«Плакала в машине над результатами МРТ»: 6 историй о лечении межпозвонковой грыжи
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Межпозвонковая грыжа возникает, когда оболочка диска, расположенного между позвонками, разрывается и его содержимое частично выходит наружу.
Бывает, что грыжа протекает бессимптомно. Но если она сдавливает корешки спинного мозга, человек испытывает боль — постоянно или периодически. Лечение обычно начинают с приема обезболивающих препаратов и лечебной физкультуры. Если это не помогает, проводят операцию.
Наши читатели рассказали, как узнали о межпозвонковой грыже и какое лечение прошли. Собрали их истории в одном материале.
Сходите к врачу
В статье нет рекомендаций по лечению, только личный опыт читателей. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас
«Хотя бы раз в неделю занимаюсь йогой»
Моя история началась с онемения левой ноги, потом стало больно ходить. Нужно было присесть на минуточку, отдохнуть и идти дальше. Со временем периоды ходьбы становились все короче. Если сначала между передышками было 20—30 минут, то потом осталось пять. А затем стало больно и лежать на спине.
Сначала я думала, что меня продуло. Больших тяжестей не поднимала, но незадолго до первых симптомов ехала в поезде. Решила, что или спала криво, или дуло в поясницу.
Обратилась к терапевту по ОМС. К неврологу меня, конечно, не направили, зато прописали обезболивающие уколы. Пояснице они не помогли, просто в какой-то момент попа стала болеть сильнее :) Хорошо хоть сделали рентген, но он ничего не показал.
Следующим этапом отправили к нефрологу — мол, это почки. Но тоже безрезультатно, разве что мышцу терпения в очередях натренировала. Затем направили к ортопеду — вероятно, чтобы хоть к кому-то. Принимал меня славный дедушка-доктор, ему сразу стало очевидно, что зажат нерв. И только тут я узнала, почему шляюсь по разным докторам. Потому что записи к неврологу на ближайший месяц не было.
Вышла я от него в смешанных чувствах. Покоя не давали слова, обращенные не ко мне, а к практиканту: «Как же она этот месяц ходить будет?»
«Действительно», — подумала я и направилась прямиком в платную клинику. Благо у нас в городе они рядом. Там меня записали на прием к неврологу уже через час. Только тут доктор упомянул МРТ, но тоже сказал, мол, сделайте, если будет возможность. Как будто у меня был выбор. Еще врач прописал массаж, ношение корсета по четыре часа в день и укрепление мышечного корсета любым доступным способом. Я в то время занималась йогой, и его это вполне устроило.
Помню, как больно и страшно было проходить исследование в томографе. Ведь я уже тогда не могла лежать на спине, думала, что не выдержу эти 15—20 минут. Отчаянно цеплялась за грушу и уговаривала себя не сжимать ее.
Потом плакала. Первый раз — в машине над результатами МРТ, второй — дома над перспективами операции, третий — на работе, когда отпрашивалась у начальника к врачу, а в ответ услышала: «Что она у тебя — сломается, что ли?» Это он про спину. Не передать, как было страшно, только прошедшие через такое же поймут.
Я купила корсет, быстро привыкла его носить по несколько часов в день. Ходила на спортивный массаж, где меня разминали от копчика до затылка, а я чувствовала себя блинчиком — плоской и в масле. Регулярно занималась йогой. У меня был хороший инструктор, который по-своему объяснил мое заболевание, но для меня его трактовка оказалась важной. А его принципы ненасилия над телом помогли укрепить мышечный корсет, как это было необходимо.
А затем приятное воспоминание спустя полгода: как я на ночном шоу простояла на ногах четыре часа и мне не было больно. Это ли не счастье?
Повторную МРТ я не делала. Йогой занимаюсь без инструктора не так регулярно, но хотя бы раз в неделю по 30 минут. Поясница иногда ноет после долгой дороги, когда провожу несколько часов за рулем. После этого помогает корсет. Иногда также ношу его после физической работы.
«Перед операцией врачи чуть ли не инвалидностью пугали»
Рад за тех, кому помогают лекарства и ЛФК. В моем случае все оказалось сложнее.
Грыжу диагностировали в 2016 году, после этого было два тяжелых обострения и несколько незначительных. Первое тяжелое обострение удалось купировать, а вот второе — уже нет.
Капельницы, уколы, больницы, больничные и, как следствие, потеря в зарплате. Я не мог сидеть дольше десяти минут, а работа офисная. Постоянно раздражался из-за боли. Каждый день принимал НПВС, потом лечил желудок. Траты на лекарства были огромными.
Помогло мне только удаление грыжи. Перед операцией врачи в обычной поликлинике, когда сдавал анализы, чуть ли не инвалидностью пугали. Все уговаривали еще потерпеть и попринимать антидепрессанты.
В больнице я с большими от страха глазами пересказал все это нейрохирургу. Тот успокоил, что такие слухи распускают те, кто операцию не делал, и что все будет окей — к вечеру я уже смогу встать и ходить. Так и случилось.
