«Сама платила за курс переподготовки»: 3 истории о том, как учатся учителя

Личный опыт читательниц
7
Аватар автора

Кирилл Казаков

задавал вопросы

Страница автора

От современных учителей требуется не только профильное высшее образование, но и регулярное прохождение курсов повышения квалификации.

Причем нередко преподавателям приходится совмещать учебу с основной рабочей нагрузкой. Читательницы Т⁠—⁠Ж, которые работают педагогами, рассказали, какие курсы они проходят, с какими проблемами сталкиваются и как их решают.

Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Лейбл заголовка
История № 1

«Переподготовка занимает у меня четыре-пять месяцев»

Аватар автора

Ольга Ермакова

учит детей играть на домре и гитаре

Страница автора

Раз в пять лет преподаватель должен проходить аттестационную комиссию. На ней он подтверждает или получает квалификационную категорию: есть вторая, первая и высшая. Чем выше категория, тем больше зарплата.

Для комиссии нужно представить пакет документов: успеваемость учеников, их участие в конкурсах, концертах, олимпиадах, информацию о том, продолжают ли ученики заниматься с преподавателем, не бросают ли школу. Обязательно должна быть опубликована — в интернете или сборнике — методическая работа.

Чтобы пройти аттестацию и повысить уровень знаний, нужно раз в три года учиться на курсах повышения квалификации — КПК. Можно взять общие курсы, например психологические, или курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями. А можно пройти курсы по специализации — для меня это занятия по домре, балалайке, гитаре. Еще есть программы по новым технологиям: из-за пандемии и дистанционного обучения учителям было необходимо изучать и внедрять новинки в работу.

Цены на КПК везде разные. Проходить их можно в любом месте, подходящем по цене и темам. В марте я училась на КПК в Воронеже, на базе Воронежского института современных технологий. Там они стоят 3000 ₽, в Москве — около 7000 ₽. КПК для музыкальной школы проходил в рамках федеральной программы «Успех каждого ребенка». Она посвящена дополнительному образованию для детей, и ее я выбрала сама. Я занимаюсь индивидуально с каждым ребенком и выстраиваю с ним взаимоотношения в учебном плане, опираясь на знания психологии, чтобы подопечный чувствовал себя успешным.

Мое удостоверение о повышении квалификации
Мое удостоверение о повышении квалификации

КПК — это еще не очень напряжно. Есть курсы переподготовки на какую-то другую специализацию, они длиннее и сложнее — длятся уже 700 с лишним часов. Я осваиваю такой курс на квалификацию преподавателя-гитариста в детской музыкальной школе, и по его окончании мне понадобится защитить письменную работу.

Несколько лет назад курсы были только очные. Но сейчас их можно проходить дистанционно — это положительный момент. Надо только проверять сертификаты — чтобы они были надежные и аттестационная комиссия их принимала.

Переподготовка занимает у меня четыре-пять месяцев. Я не могу просто взять отпуск на такой срок, так что приходится совмещать учебу и работу. Но во время работы учителям просто некогда проходить курсы. В школе не всегда есть возможность открыть компьютер, изучить материалы, пройти тест или написать курсовую, сообщение. Поэтому в основном преподаватели учатся после рабочей смены или в выходные — иначе никак, пусть и устаешь.

Найдешь курс, который проходит в каникулы, — можешь заниматься в каникулы, никто тебе не запретит. Но часто на каникулах или во время методической работы у нас тоже есть другие занятия. Например, мы должны выступить с докладом или просто нужно находиться в школе.

Бывает и так, что курс на интересную тему выпадает на рабочее время и на каникулы его не перенесешь. Или скоро аттестация, а ты еще не прошел КПК — тогда его срочно нужно пройти, не считаясь со временем.

