Авто
40K

Как правильно хранить автомобиль и где это лучше делать

17
Как правильно хранить автомобиль и где это лучше делать
Аватар автора

Эдуард Солодин

разбирался как хранить автомобиль

Страница автора

Долгий простой вреден для автомобиля.

Бывает, долгой стоянки никак не избежать. Например, идет судебное разбирательство — и машиной нельзя пользоваться или у автомобиля серьезная поломка. Еще — машина попала в ДТП, водитель не пользуется автомобилем зимой, его лишили прав, он заболел, сидит на карантине или надолго уезжает в другой город или страну. Даже если автомобиль нужно оставить на стоянке рядом с аэропортом всего на пару недель, есть правила хранения, которые помогут избежать неприятностей.

Чем хуже автомобиль подготовлен к хранению и чем дольше он стоит, тем разрушительнее последствия. Как минимум сядет аккумулятор. Более серьезные проблемы — ржавчина на кузове, лопнувший бачок омывателя, оторванные уплотнители дверей, деформированные колеса и проводка, которую погрызли крысы.

Мне часто приходилось оставлять машину на время путешествий. В одну из поездок меня не было в стране целый год. Машина в эти поездки хранилась в гараже, на улице у дома и на платной парковке рядом с аэропортом.

Из-за неопытности я совершал много ошибок: забывал слить воду из бачка стеклоомывателя, оставлял машину на ручном тормозе, не снимал клемму с аккумулятора. Однажды обнаружил разбитую фару, когда вернулся. В другой раз у меня украли дворники и декоративные колпаки колес. Со временем я получил опыт в вопросе хранения автомобиля и готов им поделиться.

Я расскажу, как выбрать место для уличной стоянки, как подготовить автомобиль для краткосрочного хранения и длительной консервации в гараже или на улице. Вы узнаете, что происходит с автомобилем от долгого простоя и почему некоторые советы не работают.

Где лучше хранить автомобиль зимой

Авто может храниться в отапливаемом гараже, на улице или на охраняемой стоянке. Простой и доступный вариант — оставить машину во дворе под окнами. Машина будет всегда под присмотром, ее можно периодически очищать от снега и льда, перепарковывать и запускать двигатель.

Но если владельца не будет рядом с машиной, то к концу зимы из нее получится огромная гора из снега и льда. Еще такие «подснежники» раздражают соседей из-за того, что они занимают парковочные места во дворе.

Машина в этом случае — часть сугроба на обочине. Фото: Maslov Dmitry / Shutterstock
Машина в этом случае — часть сугроба на обочине. Фото: Maslov Dmitry / Shutterstock

В этом случае я бы советовал оставить машину на крытой охраняемой стоянке. Стоянки могут быть подземные, многоуровневые или на открытой площадке. Преимущество стоянок с крышей в том, что на автомобиль не будут попадать осадки.

Со стоянкой заключите договор ответственного хранения. За одно машино-место придется платить около 4500 ₽ в месяц. Зато на охраняемых стоянках можно не переживать, что машину угонят или испортят.

4500 ₽
в среднем стоит месяц аренды места на крытой охраняемой стоянке

Есть смысл зайти на подземный паркинг вашего или соседнего дома. Бывает, что владельцы машино-мест продают свои машины и очень рады, если кто-то будет оплачивать коммунальные услуги и платить символическую сумму за аренду машино-места. В Санкт-Петербурге на Комендантском проспекте в ЖК «Юбилейный квартал» предлагали такое место за 1000 ₽ — плюс квартплата примерно 2500 ₽ летом и 3500 ₽ зимой, когда паркинг отапливают батареи. Итого 3500—4500 ₽.

Аренда гаража обойдется дороже: в Москве это 6000—7000 ₽. Самое важное при выборе гаража — чтобы он хорошо вентилировался. Вентиляционные отверстия должны быть не только на фасаде гаража. Хорошо, если на улицу будет выходить отдельная вентиляционная труба. Если в гараже будет скапливаться влага, то автомобиль заржавеет быстрее, чем на улице.

Погреб и смотровая яма — это дополнительные источники влаги. Важно, чтобы они тоже были сухими.

