Мозг
61K
Иллюстрация — Аня Новикова

Умный, но бедный: как интеллект влияет на зарплату

И что действительно помогает больше зарабатывать
101
Аватар автора

Лидия Лобынцева

погрузилась в исследования

Страница автора
Аватар автора

Ника Воюцкая

не верит в тесты IQ

Страница автора

Многие люди уверены: если кто-то не достиг финансового успеха, значит, он просто не слишком умен.

Эту идею мы слышим еще в школе, когда отличникам пророчат блестящую карьеру. Кроме того, ассоциировать ум с богатством учат многие книги, фильмы и комиксы: взять хотя бы историю гениального изобретателя и предпринимателя Тони Старка.

Некоторые идут еще дальше в своих суждениях. Например, бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон считает, что различия в уровне интеллекта объясняют экономическое неравенство: если IQ одних людей равен 85, а других — 130, то разрыв в уровне жизни просто неизбежен.

А Дональд Трамп заявлял, что имеет «один из самых высоких» IQ, вероятно, сделав такой вывод из-за своего богатства: миллиардер — значит, гений. Но результаты исследований о взаимосвязи интеллекта и финансового успеха не так однозначны.

Сколько зарабатывают гении

Сегодня ребенку со сверхвысоким интеллектом предсказывают будущее Илона Маска. Но в США начала прошлого века таких детей считали болезненными, социально неадаптированными и односторонне развитыми. Никто не ожидал, что они когда-либо разбогатеют.

Проверить это решил психолог из Стэнфорда Льюис Терман. В 1921 году он отобрал 1500 детей с крайне высоким IQ: большинство набрали в тесте 150 баллов, а некоторые — даже больше 170 баллов. Средними считаются показатели от 85 до 115 баллов.

Терман считал, что очень высокий интеллект — это и есть гениальность, поэтому назвал свою работу «Генетические исследования гениальности».

Вопреки стереотипам того времени, дети Термана были успешными в учебе, физически развитыми, здоровыми и социально адаптированными. А повзрослев, некоторые стали известными. Психолог Ли Кронбах, например, разработал методы, которые сделали тесты в области психологии и образования более надежными. Джесс Оппенгеймер создал невероятно популярный в 1950-х ситком «Я люблю Люси». Физиолог Ансель Киз был одним из первых специалистов, которые заметили: не столько сахар, сколько диета с высоким содержанием насыщенных жиров опасна для сердца.

Ансель Киз даже попал на обложку журнала Time в 1961 году. Источник: time.com
Ансель Киз даже попал на обложку журнала Time в 1961 году. Источник: time.com

Две трети гениальных детей получили высшее образование, несмотря на начавшуюся Великую депрессию. Многие стали преподавателями, врачами, юристами, инженерами, учеными и предпринимателями. Но никто из них не получил Нобелевскую премию.

Ее обладателями стали два ребенка, не прошедших отбор Термана из-за «слишком низкого» интеллекта. Это физики Луи Альварес и Уильям Шокли. Последний — спорная фигура в мире науки. Шокли считается одним из основателей Кремниевой долины — он создал в этой местности первую лабораторию, занимавшуюся полупроводниками. Но при этом он испортил свою репутацию расистскими высказываниями и негуманными идеями.

Например, он предлагал оплачивать из бюджета стерилизацию людей, чей уровень IQ ниже 100 баллов. Возможно, тема интеллекта стала для него так значима после отказа в участии в исследовании Термана.

Психолог Льюис Терман. Фотография: BPS HoPC / bps.org.uk
Психолог Льюис Терман. Фотография: BPS HoPC / bps.org.uk

В среднем выросшие гении получали в шесть раз больше среднего американца. Но впечатляющими эти результаты кажутся только на первый взгляд. Если пристально изучить жизни участников исследования, окажется, что большинство занимали скромные должности рядового полицейского, моряка или машинистки и получали обычную, не слишком высокую зарплату. И в целом их жизнь и достижения были среднестатистическими.

