«Хейт конкурентов помог раскру­титься»: я зарабаты­ваю 140 000 ₽ в месяц на колдов­ской парфюмерии

«Хейт конкурентов помог раскру­титься»: я зарабаты­ваю 140 000 ₽ в месяц на колдов­ской парфюмерии

На запуск бизнеса потратила 5000 ₽
44
Аватар автора

Агата Дороничева

создает парфюмерный бренд

Аватар автора

Екатерина Рагалова

разобралась, как делают парфюмерию

Страница автора
Аватар автора

Михаил Голденков

красиво сфотографировал

Страница автора

Меня всю жизнь называли гуманитарием. Наверное, именно поэтому я не сразу поняла, что мое призвание — это химия.

Из-за этого я не раз выбирала неправильный путь. В 2016 году я вернулась из города к бабушке в поселок, чтобы побыть наедине с собой и подумать о том, что делать дальше. В итоге я начала варить мыло и создала травнический колдовской бренд «Гнездовье». Постепенно я добавляла в ассортимент косметику, благовония, даже сиропы для кофе, пока не открыла для себя парфюмерию.

Теперь духи — мой главный источник дохода. В месяц я зарабатываю примерно 140 000 ₽. Расскажу, как подняла бизнес в одиночку, как столкнулась с хейтом, но смогла на этом заработать, и почему в крафтовом деле так важно личное присутствие.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Придумала, чем заняться в жизни

Моя мама — фитотерапевт  , и благодаря ей я с 13 лет начала интересоваться растительным миром. Я узнала о полезных свойствах трав и их использовании в повседневной жизни.

Но в тот момент мое очарование природой никак не повлияло на мою жизнь. Когда пришло время поступать в университет, я хотела всего и ничего. Меня кидало от одной специальности к другой, я сдала штук шесть ЕГЭ — все, что было интересно.

Факультет мне выбрали родители — менеджмент в ВШЭ. Вроде как самое универсальное. Меня отчислили на первом курсе: я не прилагала никаких сил к учебе, в которой не видела ни смысла, ни интереса. Сейчас я понимаю, что надо было забрать документы из университета и перепоступить на химика. Но тогда отчисление было потерей года и денег, которые родители вложили в мое обучение. К тому же мне всегда внушали, что я гуманитарий, в естественных науках мне делать нечего. Школьная тройка по химии это только доказывала.

Я написала письмо и сделала рассылку по разным факультетам — реклама, дизайн и журфак. Все в рамках ВШЭ, уходить из своего университета мне было страшно.

Первыми мне ответили с рекламы, поэтому я перевелась к ним. Этот факультет я и окончила, хотя уже в середине обучения поняла, что это не мое. Твердо решила, что никогда не буду работать в рекламном агентстве и как-либо связывать свою жизнь с этой деятельностью.

На третьем курсе в 2016 году мне по личным причинам пришлось вернуться домой к бабушке. Я родом с Дальнего Востока, но провела детство и выросла в небольшом коттеджном поселке под Истрой в Московской области. До сих пор помню, как резко во мне успокоились все тревоги. Я никогда не была городским человеком. Всегда наслаждалась природой и тишиной. На тот момент у меня уже появилось желание сделать что-то свое.

Мне просто нужно было, чтобы от меня все отстали, дали личное пространство, в котором я могла бы хорошенько разобраться в себе и подумать, куда буду двигаться дальше
Мне просто нужно было, чтобы от меня все отстали, дали личное пространство, в котором я могла бы хорошенько разобраться в себе и подумать, куда буду двигаться дальше
И я придумала
И я придумала

Стартовый капитал — 5000 ₽

Оценивала себя я достаточно трезво, исходила из того, что умею и знаю. У меня нет особых талантов в плане рисования или музыки. Но мне хотелось чего-то творческого. К этому добавилось все, что меня окружало: мамины лечебные растения, ее аптекарский огород и лаборатория. Это настоящая ведьмовская комната с особым шармом и эстетикой.

В 2016 году крафтовая косметика набирала популярность. Из всех косметических продуктов именно мыло показалось мне самым простым началом для запуска бренда.

Иронично, что именно образование, которое мне не было интересно, помогло мне продвинуть себя и построить бренд с минимальным привлечением сторонних ресурсов. Я стала изучать рынок — как меня учили в университете. Нашла интересные проекты, везде понемногу заказала. Где-то мне нравилась упаковка, где-то компоненты, что-то круто пахло. Но такого бренда, который выдавал идеальный по моим меркам продукт, не нашла. Тут я и увидела для себя возможность и сразу же стала действовать.

