Что нужно знать перед полетом: инструкция для начи­на­ющих путешествен­ников
Путешествия
90K
Фотография — Oleksii Karamanov / Getty Images

Что нужно знать перед полетом: инструкция для начи­на­ющих путешествен­ников

Как с комфортом добраться до пункта назначения, не совершив ошибок по пути
57
Аватар автора

Ярослав Гафнер

любит летать

Страница автора

Перелеты составляют значительную часть бюджета путешествий, но туристы редко без них обходятся.

Самолеты — самый быстрый способ перемещения, а иногда и вовсе единственный, если задача — попасть на какой-нибудь Мадагаскар.

Я постоянно узнаю что-то новое, так как часто летаю: например, в 2023 году делал это 17 раз. Я составил инструкцию, которая поможет тем, кто летит впервые, не запутаться в этапах проверок в аэропорту, не растеряться во время стыковки, не взять лишнего на борт и заранее зарегистрироваться на рейс онлайн, если у перевозчика регистрация на стойке платная.

Некоторые нюансы будут полезны не только новичкам. Например, инструкция пригодится тем, кто сразу не ответит, ставят ли штамп о пересечении границы при автоматическом паспортном контроле, на каких направлениях при регистрации требуют показать банковскую карту, которой оплачивали билет, и возможен ли безвизовый транзит при пересадке.

Покупка билета

Как правило, путешественники ищут билеты на сайтах-агрегаторах, а покупают — на сайтах перевозчиков и билетных агентств. Расскажу, где взять билет, чтобы потом было проще внести в него изменения или вернуть деньги. Еще сравню традиционные авиакомпании с лоукостерами: какие минусы есть у бюджетных перевозчиков и на кого они в основном рассчитаны.

Где искать и покупать билеты

Авиакомпании продают билеты на рейсы через свои сайты и партнеров — онлайн-агентства. Известные среди российских путешественников агентства — «Туту», «Авиакасса», «Купибилет» и другие.

На сайте авиакомпании обычно доступны билеты только на ее рейсы. А на сайте агентства — на перелеты множества перевозчиков, с которыми оно сотрудничает. И авиакомпаний, и агентств — сотни. Чтобы обойти все сайты и сравнить предложения, потребуется много времени. Задачу облегчают поисковики, например Путешествия в Т⁠-⁠Банке, «Авиасейлс», «Яндекс Путешествия», «Трип-ком». Их еще называют агрегаторами и метапоисковиками.

Суть их работы вот в чем. Когда вы задаете условия поиска, например город отправления и назначения, агрегатор анализирует предложения нескольких сотен перевозчиков и агентств и выдает результаты на одной странице. Удобно, когда все цены перед глазами: можно выбрать самую низкую или посредника, которому доверяете.

Обычно агрегаторы сами не продают билеты, а только предлагают ссылки на сайты, где их можно купить. Например, «Авиасейлс» и «Яндекс Путешествия» редко дают оформить бронь через свой интерфейс. В Путешествиях в Т⁠-⁠Банке таких предложений больше. Еще у сервиса есть круглосуточная поддержка и кэшбэк на карту Т⁠-⁠Банка.





Не все билеты попадают в выдачу агрегаторов: ни один поисковик не сотрудничает со всеми существующими перевозчиками и агентствами. Можно пройтись по нескольким агрегаторам и сравнить результаты. А потом заглянуть еще и на сайты авиакомпаний. Список перевозчиков, летающих из нужного аэропорта, рекомендую смотреть в сервисе «Яндекс Расписания» — нужно ввести в поисковой строке название аэропорта и «онлайн-табло» и перейти на страницу аэропорта.

Также расписание вылетов и прилетов доступно на сайте Flightradar24. На главной странице в поисковой строке можно ввести название города на английском языке, затем перейти на страницу аэропорта, где изучить Arrivals — табло прибытия — и Departures, табло вылетов. Еще на Flightradar24 удобно следить за полетами в реальном времени. В отдельной статье я собрал список других приложений для отслеживания авиарейсов.

Расписание вылетов и прилетов в аэропорт Еревана в «Яндекс Расписаниях». Можно выбрать интересующую дату и при желании задать интервал времени. Источник: rasp.yandex.ru
Расписание вылетов и прилетов в аэропорт Еревана в «Яндекс Расписаниях». Можно выбрать интересующую дату и при желании задать интервал времени. Источник: rasp.yandex.ru

Пройтись по сайтам перевозчиков и агентств стоит еще и для того, чтобы сравнить цены. Не всегда у авиакомпании билет дешевле, чем у агентства. У разных посредников разные комиссии: кто-то может позволить себе поставить цену ниже, чем у конкурентов, за счет больших объемов продаж. Если стоимость важна, обязательно сравните цены на один и тот же рейс в нескольких местах.

Приведу ссылки на сайты крупных российских авиакомпаний:

Еще авиабилеты продают в кассах в аэропорту и в офисах авиакомпаний и агентств в городе. Цена билета при покупке в кассе и онлайн может быть одинаковой, но в кассе у некоторых авиакомпаний, например S7, выше сервисный сбор за его оформление. Плюс касс в том, что перелет можно оплатить не только картой, но и наличными. В то же время сотрудник не заинтересован в том, чтобы найти для вас самый дешевый авиабилет. Вдобавок можно простоять в очереди.

Есть авиакомпании, которые не продают билеты через интернет, например Comores Aviation — крупнейший перевозчик на Коморских островах. В таких случаях придется обращаться в офис. Но это редкость.

Кассы по продаже билетов в зале вылета во втором терминале аэропорта Касабланки, Марокко. Обычно на указателях они обозначены как Ticket Office
Кассы по продаже билетов в зале вылета во втором терминале аэропорта Касабланки, Марокко. Обычно на указателях они обозначены как Ticket Office

Если планы поменяются, иногда проще внести изменения или вернуть деньги за билет, купленный напрямую у авиакомпании. Бывает, что некоторые агентства затягивают процесс. А бывает и наоборот. Почитать отзывы о посреднике следует еще до покупки — например, на Форуме Винского.

Вот как делаю я. Сначала смотрю, какие в стране есть крупные аэропорты. Затем изучаю их табло в «Яндекс Расписаниях». Нахожу, какие рейсы мне подходят и когда они отправляются. Потом задаю интересующие меня даты в «Авиасейлсе», Путешествиях в Т⁠-⁠Банке и на сайтах авиакомпаний. Стараюсь покупать на сайте перевозчика. У посредника беру, если цена ниже, а отзывы о нем хорошие.

В чем особенности лоукостеров

В некоторых регионах, например Северной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, высокая конкуренция между авиакомпаниями привела к появлению бюджетных перевозчиков — лоукостеров, или дискаунтеров. Билет на рейс такой компании обычно на несколько тысяч рублей дешевле, чем у традиционной, но и комфорта меньше.

Расстояние между спинками кресел на борту у лоукостера, как правило, составляет 74—76 см, в то время как у традиционных перевозчиков — 79—84 см. Выбор места при онлайн-регистрации на рейс бюджетной компании обычно платный, у классических перевозчиков эта услуга может быть бесплатной. За еду и напитки у лоукостеров необходимо доплачивать. Регистрация в аэропорту тоже часто платная. Получить возврат за неиспользованный билет в большинстве случаев нельзя, отмена платная, а вносить изменения дорого.

Еще у лоукостеров жесткие требования к габаритам ручной клади. Например, у «Победы» это 36 × 30 × 27 см, тогда как у «Аэрофлота» — привычные 55 × 40 × 25 см. Багаж сильно увеличивает стоимость билета.

Вдобавок лоукостеры нередко летают в старые аэропорты: AirAsia — в Дон-Муанг в Бангкоке, «Победа» — в Сабиху Гёкчен в Стамбуле. Это может создать неудобства при полетах с пересадкой, если следующий рейс из другого аэропорта.

Семье моей знакомой перелет с лоукостером Wizz Air из Ларнаки в Белград и обратно обошелся в 475 € на троих. Четверть суммы — провоз одного чемодана в обе стороны. Если бы знакомая полетела одна, за тот же багаж заплатила бы почти в два раза больше, чем за сами билеты
Семье моей знакомой перелет с лоукостером Wizz Air из Ларнаки в Белград и обратно обошелся в 475 € на троих. Четверть суммы — провоз одного чемодана в обе стороны. Если бы знакомая полетела одна, за тот же багаж заплатила бы почти в два раза больше, чем за сами билеты
Перелет Бангкок — Хошимин у лоукостера AirAsia в августе 2023 года стоил 53,70 $ в одну сторону. За 20⁠-⁠килограммовый чемодан просили доплату 19,70 $ — более трети от стоимости билета
Перелет Бангкок — Хошимин у лоукостера AirAsia в августе 2023 года стоил 53,70 $ в одну сторону. За 20⁠-⁠килограммовый чемодан просили доплату 19,70 $ — более трети от стоимости билета

Один из самых известных европейских лоукостеров — Ryanair. Самолеты этой авиакомпании летают по Европе и в Марокко. Если вы слышали об авиабилетах за 5 €⁣ (477 ₽), наверняка подразумевалась именно Ryanair. Цена билетов действительно может быть чудовищно низкой, но за многое придется серьезно доплачивать: например, провоз 20-килограммового чемодана обойдется в 18,99⁠—⁠70 €⁣ (1814⁠—⁠6689 ₽) в одну сторону.

