Отвечает ли​ гостиница за вещи постояльцев, не сданные на хранение?

5
Аватар автора

Сергей Тиняков

спросил в Сообществе

Страница автора

В гостиницах часто вижу таблички, что администрация не несет ответственности за ценные вещи гостей, которые они не сдали на хранение в службу размещения. На мой взгляд, это какое-то узаконенное воровство. Получается, если я оставил часы в номере, их можно украсть?

Вот пример такой таблички
Вот пример такой таблички
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

По закону гостиница отвечает за вещи постояльцев. Даже если она разместила объявление об обратном. Расскажу подробнее.

Почему гостиница несет ответственность за вещи постояльцев

По закону гостиницы, мотели, дома отдыха, пансионаты, санатории отвечают за сохранность вещей с того момента, как предметы  :

  1. Внесли в отель.
  2. Передали работникам.
  3. Оставили в номере либо другом специальном месте, например в камере хранения.

Причем для хранения постоялец и гостиница не должны заключать отдельный договор. Если вещи пропадут, например из номера украдут часы, гость вправе требовать, чтобы отель возместил их стоимость.

Исключение — иностранная и российская валюта и ценные бумаги. Для них особые правила: за эти вещи гостиница отвечает, только если приняла их на хранение, то есть заключила об этом соглашение на бумаге, или постоялец положил их в предоставленный отелем сейф, который находится в его номере или другом помещении отеля. Если постоялец оставит валюту в шкафчике или чемодане, гостиница не будет отвечать за ее хранение  .

При этом отель может избежать ответственности, даже если деньги или ценные бумаги пропадут из сейфа. Для этого он должен доказать, что без ведома постояльца никто не мог получить доступ к сейфу либо он открылся из-за форс-мажора. Например, случилось землетрясение и механизм повредился.

Почему объявление с отказом от ответственности не работает

Объявления вроде того, что вы увидели, не редкость. Гостиницы часто пишут, что не принимают на себя ответственность за вещи постояльцев. Но такие объявления не освобождают отели от ответственности — об этом сказано в пункте 4 статьи 925 гражданского кодекса.

Поэтому, если у постояльца в гостинице что-то пропадет, а администрация будет ссылаться на объявление и откажется возмещать убытки, можно обращаться в суд. Исключение — деньги и ценные бумаги, которые были не в сейфе: за них, как я написала выше, отель не отвечает.

Вот пример из судебной практики. В 2022 году путешественники заселились в пансионат и оставили в номере Макбук и наушники Apple. Злоумышленник подобрал ключ от номера и, пока постояльцев не было, похитил их вещи. Позже МВД возбудило уголовное дело.

Когда постояльцы обнаружили пропажу, потребовали, чтобы пансионат возместил им убытки — 134 613 ₽: 115 248 ₽ за ноутбук и 19 365 ₽ за наушники.

Пансионат отказался, и семья обратилась в суд за взысканием убытков: стоимости вещей — 134 613 ₽, неустойки — 134 613 ₽, компенсации морального вреда — 50 000 ₽, а также штрафа — 50% от присужденных сумм.

Суд сказал  , что пансионат отвечает за утрату вещей истца, поэтому должен возместить за технику 134 613 ₽. Еще он взыскал компенсацию морального вреда в размере 5000 ₽ и штраф — 69 806,5 ₽. Всего 209 419,5 ₽. А в выплате неустойки отказал.

Ответственность за вещи гостиница несет, не только если они пропали из номера. Но даже когда они находились в других помещениях отеля.

Жительница Кабардино-Балкарии во время отдыха в отеле отправилась в бассейн на его территории. Женщина оставила в раздевалке iPhone 6s в чехле с беспроводной зарядкой. Когда вернулась, обнаружила пропажу.

Отель отказался возместить ущерб. Он ссылался на объявление о том, что не несет ответственности. Гостья пошла в суд. Она потребовала, чтобы с отеля взыскали 61 900 ₽ за телефон, 1500 ₽ за зарядное устройство, 500 ₽ за чехол, 24 921 ₽ неустойки, 20 000 ₽ за моральный вред. Еще она запросила штраф за то, что ущерб не возместили добровольно, — 50% от взысканной суммы.

Суд сказал  , что объявление не освобождает гостиницу от ответственности. Он удовлетворил все требования истицы, но снизил компенсацию морального вреда до 2000 ₽. В итоге женщине присудили 136 231,5 ₽.

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Страница автора

Что делать, если из номера пропали вещи

Заявить в полицию. Если злоумышленники незаконно проникли в гостиничный номер и похитили оттуда вещи любой стоимости, это преступление  . Максимальная санкция за такое — 5 лет лишения свободы.

Постояльцу нужно позвонить по номеру 112, дождаться прибытия правоохранителей и подать заявление о краже. В Т⁠—⁠Ж есть подробная статья о том, как обратиться в полицию. Согласовывать с администрацией гостиницы подачу заявления не обязательно. Она не может запретить вызвать правоохранителей в номер. Полицейские опросят сотрудников гостиницы и потребуют записи с камер видеонаблюдения, если они есть.

В заявлении надо указать обстоятельства случившегося. Например, «вещи хранились в номере, я ушел, а когда вернулся — обнаружил пропажу». Закрывал постоялец дверь перед уходом или нет, роли не играет. Если злоумышленник похитил вещи из незапертой комнаты, ему все равно придется отвечать.

Недобросовестные полицейские иногда требуют доказать, что похищенные вещи принадлежали заявителю. Например, спрашивают чеки или имена свидетелей, которые могут подтвердить покупку. Но такие доказательства предъявлять не обязательно. Заявитель всегда расписывается в том, что предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний — и этого достаточно. В такой ситуации предложите полицейским вынести отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия чеков и скажите, что обжалуете его.

После подачи заявления нужно:

  1. Получить в дежурной части талон-уведомление. Его обязаны выдать сразу после приема заявления.
  2. Взять у следователя постановление о возбуждении уголовного дела. Если путешественник уехал из гостиницы и вернулся домой, можно связаться со следователем и попросить у него отправить постановление по почте.

Эти документы нужны не только для того, чтобы получить возмещение от похитителя  . Они подтвердят факт кражи, если придется судиться с гостиницей.

Если гостиница возместит ущерб до того, как найдут похитителя, еще раз взыскать с него стоимость похищенного не получится. Но это вправе сделать отель  .

Что делать, если гостиница отказывается возместить ущерб

Написать претензию по образцу. Указать в ней, какие вещи пропали, и потребовать компенсацию.

К претензии стоит приложить:

  1. Документы о проживании в гостинице и оплате размещения, например договор и чек или выписку с банковского счета.
  2. Талон-уведомление и постановление правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела.
  3. Подтверждение стоимости пропавшего — подойдет чек или выписка о транзакции из банка. Если вещь куплена за наличные, можно сделать распечатки страниц интернет-магазинов, где будет видна стоимость аналогичных вещей. Только стоит учесть износ.

Чтобы отследить доставку, можно отправить претензию заказным письмом — обычным или электронным через сервис Почты России. Или отнести лично — передать администратору два экземпляра и попросить поставить на одном подпись о получении.

Дальше нужно подождать 10 дней. Если за это время ответ не придет, можно обратиться в суд.

В суде можно дополнительно потребовать:

  1. Неустойку — 3% за каждый день просрочки, но не больше стоимости пропавших вещей  . Неустойку считают по формуле: сумма долга × количество дней просрочки × 3%. Например, 4 мая постоялец потребовал возместить стоимость пропавшего ноутбука — 117 500 ₽. Гостиница не выполнила требование, и 30 мая он подал иск в суд. Неустойка — 59 925 ₽: 117 500 ₽ × 17 дней × 3%.
  2. Компенсацию морального вреда.
  3. Штраф за то, что гостиница не выполнила требования добровольно, — 50% от присужденной суммы.

Сначала копию иска нужно выслать почтой в гостиницу — и получить квитанцию об отправке. Затем обратиться в суд — приложить эту квитанцию и документы, которые отправляли вместе с претензией.

Иск до 100 000 ₽ подают в мировой суд, если сумма больше — в районный. Вот пошаговая инструкция, как обратиться в суд.

Анастасия КорниловаКакие необычные предупреждения вы встречали в отелях?
  • Андрей877А почему до 100 тысяч? Это проходит как защита прав потребителей? Если нет, то в мировой только до 50.0
  • Сетевой леммингАндрей877, получается, что вы потребитель услуг отеля. Поэтому наверное по защите прав потребителей проходит0
  • Андрей877Сетевой, да. Ну и из судебных решений видно. Просто стоило это отразить в статье напрямую, потому что если не обозначить иск как по ЗоЗПП, судья может не понять и завернуть иск. Скажет подсудность должна быть по месту ответчика, пошлина не оплачена, и так далее. В шапке иска надо писáть "Госпошлина: защита прав потребителей", а заголовок "ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о защите прав потребителей".0
  • Vladimir RytovА если вещи крадут из 1) шкафчика в спортзале 2) раздевалки в поликлинике то ущерб тоже должны возместить?4
  • BoltunecVladimir, про шкафчики в спортзале не знаю, а про раздевалки была статья, что если есть гардероб, то это как бы оказание услуги, потому предоставляющий ее отвечает за сохранность.5