ПЛАНЫ НА ЛЕТО
Скидка 35% на все курсы Учебника
10K
65

Мнение: официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Мнение: официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Этот текст — комментарий читательницы Т—Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

Сейчас будет полотно по поводу чаевых официантам и барменам. И да, я работала в общепите.

Официантам платит работодатель, и если не устраивает зарплата, нужно валить — да, вы совершенно правы. Опустим тот момент, что в общепите люди в принципе не окладами зарабатывают. Но вы не правы, когда требуете от персонала максимум внимания, зная, что никаких чаевых не собираетесь оставлять, — а потом с оттопыренным мизинчиком говорите: «Это их работа».

Так вот, работа официанта — встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения. А когда вы начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлеченные темы и другими способами требовать внимания за спасибо — вы не правы.

Это уже не входит в обязанности официанта, и предполагается, что за это оставляют чаевые.

Или когда приходит мамочка с ребенком, всучивает сок, говорит перелить и нагреть, потом просит отдельно принести трубочку, чем забирает очень много времени, а потом не оставляет ничего — это дно, извините.

Туда же относятся: «Дай, плиз, свою зарядку, телефон садится», «Поставь, пожалуйста, себе там куда-нибудь заряжаться», «Дружище, послушай историю моего расставания», «А дай сигу», «А можешь сделать коктейль не из меню? Нет ингредиентов? Я щас метнусь куплю — а ты сделаешь мне то, что я хочу». И так можно продолжать бесконечно.

Поймите, что у работников общепита кроме общения с гостями еще море обязанностей. Не тратьте их время, если придерживаетесь позиции «им платят». В эти минуты бармен может сделать нарезку, наполировать бокалы и сварить сахарный сироп, а у официанта не перейдут в другую прожарку стейки на раздаче и не умрут коктейли для других столов. Давайте уважать чужой труд, сколько бы и как ни платили работодатели. Опять-таки, я не говорю про прямые обязанности из разряда принять заказ или выслушать отзыв.


Редакция
Редакция
Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Johnny Silverhand

Никогда не грузил официантов лишними заморочками, но хотелось бы чтобы основную свою работу (принять вежливо заказ, принести его вовремя) они делали за зарплату. Внимание к клиенту сверх необходимого минимума поощряю чаевыми.

127
Albariño

Из того, что становится причиной НЕ оставлять чаевые:
1) долго не подходят принять заказ (ты уже закрыл/отложил меню и сидишь в телефоне)
2) когда тебе подают меню из 15-20 позиций, включая кофе, и не предупрежлают, что чего-то из меню сегодня нет
3) когда я говорю, что жду сок, начинают спорить и доказывать, что ничего такого я не заказывала вместо того, чтобы просто сказать «сейчас все будет» и принести
4) когда прошу салат, а потом суп, а мне, не уточняя последовательность подачи, приносят сначала суп, а потом салат (при заказе салат ВСЕГДА называю первым, пунктик такой)
5) когда приходится долго ждать чек
6) когда официант не подерживает зрительный контакт со своими столиками, из-за чего приходится махать руками или громко окликать
7) когда заявлено, что ресторан принимает карты, но заказав столик заранее, пригласив компанию друзей отметить др и получив чек на дцать тысяч, ты вдруг узнаешь, что тольком налом…. тут, наверное, не всегда вина официанта, но уж извините;)

Во всех остальных случаях не жду от официанта ничего, кроме стандартного процесса меню-заказ-подача блюда-уборка посуды-подача чека.Если процесс нигде не буксует - чаевые будут, 10 процентов уж точно.

99
Алексей Петров

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения клиента. Я пришёл, выбрал еду, дождался, пока принесут, съел, ничего плохого про еду не сказал, с официантами не разговаривал, расплатился по счету и ушёл. Может, вместо чаевых мне наоборот скидку сделают за то, что я такой хороший клиент, никого ни от чего упаси бог не отвлёк, не скандалил и ничего сверх положенного не требовал? Ну если им клиенты в принципе мешают, отвлекают от работы и вообще, надо вешать табличку «Вам здесь не рады. Идите отсюда в другое место. Надоели уже сюда ходить». :)

52
Try Catch

Алексей, у всего есть границы дозволенного. И просьбы зарядить телефон зарядкой официанта или подогреть сок, который ты купил не в ресторане, - это явный переход этих границ. А вежливое общение с окружающими - это в принципе нормально. За это не должны доплачивать.

