Мозг
14K

Как развить креативность: новый способ

Учиться творческому мышлению стоит у писателей, считают ученые

18

Креативность нужна не только художникам и артистам. Она помогает находить неочевидные решения проблем людям в совершенно разных сферах.

Раньше, чтобы развить креативность, ученые предлагали тренировать так называемое дивергентное мышление — способность находить как можно больше разных вариантов решения одной и той же задачи. Эффективность этого подхода сейчас под вопросом. Современный подход — нарративный метод, то есть сочинение историй. Рассказываем, в чем суть старого и нового метода развития креативности и какими упражнениями стоит воспользоваться.

Что считали креативностью раньше

В академических кругах креативностью называют способность генерировать новые полезные идеи. Ученые и психологи, которые опираются на это определение, считают: креативно только то, что можно применить на практике и сделать жизнь людей лучше. Например, более экологичный тип пакетов креативен, если вызывает желание им пользоваться. Если же никто не будет использовать эти экологичные пакеты, то креативности в идее нет.

Альтернативная точка зрения — креативно все, что ново. Насколько это новое полезно — неважно, а приверженность практичности тормозит творческий процесс. Если все время думать, как применить изобретение, можно лишь чуть-чуть улучшить старое — но не придумать новое. Такой взгляд на креативность свойственен художникам, композиторам и писателям — тем, кто занимается творчеством каждый день.

Раньше в науке преобладала точка зрения ученых, а опыт художников игнорировался. Поэтому методы развития креативности, как правило, схематичные и рациональные.

Почти все эти методы связаны с работой американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он заметил: не все интеллектуальные способности людей можно оценить стандартными тестами IQ — и сформулировал теорию структуры интеллекта. Интеллект, согласно теории Гилфорда, — комбинации самых разных способностей. Их много: почти две сотни. Существуют они относительно независимо друг от друга, и одним тестом их не измерить.

Креативность — один из интеллектуальных процессов, которые выделил Гилфорд. Точнее, дивергентное мышление — так ученый назвал способность находить множество вариантов решения одной задачи.

Чтобы оценить, насколько дивергентное мышление развито у конкретного человека, нужно задать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку. Или попросить перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя просто ответить «да» или «нет», а дать один-единственный ответ — значит провалить тест.

Пластиковую бутылку можно превратить в кашпо для растения или емкость для выращивания рассады, кормушку для птиц и корзинку для хранения. Особенно креативные люди делают из них мебель, теплицы, ловушки для мух и кукольные домики. В конце концов, пластиковую бутылку можно сдать на переработку. Вариантов решений много. Как много из них вы сможете предложить, зависит от развитости вашего дивергентного мышления.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление — логичное и структурированное. Превратить его в методику развития креативности легко. Вот несколько самых распространенных упражнений.

  1. Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
  2. Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
  3. Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
  4. Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.

Концепция дивергентного мышления превращает творчество в рациональный процесс. А креативность — в навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Но есть аргументы, которые ставят под сомнение идею, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот несколько из них.

Детская креативность устроена по-другому. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто плохо отвечают на открытые вопросы и не способны применять дивергентные техники решения проблем вроде мозгового штурма. Зато они придумывают неожиданные, по-настоящему креативные истории. Их героями иногда становятся самые неожиданные объекты: домашние питомцы и мягкие игрушки, письменный стол и цветущие ромашки, а их приключения нередко достойны отдельной книги.

Через четыре-пять лет учебы в школе дивергентное мышление детей уже хорошо развито. Креативность — наоборот, падает. Пока неизвестно, с чем именно это связано: с возрастными особенностями развития когнитивных способностей человека или со спецификой общего образования. Главное — эта тенденция не значит, что взрослый человек теряет способность к творчеству, иначе не было бы ни романов Стивена Кинга, ни граффити Бэнкси, ни фильмов Уэса Андерсона.

Искусственный интеллект не способен творить. Искусственный интеллект превосходит человека в дивергентном мышлении — но не в способности изобретать новое. Некоторые ученые и вовсе уверены: искусственный интеллект быть креативным не способен. Он никогда не научится создавать романы, бизнес-планы, научные гипотезы, технологические предложения, военные стратегии и планы по захвату мира, считает специалист в области нейронаук и литературы Ангус Флетчер.

Мелкие инновации не способствуют крупным прорывам. Исследователи креативности часто сталкиваются с парадоксом: мелких инноваций много, а прорывов нет. Возможное объяснение — человек с развитым дивергентным мышлением отлично умеет улучшать то, что уже существует. При этом он быстро отфильтровывает неудачные идеи — но создать что-то принципиально новое таким образом не получается. Иначе говоря, предложить тысячу креативных способов использования пластиковых бутылок — не то же самое, что придумать способ очищения планеты от пластика.

Что не так с дивергентным мышлением

Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который поглощает данные через органы чувств, сохраняет их в памяти, а затем логически обрабатывает и принимает решение. Но компьютер находит ответ только на основе полученных данных и принимает решение. Если информация не поступает или ее недостаточно, машина молчит, потому что не способна придумать ничего нового.

Живая нервная система устроена иначе. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток — это когда они действуют, даже когда информации не поступает, и таким образом могут учиться.

Ученые обнаруживают эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра — примитивное многоклеточное размером 1—20 мм, которое прикрепляется к растениям или грунту в озерах и поедает планктон, — может ни с того ни с сего выдвинуть щупальце направо и узнать, что щупальце там откусят. Больше выдвигать щупальце в эту сторону гидра не будет. Учиться так компьютер не способен: он не делает ничего, что заранее не запрограммировано.

Раньше спонтанную активность нейронов считали свойственной только примитивным организмам вроде гидры — поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось логичным. Но в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые активируются спонтанно, в самой юной части человеческого мозга — неокортексе, который участвует в функциях высшего порядка — в познании, рассуждении и речи. Эволюция не уничтожила такие клетки, а переместила их в самую разумную часть нашего мозга.

Благодаря спонтанной активности нейронов человек способен находить выход из ситуации, в которой никогда раньше не оказывался. Представьте группу первобытных людей, которые шли с экватора на север. Они столкнулись с холодом и снегопадом — и выжили. Опыта жизни в холодном климате у них не было, но они смогли приспособиться, найти новые способы существования. Это и есть креативность, на которую способен человек, а не компьютер. Будь человеческий мозг подобен компьютеру, он бы продолжал обрабатывать старые данные, которые не подходят к северной реальности.

Новый подход к развитию креативности

Ученые ищут новые концепции креативности — и новые способы развивать этот навык и придумывать по-настоящему инновационные идеи. Один из самых интересных и многообещающих — тренировка нарративного мышления, то есть сочинение историй.

Нарратив — это повествование, история о чем-то. Мы пользуемся такими историями каждый день. Чтобы рассказать другим о себе, нам приходится превращать события из своей жизни в повествование. Чтобы иметь цельное представление о себе как о личности, мы превращаем свои переживания в истории, а они причудливым образом связываются друг с другом, переплетаются и формируют нашу идентичность.

Но самое важное — через повествование мы познаем мир. Нарратив помогает изучать самые разные ситуации, которые могут случиться. Когда они действительно происходят — реагировать на них максимально эффективно. С этой точки зрения наше взаимодействие с нарративами выглядит так.

  1. Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
  2. Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
  3. Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.

Сочинять истории и таким образом развивать креативность предлагают американские специалисты в области нейронаук и сторителлинга Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Техники, которые они советуют, отражают сюжеты, которые чаще всего встречаются в мировой литературе. И одновременно — эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам обитания, людям и событиям как потенциальным источникам опасностей и возможностей.

Выполнять эти упражнения можно любым удобным способом: записать на бумаге, напечатать на компьютере, зарисовывать в виде скетча. Литературные и художественные способности значения не имеют. Важно добиться связности и эмоциональной насыщенности рассказа, а не красоты.

Время, которое рекомендуют потратить на выполнение каждого задания изобретатели метода, — от 30 до 120 минут. Как часто выполнять упражнения, остается на ваше усмотрение, но лучше сделать упражнения не один раз, а несколько. А если какая-то из техник вам понравится — что вполне возможно, ведь они похожи на игру, — попробуйте делать ее регулярно, например раз в месяц.

ТЕХНИКА 1

Построение мира

Приоритет нашего мозга — внимание к новым местам обитания: новая среда — всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но чтобы учиться ориентироваться в незнакомой среде, человеку необязательно быть в ней физически. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, ураган, который уносит человека в волшебную страну, как в книге «Удивительный волшебник из страны Оз». Или авиакатастрофу, из-за которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в сериале «Остаться в живых». Когда мы придумываем или читаем такие описания, наш мозг прорабатывает разные возможности существования в необычных условиях и готовится к ним.

Что делать. Придумайте, какой будет новая реальность, если в существующем мире что-то радикальным образом изменится. Например, какой будет жизнь человека, если виртуальная реальность станет такой же осязаемой, как реальный мир. Можно представить и описать, сколько времени люди будут проводить в виртуальной реальности, что они будут там делать, как это повлияет на работу и секс, политику и этические нормы.

ТЕХНИКА 2

Смена перспективы

Внимание к людям как возможным конкурентам, противникам и союзникам — еще один приоритет для мозга. Литература помогает и с этим: она реконструирует внутренний мир других людей так, чтобы мы могли лучше их понимать. Чтобы изменить перспективу, писатели рассказывают о чувствах и мыслях, истории и мотивах персонажа. Рассказчик и читатели будто перемещаются в тело другого человека. Узнав персонажа изнутри, они узнают, почему он поступает так, а не иначе, и учатся смотреть на мир чужими глазами.

Что делать. Устроить игру с напарником. Суть игры в том, чтобы один человек объяснял, как он думает, а другой — перенимал его мотив, причинно-следственное мышление, и действовал в соответствии с ним. Первый человек может играть роль руководителя, второй — его помощника. «Руководитель» устраняет выдуманную рабочую проблему и объясняет «партнеру» свою логику. «Партнер» перенимает его взгляд и пробует решить другие проблемы так, как это сделал бы «руководитель».

Когда Ангус Флетчер и Майк Бенвенист применяли эту технику для обучения креативности сотрудников крупной компании, они предложили «руководителю» придумать, как сократить время обслуживания в автоцентре, у которого 300 магазинов. «Руководитель» решил, что нелогичный, но наиболее эффективный способ решить проблему — децентрализовать рабочие процессы. Он пояснил его логику. Потом его «партнер» применил тот же способ рассуждения, чтобы решить другие кейсы, например как запустить медиастудию на развивающемся рынке.

ТЕХНИКА 3

Техники генерации действия

Любое необычное событие — потенциальный источник опасностей и возможностей. Чтобы выжить, мы должны реагировать на них быстро и эффективно — и это еще один приоритет для мозга. Литература представляет возможные варианты будущих действий и готовит нас к ним. Прежде всего — через разные конфликты, лежащие в основе сюжетов. Герои могут конфликтовать между собой. Или конфликт может быть внутренним: ценности и желания персонажа не согласуются друг с другом, и в его душе разворачивается настоящая битва.

Что делать. Представьте, как будет действовать известный человек или персонаж книги в необычных для себя обстоятельствах. Например, если бы Гарри Поттер стал президентом США, какие бы решения он принял. Ситуация должна быть максимально далекой от героя. Иначе пользы от практики не будет: отдаленность создает конфликт. Прежде чем придумывать историю, обязательно изучите и героя, и ситуацию, в которую его помещаете. Или выбирайте действующих лиц и локации, о которых вы уже много знаете.


Светлана Белицкая
Расскажите, что помогает вам думать и действовать креативно:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Есть подозрение, что нет уже никакого "нового". "Новое" - переработка и компиляции старого. Более "креативно" думать и действовать позволяет накопление чужого опыта, то есть как можно больше читать, смотреть. Ну и осмыслять все прочитанное и увиденное, то есть прямо сесть и подумать пару часов, без телефона, компьютера, еды, уборки и тд

8

poez_v_ogne, скорее новое строится на фундаменте старого: ведь нет необходимости изобретать компьютер чтобы написать код, хотя сам код абсолютно новый.

0

А, возможно. У меня угол зрения ограничен моей сферой деятельности, поэтому скорей всего есть белые пятна. Возможно и "новое" можно понимать по разному. Например, пишу музыку или литературное произведение. Да, в объективной форме - это новое произведение - слова, ноты расставляю в уникальном порядке, но смыслово, ходы, сюжетные повороты, герои не новые. Даже, если делаю это не специально, это всё виденное, слышанное мной. И вопрос только в том, как много у меня насмотренности, наслышанности, достаю ли я решение "с первой полки" или с десятой, как удачно я скомпилирую.
Но опять же, я рассуждаю, как обыватель, который "развивает креативность" в меру своих способностей, возможностей и потребностей.

0

poez_v_ogne, это уже философский вопрос: для кого-то рестайлинг - это новый автомобиль, а для кого-то новых автомобилей не выпущено ни одного с 19 века, потому что везде всё также 4 колеса и даже если сделают с пятью колёсами или вообще без колёс летающий, то всё равно будет "переработкой и компиляцией" старого.
Вы сами изобретите своё определение нового и в процессе проработки объективных(измеримых) критериев всё встанет на свои места.

1

poez_v_ogne, что такое "старое" тогда?

0
0

Мне интересно вот что, креативность убивают рамки и консерватизм, как прокачать свой скилл "думать вне коробки"? Когда вижу примеры нестандартных решений, все кажется элементарным, но когда встречаешь такие ситуации по жизни, решить их очень трудно. И еще мне интересно, как выживают креативщики и как они отделяют время для креатива, от времени "подчинения системе"? Порой я задаюсь вопросом, как их всех не искоренили еще на этапе школы, где любое отступление от задачи наказуемо?

6

Анна, чтобы думать "вне коробки" нужно понять что это за коробка и откуда она взялась: чаще всего как раз в школе людям внедряют мысль, что есть только одно правильное мнение и никак иначе. Угадаешь это мнение - получишь 5, выскажешь своё собственное - получишь 2 и "будешь всю жизнь мести улицы вместе с другими креативщиками" :D

Те, кто не подчиняется, либо позже отказывается от таких взглядов, и демонстрируют креативность, переломный момент - это отделение мыслей от личностей, обнуление авторитетов. Только когда человек учится оценивать информацию анонимно, без опоры на авторитетность источника, он начинает думать самостоятельно, до этого он остаётся ведомым "умными дядьками", либо просто бездумной толпой с её "общепринятым" мнением.

Ну а дальше уже всё получается само собой: если понимаешь, что этот мир создан не богами, а обычными, далеко не самыми умными людьми, то приходится брать ситуацию в собственные руки и изобретать заново некоторые вещи, потому что перестаёшь полагаться на авторитет предшественника.

Так что всему виной муха. Муха Аристотеля :)

1

А, вот таким как вы и нужно преподавать в вузах и школах

0
0
Герой Т—Ж

+4

25.05.22, 11:48

Я думал, что это врожденная способность

2
0

У детей очень развито креативное мышление, главное им не мешать!!!

1
0

А разве творчество и креатив это одно и то же? Это как сказать, что дивергентное и нарративное мышление одно и то же. Творчество - для меня лично из опыта, это больше об эмоциях и отношениях и выражение через себя ориентир на внутренние переживания. А креатив - это как решение бизнес- задач, починить то, что ломается, разобрать, докопаться до сути и усовершенствовать.

1
0

Практика и только практика, решение конкретных креативных задач.
Все эти упражнения безполезны и только расходуют ресурс мозга.

0
0

Любовь много слушать и наблюдать.

0
0

Мне помогает думать и действовать моя творческая часть и та
Или инаяситуация или задачу которую нужно решить для меня самым, безопасным, и лёгким способом! Как это делать ? Что предпринимать? Делаю такие действия, казалось бы нелепые, и ответ приходит! Например мне надо было найти одно решение! Я взяла в магазине газированной воды зашла в парк там были очень огромные валуны, я стала поливать водой и приговаривать, вода камень точит, Наташа найти ответ хочет! Или я грызу гранит науки и мою камень от скуки! И мне пришёл ответ через интернет! Техника Триз. Тоже креативное мышление! Я решила свой вопрос!

0
0

Общение с творческими людьми и людьми, чья работа частично или полностью связана с искусством : музыканты, художники, event-сфера и пр.
Участвовать в тренингах и конкурсах на работе, браться за новые и неизвестные проекты/деятельность

0

Комментарий удален модератором

Vetas, удалили ваш комментарий из-за нарушения правил. Просим обратить внимание на первое: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

0

Сообщество