
Как фундаментальный анализ помогает принимать решения в обычной жизни
В жизни мы постоянно принимаем решения, связанные с деньгами, и каждый раз стараемся, чтобы они оказались эффективными. При этом сделать правильный выбор часто непросто: купить машину или арендовать, гасить ипотеку досрочно или продолжать платить по графику, купить акции Tesla или Geely? В случае с выбором акций на помощь приходит фундаментальный анализ, но и в обычной жизни понимание его принципов помогает принимать качественные финансовые решения.
Многим кажется, что фундаментальный анализ — это что-то сложное с огромным количеством цифр и отчетов, но это не всегда так. Существуют очень простые и понятные метрики, которые позволяют быстро оценить привлекательность актива. В этой статье я расскажу о том, как фундаментальный анализ помогает мне принимать повседневные решения, как он защитил меня от невыгодной сделки с гаражом и помог вовремя поменять автомобиль.
Как работает фундаментальный анализ
Фундаментальный анализ — комплекс мер для оценки и определения справедливой стоимости бизнеса с учетом широкого набора экономических, политических и других факторов. Главная цель анализа — найти активы, которые в настоящий момент выглядят недооцененными в сравнении с их справедливой стоимостью, с конкурентами или историческими средними значениями.
Использование фундаментального анализа наиболее распространено в инвестициях и базируется на концепции внутренней ценности, которая строится на трех принципах:
- Рыночные цены на активы часто не отражают реальную стоимость компании.
- Стоимость, отраженная в фундаментальных данных, ближе к справедливой стоимости бизнеса.
- В долгосрочной перспективе фондовый рынок стремится приблизить рыночную стоимость к справедливой стоимости бизнеса.
Сторонники фундаментального анализа стремятся определить справедливую стоимость акции на основе собранных фундаментальных данных: финансовой отчетности, сравнения с конкурентами, положения дел в отрасли и экономике в целом. Если рыночная цена на актив ниже справедливой цены, то такой актив считается недооцененным и привлекательным для инвестиций: согласно концепции внутренней ценности рынок должен стремиться к сокращению разрыва между справедливой и текущей ценой.
Самый простой способ сравнения — использование мультипликаторов
Среди других популярных мультипликаторов чаще всего использую соотношение цены и прибыли — P / E — и соотношение цены и выручки — P / S. При этом для каждого сектора и страны значения нормы будут отличаться, но при прочих равных, чем меньше значение, тем лучше.
Мультипликатор P / E показывает, во сколько годовых прибылей оценивается компания или какой у бизнеса срок окупаемости при текущей прибыли. Например, вы хотите купить готовый бизнес и у вас есть два потенциальных объекта для инвестиций с одинаковой стоимостью: автомойка и аптека. Числа в таблице указаны для примера и могут отличаться от реальных показателей бизнеса.
Стоимость бизнеса и годовая выручка автомойки и аптеки, млн рублей
Автомойка | Аптека | |
---|---|---|
Стоимость готового бизнеса | 1,5 | 1,5 |
Выручка в год | 2,6 | 6,0 |
Стоимость бизнеса и годовая выручка автомойки и аптеки, млн рублей
Стоимость готового бизнеса | |
Автомойка | 1,5 |
Аптека | 1,5 |
Выручка в год | |
Автомойка | 2,6 |
Аптека | 6,0 |
Сравнивая эти показатели, можно подумать, что выгоднее открыть аптеку, потому что ее годовая выручка в 2,3 раза больше в сравнении с автомойкой. Но выручка — не главный показатель бизнеса, и в некоторых секторах большая выручка совершенно не означает большой прибыли.
Я часто слышу в социальных сетях, как предприниматели меряются друг с другом размерами своего оборота, но даже при миллиардных оборотах чистая прибыль может быть невысокой или вообще отсутствовать. Поэтому для выбора между аптекой и автомойкой нам нужно углубиться в анализ, понять, какую прибыль может приносить каждый бизнес, и сравнить их эффективность.
Финансовые показатели автомойки и аптеки, млн рублей
Автомойка | Аптека | |
---|---|---|
Чистая прибыль в год | 1,17 | 0,5 |
Рентабельность | 45% | 8,3% |
P / S | 0,57 | 0,25 |
P / E | 1,28 | 3 |
Финансовые показатели автомойки и аптеки, млн рублей
Чистая прибыль в год | |
Автомойка | 1,17 |
Аптека | 0,5 |
Рентабельность | |
Автомойка | 45% |
Аптека | 8,3% |
P / S | |
Автомойка | 0,57 |
Аптека | 0,25 |
P / E | |
Автомойка | 1,28 |
Аптека | 3 |
После анализа новых данных видно, что автомойка — более выгодный бизнес. При аналогичных вложениях размер чистой прибыли выше в 2,3 раза, несмотря на меньшую выручку. В результате мультипликатор P / E для автомойки более чем в 2 раза привлекательнее в сравнении с показателем аптеки. Рентабельность отличается в 5 раз, а это значит, что автомойка легче переживет спад продаж в сравнении с аптекой.
Это был простой пример, чтобы показать принципы фундаментального анализа и работы мультипликаторов. Подробно о применении фундаментального анализа для целей инвестиций мы уже писали в другом материале, как и о работе мультипликаторов.
Как я применяю фундаментальный анализ в жизни
С 2020 года я снимаю гараж в небольшом кирпичном комплексе рядом с домом. Стоимость аренды — 4500 ₽ в месяц, или 54 000 ₽ в год. Коммунальные платежи включены. В среднем в моем районе похожие гаражи сдаются в аренду минимум за 5000 ₽ в месяц.
После нескольких месяцев аренды я задумался о том, чтобы его купить, и поинтересовался у хозяина стоимостью. Он был готов мне продать его за миллион рублей — это средняя цена на похожие гаражи в районе. Но покупать его я не стал, потому что это невыгодная сделка, и вот почему.

При цене в миллион доходность сделки для меня составит 5,4% годовых — я заплачу миллион рублей за покупку и буду экономить 54 тысячи в год на арендных платежах, которые делаю сейчас. Если перевести это на язык мультипликаторов, то показатель P / S этого гаража будет равен 18,5. Другими словами, гараж оценивается в 18,5 годовой выручки, и это очень много.
Кто-то может поспорить и сказать, что я не учитываю изменение стоимости самого гаража, но здесь все весьма неоднозначно. С одной стороны, в последние три года стоимость гаражей, как и другой недвижимости, росла. РБК отмечал рост цен на 18% в среднем по России за период с января по сентябрь 2022 года. С другой стороны, в 2020 году один из пользователей автомобильного портала Drive2 отмечал, что с 2014 по 2020 год стоимость гаражей в Рязани не росла, а падала.
Для принятия решения о покупке гаража я также решил сравнить этот вариант с альтернативным размещением миллиона и проанализировал два варианта: покупку облигаций и покупку акций. Кстати, спустя три года цена, по которой хозяин готов продать гараж, не изменилась. Поэтому посчитаем альтернативные варианты исходя из текущих цен и ставок доходности на биржевые активы.
Альтернатива: облигации. Если на миллион рублей сформировать портфель из государственных облигаций с разными сроками погашения, то можно рассчитывать на купонную доходность около 10% годовых. С учетом налога на купоны чистыми будет выходить около 87 тысяч рублей в год, что в 1,6 раза больше в сравнении с текущей арендной платой.
За аренду гаража нужно будет заплатить 54 тысячи рублей, а оставшиеся 33 тысячи можно реинвестировать обратно в покупку облигаций, что в будущем будет обеспечивать рост доходности за счет покупки большего количества облигаций в портфеле. На первый взгляд, этот вариант выглядит простым и безопасным, но он не учитывает будущего роста стоимости самого гаража.
Альтернатива: акции. Если на миллион рублей сформировать портфель из дивидендных акций российских компаний, взяв за основу «Доходъ Индекс дивидендных акций РФ (IRDIV)», то можно рассчитывать не только на дивидендную доходность около 13,8% годовых, но и на рост самих акций, который будет покрывать инфляцию на длительном временном горизонте. В этом случае дивидендные выплаты смогут покрыть стоимость аренды, а рост позволит защитить инвестиции от инфляции. Но этот вариант более рискованный, потому что акции могут упасть в цене, а компания — отменить или сократить дивидендные выплаты.
Альтернатива: сбалансированный портфель. Поэтому для снижения рисков и гарантированного получения дохода, достаточного для оплаты годовой аренды, более правильным выглядит вариант с формированием портфеля из акций и облигаций. Облигации будут обеспечивать получение необходимого купонного дохода, а акции — рост. Чтобы получать чистыми 54 тысячи рублей в год при купонной доходности по облигациям в размере 10% и с учетом НДФЛ, нужно купить облигаций на 625 тысяч рублей. Оставшиеся 375 тысяч можно вложить в акции в соответствии с вашим профилем риска.
Такой подход выглядит рациональным и сточки зрения ликвидности. Средний срок продажи гаража в России составляет 200 дней, и если вдруг деньги понадобятся срочно, то придется делать скидку. В случае с биржевыми инструментами срок выхода из позиций исчисляется днями. Но в этом случае большое внимание стоит уделить ценовому риску, который можно снизить за счет диверсификации.
Так что умение анализировать и просчитывать альтернативные варианты уберегло меня от невыгодной сделки и сохранило деньги.
Где еще работает такой подход
Как фундаментальный анализ помог мне купить машину. В мае 2021 года я поменял машину и купил Kia Sportage в максимальной комплектации за 2,4 млн рублей. Предыдущий автомобиль меня вполне устраивал, но, читая аналитику и исследования, я понял, что цены будут расти и если я не куплю сейчас, то потом это будет стоить сильно дороже.
В современных автомобилях до 40% стоимости формируется за счет электронных компонентов, а в 2021 году мир столкнулся с сильной нехваткой полупроводников, которая сказалась, кроме всего прочего, на автомобильном рынке. К маю 2021 года срок поставки новых чипов после заказа достигал 16 недель, хотя еще в декабре 2020 года составлял около 13 недель. В результате на глобальном автомобильном рынке возник дефицит. В итоге я собрался и поехал к дилеру на разведку. В салоне стояла машина нужной мне комплектации — только в сером цвете, а я хотел в черном. Но ждать черный цвет пришлось бы не меньше 6 месяцев, в течение которых цены продолжали бы расти, поэтому я взял серый.
Мой расчет оказался верным: стоимость автомобилей начала стремительный рост и к марту следующего года аналогичный Sportage продавали уже за 3,5 млн рублей, или на 45% дороже в сравнении с моей покупкой. Даже сейчас на вторичном рынке эти машины продаются по цене около 3 млн рублей, или на 25% дороже моей покупной цены.
В этом случае мне помогли не мультипликаторы, а фундаментальное исследование рынка и его тенденций. В результате я вовремя купил хорошую машину и сэкономил миллион рублей.


Аренда или покупка автомобиля. В последние несколько лет растет популярность каршеринга, и в качестве альтернативы я мог бы рассмотреть не покупку автомобиля, а его аренду. Это избавило бы меня от расходов на страхование, техническое обслуживание и налоги. Но в этом вопросе ключевым для меня был сценарий использования автомобиля. Мы много путешествуем на машине и часто выезжаем за пределы региона, а большинство сервисов каршеринга не разрешает подобное использование.
За последний год мы дважды ездили на Алтай, а поездки в соседние Новосибирск и Кемерово за год исчисляются десятками. Поэтому я не рассматривал вариант с «шерингом» из-за возможных рисков: нужного автомобиля может не оказаться в наличии и я не могу быть уверен в его исправности. Тем более в Томске, где мы живем, очень ограниченное предложение подобных услуг.
Но если вы живете в крупном городе с развитым рынком каршеринга, у вас нет загородного дома или дачи и вы не выезжаете за пределы региона, то вариант с краткосрочной арендой автомобиля может оказаться выгоднее в сравнении с покупкой. Для точных расчетов подготовьтесь и соберите информацию:
- Проанализируйте свои поездки в течение года и оцените суммарный километраж.
- Оцените стоимость обслуживания автомобиля, которым вы хотели бы владеть или уже владеете: сколько стоит страховка и техническое обслуживание, какой размер налога и сколько денег будет уходить на бензин.
- Сравните с альтернативными вариантами в виде такси или каршеринга исходя из интенсивности использования.
После этих расчетов вы наверняка сможете ответить, какой из вариантов будет для вас подходящим.
Что еще важно
Фундаментальный анализ — универсальный метод для принятия финансовых решений, выходящий далеко за рамки фондового рынка. С его помощью можно принимать решения о вложениях в бизнес, выбирать между покупкой или арендой автомобиля, сравнивать доходность и результативность арендной недвижимости и фондового рынка.
Главное — не лениться и углубляться в числа. Я часто сталкиваюсь со стереотипами в духе «недвижимость всегда растет в цене, поэтому лучше я куплю квартиру и буду сдавать ее, чем вкладывать в твой фондовый рынок, который скачет туда-сюда».
Волшебный инструмент. В сентябре 2023 года я выгрузил статистику по классам активов за 20 лет с помощью сервиса Okama, и вот некоторые выводы.
Фондовый рынок — самый доходный инструмент на длинном горизонте. Индексы Мосбиржи и S&P 500 полной доходности за 20 лет показали близкие результаты, а в сравнении за 10 лет американский рынок опередил российский в 2 раза. Но на коротких сроках фондовый рынок может проиграть другим классам активов, и это нормально.