Сам Терман пришел к выводу, что корреляция между интеллектом и достижениями «далека от идеальной». Он заключил, что успеха добиваются те, кто еще в детстве демонстрирует повышенные целеустремленность и самоуверенность.

Умные богаты, но не благодаря уму

Исследование Термана — старейшее среди психологических и продолжается до сих пор уже другими учеными и с участием потомков одаренных детей. Тем не менее исследование часто критикуют: например, некоторые находят ошибки в подсчетах уровня IQ, которые делал Терман, а также указывают на некачественную выборку участников — почти все дети были из довольно обеспеченных семей, что, конечно, увеличивает шансы на успех в жизни.

Наконец, Терман не был отстраненным наблюдателем: он писал участникам рекомендательные письма, помогал поступить в Стэнфорд и устроиться на работу. Безусловно, это тоже могло отразиться на их уровне дохода.

Современные ученые также ищут взаимосвязь между интеллектом и высоким доходом. Исследователь Джей Загорски сопоставил данные почти 7500 жителей США и подсчитал, что каждый балл IQ прибавляет к доходу 234—616 $ в год. Получается, на 2007 год, когда было опубликовано исследование, человек с высоким уровнем IQ — в 130 баллов — получал на 20—55% больше средней зарплаты по стране.

Высокий уровень IQ повышает шансы на высокую зарплату, но зависимость не сильно выражена. Источник: gwern.net
Высокий уровень IQ повышает шансы на высокую зарплату, но зависимость не сильно выражена. Источник: gwern.net

Казалось бы, исследование подтверждает: ум помогает больше зарабатывать. Но Загорски считает, что обнаруженная корреляция слишком слабая. Он пишет, что даже если считать, что IQ-тесты — это точный способ измерить интеллект и что его уровень не меняется с течением жизни, все равно нельзя говорить о том, что низкий интеллект предвещает финансовые трудности. И наоборот.

На графике видно, что значительное количество людей, имеющих разный уровень интеллекта, зарабатывает одинаковые суммы.

Еще один вывод исследования: высокий интеллект вовсе не гарантия разумного обращения с деньгами. Например, люди с IQ 100 баллов исчерпывали лимит кредитной карты и просрочивали платежи гораздо чаще, чем люди с IQ 80 баллов. Даже среди самых умных людей — с IQ выше 140 баллов — есть те, кто не платят по счетам: таких почти 19%.

Если бы больший ум автоматически означал лучшие финансовые привычки, то каждые 5—10 баллов IQ прибавляли бы людям разумности в тратах. Но на таблице мы этого не видим. Напротив, очень высокий интеллект повышает риски транжирства.

Вероятность финансовых проблем у людей с разным уровнем IQ 

Уровень IQИсчерпание кредитного лимитаПропуск платежейБанкротство
70 баллов2,6%7,6%7,9%
80 баллов7,6%14,2%15,2%
90 баллов10,0%17,9%20,0%
100 баллов8,3%17,6%20,7%
110 баллов5,8%15,5%18,5%
120 баллов4,6%13,8%15,7%
130 баллов5,7%14,1%13,9%
140 баллов14,2%18,8%14,1%

Вероятность финансовых проблем у людей с разным уровнем IQ 

Исчерпание кредитного лимита
70 баллов2,6%
80 баллов7,6%
90 баллов10,0%
100 баллов8,3%
110 баллов5,8%
120 баллов4,6%
130 баллов5,7%
140 баллов14,2%
Пропуск платежей
70 баллов7,6%
80 баллов14,2%
90 баллов17,9%
100 баллов17,6%
110 баллов15,5%
120 баллов13,8%
130 баллов14,1%
140 баллов18,8%
Банкротство
70 баллов7,9%
80 баллов15,2%
90 баллов20,0%
100 баллов20,7%
110 баллов18,5%
120 баллов15,7%
130 баллов13,9%
140 баллов14,1%

Что действительно помогает заработать

Если высокий уровень интеллекта не гарантирует высокий доход, то что тогда может быть более точным предиктором финансового успеха? Исследователи выделяют три фактора.

