, и подписи, штампы не совпадали. Пришлось ехать в МФЦ и писáть на отмену. А займы на меня пытались взять и без Госуслуг. И если отказ не потому что мошенники, а потому что плохая кредитная история, то за запрос в БКИ без моего согласия пишу жалобу в Центробанк и МФО-шке выписывают штраф.16
  • НиколайЗабаненый, у любого оператора, насколько я в курсе, через шесть месяцев "молчания" с непополняемым балансом любой номер отвязывается от абонента и запускается в продажу. Здесь в статье правильные рекомендации дали: как минимум пополняйте счёт, как максимум ещё и звоните с него. Если номер не нужен (а полгода отсутствия активности на нем именно это по мнению операторов мобильной связи и означает), то надо, конечно, оперативно отвязать его от всех сервисов. Во избежание.19
  • АватаркаНиколай, еще бы список сервисов на этот случай, а то все сразу и не вспомнишь, где телефон вводил.8
  • Boris Köln"настройте двухфакторную аутентификацию" Так второй фактор - это как раз СМС. Причем часто он же становится единственным после клика "забыл пароль"15
  • Andrey VorobevАлина, на каком уровне по вашему это происходит?0
  • Andrey VorobevКонстантин, сожгли мосты так сказать, не от большого ума это все15
  • Борислав Якунин-СвойскийУказанная в статье схема, по моему мнению, самая рабочая, и, почему-то ещё не прикрытая МВД РФ. Конечно, доказательств у меня нет, но убеждён, что оператор и мошенники в сговоре. В стране очень много номеров, которые к какому-нибудь финансовому инструменту да привязаны. Но, всё же основной вопрос у меня к автору статьи: неужели не нашлось времени перед отъездом закрыть договоры с оператором, или, на крайний случай, сменить контактный номер телефона во всех используемых вами приложениях? Как минимум, подтверждённые госуслуги - это не шутка, это ваша электронная жизнь в РФ. Рад, что у вас получилось решить вопрос, и крайне не рад, что МВД не нашло состава преступления и не завело уголовное дело, так как, если верить вам, и вы не брали кредитов, то кому-то то деньги мфо перевели на карту?! Узнать кому, отправить дознавателя и так далее. Всего доброго вам.16
  • Никита ИвановНиколай, 120 дней средний срок2
  • Рустам Инвестор2008Константин, какие суммы взяли и как у них дела?4
  • Азиатская умницаКонстантин, а как ломанули?1
  • КонстантинЯна, Без понятия.0
  • ИванBoris, на Госуслугах относительно недавно появились нормальные коды через приложение аутентификации5
  • Вилена ВиловаНу какие проблемы то, я не понимаю вот, взрослые же люди. Если уезжаешь за рубеж, ну оформи как-то самый дешёвый тариф и плати себе копейки, чтобы он сохранялся, чем потом ныть. у меня был знакомый, тоже вечно умотает за рубеж на полгода, год, потом проблемы с симкой, долги по связи копятся, кредит по номеру в 2 тыс до нуля использовал, номер заблокировали, а он удивляется. Ну что это как не детство. Я потом его ЛК к своему привязывала, и при отъездах длительных настраивала оплату 30р в месяц для сохранения номера. А то, что все банки и карты и госуслуги привязаны к этому номеру вообще в голову человеку не приходит. Как живут - непонятно6
  • Вилена ВиловаЧикиПукиЛаЛаЛа, а те, кто не уехал, за что по-вашему, получают?5
  • Тимур ВихаревКабздец, а какая разница? Если вы не будете пол года совершать никаких платных действий на тарифе, вам любой оператор сольет баланс в ноль и закроет договор. А если ещё в течёт шести месяцев вы не по шевелитесь - номер снова попадёт в пул доступных для продажи.2
  • Елена ГордиенкоПолучается надо было отвязать номер от госуслуг?7
  • Просто КатяАндрей, действительно, страшно в мфц сходить один для сброса, а кредиты мошеннические получать не страшно. 😁 тут уж каждый сам выбирает, что ему страшнее.14
  • Заурядный человекВилена, понаоставались!5
  • ИлиАЯ офигеваю от таких "адвокатов" которые предлагают "мирный" вариант "лапки к верху".1
  • cenomiy mortourumАлина, Случай был совсем не давно. Мне надо было закрыть номер, весит без дела. Пришёл в офис, написал заявление, даже копию специально попросил для меня сделать. И все, пошёл радостный домой. Проходит неделя, думаю надо глянуть что с номером, по опыту скажу что не верю я этим работникам идиотам. И мои подозрения оправдались. На номер все так же спокойно заходил и баланс ушёл в минус т.к. была абонентская плата на тарифе. Оказывается тот "работник" просто тупо не загрузил заявление на расторжение договора. Хорошо что копию сделал. Пришлось делать все самому. Сразу загрузил, подписал все бумажки и на следующий день закрыли номер.13
