Мнение: официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Мнение: официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Этот текст — комментарий читательницы Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

Сейчас будет полотно по поводу чаевых официантам и барменам. И да, я работала в общепите.

Официантам платит работодатель, и если не устраивает зарплата, нужно валить — да, вы совершенно правы. Опустим тот момент, что в общепите люди в принципе не окладами зарабатывают. Но вы не правы, когда требуете от персонала максимум внимания, зная, что никаких чаевых не собираетесь оставлять, — а потом с оттопыренным мизинчиком говорите: «Это их работа».

Так вот, работа официанта — встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения. А когда вы начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлеченные темы и другими способами требовать внимания за спасибо — вы не правы.

Это уже не входит в обязанности официанта, и предполагается, что за это оставляют чаевые.

Или когда приходит мамочка с ребенком, всучивает сок, говорит перелить и нагреть, потом просит отдельно принести трубочку, чем забирает очень много времени, а потом не оставляет ничего — это дно, извините.

Туда же относятся: «Дай, плиз, свою зарядку, телефон садится», «Поставь, пожалуйста, себе там куда-нибудь заряжаться», «Дружище, послушай историю моего расставания», «А дай сигу», «А можешь сделать коктейль не из меню? Нет ингредиентов? Я щас метнусь куплю — а ты сделаешь мне то, что я хочу». И так можно продолжать бесконечно.

Поймите, что у работников общепита кроме общения с гостями еще море обязанностей. Не тратьте их время, если придерживаетесь позиции «им платят». В эти минуты бармен может сделать нарезку, наполировать бокалы и сварить сахарный сироп, а у официанта не перейдут в другую прожарку стейки на раздаче и не умрут коктейли для других столов. Давайте уважать чужой труд, сколько бы и как ни платили работодатели. Опять-таки, я не говорю про прямые обязанности из разряда принять заказ или выслушать отзыв.


Редакция
10.09, 12:15
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:

Никогда не грузил официантов лишними заморочками, но хотелось бы чтобы основную свою работу (принять вежливо заказ, принести его вовремя) они делали за зарплату. Внимание к клиенту сверх необходимого минимума поощряю чаевыми.

120

Из того, что становится причиной НЕ оставлять чаевые:
1) долго не подходят принять заказ (ты уже закрыл/отложил меню и сидишь в телефоне)
2) когда тебе подают меню из 15-20 позиций, включая кофе, и не предупрежлают, что чего-то из меню сегодня нет
3) когда я говорю, что жду сок, начинают спорить и доказывать, что ничего такого я не заказывала вместо того, чтобы просто сказать «сейчас все будет» и принести
4) когда прошу салат, а потом суп, а мне, не уточняя последовательность подачи, приносят сначала суп, а потом салат (при заказе салат ВСЕГДА называю первым, пунктик такой)
5) когда приходится долго ждать чек
6) когда официант не подерживает зрительный контакт со своими столиками, из-за чего приходится махать руками или громко окликать
7) когда заявлено, что ресторан принимает карты, но заказав столик заранее, пригласив компанию друзей отметить др и получив чек на дцать тысяч, ты вдруг узнаешь, что тольком налом…. тут, наверное, не всегда вина официанта, но уж извините;)

Во всех остальных случаях не жду от официанта ничего, кроме стандартного процесса меню-заказ-подача блюда-уборка посуды-подача чека.Если процесс нигде не буксует - чаевые будут, 10 процентов уж точно.

95

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения клиента. Я пришёл, выбрал еду, дождался, пока принесут, съел, ничего плохого про еду не сказал, с официантами не разговаривал, расплатился по счету и ушёл. Может, вместо чаевых мне наоборот скидку сделают за то, что я такой хороший клиент, никого ни от чего упаси бог не отвлёк, не скандалил и ничего сверх положенного не требовал? Ну если им клиенты в принципе мешают, отвлекают от работы и вообще, надо вешать табличку «Вам здесь не рады. Идите отсюда в другое место. Надоели уже сюда ходить». :)

52

Алексей, у всего есть границы дозволенного. И просьбы зарядить телефон зарядкой официанта или подогреть сок, который ты купил не в ресторане, - это явный переход этих границ. А вежливое общение с окружающими - это в принципе нормально. За это не должны доплачивать.