Одна из девочек, у которой я купила мыло, давала мастер-класс по мыловарению. Я сходила, ни черта не поняла
Одна из девочек, у которой я купила мыло, давала мастер-класс по мыловарению. Я сходила, ни черта не поняла
Потом посмотрела несколько видео на «Ютубе». Разобралась чуть лучше
Потом посмотрела несколько видео на «Ютубе». Разобралась чуть лучше

Я нашла калькулятор, в котором можно без знания химии сформулировать рецепт. Просто табличка в «Экселе», куда ты забиваешь вес своих компонентов, и система рассчитывает пропорции.

В магазине для мыловаров я купила 5 кг масла, 1 кг щелочи и 20 крафтовых пакетиков. Цена вышла 5000 ₽ — вот весь мой стартовый капитал. Многие компоненты я взяла у мамы, штампы для упаковки вырезала сама.

Я решила сделать мыло трех видов, «стрельнуть» в разные стороны и посмотреть на реакцию аудитории. Первое было хозяйственное с запахом эвкалипта, второе очень мягкое, молочное, и третье — условно мужское, с крепким отваром из коры дуба. Вышло по 10 кусков на каждый вид.

Цену я не рассчитывала, взяла среднюю температуру по больнице. Будучи человеком из рекламы, я понимала, что нельзя демпинговать. В то же время, если ты делаешь что-то нестандартное, можно запросить чуть выше среднего. С учетом всех размышлений каждый кусок мыла у меня стоил 350 ₽.

Я все красиво сфотографировала, выложила в свой паблик во «Вконтакте» и продала весь ассортимент за неделю. Стартовые 5000 ₽ я отбила на следующий день.

Я не помню, сколько на что потратила, это было в 2016 году. Но если посчитать по сегодняшним ценам в том же магазине, выйдет 8125 ₽.

Примерные расходы на запуск аналогичного бизнеса в 2024 году

Всего расходов8125 ₽
Кокосовое масло3000 ₽
Масло какао1500 ₽
Реклама во «Вконтакте»1500 ₽
Касторовое масло870 ₽
Масло ши755 ₽
Щелочь500 ₽

Примерные расходы на запуск аналогичного бизнеса в 2024 году

Всего расходов8125 ₽
Кокосовое масло3000 ₽
Масло какао1500 ₽
Реклама во «Вконтакте»1500 ₽
Касторовое масло870 ₽
Масло ши755 ₽
Щелочь500 ₽

Почему все сразу раскупили

Вокруг «Гнездовья» сразу же сформировалось сообщество любителей колдовской и ведьмовской эстетики. Здесь стоит пояснить: речь не о буквальной магии и эзотерике, а о красоте и стилистике.

Я выросла на магической эстетике. В 2000-х засмотрела до дыр «Зачарованных», «Практическую магию» и «Иствикских ведьм», позже увлеклась «Властелином колец» и «Гарри Поттером». Моя мама — травница, а бабушка — любительница мистических историй и поклонница Эдгара По.

Позже, около 2014 года, в российском интернете стали популярны нью-эйдж  и неоязычество  . Во «Вконтакте» появилось много пабликов, где собирались фанаты фэнтези. Хотя там было мало колдовства и магии, было красиво, интересно и живо. Тогда я поняла, что это мое.

Таких, как я, много. Горожане, которым не хватает чудес, свободы и магии. Они находят магию в атмосферных продуктах: от свечей до кулонов в виде кристаллов. Я стала одним из поставщиков подобных вещей.

Привлечь таких клиентов оказалось просто. Во-первых, сработали название и оформление паблика. Среди множества идей название «Гнездовье»  показалось самым удачным — оно отлично передает ощущение уюта и тепла.

Во-вторых — атмосфера. Чтобы сделать карточки товаров, я уходила в лес, находила замшелый пень, фотографировала продукты и дома обрабатывала снимки. С логотипом было сложнее: в дизайне я не сильна, хотя и сделала упаковку сама. Однажды мне пришла идея добавить старину в общую стилистику — мягкий знак в «Гнездовье» превратился в букву ѣ. Попросила друга нарисовать логотип с этим символом. Получилось не идеально, но когда я смотрю на это сейчас, мне не стыдно.

Плавлю сургуч для печати на упаковке
Плавлю сургуч для печати на упаковке
Так выглядит готовый продукт
Так выглядит готовый продукт

И, конечно, сыграл роль сам продукт. Я постаралась сделать упаковку привлекательной: простые крафтовые пакеты с хендмейд-штампами. Мыло оборачивала полосками, вырезанными из винтажных обоев. Все выглядело немного кустарно и неровно, но с душой. Именно за этой душевностью клиенты и приходят в маленькие мастерские.

Создала паблик, все красиво оформила. Остался последний этап — реклама. Здесь пригодились мои старые подписки на разные группы. Репост одной публикации стоил у них всего 70 ₽. Благодаря точному попаданию в целевую аудиторию люди подписывались и покупали мыло.

Я рассчитала, что для живого паблика нужно около 2000 подписчиков, чтобы были комментарии и лайки. Включился азарт: я вела учет и статистику, отмечала, из каких групп приходит больше людей. В итоге я достигла своей цели: в группе до сих пор остались те 2000 подписчиков. Люди продолжают подписываться и даже комментируют старые посты, хотя паблик я давно забросила.

Запуск первой парфюмерной коллекции

Бизнес пошел, останавливаться было нельзя, но я не знала, куда двигаться дальше. Я продолжала варить мыло, еще делала сиропы для кофе. Затем купила в «Фикс-прайсе» 10 белых футболок и покрасила их растениями в стиле тай-дай  . Продукты были случайными, но все выдержаны в моей стилистике. Будь то сироп для кофе или тай-дай футболка — я все красиво фотографировала и оформляла. Все эти вещи быстро раскупали.

Чуть позже, в 2018 году, я перешла к косметике. Коллекция называлась «Уходовые средства из темных русских лесов». Примерно в этот момент я нащупала новую нишу — твердые духи  . В тех же магазинах для мыловаров я покупала отдушки и пробовала разные сочетания запахов вроде ванили и табака. Процесс был элементарным: брала отдушки, добавляла в воск, отливала в форму. Это выстрелило и стало пользоваться даже большей популярностью, чем мыло.

Помимо твердых духов я стала делать масляные  . Исследовала разные запахи, носители и формы для отлива. Главным преимуществом в моем новом деле стала компактность производства. В отличие от мыловарения, компоненты для духов можно убрать в икеевский ящик и освободить место. В условиях однокомнатной квартиры это проще.

Кроме того, духи отличаются хорошим соотношением себестоимости и конечной цены. Мыло стоит 350 ₽ за 100 г, а духи — 500 ₽ за 5 г. В 2019 году я впервые стала ездить на маркеты, возила туда всю свою продукцию и убедилась, что духи могут стать прибыльным направлением.

Я стала глубже погружаться в химию, изучать, как устроены отдушки. Открыла для себя спирт, прочитала массу книг и загорелась методом экстракцииЭкстракция — процесс извлечения аромата из растительного материала с помощью растворителя
Я стала глубже погружаться в химию, изучать, как устроены отдушки. Открыла для себя спирт, прочитала массу книг и загорелась методом экстракции 
С косметикой я сразу закончила, больше меня это не вдохновляло. Весь фокус я направила на запахи
С косметикой я сразу закончила, больше меня это не вдохновляло. Весь фокус я направила на запахи

Я открыла для себя ту самую магию, за которой так долго бежала, — магию науки. Купила экстрактор и пустилась в алхимические эксперименты. Например, мне нужен запах мокрой палки. Я набираю сухие растения, которые отдают землистостью, смешиваю на глаз, засовываю в экстрактор и получаю два миллилитра этой драгоценной жидкости. Затем я смешиваю экстракт с эфирным маслом пачули, которая пахнет землей, и достигаю запаха мокрой палки.

Так я нахожу и воплощаю различные фантазийные аккорды: мокрый асфальт, дождь, потертая кожа. Многие ароматы можно найти в продаже, но чаще всего они меня не удовлетворяют. Приходится добывать их самостоятельно бесчисленными экспериментами.

Тогда я запустила свои первые парфюмерные коллекции. Они были вдохновлены конкретными событиями или переживаниями из моей жизни. Все воспоминания у меня держатся на запахе. Люди, места, события — они все имеют свой запах, который я запоминаю сильнее, чем слова. Это просто специфика работы моей памяти. Именно на этом строится концепция моих духов.

Цена стартового набора для создания простых духов

Всего16 500 ₽
Экстрактор Сокслета5 000 ₽
Измельчитель2 000 ₽
Набор лабораторной посуды2 000 ₽
Электрическая плитка1 000 ₽
Кухонные весы600 ₽
Профессиональный флакон500 ₽
Спиртовая основа или изопропиловый спирт400 ₽
Комплиментарные стабильные парфюмерные изоляторыДо 5 000 ₽

Цена стартового набора для создания простых духов

Всего16 500 ₽
Экстрактор Сокслета5 000 ₽
Измельчитель2 000 ₽
Набор лабораторной посуды2 000 ₽
Электрическая плитка1 000 ₽
Кухонные весы600 ₽
Профессиональный флакон500 ₽
Спиртовая основа или изопропиловый спирт400 ₽
Комплиментарные стабильные парфюмерные изоляторыДо 5 000 ₽

Черный пиар принес больше 500 подписчиков

Реклама и продвижение в крафтовом деле — непростое дело: никогда не знаешь, где выстрелит, а где — нет. Платные репосты во «Вконтакте» с правильной целевой аудиторией показали себя отлично, а вот таргетинг в «Инстаграме»*, который я попробовала позже, почти не привел новых покупателей.

Неожиданно, еще в самом начале, помог черный пиар. В первый год запуска конкуренты узнали о «Гнездовье» и начали оставлять обвинительные комментарии под моими постами. Люди, у которых я когда-то заказывала продукцию для анализа, вспомнили об этих заказах и обвинили меня в «воровстве идей». Грубо говоря, они упрекали меня в том, что я изучала рынок.

Было обидно и странно: ведь все начинающие предприниматели изучают рынок и конкурентов.

Ведьмовская эстетика существует давно
Ведьмовская эстетика существует давно
Ее нельзя назвать чьей-то собственностью. А уж рецепты мыла и вовсе у всех похожи
Ее нельзя назвать чьей-то собственностью. А уж рецепты мыла и вовсе у всех похожи

В тот момент мне хотелось удалить все комментарии, но я решила дождаться утра и разобраться с проблемой с чистой головой. Проснулась — а у меня 500 новых подписчиков. Черный пиар тоже работает.

Когда конкуренты попытались поставить меня на место, часть их клиентов из интереса зашла на мою страницу. Они изучили ситуацию, посмотрели ассортимент и увидели хороший продукт.

Так я привлекла много платежеспособных клиентов, и продажи резко выросли. Заказы стали поступать каждый день, а не раз в неделю, причем люди брали сразу несколько позиций со средним чеком около 700 ₽.

К тому же некоторые клиенты встали на мою защиту: делали репосты, освещали ситуацию и призывали других поддержать меня.

Заработала на маркете 500 000 ₽

Следующим шагом для продвижения стали маркеты. Честно говоря, для маленького бренда это дорогое удовольствие. Одним из первых был новогодний маркет «Ламбада», участие в котором обошлось мне в 100 000 ₽ за три дня — часть суммы пришлось занять у папы. А подготовка к нему оказалась каторгой.

Я вставала в 9 утра и до 10 вечера варила мыло, без выходных, две недели подряд. В день открытия надрывала спину, перетаскивая коробки. Во время самого маркета работала три дня на ногах с утра до ночи. Неделю после этого приходила в себя — физически и эмоционально.

Новогоднюю «Ламбаду» я отработала с прибылью — впервые заработала чистыми 100 000 ₽. Удалось привлечь новых подписчиков. Постепенно на маркетах я познакомилась с единомышленницами, и так образовалась наша «ведьма-тусовка». В ней четыре девушки: одна с ювелирными изделиями, вторая — художница с печатной продукцией и одеждой, третья делала свечи, и я — со своим мылом и духами.

У нас была общая аудитория, поэтому мы объединились и стали ездить вместе, деля аренду на четверых. Затраты сократились, клиентов стало больше. Со временем наша четверка стала известна в узком кругу, и маркет «Бохо Базар» предложил нам стать «хедлайнерами», выделив лучшее место.

Мы устроили перформанс: нарядились ведьмами, украсили точку в хеллоуинском стиле: добавили тыквы, сено и подсветку. К нам выстраивалась очередь от входа. Самое замечательное — наши товары отлично дополняли друг друга. Украшения, духи, свечи так гармонично сочетались, что посетители редко останавливались на одной покупке. Мы делились клиентской базой и по итогу все выходили в равный плюс.

Затем на полтора года нам пришлось взять перерыв, потому что родились дети. У меня — сын, у подруги — дочка. На одном маркете с двухмесячным сыном я все же побывала, но повторять этот опыт не хочу. В декрете я начала свои эксперименты с духами, а в 2023 году поступила в магистратуру в РГУ имени Косыгина на химика-технолога парфюмерно-косметической продукции.

Тем временем наша третья подруга запустила собственный маркет — Fern Fest. В первый раз она арендовала старинную усадьбу для шести мастеров. Клиенты пришли «свои», мы обменялись аудиторией, отлично провели время и хорошо заработали. Одной из причин успеха были небольшие расходы — аренда стоила всего 7000 ₽ в сутки.

На последний Fern Fest пришло около 2000 человек. Я заработала на этом маркете около 500 000 ₽.

Делегирование — не мой конек

За шесть лет я так и не наняла ни одного сотрудника — все продолжаю делать сама. Вначале у меня был синдром самозванца, думала: «Зачем кого-то беспокоить? Сейчас поиграюсь, брошу, потом неловко будет перед человеком». Но к «Гнездовью» я всегда относилась серьезно. Упаковка, фотографии, сам продукт — во все вложена душа.

Сайт я тоже сделала сама. В 2022 году поехала в Стамбул с сыном. Однажды в унылый турецкий вечер я поняла, что больше тянуть нельзя и пора делать сайт. Заказы шли через «Инстаграм»*, и их стало так много, что я начала путаться, забывать, отправлять клиентам не те продукты. Пришлось навести порядок.