  • Алексей РВсе что нужно было сделать вовремя и сразу, это пойти в мфц и поменять номер, который привязан к госуслугам. Лично я вообще в качестве логина использую почту! Пароль - смс код. Меняешь номер - меняй его везде!1
  • Федор УсовКакие дегенераты на грантах все это проектировали? Почему бы просто не отсылать в какое-то единое гос. учреждение инфу о смене владельца номера? Почему бы госуслугам просто не проверять владельца номера на соответствие через запрос оператору? Нет, сделаем через жопу7
  • Sunny WaysМне на Госуслуги прилетели исполнительные производства от судебных приставов, долги за микрозаймы, которых я не брала. Сходила в суд и отменила их, собираюсь идти в полицию и вообще подавать в суд, чтобы отменять эти долги.1
  • Сергей БурдинАндрей, современные приложения генерации одноразовых кодов имеют функцию бэкапа в облако. После переустановки системы достаточно залогиниться и всё восстановится.6
  • Дмитрий БерестневИлиА, Суд возмещает услуги представителя "в разумных пределах" - дословная цитата ст. 100 ГПК РФ. При цене иска 16 000 возместят тысяч 5, осталось найти юриста, который готов за такие деньги: 1) Составить и подать в суд исковое заявление 2) минимум пару раз сходить в заседание 3) выиграть дело 4) получить исполнительный лист 5) предъявить его к исполнению Ну вот например у меня минимальная стоимость услуг 30 000 за полное ведение дела в суде. Вот и считайте в арифметику простейшую. Готовы заплатить 25 000, чтобы отбить иск в 16 000? Думаю примерно это юрист клиентке и рассказал. Только гонорар мог быть менее гуманным, в случае, например, Москвы или Питера, это вам не провинциальная Самара. Да и дело-то не вот прямо выигрышное - доказать ,что именно пролюбила пароль, а не сама вошла и кредитов набрала, да еще когда клиентка за границей была и есть (оттуда, кстати, и на Госуслуги зачастую не пускает :). У меня недавно аналогичное дело по иску МФО к моей клиентке закончилось отказом от иска той стороны. НО клиентка не пролюбила пароль на Госуслуги, "просто" кто-то по ее копии паспорта оформил сим-карту, потом - в онлайн МФО взял займ (без явки в офис - да, и так можно, представьте себе) и перегнал на свою карту. Полиция, естественно, тоже написал отказ в возбуждении дела (правда, даже не потрудилась его текст ни клиентке ни в суд приложить, только сопроводительное письмо "отказано в возбуждении дела"). А по поводу мошенников и там переводов со счетов - тут только что закон приняли с помпой - банки обязали возвращать деньги, которые увели мошенники. А до этого некоторые банки настойчиво предлагали страховые полисы от таких случаев. Только вот и без всего этого один мегабанк возвращал моей клиентке деньги, которые у нее со счета списали без ее ведома, да еще со штрафом потребительсикм - просто "готовить их надо уметь" :)5
  • Галлям БикташевАндрей, есть отличный вариант для того, чтобы не иметь таких проблем. Рецепт лично мой, сам им пользуюсь уже несколько лет, за это время менял и телефоны, и компы, а пароли и одноразовые коды все еще со мной Есть, без преувеличения, прекрасный open source менеджер паролей под названием KeePass. У него довольно много разных клиентов (тоже open source) под различный платформы. В частности, я пользуюсь KeePassXC для Windows/Mac и Keepass2Android для телефона (на iOS тоже есть, у жены устанавливал, но не вспомню название) Он позволяет сохранять логины, пароли и в целом произвольные защищенные данные. И в частности он позволяет хранить TOTP коды авторизации. Практически все (я еще не встретил ни один "не такой") сервисы генерируют TOTP секреты по стандарту RFC 6238, который как раз поддержан в KeePassXC/Keepass2Android. Нужно только вставить при настройке секрет, который выдает сайт (обычно есть вариант показать секрет, но если нет, можно любой программой чтения QR кодов прочитать этот секрет) Схема использования такая: - создать БД паролей (*.kdbx файл) - положить его в облако, которое синхронизируется с устройством И имеет WebDAV подключение (я пользуюсь Яндекс.Диском) - после этого на всех устройствах добавить автоматическую синхронизацию этого файла и использовать в KeePassXC именно этот файл - на телефоне я подключаюсь через WebDAV В итоге получается, что файл с паролями и TOTP секретами находится в облаке, которое синхронизируется со всеми устройствами. Если на каком-то устройстве обновили БД, то и на остальных синхронизация подтянет изменения. Все устройства так же хранят локальную копию, на случай внезапной пропажи БД из облака. Поэтому разом потерять все копии БД становится практически невыполнимой задачей3
  • Яна ПанфиловаИгорь, ваши советы практически нереальны. Электронная подпись, например, обязательно нужна врачам в регионах с цифровыми мед. книжками. А также предпринимателям, работникам гос. учреждений и пр. Без госуслуг нынче ещё трудней. Практически все государственные и муниципальные услуги осуществляются через этот сервис,включая запись ребенка на кружок.2
  • Наталья КирутаPalladin, вовсе необязательно всё это знать. Достаточно чего-то одного. Номер телефона в данном случае и будет логином1
  • ЕвгенийВилена, а потом ещё на мошенников стрелки переводят или операторов, которые с вышеуказанными в сговоре😊1
  • ЕвгенийЕвгений, а потом и какие то ущербные минусят😊0
  • КамильBoris, ну не всегда, двухфакторная не означает только смс, есть еще несколько вариантов. К тому же ее нужно настраивать на текущий используемый номер.0
  • КамильСитуация конечно неприятная, но с тех пор когда цифровое взаимодействие стало неотъемлемой частью жизнедеятельности, необходимо учится или знать минимальные меры по обеспечению своей безопасности. Это сродни тому, что многие люди перебегают дорогу игнорируя пешеходный переход, пока не попадут в дтп. Мы привыкли следить за ключами от дома или квартиры, порой меняем замки, не доверяем дубликаты ненадежным людям и т.д. С доступами к аккаунтам такая же история. Достаточно хоть изредка менять пароли, не использовать общеупотребительные выражения, отвязывать неиспользуемые номера и устройства от используемых аккаунтов, удалять ненужные аккаунты если это необходимо. В общем берегите себя!2
  • АлексейЗабаненый, по поводу спама. Не знаю как у остальных операторов, не пользовался, но в Мегафоне всё отключается при визите в их салон. В личном кабинете тоже есть какие-то функции, но далеко не все. В салоне тоже сначала будут отрицать, что такое вообще возможно. Но я как-то загуглил, что вообще можно у них потребовать, настоял, и мне отключили все рекламные пуш-уведомления, рекламные смс от Мегафона и от его "партнёров" и т.д., вообще всё. Теперь получаю от Мегафона только напоминание о списании очередной ежемесячной платы.1
  • Мирослав СвободинЧитаю в статье это: "Я всегда боялась стать жертвой мошенников..." и поражаюсь людям. Так, а чего ж вы тогда, снова цитата: "Но из другой страны это делать неудобно". И вишенькой на этом торте ваших неверных действий стало это: "Оказалось, что после отключения моего номера за неиспользование его быстро выкупили...". То есть убываем за границу, а разобраться даже с телефонными номерами не можем? Или не желаем? А ведь сейчас симка по нанесенному вреду - это порой больше, чем ваш потерянный паспорт! Про это часто пишут в СМИ и как же вы боялись стать жертвой мошенников, если про такие вещи даже не слышали и не читали нигде что-ли? Все ненужные симки надо официально закрывать через салоны сотовой связи и информировать все ваши банки и организации о смене номера! Мошенники не дремлют!1
  • Лоочеловек просто бросил привязанную к госуслугам симку и номер, а потом удивляется, что кто-то недобросовестный воспользовался глупостью бросившего. Может даже сама кредиты и наполучала, всегда можно соскочить, заявив, что не в стране находится.3
  • Сибирский КурьерБорислав, был вроде некий законопроект, который обязывает операторов связи отправлять уведомление на Госуслугах о том, что номер будет возвращён в общий оборот1
  • Наталья КирутаСибирский, да и стоит такая информация копейки0
  • Александр КапустинКорень проблемы, полагаю, в том, что на госуслугах ОДНОФАКТОРНАЯ аутентификация. Единственный фактор - это владение сим-картой. С ее помощью можно "восстановить" пароль, то есть второго фактора - пароля - по факту нет! Именно госуслуги, т.е. государство, виновато в описанной проблеме!!! Двухфакторная аутентификация должна быть действительно ДВУХфакторной, а не однофакторной. Государство - исправься!0
  • Alexander SagradjanЧтобы избежать ситуаций с кредитами, как вариант, можно зарегистрироваться в НКБИ (Национальный Банк Кредитных Историй), там есть опция "Защита от мошенников" стоит 750руб/год. В случае попытки взять кредит, без вашего ведома, вам будет приходить уведомление об этом, а так же о реквизитах банка.0
  • МахтиДа мама попалась мошенникам0