Авто
20K

Как покупать б/у двигатели и коробки передач

Когда это стоит делать и как не купить металлолом вместо хорошего агрегата
12
Как покупать б/у двигатели и коробки передач
Аватар автора

Константин Ищенко

купил б/у двигатель вместо ремонта старого

Страница автора

Капитальный ремонт элементарного двигателя старой Лады Калины стоит около 40 тысяч, а в немецком V8 можно оставить несколько сотен тысяч рублей.

Иногда ремонт невозможен — если нет запчастей — или экономически нецелесообразен. С коробками передач все гораздо хуже: очень много моделей, которые нельзя отремонтировать.

Можно купить новый двигатель или коробку передач в сборе, но цена может быть сравнима с ценой более нового подержанного автомобиля. Купить б/у очень сложно: без специальных знаний и опыта есть риск ошибиться и получить 100 кг металла. В этой статье расскажу, как обезопасить себя от потери денег и выбрать хороший двигатель или коробку передач.

Новый двигатель на Volkswagen Polo седан GT 1,4 л стоит более 850 тысяч рублей. За эти деньги можно купить абсолютно исправный автомобиль 2017 года выпуска. Цена на б/у — в последней строке, и она намного ниже. Источник: zzap.ru
Новый двигатель на Volkswagen Polo седан GT 1,4 л стоит более 850 тысяч рублей. За эти деньги можно купить абсолютно исправный автомобиль 2017 года выпуска. Цена на б/у — в последней строке, и она намного ниже. Источник: zzap.ru

Какие бывают подержанные агрегаты

Контрактные. Это б/у мотор или коробка передач без пробега по России: их привозят из Японии, Англии, Польши и других стран.

Агрегат поставляют отдельно от автомобиля и проверить его работу сложно. Мотор может быть укомплектован всем навесным оборудованием — это генератор, стартер, компрессор кондиционера — и даже блоком управления. Иногда всего этого может не быть: с двигателя снимают даже коллекторы, но такой вариант дешевле.

Двигатель оформляют на границе, таможня выдает государственную таможенную декларацию — ГТД. Она понадобится, когда будете оформлять замену двигателя в ГИБДД. Также потребуется договор купли-продажи, в котором должен быть указан номер двигателя. На коробках передач нет VIN и каких-то других важных номеров, поэтому в ГИБДД документы на них не пригодятся.

В ГТД может быть вписано несколько двигателей. Чтобы каждый покупатель мог оформить свой товар, фирма-продавец выдает заверенные копии
В ГТД может быть вписано несколько двигателей. Чтобы каждый покупатель мог оформить свой товар, фирма-продавец выдает заверенные копии
Желательно вписать в ДКП на двигатель гарантийные обязательства продавца
Желательно вписать в ДКП на двигатель гарантийные обязательства продавца

С разборки. Нередко машины ввозят целиком, чтобы разобрать и продать по частям. Кузов пилят в контрольных зонах и оформляют как запчасти. В этом случае на двигатель тоже будет ГТД и договор купли-продажи.

Разбирают и местные автомобили: например, после серьезных ДТП. Профильные сервисы записывают видео, на котором мотор еще не снят с разбитой машины и работает. Такой двигатель стоит дороже, его проще продать.

Для коробок передач это неактуально: состояние можно оценить только после продолжительной поездки в разных режимах. Тем не менее иногда продавец может предоставить короткое видео, на котором переключают режимы работы коробки или передачи — в зависимости от конструкции.

Всегда уточняйте комплектацию. На фото в объявлении мотор может быть в сборе, но перед отправкой покупателю с него снимут навесное оборудование. Не надейтесь получить в подарок проводку или другие мелкие детали. Если они нужны — обговаривайте это отдельно
Всегда уточняйте комплектацию. На фото в объявлении мотор может быть в сборе, но перед отправкой покупателю с него снимут навесное оборудование. Не надейтесь получить в подарок проводку или другие мелкие детали. Если они нужны — обговаривайте это отдельно

После ребилда — восстановленные. Специализированные сервисы поставили восстановление б/у агрегатов на поток. Здесь моторы и КПП тщательно отмывают, разбирают, меняют все изношенные детали и продают. Агрегат, который перебрал опытный специалист с применением качественных запчастей, прослужит долго, но и стоить будет дорого.