Я вывезла в Стамбул 65 кг стекла, порошков и компонентов. На удивление на таможне не остановили
Я вывезла в Стамбул 65 кг стекла, порошков и компонентов. На удивление на таможне не остановили
Мы пробыли там три месяца, получили отказ в ВНЖ и вернулись
Мы пробыли там три месяца, получили отказ в ВНЖ и вернулись

Я точно знала, чего хочу. Выбрала два цвета, шрифты, загрузила лучшие фото. За два вечера под бутылку вина сделала сайт на «Тильде». Казалось бы, справилась. Но все это время сталкиваюсь с задачами, которые легко решили бы один-два сотрудника.

Еще одна проблема — отпуск. Я каждый год беру отдых на месяц. Помощник мог бы в это время как минимум отправлять заказы. Но не могу себе этого позволить, и не из-за финансов, а из-за психологического барьера.

Это, пожалуй, моя главная проблема — отсутствие навыка делегирования. Сейчас «Гнездовье» — мой основной доход. Ежемесячный оборот бизнеса — около 200 000 ₽ в месяц, и стоило бы уже вложиться в людей. Но пока не могу решиться.

Что выбрать: ИП или самозанятость

С 2022 года я на самозанятости. У ИП и самозанятости есть свои плюсы и минусы. Самозанятость удобна, когда вы уже не просто занимаетесь крафтовым производством, но еще не доросли до полноценного бизнеса. Работаете самостоятельно, создаете и продаете. Если пока не решили, делать ли свое дело основной работой или оставить его как хобби, самозанятость — отличный вариант.

Для меня самозанятость — оптимальный вариант. Я мама и одна воспитываю ребенка. Иногда я беру месячный отпуск, а если ребенок заболеет, могу приостановить работу. Самозанятость позволяет сделать это без финансовых потерь и необходимости оформлять нулевые налоговые декларации.

Когда у вас ИП, взаимодействие с клиентами проще. Есть платежная система и сервис, который отправляет сообщения с подтверждением заказа, так что меньше надо заморачиваться на каждом этапе. При самозанятости приходится вручную вносить каждый заказ.

Для ИП выбор платежных систем, которые можно подключить к сайту, значительно шире. У самозанятых всего несколько вариантов, и, честно говоря, они не очень качественные.

Мой оборот уже превышает 2,4 миллиона в год, поэтому этой осенью я точно перейду на ИП. Даже если бы не было предела, я бы сделала это, потому что мой бизнес уже достиг такой стадии, когда самозанятость стала неудобной.

Кроме того, самозанятый не может нанимать сотрудников, а я в ближайшем будущем все-таки планирую взять помощника, несмотря на психологический барьер
Кроме того, самозанятый не может нанимать сотрудников, а я в ближайшем будущем все-таки планирую взять помощника, несмотря на психологический барьер

Воплощаю воспоминания людей в запах

Сейчас моя самая прибыльная статья дохода — индивидуальные заказы. Конечно, преимущественно запрос был: «Мне нравится, как пахнет „Пало Санто“. Сможете повторить?». Я, может, и смогу, но принципиально таким не занимаюсь.

В конце прошлого года меня накрыло выгорание. Я слишком глубоко погрузилась в химию, науку и перестала воспринимать парфюмерию как творчество. У меня не было идей, которые я могла бы воплотить в коллекцию. И я подумала: почему бы не попробовать воплотить чужие?

По сарафанному радио я начала брать заказы за небольшие деньги. Не только духи, но также благовония, масла, бальзам для медитаций. Я обкатала формат, поняла, что надо делать, и заполнила у себя на сайте страницу для индивидуальных заказов. В первые три дня я забила очередь на полгода вперед: записались 25—28 человек. С того притока я заработала около 450 000 ₽.

Процесс создания такого парфюма долгий, кропотливый и достаточно дорогой. Это духи не для повседневной носки.

Обычно люди воспринимают полученный флакон как что-то драгоценное, личное. Они держат его у себя на полке и пользуются по определенным случаям
Обычно люди воспринимают полученный флакон как что-то драгоценное, личное. Они держат его у себя на полке и пользуются по определенным случаям

Не раз были ситуации, когда человек получает заказ, говорит спасибо и пропадает. А через полгода я открываю почту и вижу длинное письмо о том, как человек катается на американских горках памяти и безмерно мне благодарен. В этот момент я думаю, что все не зря, месяцы кропотливой работы стоили своего.

Стоимость каждого аромата в производстве разная, в зависимости от компонентов. В некоторых рецептах большинство компонентов ремесленные, сделанные мной в лаборатории, — объективной цены на них нет. В других использован всего один ремесленный компонент, а остальные — купленные. Вот стоимость производства одного рецепта из основной линейки ароматов — флакон духов №1 Coven.

