Как выбрать методы исследования для курсовой и дипломной работы
Образование
15K
Фотография — DimaBerlin / Shutterstock

Как выбрать методы исследования для курсовой и дипломной работы

18
Аватар автора

Аня Иванешкина

любит смешанные методы

Страница автора

Одно из частых требований к университетским работам — описание методов исследования.

Методы — это основные способы сбора, обработки и анализа данных. Вдумчивая работа с ними нужна для того, чтобы результаты исследования четко отвечали на поставленный вопрос.

В современной научной литературе методы чаще всего разделяют на количественные и качественные. Они подразделяются на более частные, например эксперименты, опросы, фокус-группы, наблюдение и так далее. Нередко в одной работе есть и те и другие — тогда методология считается смешанной.

Методы в научной работе зависят от области исследования. Наибольшую свободу дают социально-гуманитарные специальности — в материале я расскажу о том, как работают в них. В других областях может быть иначе. Например, в экономике существуют специфические инструменты анализа в разных областях, их я касаться не буду.

А если в исследовании нет эмпирической части?

Иногда поставленная проблема подразумевает лишь теоретический анализ. Тогда исследователи могут использовать особые, теоретические методы исследования. К ним относят, например, критическую реконструкцию и концептуальный анализ. Выбор и обоснование теоретической методологии — сложный процесс, и если вы решили пойти этим путем, обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем.

Количественные методы исследования

Количественные методы нужны, когда мы хотим установить зависимости между феноменами, проанализировать распределение, классифицировать группы. Например, если цель исследования — выяснить, влияет ли посещение кружков на образовательные успехи в школе.

В количественном подходе данные собирают на относительно большой выборке, а выводы стараются перенести на всю изучаемую группу. Условно, если 1000 школьников успешнее учатся, когда ходят на кружки, скорее всего, с остальными будет то же самое. Обычно результаты представляют в виде шкал, таблиц, гистограмм. К количественным методам относят эксперименты, опросы, контент-анализ и статистический анализ. Разберем каждый.

Выкладка с результатами регрессионного анализа — это один из статистических методов. Источник: sciencedirect.com
Выкладка с результатами регрессионного анализа — это один из статистических методов. Источник: sciencedirect.com

Эксперимент. Надежный метод проверки причинно-следственных связей между явлениями. Экспериментатор создает специальные условия, в которых изучает воздействие одного или нескольких точных факторов на ту или иную переменную, представляющую интерес.

Эксперименты делят на лабораторные и полевые:

  1. Лабораторные эксперименты проводят в искусственной среде. Представим, что мы изучаем студенческую конформность  . Собираем участников, делим их на несколько групп и просим решить несколько задач. Если мы в каждой группе выберем «лидера» — подсадного участника, который будет вслух отвечать заведомо неправильно, — получим лабораторный эксперимент.
  2. Полевые эксперименты проходят в реальных условиях. Например, студент пишет работу о влиянии обратной связи на академические достижения. Он тоже делит участников эксперимента на группы — и несколько недель подряд присылает позитивную, негативную или нейтральную обратную связь от преподавателей. Такой эксперимент можно считать полевым, потому что он проходит в обычной жизни, вне специальных условий.

Одним из ключевых условий эксперимента служит контролируемость: исследователь должен быть уверен, что в данный момент на переменную влияют лишь конкретные факторы. В реальности избавиться от сопутствующих элементов иногда невозможно — тогда эксперимент называют квазиэкспериментом, но на уровне курсовой это несущественно.

Еще одно условие хорошего эксперимента — повторяемость. То есть при желании другой исследователь может повторить эксперимент в похожих условиях и получить такой же результат.

Опрос пригодится для проверки гипотезы относительно связи между исследуемыми переменными. Метод используют для изучения мнений и установок в конкретных социальных группах, широких слоях населения. Например, он подойдет, если нужно собрать статистику по зарплатам студентов или если хочется выяснить, влияет ли престижность вуза на уровень материального благополучия выпускников.

Классический опрос выглядит как набор закрытых вопросов с несколькими вариантами ответа. Вопросы для анкетирования формулируют с помощью операционализации — перевода абстрактных концептов вроде «престижности» и «уровня материального благополучия» в конкретные измеримые показатели. Например, «престижность» можно измерить по рейтингу вуза или субъективной оценке респондентов.

Составляя вопросы, можно опираться на существующие исследования по теме и методологические работы. Например, есть классические опросники для исследования финансового благополучия, психологического состояния. Найдите их по ключевым словам в агрегаторах научных статей вроде Elibrary или Google Scholar. Также важно определиться со шкалами. Одна из самых популярных — шкала Ликерта.

Классическая шкала Ликерта — используется для оценки согласия респондента с утверждением. Источник: cyberleninka.ru
Пример операционализации для переменной «экономический статус». Источник: studylib.ru

Количественный контент-анализ подходит для медиаматериалов — текстов, видео, твитов. С его помощью в данных выявляют тенденции, темы, шаблоны.

Первый шаг — выбор материалов для анализа. Например, если тема исследования — «Специфика репрезентации актрис в СМИ», корпус данных можно составить из публикаций, включающих слова-маркеры вроде «актриса», «кино», «женщина», «актер», «фильм» и так далее.

Следующий этап — определение единиц анализа. Это могут быть заголовки, целые тексты статей, слова, категории. Далее студент создает систему кодирования, которая определяет, какие аспекты содержания будут измеряться. Например, в исследовании репрезентации актрис в СМИ кодировка может включать темы, тональность, количество упоминаний.

Для количественного контент-анализа придется разбираться с одним из языков программирования. Я использую «Питон», для него легко найти документацию. В «Экселе», по моему опыту, тематическое моделирование не провести
Для количественного контент-анализа придется разбираться с одним из языков программирования. Я использую «Питон», для него легко найти документацию. В «Экселе», по моему опыту, тематическое моделирование не провести

К основным инструментам контент-анализа относят:

  1. Анализ частотности. Можно подсчитать упоминания актрис и актеров в публикациях про кино и сравнить полученные значения. Или построить облако часто встречающихся слов, чтобы проанализировать основные сюжеты статей об актрисах.
  2. Анализ тональности оценивает эмоциональную окраску корпуса. Но здесь нужны специально обученные языковые модели.
  3. Анализ биграмм и триграмм позволяет посмотреть наиболее часто встречающиеся связки из двух и трех слов. Так лучше видны тематики, сюжеты текстов.

Тематическое моделирование позволяет выделить основные темы в корпусе исследуемых текстов.

Статистический анализ. Спектр статистических методов очень большой, их применяют в качестве вспомогательного инструмента для обработки реактивных данных — полученных в непосредственном взаимодействии с объектом исследования, например в опросах и экспериментах.

Также статистический анализ можно использовать на нереактивных данных — таких, которые собрал кто-то другой. Например, на данных опроса World Values Survey можно исследовать влияние социокультурных ценностей на счастье людей в разных странах.

В социологических исследованиях часто используют корреляционный и регрессионный анализ. Корреляционный анализ просто выявляет взаимосвязь между объектами и ее характер. Регрессия дает больше возможностей — можно понять, что на что влияет. Поэтому, если вы выявляете направление связи между феноменами, ваша задача — грамотно выделить зависимую, независимую и контрольные переменные.

Допустим, тема исследования звучит так: «Влияние престижности вуза на материальное благополучие выпускников». Тогда независимая переменная — тот феномен, влияние которого вы изучаете, — престижность вуза. Зависимая переменная, или то, на что «влияют», — материальное благополучие.

Контрольную переменную используют, чтобы выделить «чистый» эффект. Например, в случае с нашим примером в качестве контрольной переменной может выступать социоэкономический статус семьи выпускника. Мы хотим быть уверенными, что различия в уровне обеспеченности не связаны с тем, что одна группа выпускников изначально имеет преимущество из-за финансовой подушки родителей.

После этого необходимо выбрать подходящий метод анализа. Это может быть классическая линейная регрессия, иерархический регрессионный анализ и различные более сложные модификации. Чтобы подобрать правильный инструментарий, можно проконсультироваться с научным руководителем и обратиться к научным статьям и учебникам по статистике.

Качественные методы исследования

Их применяют для сбора и анализа данных, не представленных в числовой форме: личного опыта, мотивов и целей, сложных социальных процессов. К примеру, качественные методы подойдут, когда цель работы — выявить установки школьников, которые выбирают поступление в колледж в качестве образовательной траектории. Выборка респондентов может быть небольшой.

Исследовательские вопросы в работах с качественной методологией чаще начинаются с «как», «какие», «каким образом», «какая специфика». Среди методов качественного исследования выделяют интервью, фокус-группы, наблюдение, качественный анализ текста. Поясню, что значит каждый.

Интервью — исследователь задает участникам вопросы, чтобы глубже понять их взгляды, опыт, мнения. Это один из самых расхожих методов качественного исследования.

Есть три вида интервью:

  1. Структурированное. Организатор составляет четкий список вопросов, и все участники получают их в одинаковом порядке. Выбор формата зависит от целей исследования и размера выборки. Такое интервью подходит, если респондентов много, а времени мало.
  2. Полуструктурированное. Беседа проходит более гибко: интервьюер может менять порядок вопросов, добавлять новые по ходу беседы, чтобы лучше раскрыть тот или иной аспект.
  3. Глубинное. Его выделяют в отдельный тип, поскольку им пользуются, когда респондентов немного и цель — наиболее полно погрузиться в их картину мира, выявить ценности, установки, переживания. Глубинные интервью подойдут, если исследование сосредоточено на личном опыте конкретной группы. Например, если вы изучаете восприятие 90-х глазами детей из малообеспеченных семей.

Какой бы формат интервью вы ни выбрали, нужен гайд — примерный или точный список вопросов и тем, которые нужно охватить в ходе беседы. Проектируя гайд, опирайтесь на цели и задачи исследования и не забывайте про временные ограничения. Скажем, полуструктурированное интервью в среднем длится от получаса до полутора, структурированное — около 40 минут.

Пример гайда для исследования на тему «Особенности адаптации и интеграции студентов-первокурсников» из моей работы
Пример гайда для исследования на тему «Особенности адаптации и интеграции студентов-первокурсников» из моей работы

Фокус-группа представляет собой обсуждение в небольшом кругу с каким-то общим признаком: например, все участники одного возраста или у них общая профессия. Это нужно для того, чтобы интерпретировать результаты и обобщить их.

Метод позволяет спроектировать ситуацию непринужденного общения, поэтому фокус-группами пользуются, чтобы выявить механизмы формирования мнений, получить субъективную оценку событиям, выявить мнения и позиции по вопросу. Например, фокус-группа будет полезной, чтобы изучить отношение молодежи к НКО и предубеждения, которые мешают молодым людям жертвовать деньги.

Фокус-группа отличается от интервью двумя аспектами: метод подразумевает работу именно в кругу людей, также беседу направляет модератор. Обычно в его роли выступает исследователь: он может озвучивать темы или проблемные вопросы и поочередно давать участникам высказаться. Еще один способ — «моделирование конфликта», когда участникам предлагают занять противоположные позиции и подискутировать.

Обычно на обсуждение выносят не больше пяти крупных тем. Размер группы тоже может варьироваться, но если пригласить больше десяти человек, модерировать диалог станет сложнее.

Наблюдение позволяет получать данные о событиях, явлениях, поведении в обычных условиях, фиксировать невербальные аспекты коммуникации: жесты, позу и так далее. Собранные данные анализируют и интерпретируют, чтобы выявить паттерны, закономерности и особенности наблюдаемого явления.

Для начала следует определить, где и что вы будете наблюдать. Это может быть конкретное место, событие, группа людей или объектов. Например, если ваша работа посвящена изучению динамик в студенческих группах при подготовке к экзаменам, ваша задача — наблюдать за выбранной общностью в той среде, где можно оценить групповое взаимодействие: в коворкинге или университетской библиотеке.

Во время наблюдения систематически фиксируйте замеченное — видео, текстом, фото.

Качественный анализ текстов. Это не один метод, а скорее набор инструментов для обработки и анализа данных в большинстве качественных исследований. Будь то интервью или фокус-группа, на выходе вы получите текстовые материалы. И работать с ними можно по-разному.

Широко применяют кодирование и контент-анализ. Кодирование — это создание набора категорий или тем, которые будут отслеживать в тексте. Кодировку можно разработать заранее на основе теоретических предположений или развить ее в процессе анализа. Затем каждую единицу текста ассоциируют с соответствующей категорией или темой в кодировке, а после проводят тематический и частотный анализ.

Например, исследование посвящено восприятию климатических изменений в обществе. Вы проводите интервью по теме и кодируете ответы. Коды могут включать «беспокойство», «сомнения», «принятие мер» и так далее. После вы анализируете частоту кодов, их распределение среди различных групп — и делаете выводы о том, как выбранная вами группа воспринимает изменения климата.

Еще один популярный инструмент — дискурс-анализ. Им пользуются в основном для изучения роли языка в создании властных отношений в обществе. Метод подойдет, если вы, скажем, исследуете категорию «мигрант» среди различных возрастных слоев населения. В таком случае при анализе текстов акцент делают на ключевых терминах, фразах и оборотах, синтаксисе и семантике, тональности отдельных формулировок.

Проводить дискурс-анализ следует с опорой на теоретическую рамку и различные разработанные исследователем схемы. Найти их можно в научной литературе по теме.