P.S. В своей статье вы жаловались на то, что вам приходится осваивать Zoom, за который вам никто не платит, а от официантов требуете, чтобы они работали сверх нормы за зарплату. Похоже, вы думаете, что вам все должны.

33
Герой Т—Ж
Отредактировано

TryCatch, я от официантов, как выше и написал, ничего не требую. Телефоны я заряжаю дома, а сок пью какой принесут :) и «за жизнь» я с официантами разговаривать не собираюсь, я пришёл поесть, а не к психологу на приём. Пусть просто выполняют свои обязанности за зарплату и не требуют ничего от меня.

2
Отредактировано

Откуда вообще появилась тема с чаевыми, типа они обязательны? Говорят, в США нужно не меньше 20% оставлять, иначе считается, что ты грубиян.
Есть цена в меню, я заплатил. К чему платить больше?

Никаких доп услуг официант разумеется предоставлять не должен. Зарядку для телефона нужно включить в меню за отдельные деньги.

Мне вообще не нравится общаться ни с кем незнакомым, я бы ходил в кафе с роботами. И в такси стараюсь не ездить, чувствую себя неловко с чужим человеком в машине

42

Арсений, оттуда, что бизнес считает, что официанты обязаны зарабатывать в рф на чаевых, как в сша, а так вот тебе мрот, есть страны где чаевые не платят, они включены уже в стоимость блюд, например в Японии.
И вот тут получается веселье, что официантам говорят - зарабатывайте на чаевых, а люди потом не понимают почему официанты обижаются.

0
Герой Т—Ж

По названию темы было понятно, что не обойдется без мамочки с ребенком. Поэтому поработаю адвокатом обвиняемых)
1) в вас говорит та сторона менталитета северных стран, которая отвечает за нейтральность, большую дистанцию и максимальное неучастие (и я тоже причисляю себя к этому типу людей, поэтому такая работа не для меня). Но есть и другая традиция: проявление дружелюбия, снижение градуса официальности, обращение как к долгожданному гостю, которое часто присутствует в южных странах. И это не на 100% завязано на деньги. Просто люди имеют за правило встретить гостя коротким ламповым спичем, которое красит и их день тоже. Новые лица, разные голоса. Например, я пришла на массаж и плачу деньги массажистке за сеанс. При этом она мне (а не я ей!) весь час рассказывает про отпуск и про нового мужчину (а я терпеливо угукаю и улыбаюсь в ответ). Как вы считаете, это подразумевает скидку в цене массажа? Как чаевые в обратную сторону или это все же тонкости человеческого общения?
Помню свой первый переход из Шоколадниц в хипстерский пивной бар: как там официанты совершенно по-другому общались, с шутками и подъебками. Завсегдатаи приходят в любимое место и слышат от официанта "О, здарова, тебе как всегда? че, как?". Та же тема с баристой в кафешках.

2) Если у вас в заведении принято нейтральное обслуживание, и для вас такая тема не подходит, в чем проблема сказать нет? "Простите, но это не по регламенту, меня могут оштрафовать. Простите, но у меня нет с собой зарядного устройства. Простите, мне нужно принять заказ у еще одного столика, я пока вас оставлю". Так то на любой работе могут присесть на шею и обложить множеством чужих заданий. Если кто-то посчитает, что ты согласишься что-то сделать для него, он эту возможность скорее всего испробует.

41

Раньше оставлял чаевые, зачем-то всем. Сейчас только если официант постарался (как минимум общался с дружелюбным лицом).
Если не можешь или не хочешь работать в такой сфере, то сиди на окладе.