Себестоимость флакона духов 30 мл

Себестоимость1 020 ₽
Цена10 000 ₽
Прибыль8 980 ₽
Флакон435 ₽
Компоненты430 ₽
Спиртовая основа71 ₽
Коробка45 ₽
Этикетка, печать20 ₽
Почтовая упаковка19 ₽

Себестоимость флакона духов 30 мл

Себестоимость1 020 ₽
Цена10 000 ₽
Прибыль8 980 ₽
Флакон435 ₽
Компоненты430 ₽
Спиртовая основа71 ₽
Коробка45 ₽
Этикетка, печать20 ₽
Почтовая упаковка19 ₽

Люди готовы давать деньги, но они хотят тебя видеть

Реклама у блогеров для моего продукта не работает. Я могу отправить пару флаконов на обзор, но даже если блогер близок мне по духу и его аудитория похожа на мою, до покупки дойдут единицы. Подпишутся — да, но не купят. Во-первых, это все-таки недешево, а во-вторых, парфюмерия — слишком личная вещь. Люди долго думают, прежде чем решиться на покупку.

Поэтому я планирую сделать более доступные наборы миниатюр, чтобы люди могли познакомиться с линейкой моих духов и понять, в чем моя философия. Цена, скорее всего, будет около 5000 ₽. Деньги тоже немалые, но это не пробники. Если вдруг никакой аромат не понравится, всегда можно передарить или поставить на полку с мыслью: «Сделано хорошо, хоть и не совсем мое».

Также хочу найти офлайн-точки продаж в Москве и Петербурге, чтобы люди могли познакомиться с «Гнездовьем» вживую. Но у меня есть определенные требования: магазин должен перекликаться с моей темой, предоставить достаточно места для красивого оформления товара. Важно, чтобы и другие бренды были качественными. Я перфекционистка даже в этом, но уверена, что рано или поздно найду подходящие шоурумы.

Набор миниатюр
Набор миниатюр

Незаметно для себя я создала образ монаха в башне — который сидит, что-то мешает, и не подъедешь к нему на хромой козе. Мне в этом образе было комфортно, да и сама справлялась со всеми задачами. Но со временем я начала чувствовать стеклянный потолок: вроде есть потенциал и силы на большее, а с таким позиционированием — как будто уперлась в край.

Тогда я решила больше открываться и начала делать коллаборации. Недавно, например, сделали совместный проект с подругой, которая занимается свечами. Также есть бренд одежды, который хочет добавлять к своим посылкам саше  , над которыми я буду работать. Еще поступил запрос от чайного мастера, который продает наборы для знакомства с разными сортами и хочет добавить к ним парфюмерные флаконы для тренировки обоняния.

Существенные продажи начались, когда я показала свое лицо. Я сделала «Гнездовье» частью своей личности. Люди готовы поддерживать и покупать, но им нужно видеть человека за брендом. Как только я открылась, ниша приняла меня. Я заняла в ней свое место.

Аккаунты не живут только за счет продающих постов. В крафтовом бизнесе важно не просто создать образ, а стать собой на фоне своего дела. Благодаря этой искренности и вовлеченности я привлекла свою группу самых лояльных покупателей.

Что касается моих операционных расходов и прибыли, я не учитываю аренду и зарплату, потому что мастерская у меня дома, и я — единственный работник. Амортизация оборудования здесь не имеет значения.

Операционные расходы в августе 2024 года

Всего расходов72 700 ₽
Оборот210 000 ₽
Чистая прибыль137 300 ₽
Закупка компонентов30 000 ₽
Упаковка15 000 ₽
Сервисы доставки14 000 ₽
Реклама7 000 ₽
Налоги6 000 ₽
Сайт и домен700 ₽

Операционные расходы в августе 2024 года

Всего расходов72 700 ₽
Оборот210 000 ₽
Чистая прибыль137 300 ₽
Закупка компонентов30 000 ₽
Упаковка15 000 ₽
Сервисы доставки14 000 ₽
Реклама7 000 ₽
Налоги6 000 ₽
Сайт и домен700 ₽

Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету

Екатерина РагаловаВы бы ​предпочли крафтовые духи или крупные бренды?
  • ГертрудаПредпочту исключительно то что понравится больше, невзирая на громкие имена их создателей; восхитило Ваше трудолюбие и вера в себя, сотворившие это обыкновенное чудо6
  • No thanksУмница, классная история, успехов ✊15
  • Pirozhok_s_kapustoyДевочка со стартовым капиталом в 5к просто физически не имеет возможности придумать и реализовать тонкий и продуманный аромат. Для этого у нее нет ни доступа к нужному сырью, ни трудовых ресурсов (включая парфюмеров), ни технологий. Про последние, кстати, ничего не говорится. В статье указано сырье из 5 ингредиентов, что больше похоже на состав мыла, а никак не изысканного парфюма. Почти вся статья посвящена маркетингу и увеличению продаж, а это в парфюмерии никак не может быть первично. Вопросов к героине нет, но надо понимать, что это нишевый продукт, и его будут покупать сторонники эко-продуктов и приверженцы локальных брендов, но никак не гурманы в области парфюмерии. По этой причине, конечно, предпочту брендовый парфюм, причем бренда - проверенного временем.33
  • Алексей ИвановИнтересная история. Очередное доказательство тому, что меньше надо слушать мнение окружающих о себе и следует идти своей дорогой25
  • ВсяВБеломИстория очень интересная, вдохновляющая. Вероятно, героиня большая труженица. Уютный рассказ в ТЖ. Нетривиальные продукты, красивый и стильный сайт. Но с текстом на сайте беда: «…поэтому каждая деталь оформления каждого флакона…» и т.п.13
  • Л. ИльичУ меня какие-то тяжелые отношения с парфюмом(0
  • Л. ИльичАлексей, и никогда не сдаваться!4
  • Л. ИльичГертруда, такой подход ко всем вещам, мне кажется, неплохо иметь3
  • MaraЗа такую сумму, конечно, брендовые.7
  • Alex Alexвсе же ваше образование очень вам помогло)6
  • KylemaКолдовское озеро. Песню вспомнила. Если хороший аромат, я бы пользовалась. Ничего зазорного в этом не вижу. Я увлекаюсь парфюмом, но мне так же нравится, когда от человека пахнет просто приятным мылом. Запах чистоты.0
  • Witches_moonPirozhok_s_kapustoy, пока вам кажется что это > физически невозможно, другие создают что то новое, зарабатывают на своём любимом деле и приобретают постоянных читателей в одном лице с покупателями И да, у очень и очень многих парфманьяков (гурманов, да) на одной полке ютится крафтовый парфюм и «Молочный зуб» Сержа Лютанса, дело вкуса15
  • Александра ЧеремисоваТолько у нас в стране естественные науки называют гуманитарными? Меня в школьные времена называли гуманитарием, хотя это ни разу не так, из-за любви к биологии и химии 🤣1
  • Евгения ЛютоваPirozhok_s_kapustoy, а это хорошо для нас, ценителей волшебных ароматов Гнездовья. А может и вы, попробовав, изменили бы свою точку зрения. Я попробовала почти всю линейку - и запахи невероятные. И покупать их будут те, кто ищет запах, который ложится и на душу, и на кожу. Я пробовала разные духи - и молекулярные, и брендовых отливантов заказывала много. Но после ароматов Гнездовья брендовые - даже сверхдорогие - иногда кажутся откровенно простоватыми. Но тут, как говорится, не рискнешь - не узнаешь. Ароматы рекомендую. Они очень необычные, и ни один не приторный. Даже наоборот: запахи глубокие. Землистые, запах мха в лесу, древесные ноты, - в брендовых таких чутких нот и не слышала. В них действительно есть что-то особенное. Может быть, это истории, которые в них таятся.1
  • Владимир ШевцовЧитал как сказку и очень люблю крафт4
  • Владимир ШевцовЛ., Может вы просто не нашли свой1
  • Ольга ЯрковаАлександра, как раз автор не сразу поняла, что ее призвание химия, из-за того, что называли гуманитарием7
  • СкалкаВы умница! Успехов! Интересно было прочитать1
  • ПхахаЭто если денег совсем до фига, люди покупают такое, типа смотрите, они оригинальные и могут себе позволить. Но никаких чудес крафтовый продукт не сотворит - так зачем на него тратиться человеку со средненькой зарплатой?4
  • ПхахаЕвгения, история о том, как соединились две органические молекулы? Можете сколь угодно себе фантазировать, но это ж все химия, никакой романтики )))10
  • Wind-Up BirdЛадно, я еще принимаю крафтовые свечи или мыло, там действительно не rocket science, но духи, как минимум не безопасно такими пользоваться, сделанными на коленке. Плюс автор раскрыла ценообразование в своей парфюмерной линейке, если вам нормально отдавать 10 тыс. за то, что в себестоимости обошлось в 1 тыс., то я вас искренне не понимаю. При этом вы получаете продукт крайне низкого качества, тут даже без вопросов. Сейчас Индия и ОАЭ в лабораториях делают подделки известных брендов духов, и то их товар опасен, а тут автор просящий за шкалик как Том Форд.13
