Рано или поздно машину придется продать: какая бы классная и любимая она ни была.

Есть автолюбители, которые перед продажей едут в сервис. Меняют масло и фильтры, чинят подвеску, выправляют и красят поврежденные элементы кузова ради того, чтобы исключить поводы для торга.

Но есть люди, которые ведут себя наоборот: приезжают на встречу с покупателем на машине, на которую без слез не взглянешь — дырявый коврик под педалями, черный от грязи потолок, а одна из фар лопнула и запотела изнутри. Они руководствуются логикой «если кому надо, купят и так» — нет, это так не работает.

В этой статье объясню, почему и то и другое — это крайности, что нужно сделать обязательно, а от чего можно отказаться, чтобы продать машину быстро и не потерять деньги.

Как подготовить кузов

Устраните мелкие царапины. Для начала можно попробовать сделать это самостоятельно. Потребуется полироль с абразивными свойствами или специальное средство для устранения царапин: цена — от 200 Р.

Важно соблюдать инструкцию и запастись терпением. Для того чтобы понять, заполируется ли царапина — намочите ее. Если вода сделает ее незаметной, действуйте. Глубокие царапины лучше не трогать: заполировать их не получится, а вот сделать хуже достаточно просто.

Не стоит полировать машину полностью, это дорого и нецелесообразно. Вряд ли где-то возьмут за такую услугу меньше 10 000 Р.

Набор для полировки кузова автомобиля. Источник: ozon.ru
Набор для полировки кузова автомобиля. Источник: ozon.ru

Закрасьте мелкие сколы. Сколы от камешков на капоте, последствия удара дверью на парковке у торгового центра невозможно убрать полностью без полной покраски кузовного элемента, но можно сделать так, чтобы они не бросались в глаза. Для этого есть специальные карандаши с краской или флакончики, похожие на лак для ногтей. Есть серьезные наборы за 1000 Р: в них все необходимое, но проще обойтись более бюджетными вариантами.

Всем этим можно подкрасить сколы: помойте машину, обработайте повреждения сначала ацетоном, потом спиртом и нанесите краску. Если кузов оцинкован, эти места не будут ржаветь.

Карандаш с «Алиэкспресса» — 145 <span class=ruble>Р</span>. Источник: aliexpress.ru
Карандаш с «Алиэкспресса» — 145 Р. Источник: aliexpress.ru
Краска-карандаш на «Озоне» — 357 <span class=ruble>Р</span>. Источник: ozon.ru
Краска-карандаш на «Озоне» — 357 Р. Источник: ozon.ru
Вот так я замазал повреждения на&nbsp;бампере. На&nbsp;фотографии не заметно
Вот так я замазал повреждения на бампере. На фотографии не заметно

Приведите в порядок фары, фонари и все, что светится: габариты, подсветку номера, противотуманные фары. Если не горит какая-то лампочка — замените ее. Если фара потеет изнутри или очень мутная, можно попробовать заменить ее.

Не исключено, что оригинальная фара на «Авито» будет стоить недорого: это возможно, если машина возрастная, а в фаре галогенные лампы. Если проблемная фара ксеноновая или светодиодная, она может стоить слишком дорого, и менять ее перед продажей, конечно же, не стоит.

Заменить можно либо самостоятельно, либо в сервисе. В первом случае — бесплатно, во втором — как договоритесь, но вряд ли это будет дорого.

Иногда есть соблазн купить дешевые китайские фары: например, DEPO или TYG. Но лучше уж усталый оригинал. Китайские аналоги неестественно блестят, не встают по зазорам и могут потеть посильнее оригинальных с трещинами в корпусе.

Есть мнение, что фары можно отполировать. К сожалению, сделать это самостоятельно без опыта вряд ли получится. К тому же затертая фара может быть повреждена и изнутри. Но если это не так, можно обратиться за услугой к специалисту.

Поставьте новые декоративные колпаки, если ваша машина стоит на штампованных дисках. На «Авито» можно найти оригинальные: обычно они сделаны качественно и хорошо держатся на колесах. Обычно от 500 Р за штуку.

Неоригинальные колпаки все-таки тоже лучше, чем черные колеса. Комплект из четырех штук — от 1000 Р. Если тратиться совсем не хочется, а штампованные диски ржавые, можно купить баллончик краски за 200 Р.

Оригинальные колпаки Хендай. Источник: avito.ru
Оригинальные колпаки Хендай. Источник: avito.ru
Неоригинальный колпак на&nbsp;ржавом штампованном диске
Неоригинальный колпак на ржавом штампованном диске
Одного баллончика краски хватит на&nbsp;4 колеса, если красить только снаружи
Одного баллончика краски хватит на 4 колеса, если красить только снаружи

Как подготовить салон

Сделайте генеральную уборку в салоне. Услугу предлагают на многих автомойках: цена от тысячи рублей. Но пропылесосить, вытереть пыль и помыть коврики можно и самостоятельно.

Почистите обивку сидений. При сильном загрязнении поможет только обработка моющим пылесосом с применением сильной автохимии. Услуга стоит от 5000 Р и занимает несколько часов. Но если загрязнения неглубокие и носят локальный характер — можно справиться самостоятельно с помощью недорогой химии. Цены на очистители обивки начинаются от 150 Р за один баллончик.

Дома можно поискать средство для чистки мебельной обивки или жидкий пятновыводитель — они тоже подойдут. Потребуется тряпка, щетка и немного терпения.

Вряд&nbsp;ли дешевые средства смогут убрать глубокие загрязнения, но&nbsp;попробовать стоит. Источник: ozon.ru
Вряд ли дешевые средства смогут убрать глубокие загрязнения, но попробовать стоит. Источник: ozon.ru

Если обивку порвали, затерли или прожгли — ее меняют или маскируют под чехлами. В некоторых случаях есть смысл посмотреть кресла на «Авито»: нередко за хороший комплект из двух передних сидений могут просить 6000—8000 Р.

Комплект хороших модельных чехлов — это те, что повторяют форму кресел — стоит от 10 000 Р. Покупать универсальные накладки за пару тысяч рублей не стоит, они, скорее, отпугнут покупателя.

В целом любые чехлы могут вызвать у покупателя подозрения, ведь обычно под ними пытаются спрятать просиженную, рваную обивку или неаккуратный шов на месте, из которого когда-то стреляла подушка безопасности. К тому же задний диван и кресло пассажира могут быть в порядке, и достаточно заменить только кресло водителя.

Сравните цену комплекта чехлов и б/у кресла, а потом решите, что выгоднее. В любом случае оригинальное кресло всегда лучше любого даже самого красивого чехла.

Кресло водителя для&nbsp;Шевроле Авео за&nbsp;1900 <span class=ruble>Р</span> — отличная покупка. Источник: avito.ru
Кресло водителя для Шевроле Авео за 1900 Р — отличная покупка. Источник: avito.ru

Уничтожьте неприятные запахи. Не исключено, что они уйдут после мойки салона, но так везет далеко не всем. Неприятный запах может идти из дефлекторов, когда включают печку или кондиционер.

Это может быть налет на воздуховодах, салонный фильтр, который не меняли много лет и, вполне возможно, испаритель — важнейший элемент системы кондиционирования. Когда кондиционер работает, испаритель мокрый, к нему прилипает всякая грязь. Когда машина стоит без дела, грязь сохнет — и так слой за слоем. Потом в какой-то момент все это начинает гнить и отвратительно пахнуть.

В любом случае освежитель «Елочка» тут не поможет. Стоит поменять салонный фильтр и попробовать почистить испаритель самостоятельно.

Для этого пригодится специальный состав для чистки испарителя. Его продают во флаконе с эластичной трубочкой. Трубочку нужно вставить в оба центральных дефлектора по очереди и в каждом распылить состав в течение 10 секунд. Потом нужно подождать 10 минут и посмотреть, какого цвета лужа под машиной: состав будет выходить из того же отверстия, что и вода при работе кондиционера.

Если лужа будет грязной — повторите процедуру. Потом включите кондиционер и дайте ему поработать, чтобы остатки состава ушли в дренажный шланг. А после можно выключить кондиционер и включить печку, чтобы испаритель просох.

Если и это не помогает, стоит обратиться к специалисту, который нейтрализует запах «сухим туманом». При такой технологии салон и систему вентиляции обрабатывают специальным составом, похожим на дым, который нейтрализует неприятный аромат. Услуга стоит от 3000—4000 Р, процесс занимает около часа. Генератор небольшой, поэтому многие специалисты выезжают к клиенту. Не стоит обращаться к тем, кто обещает сделать это за 1000 Р: скорее всего, по факту с вас попытаются взять 7000—10 000 Р.

Состав для&nbsp;чистки испарителя Abro. Ичточник: ozon.ru
Состав для чистки испарителя Abro. Ичточник: ozon.ru
Услуга «сухой туман» на&nbsp;«Авито» за&nbsp;реалистичную цену. Ичточник: avito.ru
Услуга «сухой туман» на «Авито» за реалистичную цену. Ичточник: avito.ru

Купите новые коврики. Рваные, сильно изношенные коврики, лучше заменить.

Универсальный комплект резиновых ковров для салона стоит от 1000 Р. Но точно форму пола они не повторяют. Альтернатива — EVA-ковры.

По-прежнему работает совет поискать на «Авито» комплект оригинальных ковриков.

EVA-коврики шьют по&nbsp;лекалам для&nbsp;каждой модели, можно выбрать цвет материала и окантовки, попросить усилить участок, на&nbsp;котором стоит пятка водителя. Цена комплекта — от 2500 <span class=ruble>Р</span>
EVA-коврики шьют по лекалам для каждой модели, можно выбрать цвет материала и окантовки, попросить усилить участок, на котором стоит пятка водителя. Цена комплекта — от 2500 Р

Приберитесь в багажнике. Багажник нужно пропылесосить, при необходимости — помыть.

Если обивка сильно повреждена, можно доукомплектовать его ковриком для багажника. Цена — от 1000 Р.

Уберите все ненужное, оставьте только домкрат, баллонный ключ, аптечку и знак аварийной остановки.

Как устранить существенные неисправности

Есть недостатки, которые делают эксплуатацию машины небезопасной или быстро приводят к серьезным поломкам. С такими есть риск просто не доехать до покупателя или попасть в неприятную ситуацию на предпродажном тест-драйве.

Долейте все технические жидкости до необходимого уровня. Масло в двигателе и трансмиссии, тормозная, охлаждающая жидкости, жидкость гидроусилителя руля должны быть на нормальном уровне. Риски «минимум» и «максимум» есть либо на пластиковых бачках, либо на масляных щупах.

Бачок гидроусилителя. Масло на&nbsp;минимуме, лучше долить
Бачок гидроусилителя. Масло на минимуме, лучше долить

Убедитесь, что жидкости не уходят. Если в моторном отсеке пятна, а под машиной лужи — выясните, какая именно жидкость вытекает. Течь моторного масла или антифриза может стать причиной перегрева или физического повреждения двигателя. Поставить новый сальник или радиатор с разборки — в десятки раз дешевле, чем отремонтировать или заменить двигатель.

Если убегает тормозная жидкость — есть риск, что в определенный момент не сработают тормоза. Убегает жидкость гидроусилителя — есть риск сломать рулевую рейку и насос гидроусилителя.

Замените тормозные колодки, если они изношены настолько, что уже скрипят или трут железом о тормозной диск. Это небезопасно и для владельца машины, и для покупателя. С такими тормозами запрещено выезжать на дороги общего пользования.

Замена комплекта колодок на одну ось вместе с работой — от 3000 Р. Не стоит пытаться менять колодки самостоятельно, процедура только кажется несложной.

Замена только колодок не всегда гарантирует результат. В ряде случаев может дополнительно потребоваться обслуживание суппорта, замена изношенных направляющих и резиновых прокладок. После этого требуется прокачка тормозной системы, чтобы из магистралей ушел воздух и тормоза заработали как положено.

Устранение мелких неисправностей

Тут перечислим те недочеты, устранить которые можно быстро и дешево. А при этом продажу машины они могут затруднить или станут поводом для торга.

Замените резину. Если покрышки «лысые» или изношены неравномерно — лучше заменить резину. Не обязательно покупать новый комплект, подойдет и б/у, но без повреждений и с приемлемым остатком протектора. Цена зависит от диаметра колес, производителя и степени износа.

Неравномерный износ резины может быть связан с неправильно выставленными углами развала-схождения колес. Руль при этом может стоять прямо. Переднюю ось на стенде отрегулируют примерно за 1500 Р. Если машина не новая, с регулировкой задней оси могут возникнуть трудности. Их регулируют редко, регулировочные болты-эксцентрики закисают, их приходится спиливать болгаркой и менять.

Почините выхлопную систему. Глушитель, который прогнил или прогорел, работает очень шумно, а иногда машина может ехать с большим трудом. Этот узел лучше починить.

Для этого не обязательно потребуется покупать новые элементы. Часто достаточно заварить проблемное место или врезать кусок подходящей трубы. Такие расходники всегда есть в наличии на сервисах, которые специализируются на ремонте выхлопных систем. Цена такого ремонта начинается от 1500 Р.

Не исключено, что придется заменить гофру — элемент, который позволяет выхлопной системе быть подвижной в определенных участках.

Отремонтируйте подвеску, если она сильно гремит. Сильные стуки, скрежет, гул в элементах подвески — не только повод для торга со стороны покупателя, но и вопрос безопасности. Полностью перебирать всю подвеску не обязательно. Замените самые проблемные элементы. Машина идет на продажу, поэтому можно сэкономить на запчастях: взять какой-нибудь недорогой середнячок.

Что не нужно делать перед продажей автомобиля

В процессе подготовки автомобиля к продаже могут возникнуть траты, которые точно не окупятся, а некоторые даже могут вызвать у покупателя необоснованные подозрения и отбить желание приобретать машину.

Не делайте предпродажное ТО. Не стоит менять технические жидкости: масло в двигателе, коробке передач, тормозную жидкость и жидкость гидроусилителя руля — даже если подходит регламент. Цена машины от этого не повысится, существенные недостатки на этом фоне не померкнут. Более того — слишком свежее масло может вызвать у покупателя лишние сомнения в том, что двигатель исправен.

Хороший для&nbsp;продажи машины цвет масла
Хороший для продажи машины цвет масла

Не меняйте привод ГРМ и приводные ремни. Замена цепи или ремня ГРМ — дорогая процедура. Определить их состояние и степень износа визуально невозможно. Поэтому грамотный покупатель машины с пробегом обычно меняет их в первые недели после покупки. Новый приводной ремень генератора или навесного оборудования двигателя стоит менять перед продажей только в том случае, если он порвался.

Не ремонтируйте мелкие кузовные повреждения. Следы небольшой аварии — вмятины, царапины — лучше оставить как есть. Не стоит перекрашивать элемент полностью в мастерской: опытный покупатель или человек, которого он наймет для подбора, будет измерять толщину лакокрасочного покрытия толщиномером и вряд ли поверит, что элемент перекрашивали ради того, чтобы убрать сколы.

Поговаривают, что маляр, который знает, что машину готовят к продаже, делает работу очень плохо, и ржавчина проступит из-под краски уже через месяц-два. Это логично, ведь машину вы продадите и вряд ли когда-нибудь придете с претензиями, а значит, можно расслабиться.

Не мойте двигатель. Перекупы моют под капотом, когда надо скрыть следы масла и прочих технических жидкостей. Так что если ничего не течет, то грязь под капотом лучше оставить: покупатель, скорее всего, будет рад ее видеть.

Мойка нужна только в исключительных случаях. Например, если лопнул шланг гидроусилителя и масло под давлением забрызгало весь моторный отсек. В таком случае нужно обращаться на автомойку, где есть услуга обработки подкапотных агрегатов горячим паром с их последующей сушкой сжатым воздухом.

Но при этом никакой ответственности за возможные последствия ни одна автомойка на себя не возьмет. Нередки случаи, когда после такого вмешательства машина отправлялась на эвакуаторе в автосервис.

Запомнить

  1. Закрасьте сколы специальным маркером или краской. Обработайте их перед этим спиртом и ацетоном. Заполируйте неглубокие царапины.
  2. Позаботьтесь о красоте колес: закройте голые штамповки декоративными колпаками. Лучше, если они будут оригинальными.
  3. Замените разбитые фары и лампочки, которые не горят. Фары и фонари стоит менять в том случае, если они стоят недорого.
  4. Сделайте так, чтобы обивки сидений, потолок и дверные карты были чистыми. Лучше всего с этим справится моющий пылесос, заправленный качественной автохимией.
  5. Избавьтесь от неприятных запахов: почистите испаритель, поменяйте салонный фильтр. Если это не поможет — позовите человека, который обработает салон машины «сухим туманом». При этом избегайте предложений с неадекватно низкой ценой.
  6. Убедитесь, что в ковриках нет дыр, и замените их по необходимости.
  7. Наденьте на потрепанные сиденья хорошие модельные чехлы. Если на «Авито» есть недорогие оригинальные сиденья — лучше купить их.
  8. Долейте технические жидкости и убедитесь, что они не убегают.
  9. Сделайте так, чтобы в выхлопной системе не было дыр.
  10. Замените полностью или неравномерно изношенную резину.
  11. Отремонтируйте подвеску недорогими, но относительно приличными запчастями, сделайте сход-развал.
  12. Замените колодки, если они полностью износились — это больше нужно вам, чтобы доехать до покупателя без приключений.
  13. Не стоит красить элементы и обслуживать машину перед продажей — это никто не оценит. Не стоит скрывать сиденья под дешевыми универсальными чехлами и мыть под капотом — это скорее отпугнет.
  14. Перед тем как показывать машину покупателю, помойте ее хотя бы на мойке самообслуживания. Все-таки нужно показать человеку состояние кузова и дать проверить его толщиномером.

Любой из этих пунктов стоит делать только в том случае, если в этом есть необходимость. Вообще здорово, если машина настолько хорошая, что перед продажей ее достаточно только помыть.