30
Герой Т—Ж

Мнение: официант должен хотябы знать своё собственное меню.
На наших южных курортах официанты знают своё собственное меню далеко не всегда.

24

Alexander, официанты наших южных курортов в большинстве своём это боль(

6

Котя, наши южные курорты в большинстве своем боль. fxd

23

Alexander, "На наших южных курортах официанты знают своё собственное меню далеко не всегда", а иногда даже свое собственное имя и не откликаются при попытке попросить счет))

3

Сначала дисклеймер.

Чаевые в размере ±10% чаще всего оставляю при условиях:
- если в целом все было норм (еда, сервис)
- есть с собой нал или предусмотрена удобная система безнальных чаевых

В случае, если что-то было выдающимся (в позитивном смысле):
- могу оставить до 20%
- могу заморочиться с неудобным способом оставление чаевых (перевод на карту).

Но! Мне важно, что все это акт моей доброй воли, а не обязательство.

Теперь к тезисам автора:

1. "Общаться о погоде" (с) - ну это спорный момент, во многом зависящий от класса заведения, его концепции и т.д. В Италии для официантов это норма (в силу менталитета) и, если, например, заведение в РФ позиционирует себя как "true Italian", персоналу неплохо бы и в этих моментах воссоздавать атмосферу. Конечно ждать этого по умолчанию от официанта условной "Шоколадницы" странно.

2. "Налить и погреть сок" (с) - опять же вопрос класса заведения. Если это ресторан, где обед на одного обходится в 2000р и более (не говоря уже о сегменте 5000р+), такого рода сервис будет абсолютно уместным. Если это потоковая закусочная, то, конечно, требовать доп опций от персонала неадекватно.

3. Зарядки. Это скорее к владельцам заведений обращение. В чем проблема закупить несколько брендированных павербэнков (примерно по количеству столов) в заведениях классом повыше (в "кафе Пушкинъ", кстати, оч крутые в виде старинной книги) или в заведениях попроще запартнериться с кем-то типа "БериЗаряд". Трудности с зарядкой в кафе - это позорный атавизим в 2021 году.

4. "Дай сигу", "Послушай историю расставания", "Коктейль не из меню" (с) - уместно при определённой концепции (бары в основном). Соглашусь, эти опции подразумевают чаевые.

22
Герой Т—Ж 🏆

> официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Понятно. Тогда вопрос: за какую зарплату официант обязан выполнять все прихоти гостей и как понять получает ли он такую зарплату?

18

Тёма, никто и ни за какую зарплату НЕ ОБЯЗАН ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ПРИХОТИ. Как-то так, не?

5
Герой Т—Ж 🏆

Uliana, это лучше у автора поста спросить. В него, похоже, другое мнение.

0

Недавно в аэропорту стоял в очереди 15 минут за кофе и 15 минут после оплаты ждал приготовления. Кофе стоил 530р, что уже немного возмутительно)
Интересно, кто-то оставляет там чаевые?

17

Правильно сделали, что ушли из общепита, судя по написанному это на ваше место. Официант это лицо заведения и именно из-за работы официанта зависит вернётся клиент или нет. Чаевые это бонус за работу официанта и они не гарантированы. К тому же есть масса заведений где чаевые сразу включаются в счёт, официант может выбрать себе для работы это заведение, но скорее по тому что вы написали вас в такое заведение бы не взяли, потому что вы априори считаете, что любое ваше усилие стоит дополнительной платы.

16
Отредактировано

ИМХО, но есть 2 истории из жизни:

1. Один раз в Питере не успел перебраться через мосты, решил остаться в кальянной до утра. Кальянщик сделал кальян, который должен быть 1.5 часа, а потом платная перезабивка. Я просидел 2.5 часа, он не настаивал на 2 кальяне, т.к. посадки ночью не было, о чем прямо говорил. Дал зарядку, помог как только мог. За это я оставил чаевые, потому что отношение человеческое, он мне, я ему.

2. Я пришёл в бар, у меня разряжается телефон, я прошу зарядку и не считаю это чем-то сверхъестественным в наше время. Все же я клиент, который пришёл выпить у вас и чтобы я рекламировал ваше место среди знакомых\приходил ещё, лучше чтобы эта зарядка была. Не поймите неправильно, вы мне не должны ничего, как и я вам, но при дальнейшем выборе места, особенно если у меня будет разряжен телефон, я выберу другое место. В чем конкретно ваш профит? Сарафанное радио. Возможно в следующий раз мой друг оставит вам на чай даже без зарядки телефона :)

16

На счёт чаевых вы правы, точно отменили по закону с января. Я ни оправдываю плохое исполнение обязанностей низкой оплатой труда. Есть сферы в которых клиентоориентированность сотрудников имеет высокий приоритет и от официанта в заведении зависит 50% успехов, остальные 50% это работа кухни. Ни когда не возвращаюсь в заведения с плохим обслуживанием если даже понравилась там кухня.

15

Тома, есть нюанс: исторически сложилось, что чаевые оставляют, когда клиент доволен. Если я заказываю более одного блюда, а официант полагается на «исторически сложилось» и не уточняет, как сделать лучше для клиента, и клиент в итоге не очень доволен, то в чем несправедливость?

14

Albariño, я не спорю с этим) официанту лучше спросить, а если не спрашивает, то клиенту лучше сказать самому, если уж порядок подачи так важен)

2
Герой Т—Ж

Вообще, работодатель в общепите изначально даёт такую установку: либо делай для каждого гостя всё,что в твоих силах, либо иди работай в другое место 🤷 грубо говоря, всё то, что вы написали выше, причислив это к некоему разряду " высшего сервиса"- уже входит в обязанности сотрудника за установленную зарплату. С чисто человеческой точки зрения- вы правы, я с вами на 100% согласна. Но, увы, моральные границы каждый устанавливает сам для себя

11

Hhhjjj, а как вы относитесь к комиссии продавцов? Когда % от денег с продажи идёт на вознаграждение продавцу. Тот же принцип: продавец обязан продавать, но комиссия его мотивирует это делать лучше и менее формально. Потому что субъективно оценить сложно, и могут возникнуть вопросы (я считаю, что я отлично продаю, а начальник не согласен). Комиссия с результата работы отличный механизм: как потопал, так полопал.

0
Герой Т—Ж

Арсен, в некоторых заведениях официанту падает % с личных продаж

0

Я против чаевых, пусть им платят более-менее нормальную зарплату.

11

Расскажу короткую историю. Как-то раз я оказался в Иерусалиме и пошел там на экскурсию. И в самом начале говорит: Всем привет, моя цель — в течении следующего часа сделать чтобы вам было весело и хорошо. И он так это сказал, что у меня буквально мир перевернулся. Ведь мы привыкли, что экскурсии — это когда гид считает обязательным втемяшить вам в голову кучу дат и фактов. А тут совсем иначе.

Тогда я понял, что все дело в том, какую цель ставит себе человек в работе (или ставят ему). Наши экскурсоводы не плохие, просто у них другая цель (провести урок). Так же и с официантами.

Гость ресторана изначально уязвим. Он не может сам себе взять еды и поесть. Почти по всем вопросам ему приходится рассчитывать на официанта. Выбор подходящих блюд, заказ дополнительных напитков/закусок по ходу обеда, просьба принести дополнительный прибор или какой-нибудь хлеб — все на официанте. А ведь гость пришел не просто поесть, он пришел приятно провести время. И настоящая задача официанта — сделать, чтобы гостю было легко и хорошо, чтобы он мог ни о чем не думать и не беспокоиться. А когда гость всем доволен, он с удовольствием оставляет чаевые.