  • Nikita SПхаха, возможно эти люди и не являются целевой аудиторией, почему именно на них ориентироваться? Вряд ли они основные посетители ярмарок и маркетов, цены там выше масс-маркета. Да и продукция автора это не расходник, который покупаешь каждый месяц.4
  • Амбассадор ХорусаPirozhok_s_kapustoy, Может из масла сделала пока было доступнее0
  • Заурядный человекКрутая история! Автору удачи и вдохновения. Я часто хожу на парфюмерные выставки с участием российских парфюмеров. Почерк у некоторых уже знаком и узнаваем. Нежно люблю Ладанику, o'de2, aurora borealis. Искренне рада, что российская парфюмерия набирает обороты.4
  • Воинствующий котеистВы такая классная! И в профессии, и в жизни, и внешне! Пусть у вас все получается!2
  • Walking girlАгата, у вас очень вдохновляющая история! Для меня она про то, как важно найти и чувствовать свою целевую аудиторию и про то, что значение нетворкинга преувеличено) И сейчас, когда многие так устали от образа успешного успеха и ванильных грез, которые являются основами промоушна крупных брендов, думаю крафтовые духи будут набирать все большую популярность. Уже появилось желание попробовать что-то из продукции "Гнездовья" - в мрачном ноябре хочется чего-то сказочно-мистического)1
  • ЭлейнеОчень интересная статья в контексте того насколько дешевые в себестоимости все эти финтифлюшки на маркетах. Так как я любитель в последнее время ходить по таким местам, данное знание впредь позволит не совершать спонтанные покупки, а включать голову. Крафтовые духи и вообще косметику не покупаю никогда. Я не знаю в каких условиях это намешивается, что там намешивается, как это все поведет себя на моей коже и соответственно никаких сертификатов качества мне никто не предъявит, поэтому чур меня. Береженного бог бережет11
  • MПокупаю только крафтовые духи, тоже с ведьмовской тематикой - типа с полынью, черным перцем, кипарисом и т.д. Ну потому что если уж и использовать духи, то так, чтобы они добавляли мрачности твоему появлению в комнате. Сравнила ради интереса - в бренде, который я люблю, 10 мл стоят 1400. Т.е. за те же 5к я могу купить 3 аромата с разными акцентаии, и выбирать по настроению. И это лучше, чем переплачивать за напечатанные на машинке этикетки (ну правда, может в типографию обратиться?). За то, что авторка пошла в профильную магистратуру с ребенком на руках - респект. Надеюсь, удалось и закончить ее тоже.7
  • MЕлена, просто ради интереса, вы на сайте зарегались, чтобы сказать автору, что следите за ним? Крипи.0
  • Алёна ИгоревнаВ своё время подарили ведьмачью серию твёрдых духов от «Бестиариума». Была очень разочарована: запах слабый и почти не держится, сам аромат далёк от ожиданий — ни крыжовника, ни даже сирени. Имхо, но подобная продукция — не более, чем занятный сувенир в прикольном антураже. Так что побаловаться или получить в подарок — ок, но на постоянку 100% возьму любимый ланком.1
  • РенатаPirozhok_s_kapustoy, вы, видимо, невнимательно читали статью. 5к - это был капитал на мыло. Парфюмерией автор начала заниматься позже1
  • Maey WhrouteНе купила бы ни за что. От всего этого крафта ощущение, что варили на коленке. Хз, наносить непонятно что на кожу? Упаси Господи.0
  • Maey WhrouteWind-Up, именно. У автора нет никакого понимания о процессах, структуре запаха, она не тестит свои продукты. Это не имеет никаких сертификатов. Кто рискует наносить это на себя? Ведьма или подпольный нелегальный производитель, чье существование вызывает вопросы?2
  • Алексей ЮдинОпасно для здоровья покупать такое!0
  • SomenamePirozhok_s_kapustoy, но у этой девочки люди покупают её не особо технологичные продукты. Значит людям они нужны!0
  • SomenameWind-Up, а у настоящих духов какой процент наценки? Там за счёт масштаба должно быть ещё выгоднее)0
  • Софья КоневаИнтересно читать 😁 Спасибо!0
  • Софья КоневаПхаха, ну с такой оптимистичной позицией надо дома сидеть, гречку варить...0
  • Татьяна ГущинаМеня больше интересует вопрос: а почему мы вообще решили что ароматы должны стоит так дорого? При такой изначально очень небольшой стоимости ингредиентов... Неважно крафт это или Лютанс - почему так много? Если их можно в квартире, условно, делать...2
  • EvaВаш барьер в виде страха делегирования другим людям уже давно можно было проработать со специалистом. Зачем бояться годами того, от чего можно быстро избавиться? И ещё возникло ощущение, что в вопросах "раскрутки" аккаунта и сайта не все так легко и быстро было. Чтобы сайт видели, он должен высоко в поиске быть по ключевым словам, поисковики не выдадут ваш новый "тильдовый" сайт на первых страницах. С группой в соц.сети то же самое. Новая пустая группа с парой подписчиков никому не нужна и не видна, откуда сарафанка-то появилась?0
  • Северный мишкаИнтересный рассказ, прочитала с удовольствием! Но! Моё занудство не даёт мне покоя и я просто обязана обратить внимание на слово "reciept". В английском языке такого слова нет 😢0
Вот что еще мы писали по этой теме