Недвижимость проиграла фондовому рынку и за 10, и за 20 лет, а с 2010 по 2016 год цены на недвижимость росли медленнее инфляции и сильно отстали от динамики фондовых рынков. Но за период с 2020 года недвижимость оказалась самым доходным активом из всех.
Покупка долларов и хранение их в наличных не спасло от инфляции: за 20 лет динамика доллара оказалась в 2 раза хуже инфляции. Даже хранение долларов на депозите не помогло бы обогнать рублевую инфляцию. А вот на горизонте последних 10 лет курс доллара в два раза обогнал инфляцию.
ОФЗ принесли больший доход в сравнении с корпоративными облигациями и обогнали инфляцию на 20-летнем горизонте.
Золото по итогам 20 лет в пересчете на рубли показало сопоставимый с фондовым рынком результат, но за период с 2014 по 2016 упало на 25%.

Не существует волшебного инструмента, подходящего для всех и в любое время. Любое решение в управлении капиталом должно быть основано на анализе, а не на эмоциях.
Анализ против эмоций. И на эту тему есть замечательное исследование. В 2009 году Morningstar поделился анализом результативности популярных фондов и сравнил их со средними результатами инвесторов. Выводы аналитиков удивительны. Например, CGM Focus Fund в период с 1999 по 2009 год показывал среднегодовую доходность в 17,84% годовых, несмотря на то, что на этот период пришелся крах «доткомов» в 2000 году и глобальный финансовый кризис в 2008. Индекс S&P 500 за аналогичный период показал доходность на уровне около нуля.
Но средний инвестор CGM Focus Fund терял 16,82% в год, потому что действовал на основе эмоций. Когда акции фонда росли и были близки к локальным максимумам, приток капитала в фонд увеличивался. А когда акции фонда начинали падение и были близки к локальным минимумам, увеличивался отток капитала из фонда. Получалось, что инвесторы покупали на максимумах, а продавали на минимумах и вместо получения дохода вместе с фондом теряли деньги.

Что в итоге
Волшебного инструмента для инвестиций не существует, и главное в управлении капиталом — правильное распределение активов в портфеле и совершение действий в правильное время на основе анализа, а не обычаев и привычек.
Но то же самое справедливо для принятия значимых финансовых решений в жизни. Не нужно покупать квартиру, если все друзья и знакомые побежали это делать, — нужно провести собственный анализ и оценить привлекательность такой сделки. Не нужно вкладывать в акции Virgin Galactic, потому что об этом пишут в популярных СМИ или телеграм-каналах, — нужно провести фундаментальный анализ и оценить перспективы бизнеса и его риски.
Желаю вам удачи в этом деле, а редакция инвестиций вам в этом поможет.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique
02.10, 13:36
Статья неплохая для новичков, но я не понимаю вашего примера про автомобиль. Цена его стала настолько выше совершенно не из-за подорожания полупроводников, а из-за событий февраля 2022 года, которые вы в декабре 2021 года предугадать, при всем уважении, никак не могли. Соответственно, ваш пример абсолютно не релевантный: ваш, как вы пишите, расчет - результат удачного стечения обстоятельств на который лишь косвенно повлиял ваш анализ (вовремя появилось желание поменять автомобиль, и в этот момент рынок полупроводников оказался в дефиците, что и подтолкнуло вас к скорой смене автомобиля). Цены автомобилей в России после февраля 2022 года итак бы выросли существенно, вне зависимости от изменений на рынке их компонентов. Исходя из этого - не понимаю, зачем выдавать результат удачи за пример грамотной оценки рынка.
02.10, 14:55
Александр, вот к примеру статья Bloomberg, в которой рассказывается о росте цен на авто в Германии с 2021 по 2022 год на 25% на фоне роста цен на полупроводники и их нехватки https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-05-02/tight-supply-chains-are-triggering-record-german-used-car-prices
Вот статья о росте цен на авто в США на 20%+
Главная причина — нехватка чипов.
https://www.cnbc.com/2022/01/08/new-and-used-car-prices-keep-climbing-dont-expect-relief-soon.html
Таких примеров могу по каждому крупному авторынку собрать. Февральские события ускорили рост цен, но они начали расти задолго до них по причине дефицита автомобилей на фоне нехватки чипов.
02.10, 18:00
Роман, заранее прошу прощения за длинный комментарий.
Но цены в принципе растут всегда, поэтому любые негативные события только ускоряют их, единственный вопрос - какое событие в какой мере. Поэтому не понимаю вашего вывода в комментарии: конечно, цены начали расти задолго до февраля 2022, но и, собственно, задолго до пандемии, когда случился дефицит. На сколько автомобили подорожали с 2014 или с 2008 года? Или с 2000?