Курсы переподготовки в основном платные. Теоретически, если преподаватель скажет, что у него нет денег и он не может оплатить учебу, его никто не может заставить. Но он просто не пройдет аттестацию на достойную категорию, и это во многом подстегивает учителей. Работодатель заинтересован в том, чтобы сотрудники проходили такие курсы, но не может оплатить их напрямую — зато потом может выдать премию. У нас на работе я сама искала себе курс переподготовки и сама за него платила, он стоил 7000 ₽.

Лейбл заголовка
История № 2

«Учиться можно в свободное время после уроков»

Аватар автора

Светлана Казакова

завуч, преподает математику в школе

Страница автора

Обычно общие курсы повышения квалификации длятся две-три недели. Они проходят с отрывом от производства, то есть учитель пишет заявление, что он уходит на курсы, и не проводит уроки. Но этот промежуток до последнего времени не включался в педагогический стаж. Сейчас этого можно добиться только через суд. Деньги за классное руководство, если учитель их получает, в этот период тоже не выплачивают.

Кроме того, сейчас в процессе обучения меняются многие законы, в том числе обновляются федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС. С ними перестраивается структура учебных программ по предметам, работа на уроке, появляются воспитательные цели на каждый урок.

Стало быть, нужны новые знания, чтобы написать актуальную программу по своему предмету. Поучиться можно и на платных, и на бесплатных курсах — в свободное время, после уроков. В школе, где я работаю, учителя прошли и те и другие: бесплатные были дистанционно, а платные — в самой школе во время каникул. На них методисты, изучившие ФГОС, рассказали, как писать программы, какими будут новые учебники. Мне тоже нужно пройти эти курсы, я их оплатила, но пока не училась.

Еще одна причина, зачем учителям учиться, — устройство системы образования в России. Она финансируется через проекты — крупные направления работы, их список опубликован на сайте Минпросвещения. Например, есть федеральный проект «Успех каждого ребенка», связанный с дополнительным образованием, или проект «Цифровая образовательная среда», нацеленный на цифровую трансформацию образования. Для такой трансформации важно знать возможности электронных образовательных платформ, да и своего ноутбука, уметь создавать сайты и так далее. В таком случае тоже приходится заниматься после уроков, в свободное от работы время.

Наконец, чтобы быть современным педагогом, нужно владеть не только предметными, педагогическими, методологическими, но и психологическими знаниями. Их необходимо совершенствовать и пополнять, потому что все больше ребят и родителей абсолютно не умеют переживать стресс. Нагрузка на педагогов тоже огромная, и азы психологии помогают оставаться спокойным и просто работать.

Сейчас много курсов по подготовке к ЕГЭ, по решению сложных заданий. Но это тоже скорее саморазвитие — которое в целом никогда никому не мешало. Ты просто обязан учиться, иначе с тобой будет неинтересно. Но все это — в свое свободное время.

Лейбл заголовка
История № 3

«Оплачивают курсы сами педагоги»

Аватар автора

Irina

преподает игру на фортепиано

Страница автора

Я пять лет работаю музыкальным руководителем в детском саду, за это время дважды проходила обучение.

Так как по основной специальности я преподаватель фортепиано и концертмейстер, мне пришлось пройти курсы переподготовки по специальности «учитель музыки, музыкальный руководитель». В основном такие курсы предлагают частные образовательные учреждения — ЧОУ. Педагоги ищут и выбирают их сами. Важно, чтобы учреждение, на базе которого проходят курсы, обязательно имело лицензию.

Длятся курсы долго — от 320 до 700 часов. Их цена варьируется. Четыре года назад я заплатила около 5000 ₽. Оплачивают курсы сами педагоги, но работодатель может по желанию компенсировать затраты выплатой премии.

Учиться можно в свободное от работы время. Большинство преподавателей занимаются в дистанционно, это очень удобно. Я прошла курсы переподготовки на базе учебного центра дополнительного образования в Новосибирске — училась удаленно из Нижнего Новгорода. Программа длилась 700 часов и включала знание нормативно-правовых основ, психологических особенностей детей дошкольного возраста, сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, а также владение современными педагогическими технологиями. Я узнала много полезной и интересной информации, так как специфика моей основной специальности отличается от работы музыкального руководителя в детском саду. Все материалы мне присылали в личный кабинет, по окончании курсов я сдала тестирование и написала небольшое эссе.