Применяют методы качественного анализа текстов и в работе с нереактивными данными. Например, биографический метод в исследовании дневников, архивов помогает исследовать события и контекст, формирующие жизненный путь человека.

Пример схемы дискурс-анализа. Источник: elibrary.ru
Пример схемы дискурс-анализа. Источник: elibrary.ru

Как выбрать подходящий метод для своей работы

Первый и главный шаг — четко определить тему и цели исследования. Спросите себя, на какие вопросы хотите ответить своей работой, какую проблему хотите решить, что хотите получить в результате. Далее изучите литературу по теме, узнайте, какими методами пользуются в предыдущих исследованиях. Это поможет понять, что выбрать для вашего проекта.

Следующий этап — определение методов для работы. Качественные подходят для изучения контекста, восприятий. Количественные — для получения числовых данных, статистических выводов. Выбирать что-то одно не обязательно, можно спроектировать исследование со смешанной методологией. Например, при помощи регрессионного анализа установить взаимосвязь между явлениями, а затем взять интервью у исследуемой группы и выявить, какие механизмы ее сформировали.

Учтите ваши возможности: время до дедлайна, доступ к респондентам и оборудованию, навыки программирования. Не забывайте также, что некоторые методы более требовательны к размерам выборки. Наконец, обсудите дизайн исследования с научным руководителем. Он сможет предложить ценные советы с учетом требований учебного заведения.

Как оформить методы в работе

Оформление методологии зависит от требований учебного заведения, поэтому подробную информацию лучше уточнить у научного руководителя. Но есть общие академические принципы, которых в идеале стоит придерживаться:

  1. Укажите, какая у вас методология — качественная, количественная или смешанная, — и объясните, почему сделали этот выбор.
  2. Обоснуйте выбор тех или иных методов исследования. Кратко опишите, на какие теоретические посылки или предшествующие работы опираетесь, раскройте суть использования методов.
  3. Если работаете с количественными методами, опишите гипотезы. Для качественного подхода достаточно выделить цели и задачи.
  4. Если работаете с нереактивными данными, укажите источники, методы сбора информации, объясните, по каким принципам составляли корпус текстов или выборку.
  5. Если в работе использовали опрос, интервью, фокус-группы, эксперимент, наблюдение — опишите основные характеристики участников вашего исследования, такие как возраст, пол, профессиональный опыт и другие релевантные параметры. Расскажите, как выбрали участников. Это может быть случайная или стратифицированная выборка, метод «снежного кома»  .
  6. Если в работе есть статистические методы обработки, напишите, в какой среде работали, какие пакеты и модели использовали.
  7. Если работали с опросами, интервью или фокус-группами, в приложения к работе добавьте гайд с примерными вопросами или текст опросника.
  8. Укажите ограничения вашего метода исследования.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Аня ИванешкинаА какие методы вы использовали в своей курсовой или дипломной работе?
  • Карина МальцеваPhD, а с чего вдруг научный руководитель будет определять метод исследования? Максимум — укажет если метод будет выбран неудачно. Вы точно в гражданском вузе учитесь? 🤔 Другое дело, что писать небольшю статью и запихивать туда все методы, от подходящих для физиков до подходящих для лириков, — так себе задумка. У нас, к примеру, с описанием методов применимых в рамках _одной_ программы была нетонкая такая книжка. 🤔3
  • PhDКарина, работаю в академии много лет, доктор наук. Методологию исследования определяет априори научный руководитель. В случае исследовательского проекта как правило обычно это бывает главный научный сотрудник (особенно если он один в коллективе), или отдельно назначенный сотрудник из коллектива, которые координирует работу и так далее. Если руководитель поставил задачу рассчитать что—то, а исполнитель на свою усмотрение выбрал метод «угадать значение броском кубика», то формально все прошло в полном порядке, задачу же он выполнил. В реальности же, очень глупо ставить задачу без указания хотя бы примерного концепции и конкретного метода, поскольку результат может зависеть от используемого метода. Например, если решать задачу о фокусировки лучей методами геометрической оптики, то никогда нельзя будет получить результатом сложения всех лучшей какую либо интерференционную картину. Однако если решать такую же задачу методами волновой оптики, но можно будет четко сформулировать условия проявления интерференции. Хотя условия задачи в обоих случаях будут одинаковыми. Аналогично без заранее обговоренного метода невозможно корректно описывать и исследовать процессы движения тел, по меньшей мере стоит вопрос необходимо ли учитывать релятивистские эффекты. Если руководитель поставил задачу, но не сформулировал метода решения — можно получить много разных ответов в зависимости от метода. И вообще говоря результат не имеет смысла без предыстории его получения. Поэтому указание необходимого метода — это часть постановки задачи. А вы задачи по электростатике не по методу решаете, а в уме? А поступление в аспирантуру в России как на работу — это просто нарушение со стороны вузов. Аспирантура в России давно уже является ступенью образования, а темы исследований утверждает ученый совет организации. Поэтому, если руководитель берет аспиранта заранее не согласовав тему, он тупо нарушает современные нормы образовательной деятельности, и аспиранту будет очень худо если после поступления его тема не продает утверждение советом. Такой случай как раз был в одной федеральном университете во время моей стажировки там, аспирантов по инженерному направлению неопытный персонал только только созданного «инженерного факультета» набирал как раз по схеме, что мол они сами придумают тему. Так набрали 6 человек. Дальше в ноябре начали через ученый совет университета утверждать темы исследований, в итоге 4 темы не прошли тупо по формальным признакам — ни задача ни методы исследований не были в соотвествии с паспортом специальности. В итоге их всех тупо отчислили. Похоже, что Вы в период обучения занимались не научной деятельностью, а имитацией деятельности и подготовкой нечто, что можно было предъявить на защите диплома. Но к научному исследованию это не имело отношения.0
  • Ксения МаксимовцоваPhD, я, конечно, Вас поздравляю от всей души с достижениями, но для чего нам эта информация? Я тоже получила грант от Германской службы академических обменов в конце прошлого года, несмотря на войну. Меня этим не удивить, как и защищенной диссертацией. При среднем времени защиты в 5 лет в Германии я защитилась за 3,5 года. Возможно, в Вашей дисциплине просто другие стандарты и правила, вот и все. Но об этом автор статьи тоже сказала. А вот пассаж про "настоящие" науки Вас, простите, не красит. Социология, политология — это такие же науки и отрасли знания, как физика и химия. Я понимаю, если бы Вы про карты таро или астрологию сказали, что это "ненастоящие" науки, но не про социальные и гуманитарные дисциплины же...0
  • PhDКарина, во—первых я не обучаю аспирантов принципиально, во—вторых мое понимание методологии явно работает и дает публикации, а ваша позиция — пустое графомнство.1
  • PhDКсения, я понимаю, что в мире социология является наукой, но в России вся социология построена переобувшимися «научными коммунистами» и почти полностью представляет собой сплошную профанацию. Изучать социологию в России также глупо как изучать ядерную физику на Кубе. Ну а по DAAD ездят в основном лохи, поскольку востребованному ученому спокойно сделают позицию в любом университете за счет своих средств университета. А за счет средств постороннего фонда даже желающую обучиться играть на баяне козу любая контора примет, это же не их расходы. Я ездил по DAAD только в самый первый раз чтобы де факто познакомиться.0
  • Ксения МаксимовцоваPhD, я даже что-то доказывать не буду Вам, потому что диалог с человеком, называющим коллегу "лохом" и социологию "профанацией", не представляется возможным. Удачи Вам в Ваших научных достижениях. Хорошо, что мы в разных дисциплинах, но таких "упоротых" хватает во всех отраслях:)0
  • PhDКсения, многие лохи думают, что раз они поучились заграницей, то они типо первоклассные специалисты. По факту же этого ничего не значит, сейчас только ленивый не ездит учиться заграницу. С другой стороны явно видно, что кроме факта обучения заграницей Вам в плане вашего образования гордится нечем и поэтому вы используете как якобы что—то доказывающий факт. « Социология, политология — это такие же науки и отрасли знания, как физика и химия.» звучит очень смешно. Книги по социологии и политологии изданные в нашей стране в 50—60ые годы прошлого века в большей части мало согласуются во взглядах с таковыми современными. Если научное знание зависит от текущей конъюнктуры и режима у стране — это не наука, а лженаука. Учебники же по общей физики изданные 100 лет назад находятся в полном согласии с учебными материалам сегодняшнего дня. Атомную бомбу в Лос—Аламосе и в СССР в делали по одинаковым законам, поскольку использовали мучное знание, а не демагогическую туфту на подобие политологии. Развал СССР и перемена взглядов в гуманитарных науках четко показал, что это не науки, посколько наука не может зависеть от мнений и желаний хозяев страны. Социология же за последние 100 лет в нашей стране многократно переобувалась. Еще более ужасной участи удостоилась историческая наука, которая как раз наука, но конкретно у нас научную составляющую в ней уничтожили.0
  • PhDКсения, понимаю, что неприятно читать правду, но однажды вы ее примете.0