Если гараж не будет утеплен, то на его стенках и на машине будет скапливаться конденсат. Идеально, если гараж будет отапливаться зимой, но это редкость. Еще в гараже можно лучше подготовить машину для длительного хранения.

На многоуровневой крытой стоянке машина хорошо проветривается, защищена от осадков. А еще ее охраняют от угона и вандалов
На многоуровневой крытой стоянке машина хорошо проветривается, защищена от осадков. А еще ее охраняют от угона и вандалов

Как законсервировать автомобиль в гараже

Бензобак. От долгого простоя в пустом или полупустом баке образуется конденсат. Это ускорит коррозию, если бак металлический, а не пластиковый. Поэтому стоит заехать на АЗС и залить полный бак.

Если автомобиль простоит без движения больше года, рекомендуется слить остатки топлива и залить новое. Топливо содержит присадки, которые со временем теряют свои свойства. Например, может снизиться октановое число.

Для дизельных автомобилей есть два типа топлива: летнее и зимнее. Если есть вероятность, что двигатель придется запускать зимой, лучше заранее позаботиться о зимнем топливе.

Моторное масло. Производители моторных масел указывают срок годности на упаковке. Если вскрыть заводскую упаковку, срок годности уменьшится. Поэтому дилеры советуют менять масло не только по пробегу, но и по времени: не реже раза в год.

Кроме того, масло содержит множество присадок, которые при длительном простое выпадут на дно осадком или образуют на поверхности пленку. При первом запуске двигателя неоднородное масло потеряет свои свойства и будет неэффективно защищать детали. Поэтому если автомобиль простоит без движения около года, масло в двигателе необходимо поменять.

Рабочие жидкости в коробке передач и редукторе при годовом простое менять бессмысленно: у них другие свойства и структура.

Бачок стеклоомывателя. Если оставить в бачке стеклоомывателя обычную воду, то зимой в неотапливаемом гараже она замерзнет. Лед по объему примерно на 10% больше воды, поэтому бачок может лопнуть, как только вода превратится в лед. Перед длительным хранением лучше полностью слить воду из бачка омывателя.

Если машину планируют запустить зимой, лучше сразу заполнить бачок качественной незамерзающей жидкостью. Воды также не должно быть в трубках и форсунках. Поэтому важно включить стеклоомыватель и убедиться, что на стекла попадает уже не вода, а незамерзайка.

Аккумулятор более чувствителен к холоду, чем остальные детали и узлы автомобиля. На морозе аккумулятор теряет способность быстро отдавать энергию. Поэтому зимой при долгом простое машины аккумуляторные клеммы лучше отсоединить, чтобы он не разряжался. Второй вариант — постоянно следить за его плотностью и периодически подзаряжать.

Колеса. Из-за перепадов температуры давление в шинах снижается. При этом из-за долгого простоя шины автомобиля деформируются — могут появиться трещины.

Нагрузку испытывают не только колеса, но и подвеска автомобиля: пружины и амортизаторы. Если автомобиль не будет использоваться, лучше поставить его на страховочные подставки. Их ставят под машину на места, предназначенные для упора домкрата. Когда машина будет стоять на подставках, колеса можно снять и сложить стопкой — так они лучше хранятся.

Выхлопная система и подкапотное пространство. Были случаи, когда в выхлопной системе автомобиля, оставленного на зимнее хранение в гараже, заводились грызуны. Поэтому выхлопную трубу лучше закрыть. Кроме того, если рядом с местом стоянки есть мусорные баки или водятся грызуны, они могут прогрызть проводку, утеплитель моторного отсека или сиденья. В крайнем случае на аккумуляторе или двигателе можно рассыпать средство от грызунов.

Технические жидкости. При длительном простое автомобиля — это 2—4 года — все-таки стоит заменить все технические жидкости автомобиля: тормозную жидкость, жидкость коробки передач, охлаждающую жидкость, хладагент.

Тормозная жидкость способна впитывать влагу — эффективность тормозов снизится. Производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в два года. Если автомобиль простоял такое время или дольше, то лучше сменить все рабочие жидкости в соответствии с регламентом. Если же автомобиль только перезимовал в гараже, в этом нет необходимости.