Теперь моя основная специальность предполагает, что я обучаю игре на фортепиано детей в возрасте от 6 до 15 лет в музыкальной школе. Музыкальный руководитель в детском саду развивает музыкальность у детей дошкольного возраста с помощью пения, танцев, музыкально-дидактических игр, слушания музыки.

Через три года работы я проходила курсы повышения квалификации. Педагоги обязаны это делать для подтверждения или повышения профессиональной категории. Такие курсы короче — в основном они длятся порядка 72 часов. Проходят их в рабочее время, с отрывом от производства. Я две недели очно училась в Нижегородском институте развития образования.

Программы повышения квалификации оплачиваются из федерального бюджета, но попасть на такие курсы могут не все желающие: вышестоящая руководящая организация выделяет определенное количество мест на каждый район города. Мне пришлось очень настоятельно попросить моего непосредственного руководителя о месте на этих курсах: формально он не несет за это ответственности, но может замолвить пару слов за своего работника в нужное время в нужном месте.

Курсы включали теоретическую часть, на которой мы в основном разбирали ФГОС. Они периодически меняются, и КПК позволяют быть в курсе современных требований. На практической части коллеги делились опытом, авторскими разработками занятий, игр, сценариев праздников для дошкольников. Многое из этого интересно было бы применить в своей работе.

Конечно, каждый работодатель заинтересован в повышении профессионального мастерства своих педагогов. Но это, безусловно, нужно и самим учителям: обучение помогает знакомиться с современными педагогическими технологиями, расширять профессиональный кругозор, идти в ногу со временем.

А как учились вы? Расскажите о своем вузе и помогите будущим студентам понять, к чему готовиться
Кирилл КазаковУчитесь и работаете одновременно? Расскажите, как вам удается совмещать:
  • Мастер миниатюрРаботаю преподавателем фортепиано и концертмейстером в музыкальной школе (с января). Параллельно получаю магистерское образование. Учебу пришлось немного задвинуть на задний план, так как живу и работаю в Москве, а учусь в Санкт-Петербурге. Немного удручает тот факт, что мое музыкальное магистерское образование никаким образом не отразится на моей преподавательской деятельности. Ни категорию повысить, ни з/п увеличить))3
  • Denis PЛейтмотив: хочешь работать у нас? Плати деньги! Хочешь обучать детей? Плати сам !4
  • Denis PМастер, а смысл то какой тогда в жизни?0
  • ТютинкаУ врачей кстати тоже самое. Сейчас ещё и аккредитация эта ср@ная. Но спасибо, что теперь можно учиться онлайн, выбирая себе темы. А значит можно учиться ночью, когда дети спят. Потому что утром на работу... В этом плане жалко коллег, которым 60+, у которых нет (есть, но плохой) интернета в сельской местности, которые, будучи на пенсии, просто уходят сейчас из профессии. Это к слову о закрытых ФАП, там стало некому работать... Раньше работодатель направлял их на учёбу, теперь все "сами-сами". И да, тоже без отрыва от производства. Мы, молодые, это вывезем, они - Нет. И судя по всему дальше будет хуже. Пострадают от этого люди, которые от отсутвия мед помощи начнут "прикладывать ко лбу подорожник".4
  • Мастер миниатюрНу, учусь я не за большую зарплату, мне реально нравится моя профессия и даже работа. Просто всегда несколько поражала неналаженность системы образования-трудоустройства. В училище и ВУЗе достаточно серьезно подходят к обучению методике образования, но когда ты, выпускник, идешь работать в школу, оказывается, что нужно еще и какие-то курсы слушать, повышать категорию и квалификацию.0
  • Olli DorМожет при входе на работу пора уже плату взимать?)2