Восстановлением занимаются и отечественные, и зарубежные сервисы. При покупке восстановленного двигателя или коробки можно сдать в зачет свои старые запчасти и сэкономить. При покупке такого мотора нужно оформить только ДКП.

Как действовать при покупке б/у двигателя или коробки передач

Обычно все начинается на СТО. Там могут озвучить ряд проблем и предложить отремонтировать агрегат, но в этом не всегда есть смысл. Самый простой пример — двигатель HXDA 1,6 115 л. с. на Форд Фокус второго поколения. На «Авито» полно вариантов за 40—50 тысяч рублей. Капитальный ремонт — примерно 100 тысяч.

Вот как действовать, если вам предлагают дорогостоящий ремонт:

  1. Проверьте поставленный «диагноз» в двух других сервисах — попросите продиагностировать агрегат. Не озвучивайте заключение предыдущего сервиса и вообще не говорите, что были где-то еще.
  2. Позвоните в несколько специализированных сервисов и узнайте стоимость восстановительного ремонта. Уточните условия гарантии.
  3. Сравните цену б/у агрегата и работ по замене со стоимостью ремонта вашего. Уточните в профильных сервисах по вашей марке или на форумах, как обычно поступают владельцы таких машин. Надежные двигатели можно покупать подержанными, такой прослужит долго. Нет смысла покупать б/у двигатель без переборки, у которого множество врожденных проблем. Аналогично для коробок передач: если в конструкции есть частые и известные недостатки, то лучше и выгоднее починить свою. Или выбрать вариант после ребилда.
  4. Если решили покупать б/у и не уверены, что сможете выбрать сами, — поставьте задачу сервису, который будет проводить установку. Обязательно обсудите условия: помните, что вам должны дать документы и на агрегат, и на работы. Отдельно оговорите условия гарантии.
При капитальном ремонте агрегаты всегда тщательно отмывают. Не рекомендую покупать грязные КПП и двигатели, которые якобы восстановили: скорее всего, это не так. Фото: Ernest R. Prim / Shutterstock
При капитальном ремонте агрегаты всегда тщательно отмывают. Не рекомендую покупать грязные КПП и двигатели, которые якобы восстановили: скорее всего, это не так. Фото: Ernest R. Prim / Shutterstock

На что обратить внимание при покупке

Соберите максимум информации: узнайте у продавца пробег автомобиля, с которого сняли запчасть, год выпуска и состояние. Важно выяснить, был ли автомобиль в серьезном ДТП. Уточните, как агрегат проверяли и есть ли видео, на котором он работает. Обсудите комплектацию, в которой вам планируют его передать.

Если вам необходима какая-то определенная деталь — уточните, входит ли она в цену. Бывает, что на фото двигатель с проводкой, шкивами, опорой и дроссельной заслонкой, а на деле все давно разобрали и даже успели продать часть деталей.

Как осмотреть б/у агрегат:

  1. Включите режим параноика, даже если обычно это не про вас.
  2. Постарайтесь найти следы ремонта. На стыках не должен торчать герметик, на деталях не должно быть следов сварки. Винты и гайки должны быть как новые. Двигатель должен выглядеть так, будто его никогда не разбирали.
  3. Загляните в маслозаливную горловину двигателя. Детали внутри не должны быть рыжего цвета, ржавчины также быть не должно. Убедитесь, что на крышке маслозаливной горловины нет плотных отложений масла. Насторожитесь, если она будет идеально чистой: возможно, крышку поменяли или отмыли.
  4. Выкрутите свечи, если продавец позволит это сделать. Допустим только естественный тонкий рыжеватый налет. Если свеча черная от масла — значит, двигатель сильно изношен. Будет здорово заглянуть в цилиндры с помощью эндоскопа, но заниматься этим самостоятельно я не рекомендую. Это работа для специалиста, который понимает, как это делать и на что смотреть. Разборки редко соглашаются на такие проверки, но попробовать стоит.
  5. Слегка открутите пробку и слейте немного масла. Оно должно быть однородным, без явных сгустков и металлических частиц.
Многие разборки — это полутемный холодный склад, агрегаты там хранятся без упаковки и особой аккуратности. Не торопитесь с выбором и попросите показать все подходящие варианты. Фото: MCarper / Shutterstock
Многие разборки — это полутемный холодный склад, агрегаты там хранятся без упаковки и особой аккуратности. Не торопитесь с выбором и попросите показать все подходящие варианты. Фото: MCarper / Shutterstock

Уточните полную спецификацию деталей и список выполненных работ, если покупаете восстановленный двигатель или коробку передач. Подробно обсудите условия гарантии и причины, по которым в ней могут отказать.

Оформите покупку документально. Заключите с продавцом договор, фиксируйте все оплаты чеками или расписками. Обязательно попросите ГТД на контрактный мотор. На коробку передач такой документ не понадобится, спрашивать нет смысла.

Не стирайте цветные метки. Разборка страхует себя от недобросовестных покупателей: специальным маркером или краской в нескольких местах двигателя или коробки ставят особые отметки. Если их стереть, деталь вряд ли получится вернуть или отремонтировать по гарантии.

Краска на винтах позволяет продавцу понять, разбирали двигатель или нет. Если разбирали, не будет смысла обращаться по гарантии: продавец откажет и будет прав
Краска на винтах позволяет продавцу понять, разбирали двигатель или нет. Если разбирали, не будет смысла обращаться по гарантии: продавец откажет и будет прав

Где покупать б/у агрегаты и как сэкономить

Подробно о продавцах бывших в употреблении деталей мы рассказывали в отдельной статье. Двигатели и КПП часто продают специализированные фирмы. Они не торгуют кузовными деталями или оптикой, но имеют хорошую экспертизу в моторах и коробках передач.

Обязательно уделите поискам несколько часов. Цены могут отличаться на 20—100%, вы сэкономите, если удастся найти исправный агрегат по низкой цене. Низкая цена совсем не обязательно показатель плохого состояния.

Разборки редко готовят двигатели и коробки к продаже: они могут быть покрыты толстым слоем грязи и масла. Так можно не заметить трещину или другой дефект. Обязательно попросите вписать это в документы о покупке. Фото: BY-_-BY / Shutterstock
Разборки редко готовят двигатели и коробки к продаже: они могут быть покрыты толстым слоем грязи и масла. Так можно не заметить трещину или другой дефект. Обязательно попросите вписать это в документы о покупке. Фото: BY-_-BY / Shutterstock

Если вам удалось найти нужный агрегат в своем городе, спросите у продавца, может ли он его установить. За это могут дать продленную гарантию, будет проще доказать, что с двигателем что-то не так, и получить компенсацию. Если замену поручить стороннему сервису и он что-то повредит — гарантии не будет.

Обязательно предусмотрите замену расходников: в двигателе это свечи, масло и масляный фильтр. Для коробки передач потребуется хорошее трансмиссионное масло, фильтр и прокладка поддона.

Некоторые детали выгодно поменять ради профилактики. Например, сальник коленвала может стоить 1000 ₽. Поменять его на снятом двигателе — 500 ₽, на том, что стоит на уже собранной машине, — 15 000 ₽. Это же справедливо и для других расходников: агрегат прослужит дольше, если его полностью обслужить.

Уточните регламент замены ремня или цепи ГРМ: лучше и дешевле поменять их до установки мотора. Обычно ГРМ обслуживают при пробеге от 50 000 до 100 000 км.

Запомнить

  1. Всегда узнавайте все возможные варианты и только потом принимайте решение. Ремонт своего двигателя может быть выгоднее и надежнее, чем покупка другого.
  2. Если не уверены в своих знаниях — попросите помочь с поисками и выбором более опытного знакомого. Или поручите это сервису, в котором обслуживаете машину.
  3. Будьте максимально внимательны, оформляйте и проверяйте все документы. Старайтесь не оплачивать мотор или коробку переводом на карту физического лица.
  4. Если после установки появились проблемы — сразу же оповестите продавца. Снимите видео и сделайте фото. Не эксплуатируйте машину до решения о возврате или до получения денежной компенсации.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Константин ИщенкоВам доводилось покупать б/у двигатель или коробку передач? Расскажите, как они в итоге работали:
  • Алекс ТютневНе доверяю б/у агрегатам, это кот в мешке, а более половины немецких двигателей "почти без пробега" приходит из всяких эмиратов, где арабы разбирают убитые и ушатанные в хлам тачки, отмывают залитые маслом движки, полируют и натирают их и вот готов "Двигатель без пробега по РФ"! Старый двигатель почти всегда можно восстановить, загильзовать и сделать его как новый. Контрактный двигатель - это вопрос времени, ещё и проблема с регистрацией и постановкой на учёт(номер-то другой!).3
  • Dinzel54Алекс, Алекс, плюсую. Заплатить 40+к (в лучшем случае на что-то популярное), томное ожидание, деньги на снять/поставить потом разочарование. Действительно надо взвесить ремонт имеющегося двигателя с возможной покупкой б/у двигателя. Оценить насколько готов переплатить за ремонт, но зато с уверенностью. А вообще это такой гемор со старыми, вторичными автомобилями. Езжу на фокусе и меня всегда преследует чувство что сейчас/сегодня/завтра что-то может сломаться, и я снова попаду на 5-10-15к. И проблема не в конкретном автомобиле, а в целом в том, что авто старый и там в любой момент может вылезти что угодно.1
  • Родинка под носомДаже не пытайтесь разобраться сами без специалиста0
  • Probe TaspАлекс, смотря что гильзовать. Если это старый добрый чугун, 4 горшка, то ок, вменяемые деньги, толковый ремонт. А вот с алюминиевыми ДВС начнутся пляски. Многие берутся гильзовать алюминиевый блок чугунными гильзами, однако на вопрос по поводу разного коэффициента расширения при нагреве и разной теплопроводности этих двух металлов всегда дают один ответ - "ну мы делаем, нареканий нет". Гарантий, разумеется, тоже не будет. Гильзануть 6 цилиндров от условного БМВ выйдет в копейку. Хотя люди к такому прибегают все же.0
  • Probe TaspЯ бы не советовал такое людям, которые не понимают что они делают. Если взять как пример N52 от БМВ который 2,5 литра, то тут ньюансов столько, что это надо записывать. Плюс многое не проверить визуально. Фазовращатели не проверить. Их два. Раньше каждый стоил по 25 тыс, сейчас небось дороже. Цепь - не проверить. Шейки валов - не проверить, если только эндоскоп на задиры. Постель выпускного вала - не проверить. Зубья от вала вальтроника - очень важно. Сервопривод вальтроника... В общем, нужен специалист, как минимум. Статья не поможет всего этого избежать.1
  • Алексей ПроскуряковProbe, Абсолютно согласен. Лучше покупку и подбор вешать на профи. Специалиста сервиса который в курсе, куда смотреть. Еще вариант, ставить там, где покупаете. Но к сожалению, это не всегда представляется возможным.0
  • Алексей ПроскуряковПриведенные примеры о месте покупки явно не профильные. EA очень далеко от ДВС, предложения на авито на значительный процент фейковые (перекупы постят чужие фото). Единственный вменяемый вариант поиска именно ДВС и КПП - Ferio.ru , там хотя бы есть доверие к продавцам.0
  • Алекс ТютневProbe, не сталкивался с алюминиевыми движками, я поклонник японского старья 😂0
  • Алекс ТютневSpitfire82, есть такое дело, но у меня этот вопрос решается руками, я почти всегда уверен в своём авто, стараюсь критические узлы держать в хорошем состоянии и не давать кузову ржаветь, сейчас вот, реставрирую старенькую машину жены, латаю дыры, грунтую, крашу, да времени занимает уйму, но это скорее хобби, да и результат нравится. Людям без хотя бы минимальных знаний в устройстве авто и готовности под ним лежать, да ещё и без гаража, тачку старше 5 лет брать категорически не рекомендую. Но если есть место, руки откуда надо и желание ковыряться - экономия на автосервисах приличная.0
  • user5791Да можно покупать контрактник если это будет делать спец.0
  • ИринаПокупала как контрактный двигатель. Пришел не той маркировки. Освидетельствование не совпадающей маркировки стоит 25к. Ругайся не ругайся ничего доказать не смогла. Деньги ведь платим вперед а приехать может что угодно .0
  • Александр Т.Probe, Ну как-то ездит с чугунными гильзами с завода. Да, они залиты при производстве, а не запрессованы, но коэффициент температурного расширения все равно разный0