Страховочные подставки помогают разгрузить подвеску автомобиля и не деформировать колеса
Страховочные подставки помогают разгрузить подвеску автомобиля и не деформировать колеса

Как сохранить автомобиль на улице до весны

При длительном хранении на улице важно правильно подобрать место стоянки. Это не должна быть низина, где вода собирается в лужи. Излишняя влажность ускоряет процессы коррозии кузова: иными словами, он очень быстро ржавеет. Поэтому лучше парковать машину на возвышенности.

Если на месте стоянки будет дерево или трубы, то на машину будет чаще попадать птичий помет. Если его вовремя не убирать, он разъедает лакокрасочное покрытие. Еще не нужно парковаться на канализационном люке и в пожарных проездах.

Владелец этого автомобиля выбрал для стоянки низину. Из⁠-⁠за образовавшихся луж колесо со временем вмерзло в лед
Владелец этого автомобиля выбрал для стоянки низину. Из⁠-⁠за образовавшихся луж колесо со временем вмерзло в лед
В брошюре «Правила ухода за ЛКП автомобиля» Geely есть пункт о вреде птичьего помета. Источник: geely-motors.com
В брошюре «Правила ухода за ЛКП автомобиля» Geely есть пункт о вреде птичьего помета. Источник: geely-motors.com

В идеале место должно быть проходимым и хорошо освещаться. Машину, которая долго не ездит, легко приметить: на ней будет пыль, снег, рекламные буклеты под дворниками, приспущенные колеса. Даже если такая машина не заинтересует угонщиков, на нее обратят внимание мелкие воришки или вандалы. Если такая возможность есть, лучше периодически очищать машину от снега и льда, подкачивать шины и перепарковывать на другое место. Большой слой снега и льда может даже продавить крышу своим весом.

Перед тем как поставить машину на длительную стоянку, нужно отмыть кузов не только от видимой грязи, но и от жирной пленки, которая образуется от асфальтовой пыли, сажи и дорожной химии. При осмотре чистого кузова владелец, скорее всего, найдет разные сколы и царапины. Эти места подвержены коррозии в первую очередь.

Перед тем как оставить машину на хранение, открытый металл нужно сначала обработать преобразователем ржавчины, а потом защитить антикоррозийными средствами. Кузов автомобиля без видимых повреждений стоит защитить воском или полиролем.

Если оставить автомобиль на ручном тормозе, то его колодки могут «прилипнуть» к тормозному диску. Поэтому нужно перевести ручку коробки передач в положение «P» на автоматических коробках или поставить на передачу, если коробка передач механическая.

При гаражном хранении можно оставить коробку передач в нейтральном положении, но тогда под колеса обязательно нужно поставить противооткатные упоры или кирпичи.

Тормозные диски после долгого хранения покроются тонким слоем ржавчины, но это не означает, что их нужно менять. Когда машина начнет ездить, колодки сотрут эту ржавчину в первую очередь.

Стоит снять с автомобиля все отделимые комплектующие и положить их в багажник. Дворники, дефлекторы, колесные колпаки могут привлечь внимание мелких воров. Кроме того, нелишним будет убрать из салона видеорегистратор, антирадар, транспондер, детское кресло и другие вещи.

Почему важно выбирать место для стоянки

Несколько лет назад я приехал на машине на берег Волги, чтобы провести выходные. В одной деревне на побережье было место встречи с организатором отдыха, который должен был отвезти меня на моторной лодке на остров, где был лагерь.

Я поинтересовался у него, где лучше оставить машину. Он указал на заросшую травой грунтовую дорогу и добавил: «Здесь тупик, никто не ездит, поэтому машина никому не помешает».

На следующий день организатор вернулся за мной, потому что в тупике, где я оставил машину, загорелся деревянный дом. Когда мы добрались до места, пожарные уже прибыли и пыталась сбить пламя из брандспойтов. Пожарная машина стояла вплотную к моей. Я сразу отогнал машину в сторону. До сих пор не знаю, насколько она помешала тушению пожара. Во всяком случае ко мне не было никаких претензий, меня отпустили. Но с тех пор я ответственно отношусь к выбору места для стоянки.

Как подготовиться к краткосрочному хранению

Представим ситуацию, когда семья зимой приехала на машине в аэропорт, чтобы улететь в отпуск. Рядом с аэропортами есть платные стоянки, где можно оставить машину на время отпуска. Если не следовать правилам, можно столкнуться с неприятностями по возвращении.

Например, от сильных морозов аккумулятор может разрядиться — двигатель не запустится. Даже когда машина заглушена, сигнализация, бортовой компьютер, бесключевой доступ потребляют энергию напрямую от аккумулятора.

Обычно платные парковки охраняют, поэтому сигнализацией можно пренебречь и снять минусовую клемму с аккумулятора. Важно при этом осознавать, что после этого произойдет с остальными системами автомобиля. Возможно, двери автоматически заблокируются или штатная мультимедийная система откажется работать без специального пин-кода — на этот случай его стоит подготовить заранее: обычно его пишут на брошюре к мультимедийной системе или головному устройству.

Если за время простоя автомобиля выпадет и растает снег, то резиновые элементы примерзнут к машине. Поэтому перед краткосрочным хранением автомобиля важно обработать резиновые уплотнители дверей силиконовой смазкой. Она вытесняет воду и образует тонкую пленку. После такой обработки двери не примерзнут и легко откроются. То же можно сделать с резинками дворников — или просто их поднять.

Почему некоторые советы по хранению давно не работают

В советское время многие водители не ездили на своем автомобиле зимой. Консервация автомобиля была обычным делом. Некоторые «дедовские» советы по хранению машины устарели.

Например, что нужно выкрутить свечи в двигателе и залить в отверстия немного моторного масла. Этот совет подходит для карбюраторных двигателей, а современным двигателям такая подготовка не нужна.

В системах охлаждения советских автомобилей часто использовали воду. При отрицательных температурах она замерзала и могла повредить детали. Поэтому воду из системы полностью сливали. Сейчас в автомобилях используют антифриз или тосол, который не замерзает и имеет антикоррозийные добавки, — сливать его перед длительным хранением бессмысленно.

Резиновые элементы машины — шины, сальники, прокладки, шланги, уплотнители дверей — со временем теряют эластичность и растрескиваются. Раньше уплотнители дверей смазывали гуталином, глицерином или другим народным средством. Но если машину хотя бы иногда запускают, то некоторые резиновые прокладки и уплотнители смазываются, и это не дает им пересохнуть. Совет менять резиновые прокладки и уплотнители после хранения актуален только для очень длительного хранения, например около пяти лет.

От одной зимовки резиновые элементы существенно не пострадают. А водитель и пассажиры будут еще долго всем этим пачкаться. Хотите смазать такое уплотнение — приобретите в магазине запчастей специальный силикон.

Для противопожарной безопасности некоторые автомобилисты сливают все топливо из бака. Будет сложно запустить после долгой стоянки двигатель, в систему которого попал воздух. Кроме того, пары бензина, которые остались в баке, иногда более взрывоопасны, чем само топливо.

Другая часть автомобилистов справедливо отмечает, что топливо способно расширяться, поэтому заправлять бак «по горлышко» опасно. Но этот совет актуален только для летнего хранения, когда топливо увеличивается в объеме из-за жары.

Для сохранения лакокрасочного покрытия часто советуют укрывать машину чехлами и брезентами. Но под влагостойким тентом при изменении температуры образуется конденсат, который вредит кузову. Брезентовый или тканевый чехол впитывает влагу, поэтому может примерзнуть к кузову автомобиля и оторваться вместе с краской.

Единственный случай, когда чехол пригодится, — когда автомобиль оставили на охраняемой территории на непродолжительное время. В этом случае его можно укрыть специальным тентом из полиэстера. Такой тент защитит кузов от снега, наледи и дождя, и автомобиль не нужно будет чистить.

В надувных капсулах постоянно циркулирует воздух за счет работы компрессора, поэтому машину можно хранить даже во влажных помещениях
В надувных капсулах постоянно циркулирует воздух за счет работы компрессора, поэтому машину можно хранить даже во влажных помещениях

Запомнить

  1. Автомобилю вредно стоять долго без движения. Лучше попросить кого-то хотя бы иногда его запускать, перепарковывать и очищать от снега: это в любом случае лучший вариант. Все это справедливо даже при хранении в отапливаемом паркинге. Перепарковывать и чистить не придется, но запустить двигатель и немного проехаться не повредит.
  2. Оптимальное место для продолжительного хранения машины — отапливаемый гараж с хорошей вентиляцией.
  3. Охраняемая крытая стоянка защитит машину от угона, вандалов и осадков.
  4. Для стоянки на улице важно выбрать правильное место: освещенное, проходимое, на возвышенности, без деревьев, труб, канализационных люков и пожарных проездов.
  5. При непродолжительной стоянке зимой рекомендуется снять клеммы с аккумулятора, смазать силиконовой смазкой уплотнители дверей, поднять дворники.
  6. При зимовке на улице не нужно ставить машину на ручной тормоз. Лучше обработать все поврежденные участки кузова антикором. Кроме того, рекомендуется снять с машины все отделимые комплектующие и убрать из салона вещи, которые могут привлечь внимание воров.
  7. В гараже машину можно поставить на страховочные подставки и снять колеса.
  8. Технические жидкости нужно сливать, менять или оставлять в зависимости от того, как долго машина простоит без движения.
  9. Не все советы по хранению универсальны. Они зависят от устройства автомобиля, времени года и продолжительности простоя.
Эдуард СолодинКакие еще секреты длительного хранения авто вы знаете?
  • d1mmmkЕсли предполагаемое время стоянки дольше пары месяцев, автомобиль далеко не новый и хранить авто кроме как на улице негде, то самый лучший способ — продать автомобиль, ибо через год-два на нем и ездить будет проблематично, а покупателей на "подснежники" будет не найти. Однажды, после трехнедельного простоя летом, у меня на 7-летнем авто развалился шарнир трапеции дворников и начал сечь глушитель, ремкомплект всего 500р и новый резонатор 3000р, мелочь вроде бы, но потратил достаточно много времени, что бы стало за год — даже не представить. С годовалым авто никаких сюрпризов даже через 2 месяца зимней стоянки на улице не было, завелся и поехал.4
  • Павел Басистовd1mmmk, ну да, старая машина или ездит каждый день или сыпется через месяц простоя. Хотя у меня есть 30 летний мерседес, я на нем езжу только летом. Всю зиму стоит. Но там все технически в порядке. Никакой особой подготовки не провожу, клемму только скину. Зимой вообще не тревожу его - он сугроб! Летом меняю масло и нет проблем.1
  • Dinzel54У меня авто выходного дня. Постоянно стоит неделю, до следующих выходных. Ничего не делаю. Зимой только аккум отдаю в магазин зарядить, чтобы в мороз не подвела. Масло стараюсь на зиму заменить, чтобы в морозы на свежем заводить.2
  • Boltunec> Зато на охраняемых стоянках можно не переживать, что машину угонят или испортят. Не можно. В любом договоре таких парковок указано, что парковка не несет ответственности за авто. Если его сломают или угонят, своего придется добиваться через суд.5
  • Эдуард СолодинBoltunec, владелец стоянки берет автомобиль на хранение и должен вернуть его в первоначальном состоянии, а значит, несет за это ответственность. В договоре хренения это должно быть прописано. Но в случае угона, все равно придется обращаться в суд. На стоянке, в отличие от обычной парковки, есть ограждение, охранное оборудование, пункт контроля въезда и выезда. В любом случае, автомобиль лучше защищен от угона и вандалов, чем на улице.0
  • На картинке BMW, а статья как про старый Москвич. На мой взгляд, все способы хранения авто имеют как плюсы, так и минусы. У меня рейтинг мест хранения: 1) Тёплый бокс с центральным отоплением в многоэтажном ГСК. 2) Гараж с центральным отоплением в плоскостном ГСК (обычно чуть хуже пропускной режим, выше риск угона). 3) Подземный паркинг - только верхние уровни! (на нижнем всегда есть риск затопления, знаю подобные случаи), минус - очень много пыли, для длительного хранения технику накрывают тентом. 4) Холодный многоэтажный паркинг. Хорошая вентиляция, нет риска затопления. Желательно, чтобы место было не с краю и не попадали прямые солнечные лучи. 5) Холодный металлический гараж (при отсутствии естественной приточно-вытяжной вентиляции надо её сделать). 6) Закрытая территория какого-нибудь предприятия. 7) Охраняемая открытая автостоянка. 8) Во дворе под окнами (важно: ни в коем случае не под деревьями - машину трудно будет отмыть!). 9) Во дворе у друзей. 10) Просто во дворе в спокойном районе. Что же касается подготовки к хранению, то объективно - она не особо-то и нужна. Помыть машину от грязи и реагентов на мойке (желательно с жидким воском), залить концентрат незамерзайки в бачок при хранении на улице. Надо только учесть, что при наличии сигнализации, аккумулятор неизбежно сядет в ноль через месяц-полтора, и надо или сразу его унести домой, или просто снять клемму и закрыть на ключ, оставив при этом сигнализацию в режиме охраны.4
  • d1mmmk, у нас Golf III стоял на улице 2 года, когда понадобилось завести - заряженный аккумулятор, ключ на старт, вжуух, и мотор ровненько заработал. Но машина была обслужена и не имела вообще никаких проблем с системой зажигания/питания. Ещё я как-то забирал 2140, стоявший 15 лет в гараже. Хозяин "не смог" его завести, я привёз новые свечи, бутылку бензина, двигатель запустился буквально с пол-оборота - карбюратор был идеально настроен. Так что исправный карб/впрыск - залог успешного запуска.0
  • d1mmmkAl, завестись это одно, а сколько они потом проехали не разваливаясь? Рассыхаются прокладки, трескаются уплотнительные резинки, патрубки и шланги, элементы подвески дубеют, мелкие грызуны устраивают внутри гнезда... Это уже не авто на каждый день, а внезапные проблемы почти каждый день если не потратить на приведение в порядок много времени и денег, распространенные и бюджетные авто этого не стоят, дешевле купить исправный на котором регулярно ездят.1
  • d1mmmk, по такой логике, даже новый авто, который 3-4 года простоял в салоне (такое довольно часто бывает) превращается в тыкву. Что касается Гольфа, то он проехал после стоянки около 7-8 тысяч, и после этого потребовалась замена тормозного цилиндра на заднем колесе. Только у машины подтверждённый пробег 612тыс.км на тот момент был, а по факту, думаю, после первого владельца соточку точно скрутили. Что касается Москвича, то я на нём покатался вообще без каких-либо проблем, а вот у следующего владельца буквально через пару дней после покупки диск сцепления кончился, но это стечение обстоятельств ))2
  • Наталья КотохинаAl, один ваш комментарий полезнее чем вся статья0
  • АптечкоBoltunec, договоры, блеадь!2
  • Чубчик Кучерявыйd1mmmk, не слушайте мотивированных маркетологов и продавцов. Все мои машины эксплуатировались мной больше 10-ти лет (а Жигуль 1987 г. выпуска 3 года назад сам приехал в гараж) и каждую зиму с ноября по начало мая они стоял на улице или в гараже. Если машина обслуживается, аккумулятор заряжен и не на издыхании, то проблем нет. И с резинками, шлангами и пр. в том числе. А чтобы не разваливались детальки "вдруг", машинку надо регулярно обслуживать0
  • ramachBoltunec, но никто не угоняет машины с парковок, тем более охраняемых. Статистика..0
  • Катя Черноваd1mmmk, тут всё не так однозначно! Вот сейчас адские морозы в Мск были (–20...–25). У папы Renault Sandero Stepway 2020, у меня Лачик 2010 🌚🌚🌚 Угадайте, чья завелась? 😁 Моя! Я ездила на ней 2, 4, 6 и вот вчера, 8-го января. Папа 2-го на дачу уехал, а завестись 4-го уже не смог, увы. Но скажу по правде: он был в Подмосковье, где градус ещё ниже. Заводился утром, а я наоборот ночью. Но моему Лачу тяжко, естественно, было... Вонял, гудел жутко. Но выстоял 💪🏾 Хотела сказать, что мб у меня ошибка выжившего, но... Нет! Видела и Жигули, и Лады, которые заводились и топ =) P. S. Даже вот коллаж выкладываю, не вру. И есть бортжурнал у меня на drive2.ru. Правда, я редко пишу. Много времени сжирает. Хотя интересно следить за авто :)0

Сообщество