Личные качества. Идею Льюиса Термана о том, что успех в жизни больше зависит от самооценки и целеустремленности человека, чем от уровня его интеллекта, подтвердили более поздние исследования. Лауреат Нобелевской премии по экономике Джеймс Хекман с коллегами проанализировал данные тысяч людей: в том числе баллы IQ, оценки в школе и университете и результаты тестов на личностные черты. Сопоставив их с доходом, ученые определили: зарплата только на 1—2% зависит от интеллекта.

Оценки в школе и университете оказались более показательны, чем баллы IQ. Но вовсе не потому, что пятерки по химии и литературе достаются самым умным. В учебе мы проявляем не только когнитивные способности, но и личностные качества: добросовестность, трудолюбие, настойчивость, самодисциплину и открытость новому опыту.

Эти качества и определяют финансовый успех, по мнению Джеймса Хекмана. Усидчивый школьник со средним IQ может учиться лучше более умного, но ленивого соседа по парте. Потом, когда школа и университет останутся позади, усидчивость поможет ему и во взрослой жизни.

Эти выводы частично пересекаются с выводами знаменитого «зефирного теста» — эксперимента конца 1960-х — начала 1970-х.

Он проходил так: ребенка оставляли наедине с зефиром на несколько минут и обещали двойную порцию, если он не съест сладость к моменту возвращения взрослого. Ученые протестировали таким образом десятки детей, а потом наблюдали за их жизнью. Через 20 лет выяснилось, что те, кто терпел ради большей награды, были в целом успешнее в жизни. Были еще исследования, подтвердившие важность самоконтроля для успеха, но позднее выяснилось, что важен не только он.

Состоятельные родители. Несколько лет назад группа американских ученых решила повторить «зефирный тест». На этот раз исследователи учли разные социальные факторы — например, семейный бэкграунд и атмосферу дома. Они тоже обнаружили, что уровень самоконтроля у ребенка коррелирует с финансовым успехом в будущем, но эта корреляция была слабой. Куда важнее оказалось финансовое положение родителей: дети богатых родителей оказались самыми терпеливыми. Неудивительно, что они чаще добивались успеха, когда вырастали.

Богатство родителей дает много преимуществ: доступ к лучшему образованию и лучшему лечению, возможность не совмещать работу с учебой в университете. И главное — оно помогает избежать финансового стресса. Когда человек переживает из-за денег и ищет способы их достать, его мозг уже сильно занят и не в состоянии полноценно заниматься чем-то еще — например, строительством карьеры, полезным нетворком или обдумыванием очередной бизнес-идеи.

Везение. Возможно, именно везение — самый важный компонент богатства. Это наглядно показывает компьютерная симуляция итальянских ученых, которые смоделировали развитие карьеры гипотетических людей в течение 40 лет. Одни были задуманы более талантливыми: умными, любопытными, настойчивыми, креативными, с высоким эмоциональным интеллектом. Другие обладали этими качествами в меньшей мере.

Казалось бы, талант гарантировал, что человек добьется успеха. Но вышло совсем не так.

В основном везло небольшой группе людей. Причем посредственности часто были намного более успешны, чем таланты. Но не из-за трудолюбия, а просто благодаря череде случайностей.

График ниже демонстрирует это. Слева — успешная карьера того, кому раз за разом везло. Справа — провалы более талантливого человека, у которого в жизни одно неудачное событие следовало за другим. «Даже большой талант бессилен против ярости несчастья», — заключили авторы исследования.

Эволюция успеха наиболее и наименее успешных людей. Источник: researchgate.net
Эволюция успеха наиболее и наименее успешных людей. Источник: researchgate.net

Почему не стоит переживать, если IQ-тест показал невысокий результат

Не воспринимайте эти результаты всерьез. Большинство тестов в интернете — не более, чем кликбейт и развлечение. Настоящие IQ-тесты должны проводиться под наблюдением психолога, а лицензированные и вовсе делают лишь несколько лабораторий в мире, например Mensa.