P.S. В своей статье вы жаловались на то, что вам приходится осваивать Zoom, за который вам никто не платит, а от официантов требуете, чтобы они работали сверх нормы за зарплату. Похоже, вы думаете, что вам все должны.

34
Алексей Петров
Герой Т—Ж 🏅
Отредактировано

TryCatch, я от официантов, как выше и написал, ничего не требую. Телефоны я заряжаю дома, а сок пью какой принесут :) и «за жизнь» я с официантами разговаривать не собираюсь, я пришёл поесть, а не к психологу на приём. Пусть просто выполняют свои обязанности за зарплату и не требуют ничего от меня.

1
AlenaStribog F
Герой Т—Ж 🏅

По названию темы было понятно, что не обойдется без мамочки с ребенком. Поэтому поработаю адвокатом обвиняемых)
1) в вас говорит та сторона менталитета северных стран, которая отвечает за нейтральность, большую дистанцию и максимальное неучастие (и я тоже причисляю себя к этому типу людей, поэтому такая работа не для меня). Но есть и другая традиция: проявление дружелюбия, снижение градуса официальности, обращение как к долгожданному гостю, которое часто присутствует в южных странах. И это не на 100% завязано на деньги. Просто люди имеют за правило встретить гостя коротким ламповым спичем, которое красит и их день тоже. Новые лица, разные голоса. Например, я пришла на массаж и плачу деньги массажистке за сеанс. При этом она мне (а не я ей!) весь час рассказывает про отпуск и про нового мужчину (а я терпеливо угукаю и улыбаюсь в ответ). Как вы считаете, это подразумевает скидку в цене массажа? Как чаевые в обратную сторону или это все же тонкости человеческого общения?
Помню свой первый переход из Шоколадниц в хипстерский пивной бар: как там официанты совершенно по-другому общались, с шутками и подъебками. Завсегдатаи приходят в любимое место и слышат от официанта "О, здарова, тебе как всегда? че, как?". Та же тема с баристой в кафешках.

2) Если у вас в заведении принято нейтральное обслуживание, и для вас такая тема не подходит, в чем проблема сказать нет? "Простите, но это не по регламенту, меня могут оштрафовать. Простите, но у меня нет с собой зарядного устройства. Простите, мне нужно принять заказ у еще одного столика, я пока вас оставлю". Так то на любой работе могут присесть на шею и обложить множеством чужих заданий. Если кто-то посчитает, что ты согласишься что-то сделать для него, он эту возможность скорее всего испробует.

44
Арсений
Отредактировано

Откуда вообще появилась тема с чаевыми, типа они обязательны? Говорят, в США нужно не меньше 20% оставлять, иначе считается, что ты грубиян.
Есть цена в меню, я заплатил. К чему платить больше?

Никаких доп услуг официант разумеется предоставлять не должен. Зарядку для телефона нужно включить в меню за отдельные деньги.

Мне вообще не нравится общаться ни с кем незнакомым, я бы ходил в кафе с роботами. И в такси стараюсь не ездить, чувствую себя неловко с чужим человеком в машине

44
Проходящий Мимо

Арсений, оттуда, что бизнес считает, что официанты обязаны зарабатывать в рф на чаевых, как в сша, а так вот тебе мрот, есть страны где чаевые не платят, они включены уже в стоимость блюд, например в Японии.
И вот тут получается веселье, что официантам говорят - зарабатывайте на чаевых, а люди потом не понимают почему официанты обижаются.

0
Дядя Миша

Раньше оставлял чаевые, зачем-то всем. Сейчас только если официант постарался (как минимум общался с дружелюбным лицом).
Если не можешь или не хочешь работать в такой сфере, то сиди на окладе.