Тем, кто раздумывает над операцией, скажу: не так страшен черт. Если вам не стало легче после грамотного курса лечения, может, не стоит мучить себя дальше? Операция — не приговор.
«Ничего тяжелее 5 кг не поднимаю»
В 2021 году слегла с ковидом. Лежала с температурой, тяжестей точно не поднимала. В один не самый прекрасный день поняла, что встать с кровати уже не могу. Как только получила отрицательный тест, тут же записалась на МРТ, где подтвердили поясничную грыжу.
Мне повезло, у подруги муж — нейрохирург. Обратилась к нему за помощью, он сказал, что операция — самый крайний вариант, надо постараться обойтись без нее.
Капельницы и уколы помогли снять только острую боль. Помню, что в период обострения ходила по дому, держась за стенки, и потом еще долго по привычке касалась их, хотя особой надобности не было.
ЛФК тоже не особо помогла, но на занятиях я научилась технике дыхания при сильной боли. Вот это действительно было полезно. Когда наступал очередной приступ, правильное дыхание немного помогало.
Три-четыре месяца я мучилась от периодически возвращающихся болей, наряду с этим сильно выпадали волосы. Ближе к Новому году все последствия ковида прошли, в том числе и боли в спине. Весной сделала контрольный снимок МРТ — грыжа не уменьшилась, даже немного стала больше, но болей нет. Скорее всего, просто пока не задевает нервный корешок, и вот в таком виде можно жить.
После всей этой истории пересмотрела отношение к здоровью. Ничего тяжелее 5 кг не поднимаю, делаю зарядку по утрам и не нервничаю по пустякам. Может, это психосоматика, но заметила, что после того, как понервничаю, тут же появляется боль в спине.
«В первую очередь обустроил рабочее место»
Мне диагностировали грыжу в поясничном отделе позвоночника в конце 2021 года, но думаю, она появилась сильно раньше.
В один день обнаружил, что мне больно сидеть, но особого значения не придал. На следующий день спина все еще болела, но деваться было некуда, и я пошел на работу. Работа сидячая.
В какой-то момент ощутил, что вставать стало очень больно. Вечером сделал МРТ — на снимках нашли грыжу. На следующий день пошел с результатами к врачу. Он прописал уколы «Мильгаммы», «Мовалиса», «Мидокалма» и капельницу, не помню, с чем именно. Еще рекомендовал носить корсет средней жесткости по три-четыре часа в день и запретил сидеть. Сначала — вообще, а потом разрешил сидеть в корсете 30 минут с последующим увеличением времени.
Примерно за две недели лечения я прошел путь от «еле встаю с кровати» до «немного болит, если сижу». В первую очередь обустроил рабочее место: купил подходящие стол и кресло. Бренды называть не буду — выбирал, чтобы мне было удобно сидеть. Важно, что у кресла есть регулируемый упор в поясницу, а не просто спинка.
Самое сложное при грыже — жить без подъема тяжестей. Раньше я не замечал, как часто в повседневной жизни приходится поднимать что-то тяжелое. Вещи тяжелее 5—7 кг без корсета стараюсь не поднимать. Обществу сложно принять, что дядька под два метра не может помочь перенести шкаф или еще что-то такое, но спина мне дороже.
«Хорошо, что мне попался классный тренер ЛФК»
12 лет назад диагностировали грыжу в пояснице и пару протрузий. Состояние было неприятное: я не мог даже шнурки завязать. После того как купировали боль, стал думать, что же делать.
Хорошо, что мне попался классный тренер ЛФК в государственном центре. За два месяца, из которых один месяц со мной занимались индивидуально, меня вернули в нормальное состояние и научили серии упражнений, часть которых я применяю до сих пор. Уже 12 лет я пару раз в неделю разминаюсь дома на коврике и чувствую себя нормально.
Да, бывает иногда, что потягиваю спину. Но опять же, мне просто нужно вернуться на коврик, и через день-два боль стихает.
«Избегаю резких сгибаний и разгибаний»
Началось все с онемения в левой ноге. А в итоге мне диагностировали три грыжи на уровне позвонков L3-S1.
Во время обострений срочно бегу к врачу, в основном назначают миорелаксанты, хондропротекторы и обезболивающие уколы. Один раз прихватило так, что аж перекосило и было сложно ходить, — пришлось сделать блокаду. В целом лечение помогает заглушить приступ.
Живу с грыжей относительно недавно. Методом проб и ошибок стараюсь подобрать спорт, который не станет вредить и будет приносит удовольствие. До постановки диагноза активно занималась бегом, пока что страшно возвращаться, но потихоньку — хочу. Конечно, бегать буду на сильно меньших скоростях и на маленькие расстояния.
Также понемногу погружаюсь в йогу — делаю аккуратно, пропускаю рискованные асаны. Один раз выполнила стойку на голове — потом неделю не могла разогнуться, настолько сильным было обострение. С тех пор осторожничаю, избегаю резких сгибаний и разгибаний.