Прежде чем купить машину, важно понимать, будет ли сумма на ее содержание комфортной для вашего бюджета.
Мы попросили читателей прикинуть, сколько они тратят на личный автомобиль. Получились очень разные цифры — от 40 тысяч до 700 тысяч рублей за год. В подборке — 10 историй автомобилистов с разным отношением к средствам передвижения и стилем жизни.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
40 000 Р за год
Автомобиль: Subaru Outback
У меня Субару Аутбэк. Налог — 7500 Р в год, страховка — 7000 Р, ТО — 10 000 Р раз в год, бензин — тысяч 15. Езжу мало, только на дачу, а зимой не езжу вообще. Дача без машины — это невозможно, тем более с пожилыми родителями. На работу на машине не добираюсь: пробки, парковка, через всю Москву долго.
Итого — 40 тысяч в год. Напомню строки из поучения одного средневекового японского дайме (князь в феодальной Японии — прим. ред.) своему сыну: «Не следует стремиться иметь меч, коня или доспехи дороже, чем у соседа. Пока они выглядят прилично, они годятся. А если впадешь в долги и утратишь независимость, то тебя будут презирать».
41 800 Р за год
Автомобиль: Lada Priora
В небольшом городе без пробок владение автомобилем обходится дешевле. Моя старенькая Приора обошлась мне за год владения в 41 800 Р. Из них 8900 Р — это техобслуживание, 7000 Р — страховка и техосмотр, 1000 Р — мойка. Остальное — это бензин. Езжу я не каждый день. В основном в соседние города на выходные, еще на рынок и иногда в большой магазин в другом районе города. На работу — пешком.
Расходы на личное авто однозначно будут. Не стоит ожидать, что они окажутся меньше, чем в моем примере, если собираетесь каждый день ездить на работу. Но комфорт и свобода передвижения, которые получаешь за эти деньги, решают в пользу машины.
Однозначно автомобиль нужно покупать, исходя из финансовых возможностей. Зарабатывая 20—30 тысяч рублей, не стоит рассматривать привлекательные премиум-кары былых годов за 400 тысяч вроде БМВ Х5 или всяких Кайенов. Такой поступок просто оставит без штанов. Мой доход — 75—80 тысяч рублей в месяц, могу откладывать 25—30 тысяч с каждой зарплаты. При схожей ситуации считаю адекватным иметь авто экономкласса: отечественное, бюджетного «японца» или новый Солярис, Рио, Рапид, Поло. Это будет адекватный выбор, который однозначно принесет удовлетворение и радость.
75 536 Р за год
Автомобиль: Lada Vesta
Владею Ладой Веста 2016 года выпуска с двигателем 1,6 л. Купил подержанную в 2018 году.
За 2019 год пробег — 13 315 км. Режим: каждый день по маршруту работа — дом, это около 18 км. Дальних поездок почти нет. На бензин уходит 51 234 Р. Средний расход по городу — 8,2 л на 100 км.
ТО раз в год — 10 000 Р: колодки, масло, фильтры, работа и расходники в официальном дилерском центре. Шиномонтаж два раза в год — 4000 Р. Транспортный налог — 1989 Р. Страховка ОСАГО — 5613 Р. Штрафы за год — 500 Р. На парковку потрачено 1000 Р. Мою машину редко — раз в несколько месяцев кузов и коврики за 400 Р, салон сам протираю. В год уходит около 1200 Р.
Итого: 75 536 Р за год. Стоимость километра пробега — 5,67 Р.
80 000 Р за год
Автомобиль: Honda Accord VI
Хонда Аккорд VI 2001 года, владею шесть с половиной лет. Пользуюсь преимущественно в теплое время года, а в холодное — в основном по выходным. Пробег уже 46 000 км, то есть около 7000 км за год. Средний расход топлива — 10,5 л на 100 км.
ОСАГО стоит от 4150 до 5000 Р (КБМ — 0,5). Налог — 3822 Р. Платными парковками не пользуюсь, имею гараж и плачу за него 3000 Р в год. Приобрел два комплекта новой резины и один комплект литых дисков, поставил хорошую аудиосистему с камерой заднего вида, блютус и сабвуфер. На автомойку езжу только в холодное время года. Штрафы — всего 3500 Р.
Обслуживаю скрупулезно — каждый год ТО, а также по мере необходимости все, что требует внимания. И самое сладкое. Я покупал автомобиль за 290 000 Р — искал в хорошей комплектации и состоянии. Но за это время машина не потеряла в стоимости, а даже наоборот — в хорошем состоянии такие появляются редко, и их сразу покупают.
Если суммировать абсолютно все затраты на авто, то получается почти 80 000 Р за год.
82 400 Р за год
Автомобиль: Honda Civic 4D
Автомобиль довольно демократичный — Хонда Цивик 4D 2009 года. Покупал машину в 2016 году за 500 тысяч с пробегом 87 тысяч километров. Сейчас могу продать за эти же деньги.
Когда есть дача и дети, без личного авто не обойтись. Но езжу я мало, около 5000—8000 км в год, в основном по выходным, периодически пересаживаемся на каршеринг и такси.
По затратам в год:
- 4900 Р — налог;
- 8000 Р — ОСАГО — пока еще много платим, так как вписываем жену, а у нее небольшой стаж;
- 40 000 Р — бензин (средний расход — 9,5 л);
- 5000 Р — мойка;
- 10 000 Р — ТО;
- 2000 Р — шиномонтаж;
- 2000 Р — парковка;
- 500 Р — штрафы;
- 10 000 Р — всякие непредвиденные траты: аккумулятор, дворники, случайно неоплаченная парковка.
Итого 82 400 Р и около 10 Р за километр.
Иногда хочется купить что-то более приличное и быстрое, но как только задумываюсь о ежегодных тратах, амортизации, каско и прочем, желание пропадает. А вообще, по опыту, самый лучший автомобиль — корпоративный.
80 000—100 000 Р за год
Автомобиль: Ford Focus II
Форд Фокус II 2007 года, пробег сейчас — 150 000 км.
В среднем, если считать все расходы — страховку, ТО, ремонты, бензин, — получается около 80—100 тысяч в год. Машина в силу возраста уже начинает требовать к себе больше внимания. Я, наверное, буду продолжать вкладываться в ремонт, потому что, даже если мне придется серьезно что-то ремонтировать, это все равно будет выгоднее покупки новой машины, которая стоит от миллиона рублей, или другой подержанной, на покупку которой мне нужно будет добавить еще одну-полторы цены, за которую смогу продать свой Форд.
Другой вопрос — это диагностика проблем в автосервисе, которая зачастую выливается в гадание. Об этом был мой комментарий, который превратился в дискуссию.
90 000 Р за год
Автомобиль: ВАЗ-21093
ВАЗ-21093, среднегодовой пробег — 15 000 км, средние годовые затраты, включая ОСАГО, бензин и все остальное, — 90 000 Р.
За парковки и стоянки не плачу. Цена одного километра пробега получается в районе 6 Р. После покупки моноколеса пробег на авто и, соответственно, затраты на его содержание уменьшились — по предварительным оценкам процентов на 30.
Самый крупный ремонт машины обошелся в 30 тысяч — когда вышел из строя масляный насос, я попал в итоге на капиталку. А так в среднем ремонт укладывается в сумму от 2 до 5 тысяч — ну, подшипники поменять, сцепление или еще что по мелочи.
341 500 Р за год
Автомобиль: Lexus LX 450d
Владею Лексусом LX 450d 2017 года выпуска. Эксплуатирую в Москве и области. На автомобиле до карантина часто ездили в Европу, очень удобно.
