Как написать план дипломной работы
Образование
14K
Фотография — insta_photos / iStock

Как написать план дипломной работы

Образец, структура и полезные советы
Обсудить
Аватар автора

Полина Крупинина

написала диплом

Страница автора

Главная проблема последнего курса в университете — выделить время на диплом среди дедлайнов, пар, экзаменов, а иногда и работы.

Поэтому написание ВКР часто откладывают на последний момент, ведь начать — самое сложное: студенты еще не выбрали и не прочитали нужную литературу, не знают, какую проблему будут решать и какой материал анализировать.

Чтобы избежать страданий в мае, заранее напишите план будущей работы. Советы из материала пригодятся не только для диплома, но и для курсовой.

Зачем нужен план диплома

Он пригодится каждому студенту по трем причинам.

С намеченным планом легче организовать работу. В нем вы указываете примерную цель и задачи, подбираете релевантную литературу, описываете, чего вы ожидаете достичь с помощью своего исследования.

План — это возможность наладить контакт с научным руководителем и заранее согласовать примерное содержание диплома. Не стоит откладывать письмо научнику до весны. Лучше сразу понять, чего он ждет от вашей работы. Это поможет вам двигаться в верном направлении.

Иногда план требуют. В некоторых университетах план служит обязательным пунктом при подготовке диплома. Например, на моей программе в Вышке поставили дедлайн — 15 декабря, к этой дате все студенты должны были прислать письмо научному руководителю. Тем, кто пропустил срок, руководитель в финальном отзыве на ВКР мог снизить общую оценку на 1—2 балла.

План — это не оглавление

Бывает, студенты их путают. Оглавление — это оформленный список глав в уже готовой ВКР. План нужен в самом начале исследования, чтобы обозначить, в каких рамках вы будете работать, зачем вообще нужно исследование и на какие данные и литературу планируете опираться. В нем также можно прикинуть главы и их примерное содержание. По ходу работы над дипломом все пункты могут меняться, но у вас уже будет примерный набросок того, каким бы вы хотели его видеть.

Как написать план к дипломной работе

Соберите в одном документе:

  1. Тему своего исследования
  2. Введение в эту тему: сделайте небольшую справку о том, как в науке возникла интересующая вас проблема, и добавьте обзор литературы, который покажет, какая проблема в исследовательской литературе последних лет остается нерешенной.
  3. Исследовательский вопрос, который ляжет в основу научной проблемы диплома.
  4. Ключевые задачи, которые должны объяснять, какие шаги вам необходимо предпринять для того, чтобы ответить на вопрос исследования.
  5. Методологию исследования, если этого требуют условия работы.
  6. Предполагаемые результаты диплома.
  7. Библиографию.

В качестве примера возьму план моего бакалаврского диплома на тему «Утешение в «Тускуланских беседах» Цицерона: философская и риторическая стратегии». Разберу, как организовать работу — есть и подготовительные шаги, и практические.

Сделайте небольшое введение в тему. Если раньше, например в курсовых, вы занимались другой проблемой, для начала почитайте обзорные статьи или книги по теме. Они быстро дадут общую картину исследовательских задач.

Если же вы прежде исследовали что-то похожее, например писали про конкретного автора или феномен, такой подготовительный шаг можно пропустить. Я, например, писала об утешительной философии Цицерона не только диплом, но и курсовую на третьем курсе, поэтому у меня было примерное понимание темы, исследовательского поля и научной литературы по этой проблеме.

Вместе с тем я почти ничего не знала о связи Цицерона со скептической традицией, хотя в итоге она стала самой важной частью диплома. Поэтому в моем плане введением в проблематику послужил сформировавшийся образ Цицерона как неоригинального автора, который лишь пересказывал учения других философов, но не создал своей философии:

Работа исследователей с корпусом философских произведений Цицерона в первую очередь была связана с его вкладом в наши знания об авторах эллинистического периода. Фигура Цицерона долгое время не воспринималась как самостоятельная и рассматривалась сквозь призму доксографического материала…

Сформулируйте из темы вопрос, который станет прототипом научной проблемы. Подумайте, что научное сообщество может не знать в рамках темы вашей работы. Изначально в своем плане я поставила следующий вопрос:

Как Цицерон совмещает риторику и философию для реализации утешительных задач текста?

Соответственно вопросу поставила такую цель:

…показать, что философия по Цицерону может быть действенна только при сочетании риторики и философии, и на основе анализа ключевых проблем «Тускуланских бесед» выяснить, как именно реализуется принцип этого совмещения.

Хотя в дальнейшем оказалось, что этот вопрос слишком поверхностный и нужно более подробно разбираться со связью утешения и скептицизма в тексте, для плана ВКР постановки такого вопроса вполне достаточно, так как он уже ограничивает круг поисков литературы.

Укажите ключевые задачи исследования. В моем плане я выделила такие:

  1. Указать на особенности контекста, в котором создается часть корпуса, которую мы относим к утешительной традиции философии, и провести анализ текстов, которые предваряют «Тускуланские беседы» (письма, «Утешение»).
  2. Выделить основные проблемы, которые поднимаются Цицероном в «Тускуланских беседах» (смерть, боль, горе, эмоции) и показать, к каким школам и автором он апеллирует при работе с ними.
  3. Проанализировать метод Цицерона, который заключается в «столкновении» различных позиций между собой для того, чтобы привести читателя к идее о «естественности» наших установок (например, наши представления о вечности души).
  4. Показать, что философия и риторика не противоречат друг другу, а являются некоторым единым континуумом философской риторики.

Начните подбирать библиографию. Сначала найдите подходящие статьи и монографии в «Гугл-академии» и добавьте их в план. Для начала хватит 15—20. Ознакомьтесь с ними и в соответствии с новой информацией дополните или перепишите цели и задачи. Например, я разбила поиск литературы на пять этапов. Нужно было:

  1. Вспомнить и собрать все то, что я нашла об утешении у Цицерона на третьем курсе.
  2. Проверить, появились ли новые исследования этой темы.
  3. Разобраться со связью Цицерона и скептической традиции.
  4. Узнать об утешении в скептической традиции.
  5. Прочитать о связи утешения и риторики.

В итоге получился такой абзац, который также стал частью итоговой работы:

Основой для нашего исследования становятся три линии в современных исследованиях Цицерона: (1) анализ утешительной философии Цицерона с акцентом на исторический контекст (Х. Балтуссен (2009), А. Эрскин (2013), В. Хоуп (2017), С. Паркин (2019), К. Робинсон (2014), А. Вилкокс (2005)); (2) исследование скептической традиции в текстах Цицерона (Дж. Глукер (1988), М. Скофилд (2002), М. Гревер (2002), Ч. Бриттан (2006, 2001), Б. Кох (2006), В. Герлер (2004), Дж. Винн (2020); (3) изучение риторики в философских текстах Цицерона (А. Бринтон (1988), А. Лонг (2015), Р. Вулф (2023), Г. Уайт (2023)).

Нет нужды сразу читать все. Начните знакомство с аннотаций, выберите источники, которые кажутся самыми важными для вашей темы, изучите их подробнее. Можете сразу сделать конспект, чтобы не перечитывать. В остальных работах пробегитесь по части с выводами и результатами. Это не займет много времени, но поможет понять ход современных дискуссий.

Например, на первых порах мое внимание привлекла статья Academic therapy: Philo of Larissa and Cicero’s project in the Tusculans. Уже в названии видно, что речь идет, скорее всего, про утешение — therapy, — а в самой статье сравнивается скептик Филон из Лариссы и Цицерон, а именно его работа «Тускуланские беседы». Также я обратила внимание на текст Cicero’s Tusculan Disputations: A Sceptical Reading. Эти статьи я внимательно прочла и законспектировала.

Аннотация к важной для меня статье — иногда можно пройтись только по описанию, чтобы понять, пригодится ли источник. Источник: academic.oup.com
Аннотация к важной для меня статье — иногда можно пройтись только по описанию, чтобы понять, пригодится ли источник. Источник: academic.oup.com

Я не случайно выбрала англоязычные публикации. В части с обзором литературы и постановкой научной проблемы нужно показать знакомство с новыми исследованиями, а их по большей части ведут на английском. Так вы сможете обосновать актуальность работы.

Например, в библиографии к моему диплому получилось 50 наименований, исключая первоисточники и комментированные издания «Бесед». Всего шесть источников было на русском языке, все остальные — на английском и на немецком.

Обязательно оформите в плане библиографический список.

Часть моей библиографии в готовом дипломе — где⁠-⁠то треть источников отсюда я указала и в плане
Часть моей библиографии в готовом дипломе — где⁠-⁠то треть источников отсюда я указала и в плане

Подробно опишите методологию исследования, если планируете собирать и использовать какие-то данные. Это очень важно, например, в социальных науках, где вы должны подробно объяснить, с какими данными вы работаете, как их собирали, в каком дизайне вы работаете. А вот в гуманитарных методологию не всегда можно определить однозначно, потому что чаще всего вы просто анализируете и интерпретируете тексты. Это сложный момент, который обязательно нужно обсудить с научным руководителем.

Укажите, чего ждете от исследования. Подумайте, к каким выводам могут привести цель и задачи вашей работы. Выводы в работе должны возвращать читателя и вас к введению. Вы можете спросить: как исследование помогло или не помогло мне достичь цели моей работы? Какие результаты получились в процессе работы? В плане моего диплома я написала:

Основным результатом работы станет новый взгляд на «Тускуланские беседы» Цицерона как на утешительный текст, которым он завершает период своих размышлений о задаче философии. Мы предполагаем, что анализ текста позволит нам показать, что философия и риторика для Цицерона могут повлиять на человека только в совокупности, по отдельности они не будут иметь должного эффекта. Именно для этого Цицерон, с одной стороны, обращается к философской традиции и сталкивает противоположные мнения философов о природе нашей души, о смерти, об эмоциях, а с другой стороны, дополняет эти рассуждения большим количеством отступлений в виде цитат из нефилософских текстов и примеров из истории Греции и Рима.

Когда вы закончите писать свою исследовательскую работу, цели, задачи и результаты, которые вы ставили перед собой изначально, могут показаться вам неточными, поверхностными или даже смешными, это совершенно нормально. Ведь в начале пути у вас было лишь общее представление о теме и вы провели огромную работу с литературой, которая изменила ваш взгляд на проблему.

Как правильно оформить план дипломной работы

Если в вашем университете есть требования к оформлению, используйте их. Если нет, оформляйте так, как нравится. Обычно план пишут по пунктам, на каждый раздел нужно написать два-три абзаца.

По плану должно быть отчетливо видно, каким образом будет устроено ваше исследование. Он не должен быть слишком большим. Можно уточнить у научного руководителя, в каком формате лучше написать план, если особых рекомендаций от университета нет.

В зарубежных университетах план называют project proposal или research proposal и его требуют не только в рамках подготовки квалификационных работ, но и при поступлении в университет. На сайте Стэнфорда можно ознакомиться с гайдом о том, как писать project proposal, рекомендации также подойдут для написания плана дипломной работы, так как имеют схожую структуру. Можно также посмотреть пример на сайте Хьюстонского университета или видео Research Proposals In 7 Easy Steps.

Образец плана дипломной работы

Главное, чтобы ваш план был четко структурирован и были выделены ключевые разделы. Каждый абзац я обозначила заголовком, использовала стандартный шрифт Times New Roman и 12 кегль.

План моего диплома
План моего диплома
План моего диплома

Памятка

  1. План — не часть диплома, а подготовительная работа. Он нужен, чтобы понять, что именно нужно делать, дать понять научному руководителю, какую проблему вы будете исследовать.
  2. Обычно план состоит из введения, постановки проблемы, обзора литературы, методологии, ожидаемых результатов и библиографии.
  3. План может меняться во время написания диплома. Например, со временем вы можете понять, что поставили слишком широкий исследовательский вопрос.
  4. Подбирая литературу, не нужно читать все источники, достаточно выбрать пару-тройку самых важных, а в остальных прочесть аннотации. Так вы быстрее сориентируетесь в исследовательском поле.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Полина КрупининаПомните, как писали диплом? Расскажите о своем опыте: