Бывает, выходишь утром на парковку — а там вместо автомобилей ряд сугробов. Приходится брать лопату и откапывать свою машину.
Я живу в Сибири уже много лет и каждый раз с наступлением холодов сталкиваюсь с этой проблемой. Помахать лопатой и смести снег с автомобиля щеткой несложно — но всегда есть риск повредить краску или сломать пластиковые детали. Я перепробовал почти все возможные методы. Расскажу, какими пользуюсь до сих пор, а какие оказались неэффективными и бесполезными.
Что не так со снегом на машине
Оставлять машину под открытым небом — не лучший вариант. Но если летом на нее попадает только пыль, грязь и в худшем случае липкие тополиные почки, то зимой все сложнее.
Даже небольшой снегопад превращает машину в сугроб: снег, как правило, скапливается на капоте, крыше, лобовом и заднем стекле, крышке багажника, может налипать на боковые стекла и зеркала заднего вида.
Если снег не убрать, ехать будет невозможно, потому что через такие стекла ничего не видно. Можно смести его веником или щеткой — если он рыхлый. Но так бывает не всегда. Снег на теплом кузове и стеклах подтаивает, а через некоторое время превращается в твердую ледяную корку.
А еще сугроб на крыше может доставить неприятности другим водителям. Если его на трассе сдует набегающим потоком воздуха на стекло другой машины, оно может лопнуть. И даже если до этого не дойдет, ухудшится обзор — водитель этой машины рискует попасть в ДТП.
Дальше — способы, как бороться со льдом и снегом.
Держать машину в подземном паркинге или гараже
Снег со льдом убирать не придется, по крайней мере утром. Больше всего в этой ситуации везет жителям городов-миллионников: с нулевых построили немало домов, в которых есть отапливаемые паркинги. Машино-место обслуживает управляющая компания: есть свет и регулярная уборка, помещение отапливают, когда это необходимо. Раз в месяц присылают счет, сопоставимый с квартплатой за студию.
Зимой температуру в таких паркингах держат не выше +10 °C. Более высокая нежелательна: представьте, что на улице −30 °C, в паркинге +22 °C и машине приходится регулярно перемещаться из холода в тепло и обратно. Стекла, кузов и другие части машины могут пострадать от перепада температуры.
В Санкт-Петербурге на момент написания статьи машино-место стоит от 200 тысяч до 7 млн рублей в зависимости от района. Но его необязательно покупать: владельцы продают машины, уезжают на несколько месяцев в другой город и могут сдать место в аренду. Не исключено, что владелец будет рад, если кто-то просто будет вносить вместо него плату. Объявления публикуют в домовых чатах. Нет места в подземном паркинге под вашим домом — поищите в соседнем.
В регионах и районах с советской застройкой с этим сложнее: там можно либо купить, либо арендовать гараж в гаражном кооперативе. Или железную металлическую коробку, земля под которой не оформлена в собственность. Даже она может стоить от 100 тысяч рублей. Оформленный капитальный гараж иногда может стоить как однокомнатная квартира.
Полностью проблему снега и льда гараж не решает: носить его с собой невозможно — и на парковке у работы машину все так же будет засыпать снегом. Гаражи обычно отапливают, поэтому актуальна проблема с зимними перепадами температур, о которой я писал выше.
Использовать щетку со скребком
Самый древний способ уборки снега с автомобиля. Все, что появилось на машине пока она стояла, сметают на землю. На рукоятке — скребок для удаления льда со стекла.
Стоимость щетки растет в зависимости от ее размеров, материала, возможности складывания и покрытия ручки. Я перепробовал самые разные варианты и по собственному опыту скажу: длиннее — не всегда удобнее. Длина рукоятки оптимальна, если стоя на пороге вы можете очистить щеткой ⅔ крыши автомобиля. Теплоизолирующим покрытием на рукоятке тоже можно пренебречь: без перчаток на морозе руки замерзнут в любом случае.
Начинать уборку машины лучше сверху: крыша, потом стекла, потом капот с багажником.
Механический способ удаления снега и льда может повредить и стекло, и краску на кузове. Дело в том, что снег только в теории состоит из замерзшей воды. На практике он выпадает на уже грязный и пыльный кузов, вместе с ним тоже оседает пыль и грязь. Когда начинаете сметать снег, все это действует как мелкая наждачная бумага. Лак и краску на кузове до металла не протрете, но мелкие царапины при излишнем усердии могут появиться.
То же самое — с удалением льда, только царапает стекло и краску уже жесткий пластиковый скребок. Если перестараться, стекло может треснуть.
Убрать снег штатными дворниками и незамерзающей жидкостью из омывателя
В теории, если включить омыватель, лед на стекле под действием незамерзающей жидкости должен начать таять. А снег, если он не примерз к стеклу, можно просто смахнуть дворниками.
Достаточно просто включить дворники и омыватель. Для этого даже не нужно выходить из салона автомобиля. Но если щетки примерзли к стеклу, очиститель не будет работать. Лед, намерзший на стекле, под воздействием даже самой качественной незамерзающей жидкости из омывателя сразу не тает. Щетки пытаются убрать снег с твердой ледяной корки — и это приводит к их быстрому износу.
По собственному опыту могу сказать: если зимой температура опустится ниже −30 °C, в бачке омывателя замерзнет любая жидкость. То, что на ней написано «до −45 °C», ничего не значит: эти числа условные. Если снега на стекле совсем немного, а ледяной корки под ним нет — можно смахнуть дворниками. Если увидели лед под снегом, то стеклоочиститель и омыватель лучше не включать: и лед не уберете, и щетки испортите.