Пробег за последний год без Европы — 22 000 км. Расход — 15 л на 100 км. Всего дизель — на 141 900 Р. Каско с франшизой — 87 300 Р, ОСАГО — 6300 Р, два ТО — 14 000 Р и 24 000 Р. Колодки — 3700 Р, два шиномонтажа по 4000 Р, 15 комплексных моек на 12 000 Р, резидентное разрешение — 3000 Р, парковки — 500 Р, транспортный налог — 40 800 Р.
Итого 341 500 Р за год, 28 458 Р в месяц и 15,52 Р за километр пробега.
352 000 Р за год
Автомобиль: BMW X3
Собственный автомобиль — БМВ X3. Стоимость нового — 2 800 000 Р, потеря стоимости в год — 8%, это 224 000 Р.
Трачу на топливо 3000 Р в месяц, то есть 36 000 Р в год — дизель. ТО два раза в год — по 50 000 Р первые два года, так как учитываю еще колодки и тормозные диски, а далее — по 20 000 Р в год. Усредним и получим около 32 000 Р каждый год. Каско — 80 000 Р, если кредитная, и 40 000 Р, если купил за наличные. В среднем 60 000 Р в год.
Получаем затраты за год — 352 000 Р, не считая мойки, так как каршеринг тоже надо мыть либо платить за грязную машину.
702 000 Р за год
Автомобиль: Alfa Romeo 159
Автомобиль Альфа Ромео 159 2007 года, 2,4 л турбодизель, полный привод, спорт-пакет. Куплена полтора года назад почти не глядя, ибо очень редкий зверь именно в такой комплектации — продавалась одна на всю страну, а хотелось именно редкую и безумно красивую машину. За год пришлось сделать капитальный ремонт двигателя и топливной аппаратуры, немного работ по подвеске, восстановление электрики, частичный перешив салона и прочие мелкие ремонты и доделки — итого около 600 тысяч. А еще:
- страховка — около 17 000 Р в год;
- дизель — примерно 40 000 Р в год;
- ТО — 10 000 Р в год;
- мойка — 350 Р раз в две недели — 9000 Р в год;
- новая зимняя резина — 40 000 Р на ближайшие четыре года, то есть 10 000 Р в год. Ну и летнюю к следующему сезону бы тоже обновить;
- примерно на 1000 Р в год штрафов — обычно за превышение скорости за городом;
- примерно 20 000 Р — транспортный налог.
За год я проезжаю примерно 10 000 км, стоимость километра выходит около 70 Р. Много? Да просто дохренища. Но! Удовольствие от обладания редким автомобилем в хорошем состоянии бесценно. Приводить его в порядок и смотреть, как он хорошеет, потрясающе! Получилось не столько средство передвижения, сколько крутое хобби.
У нас в провинции вызвать такси с детским креслом — целый квест: можно 40 минут ждать и оно еще не приедет. А если нужно с двумя детскими креслами — проще единорога встретить. Ездить есть куда: в больницу, садик, к бабушкам-дедушкам в гости, к друзьям на дачу. С детьми и сумками в душном автобусе? Ну уж нет, тем более в наше ковидное время. Так что выбора нет, автомобиль необходим. А если так, то расслабляемся и получаем удовольствие!
Картинка + заголовок, и вот ты уже ищешь, у кого же приора хорошеет...
И только владелец БМВ дал адекватный ответ, все остальные только вводят в заблуждение и не учитывают потерю стоимости.
d1mmmk, сейчас трехлетние машины стоят также, как новые в 2018.
Илья, если в фантиках считать то да, но вообще считать принято в твердой валюте
XMX, абсолютно верно считать надо в долларах
Илья, надо считать амортизацию с учетом цены нового аналогичного оборудования - т.е. машины.
Илья, да, есть такое, свою брал осенью 2018 за 800к (по каталогу ~770к была), сейчас с подобным пробегом и комплектацией стоят 780-850к, но такая же новая уже 950к (попробуйте вырвать ее из рук дилера с минимумом допов хотя бы за 1кк, ха-ха). Так что если надумаю пересесть на такую же новую — мне придется минимум 200к накинуть за 2.5 года владения.
Если брать расходы на содержание, то за 2019 год вышло 137к, за 2020й — 135к за 27к пробега ~10р/км.
Илья, если за время владения автомобилем успеваешь застать 1-2е девальвации рубля, то выгодно получается
d1mmmk, да пёс бы даже с ней, с потерей стоимости. Люди просто не пробовали считать расходы реально, а прикидывают в таком стиле: «ну, я помню что транспортный налог был 4000, заправляюсь я где-нибудь на 5000 в месяц, и ещё помню что на ТО что-то типа 25 отдавал, итого 89 тысяч примерно… ах да, ещё ОСАГО же!».
Угу, точно. А ты её мыл? Мыл. Омывайку лил? Лил. Резину менял? Аж дважды, а то ещё и за хранение до сезона заплатил! За деньги парковался? Парковался, а то и по платной дороге проехал! Штрафы платил? Не факт, но весьма вероятно. А всякие ёлочки в салон и жижа на доливку? А траты, которые ты просто забыл (типа: колесо пробитое залатал, скол на стекле подклеил, царапину полировал, лампочку менял и т.п.)? Вот попробуй это всё посчитать, и Жигули реально окажутся по цене той BMW.
У меня две довольно бюджетных машины, обе с начала года съели уже суммарно 98741 рубль, согласно счётчику трат. Если считать это средней суммой за квартал, то в год получается 400к, или по 200к на автомобиль, и это я на удалёнке. Я не жалуюсь, но говорю, что насчитать всего-то 40к — это либо совсем никуда не ездить (а зачем тебе машина?), либо ОЧЕНЬ плохо вести учёт бюджета.
Дмитрий, ты не прав. 9-ка также на фото, ни при каких обстоятельствах не будет обходиться как бмв (ну только очень выдуманный пример). У меня сейчас ни бмв, и то год обслуживания, при очень редкой езде, выходит дороже чем на 9-ке 5 лет с полетевшей на ходу помпой(не считая осаго разумеется). Разумеется если ты не собираешься превращать бмв в Жигули, ставя от неё детали. Я ставлю оригиналы и лью оригинал.
Но по другой части ты прав. Я вёл как-то учёт авто, когда записываешь все в мобильное приложение, почти сразу: бензин, коврики, мойки, щёточки, коврики украшения в салон(в двери, тоннель), флешечки, омывайка(а на иномарку с тонкими соплами рекомендуют ни хрень всякую, что наши проглатывают), и в дождливую погоду она расходуется норм так, и стоит не плохо. И оказывается, что когда ты прикидываешь, ты половину заправок и моек не помнишь. А когда записываешь(а в мск мойка по 900 руб нормальная), то набегает очень и очень солидная сумма. Даже банально диски и резина 15-ки, куда дороже 9-й 13-ки. И реально, если считать все, меньше чем в 60-80 в год сложно вместиться... это не считая ещё потерю в цене, которая относительна сейчас.
Дмитрий, всё супер, добавлю
Если тачка стоит 2000 000 и в труху превратиться скажем через 50 лет то это ещё 3000 в месяц😊 так что всё правильно!!!
d1mmmk, тогда будет совсем все грустно у всех, кроме того человека с моноколесом )
d1mmmk, Потеря стоимости - странная вещь. Моя машина подешевела на 25%.
За 13 лет!!!(Потеря 2% в год). Вот.
Николай, ну а по отношению к новой🤣.
Как мой знакомы рассуждает купил 4 года назад нульцевый авто у диллера за 1млн. а через 4 года мне говорит продаю за 1.3млн типа заработал 300 000, а я у него спрашиваю новую за 1млн. Купишь а на 300 000 будешь тусить???)))
А он отвечает так новая стоит 2 млн.
🤣🤣🤣
Я ему отвечаю.... твои потери 700 000 за 4 года + расходы🤣
Сергей, точно Вам смогу ответить(и все подсчитать) когда продам текущую машину и куплю новую. Пока делать это не планирую,т.к. моя машина меня пока полностью устраивает, а рынок новых авто сейчас абсолютно неадекватен.
d1mmmk, у девятки и некрохонды нет потери стоимости :)
Росскрепнадзор, есть инфляция, 7ми летний Цивик 7 лет назад стоил 500к, сейчас 7ми летний Цивик стоит 1кк. С некрохондой та же история, а лет через 5 она вообще не будет стоить ничего — запчасти будет не найти, да и сгниет, ничто не вечно.
d1mmmk, это же не затраты на его содержание. Мне, как безлошадному, интересно именно содержание
Евгений, проще всего это объяснить на примере с долгосрочной арендой, сейчас многие автопроизводители переходят на эту модель: платишь условные 40 тысяч в месяц и каждый в год получаешь в пользование новый автомобиль в обмен на "старый", но за топливо/мойки/парковку платишь сам.
d1mmmk, кажется владелец БМВ слегка переоценил расходы в год - у него получается, что двенадцатилетнюю машину надо отдавать бесплатно)
Katia, почему это бесплатно? Из чего оно следует?
Нет, у 12-летки зачастую уже действительно ремонт выходит дороже самой машины, и если ты хочешь её приобрести (например) с бюджетом 500к, то продавец её должен будет отдать бесплатно. Только вот найти такого продавца как-то вряд ли получится)))
d1mmmk, ну за этот год авто супруги выросло в цене на 150 000 р :)
Просто б/у машины не реально выросли за год
Не сказал бы, что Альфа — хороший пример. Все-таки вложения вроде капиталки мотора и перешивки салона — это единичные траты которые вряд ли повторятся за срок владения. Поэтому не стоит учитывать их как стоимость владения или эксплуатации.
В остальном полностью разделяю мнение и страсть владельца к автомобилям. Smiles per gallon — not miles per gallon, как говорится
Vasilii, в целом согласен, я бы лучше учел эти траты в цене покупки автомобиля. Но по факту они были, поэтому описал. Если их исключить из содержания, то на ремонты останется тысяч 30 в год. Самая дорогая статья расходов - передняя подвеска, которая по нашим убитым дорогам превращается в расходник, увы
У меня есть Volvo s60 2005 года. Езжу последнее время только от дома до электрички по убитой дороге и раз пять в месяц до СПб на выходных пошопиться. В целом пробег порядка 15 тысяч вышел за карантинный год.
Расходов - два раза менять масло - 3000 руб. Иногда подвеска разуплотняется, но я по этому поводу не сколько волнуюсь - за карантинный год вышло 5000 примерно (опоры стоек, стойки стабилизатора и колодки). Делаю все сам. Страховка 10000, налог 8000 тысяч.
Пробег у машины приближается к 300 тысячам, объективных причин менять не вижу. Через пару лет дороги в районе станут хуже, куплю себе что-нибудь повыше.
В течении жизни кардинально поменял отношение к авто. Раньше покупал мерседесы, 20е диски, разноширокая резина и прочие извращения под 200 - 300 тысяч в год. Потом понял, что главное чтобы в машине было тихо и мягко, а остальное ерунда. Дешевле и полезнее для здоровья увлекаться велосипедами, а машина это не более чем бытовая техника.
Павел, мои мысли только выраженные в текст, поддерживаю полностью.
Mercedes w204 рестайлинг 2013 года
Расходы за 2020
Сервис 87 тр поменял лобовое и перебрал подвеску
Бензин 46812
Парковка(снимаю паркинг в своём доме + иногда платная парковка) 47537
Поменял заднюю резину лето и зима в этом сезоне 44520
То 9300
Платные дороги 10тр
Страховка 12640
Мойка 8300
Штрафы 500
Спутниковая сигнализация 1869
Пробег чуть меньше 15 за год
Расходы 271 724 рубля
Расход на 1 км считать категорически отказываюсь
Mitchel, около 9 рублей за километр
Mitchel, честно. Спс. Но без учёта мелочевок. Дворники, незамерзайку, и прочее.
автомобилем с солидным пробегом - это у меня, 360 000 км
Че то девятка какая-то золотая получается. На такие старые тазы запчасти же стоят копейки. Да и страховка на неё меньше и налог.
What, старые тазы нифига не бюджетные, запчасти копейки — но они отвратительного качества и могут выйти из строя через пару дней, а работа мастера стоит точно так же как и для иномарок. Мне было выгоднее пересесть с 7-ти летней Калины на новую Весту, расходы одинаковые — но теперь езжу на новом авто на гарантии который не ломается, и комфорт в разы выше.
Ближе всех к истине владелец х3, но тоже не совсем прав) Все забывают считать еще и стоимость в год денег, вложенных в покупку автомобиля (% от консервативного инвестирования этой же суммы, если берете за наличку, или же % по кредиту). В таком случае выясняется, что условный новый бюджетный Поло за каких то 999 тыс рублей оказывается абсолютно не бюджетным, и стоит вам минимум 100-120 тыс в год, даже если вы на нем никуда не ездили, а если еще и добавим страховку, бензин, налоги и т.д., то вообще стоит задуматься лишний раз, а надо ли оно?)
Диванный, машина - не инвестиция, зачем так считать. Так можно и затраты на питание как потерянные деньги от инвестиций рассматривать)
Евгений, то, что это не инвестиция, не означает, что нужно перестать считать деньги, а даже наоборот) А питание необходимо абсолютно всем для того, чтобы жить, так что вообще не понял сравнения с автомобилем. Просто увидев РЕАЛЬНУЮ стоимость владения, можно легче принять решение об альтернативных средствах передвижения, будь то такси или каршеринг, которые на первый взгляд кажутся дорогими. Конечно, всё индивидуально, и в ситуации, где трое детей/загородный дом/нравятся путешествия на машине будет другая логика расчетов.
Диванный, немного не так. Надо из затраченных на авто денег вычесть альтернативные расходы на транспорт (крашен, такси и проч) и остаток тогда да, можно добавить мизерный % по депозиту. А вот где вы нашли 10-12% от консервативного инвестирования непонятно, кажется у вас тут существенная недооценка риска при таких доходностях.
Диванный, ваш ответ поистине соответствует вашему нику. А что ж вы не посчитаете, что на эти деньги надо было купить биткоин, когда он стоил 5000, продать по 50 и снова за 30 купить? И тогда выяснится, что владелец несчастного поло на своей машине потерял сумасшедшие деньги. Все задним числом умные. С миллиона 10 процентов не поднять просто так. Нужно облигации второго эшелона покупать, что есть риск. Или акции на лоях, и не продать их на панике. А инфляция за год процентов 20 составила. Вот так и будешь, трясясь в автобусе, утешать себя мыслью, что прОцентов аж 40 тыщ набежит за год
когда нет машины - хочется купить, когда есть машина - хочется быстрее продать, чтобы не мучиться))
Tami, не соглашусь. Машина здорово упрощает жизнь. 10 лет за рулём - ни дня не думала о продаже, только если с целью обновить.
Tami, соглашусь. С покупкой машины затраты только начинаются и не прекращаются до момента продажи. И я не о бензине.
Роман, машина это лишний рот.
У меня лендровер дискавери 3 и ренджровер спорт, оба 2008 года с пробегом под 300 тысяч.
Покупал каждый примерно по 800 т.р.
В карантинный год пробег на каждом был по 20 тысяч, обычно около 30.