Ryanair часто оказывается в центре скандалов из-за странных требований на рейсах: например, в 2022 году она ввела тест на языке африкаанс (сайт недоступен из РФ) для южноафриканских граждан — якобы для выявления поддельных паспортов. При этом африкаанс — лишь один из 11 официальных языков ЮАР, большая часть населения его не понимает. Столкнувшись с негативной общественной реакцией, Ryanair отменила этот тест.

В России лоукостеров мало. Синоним бюджетных перевозок у нас — «Победа». Ее тоже часто критикуют пассажиры. Например, за нетипичные габариты ручной клади. Такое впечатление, что ученые-математики по заказу «Победы» специально искали самое неудобное соотношение размеров — и нашли этот нелепый кубик со стороной около 30 см. При этом цены у «Победы» при рейсах по России могут быть примерно такие же, как у обычных перевозчиков: например, из Москвы в Минеральные Воды за 4500 ₽ доставят и «Победа», и Utair, и «Уральские авиалинии».

В 2021 году авиакомпания S7 хотела создать конкурента «Победе» — лоукостер Citrus, — но заморозила проект в 2022 из-за антироссийских санкций.

Сайты лоукостеров по регионам

Сайты лоукостеров по регионам

Лоукостер подойдет тому, кто летит в другую страну или город на пару дней. Расстояние небольшое, багажа нет — можно чуть-чуть потерпеть. В остальных случаях экономия не всегда себя оправдывает.

Во многих регионах лоукостеров нет: например, в Южной Африке люди предпочитают ездить между странами на автобусах или личном авто, потому что полет обойдется существенно дороже. В Европе я тоже советую обратить внимание на автобусы, например FlixBus и Ecolines: билет может обойтись дешевле, чем у лоукостера.

Прибытие в аэропорт

Опытный путешественник знает, нужно ли распечатывать билет перед поездкой в аэропорт, какой необходимый минимум документов собрать, какие виды контроля его ждут, как ориентироваться в аэропорту и как до него добраться. Поясню нюансы для начинающих летать.

Какие документы нужно взять в аэропорт

Внутренний российский паспорт потребуется, если планируете путешествие по России или в Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. Въехать в эти страны можно и по загранпаспорту.

Загранпаспорт. Без него не улететь в большинство стран. Заранее проверьте, требуется ли виза, в навигаторе для путешественников, базе данных Timatic на сайтах авиакомпаний, например у Qatar Airways или KLM, или на Консульском информационном портале. Базу Timatic обновляет IATA, Международная ассоциация воздушного транспорта, куда входят крупнейшие авиакомпании мира.

Еще заранее проверьте срок действия паспорта. Так, в Грузии он должен действовать в течение поездки, в Сербии — три месяца после завершения путешествия, во Вьетнаме — шесть месяцев на момент въезда. В отдельной статье Т⁠—⁠Ж я рассказал, сколько должен действовать загранпаспорт и в других странах.

Документы для ребенка. В большинстве случаев понадобится загран. Если ребенок путешествует один или со взрослым, но не родителем или опекуном, пограничники попросят показать согласие на выезд за границу, заверенное у нотариуса. В Т⁠—⁠Ж есть статья о том, как отпустить ребенка за рубеж одного.

Маршрутная квитанция с номером билета и кодом брони. Обычно этот документ распечатывать не нужно: на стойке регистрации достаточно подать паспорт. Но иногда просят распечатанный обратный билет или билет в третью страну — например, при путешествии по Африке. Бывает, что ее необходимо предъявить, чтобы попасть в аэропорт: к примеру, так устроено в Египте.

У меня спрашивали распечатанную маршрутную квитанцию, когда я летел из Грузии в ЮАР — на стойке регистрации в Тбилиси я показал билет из ЮАР в Намибию. А вот при перемещениях между Намибией и ЮАР, Египтом и Тунисом, Тунисом и Марокко обратный билет у меня не требовали, хотя по правилам его наличие обязательно, и он у меня был.

Банковская карта, которой оплачивали билет. Некоторые авиакомпании, например Air Arabia, требуют показать карточку или фото лицевой стороны карты, использованной при бронировании. Это редкий случай, но иногда из-за отсутствия карты у путешественников могут возникнуть проблемы на границе.

Информацию о том, нужно ли предъявить карту, уточняйте на сайте авиакомпании. Иногда она есть в приложении к маршрутной квитанции.

Карта может быть как российской, так и выпущенной за границей. Зарубежную стоит брать, среди прочего, на случай перевеса в европейском аэропорту: наличные для оплаты могут не принять.

Требование показать банковскую карту при регистрации на рейс в аэропорту я увидел в приложении к маршрутной квитанции Air Arabia. Но на ее рейсе из Ташкента в Каир у меня карточку не спросили
Требование показать банковскую карту при регистрации на рейс в аэропорту я увидел в приложении к маршрутной квитанции Air Arabia. Но на ее рейсе из Ташкента в Каир у меня карточку не спросили

Наличные доллары или евро, если нужно платить ими за визу по прибытии, — в Египте, Зимбабве, на Мадагаскаре. Иногда при пересечении границы могут потребовать доказать финансовую состоятельность — например, в Сербии и Новой Зеландии. Подойдут наличные доллары, евро, фунты стерлингов или выписка из банка.

Медицинская страховка в некоторых странах — обязательное условие въезда, например в ОАЭ. По моему опыту и опыту редактора Т⁠—⁠Ж, полис не проверяют, но на Форуме Винского есть и обратные отзывы. Путешественников не пускали в Германию до тех пор, пока они не приобрели местную страховку: российский полис не подошел. Мы рекомендуем всегда покупать страховку, чтобы избежать больших трат в случае проблем со здоровьем за границей.

Сертификаты о прививках могут спросить при вылете в некоторые страны. В документе ВОЗ есть список государств, где нужен сертификат о вакцинации от желтой лихорадки: например, его требуют от всех въезжающих в Анголу и Сьерра-Леоне. Во втором документе ВОЗ есть страны с особыми требованиями — они могут немного отличаться от основных рекомендаций ВОЗ. В Т⁠—⁠Ж есть удобный инструмент, с помощью которого легко проверить, какие прививки нужны в конкретных государствах.

Как добраться до аэропорта и из него

Поездка в аэропорт и обратно — отдельная статья расходов в путешествии. Если с родным городом все понятно, то за рубежом могут возникнуть проблемы, особенно в экзотических местах.

Я советую заранее найти аэропорт на «Гугл-картах» и почитать отзывы: там часто пишут, как проще всего добраться в город. На сайте аэропорта тоже могут быть способы доехать в центр. Еще помогает «Ютуб»: напишите на английском в поисковой строке How to take a public bus from the… и название аэропорта. Вместо bus — «автобус» — можно использовать train, «поезд». Также эту информацию путешественники ищут на Форуме Винского, форумах «Трипэдвайзора» или в путеводителях Lonely Planet на английском языке: находите интересующий город → раздел Information — «Информация» → Getting around — «Передвижение по городу» → To & from the airport — «Из аэропорта в город и обратно».

Перед поездкой в аэропорт убедитесь, что едете в нужный терминал, — эти данные указывают в маршрутной квитанции.

Автобус. Нередко аэропорт связан с городом автобусным маршрутом. Как правило, поездка стоит дешево. Например, в Тбилиси проезд в центр на автобусе № 337 обойдется в 1 GEL⁣ (31 ₽). Подойдет тем, кто путешествует без багажа, с чемоданом может быть не так удобно.

Поезд. Иногда из аэропорта в город ходит метро или скоростной поезд: например, в Йоханнесбурге проезд на таком поезде стоит 217 ZAR⁣ (1038 ₽). Подойдет тем, кто прилетел в одиночку с чемоданами. Если вдвоем, может быть дешевле заказать такси.

Такси. Во многих странах работает «Убер» и его аналоги — «Болт», «Яндекс Гоу» и другие. Если их нет, путешественники обращаются к службам такси, которые сотрудничают с аэропортом, — обычно стойку для заказа легко найти в зале прилета. Это дороже, чем «Убер», зато надежно. В крайнем случае договариваются с бомбилами. Сколько в среднем стоит километр поездки, можно посмотреть на «Намбео» — сервисе, который сравнивает стоимость проживания в городах по всему миру. При торге отталкивайтесь от этой цифры.

При вызове такси в аэропорт важно помнить, что «Убер» и его аналоги приезжают в конкретное место, обычно это одна точка на терминал. Например, в третьем терминале Каирского аэропорта это парковка B5. Если подойдете к другой точке, водитель вас не найдет. Проблема актуальна для больших аэропортов. Необходимую локацию советую уточнять на Форуме Винского, форумах «Трипэдвайзора», в телеграм-чате, посвященном конкретной стране, на «Гугл-картах» и по видео на «Ютубе».

За сколько часов приезжать в аэропорт

Авиакомпании советуют приезжать в аэропорт к началу регистрации: за три часа до вылета международного рейса и за два, если рейс внутренний.

Бывают случаи, когда лучше прибыть за четыре-пять часов до отправления. Например, если аэропорт огромный и запутанный. Или когда в нем больше проверок, чем принято, как в аэропортах Египта на рейсах в Россию. Если надо проходить дополнительный контроль, например ветеринарный, закладывайте больше времени, подробнее об этом расскажу дальше.

В разгар туристического сезона авиакомпания может попросить пассажиров приехать раньше обычного. Советую хотя бы за день до путешествия зайти на сайт авиакомпании и в разделе «Информация» проверить, за сколько часов она рекомендует прибыть.

В июле 2023 года редактор Т⁠—⁠Ж вылетала из Шереметьева в Нижний Новгород и приехала в аэропорт за три часа. На контроле на входе была гигантская очередь, а на сдачу багажа — еще больше. Очередь двигалась очень медленно — через полтора часа после приезда редактор поняла, что может опоздать на рейс: впереди еще были паспортный контроль и досмотр ручной клади, где тоже толпились люди.

В итоге она попросила представителя «Аэрофлота» пропустить ее на сдачу багажа, и для нее сделали исключение. Параллельно с этим рядом с очередью ходили другие сотрудники авиакомпании и выкрикивали имена опаздывающих пассажиров.

Другого редактора Т⁠⁠—⁠⁠Ж Ryanair попросила приехать в аэропорт раньше обычного: за три часа вместо двух
Другого редактора Т⁠⁠—⁠⁠Ж Ryanair попросила приехать в аэропорт раньше обычного: за три часа вместо двух

Как ориентироваться, если впервые в аэропорту

Все международные аэропорты устроены примерно одинаково. При вылете важно не перепутать терминалы: бывает, что они расположены далеко друг от друга. В случае ошибки пассажир может опоздать на рейс. Номер терминала указан в маршрутной квитанции.

Еще важно не перепутать залы вылета и прилета: первый по-английски — Departures Hall, второй — Arrivals Hall. Иногда они расположены совсем рядом, как в Тбилиси, а иногда — друг над другом, как в аэропорту Сабихи Гёкчен в Стамбуле. План аэропорта можно найти на его официальном сайте.

Здесь я перечислю, какие стадии проходит пассажир при полетах за границу и по России. Подробнее о каждом этапе — дальше в статье.

При полетах по России. Предположим, турист отправляется из города А в Б. В аэропорту А он приедет в зону вылета нужного терминала. Потом путешественник пройдет контроль на входе. Далее получит посадочный талон на стойке регистрации или распечатает его в автомате, сдаст багаж, пройдет предполетный досмотр и попадет в зону после всех проверок. Там расположены выходы на посадку. В аэропорту города Б турист заберет багаж и окажется в зале прилета.

В российских терминалах все необходимые зоны подписаны на русском языке. Еще за помощью всегда можно обратиться к сотрудникам аэропорта.

При полетах за границу путешественник дополнительно пройдет пограничный и таможенный контроль после получения посадочного талона и перед предполетным досмотром. В аэропорту города Б, перед тем как забрать багаж, турист снова пройдет пограничный контроль. Потом, уже с чемоданом, пройдет проверку таможенников. Дальше, как и при полетах по России, окажется в зале прилета.

В зарубежных терминалах все надписи, как правило, продублированы на английском языке. Там тоже можно обратиться к сотрудникам аэропорта с вопросом, куда идти.

Как пройти контроль при входе в аэропорт

Контроль при входе — первое, что встречает туриста в зоне вылета в некоторых странах. Я проходил такую проверку как минимум в аэропортах России, Египта, Марокко, Узбекистана, Туниса и Турции. Там нужно сложить чемодан и рюкзак на ленту, вынуть технику и положить в пластиковый контейнер. Все эти вещи проезжают по ленте через рентген — интроскоп. Сам путешественник проходит через рамку металлоискателя.

Интроскопа и рамки на входе нет, к примеру, в аэропортах Грузии, Намибии, Австралии, Таиланда и во многих европейских аэропортах.

Подробнее об остальных видах контроля в аэропорту я расскажу дальше. Детальный разбор читайте в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Зона вылета в аэропорту Тбилиси. Контроля безопасности на входе в аэропорт нет
Зона вылета в аэропорту Тбилиси. Контроля безопасности на входе в аэропорт нет

Как узнать статус рейса на табло вылета

Чтобы пассажиры пошли в нужном направлении, в каждом аэропорту для них есть информационные табло с расписанием рейсов — и в зоне вылета, и перед выходами на посадку. На табло указывают название авиакомпании, номер рейса, пункт назначения, время вылета, номера стоек регистрации и статус.

Варианты статуса:

  1. Check-In или Counter Open — открыта регистрация;
  2. Boarding — идет посадка;
  3. Delayed — рейс задержан;
  4. Cancelled — рейс отменен.

Бывает, что табло сломалось и не показывает данные о рейсах — например, в каком-нибудь маленьком провинциальном аэропорту. В таком случае советую зайти на сайт аэропорта, где должна быть онлайн-версия табло. Если сайта нет или табло отображает некорректную информацию, советую спрашивать о статусе рейса у сотрудников авиакомпании и внимательно слушать объявления по громкой связи: там предупреждают о ближайших рейсах.

Табло вылетов в аэропорту Манамы, Бахрейн. Здесь для большинства рейсов еще неизвестны номера гейтов
Табло вылетов в аэропорту Манамы, Бахрейн. Здесь для большинства рейсов еще неизвестны номера гейтов

Регистрация на рейс и посадочный талон

Регистрация — это оформление пассажира и багажа на рейс. Ее проводят на сайте авиакомпании или в мобильном приложении либо в аэропорту — на стойке с сотрудником или в киоске самостоятельной регистрации.

У каждой авиакомпании свои тонкости, связанные с этим процессом. Например, онлайн-регистрация доступна только в определенных городах или регистрация на стойке рассчитана на конкретные группы клиентов. Подробности стоит уточнить заранее на сайте перевозчика.

После регистрации путешественник получает посадочный талон — документ со всей важной информацией о пассажире и рейсе. Талон поделен на две части с почти идентичной информацией. Одна часть — для сотрудников аэропорта и авиакомпании, другая — для путешественника.

В обеих частях указаны имя и фамилия пассажира, пункты отправления и назначения, номера билета и рейса, дата вылета, номера выхода на посадку и места в самолете, время начала или окончания посадки.

На левую часть ставят печать при прохождении предполетного досмотра, затем ее отрывает сотрудник авиакомпании перед выходом на посадку. Правая часть посадочного остается у путешественника, ее важно сохранить до выхода из аэропорта назначения: на нее при регистрации клеят багажную бирку, и при потере багажа его ищут по этой бирке. Талон смотрит бортпроводник, чтобы подсказать, куда садиться.

Посадочный талон на рейс Ташкент — Самарканд. Вся важная информация на английском
Посадочный талон на рейс Ташкент — Самарканд. Вся важная информация на английском
Правая часть посадочного на рейс Каир — Шарм-эш-Шейх
Правая часть посадочного на рейс Каир — Шарм-эш-Шейх

Как зарегистрироваться на рейс онлайн

Онлайн-регистрация часто позволяет не стоять в очереди. Для авиакомпании это лишняя возможность предложить и продать дополнительные услуги — выбор места, питание на борту.

Обычно такая регистрация открывается за день-два до вылета и завершается за один — три часа. Каждая авиакомпания устанавливает свои сроки: у Egyptair процедуру можно пройти за 48 часов, у EasyJet — за 30 дней, у AirAsia — за 14 дней.

На сайте перевозчика путешественники открывают раздел «Онлайн-регистрация» и вводят фамилию и номер билета или код брони. В мобильном приложении последовательность действий такая же.

После регистрации посадочный приходит на электронную почту в виде файла в формате PDF. Его можно распечатать на листе A4. Мобильный посадочный тоже высылают в формате PDF. Его можно добавить в приложение Apple Wallet или «Гугл-кошелек».

Посадочный для рейса Пенанг — Джакарта. Его нужно распечатать
Посадочный для рейса Пенанг — Джакарта. Его нужно распечатать
Мобильный посадочный для рейса Пенанг — Джакарта. Распечатывать его не нужно — достаточно показать сотрудникам авиакомпании на экране смартфона
Мобильный посадочный для рейса Пенанг — Джакарта. Распечатывать его не нужно — достаточно показать сотрудникам авиакомпании на экране смартфона

При онлайн-регистрации пассажиры нередко платят за выбор места, если не хотят довольствоваться автоматически назначенным креслом. Бесплатно дают выбрать место при онлайн-регистрации крупные перевозчики вроде Qatar Airways и Singapore Airlines. В России — тоже. По опыту шефа редакции путешествий, у «Аэрофлота» это места в основном в конце самолета.

В регистрации онлайн могут отказать пассажирам с домашними животными, с оружием, детям без сопровождения. Полный список исключений авиакомпании указывают на своих сайтах.

Онлайн-регистрация удобна тем, кто летает без багажа. Если есть чемодан, придется самостоятельно регистрировать его на стойке с названием вроде Drop-off, Web & Mobile Check-in или Baggage Drop. Если такой нет, багаж сдают на обычной стойке. Если есть только ручная кладь, можно не стоять ни в каких очередях и сразу идти на предполетный досмотр на рейсе по России или на паспортный контроль, если перелет международный. О разнице между ручной кладью и сдаваемым багажом я расскажу дальше.

Стойки самостоятельной сдачи багажа в аэропорту Пенанга, Малайзия
Стойки самостоятельной сдачи багажа в аэропорту Пенанга, Малайзия

Нужно ли распечатывать электронный посадочный талон

В некоторых аэропортах для прохождения всех видов контроля достаточно электронного посадочного талона. Его показывают сотрудникам аэропорта и авиакомпании на экране мобильного устройства.

Например, пассажирам Utair достаточно электронного талона, если они летят из Внукова. Клиенты компании S7 обходятся мобильным посадочным в Домодедове, если отправляются по России. Пассажиры обоих перевозчиков могут не распечатывать талон для вылета из Пулкова.

У «Аэрофлота» другие правила: для прохождения паспортного контроля и предполетного досмотра в Шереметьеве и других аэропортах России на внутренних рейсах путешественник обязан предъявить посадочный на бумаге. Его можно распечатать на стойке, в киоске самообслуживания или дома на принтере.

Как проходит регистрация на стойке в аэропорту

Как правило, регистрация в аэропорту на внутренний рейс начинается за два часа до вылета, на международный — за три. Заканчивается в обоих случаях за 30—60 минут.

Бывают исключения: например, Ethiopian Airlines закрывает регистрацию на рейсы из лондонского Хитроу и аэропорта Манчестера за 75 минут. Эту информацию путешественники проверяют на сайтах авиакомпаний.

Узнав номера нужных стоек на табло, пассажиры идут к ним и встают в очередь. Сотруднику авиакомпании на стойке подают паспорт, тот распечатывает посадочный талон, взвешивает багаж и клеит на него два талона и одну бирку. Вторую бирку сотрудник приклеивает на посадочный. Багаж уезжает по ленте, пассажир отправляется с талоном на предполетный досмотр или паспортный контроль. Бывает, что к багажу клеят только одну бирку, без талонов.

Регистрация на стойке — простой способ одновременно получить посадочный и сдать чемоданы. Как правило, услуга бесплатная. Платная она только у некоторых перевозчиков, в основном у лоукостеров. У Wizz Air это стоит 13 €⁣ (1240 ₽), у Ryanair — 55 €⁣ (5250 ₽), у AirBaltic — 35 €⁣ (3341 ₽).

Минус такой регистрации — за несколько часов до вылета в самолете, как правило, остаются самые неудобные места: рядом с туалетом и в проходе.

Как самостоятельно зарегистрироваться в киоске

Киоски регистрации на рейс — альтернатива привычным стойкам. Они есть не во всех аэропортах. Воспользоваться ими не смогут, например, пассажиры с домашними животными — об этом пишут «Аэрофлот» и AirBaltic.

На экране киоска пассажир вводит фамилию и код брони. Затем турист выбирает место, распечатывает талоны и бирку для чемодана и идет сдавать его через стойку самостоятельной регистрации багажа.

Киоск самостоятельной регистрации в аэропорту Касабланки в Марокко
Киоск самостоятельной регистрации в аэропорту Касабланки в Марокко

Что делать, если потерял посадочный талон

Если путешественник потерял бумажный посадочный или у него разрядился телефон с электронным талоном, придется вернуться к стойке регистрации и попросить дубликат. Альтернативный вариант — распечатать его в киоске самообслуживания.

«Аэрофлот» пишет, что восстановить талон можно за срок вплоть до 45 минут до вылета. Если позже, перевозчик откажет: регистрация заканчивается за 40 минут до отправления рейса. Восстановление посадочного талона может быть платным: например, у Ryanair это стоит 20 €⁣ (1909 ₽).

Ручная кладь

В путешествие зачастую отправляются и с ручной кладью, и со сдаваемым багажом. Ручную кладь берут с собой на борт. Багаж сдают при регистрации — авиакомпания везет его в багажном отсеке самолета, отдельно от пассажиров. И то и другое должно соответствовать габаритам, установленным перевозчиком, и не содержать вещей, запрещенных к транспортировке.

В ручную кладь входит бесплатная норма, обозначенная авиакомпанией — о ней в следующем пункте, — и определенный багаж сверх нормы. За него могут взимать или не взимать плату. Дополнительно не нужно оплачивать провоз вещей, которые упомянуты в пункте 135 Федеральных авиационных правил. Это зонт-трость, костыли, букет цветов, дамская сумка, костюм в чехле, товары из дьюти-фри в запечатанном пакете и другие вещи.

Что можно и нельзя провозить в ручной клади

Можно брать с собой на борт, например, технику с аккумуляторами емкостью до 100 Вт⋅ч — ноутбук, планшет, смартфон, фотоаппарат, — жидкость в упаковках до 100 мл. В сумме объем не должен превышать литра. Упаковки складывают в прозрачный закрываемый пакет либо в косметичку. Как правило, это не проверяют. Только однажды шефу редакции путешествий в Брюсселе сделали замечание, что часть банок была вне пакета.

В салон нельзя брать нож, штопор, ножницы, маникюрный набор, иглы для подкожных инъекций, металлические вязальные спицы, дезодорант-спрей, опасную бритву, жидкость для заправки зажигалок, ртутный градусник, оружие и имитирующие его предметы, трекинговые и лыжные палки. В отдельной статье Т⁠—⁠Ж — подробнее о том, что нельзя брать в ручную кладь.

В косметичку лучше поместить все средства ухода, в том числе переложить гигиеническую помаду из кармана, если она там есть. Фотография: Мария Рудницкая
В косметичку лучше поместить все средства ухода, в том числе переложить гигиеническую помаду из кармана, если она там есть. Фотография: Мария Рудницкая

Каковы требования к размерам и весу ручной клади

Требования к габаритам и весу ручной клади у традиционных перевозчиков немного различаются. Как правило, это 55 × 40 × 25 см и 5—10 кг. У лоукостеров нормы строже. Их смотрят на сайте авиакомпании и в маршрутной квитанции.

Габариты и вес ручной клади у разных авиакомпаний

ПеревозчикГабариты, смВес, кг
«Аэрофлот»55 × 40 × 2510
S755 × 40 × 2510
Red Wings55 × 40 × 2510
«Россия»55 × 40 × 255—10
Utair55 × 40 × 255
«Уральские авиалинии»55 × 40 × 2010
«Победа»36 × 30 × 27Нет ограничений
Turkish Airlines55 × 40 × 238
Air Serbia55 × 40 × 238

Габариты и вес ручной клади у разных авиакомпаний

«Аэрофлот»
Габариты, см55 × 40 × 25
Вес, кг10
S7
Габариты, см55 × 40 × 25
Вес, кг10
Red Wings
Габариты, см55 × 40 × 25
Вес, кг10
«Россия»
Габариты, см55 × 40 × 25
Вес, кг5—10
Utair
Габариты, см55 × 40 × 25
Вес, кг5
«Уральские авиалинии»
Габариты, см55 × 40 × 20
Вес, кг10
«Победа»
Габариты, см36 × 30 × 27
Вес, кгНет ограничений
Turkish Airlines
Габариты, см55 × 40 × 23
Вес, кг8
Air Serbia
Габариты, см55 × 40 × 23
Вес, кг8

Некоторые авиакомпании в России не вешают бирки на ручную кладь, например «Аэрофлот» и «Победа». Бывает, на габариты и вес ручной клади вообще не обращают внимания. Но некоторые перевозчики, особенно лоукостеры, активно используют калибраторы — ящики с крышкой или без — на стойке регистрации и у выхода на посадку. Ручная кладь должна свободно в них помещаться.

Процесс запихивания, например, рюкзака в калибратор бывает мучительным. Если он не поместится, ручную кладь могут потребовать сдать в багаж. Если в билет включен провоз багажа и ручная кладь вписывается в эту норму, доплачивать не придется.

Сколько доплачивать за ручную кладь, если она превышает габариты

Если размеры и вес ручной клади превышают норму, ее сдают в багаж. Нужно за нее доплачивать или нет — зависит от того, включен ли в тариф провоз сдаваемого багажа.

Если габариты и вес ручной клади немного превышают норму и внутри нет запрещенки вроде опасной бритвы и ртутного градусника, авиакомпания может разрешить взять ее на борт и попросить оплатить как сверхнормативную.

Стоимость провоза сверхнормативной ручной клади при полетах по России 

Smartaviaот 3500 ₽
«Аэрофлот»от 3400 ₽
Nordwindот 3150 ₽
Utairот 2800 ₽

Стоимость провоза сверхнормативной ручной клади при полетах по России 

Smartaviaот 3500 ₽
«Аэрофлот»от 3400 ₽
Nordwindот 3150 ₽
Utairот 2800 ₽

Багаж

Сдаваемый, или регистрируемый, багаж не берут с собой на борт, он летит отдельно от пассажиров в специальном отсеке. К наполнению и размерам чемодана нужно подходить внимательно, иначе придется доплачивать за перевес и превышение габаритов — особенно больно это бьет по кошельку в аэропорту. Еще есть нестандартный багаж вроде велосипедов и лыж, который иногда разрешают брать на борт бесплатно.

Каковы правила и нормы провоза багажа

Каждая авиакомпания устанавливает свои требования к сдаваемому багажу. Как правило, это один чемодан с размерами до 158 см или до 203 см по сумме трех измерений и весом обычно до 20—23 кг. Некоторые компании разрешают провозить более тяжелый багаж без доплат по просьбе пассажиров, которые летят вместе, — у «Аэрофлота» вес общего чемодана не должен превышать 32 кг.

До сдачи чемодан можно обмотать пленкой, чтобы он случайно не намок и не испачкался при транспортировке. Например, в аэропорту Минска такая услуга стоит 20 BYN⁣ (410 ₽). Можно обмотать его и обычной пленкой из супермаркета — это будет дешевле. Либо купить чехол, которого хватит на много поездок. На «Яндекс Маркете» они стоят от 500 ₽. Если у сотрудников аэропорта возникнут вопросы к багажу во время предполетного досмотра, пленку попросят срезать, а чехол — снять.

Багаж сдают на стойке регистрации или самостоятельно — на стойке Drop-off, если посадочный талон оформлен заранее через онлайн-регистрацию.

В случае перевеса путешественник может попробовать разложить часть вещей по карманам, отдать лишнее родственникам и друзьям, если они приехали в аэропорт провожать его, сдать вещи в камеру хранения или оплатить сверхнормативный багаж в кассе.

