«Экономлю на антидепрессантах»: я занимаюсь frame up strip и трачу до 11 000 ₽ в месяц
Читатели Т—Ж ведут активный образ жизни и делятся своими тратами на это в потоке «Спортзал».
Героиня этого материала занимается танцами более 10 лет. Она перепробовала много стилей, успешно проходила кастинги в команды хореографов и делала перерыв из-за токсичного тренера. В 2023 году читательница увлеклась frame up strip — производным направлением от стрип-пластики. Она рассказала, как проходят занятия, поделилась атмосферными фотографиями и подсчитала расходы.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я всегда занималась спортом: в детстве это были баскетбол, карате и большой теннис. Игровые виды спорта довольно далеки от танцев, и я не думала, что вообще обладаю хоть какой-то пластикой.
Лет в шесть меня отвели на танцы, но мне не понравилось: я испугалась, спряталась за маму. Было решено отправить меня в музыкальную школу: родители почему-то решили, что у меня хороший слух. Поэтому я считала себя скорее спортивным ребенком и даже не предполагала, что меня занесет в танцы.
Первый опыт занятий
На первом курсе универа стала заниматься бальными танцами в студии при МГУ. Я училась в другом месте, но там студенческая жизнь была не такая насыщенная. В студии были сильные педагоги и приятная атмосфера, танцевали в основном ребята моего возраста, за редким исключением. Занятия проходили дважды в неделю в помещении, смежном с общежитием МГУ. Это было платно, в районе 2000 ₽. Для студентов МГУ стоимость была ниже.
Занятия начинались с разминки, затем каждый урок мы учили разные танцы из бального репертуара. Например, вальс, танго, фокстрот, квикстеп из европейской программы, румбу, ча-ча-ча, пасодобль и джайв — из латиноамериканской. Сначала преподаватель объяснял и показывал движения, затем мы отрабатывали их по отдельности, после становились в пары.
Я занималась не так долго, семестра два. Перестала, потому что было просто невероятно сложно найти партнеров. Не так-то легко заставить парней прийти на бальные танцы. А те, кто танцуют с детства, к этому возрасту уже профи. На занятиях в основном приходилось вставать в пару с девочками и по очереди танцевать мужскую партию.
Как-то раз пришел один очень взрослый мужчина, который походил на маньяка. И ему очень нравилось становиться в пару с девочками — только это не нравилось нам. Остальные мужчины надолго не задерживались. Так и не найдя постоянного партнера, я решила попробовать себя в современных направлениях.
На втором курсе перебирала разные стили — от крампа до вога .
Ездила по танцевальным лагерям, успешно проходила кастинги в разные команды — но с этим как-то не складывалось. Из двух решила уйти сама, а из одной меня исключили. Это была первая команда хореографа, который сейчас довольно известен.
Сначала я ходила к нему на обычные занятия в студию, он устраивал разные творческие классы и в целом был зайкой. Потом решил собрать свою команду для участия в конкурсах, взял меня.
Постепенно преподаватель начал меня гнобить — наверное, это самое подходящее слово. Был вечно недоволен, придирался. Да, я знала — и знаю, — что мне сложно добиться музыкальности, но это было довольно жестко. Одна девочка из команды после занятий удивлялась, почему он так ко мне относится, сказала, что еще на кастинге видела, как я танцую, и ей понравилось.
Однажды мы готовились к выступлению на чемпионате, была вечерняя тренировка.
Тренер довел меня до слез, я убежала плакать в туалет. Когда вернулась, он сказал: «Ты ушла во время занятия, ты больше не в команде».
У меня тогда был диплом, экзамены. Я решила: с меня хватит. Не собиралась бросать навсегда, просто думала повременить и пережить это. Окончила университет и поступила в магистратуру.
В то время я параллельно занималась бегом и на местных соревнованиях что-то выиграла, поэтому решила сконцентрироваться на этом и иногда участвовать в забегах. На втором курсе магистратуры нашла танцевальную академию и захотела пройти обучение. Мне не понравилось. Думала, это поможет мне в практических навыках, но там был расчет на людей с танцевальным прошлым, которым был нужен диплом.
После окончания учебы время от времени посещала разные классы, в основном по импровизации. Впервые со стилем, который танцую сейчас, познакомилась в 2015 году. Это было очень спонтанно: после брейкданса, вога и дэнсхолла шла на стрип-пластику в кроссовках.
В 2019 году я решила изучить frame up strip — это современное направление, производное от стрип-пластики. Меня даже занесло в первый танцевальный лагерь, посвященный ему.