Но и проведенные по всем правилам тесты IQ не в полной мере отражают, насколько человек умен. Они строго привязаны ко времени. Результат отчасти отражает то, насколько человек сконцентрирован и быстро думает. Но концентрация внимания и скорость мышления сильно зависят от обстоятельств, и один и тот же человек может получить разные баллы в разные дни.

Например, на результаты может повлиять финансовый стресс. В одном исследовании участников попросили пройти тест на уровень интеллекта, но до него попросили подумать, как бы они нашли значительную сумму на ремонт машины, если что-то случится. Респондентов с низким уровнем дохода такой вопрос сразу выбил из колеи: их результаты в тесте упали на целых 9 баллов, что эквивалентно урону от бессонной ночи. У людей, которые не привыкли беспокоиться о деньгах, изменений в результатах не было.

Многие психологи также считают, что тесты IQ оценивают не ум, а только отдельные его составляющие. Самый известный критик — автор бестселлера «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман. Он утверждает: понимание своих и чужих эмоций гораздо важнее способности представлять проекцию вращающихся фигур или угадывать пропущенное в ряду число.

Среди критиков IQ-тестов и профессор Гарвардского университета Говард Гарднер. Он считает, что интеллект состоит не менее чем из семи аспектов: лингвистического, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, музыкального, внутриличностного и эмоционального. Но современные тесты измеряют прежде всего логико-математический интеллект. А значит, многие другие способности человека остаются неучтенными.

Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Ника ВоюцкаяКакое качество, по-вашему, самое важное для финансового успеха?
  • Антон Крутовинтеллект выше среднего переоценен, он нужен достаточно в редком наборе кейсов и очень часто даже вредит, большинство моих крайне интеллектуальных одногруппников система сожрала заживо в первые 2 года после окончания учебы60
  • Аглая ВороноваАнтон, а я вот об этом Думаю с позиции менеджера по подбору персонала. Часто вижу, что умные люди часто не делают карьеру, так как умнее своих начальников и... не могут этого скрыть. При этом что бы перешагнуть на должность руководителя необходимо побыть пешкой.29
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Антон, согласен У меня тоже, все отличники и ботаники не смогли адаптироваться, хотя, признаться, этот исход был понятен еще в школе17
  • Антон КрутовЛяля, Интеллект, ум, EQ, эрудиция, образованность это не одно и тоже. Постсоветские НИИ переполнены высокобразованными отщепенцами, с зарплатой в 300 долларов. Если кандидат правда умный он смог бы это скрывать до поры до времени.41
  • MiramaxЛучше бы в качестве заглавного примера сослались на Форреста Гампа))) Это же надо было в статье про богатство привести в пример вымышленного персонажа! 😀23
  • Alexey OrekhovЛюбые экстремумы это плохо - слишком сильный интеллект губит точно также, как голова, набитая опилками. Во всем должна быть гармония. Общительный, трудолюбивый и борзый (в хорошем смысле) плиточник будет, скорее всего, жить несопоставимо лучше любимчика учителей, покорявшего всех цитированием лирики Катулла. Особенно в нашей стране.27
  • NessКак бывшая отличница, скажу я вам, что фразы "отличники ничего в жизни не добиваются", "отличники очень часто хуже сдают боевые экзамены" и "всё равно потом будешь работать на бывшего троечника, потому что его мамочка/папочка пристроят" я слышала куда чаще, чем пророчества светлого будущего, особенно в выпускные года. В универе такого не было, но в универе и люди куда адекватнее подобрались. Вообще светлое и не очень будущее мы обсуждали только между собой, студентами, в ключе "боже, куда мы все после этого пойдём"113
  • Всем пока76
  • ДарёнкаДля достижения любого успеха необходимо наличие условного "шила в заднице", которое не даст спокойно жить и будет постоянно толкать человека делать свой бизнес или профессионально развиваться. При этом не обязательно обладать интеллектом выше среднего. Постоянное движение вперед неизбежно приведет к финансовым успехам.68
  • "Кроме того, ассоциировать ум с богатством учат многие книги, фильмы и комиксы: взять хотя бы историю гениального изобретателя и предпринимателя Тони Старка." - мысль не раскрыта. Он богатства по наследству получил. А гением стал еще до того , как получил дорогое образование)))18
  • oleg kuzmin- если ты такой умный, то почему такой бедный? - потому, что, я ещё и честный.87
  • Anchoсоветую авторам уже перестать использовать пресловутый зефирный тест в качестве довода - в комментариях к этой статье (https://journal.tinkoff.ru/no-willpower) я оставила ссылку на статью о его опровержении, где уточнялось, что главным фактором терпеливости детей были богатые родители. автор статьи опроверг мой коммент, а его опроверг еще кто-то, короче, возникла путаница. в итоге два материала ТЖ ссылаются на этот несчастный тест, но с совершенно противоположными посылами)25
  • Аглая ВороноваАнтон, я понимаю и уважаю Вашу мысль. При этом вижу, что быть подчиненным При менее умном руководителе реально могут не все. P. S. Поэтому умным людям карьеру делать нужно быстро. Потому что после 30 то, что ты умнее начальника вообще никто не может скрывать.27
  • ГермионаНа самом деле не может быть одного качества, их два. Сочетание интеллекта и силы личности, по другому можно её назвать динамикой. Динамика даёт возможность добиваться своих целей, снова и снова идти к цели, несмотря на трудности. Если динамики не хватает, один интеллект не поможет. Наверное он может сработать даже в минус, т.к. человек умный лучше глупого понимает, что он неуспешен. И это может дополнительно давить его эмоционально, понижать динамику. Одна же динамика часто заводит человека в неуспешные проекты, которые он жаром пытается воплотить, но недостаточный интеллект снова и снова приводит к ошибкам и неудачам.39
  • ГермионаИван, очень верно написали. Школа отучает от нестандартных самостоятельных решений. В школе получают пятерки за решения в заданных рамках. А жизнь намного шире. Ещё большое значение имеет семья. Успешные родители, просто своим поведением успешных людей передают детям как нужно вести себя чтобы быть успешным. Если они при этом любят детей или хотя бы более менее нормально относятся, то дети автоматически перенимают успешное поведение.20
  • Раиса УдаловаБезжалостность, к сожалению. Когда финансовый результат важнее гуманного и человеческого отношения к работникам.9
  • ГермионаДарёнка, точно2
  • ГермионаAlexey, как я уже писала выше, нужно сочетание интеллекта и силы личности. (Сила личности, способность добиваться своего, динамика). Уточню, нужен их баланс. Чем выше интеллект, тем больше должна быть динамика. Иначе интеллект скорее сработает в минус. Против успешности.13
  • SSтьфунатебя, успеваемость не равно интеллект. со мной учились тупые, которые закончили на красные дипломы. абсолютно тупые.29
  • SSoleg, вспомнилась похожая фраза про учителя экономики, только ответа не было 😅3
  • SSРаиса, можно еще наглость добавить9
  • Светлана РыжоваАй Кью это - ни о чём. Имхо. Мой - 153. Я обычный учитель, нищеброд всю жизнь30
  • Иван Иваныч ИвановОк, давайте я вам расскажу за айкью) У меня его 156. Я думаю, что неправы как те, кто считает его показателем ума и мудрости (которым до сих пор нет исчерпывающего определения), так и те, кто его вообще игнорирует. Айкью - это всего лишь скорость процессора в компьютере. Т.е. способность обрабатывать информацию с какой-то скоростью. И сами тесты на айкью заточены именно под это - даются разные абстракции, мозгу нужно их обработать и дать результат. Говорит ли скорость процессора о том, что на этом компьютере будет выполняться какая-то полезная или вредная работа? Нет. Полезность работы определяется ставящимися задачами и соотношением их с целями. Полёт на Луну выполнялся на компьютерах, которые не потянули бы даже самую простую современную игрушку с разноцветными шариками. И наоборот, какой-нибудь геймер может часами впустую тратить ресурсы сверхмощного компа на отстрел виртуальных террористов. Успех - это тоже про соответствие целей и выполняемой работы. Можно свой супермощный комп парить впустую, а можно свой скромненький процессор загружать по полной программе важными для успеха задачами. Например, я обожаю всякую бесполезную информацию. С детства исследую, читаю, запоминаю всё, что только можно - историю, даты, события, названия стран, столиц, регионов, валют, единиц измерения, иностранные языки, языки программирования и т.п. Лет двести назад я был бы энциклопедистом, очень полезным человеком. Сейчас же мне пришлось научиться заставлять себя пропускать информацию мимо, потому что энциклопедистов заменила википедия, потраченное на эту бесполезную информацию время не оплачивают, а кушать надо. Да, айкью помогает быстрее анализировать информацию и приходить к каким-то выводам. Но желание анализировать не от айкью зависит. Я очень долго шёл к тому, что анализировать надо. А до этого я, также как любой другой человек, не хотел задавать себе неудобные вопросы, верил в бога, потому что так меня научили, "хотел" детей, потому что так меня научили, собирался брать кредиты и ходить на завод, потому что так меня научили. Долго и мучительно шла работа над тем, чтобы захотеть использовать свой айкью во благо себе, а не просто парить его на анализ гипотетических "а что было бы, если бы Ленин умер в 1905-м", или на выигрывание школьных олимпиад (выиграл их почти все, во всех классах - на жизни отразилось ровно никак). Поэтому айкью к успеху имеет очень опосредованное отношение. Знаю очень тупых бизнесменов на машинах стоимостью больше всего моего капитала, с дачами в Швейцарии и т.п. - это если навскидку мерять успех в деньгах. Или, наоборот, знаю человека, который только смотрит телевизор и ходит на работу - и счастлив, отказывается от любых предложений его детей свозить его куда-то заграницу. Поэтому айкью, в целом, может помочь вам стать успешнее. А поможет или нет - зависит от других ваших качеств. Например, от целеустремлённости.140
  • Иван Иваныч ИвановSS, в столице это - очень скромная зарплата, ради которой даже как-то странно тратить годы жизни, да ещё и в лучшем вузе страны.10
  • AlenaStribog F"если ты такой умный, то почему такой бедный" - это хорошая индикаторная фраза, которая быстро выявляет нежеланных собеседников; диалог с ними, скорее всего, будет скучным и предсказуемым13
  • Александр МаксимовЧтож, на текущем этапе развития общества решает не интеллект, а наглось, хитрость и изворотливость. Именно поэтому у нас столько людей недовольны своей работой, потому что ими управляют изворотливые наглые дегенераты, которые не способны стать профессионалами.20
  • Александр МаксимовА по поводу отличников все зависит от школы. Если школа дно и ты в ней отличник, то это не значит что ты умный. А вот если школа сильная, то это значит много. Заканчивал школу в провинциальном городе. 8 медалистов в классе. Ребята теперь, кто в США, кто в Европе и зп у всех от 10к$21
  • АПроблема не в связи интеллекта с чем-либо, а в самом определении этого самого интеллекта и способах измерений: их просто нет, ни IQ, ни оценки никуда не годятся, а потому и связей с финансами, личной жизнью, здоровьем или счастьем в целом почти не прослеживается - даже не потребуется для опровержения вдаваться в тонкости анализа исследований, где, например, ассоциативные связи вовсе не означают причинно-следственных. Правда в том, что какими бы ни были врождённые способности нашего мозга, есть только один способ улучшить своё финансовое положение и заключается он в том, чтобы заняться изучением финансов. А улучшить личную жизнь поможет погружение в особенности отношений между людьми. Улучшать здоровье лучше всего изучением медицины. И, конечно, ничто так не приближает к счастью как изучение того, что делает людей счастливыми. Как бы очевидно ни звучали эти мысли, людям крайне тяжело даётся их понимание, они постоянно хотят всё свести к поиску какого-то волшебного грааля, после нахождения которого они раз и навсегда решат свои проблемы - отсутствие таких примеров в истории человечества никого при этом не смущает.21
  • MonikusЛяля, вообще то нанимать надо как раз более умных людей, зачем мне дураки в подчинении, мне тогда придется за них думать38
  • Valentin AvgustinovichГермиона, тут палка о двух концах, вам будет гораздо сложнее с не стандартными решениями, если вы никогда по стандарту не решали, это же опыт, который необходим. Те же учёные, изучают все похожие исследования, смотрят на уже полученные результаты, а не с закрытыми глазами идут "придумывать новое". Так что нужно решать и общепризнанными методами, но давать больше свободы и уж тем более не наказывать за не стандартное мышление.26
  • Selen StИван, не знаю насчет школы, но в универе почти все наши отличники были не зубрилами, а напротив, очень хорошо соображавшими людьми, быстро усваивающими новый материал и способными мыслить нестандартно. Зубрила была только одна, а отличников 8 на группу из 16 человек). Не знаю, к сожалению, что и как они сейчас, но уверена, что у них все супер.15
  • ВладимирШевалье, сколько в итоге зарабатываешь?)9
  • Кира ГандиДарёнка, хотелось бы верить)6
  • RedcarNess, я тоже отличница,в школе про троечников нам такого, конечно,не говорили, но это всё я сама уже поняла во взрослой жизни)))) Что всё,что говорили , будет ровным счётом наоборот. Что цвет корочки диплома ничего не решает (за 15 лет работы по трудовой просили принести диплом лишь дважды)... Что прилежное исполнение -это всегда работа на кого-то более предприимчивого (и не факт,что более умного! Тогда еще гордость свою засунь в ж...)))) И вообще,много разочарования было от образования,"горе от ума")) Выйдя с красным дипломом из топового вуза,я не чувствовала своей практической подкованности, состоятельности (знания академические, теории и так далее, а психологу без практики куда податься?). И вечное ощущение,что недостаточно хороша, долго избавлялась от "синдрома отличницы"... Это сейчас полно шарлатанов- самоуверенных выскочек, пройдут "обучение" два онлайн МК за "диплом" формата А4 ,на принтере распечатанный... И все! "Я практикующий психолог, психосоматолог, и еще много кто...хренолог" 😅 И это не моя выдумка, весь инстаграм пестрит. Намного важнее ,я считаю, вводить в школе уроки фин.грамотности! Хорошо,что сейчас об этом можно и в инете почитать, было бы желание. ..надцать лет назад у меня не было своего компьютера, и родители не могли подать "+" пример... Все на своей шкуре, на горьком опыте. А детям своим я обязательно буду все объяснять.42
  • Анастасия КоршунковаNess, мы слышали такое от людей старшего поколения. Но! Они сами же из обычных среднестатистических ребят делали троечников и отличников. Нужно понимать, что "троечники" - это люди с такими же данными, как и условные "отличники". Школа лицемерна: своим 5, чужим 3. Причём три могли поставить и хулигану и обычному ребёнку. (не стоит представлять всех троечников хулигана и, а всех отличников светилами. Нет. Оценки рисованны у многих.)12
  • Анастасия КоршунковаЯ думаю, что самое важное для успеха - это быть в нужное время, в нужном месте, с правильными людьми. И все. Остальные 99% профессий может освоить любой среднестатистический человек.15
  • ВеленаВсе,что я знаю точно: люди, которые умеют о себе заявлять - бедными не останутся. Говорят громко. Много. Экстраверты. Шило в заднице- да- как тут уже писалось. В любом коллективе такие будут на виду. Если ты на виду, значит, ты первый приходишь на ум, когда решают, кого назначить выполнять какую-то работу. Это значит, что к тебе повышенное внимание вообще по всем вопросам. Результаты твоей работы будут видны лучше. И повышение ты сто процентов получишь раньше, чем тихий ботаник, который умней тебя в сто раз. Последнего просто не увидят. И не услышат. Честно говоря, я даже не знаю ни одного богатого, с которого бы хотелось брать пример как с личности. То есть быть таким же человеком. Эти люди не вызывают равнодушия, либо любовь, либо отторжение, и чаще последнее- потому что кажутся очень навязчивыми. Даже не так, что конкретно к кому-то навязываются. а просто мешают спокойствию общей атмосферы. С умом идет эмпатия, а такие люди обычно не видят, что кому-то что-то неприятно, не выбирают слова, не думают. как правильно сказано в тексте: не воспринимают негатив. По-моему, это плохо. тут нечем гордиться, если только радость видишь. Тихий человек тоже может быть богатым, но ему нужна хитрость для этого, а не "пробивная сила". Пока в нашем мире эффективней первое.16
  • Alex BlauИван, а могли бы вы предоставить результаты тестирования с сайта https://test.mensa.no/ или, хотя бы, https://mensa.dk/iqtest/ У меня iq 135-140 по ним и я ещё ни разу не видел никого с iq выше. Было бы интересно посмотреть, на самом деле2
  • ВеленаRedcar, Что прилежное исполнение -это всегда работа на кого-то более предприимчивого (и не факт,что более умного! Тогда еще гордость свою засунь в ж...)))) О даааааа... "Это сейчас полно шарлатанов- самоуверенных выскочек, пройдут "обучение" два онлайн МК за "диплом" формата А4 ,на принтере распечатанный... И все!" Еще раз о да))) "Намного важнее ,я считаю, вводить в школе уроки фин.грамотности! " И в третий раз плюсую, все так.5
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в феврале 2022 года, и с тех пор он не потерял актуальность. Мы внесли в него небольшие изменения и опубликовали повторно.8
  • Е КононAlex, сколько примерно занимает тестирование?0
  • LeoЕ, на втором сайте 40 минут1
  • КитнисПривет, я тоже из отличниц. Мне не говорили, на кого я буду работать, но стоило принести вместо 5 оценку 4, то мне пророчили работу дворником и голодную смерть. Ну и сдалось моё отличие)) с психологом разгребали «ценный багаж»)) Не умираю с голоду, звёзд с неба не хватаю. Но да, есть друзья, которые постоянно крутятся, вертятся, то открыть, сюда вложить.. А я себя удобно чувствую в найме. Тут ниже написали про фин грамотность для детей — согласна! А ещё попробовать дать ребёнку нормальную самооценку, чтобы он не тащил за собой комплексы, которые будут мешать в реализации22
  • Наталия МорозоваАлекс, у меня был руководитель, который считал, что на должность юриста нужно брать не только умную, но и красивую девушку, ибо она будет добиваться результата не только своим умом, но и расположением к себе в том числе оппонентов. Речи об интиме не шло. И говорил, что красивым людям в жизни всего добиться проще, ибо с ними приятнее общаться8
  • ВиалеттаКитнис, и я бывшая отличница. А толку?! В жизни так и не могу реализоваться((5
  • КитнисВиалетта, поддерживаю вас 🫱🏼‍🫲🏽1
  • ВиалеттаКитнис, спасибо.0
  • Alex BlauЗдравствуйте, вероятно, сильно варьируется от человека к человеку, но по отзывам друзей(всех протестировал) от 15 до 30 минут0
  • Дмитрий ЮдинИван, звучит так, как будто chatgpt написал :)0
  • Pirozhok_s_kapustoyAlex, такое ощущение, что напряглись из-за конкуренции) В первом тесте результат может быть максимум 145 баллов, что написано в превью - естественно, никто 156 баллов там набрать не сможет0