Плату за перевес определяет авиакомпания. Она зависит от направления. Например, перевес в 3 кг у Turkish Airlines на рейсе Москва — Стамбул обойдется в 810 ₽, а на рейсе Стамбул — Бангкок — в 1074 TRY⁣ (2959 ₽). Подробнее об этом читайте в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Что можно и нельзя провозить в багаже

В багаже можно провозить ножницы, один ртутный термометр, жидкости, еду, оружие, если есть разрешение. В России на внутренних рейсах алкоголь крепостью до 24% провозят без ограничений, крепостью 24—70% — максимум 5 литров на человека.

На борт не берут устройства с литийионными аккумуляторами, например электроскутер или зарядку для смартфона, зажигалки, фейерверки, сигнальные ракеты, алкоголь крепостью больше 70%, медицинский спирт. Собственные правила устанавливают авиакомпании, аэропорты и государства. Требования разных стран смотрят на Консульском информационном портале и в базе Timatic.

Лента с прилетевшим багажом в аэропорту Туниса. Иногда чемоданы выезжают через 40⁠—⁠60 минут после того, как пассажиры подходят к ленте. Так у меня было в Тунисе и Каире
Лента с прилетевшим багажом в аэропорту Туниса. Иногда чемоданы выезжают через 40⁠—⁠60 минут после того, как пассажиры подходят к ленте. Так у меня было в Тунисе и Каире

Каковы нормы багажа для детей

Для детей старше двух лет в России действуют такие же правила, как для взрослых. Для детей младше, которые не занимают отдельное место в самолете, нормы назначает авиакомпания. Например, на рейсе «Уральских авиалиний» это ручная кладь до 10 кг и багаж до 10 кг почти во всех тарифах. Nordwind разрешает взять с младенцем чемодан весом 10 кг и с габаритами до 203 см по сумме трех измерений.

В Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья о требованиях разных российских перевозчиков. Нормы зарубежных авиакомпаний нужно уточнять на их сайтах.

Детские коляски и автокресла чаще всего разрешают сдать в багаж или взять в салон бесплатно. Например, у S7 Airlines можно без доплат перевозить в салоне коляску или кресло размером 55 × 40 × 23 см. «Победа» бесплатно принимает в багаж любые коляски и автокресла. Советую проверять правила на сайте перевозчика перед полетом.

Что такое тяжеловесный и негабаритный багаж

Случается, что вес чемодана и размеры по сумме трех измерений превышают предельную норму, установленную авиакомпанией, — например, у «Аэрофлота» это 32 кг и 203 см, а у Nordwind — 30 кг и 203 см. Это тяжеловесный и негабаритный багаж. Вместе их называют нестандартным.

Перевозку такого багажа необходимо заранее согласовать с авиакомпанией — по контактам, указанным на официальном сайте. Например, «Аэрофлот» просит это сделать не позднее чем за 36 часов до вылета. В противном случае багаж могут не принять.

За провоз тяжеловесного и негабаритного багажа нужно доплачивать. Стоимость устанавливает авиакомпания.

Стоимость провоза нестандартного багажа при полетах по России

«Уральские авиалинии»от 10 000 ₽
Nordwindот 6 650 ₽
«Аэрофлот»от 6 000 ₽
Utairот 3 500 ₽

Стоимость провоза нестандартного багажа при полетах по России

«Уральские авиалинии»от 10 000 ₽
Nordwindот 6 650 ₽
«Аэрофлот»от 6 000 ₽
Utairот 3 500 ₽

Какой нестандартный багаж можно провозить бесплатно

Отдельные категории нестандартного багажа включают в норму бесплатного провоза без учета габаритов. Обычно это спортивное снаряжение и музыкальные инструменты, например инвентарь для гольфа, лыжи, гидрокостюм, доска для серфинга и так далее.

Правила провоза необходимо уточнять на сайте авиакомпании. Например, S7 позволяет взять бесплатно сверх нормы один комплект спортивного снаряжения — горные лыжи, велосипед, сноуборд или что-то еще. Вес комплекта не должен превышать 23 кг, по размерам ограничений нет.

«Аэрофлот» расценивает спортивное снаряжение, например комплект для дайвинга или оборудование для гольфа, как одно место багажа и включает в норму бесплатного провоза по тарифу. При этом перевозку негабаритного спортивного снаряжения у «Аэрофлота» необходимо заранее согласовать — по контактам, указанным на сайте.

Таможенный контроль в аэропорту

У разных стран свои ограничения на ввоз и вывоз алкоголя, валюты, лекарств, продуктов, культурных ценностей. Таким образом власти борются с нелегальным вывозом ресурсов. Именно поэтому в аэропортах оборудованы зоны таможенного контроля, по-английски — Customs.

Таможенный контроль проходят только те пассажиры, которые отправляются в другую страну, за исключением Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Вместе с Россией эти государства входят в Евразийский экономический союз, внутри которого нет таможенного контроля.

Как проходит контроль: зеленый и красный коридоры

При прохождении таможенного контроля у путешественников два выхода — через зеленый или красный коридор. В зеленый идут, если декларировать нечего. Но таможенники все равно могут остановить и проверить пассажира.

В красный коридор проходят, чтобы задекларировать валюту или вещи. Турист отдает инспектору заполненную декларацию, тот ставит на ней печать. В этом документе путешественник оставляет данные о себе, товарах и способах перевозки. Смотрите в другой статье Т⁠—⁠Ж, как правильно заполнить таможенную декларацию. Красный коридор проходят за полчаса-час.

Зеленый коридор
Зеленый коридор
Красный коридор
Красный коридор

Что нужно декларировать

У каждой страны свои правила, что нужно декларировать при ввозе и вывозе. Эти нормы смотрят в Timatic на сайте KLM и на Консульском информационном портале.

Например, при ввозе в Россию необходимо декларировать покупки для личного пользования стоимостью более 10 000 €⁣ (956 926 ₽), алкоголь, если везете больше 3 литров, товары для продажи, транспортные средства, культурные ценности вроде антикварных книг и музейных экспонатов. При въезде в Тунис придется декларировать валюту, если ее в эквиваленте более 5000 TND⁣ (142 199 ₽).

Что нельзя вывозить

Каждая страна сама определяет, что нельзя перевозить через границу. Российская таможня запрещает вывозить живых соболей, изделия из гренландского тюленя, органы человека, кровь и ее компоненты, более 250 г осетровой икры, более 5 кг рыбы и морепродуктов, продукцию военного назначения. Для вывоза культурных ценностей нужно получать разрешение Минкульта.

Требования зарубежных таможенных служб проверяют на Консульском информационном портале, в базе данных Timatic. Это важно, поскольку они порой совсем не очевидные: например, в Сингапур запрещено ввозить жевательную резинку, а в Южную Корею — поддельные деньги.

Ветеринарный контроль

Ветконтроль нужен, чтобы не допустить распространения болезней, общих для животных и людей. Расскажу, какие документы понадобятся, чтобы питомца зарегистрировали на рейс.

Где и как проходит ветеринарный контроль

Ветеринарный контроль проходят в пункте ветконтроля в аэропорту, по-английски — Veterinary Control. С питомцем приезжать в терминал лучше за пять часов до вылета: на ветконтроль может быть большая очередь. Необходимо обратиться туда до регистрации на рейс. Врач осмотрит животное, проверит документы и при необходимости заменит ветеринарное свидетельство № 1 на международный документ.

Сотрудник ветконтроля с устройством, которое считывает данные с чипа животного. Источник: svo.aero
Сотрудник ветконтроля с устройством, которое считывает данные с чипа животного. Источник: svo.aero

Какие документы нужны для животного

Требования к документам немного различаются при перелетах по России и за границу.

Ветеринарный паспорт — главный документ питомца. В него вносят сведения о животном и прививках. Обязательно должна быть прививка от бешенства. Питомца вакцинируют максимум за 12 месяцев до поездки и минимум за 20 дней. Часто одновременно делают прививку от разных инфекций, ее подбирает ветеринарный врач.

Микрочип вживляют питомцу под кожу, его номер вносят в ветпаспорт. Наличие чипа проверяют во многих странах, но не требуют при полетах, например, по России и в Узбекистан. Прививку от бешенства делают после чипирования.

Ветеринарное свидетельство по форме № 1 часто требуют для полетов по России, хотя в инструкции Россельхознадзора сказано, что его нужно оформлять только в некоторых случаях: например, для перевозки котят, еще не привитых от бешенства, или для участия в выставках.

Международный ветеринарный сертификат. Для разных стран нужны разные документы. В основном это сертификат по форме № 5а — он подойдет для поездки, например, в Египет. Страны Евросоюза требуют евросправку. А для Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии понадобится сертификат Таможенного союза по форме № 1.

Внешний вид паспорта может быть любым. Проще всего купить его в ветклинике при первом посещении врача. Фотография: Света Андреева
Внешний вид паспорта может быть любым. Проще всего купить его в ветклинике при первом посещении врача. Фотография: Света Андреева
Моя знакомая говорит, что готовила кота к перевозке дольше, чем ребенка. Фотография: Света Андреева
Моя знакомая говорит, что готовила кота к перевозке дольше, чем ребенка. Фотография: Света Андреева

Что еще важно знать о перевозке питомца

До путешествия выясните правила ввоза животных, птиц и рыб в страну назначения. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц из большинства стран.

При выезде из России животных обрабатывают от глистов и блох. Как правило, это делают между чипированием и вакцинацией.

Перевозку питомца следует согласовать с авиакомпанией до покупки билетов. Дело в том, что у каждой авиакомпании есть свои ограничения на количество животных в салоне. Например, «Руслайн» пускает на борт двух животных, а «Уральские авиалинии» — до четырех.

Паспортный контроль

На рейсах по России достаточно зарегистрироваться и пройти на предполетный досмотр. На международных всегда есть еще таможенный и пограничный, или паспортный, контроль. В беседе с пограничником стоит сохранять спокойствие, и вот почему.

Как проходит паспортный контроль

Пограничники на паспортном контроле сидят в кабинках. Путешественники подходят к ним по одному и подают сотруднику загранпаспорт и посадочный талон. Часто можно подойти всей семьей, но это зависит от страны. Загран должен быть без обложки и вложений. Пограничник по фото сверяет, действительно ли перед ним владелец документа, и ставит штамп о пересечении границы. Обычно процедура занимает две-три минуты.

Иногда сотрудник задает вопросы — например, о цели и продолжительности поездки. Если у него возникают сомнения, что вы — это вы, он спрашивает о не самых очевидных вещах вроде того, кто вы по знаку зодиака или когда получили водительское удостоверение. Пограничник проверяет не только ответы, но и реакцию, поэтому лучше всего отвечать спокойно, ни в коем случае не ругаться и не раздражаться.

Перед тем как отойти от кабинки, проверьте штамп в паспорте. Дата в нем должна хорошо читаться. В другой статье Т⁠—⁠Ж — о том, что делать, если пограничник не поставил штамп в паспорт.

Паспортный контроль в аэропорту Каира при вылете. Перед кабинками нередко скапливается очередь
Паспортный контроль в аэропорту Каира при вылете. Перед кабинками нередко скапливается очередь

Что такое автоматический паспортный контроль

Автоматический паспортный контроль позволяет немного сэкономить время и не контактировать с пограничником. Такие кабины есть на вылете и въезде в Шереметьеве, в терминале C. Там они рассчитаны на граждан России старше 18 лет с биометрическим паспортом серии 75 и выше.

Чтобы перейти границу, путешественник открывает загран на странице с фото, прикладывает его к сканеру, смотрит в камеру и ждет, пока система сопоставит его внешность с фотографией. Штамп в документ при этом не ставят. Если он вам нужен, попросите его у пограничника после прохождения автоматического контроля.

Эта процедура не всегда обходится без сотрудников погранслужбы. Например, в Ташкенте пассажиры, которые отправляются в Шарджу, сначала проходят автоматический паспортный контроль, а затем пограничник, сидящий за столиком, а не в кабинке, ставит в паспорт штамп с датой вылета из Узбекистана.

Кроме Ташкента я имел дело с автоматическим паспортным контролем в аэропорту Сукарно-Хатта в Джакарте, Индонезия. Я купил визу по прилете, подошел к паспортному и спросил у пограничника, куда мне идти — к кабинкам или автоматическому контролю. Тот указал мне на второй вариант. Я приложил загран к сканеру, посмотрел в камеру, получил от системы «зеленый свет» и пересек границу.

Когда на другой стороне я поинтересовался у пограничников, можно ли мне штамп в паспорт, они ответили, что нельзя. PDF-документ о законном пересечении границы пришел на почту, которую я указал при оформлении визы.

Предполетный досмотр

Предполетный досмотр куда строже, чем проверка на входе в аэропорт. Расскажу, как он проходит и что делать, если запрещенные к перевозке вещи изымут на досмотре.

Как проходит предполетный досмотр

Перед предполетным досмотром пассажир показывает работнику службы авиационной безопасности паспорт и посадочный талон. Сотрудник ставит на посадочный штамп.

Далее путешественник снимает верхнюю одежду и ремень, часто — еще и обувь, достает из ручной клади технику, выкладывает металлические предметы — ключи, монеты, часы — и прозрачный пакет с жидкостями. Все это и отдельно рюкзак или сумку складывает в пластиковые контейнеры. Пока вещи проезжают по ленте через интроскоп, пассажир проходит через металлоискатель.

На досмотре путешественников выборочно проверяют на следы взрывчатых и наркотических веществ: отводят в сторону и с согласия пассажира проводят щеткой, тканью или бумажкой по одежде, обуви, вещам. Затем индикатор вставляют в сканер, который умеет обнаруживать частицы взрывчатки и наркотиков.

Примерно в то же время сдаваемый багаж путешественника просвечивают в высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопах. Если служба авиационной безопасности заподозрит неладное, сотрудники вызовут пассажира по громкой связи для ручного досмотра багажа. Это происходит в отдельной комнате.

Что делать, если вещи изъяли при досмотре

Вещи, которые изъяли на предполетном контроле, можно выкинуть, сдать в камеру хранения или отправить за доплату в багаж.

Например, у Utair есть услуга сдачи багажа у выхода на посадку. Это стоит от 3000 ₽.

Одно место в камере хранения в аэропорту Шереметьево, в терминале В, обойдется в 600 ₽ за первые сутки и в 300 ₽ — за каждые последующие.

Зона вылета и выход на посадку

После всех предполетных проверок пассажир проходит в зону вылета. Эту часть аэропорта еще называют чистой, или стерильной. Там расположены магазины беспошлинной торговли, кафе с безумными ценами, залы отдыха и выходы на посадку.

За сколько начинается и заканчивается посадка на рейс

Посадка на самолет, как правило, начинается за 40—45 минут до вылета и заканчивается за 15—30 минут. В посадочном талоне указывают время начала или окончания. О том, что идет посадка, в аэропорту объявляют по громкой связи. Еще это указывают на информационных табло.

Что такое гейт и как узнать номер своего

Гейт — это выход на посадку, последний этап контроля перед вылетом. У каждого гейта есть номер, например B12. Его указывают в посадочном талоне, еще номер можно посмотреть на табло, уточнить у сотрудника аэропорта на стойке «Информация». Также номер гейта называют по громкой связи. По ней же пассажиров оповестят, если выход на посадку поменяется.

У гейта висит табло, где показывают номер рейса и направление. Рядом обычно есть кресла, где пассажиры ждут, когда начнется посадка.

Пассажиры ожидают, когда откроется гейт в аэропорту Суварнабхуми. Бангкок, Таиланд
Пассажиры ожидают, когда откроется гейт в аэропорту Суварнабхуми. Бангкок, Таиланд

Какие документы спрашивают у гейта

На стойке у гейта путешественники показывают паспорт и посадочный талон. Именно здесь сотрудник отрывает от посадочного левую часть. Правая часть талона остается у пассажира.

Сотрудник авиакомпании проверяет документы у выхода на посадку в аэропорту Тбилиси. Обычно это делают очень быстро
Сотрудник авиакомпании проверяет документы у выхода на посадку в аэропорту Тбилиси. Обычно это делают очень быстро

Где поесть

В чистой зоне аэропорта еда и напитки могут быть в полтора-три раза дороже, чем в тех же заведениях в городе. Если не хочется переплачивать, советую перекусить до выезда в аэропорт или дождаться еды на борту. Также путешественники берут с собой твердую еду: ее не отбирают на предполетном досмотре, в отличие от воды. В некоторых аэропортах в стерильной зоне есть питьевые фонтанчики с бесплатной водой, но далеко не во всех.

Еще можно поесть в заведениях в зоне вылета, до прохождения всех этапов контроля: цены в них вполне могут быть приемлемыми. Там же иногда работают супермаркеты. Наконец, в зоне вылета до контроля или в соседних с аэропортом зданиях находятся столовые для сотрудников аэропорта. Правда, туда не всегда пускают пассажиров.

В зоне до паспортного контроля в аэропорту Йоханнесбурга работает продуктовый супермаркет Woolworths. Цены в нем как в городе
В зоне до паспортного контроля в аэропорту Йоханнесбурга работает продуктовый супермаркет Woolworths. Цены в нем как в городе

Что такое лаундж

Лаундж, или бизнес-зал, — это зал ожидания повышенной комфортности в зоне аэропорта перед выходом на посадку. Его особенно удобно использовать во время долгой пересадки. В лаундже пассажиры отдыхают на креслах и диванах, перекусывают, заряжают смартфоны, подключаются к вайфаю — эти услуги, как правило, бесплатные.

Оплатить проход в лаундж можно на месте. Во всех бизнес-залах цены разные: например, у S7 Airlines в Домодедове это стоит 3500 ₽. Еще оплатить лаундж можно заранее на сайте авиакомпании. Чтобы сэкономить на посещении, путешественники оформляют абонемент вроде приорити-пасса или используют премиальную банковскую карту. Для пассажиров первого и бизнес-класса лаунджи бесплатные.

Бизнес-зал «Шагал» в терминале С аэропорта Шереметьево. Источник: сообщество в vk.com
Бизнес-зал «Шагал» в терминале С аэропорта Шереметьево. Источник: сообщество в vk.com

Как добираются до самолета

Есть несколько способов попасть из здания аэропорта в самолет. Какой случай ваш, поймете, когда окажетесь у выхода на посадку.

От гейта до трапа идут пешком по взлетной полосе, едут на автобусе или проходят по рукаву — коридору-гармошке.

В аэропорту Бухары от гейта до трапа самолета пассажиры идут пешком
В аэропорту Бухары от гейта до трапа самолета пассажиры идут пешком

Дьюти-фри

Товары в дьюти-фри нередко дешевле, чем в обычных магазинах, особенно это касается алкоголя и табачных изделий. Но стоит помнить, что ввоз и того и другого во многие страны жестко регулируется. Советую заранее узнать нормы ввоза, иначе лишнее заберут на таможне.

Что такое дьюти-фри

Дьюти-фри — это магазины беспошлинной торговли. В них продают товары, в стоимость которых не включены НДС, пошлины и акцизы. Магазины работают в аэропортах, но иногда — и за их пределами, в центре города. В дьюти-фри продают алкоголь, табачные изделия, парфюмерию, косметику, сладости и другие товары.

Магазин дьюти⁠-⁠фри в транзитной зоне аэропорта Сингапура
Магазин дьюти⁠-⁠фри в транзитной зоне аэропорта Сингапура

Какую валюту принимают в дьюти-фри

В дьюти-фри обычно можно расплатиться долларами, евро и валютой страны, например рублями в России и сумами в Узбекистане. К оплате принимают карты, но российские «Виза», «Мастеркард», «Американ-экспресс» и JCB не работают за границей. Вместо них подойдет карта, выпущенная за рубежом, например в Казахстане, или UnionPay от российских неподсанкционных банков.

Сколько алкоголя и табака можно купить в дьюти-фри

Сколько алкоголя из дьюти-фри можно взять на борт, зависит от таможенных правил страны назначения. Если превысить норму, крепкие напитки на границе изымут или предложат заплатить пошлину. Если не превышать норму беспошлинного ввоза, ничего платить не придется. Нормы можно уточнить в базе данных Timatic и на Консульском информационном портале.

Еще следует помнить о требованиях к ручной клади у авиакомпаний. Так, «Аэрофлот» разрешает взять на борт без доплаты запечатанный пакет с покупками из дьюти-фри с габаритами не больше 115 см по сумме трех измерений. У S7 требования к пакету строже — не больше 75 см по сумме трех измерений и чтобы вес не превышал 3 кг. «Победа» включает пакеты в норму ручной клади — они вместе с другими вещами должны помещаться в контейнере 36 × 30 × 27 см.

Нормы ввоза алкоголя и табачных изделий в разные страны

СтранаОбъем алкоголяКоличество табачных изделий
Россия3 литра200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака
Таиланд1 литр200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака
Турция2 литра крепостью до 22% и еще 1 литр крепостью больше 22%600 сигарет, 100 сигарилл, 50 сигар и 250 г табака
Египет1 литр200 сигарет, или 25 сигар, или 200 г табака
Индия2 литра200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака

Нормы ввоза алкоголя и табачных изделий в разные страны

Россия
Объем алкоголя3 литра
Количество табачных изделий200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака
Таиланд
Объем алкоголя1 литр
Количество табачных изделий200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака
Турция
Объем алкоголя2 литра крепостью до 22% и еще 1 литр крепостью больше 22%
Количество табачных изделий600 сигарет, 100 сигарилл, 50 сигар и 250 г табака
Египет
Объем алкоголя1 литр
Количество табачных изделий200 сигарет, или 25 сигар, или 200 г табака
Индия
Объем алкоголя2 литра
Количество табачных изделий200 сигарет, или 50 сигар, или 250 г табака

В самолете

На борту пассажир должен следовать указаниям экипажа и не доставлять неудобств другим путешественникам. Еще важно позаботиться о собственном комфорте. Объясню, как сделать полет приятнее и безопаснее.

Как вести себя на борту самолета

Внимательно слушайте инструктаж по безопасности перед взлетом. Вы узнаете, где в самолете запасные выходы, как пользоваться аварийной кислородной системой и спасательными жилетами.

Во время взлета, посадки и при попадании в зону турбулентности, когда воздушное судно может трясти, необходимо сидеть пристегнутым. Когда на табло погаснет знак «Пристегните ремни», можно расстегнуть.

Стюардесса показывает, где расположены запасные выходы. Фотография: Akimov Igor / Shutterstock / FOTODOM
Стюардесса показывает, где расположены запасные выходы. Фотография: Akimov Igor / Shutterstock / FOTODOM
Справа — знак «Пристегните ремни». Слева — «Курение запрещено», он горит всегда. Фотография: Tony Skerl / Shutterstock / FOTODOM
Справа — знак «Пристегните ремни». Слева — «Курение запрещено», он горит всегда. Фотография: Tony Skerl / Shutterstock / FOTODOM

На время взлета, посадки и руления выключите электронные устройства или переведите в авиарежим, чтобы они не повлияли на работу навигационных систем самолета.

Пока судно не остановилось при посадке, не пытайтесь встать и открыть багажную полку. При резком маневре можно упасть или удариться.

В самолете запрещено курить и пить свой алкоголь. Дебоширов ссаживают с рейса и штрафуют. Так произошло с пьяным пассажиром на маршруте Владивосток — Красноярск в 2020 году. Мужчину, который оскорблял бортпроводников, сняли с самолета и оштрафовали на 20 000 ₽.

Какие вещи взять с собой в самолет

Во время коротких перелетов можно смириться с неудобствами, но если рейс длительный, то закрыть глаза на них просто так не получится. Вот что добавит комфорта.

Подушка на шею позволит спать сидя, а маска для глаз и беруши спасут от яркого света и окружающих звуков. Накладные наушники с активным шумоподавлением — хорошая альтернатива берушам. Еще пригодятся влажные салфетки, чтобы протереть руки перед едой.

Что можно взять из еды в самолет

Если в перелет не включено питание, можно позаботиться о перекусе самостоятельно. В ручной клади разрешено проносить твердую еду: сэндвич, печенье, орехи, шоколад и тому подобное. Еще — фрукты, но только не водянистые вроде апельсинов. Жидкие продукты, например йогурты, можно брать только в упаковках до 100 мл и чтобы суммарный объем с другими жидкостями в ручной клади не превышал литра.

Аэропорт прилета, пересадки и стыковки

Один из сложных моментов в самостоятельных полетах связан с транзитом. Порой путешественники теряют билеты из-за отсутствия транзитной визы, опаздывают на второй рейс, забывают забрать багаж в промежуточной точке. Расскажу, как избежать наиболее распространенных ошибок.

В чем разница между стыковкой и пересадкой

Слова «стыковка» и «пересадка» путешественники часто используют как синонимы. Подразумевают полет из точки А в В с остановкой в промежуточной точке Б, где происходит смена самолета.

На деле между стыковкой и пересадкой есть разница. Стыковку делают при перелете по единому билету, пересадку — по билетам, купленным по отдельности. Если при стыковке первый рейс задержится, о пассажире позаботится авиакомпания: предоставит отель и билет на ближайший вылет. Если при пересадке первый рейс опоздает, авиакомпания ничего не компенсирует.

Разобраться в терминах действительно сложно, тем более что на сайтах агрегаторов часто пишут «пересадка», а подразумевают стыковку. Источник: aviasales.ru
Разобраться в терминах действительно сложно, тем более что на сайтах агрегаторов часто пишут «пересадка», а подразумевают стыковку. Источник: aviasales.ru

Как понять, что рейс со стыковкой. Вы купили билет, выписанный на одном бланке, в нем один номер бронирования для обоих рейсов, перелеты выполняет одна авиакомпания или две, но состоящие в одном альянсе. На регистрации в пункте вылета вам выдадут сразу два посадочных, багаж зарегистрируют до конечной точки, авиакомпания перегрузит его без вашего участия. Это классический транзит — паспортный контроль в промежуточной стране проходить не придется. При соблюдении определенных условий в визовой стране не понадобится транзитная виза.

Как понять, что рейс с пересадкой. Вы купили разные билеты. Рейсы выполняют разные авиакомпании, у каждого билета свой код бронирования. Это не транзит. Готовьтесь в промежуточном пункте получить багаж, зарегистрироваться на второй рейс и пройти все этапы контроля. Если страна визовая, понадобится виза: без нее не посадят на самолет еще в точке А.

Как планировать пересадки и стыковки

В случае полетов с посадкой в промежуточном пункте важно учесть два момента.

Правила транзита. Их проверяют в базе данных Timatic. У стран, где у россиян требуют визу, разные условия к безвизовому транзиту: например, в Кении он 24-часовой, при этом покидать транзитную зону аэропорта нельзя. А в Сингапуре он четырехдневный — можно спокойно гулять по городу и осматривать достопримечательности.

Размеры аэропортов. Некоторые из них гигантские, можно 15—20 минут идти от пункта досмотра до нужного гейта. Правильно рассчитайте время, чтобы не опоздать на второй рейс. Заранее изучите схему аэропорта на его сайте.

Важный нюанс: есть страны, которые требуют транзитную визу от россиян вне зависимости от того, со стыковкой они летят или с пересадкой, да хоть с посадкой на дозаправку — виза все равно понадобится. В таком случае вам нужно заранее ее оформить.

В транзитной зоне аэропорта Шарджи понятная навигация. Добраться до гейта можно быстро, в отличие от громадного аэропорта Дохи
В транзитной зоне аэропорта Шарджи понятная навигация. Добраться до гейта можно быстро, в отличие от громадного аэропорта Дохи

Что делать по прилете в конечный пункт

По прибытии в другой российский город пассажиры получают багаж, если сдавали его, и выходят из аэропорта. За границей путешественники проходят паспортный контроль, получают багаж и идут через таможню к выходу из терминала.

Чемоданы катаются на ленте в зале под названием Baggage Claim, пока пассажиры их не заберут. Найти нужную ленту просто: над ней будет табло с номером рейса и городом вылета.

При необходимости дальше туристы обменивают деньги, покупают местную симкарту и вызывают такси. Потом добираются до отеля и начинают наслаждаться отпуском.

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Ярослав ГафнерЕсли вы еще не летали, расскажите почему. Есть ли у вас страхи перед путешествием на самолете?
  • Юлий МатвеевJuliya, у меня у друга мама только на поездах перемещается.1
  • MariaЗа Сабиху сейчас обидно. Хороший аэропорт с прямым переходом в метро. Если нужна азиатская сторона Стамбула так вообще он удобнее, чем новый10
  • Забаненый за правдуJuliya, как вы на наземном транспорте передвигаетесь, где опасность во много раз выше?8
  • Евгения МалиновскаяЗабаненый, человек после вашего коммента вообще из дома выходить не будет9
  • московская фрикаделькаJuliya, Седативные препараты вам в помощь0
  • московская фрикаделькаЗабаненый, Имеют место быть данные инциденты3
  • московская фрикаделькаЮлий, П поездах сейчас достаточно комфортно, но особо не накатаешься1
  • Забаненый за правдуЕвгения, дома тоже много что угрожает)11
  • Арина СолтановичJuliya, к психологу с этим сходить надо, мне помогло3
  • Сергей КовалевНе во всех аэропортах есть голосовые объявления, есть "тихие", например в Индии. И, кстати, новшество в Индии: очень тщательное просвечивание багажа, и если решат что там что-то подозрительное, то выцепят вас на гейте при посадке и уведут на доп.проверку багажа. Поэтому лучше на посадку там идти первым.8
  • СветланаЕвгения, и будет тогда человек дома работать удалëнно и заказывать доставку еды на дом и тд и тп).0
  • Нерон ЛордовСергей, не раз замечено за опытными летунами, что они в последствии начинают бояться полётов почему-то. Как правило с возрастом.0
  • Евгений КарпельВ самолёте лучше быть пристёгнутым ВСЕГДА, если не идёшь в санузел. Турбулентность - штука не всегда предсказуемая, есть турбулентность ясного неба, например. И бывали случаи, когда самолёт бросает на 10-15 метров вверх или вниз меньше чем за секунду, даже половые панели отрывало и багажные полки головой прошибали.21
  • Витас Поляковденег нет0
  • Игорь СтепановС лоукостерами вечно какие-то нюансы. Буквально за все нужно отдельно доплачивать, даже за элементарную регистрацию в аэропорту.1
  • Сергей ВарламовСветлана, как это и так половину людей уже делает1
  • Принцесса РомашкаК полёту готова)0
  • АндрейХорошая статья для новичков. дополнил бы ее обязательным изучением информации о том, какой именно должна быть страховка. например, если у Вас уже есть шенген и Вы решили полететь в Австрию. Обязательно должна быть страховка, включающая занятия спортом, даже, если Вы не собираетесь им заниматься. Могут быть проблемы при прохождении паспортного контроля по прилету. а если визы нет и подаетесь на нее именно в австрийское консульство, могут отказать в визе именно на этом основании. да, и при стыковках лучше дойти до своего гейта и посмотреть, сколько времени занимает путь. чтобы не нестись потом из зоны ресторанов/дьюти фри. терминалы в некоторых странах огромные.6
  • Берите себе и детям ветровки или легкие кофты. Садимся в самолет, мамаши начинают канючить у стюардесс пледы для своих детей. Как будто все в первый раз летают или не заботятся о своих детях. А на всех пледов не хватает. В аэропорту или самолете бывает прохладно из-за работающих кондиционеров даже если на улице за 40. Как-то вылетали из Туниса. Вылет задержали на несколько часов. Сидели в аэропорту. Холодно. У меня всегда с собой в перелеты ветровка. А многие вынуждены были пойти покупать дорогие палантины в дьюти-фри. Зато когда началась посадка и мы вышли на взлетное поле - на улице жара.7
  • fed0soffСергей, не выходят из зоны комфорта ни в какую0
  • Sergey AveryanovОчень не люблю летать - все эти сложности с досмотрами, регистрацией, багажом и прочие нюансы очень раздражают. Если могу доехать до места назначения за один день, однозначно поеду на автомобиле, но даже если потребуется 2 или 3 дня предпочту автомобиль если поездка длительная на несколько недель (а у меня обычно только такие и бывают).0
  • Alexandra OrlovaSergey, я обычно выбираю скоростной поезд, даже если можно улететь за 20 евро, предпочту переплатить за поезд. Тоже не очень жалую все эти досмотры0
  • Sergey AveryanovAlexandra, в наших краях есть только разговоры о скоростных поездах, так что тут либо самолет либо автомобиль. Междугородние автобусы еще бывают, но в них есть смысл только если уж сильно не хочется крутить баранку самому, плюс опять автобус тебя от дома не заберет и возле гостиницы не высадит.0
  • Юджин FlowersЕще 1 важный мой ритуал - перед путешествием обязательно прочитать о стране (городе) пребывания, местные традиции, обычаи, про погоду и климат. В общем не лохануться насчет погоды и стараться не нарушать местные порядки. Со своим уставом не ходят. Особенно касается россиян.0
  • Alexandra OrlovaSergey, согласна про автобусы. Они менее удобны0
  • Туманный туманЕвгений, не ем, не пью, во время полёта, и не приходится бегать в туалет, поэтому даже не отстегиваюсь3
  • Туманный туманSergey, просто не беру багаж, в крайнем случае отправляю транспортной компанией, чтобы не было возни в аэропортах1
  • КсюшаПоправьте пожалуйста информацию - у Red Wings изменились в этом году правила ручной клади, стало 1 место 5 кг с размерами 40х30х20 см Причем проверяют дотошно с калибратором1
  • art_litТуманный, всем бы такую дальновидность0
  • art_litЕвгений, не сталкивался с турбулентностью, поэтому спокойно чувствую себя в самолете0
  • Евгений КарпельТуманный, ну это Вы SDQ -> MOW, например, не летали - там не отстёгиваться тупо не получится, тащемта: 14 часов лёту без посадок если. Но подход у Вас абсолютно верный.5
  • Прекрасная МаркизаПрекрасная, и кстати, в Шереметьево уже не нужно распечатывать посадочный талон0
  • userMaria, Просто из Сабихи особо никуда не улетишь, учитывая что Стамбул для пересадок из Росси теперь наше все2
  • ДарьяПрекрасная, Да, все топонимы на -ово, -его, -ино и -ыно склоняются, в том числе названия аэропортов. Но они не склоняются, если есть родовое слово перед названием, например "подъезжать ко Внукову", но "подъезжать к аэропорту Внуково"1
  • Сергей Старовойтов>Примерно в то же время сдаваемый багаж путешественника просвечивают в высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопах. Если служба авиационной безопасности заподозрит неладное, сотрудники вызовут пассажира по громкой связи для ручного досмотра багажа. Это происходит в отдельной комнате. Обычно вызовы по громкой связи представляют собой невнятное бормотание на ужасном английском. Что случится, если я не пойму, что меня вызвали?0
  • Три товарищаАндрей, а зачем включать в страховку «занятия спортом», если предполагается 5 дней провести в Вене, к примеру?1
  • Alessio OrsoИменно поэтому я и не летаю. До ковида спасали поезда РЖД в Европу.0
  • Егор ВяткинПолезно для начинающих0
  • Mariauser, в Белград и Тбилиси например) и много куда еще.0
  • ArchieСоветы годные)0
  • Sergey AveryanovТуманный, помоему так еще больше возни получается.0
  • Роман ВасильевПеред вылетом главное выйти заранее, с большим запасом, законы подлости работают четко, особенно в последний момент )0
  • Роман ВасильевВитас, в сентябре их все так же не прибавилось(0
  • A_TЗря не написали про одежду в самолет и про то что бы не лить на себя литр духов. Еще, даже не имея варикоза- гольфы, тапочки, толстовку( кардиган) она и подушка и плед. Мягкая многослойная одежда. Всегда можно взять орехи и дрип кофе, термокружку. Зарядить тел ДО.1
  • Роман ЮртаевСделайте статью, где найти самое дешевое пиво в каждом из аэропортов, будет полезно многим)0
  • Туманный туманSergey, зато это возня в свободное время без очередей и ожидания0
  • АндрейТри, вопрос "зачем" в данном случае неуместен - такие требования у австрийцев. полагаю, что сегодня еще есть неудобство, которое заключается в том, что надо страховку делать у определенных компаний и высок риск, что не российских. летом 22 года я делал одну страховку, при подаче документов мне настоятельно рекомендовали выбрать другого страховщика из числа рекомендуемых консульством (российских). я так и сделал, т.к. не хотел отказа из-за такой глупости, как страховка. в Вену или нет, летом или зимой, спорт должен быть включен. такие правила. не раз видел, как уводили людей разбираться по прилету в Австрию с документами, которые показывали люди. У меня страховку никогда не спрашивали на границе. но она у меня всегда была с включенным спортом. такую же делал маме. даже в случаях, когда прилетал в страну не по австрийской визе. при несчастных случаях, помощь оказывают в австрийских больницах. кого-то надо спасать с привлечением спасателей, вертолета. это может быть и летом, т.к. в стране есть ледняки, по которым можно кататься и летом. хайкинг никто не отменял, а в горах может случится все, что угодно. из Вены до них час езды на машине. для покрытия перечисленных мной расходов местных больниц, спасательных служб и нужна страховка. раньше был минимум 30 тысяч евро, могли повысить до 50. не проверял.1
  • Три товарищаАндрей, не подозревала о таких нюансах…буду знать, спасибо!0
  • Евгений Карпельart_lit, ну тут достаточно один раз влететь :)0
  • KirnikinНе бойтесь, все самолёты всё равное оказываются на земле0