Потом в 2019—2020 годах была на паре спецкурсов у педагога, у которой пробовала стрип еще в далеком 2015 году. Небольшой спойлер: именно у нее я продолжаю заниматься сейчас.
Еще весной 2023 года я стала ходить в творческую группу по эксперименталу. Особенность этого стиля в том, что у него нет четких рамок, техники и каждый может танцевать по-своему. Чаще всего экспериментал — это про импровизацию, поиск себя в танце.
Но все зависит от педагога и хореографа, к которому вы идете. В моем случае это была творческая группа, поэтому на занятиях мы работали с разными стилями, преподаватель давала нам задания. Много импровизировали, контактировали друг с другом, выстраивали взаимодействие, это были мини-перформансы.
Музыка могла быть абсолютно разной, от джаза до современной, часто без слов, но с необычными звуками, которые можно обыграть в танце. Пример одного из заданий: танцуем, начиная движение от руки, как будто она перемещает наше тело в пространстве и ведет за собой. Мы исследовали свое тело, пространство, взаимодействие. Иногда отрабатывали, например, технику вращения. В конце занятия обсуждали свои ощущения и впечатления.
Мы даже сняли танцевальное видео, которое наш хореограф успешно презентовала на различных фестивалях.
Оно было сделано в лиминальном пространстве — то есть пространстве, обычно наполненном людьми, но сейчас почему-то пустом. Мы были персонажами, каждый со своей ролью.
Думаю, конкретно такой перформанс было бы сложно реализовать в формате живого выступления. Наш хореограф решила отправить эту работу на конкурс, который проходил в заочном формате, где отобранные работы показывали жюри и потом обсуждали с создателями.
Летом хореограф распустила творческую группу. Тогда я начала заниматься на курсе по партерной технике. Партерная техника — это работа в партере, то есть на полу. Она включает в себя различные перемещения, скольжения, перекаты. Курс был еще и по акробатике, поэтому мы учились правильно стоять на руках, работали над выносливостью и силой, делали подводящие упражнения.
Занятия frame up strip
С осени снова стала заниматься frame up strip — это танцевальное направление, которое создала Анастасия Юрасова, российский танцор и хореограф. Сейчас этот стиль активно развивается в России. Он может быть очень разным: лиричным, дерзким, нежным, странным.
В одном из интервью создательница сказала, что frame up strip — это база стрипа, воспроизведенная с более высоким уровнем музыкальности. Хореографы часто добавляют акробатические элементы, стойки. Танцуют под совершенно разную музыку: и под стихи Высоцкого, и под Beyonce. Музыкальных рамок здесь точно нет. Иногда танцуют вообще в тишине.
Часто хореографы и танцоры воспроизводят с помощью языка тела целые истории, закладывают смыслы — и порой довольно сложные. Но обычно это делают для различных чемпионатов и шоукейсов.
Frame up strip в какой-то мере вобрал в себя элементы других направлений и в то же время имеет собственную базу. Например, мы всегда тянем стопы — это непреложное правило. Стиль постоянно развивается, появляются новые фишки, элементы усложняются.
Танцуем в стрипах — это специальные туфли на платформе, они различаются по высоте. Есть «единички», «двойки», «тройки», «четверки» и «пятерки». Высота каблука у «единички» — 15 см, платформы — 5 см. У «пятерки» высота каблука 25 см, платформы — 15 см. Чем выше туфли, тем они тяжелее.
В другой обуви с некоторыми движениями просто не справиться. Например, в одной из последних хореографий мы крутились, сидя на стопе, и разворачивались на 180°.
Считаю важным добавить, что frame up strip, как и стрип-пластика, не имеют ничего общего со стриптизом, не стоит их смешивать. Для танцоров это может быть оскорблением. Еще frame up strip не стоит путать с pole dance, который танцуют на пилонах: frame up strip остается в пределах партера.
Одно занятие длится полтора часа. Первым делом мы разминаемся под музыку вместе с преподавателем, а потом учим хореографию. Сначала без музыки, с подробными объяснениями от тренера, останавливаемся на сложных моментах.
Потом отрабатываем под музыку, для этого делимся на группы. Обычно приходит довольно много людей, и если бы все вместе танцевали в полную силу, то мы бы банально не поместились. Часто в хореографии бывают широкие, размашистые движения, а мы еще и в стрипах. Поэтому танцуем поочередно.
В конце спецкурса, который состоит из 4—5 занятий, снимаем хореографию. Каждый участник может сняться соло, а если стесняется, можно в мини-группе. Но такого еще не было, все хотят отдельное видео.
Мотивация и планы
Мне очень нравится замечать свой прогресс. Благодаря сольному видео в конце курса видишь, где ошибаешься, — конечно, расстраиваешься, но понимаешь, чего не хватает, и тренируешься дальше. Моя главная цель — просто продолжать заниматься и танцевать лучше и лучше.
Сейчас я живу не в Москве и езжу туда на тренировки, потому что поблизости нет достойных преподавателей, трачу на дорогу по 4,5 часа два раза в неделю. Занимаюсь не так часто, как хотелось бы, но никогда не пропускаю занятия — так что с мотивацией все в порядке.
Еще мне очень нравится мой преподаватель, она одна из лучших в этом стиле. Всегда невероятно приятно приходить на занятия. В общем, для меня в танцах одни плюсы: и ментально, и физически стала чувствовать себя лучше, бонусом — нравлюсь себе в отражении.
Не думаю, что снова бы хотела попасть в какую-то команду. Пока просто нравится танцевать и развиваться самостоятельно. Хотелось бы иметь возможность танцевать больше, техничнее, музыкальнее. У меня не очень хороший слух, планирую этот момент проработать.
Хочу заниматься у разных педагогов, выбираться на мастер-классы. Думаю, в следующем году летом поеду в танцевальный лагерь Frame up strip camp.
Еще мне бы хотелось самой научиться ставить хореографию, пока я могу только импровизировать. И то не решаюсь делать это во frame up, скорее дает о себе знать мое «экспериментальное» прошлое.
Расходы
Один спецкурс у моего хореографа стоит 5000—6000 ₽. Иногда я заглядываю на классы к другим преподавателям, хочу делать это чаще. Последний раз была на курсе по импровизации, он обошелся в 4000 ₽.
Стрипы от классного российского бренда нашла на одном из маркетплейсов. Пара стоит в районе 6000 ₽. У меня три пары: две «тройки» и одна «единичка» — правда, на последних я уже не танцую.
Чтобы сберечь туфли и продлить им жизнь, покупаю защиту на стрипы. На тех же маркетплейсах большой выбор, можно уложиться в 1000 ₽.
Главное — покупать защиту, которая подойдет именно вашей паре: если стрипы третьего размера, не стоит пытаться втиснуть их в «единичку». Еще нужны наколенники, чтобы избежать травм: во время танцев очень много перемещений по полу, без них никуда. Они стоят около 500 ₽.
Также периодически обновляю спортивный гардероб, что-то докупаю к съемкам. Танцую и в свободных штанах — всеми ненавидимых карго, — и в легинсах, и в шортах. Все по настроению, поэтому лучше иметь выбор тренировочной одежды.
Я нашла локальные марки одежды и покупаю в основном их. Они удобные и недорогие, что важно, потому что одежда для спорта и танцев — это расходный материал. Брюки и легинсы — до 2 тысяч, топы вообще порядка 500 ₽. Все беру на маркетплейсах. Одежда для съемок — это уже не обязательная трата. Можно танцевать и в тренировочной.
Благодаря танцам экономлю на антидепрессантах. В этой шутке есть доля правды: я вернулась к занятиям в сложный период жизни и смогла привести свое ментальное состояние в норму. Не призываю отказываться от психотерапии, призываю танцевать. Еще вынужденно экономлю на тратах на спецкурсы: езжу из другого города, поэтому не могу заниматься так часто, как хотелось бы.
Советы начинающим
Не рекомендую рассматривать фитнес-студии как место, где можно научиться танцевать. Там немного другая специфика и, за редким исключением, педагогов, которые преподают именно танцы, найти сложно. Это будет что-то в области фитнеса: боди-балет, зумба. За танцами — в специальные студии.
Не бойтесь первого занятия. Никто не посмотрит на вас косо и не будет смеяться. Все слишком заняты, стараются успевать отрабатывать материал. И даже если кто-то увидит, как вы косячите, он тут же про это забудет. Все с чего-то начинали. Многие педагоги для своего развития ходят на классы к коллегам из других направлений, где тоже чувствуют себя не очень уверенно.
Одевайтесь удобно. Можно заранее посмотреть, в чем танцуют конкретный стиль, и прийти в чем-то подобном. На стрип-пластике неудобно в очень широкой одежде: вы можете не уловить механику движения, зацепиться каблуком за ткань, запутаться, даже травмироваться.
Постепенность — залог прогресса. Если тренироваться по 6—7 дней в неделю, можно выгореть. Лучше выбрать основной стиль и работать в нем, иногда заходя на классы по другим направлениям для дополнительного развития.
Занимайтесь импровизацией. На мой взгляд, это очень важно и точно пригодится: например, вы сможете элегантно выйти из ситуации, когда на съемке забыли хореографию.