Расскажу на примере моего прошлого автомобиля (приводя для примера цены новых автомобилей в указанные мной моменты времени):
Мой автомобиль стоил:
когда я его купил в конце 2013 года - 1300к
в конце 2014 года - 1560к
в конце 2019 года - 2500к
в конце 2021 года - 3100к
в марте 2022 года - 5300к (дефицит уже есть, параллельного импорта еще нет)
Речь идет о Mazda CX-5 в максимальной комплектации. Может быть это, конечно, японцы такие странные, но тренд очевиден - подорожание на 24% за 2 года с 2019 по 2021 и подорожание на 71% за 4 месяца. Вот этот факт я и экстраполирую на рынок новых авто.
В обеих статьях, указанных вами, речь идет о рынке подержанных автомобилей. Я совершенно не эксперт, и это мое предположение, но я думаю, что данный рынок не отражает изменение цены на новые автомобили, и вполне может быть вызван "истерическим" взрывом спроса не в связи с подорожанием автомобилей у дилера, а в связи с самим фактом невозможности их приобретения или крайне долгого ожидания. Соответственно, не могу по ним сделать вывод о росте цен на новые автомобили в указанный период.
Исходя из вышеизложенного продолжаю считать, что основной компонент роста стоимости автомобиля в вашем примере - черный лебедь февраля 2022 года, которого никто не мог предугадать.
30.09, 16:59
Гараж будет окупаться ещё дольше. При расчётах не учтено, что 54000 в год - это арендные платежи с включёнными коммунальными платежами, которые никуда не денутся в случае покупки.
28.09, 09:32
user2446264, мне уже этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного: покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным.
26.09, 11:11
Момент про покупку российских дивидендных акций, позабавил. То есть человек беспокоится, что окупаемость гаража будет 18 лет без учёта инфляции, но то, что акции могут просто упасть в 2 раза уже не так волнует автора, да?
А так же, когда у нас доходность офз стала 10% с учётом налога? Это расчет с тем, что мы их будем держать 30 лет до погашения? Из офз можно собрать максимум 8% с регулярными выплатами без учёта налогов
26.09, 11:20
Ярослав, кроме того, автор, не парясь, говорит о зарубежных фондах (как собственно Т-Ж в старые добрые времена). И где теперь часть этих фондов? Давайте-ка вспомним. У меня до сих пор 10% портфеля в заморозке.
26.09, 13:08
Karl, а кто ограничивает вас в покупке зарубежных фондов через иностранного брокера? Они как торговались, так и торгуются
26.09, 12:19
Ярослав, ну акции упали и вырастут. Если вы не инвестор, а спекулянт, то для вас это проблема. Дивиденды дают денежный поток — расчет в примере именно на это.
Как вы посчитали 8% в офз, поделитесь пожалуйста.
26.09, 10:36
Поскольку у компаний есть долги, лучше смотреть не на P/E а на EV/EBITDA, также стоит обращать внимание на свободный денежный поток (FCF).
26.09, 12:21
Антон, все верно, но это чуть более сложный мультипликатор. В статье есть ссылки на материалы по мультипликаторам и там он разобран.
27.09, 07:06
про CGM Focus любопытное исследование, спасибо. Меньше суеты — лучше результат
28.09, 15:30
Roman, я только не поняла, люди ориентировались на цену акции компании, принимая решение вложиться в фонд (не в акцию) или продать?
27.09, 16:58
А что если не купил гараж, а арендодатель поднял аренду?
03.10, 08:11
класс - все по полочкам!
27.09, 14:32
Добрый день, Роман!
Очень интересная и поучительная статья, спасибо за труды! Не могли бы вы порекомендовать литературу на тему фундаментального анализа человеку-новичку в мире инвестиций? Буду очень благодарен 🤝
28.09, 02:40
Борис, вот несколько хороших и не самых сложных книг.
Бенджамин Грэм — Разумный инвестор
Питер Линч — Метод Питера Линча
Елена Чиркова — Как оценить бизнес по аналогии
28.09, 09:47
Роман, спасибо большое! 🤝 также подскажите, пожалуйста, мне прям ОООЧЕНЬ рекомендовали Манифест инвестора Уильяма Бернстайна. Читали? Что скажете?
28.09, 10:20
Борис, тоже хорошая книга, но она не только про анализ, а больше про управление портфелями и создание капитала
29.09, 16:19
Kia Sportage сейчас ведь по другому выглядит?
29.09, 19:05
Михаил, да, сейчас 5 поколение, которое начали продавать со второй половины 2021 года в России. А я купил 4 поколение в мае 2021, новых тогда еще не продавали.