В среднем на круг получается около 500 тысяч рублей в год на каждый авто, без учёта стоимости денег и потери стоимости при продаже.
Прекрасно понимаю владельца альфы. Автомобиль это кайф.
RASH, конечно. И лучше брать б/у, а то будет слишком просто. Ну и чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, нужно еще ипотеку взять где-то на 30% от доходов.
Хорошая статья. Не столько в ней полезной информации, сколько утешения что оказывается ты не одинок. А то я когда купил своего фокуса (первый авто), было стойкое ощущение что меня кинули на серьезные бабки: потому что у кого не спросишь про их "короллу, корону и т.д." у всех только резиночки раз в 10 лет меняются. А я после покупки поменял в автомобиле столько, что уже перестал считать вложения.
Ваз ВАЗ-21093 90к в год. я чуть со стула не упала. Хонда цивик 4х летка обходится дешевле. такие деньги за такой хлам. Мой Витюша ( витц ) в год в среднем меньше 5к на обслуживание берет. похоже мне с машиной повезло
Владею Hyundai Elantra 2005 года. Пробег 162 тысячи км (скорее 200+, по-любому крученный). За год проезжаю около 18 тысяч км. За почти 2 года владения авто вложил в ремонт около 30 тысяч (сцепление, опоры стоек и прочее), ещё около 25к на замену масла и колодок (колодки менял 2 раза, масло 4 раза). Страховка 8к, налог 800 рублей. Мойка около 3-4к в год, штрафов было пока два, это по 1к в год. Ну и бензин около 6 тысяч в месяц ~ 70к в год. Итого около 120к в год. На потери в цене мне наплевать, машина стоила 240, продам тысяч за 200, но при этом очень сильно помогает в работе и в целом доставляет кучу комфорта. Ни капли не жалею о приобретении. Купил машину исходя из своих минимальных потребностей (кондер, гур, надежность и дешевизна в обслуживании). Заработок около 75-85к в мес, но кредит брать не хочу и не понимаю, как люди вокруг, с заработком ниже моего, катаются на Камри (вероятно, кредитная) и реально верят в свою крутость.
Если просто ездить иногда, то, может, и смысла иметь вообще нет.
А вот если работать на своём авто - тут расходы будут приличные
Alexandro, это плата за 4 часа в день в машине с удовольствием. Каждый день, 365 дней в году, а не два раза в год спустить все на нюрнбургринге и потом весь год в метро кататься.
Электромобиль Ниссан лиф. 2013 год, пробег 95к, из них по РФ 27к.
Годовой пробег 18600, затрат 33700, из них 7300 энергия, 4500 страховка+техосмотр, 760 дизтопливо для автономного отопителя. Цена километра — 1,81, из которых 0,39 энергия.
Скоро на замену масла в редукторе, обойдётся примерно в 2000, возможно что-нибудь в подвеске найдут, другого обслуживания не требуется.
Зимняя резина на дисках встала при покупке в 20к, надеюсь проехать хотя бы тысяч 40 на ней. Скоро покупать лето.
Через пару лет буду менять батарейку, рассчитываю тысяч на 150, что увеличит автономность с нынешних 150 до 270, плюс диапазон заряд-разряд будет более узким, такая батарея проживёт дольше.
Попал в ДТП, после ремонта остался в плюсе на 30к, считай ещё и заработал ))
А теперь раздел "Бесценное". Бесценно сесть и поехать в любое время. Бесценно сделать это в тишине. Бесценно не иметь мозг со странными поломками ДВС. Бесценно в мороз сесть и сразу же поехать, не ждать прогрева, а салон прогреть от розетки. Бесценно ждать в машине, не тарахтя двигателем. И наконец совершенно бесценно любоваться симпатичной мышиной мордахой ))
Артём, 150км это конечно жесть, мне бы пришлось каждую ночь заряжаться. Ждём, когда внедрят батареи на 1,5 млн км и которые проезжают за раз 900км