Автор текста, судя по всему, понимает задачу официанта совершенно иначе. Для нее гости — это не люди, для которых официант и работает, а скорее помеха, и чем меньше от них исходит беспокойства, тем ей удобнее. Такое отношение портит жизнь как клиенту, так и самому официанту — настроение у всех кислое, чаевых нет, и мир несправедлив.

10

Valentin, очень хорошо сказали. Я вообще считаю, что отсутствие чаевых и подобное понимание действительности (когда клиент — досадная необходимость) уже был проверен при СССР: всё формально, всё по обязанностям, оплата труда не зависит от качества результата этого самого труда. Печаль в том, что люди, идущие в сферу услуг, зачастую идут туда за хоть какими-то деньгами, и даже свои обязанности воспринимают как досадную необходимость. Конечно, премиальная мотивация их раздражает: работать приходится.

1

А в чем проблема пресекать болтовню? Тем более если есть куча другой работы?
Если вы прекрасно знаете, что сейчас начнется рассказ о жизни, и есть большая вероятность, что вам не заплатят за это - займитесь работой. А то сами на это клюете, зная что это не входит в ваши обязанности, что вам не заплатят и в итоге недовольны.
Насчет других пунктов сказать не могу, т.к. не сталкивалась с неадекватными клиентами (сама клиент). Зато часто видела тормозных официантов, глухих официантов, ленивых официантов, которые собственно, не работали и в половину своих обязанностей. Видела и профи своего дела, которые и вызывали желание еще раз посетить N-ое заведение.

9

Ненавижу систему чаевых где угодно, и считаю, что чем раньше мы все перестанем их оставлять, тем быстрее официанты поймут, что соглашаться на копеешный оклад не вариант, тем быстрее владельцы заведений поймут, что нельзя платить такие оклады. И всё, всё.
Правильно сказали, что еда в ресторане и так стоит сильно выше, чем просто себестоимость продуктов, почему аренда/электричество/зп повара включены, а зп официанта не включена сюда? Ещё меня смущает принцип «процент от чека». Я могла заказать одно дорогое блюдо, а могла заказать одно дешевое. Для официанта это абсолютно одинаковое количество работы, а чаевые должны отличаться? Ммм, нет спасибо.

7
Отредактировано

Алёна, чаевые хороши тем, что это побуждает официанта предоставлять хороший сервис и таким образом продвигать ресторан. Просто готовить еду — это дёшево, ресторан имеет репутацию из-за отличного сервиса. А поэтому работа официанта стоит дёшево, если не принимать во внимание качественное обслуживание. Этим ресторан отличается от советских столовок, где обслуживание формальное.

0

Если официант этого делать действительно не обязан, и такова позиция заведения, то нужно отказывать; если обязан, и такова позиция заведения, то нужно делать; в любом случае подобные жалобы в сети звучат как «Я жертва, вы меня обидели, вы неправы».

Даже посочувствовать не могу.

4

Тома, Вы не правы. Официант - такая же профессия, и имеет кучу тонкостей, которые имеют право не знать гости, а не работники. Официант - это лицо заведения. У нас есть стереотип, что это простая подработка, но это совершенно не так. Это очень тяжёлый труд, требующий выносливости, стрессоустойчивости и дисциплины. Курсы официантов существуют не просто так))

4

Если обслуживание было быстрое, официант регулярно подходил забрать посуду и мне не приходилось прилагать усилия чтобы позвать его, то чаевые будут. Если чего-то из этого не было, то зачем платить за сервис, которого не было? И мне все равно почему мне пришлось ждать или сидеть с грязной тарелкой на столе.

4

PP, давайте не так токсично, пожалуйста

4
Герой Т—Ж

Так вот, работа официанта — встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения. А когда вы начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлеченные темы и другими способами требовать внимания за спасибо — вы не правы.

Два варианта развития событий:
1) Выполнять только свою работу, вежливо пресекать болтовню о погоде и пр, лишаться чаевых. И так делают вы, ваши друзья, знакомые, потом еще больше и больше людей, а вскоре уже и неприлично что-то такоетребовать от официантов. Зарплата повышается, потому что, если не повысится, заведения подохнут.
2) Ныть и выклянчивать чай, написывая статейки, каждый раз надеясь, что вот эти-то точно дадут на 10 рублей больше.

Выбор за вами. Курьеры вон уже выбрали- молодцы. Если до пандемии курьерами только чернь работала, то сейчас каждый второй. И все больше и больше прав себе требуют. А вы продолжайте ныть.

3

Ну, оставляю если хотя бы базовые функции были выполнены хорошо. Но, в общем и целом, я терпеть не могу официантов и необходимость им платить, так что хожу в места без них.

3

PP, пп - это "porvalsya perdak"?

3

Официант не должен выполнять ничего из того, что не прописано в его контракте, и зарплата, скромная она или нет, тут не играет роли. Но когда даже те обязанности, что должен, он не выполняет, то зарплату он хочет получать все равно в полном объёме. Парадокс

2

Есть прямые обязанности по работе. Все остальное - по личному желанию и своему выбору. Так что с автором полностью согласен.

1

Если вы ожидаете, что за что то вам будет заплачено - об этом нужно сначала предупредить и предоставить прайс.
Если вы этого не сделали и дали свою зарядку попользовать - странно обижаться что люди не догадались что вы делали это не бесплатно.

1

Всех приветствую. Предлагаю следующий вариант, который объединит солидарных сотрудников общепита и гостей, подписавшихся ниже - идите в серьёзные заведения.
Официанты могут рассчитывать на более приемлемые чаевые, за которые будет приятно стараться. Это не избавит вас от жлобов на 100%, но увеличит доход и улучшит общее отношение к работе.
Гости получат заметно отличающийся сервис, но чаевые оставить стоило бы. Точно так же не гарантия, что вы получите первоклассный сервис, но если ходить каждый раз в разные заведения, со временем найдёте те, в которых вам все нравится.
Эксперементируйте и получайте от этого позитив, кушайте с удовольствием. Никого не заинтересуешь своими острыми комментариями на тинькофф-журнале, но за то можно показать себя знатоком высокой кухни)

1

Считаю, что если нет денег на чаевые - нужно ходить в более дешевые заведения. Там будут.

1

Считаю, что в нашей стране избалованы сервисом - в ресторан ходят не только вкусно поесть, но и ещё барином себя почувствовать. Мне от официанта вообще кроме еды ничего не нужно)
А если на тебя не смотрят как на дерьмо (как, например, в Париже), то вообще спасибо:)

1

PP, Дно — это быть таким снобом как вы.

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Тома, суп - это горячее блюдо, а салат - это закуска, а закуска подается раньше горячего, только так и ни как иначе, если не попросили об обратном. Приносят в неправильном порядке, потому что горячий цех греет суп быстрее, чем холодный собирает салат, а официант не потрудился сказать повару из горячего: "Подожди, как вынесу салат, скажу и начнешь делать суп". Любой нормальный соображающий офик так сделает.

1

Всё так, но что, реально есть люди, которые говорят с официантами о погоде и ведут разговоры о жизни? Это точно не я)

0

По любому. 😁

0

Скотское отношение к обслуживающему персоналу это результат дебильной, искажённой практики "клиент всегда прав" (не прав), клиент прав в разумных пределах, а когда он ведёт себя деструктивно, я считаю, обслуживающий персонал имеет полное право отказать в обслуживании. Но, увы, всякие сервисы Яндекса, доставок и пр. права работников в грош не ставят, стремясь угодить му*акам, таким образом воспитывая локальных царьков которые с барского плеча дают 50 рублей чаевых таксисту и думают что сейчас он поедет покупать себе виллу.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю