![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/pensia-icon.tv8kxa.jpg)
Как проверить состояние индивидуального лицевого счета в СФР
И исправить ошибки, если они есть
![Как проверить состояние индивидуального лицевого счета в СФР](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main________.gxys69ntocuk.jpg)
Информация о пенсионных правах и накоплениях содержится в ИЛС — индивидуальном лицевом счете.
Бывает, что люди находят в своих ИЛС ошибки, например когда часть трудового стажа просто не учтена. Из-за таких ошибок пенсия может оказаться меньше, чем должна быть. Поэтому важно следить за состоянием индивидуального лицевого счета.
Ошибка может произойти из-за технического сбоя или по вине работодателя, который должен был платить за работника страховые взносы, но почему-то этого не делал. Я расскажу, как проверить состояние ИЛС и куда обращаться, если нашли ошибки.
Если не знаете, как рассчитывается пенсия и из каких частей она состоит, то почитайте подборку статей:
Что такое индивидуальный лицевой счет
ИЛС — это электронный документ с информацией о трудовой деятельности и пенсионных правах человека. С помощью этого документа пенсионный фонд определяет, кому какую пенсию платить. У каждого индивидуального счета есть уникальный страховой номер — СНИЛС.
Пенсионный фонд открывает ИЛС по личному заявлению человека либо при поступлении информации от других государственных учреждений. Например, вы обратились в МФЦ, чтобы поменять паспорт. Если на момент обращения у вас не было счета, вам его автоматически откроют. Если работаете официально и работодатель платит за вас страховые взносы — у вас точно есть ИЛС.
Индивидуальный лицевой счет положен не только гражданам России, но и иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории страны.
Для чего нужна выписка из ИЛС
Выписка нужна, чтобы:
- Проверить пенсионные права: учтенный стаж, сведения о накопительной части пенсии, индивидуальный пенсионный коэффициент — его еще называют пенсионными баллами.
- Найти и исправить ошибки в индивидуальном лицевом счете.
- Проверить работодателя на честность: действительно ли он перечисляет за вас страховые взносы.
- Проверить выбранный вариант формирования будущей пенсии.
- Выяснить, в каком фонде формируется пенсия. Иногда люди только из выписки узнают, что их пенсионные накопления магическим образом перешли в какой-то негосударственный пенсионный фонд, хотя они ничего не подписывали. Например, автора Т—Ж мошенники таким образом лишили 80 000 ₽ из будущей пенсии.
Кто может узнать сведения о состоянии ИЛС
Информация в ИЛС конфиденциальна: кто попало не может получить к ней доступ. Запросить сведения о состоянии счета вправе владелец, а также его законный либо уполномоченный представитель.
Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. А вот законному представителю не нужна доверенность. Если человек недееспособен или не полностью дееспособен, то его интересы будет представлять законный представитель, например попечитель или опекун.
Способы получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР
Чтобы ознакомиться с состоянием ИЛС, нужно запросить выписку. Есть несколько способов это сделать: по почте, при личном обращении в МФЦ или отделение пенсионного фонда, на портале госуслуг и сайте ПФР.
Личное обращение. Вы вправе обратиться с письменным запросом в любое отделение пенсионного фонда или МФЦ — независимо от того, где проживаете и прописаны.
Бланк запроса о предоставлении сведений о состоянии ИЛС можно получить и заполнить при обращении или распечатать заранее. При себе достаточно иметь паспорт.
![В заявлении требуется указать СНИЛС, а вот само свидетельство — зеленую карточку — предоставлять сотруднику пенсионного органа необязательно. Если вы запрашиваете выписку по своему ИЛС, то заполнять часть о представителе не нужно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_1.mmxbnrne9dvc.png)
![Узнать адрес ближайшего отделения пенсионного фонда можно на сайте ПФР в разделе «Найти клиентскую службу»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_2.gr6mr1ao1izc.png)
Запрос через Почту России. Чтобы получить выписку по почте, направьте письмо с запросом в пенсионный фонд.
Советую отправлять запрос заказным письмом: на руках останется доказательство обращения — чек с датой отправки. А еще вы сможете по трек-номеру отследить путь письма до адресата и подтвердить факт получения. Это пригодится, если пенсионный фонд не ответит или пришлет выписку с опозданием. Тогда вы сможете обратиться с жалобой — как это сделать, расскажу позже.
Отправить запрос можно в любое отделение пенсионного фонда, но лучше в ближайшее к вам: так письмо быстрее дойдет и быстрее придет ответ.
![На сайте ПФР выберите свой регион и перейдите в раздел «Контакты региона»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_3.ikdfz3irw18u.png)
![Прокрутите страницу до конца и найдите вкладку «Найти клиентскую службу»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_3_1.3rklxifzpnby.png)
![В поле «Услуга» выберите «Получение выписки с индивидуального лицевого счета», а в поле «Территория обслуживания» — ваш район. Перед вами откроется страница с почтовым адресом пенсионного органа, который находится в вашей местности](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_4.xeazun6gapt4.png)
Через госуслуги можно получить выписку буквально за минуту, нужна только подтвержденная учетная запись на портале. Никакие бланки заполнять не придется: запрос формируется автоматически.
Подтвердить личность для учетной записи можно через МФЦ, удостоверяющий центр или Почту России. Но проще всего это сделать через банк.
![Зайдите на портал госуслуг, выберите услугу «Получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета» и нажмите кнопку «Получить услугу»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_5.qfvzdql7orce.png)
![Через пару секунд система сформирует выписку. Ее можно сохранить в формате pdf — для этого нажмите на ссылку «Сохранить извещение» — или переслать на электронную почту](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_6.fxihmy0ktug2.png)
Через сайт ПФР. Для этого нужно зайти в личный кабинет гражданина и заказать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета. Весь процесс занимает несколько минут: куда-то ходить или что-то заполнять не нужно.
Вы можете пользоваться сервисами ПФР также через свою учетную запись на сайте госуслуг.
![На сайте ПФР нужно перейти в раздел «Личный кабинет гражданина» и нажать на ссылку «Заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_7.8795eybu6zdh.png)
![Для авторизации снова понадобится подтвержденная учетная запись на портале госуслуг](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_8.okfufmwfuwiw.png)
![Если хотите, чтобы ПФР продублировал выписку на электронную почту, то поставьте галочку напротив соответствующего поля. Затем нажмите на кнопку «Запросить», и через несколько секунд выписка будет готова](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_9.bie6sthnx2ss.png)
![Если потеряете файл, ничего страшного: он сохранится в разделе «История обращений», откуда его можно скачать в любой момент](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_10.nhzylauhh8gy.png)
Необходимые документы
Список документов зависит от того, каким способом вы запрашиваете выписку.
Если вы делаете запрос через сайт ПФР или портал госуслуг, то никакие документы не нужны. При личном обращении в МФЦ или отделение пенсионного фонда потребуются только паспорт и заполненный бланк запроса.
Если обращаетесь в ПФР по почте, то в конверт обязательно положите копию вашего паспорта и заполненный бланк запроса. Причем эти документы необходимо предварительно заверить у нотариуса.
При личном обращении через представителя к запросу следует приложить следующие документы:
- Доверенность представителя.
- Паспорт представителя.
- Копию паспорта застрахованного, но можно обойтись и без нее, если доверенность представителя удостоверена нотариусом.
Срок предоставления сведений
Самый быстрый способ получить выписку — отправить запрос через портал госуслуг или через сайт ПФР. В таком случае сведения предоставляются в день обращения.
В остальных случаях выписку подготовят в течение 10 дней со дня, когда ПФР получит запрос. Дольше всего придется ждать, если отправить запрос письмом, ведь к десятидневному сроку придется добавить время на пересылку.
Стоимость запроса
Эта услуга бесплатная, причем количество обращений неограниченно. Но если отправите запрос письмом, то будут дополнительные расходы — на нотариуса и почту. Если не хотите тратить деньги, получайте выписку через интернет.
Что содержит выписка из ИЛС и как ее правильно читать
Выписка включает в себя вводную часть и пять блоков.
Вводная часть содержит данные владельца индивидуального лицевого счета:
- Фамилию, имя и отчество.
- Дату рождения.
- СНИЛС.
- Вариант пенсионного обеспечения.
- Учтенный стаж для назначения пенсии.
- Количество пенсионных баллов.
Если вам уже назначена пенсия, то сведений об учтенном стаже в выписке не будет.
![Во вводной части выписки приведены личные данные застрахованного, способ формирования будущей пенсии, стаж и количество пенсионных баллов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_11.6zlcbu5uvthf.png)
Первый блок касается периода работы начиная с 2015 года. Здесь есть информация о компаниях, которые платили вам зарплату и перечисляли за вас страховые взносы. Эти взносы превращаются в пенсионные баллы. Чем больше взносов, тем больше баллов и тем выше будущая пенсия.
Второй блок похож на первый, но он включает сведения о периодах работы до 2015 года.
Третий блок содержит детальную информацию о формировании пенсионных накоплений в ПФР. Этот блок будет присутствовать в выписке, только если вы не перевели пенсию в какой-нибудь негосударственный пенсионный фонд. Он включает сведения о выбранной управляющей компании и инвестиционном портфеле.
Если вы не делали выбор, то ваши пенсионные накопления по умолчанию находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», а ваш инвестиционный портфель — «Расширенный». Также в этом блоке приведена итоговая сумма пенсионных накоплений с учетом инвестирования.
Четвертый блок. Если формируете пенсионные накопления у частного страховщика, то в этом блоке будет указано название негосударственного пенсионного фонда и общие сведения о сумме пенсионных накоплений.
Если же ваш страховщик — ПФР, то четвертого блока в выписке не будет.
Пятый блок содержит следующую информацию:
- Дату установления страховой пенсии.
- Сумму страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.
- Размер накопительной пенсии, если она у вас есть.
- Сумму срочной или единовременной пенсионной выплаты — при наличии.
Если вы не получаете пенсии, то пятого блока в выписке не будет.
![Все блоки пронумерованы. В первом содержится информация о страховых взносах, стаже и пенсионных баллах с 2015 года, а также общее количество баллов, которые человек заработал до 2015 года](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_12.mxjzq9qvspzs.png)
![Во втором блоке — подробная информация о стаже, взносах и баллах до 2015 года](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_13.rm9afpoq0po6.png)
![Третьего раздела в этойв негосударственный пенсионный фонд. А вот четвертый раздел по этой же причине присутствует: в нем можно посмотреть, кто страховщик и какой суммой он распоряжается](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_14.x7vl0edqsxw6.png)
![Пятого раздела нет, потому что владелец ИЛС еще не получил право на пенсию](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_15.cguhqi85gwnn.png)
Как проверить информацию в выписке из ИЛС
Расскажу, какую информацию из выписки нужно проверить в первую очередь.
Выбранный вариант формирования будущей пенсии. Всего существуют два варианта: у вас формируется страховая и накопительная пенсии одновременно либо только страховая.
У вас формируется только страховая пенсия, если вы:
- родились раньше 1967 года. Исключение: мужчины 1953—1966 года рождения и женщины 1957—1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год работодатель уплачивал страховые взносы на накопительную часть пенсии;
- родились в 1967 году или позже, но не обращались с заявлением на формирование накопительной части пенсии.
Тогда на первой странице выписки — во вводном разделе — должен быть указан вариант страхового обеспечения «Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии».
Если вы своевременно выбрали вариант с формированием накопительной пенсии, то в выписке должно быть написано «Направление страховых взносов на формирование страховой и накопительной пенсии».
Сведения о накопительной пенсии. Если формируете накопительную и страховую пенсии одновременно, а накопительная часть находится в государственной управляющей компании — сейчас это «Внешэкономбанк», то в выписке будет отражена полная информация о сумме накоплений с учетом инвестирования.
Если же накопительная пенсия передана в управление негосударственному фонду или управляющей компании, то детальную информацию о фактических суммах и результатах инвестирования нужно уточнять у частного страховщика — этих сведений в выписке не будет.
Советую проверить, у кого ваши пенсионные накопления. Если ими почему-то распоряжается частный страховщик, с которым вы не подписывали никаких договоров, то это повод бить тревогу.
Обратите внимание, что переходить из одного фонда в другой без финансовых потерь можно только раз в пять лет. Если перейти досрочно, то весь инвестиционный доход сгорает. Поэтому если вас обманом перетащили из одного НПФ в другой, то нужно действовать так:
- Написать претензию в новый НПФ и потребовать у него копию договора.
- Обратиться в суд с иском о признании договора недействительным, переводе накоплений в прежний фонд и возмещении упущенной выгоды.
Если не хочется судиться, то можно просто вернуть деньги из нового НПФ в прежний фонд по стандартной процедуре — через заявление в ПФР. Но тогда вы можете потерять инвестиционный доход.
Количество пенсионных баллов и учтенный трудовой стаж. Количество пенсионных баллов еще называют индивидуальным пенсионным коэффициентом — ИПК. Работодатель платит за вас страховые взносы, эти суммы поступают на ваш лицевой счет и преобразуются в пенсионные баллы. Стоимость пенсионного балла ежегодно меняется, поэтому каждому году соответствует свой курс обмена.
Учтенный трудовой стаж — это период, в течение которого работодатель начислял и уплачивал страховые взносы за работника.
Баллы также можно получить и за социально значимые периоды жизни: военную службу по призыву, проживание с супругом-военнослужащим при невозможности трудоустройства, уход за ребенком, нетрудоспособным инвалидом или за престарелыми.
Проверить достоверность информации можно только самостоятельно. Для этого сравните сведения в выписке и трудовой книжке: посмотрите, совпадают ли периоды и места работы.
Также сверьте размер вознаграждения, который вы получали от работодателей, со сведениями в выписке. Если суммы совпадают, то убедитесь, что ваши пенсионные баллы правильно рассчитаны. Формула такая:
- Пенсионные баллы за год = ваш годовой доход × тарифную ставку по страховым взносам / размер страховых взносов, рассчитанных от предельной взносооблагаемой базы, в соответствующем году × 10.
Тарифная ставка может быть:
- 16%, если формируете только страховую пенсию;
- 10%, если формируете страховую и накопительную пенсии.
Обратите внимание, что с 2015 по 2022 год у всех граждан формируется только страховая пенсия. Поэтому начиная с 2015 года, независимо от варианта формирования пенсии, применяется ставка 16%.
Например, в 2020 году предельная база для начисления страховых взносов — 1 292 000 ₽. То есть с сумм заработка свыше 1 292 000 ₽ страховые взносы не отчисляются, а пенсионные баллы не формируются.
Страховые взносы от этой базы: 1 292 000 ₽ × 16% = 206 720 ₽.
Допустим, в 2020 году вы получили от работодателя 625 000 ₽. Тогда за год вы заработали: 625 000 ₽ × 16% / 206 720 ₽ × 10 = 4,84 пенсионных балла.
За 2020 год можно получить не более 9,57 пенсионных балла — это максимальное значение. Учтите, что информация о стаже за текущий год может отсутствовать в выписке, потому что данные вносят по прошествии года.
Как исправить сведения о своем индивидуальном лицевом счете
Если нашли ошибки в выписке, обращайтесь в ПФР с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет. Подать заявление можно лично в любом отделении, на сайте ПФР или по почте.
Какие документы нужны. К заявлению обязательно следует приложить документы, которые подтверждают недостоверность сведений в ИЛС, если:
- ошибки касаются недостающего стажа и заработка с периода регистрации в качестве застрахованного до 1 января 2002 года;
- необходимо подтвердить иные периоды жизни, которые засчитываются в страховой стаж, например время пребывания в отпуске по уходу за ребенком;
- организация, которая передала недостоверные сведения о вас, уже не работает.
В остальных случаях заявитель вправе предоставить подтверждающие документы, но не обязан этого делать.
Сроки рассмотрения заявления. Пенсионный фонд должен провести проверку и уведомить вас о результатах в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Но есть исключения. Если вы не предоставили какие-то документы, которые нужны пенсионному фонду, чтобы принять решение, он может запросить их у других госорганов. В этом случае десятидневный срок начинается не с момента поступления вашего заявления, а со дня, когда ПФР получит необходимые ему сведения.
Вывод: чтобы не ждать долго, лучше сразу сами предоставьте все документы, которые доказывают, что в ИЛС ошибка.
ПФР даже может приостановить рассмотрение заявления на срок до трех месяцев. Так бывает, если он не может получить документы от других госорганов или они нуждаются в тщательной проверке. Пенсионный фонд должен известить заявителя о приостановке и возобновлении проверки.
Если же вы подали заявление о корректировке периодов работы у действующего работодателя, то ПФР отправит ему уведомление об устранении ошибок. Ваш работодатель должен будет проверить информацию и передать корректные сведения в течение 5 рабочих дней.
Что делать, если ПФР требует дополнительные документы или отказывает в услуге
ПФР может отказать в удовлетворении заявления или запросить дополнительные сведения и документы о трудовой деятельности, стаже и заработке.
В ответном письме будет указана причина отказа или перечень документов, которые нужно предоставить.
Если пенсионный фонд откажется исправлять ошибки в ИЛС, то заявитель вправе обжаловать это решение. Самый простой способ это сделать — через сервис «Досудебное обжалование» на портале госуслуг. В списке услуг выберите «Прием от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».
Также жалобу можно подать:
- На сайте ПФР в разделе «Обращения».
- Через многофункциональный центр.
- По почте либо при личном обращении. Обращаться нужно в тот отдел пенсионного фонда, который отказался предоставить услугу по исправлению сведений в ИЛС.
Срок рассмотрения обращения зависит от того, что именно вы обжалуете. Но в любом случае он не может превышать 15 рабочих дней.
Жалоба должна содержать:
- Наименование органа ПФР, который предоставлял услугу.
- ФИО сотрудника, который отказал во внесении исправлений.
- Какие именно действия вы оспариваете.
- Доводы и документы, которые подтвердят вашу правоту.
Если подаете жалобу не через интернет, а лично или по почте, то дополнительно в тексте жалобы укажите и свои данные:
- ФИО.
- Адрес места жительства.
- Номер телефона.
- Электронный и почтовый адреса, по которым хотите получить ответ.
ПФР проверит информацию и примет решение об отказе или удовлетворении жалобы. Если решение будет в пользу заявителя, то в течение 5 рабочих дней с момента его принятия недостоверные сведения в ИЛС исправят.
![Обжаловать отказ во внесении изменений в ИЛС можно через портал госуслуг — потребуется подтвержденная учетная запись](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_16.1mwldoxo1zit.png)
Как подтвердить данные о стаже
Трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой, а с 2020 года — также сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р и СТД-ПФР.
Документы, подтверждающие стаж. Если книжка или сведения о трудовой деятельности содержат ошибки или недостоверные данные, то стаж можно установить и по другим документам:
- справкам от работодателя или госорганов;
- трудовому договору;
- выпискам из приказов работодателя;
- лицевым счетам и ведомостям на выдачу зарплаты.
Этот список не исчерпывающий: в качестве доказательства можно использовать другие документы, а в некоторых случаях — даже показания свидетелей.
Куда обращаться за получением документов для подтверждения стажа
Обращайтесь к работодателю — он не вправе отказать, даже если вы уже давно уволились. Заявление на имя работодателя пишется в свободной форме, главное — указать документы, которые нужны.
Для подтверждения стажа можно попросить предоставить копию приказа о приеме на работу и увольнении, справку о зарплате, справку о доходах и суммах налога физического лица, выписку из трудовой книжки, а если вы от нее отказались — справку СТД-Р.
Работодатель обязан бесплатно предоставить копии документов в течение трех дней с момента получения заявления. Документы должны быть заверены печатью организации и надписью «копия верна» с подписью руководителя.
![Заявление можно отправить по почте или вручить под подпись сотруднику организации, который уполномочен принимать корреспонденцию. Укажите, какие документы вам нужны, и напомните работодателю, что их следует заверить](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/ils-int_17.vzffavhtzamn.png)
Куда обращаться, если предприятие ликвидировано. У организации мог остаться правопреемник. В этом случае он и предоставит документы для подтверждения стажа.
На сайте ФНС можно подать запрос с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии правопреемника у бывшего работодателя. Также сведения о правопреемниках доступны на сайте «Вестник государственной регистрации».
Если правопреемника нет, то документы о работнике придется искать в архивах. У специалистов ПФР можно узнать, в какое именно архивное учреждение следует обращаться.
Что нужно знать про индивидуальный лицевой счет
- ИЛС — это электронный документ, в котором содержится информация о пенсионных правах и накоплениях человека.
- Ошибки в ИЛС могут повлиять на размер будущей пенсии.
- Чтобы узнать о состоянии ИЛС, нужно запросить выписку.
- Запросить выписку можно на портале госуслуг и сайте ПФР, по почте, при личном визите в любом МФЦ или отделении пенсионного фонда.
- Когда будете изучать выписку, обратите внимание на количество пенсионных баллов, учтенный стаж, выбранный вариант формирования пенсии и сведения о накопительной части пенсии.
- Если найдете ошибки, их можно исправить — для этого обратитесь в ПФР с заявлением и подтверждающими документами.
- За документами для подтверждения стажа обращайтесь к работодателю, его правопреемнику или в архив.