Использовать размораживатель в аэрозольном баллоне
В бачок омывателя такую жидкость не заливают, она продается в отдельных аэрозольных упаковках. Хранить ее можно дома — тогда ей не страшен самый лютый мороз. Водитель просто разбрызгивает содержимое баллона на стекло — и под действием химии снег и лед тают.
Способ кажется недорогим и очень простым. При температуре воздуха до −15 °C такие составы неплохо превращают лед на стекле в воду.
Но есть серьезная проблема: качество жидкости во флаконе может быть нестабильным. Одни составы не замерзают при −40 °C, другие уже при −20 °C не работают. Температуру, при которой они эффективны, обычно указывают на упаковке, но часто она не имеет никакого отношения к реальности. Однажды у меня жидкость не удалила лед, а сама начала замерзать на стекле.
И даже качественная жидкость топит лед не так быстро, как хотелось бы. Постепенно он превращается в воду, часть жидкости стекает вместе с этой водой — приходится обрабатывать раз за разом. Были случаи, когда на удаление льда со стекла мне приходилось использовать полфлакона. Потом стекло нужно протирать тряпкой — иначе на нем, на стойках и на капоте остаются мутные белые разводы. Состав также удалит лед с кузова, но процесс идет еще медленнее, а белые разводы проступают еще сильнее. Регулярное использование может радикально изменить цвет вашей машины.
Я вряд ли еще буду пользоваться такими составами, но если вы все-таки решитесь — применяйте их при температуре не ниже −15 °C. Иначе жидкость может оказаться малоэффективной.
Прогреть машину сигнализацией с автозапуском
У современных автосигнализаций часто есть модуль дистанционного запуска: автомобиль можно запустить с брелка или с телефона, не выходя из квартиры. Есть и альтернативные варианты автозапуска машины — о них мы рассказывали в статье «7 устройств, которые помогут прогреть автомобиль зимой». Если заранее установить отопитель автомобиля даже на минимальный обдув, воздух в салоне будет прогреваться. А если направить обдув на стекло, то лед и снег на нем начнут таять заранее.
Стоянка с работающим двигателем в жилой зоне запрещена. За это могут оштрафовать на 1500 ₽, а в Москве и Санкт-Петербурге — на 3000 ₽. Но по ПДД стоянка — это если автомобиль стоит без движения более пяти минут. Если водитель уложится в это время, то он не нарушит правила. Водителю стоит продолжать прогревать двигатель в движении, но какое-то время ехать в спокойном режиме, на низких оборотах. Это особенно важно, если машина старая и у нее давно вырезан катализатор: в противном случае прохожие будут страдать от удушья.
Водитель в этом случае почти не вмешивается в процесс: достаточно запустить двигатель. После этого лед на стекле через некоторое время растает. При этом вырастет расход бензина. Снег и лед таким способом можно удалить с лобового стекла, частично — с капота. А вот с крыши и багажника лед и снег никуда не денутся: прогретый салон на них почти не влияет. Но если не жалко бензина на прогрев — вполне рабочий метод.
Закрыть машину от снега
В теории можно закрыть стекла и кузов машины от снега и льда специальным тентом. О том, почему этот способ не работает, мы писали в статье «Как правильно хранить автомобиль и где это лучше делать». Под влагостойкими тентами образуется конденсат, который замерзает и приклеивает их к кузову. Есть риск повредить лакокрасочное покрытие в момент, когда тент придется отдирать от машины. А еще они нравятся похитителям: их достаточно просто снять, а потом продать на «Авито». Сигнализация при этом, скорее всего, не сработает.
Тем не менее есть способ закрыть машину от снега и защититься от наледи: накрыть лобовое стекло, а заодно все, что получится, старым пледом, одеялом или покрывалом. У меня шерстяной плед. Конденсат под ним не образуется, потому что он дышит. Этот способ меня никогда не подводил: и на прогреве позволяет сэкономить, и кузов не повреждает.
Другие способы разобраться со льдом
Из полезных советов — дать машине постоять с открытыми окнами или дверями. Это поможет выровнять температуру в салоне и на улице. Кузов не будет остывать, а снег если и начнет таять, то не интенсивно, ничего не примерзнет.
А вот чего делать не стоит.
Поливать замерзшие стекла кипятком. Они от этого трескаются и даже осыпаются.
Пытаться снять с машины плотную корку льда механическим способом. Природное явление нечастое, но эффектное — его называют ледяным дождем. Машина выглядит так, будто она в скорлупе. Первое желание — взять скребок, но безопаснее равномерно прогреть салон и дождаться, когда корка льда начнет отставать от стекла естественным способом.
Сбивать лед ногами. При температуре от −2 до −4 °C на пороги и колесные арки налипает мокрый снег, который со временем превращается в глыбы льда. Есть соблазн постучать по ним ногами — но пусть они отвалятся сами, в противном случае лед может отойти вместе с подкрылком или частью лакокрасочного покрытия.
Запомнить
Эти советы не для всех водителей. Несмотря на трудные времена, есть люди, для которых машина — просто телега с колесами. Они не будут переживать, если на стекле появится трещина или отвалится подкрылок. Это тоже нормально.
Но если вы планируете ездить на машине долго и вам важно продлить срок ее службы, вот краткое резюме:
- Если есть возможность купить место в подземном паркинге — берите не раздумывая. Странно регулярно наблюдать свежий Лэнд Крузер 200 или БМВ Х6 около дома, в котором можно за условные 600 тысяч купить машино-место. Нет возможности купить — попробуйте арендовать: зимой это стоит каждого потраченного рубля. Даже если у вас простая и относительно недорогая машина.
- Зимой в машине должна быть щетка со скребком.
- Не стоит тратиться на размораживатель стекол и красивый водонепроницаемый чехол.
- Если гаражей в округе нет, зимы холодные и не хочется чистить стекло и отлеплять от него дворники — накройте его старым пледом или тонким одеялом.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil