ПРОМО
Как выиграть Айфон, попробовав симкарту
Узнать

Куда жаловаться, если почтальон обманул с пенсией?

Моя мама — пенсионер со стажем. Ей 91 год, и у нее первая группа инвалидности по зрению. Пенсию ей приносит на дом почтальон и выдает наличными.

В одном месяце шесть купюр были номиналом 500, а не 5000 Р. Мама обнаружила это позже, когда почтальон уже ушла. Получается, ее обманули на 27 000 Р: дали 3000 вместо 30 000 Р. Куда теперь обращаться?

Ситуация, конечно, неприятная, но для начала нужно разобраться, что на самом деле произошло. Не обязательно, что почтальон обманул вашу маму. Например, он мог ошибиться и потом вернуть деньги в кассу. Тогда достаточно обратиться в почтовое отделение и забрать их.

Если же сотрудник почты все-таки специально подменил купюры, то это уголовное преступление — присвоение вверенных денег.

Почтальон мог ошибиться

Территориальный орган социального фонда, СФР, выплачивает пенсию и организует ее доставку. Пенсионер сам выбирает, как получать деньги:

  1. на банковский счет;
  2. в отделении почтовой связи;
  3. на дому.

Если человек выбрал последний вариант, выплату приносит почтальон. Он выдает купюры по одной и проговаривает, какого они номинала. А пенсионер перепроверяет итоговую сумму.

Вместе с деньгами почтальону под подпись выдают ведомости, где указан получатель и сумма выплаты. Пенсионер расписывается в ведомости, когда получает деньги. Или почтальон делает отметку, что доставить пенсию не получилось.

Ведомости почтальон сдает руководству — они хранятся на почте три года. Если поступит жалоба, начальник отделения перепроверит заполненные бланки и выяснит, расписался ли в них получатель.

Почтальон и его руководитель несут материальную ответственность за деньги, которые нужно выдать людям. Недоставленные выплаты или купюры, которые остались у почтальона по ошибке, сдают обратно. Каждый день в почтовом отделении проводят инвентаризацию наличных — в операционной кассе не должно быть излишка или недостачи. Если при проверке находят лишние деньги, их кладут на специальный счет и выясняют, кому почтальон не доплатил.

Предположим, что почтальон выдал вашей маме шесть купюр номиналом 500 Р по невнимательности. Если он действовал добросовестно и принес в кассу лишние 27 000 Р, деньги лежат на специальном счете и проводится служебная проверка.

Ваша мама может прийти или позвонить в отделение почты и попросить, чтобы сотрудники перепроверили ведомости. Еще она может оформить доверенность на вас, чтобы самой никуда не ходить. Если почтальон просчитался и лишние деньги оказались в кассе, ваше обращение будет только кстати: ситуацию удастся решить без полиции.

Если же в ведомости стоит вся сумма, в кассе не было излишка, но пенсионерка настаивает на том, что недополучила деньги, начальник отделения вызовет полицию и вместе с ней проведет инвентаризацию. Из зарплаты почтальона могут удержать невыданную сумму или понудить его выплатить недостачу за свой счет. Разбирательство с полицией чревато для сотрудников увольнением, поэтому чаще всего они соглашаются на такие варианты.

Пенсионер мог что-то купить

Почтальоны не только приносят выплаты на дом, но и оформляют страховки, подписки на журналы и газеты, принимают коммунальные платежи. А еще предлагают купить товары «Почта-маркета», в том числе в рассрочку под будущие пенсии: почта будет удерживать часть выплаты в счет долга и отдавать пенсионеру чек на очередной платеж в рассрочку.

Ваша мама могла что-то купить или оформить, а потом забыть. Или вовсе не заметить покупку и пожаловаться вам на обсчет. Но это нетрудно выяснить. Когда почтальон продает товар, он оформляет накладную. Один экземпляр остается у покупателя, второй хранится на почте.

Еще все платежи вносят в книгу учета товаров, отпущенных покупателям по договорам купли-продажи. Она тоже хранится в отделении. Если дома никаких квитанций вы не находили, обратитесь в отделение почты и уточните информацию.

Заодно узнайте, не покупала ли мама что-то в рассрочку. В этом случае в отделении почты должны храниться:

  1. Заключенный с пенсионером договор.
  2. Записи в книге учета товаров.
  3. Накладная и чеки об удержании денег из пенсии в счет уплаты долга.

Версию лучше проверить, поскольку долг по таким договорам может быть солидным, а срок рассрочки всегда не больше месяца.

Вот пример из судебной практики. В Курганской области женщина купила товары в рассрочку под пенсию. Но не стала платить, и образовался долг — 53 322 Р.

Пенсионерка уверяла, что она действительно покупала товары на почте, но договора не было. За покупки она отдавала всю пенсию, а в книге учета задолженностей ее расписываться не просили.

Сотрудники почты не могли доказать, какой именно товар покупала пенсионерка по договору рассрочки, потому что не вели документацию. На этом основании суд отклонил их требование об уплате долга. Обжаловать решение в апелляционном суде не вышло.

Если вы проверите все документы и выясните, что по ведомости мама получила всю сумму на руки, товары она не покупала, а денег все равно не хватает, версия с добросовестным почтальоном отпадет. Тогда нужно разбираться с почтамтом и писать заявление о краже.

Куда и как жаловаться на недобросовестного почтальона

Пока пенсионер не получит выплату, деньги принадлежат почтамту. Присвоение вверенных денег почтальоном — уголовное преступление.

В том, что человеку дали меньше денег, виноват почтамт, который не проследил за сотрудником. Поэтому можно писать жалобу на имя руководителя филиала — он обязан провести проверку и передать данные полиции.

В жалобе нужно объяснить, что по ведомости пенсионерка должна была получить одну сумму, но на руки ей выдали меньше, при этом товары, подписки и услуги через почтальона он не оплачивала.

Деньги ваша мама получит за счет бюджета отделения. Сам почтамт останется в дефиците. И уже его руководство инициирует привлечение виновных сотрудников к ответственности по статье 160 уголовного кодекса за хищение вверенных денег.

Я посмотрела судебную практику и нашла похожую историю.

В Гулькевичах осудили почтальонку, которая трижды присвоила себе деньги. Она доставляла пенсии и пособия, а еще принимала коммунальные платежи, для чего носила с собой терминал.

Женщина приняла оплату коммунальных услуг по терминалу — 546 Р. Когда вечером она сдавала отчетность, обнаружила, что платеж не прошел. Почтальон не сообщила руководству об излишке и забрала деньги себе.

Позже она должна была доставить компенсацию за коммунальные услуги. Но вместо этого расписалась в ведомости и оставила деньги себе. Еще один раз она расписалась в ведомостях за двух пенсионеров и не отнесла им выплаты.

Все стало известно, когда у женщины, которая платила за коммунальные услуги через терминал, образовалась задолженность. Она сохранила чек и сообщила о случившемся руководителю почтамта. Он разобрался в ситуации и вернул ей сумму непрошедшего платежа.

Позже в отделение почты обратилась женщина, которая не получила компенсацию. А за ней с жалобами пришли и оставшиеся без выплаты пенсионеры.

Когда почтамт начал проверку, сотрудница сама призналась, что присвоила деньги. Почтальонку осудили на 200 часов обязательных работ. Деньги пострадавшим выплатил почтамт.

Гражданский иск о взыскании долга с бывшей работницы почта предъявлять не стала. Видимо, сотрудница вернула деньги бывшему работодателю добровольно.

Что в итоге

Вам нужно обратиться к руководству почтамта с жалобой на недостачу и запросить документы:

  1. Ведомость на доставку пенсии с данными получателя, почтальона, суммой выплаты и подписью получателя. Эти данные должны сойтись с записями в книге учета денежных средств и кассовыми справками. Подпись получателя в ведомости должна быть подлинной.
  2. Договор купли-продажи товаров и товарные накладные. Если выяснится, что с пенсионеркой заключили договор на покупку товаров с рассрочкой платежа, — чеки об удержаниях в счет долга.

Жалоба станет поводом для проверки. Если руководство найдет нарушения, деньги ваша мама получит от почтамта сразу — не нужно будет ждать следующей выплаты. Виновного сотрудника привлекут к материальной ответственности и, возможно, уволят или осудят.

Ирина Половодова
Ирина Половодова
Вам или вашим родственникам приносит пенсию почтальон? Расскажите, не было ли проблем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Вячеслав Панов

Интересно, если почтальон в такой ситуации идет в отказ, можно ли вообще доказать суду, что деньги он присвоил себе? Свидетелей, допустим, нет; ваше слово против его + подписи в ведомости о получении денег

17
О боже, Карл!

Мерзость какая, кем нужно быть, чтобы обмануть 91-летнюю слепую бабушку😢

Я бы попробовала выяснить через почту, кто кассир, написать официальное обращение на почту руководителю отделения с описанием ситуации, пообщаться с кассиром на предмет возврата денег до обращения в полицию, попугать уголовкой, и в конце написать в полицию о мошенничестве.

В успех не верится, но надо пробовать.
Может быть юристы еще что-то подскажут.

9
Наталья

Каменный век какой-то. Зачем носить пенсию на дом, есть же счета, карты.

9
Андрей Николаевич

В будущем рассматриваете вариант переводить на карту?

1
R A

"Пенсионер со стажем", так это теперь называется?

0

Сообщество

Популярное за неделю