31
Alexander

Мнение: официант должен хотябы знать своё собственное меню.
На наших южных курортах официанты знают своё собственное меню далеко не всегда.

26
Котя

Alexander, официанты наших южных курортов в большинстве своём это боль(

6
Виктор Пугай

Котя, наши южные курорты в большинстве своем боль. fxd

23
Максим Быков

Сначала дисклеймер.

Чаевые в размере ±10% чаще всего оставляю при условиях:
- если в целом все было норм (еда, сервис)
- есть с собой нал или предусмотрена удобная система безнальных чаевых

В случае, если что-то было выдающимся (в позитивном смысле):
- могу оставить до 20%
- могу заморочиться с неудобным способом оставление чаевых (перевод на карту).

Но! Мне важно, что все это акт моей доброй воли, а не обязательство.

Теперь к тезисам автора:

1. "Общаться о погоде" (с) - ну это спорный момент, во многом зависящий от класса заведения, его концепции и т.д. В Италии для официантов это норма (в силу менталитета) и, если, например, заведение в РФ позиционирует себя как "true Italian", персоналу неплохо бы и в этих моментах воссоздавать атмосферу. Конечно ждать этого по умолчанию от официанта условной "Шоколадницы" странно.

2. "Налить и погреть сок" (с) - опять же вопрос класса заведения. Если это ресторан, где обед на одного обходится в 2000р и более (не говоря уже о сегменте 5000р+), такого рода сервис будет абсолютно уместным. Если это потоковая закусочная, то, конечно, требовать доп опций от персонала неадекватно.

3. Зарядки. Это скорее к владельцам заведений обращение. В чем проблема закупить несколько брендированных павербэнков (примерно по количеству столов) в заведениях классом повыше (в "кафе Пушкинъ", кстати, оч крутые в виде старинной книги) или в заведениях попроще запартнериться с кем-то типа "БериЗаряд". Трудности с зарядкой в кафе - это позорный атавизим в 2021 году.

4. "Дай сигу", "Послушай историю расставания", "Коктейль не из меню" (с) - уместно при определённой концепции (бары в основном). Соглашусь, эти опции подразумевают чаевые.

26
Цепишь

Максим, Самый адекватный комментарий

0
Тёма
Герой Т—Ж 🏆

> официант не обязан выполнять все прихоти гостей за свою скромную зарплату

Понятно. Тогда вопрос: за какую зарплату официант обязан выполнять все прихоти гостей и как понять получает ли он такую зарплату?

19
Uliana

Тёма, никто и ни за какую зарплату НЕ ОБЯЗАН ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ПРИХОТИ. Как-то так, не?

6
Тёма
Герой Т—Ж 🏆

Uliana, это лучше у автора поста спросить. В него, похоже, другое мнение.

0
Арсений

Недавно в аэропорту стоял в очереди 15 минут за кофе и 15 минут после оплаты ждал приготовления. Кофе стоил 530р, что уже немного возмутительно)
Интересно, кто-то оставляет там чаевые?

18
Котя

Правильно сделали, что ушли из общепита, судя по написанному это на ваше место. Официант это лицо заведения и именно из-за работы официанта зависит вернётся клиент или нет. Чаевые это бонус за работу официанта и они не гарантированы. К тому же есть масса заведений где чаевые сразу включаются в счёт, официант может выбрать себе для работы это заведение, но скорее по тому что вы написали вас в такое заведение бы не взяли, потому что вы априори считаете, что любое ваше усилие стоит дополнительной платы.

16
Михаил Снежный
Отредактировано

ИМХО, но есть 2 истории из жизни:

1. Один раз в Питере не успел перебраться через мосты, решил остаться в кальянной до утра. Кальянщик сделал кальян, который должен быть 1.5 часа, а потом платная перезабивка. Я просидел 2.5 часа, он не настаивал на 2 кальяне, т.к. посадки ночью не было, о чем прямо говорил. Дал зарядку, помог как только мог. За это я оставил чаевые, потому что отношение человеческое, он мне, я ему.

2. Я пришёл в бар, у меня разряжается телефон, я прошу зарядку и не считаю это чем-то сверхъестественным в наше время. Все же я клиент, который пришёл выпить у вас и чтобы я рекламировал ваше место среди знакомых\приходил ещё, лучше чтобы эта зарядка была. Не поймите неправильно, вы мне не должны ничего, как и я вам, но при дальнейшем выборе места, особенно если у меня будет разряжен телефон, я выберу другое место. В чем конкретно ваш профит? Сарафанное радио. Возможно в следующий раз мой друг оставит вам на чай даже без зарядки телефона :)

16
Котя

На счёт чаевых вы правы, точно отменили по закону с января. Я ни оправдываю плохое исполнение обязанностей низкой оплатой труда. Есть сферы в которых клиентоориентированность сотрудников имеет высокий приоритет и от официанта в заведении зависит 50% успехов, остальные 50% это работа кухни. Ни когда не возвращаюсь в заведения с плохим обслуживанием если даже понравилась там кухня.

15
Albariño

Тома, есть нюанс: исторически сложилось, что чаевые оставляют, когда клиент доволен. Если я заказываю более одного блюда, а официант полагается на «исторически сложилось» и не уточняет, как сделать лучше для клиента, и клиент в итоге не очень доволен, то в чем несправедливость?

14
Тома Маренина

Albariño, я не спорю с этим) официанту лучше спросить, а если не спрашивает, то клиенту лучше сказать самому, если уж порядок подачи так важен)

2
Valentin F

Расскажу короткую историю. Как-то раз я оказался в Иерусалиме и пошел там на экскурсию. И в самом начале говорит: Всем привет, моя цель — в течении следующего часа сделать чтобы вам было весело и хорошо. И он так это сказал, что у меня буквально мир перевернулся. Ведь мы привыкли, что экскурсии — это когда гид считает обязательным втемяшить вам в голову кучу дат и фактов. А тут совсем иначе.

Тогда я понял, что все дело в том, какую цель ставит себе человек в работе (или ставят ему). Наши экскурсоводы не плохие, просто у них другая цель (провести урок). Так же и с официантами.

Гость ресторана изначально уязвим. Он не может сам себе взять еды и поесть. Почти по всем вопросам ему приходится рассчитывать на официанта. Выбор подходящих блюд, заказ дополнительных напитков/закусок по ходу обеда, просьба принести дополнительный прибор или какой-нибудь хлеб — все на официанте. А ведь гость пришел не просто поесть, он пришел приятно провести время. И настоящая задача официанта — сделать, чтобы гостю было легко и хорошо, чтобы он мог ни о чем не думать и не беспокоиться. А когда гость всем доволен, он с удовольствием оставляет чаевые.

Автор текста, судя по всему, понимает задачу официанта совершенно иначе. Для нее гости — это не люди, для которых официант и работает, а скорее помеха, и чем меньше от них исходит беспокойства, тем ей удобнее. Такое отношение портит жизнь как клиенту, так и самому официанту — настроение у всех кислое, чаевых нет, и мир несправедлив.

12
Арсен Введенский

Valentin, очень хорошо сказали. Я вообще считаю, что отсутствие чаевых и подобное понимание действительности (когда клиент — досадная необходимость) уже был проверен при СССР: всё формально, всё по обязанностям, оплата труда не зависит от качества результата этого самого труда. Печаль в том, что люди, идущие в сферу услуг, зачастую идут туда за хоть какими-то деньгами, и даже свои обязанности воспринимают как досадную необходимость. Конечно, премиальная мотивация их раздражает: работать приходится.

1
Ховард Моржовый

Вообще, работодатель в общепите изначально даёт такую установку: либо делай для каждого гостя всё,что в твоих силах, либо иди работай в другое место 🤷 грубо говоря, всё то, что вы написали выше, причислив это к некоему разряду " высшего сервиса"- уже входит в обязанности сотрудника за установленную зарплату. С чисто человеческой точки зрения- вы правы, я с вами на 100% согласна. Но, увы, моральные границы каждый устанавливает сам для себя

11
Арсен Введенский

Hhhjjj, а как вы относитесь к комиссии продавцов? Когда % от денег с продажи идёт на вознаграждение продавцу. Тот же принцип: продавец обязан продавать, но комиссия его мотивирует это делать лучше и менее формально. Потому что субъективно оценить сложно, и могут возникнуть вопросы (я считаю, что я отлично продаю, а начальник не согласен). Комиссия с результата работы отличный механизм: как потопал, так полопал.

0
Ховард Моржовый

Арсен, в некоторых заведениях официанту падает % с личных продаж

0
Anatoly Ivanov

Я против чаевых, пусть им платят более-менее нормальную зарплату.

10
Окс Хей

А в чем проблема пресекать болтовню? Тем более если есть куча другой работы?
Если вы прекрасно знаете, что сейчас начнется рассказ о жизни, и есть большая вероятность, что вам не заплатят за это - займитесь работой. А то сами на это клюете, зная что это не входит в ваши обязанности, что вам не заплатят и в итоге недовольны.
Насчет других пунктов сказать не могу, т.к. не сталкивалась с неадекватными клиентами (сама клиент). Зато часто видела тормозных официантов, глухих официантов, ленивых официантов, которые собственно, не работали и в половину своих обязанностей. Видела и профи своего дела, которые и вызывали желание еще раз посетить N-ое заведение.

9
Алёна Беляева

Ненавижу систему чаевых где угодно, и считаю, что чем раньше мы все перестанем их оставлять, тем быстрее официанты поймут, что соглашаться на копеешный оклад не вариант, тем быстрее владельцы заведений поймут, что нельзя платить такие оклады. И всё, всё.
Правильно сказали, что еда в ресторане и так стоит сильно выше, чем просто себестоимость продуктов, почему аренда/электричество/зп повара включены, а зп официанта не включена сюда? Ещё меня смущает принцип «процент от чека». Я могла заказать одно дорогое блюдо, а могла заказать одно дешевое. Для официанта это абсолютно одинаковое количество работы, а чаевые должны отличаться? Ммм, нет спасибо.

8
Арсен Введенский

Алёна, чаевые хороши тем, что это побуждает официанта предоставлять хороший сервис и таким образом продвигать ресторан. Просто готовить еду — это дёшево, ресторан имеет репутацию из-за отличного сервиса. А поэтому работа официанта стоит дёшево, если не принимать во внимание качественное обслуживание. Этим ресторан отличается от советских столовок, где обслуживание формальное.

0
Арсен Введенский

Если официант этого делать действительно не обязан, и такова позиция заведения, то нужно отказывать; если обязан, и такова позиция заведения, то нужно делать; в любом случае подобные жалобы в сети звучат как «Я жертва, вы меня обидели, вы неправы».

Даже посочувствовать не могу.

4
Mint Hummingbird

Тома, Вы не правы. Официант - такая же профессия, и имеет кучу тонкостей, которые имеют право не знать гости, а не работники. Официант - это лицо заведения. У нас есть стереотип, что это простая подработка, но это совершенно не так. Это очень тяжёлый труд, требующий выносливости, стрессоустойчивости и дисциплины. Курсы официантов существуют не просто так))

4
Дмитрий Андронов

Если обслуживание было быстрое, официант регулярно подходил забрать посуду и мне не приходилось прилагать усилия чтобы позвать его, то чаевые будут. Если чего-то из этого не было, то зачем платить за сервис, которого не было? И мне все равно почему мне пришлось ждать или сидеть с грязной тарелкой на столе.

4
Полиция Т—Ж

PP, давайте не так токсично, пожалуйста

4
Велена

Так вот, работа официанта — встретить, помочь с выбором, принять заказ, принести заказ, убрать грязную посуду, рассчитать. И делать все это вежливо и с улыбкой. Оказать сервис и оставить приятное впечатление от заведения. А когда вы начинаете вести диалог, болтать о погоде и общаться на прочие отвлеченные темы и другими способами требовать внимания за спасибо — вы не правы.

Два варианта развития событий:
1) Выполнять только свою работу, вежливо пресекать болтовню о погоде и пр, лишаться чаевых. И так делают вы, ваши друзья, знакомые, потом еще больше и больше людей, а вскоре уже и неприлично что-то такоетребовать от официантов. Зарплата повышается, потому что, если не повысится, заведения подохнут.
2) Ныть и выклянчивать чай, написывая статейки, каждый раз надеясь, что вот эти-то точно дадут на 10 рублей больше.

Выбор за вами. Курьеры вон уже выбрали- молодцы. Если до пандемии курьерами только чернь работала, то сейчас каждый второй. И все больше и больше прав себе требуют. А вы продолжайте ныть.

3
Алёна

Ну, оставляю если хотя бы базовые функции были выполнены хорошо. Но, в общем и целом, я терпеть не могу официантов и необходимость им платить, так что хожу в места без них.

3
Daniel Pastukhov

PP, пп - это "porvalsya perdak"?

3
Эдди Брок

Официант не должен выполнять ничего из того, что не прописано в его контракте, и зарплата, скромная она или нет, тут не играет роли. Но когда даже те обязанности, что должен, он не выполняет, то зарплату он хочет получать все равно в полном объёме. Парадокс

2
Забытые Игры

Есть прямые обязанности по работе. Все остальное - по личному желанию и своему выбору. Так что с автором полностью согласен.

1
Дмитрий Синянгов

Если вы ожидаете, что за что то вам будет заплачено - об этом нужно сначала предупредить и предоставить прайс.
Если вы этого не сделали и дали свою зарядку попользовать - странно обижаться что люди не догадались что вы делали это не бесплатно.

1
Oleg Poroshin

Всех приветствую. Предлагаю следующий вариант, который объединит солидарных сотрудников общепита и гостей, подписавшихся ниже - идите в серьёзные заведения.
Официанты могут рассчитывать на более приемлемые чаевые, за которые будет приятно стараться. Это не избавит вас от жлобов на 100%, но увеличит доход и улучшит общее отношение к работе.
Гости получат заметно отличающийся сервис, но чаевые оставить стоило бы. Точно так же не гарантия, что вы получите первоклассный сервис, но если ходить каждый раз в разные заведения, со временем найдёте те, в которых вам все нравится.
Эксперементируйте и получайте от этого позитив, кушайте с удовольствием. Никого не заинтересуешь своими острыми комментариями на тинькофф-журнале, но за то можно показать себя знатоком высокой кухни)

1
Абырвалг

Считаю, что если нет денег на чаевые - нужно ходить в более дешевые заведения. Там будут.

1
Uliana

Считаю, что в нашей стране избалованы сервисом - в ресторан ходят не только вкусно поесть, но и ещё барином себя почувствовать. Мне от официанта вообще кроме еды ничего не нужно)
А если на тебя не смотрят как на дерьмо (как, например, в Париже), то вообще спасибо:)

1
boristhespider

PP, Дно — это быть таким снобом как вы.

1
Eleonora Art
Герой
Отредактировано

Тома, суп - это горячее блюдо, а салат - это закуска, а закуска подается раньше горячего, только так и ни как иначе, если не попросили об обратном. Приносят в неправильном порядке, потому что горячий цех греет суп быстрее, чем холодный собирает салат, а официант не потрудился сказать повару из горячего: "Подожди, как вынесу салат, скажу и начнешь делать суп". Любой нормальный соображающий офик так сделает.

1
Ди

При отличном обслуживании у официанта все равно есть проблема: люди, которые принципиально не оставляют чаевые при любом раскладе. Я не оставляю только тогда, когда официант дико тормозит. Приносит не то, что нужно, забывает, или не приносит вовсе. В остальных случаях делаю поправку на возраст, национальность, нагрузку, и чаевые оставляю.

0
Ди

Тома, сразу без чаевых. Как только начинаются споры, оправдания и потск виноватых-замена официанта.

0
Михаил Снежный

Ди, Ииии... что? Если он ещё существует, значит кого-то это устраивает.
Так и устраивает то, как к ним обращаются, мб тащат за счет ценника.
Зачем вы даёте мне такой совет? Если честно, не вижу ни одной причины для этого.

0

Сообщество

Лучшее за неделю