Будучи еще школьником, я вел группу во «Вконтакте» с 65 тысячами подписчиков.

В 2016 году я придумывал мемы, постил любимую музыку, продавал рекламу в группе и зарабатывал на этом около 10 тысяч рублей в месяц — деньги я сразу же тратил на развитие паблика.

В то время я жил с родителями в небольшом городе в Чувашии, но потом поступил в техникум в Казани. Близился переезд и череда трат: аренда жилья, покупка продуктов и другие «радости» самостоятельной жизни. Поэтому весной 2017 года, когда мне было 15 лет, я продал сообщество за 43 000 Р.

Сейчас мне 19 лет, я учусь в техникуме, на фрилансе работаю автором в одном из лайфстайл-журналов Казани и пишу рецензии на кино для других изданий. Работу я люблю, но мне все равно хочется креативить что-то свое.

Я решил создать новый проект, но с одним условием: чтобы не требовалось много тратить на рекламу, а подписчики приходили бы сами. Поэтому нужна была площадка с хорошей рекомендательной системой — это когда платформа предлагает зрителю посмотреть контент на основе его предпочтений, при этом создатель контента ничего не платит.

Почти сразу я отмел «Вконтакте», «Инстаграм» и «Телеграм»: эти платформы не дают бесплатный трафик. У «Тиктока» отличная рекомендательная система, но формат мне не нравился. Из наиболее подходящих оставался «Ютуб», и в октябре 2020 я создал свой первый канал.

В статье расскажу про этапы создания видео, работу с инструментами «Ютуба» и про то, как мне за месяц удалось набрать просмотры и подписчиков.

Как запустить канал на «Ютубе»

Создать сам канал несложно: нужно просто войти на «Ютуб» с помощью «Гугл-почты». Этого уже достаточно для загрузки видео, но еще нужно придумать название и оформление канала, чтобы у него был свой узнаваемый стиль.

Я назвал канал «Шесят Шестой», не закладывая глубокий подтекст: звучит просто, легко набирается на клавиатуре. Но позже понял, что название получилось слишком абстрактным. В обучающем ролике на «Ютубе» говорится, что лучше, когда в названии есть ключевое слово, соответствующее тематике канала: так людям проще найти видео. Но менять название я не буду, потому что многие подписчики уже запомнили мой канал таким.

Дальше я нарисовал аватар с числом 66, загрузил его и простую однотонную обложку — на этом мой канал был готов. Можно еще заполнить описание, дать ссылки на свои соцсети, но я решил с этим не заморачиваться: я не планировал появляться в своих видео, поэтому и рассказывать много о себе не хотел.

Опытные ютуберы рекомендуют заказывать оформление канала у профессиональных дизайнеров, но я решил сэкономить и сделал минималистичный дизайн: мне показалось, что на первое время этого будет достаточно, а контент важнее оформления.

В настройках канала есть раздел «Брендинг» — там можно найти все форматы и подсказки для создания правильной обложки, фото профиля и логотипа
В настройках канала есть раздел «Брендинг» — там можно найти все форматы и подсказки для создания правильной обложки, фото профиля и логотипа
Чтобы загрузить свою обложку для видео, нужно еще подтвердить номер телефона
Чтобы загрузить свою обложку для видео, нужно еще подтвердить номер телефона

Как я выбрал формат видео

Я не представлял, какие видео хочу делать, и никак не мог определиться с форматом. Мне нравились комичные ролики, обзоры фильмов, интервью, тренинги по психологии. Поэтому два месяца я смотрел, что делают другие, вдохновлялся и прикидывал, смогу ли сделать что-то подобное, но в своем стиле.

Анимационные видео. Как-то я увидел канал с короткими анимационными роликами — очень просто нарисованные человечки разыгрывали забавные истории и жизненные сценки. У автора было полтора миллиона подписчиков.

Скриншот из анимационного видео ютубера, работой которого я вдохновлялся
Скриншот из анимационного видео ютубера, работой которого я вдохновлялся

На одном из стримов он сказал, что производством видео занимается один, а канал приносит ему достаточно денег, чтобы содержать семью из трех человек. «Я тоже так смогу. Рисуешь человечков, зарабатываешь лямы», — подумал я и написал за три ночи три сценария. Это были истории о взрослении парня, который стал критически смотреть на привычный мир и окружающих людей.

В декабре 2020 года я взял старый графический планшет брата, начал рисовать первый мультик — и тут понял, что это сложно, нудно и долго. Я не умел рисовать, мне не хватало усидчивости, чтобы снова и снова перерисовывать фазы движения персонажей.

Я решил узнать, сколько будет стоить нарисовать ролики у профессионала, и нашел иллюстратора во «Вконтакте». За минуту материала он просил от 7000 Р, каждое мое видео должно было длиться около трех минут. Потратить 21 000 Р на один ролик — не об этом я мечтал, когда заводил канал. В итоге я продолжил рисовать сам. Вымучивал три коротких ролика три недели, потом записал простую озвучку на диктофон в телефоне, загрузил все на канал — и стал ждать реакций.

Кадр из моего анимационного ролика — это была серия про ежедневную рутину
Кадр из моего анимационного ролика — это была серия про ежедневную рутину

В течение месяца на канал подписалось несколько человек, просмотров было очень мало — около пятидесяти на все три ролика. Пару раз какие-то анонимы оставляли грубые комментарии. Я немного расстроился, но мне и самому не нравился результат. Поэтому ни рекламировать, ни делать новые подобные ролики я не стал, а вместо этого ушел с головой в учебу и работу и забросил канал на полгода.

Видеообзор. В июле 2021 года я все-таки вернулся к каналу. Я фанат мультсериала «Рик и Морти». Когда вышел новый сезон, я решил смонтировать видеообзор. Мне очень хотелось поделиться своими размышлениями о том, как в анимации преподносятся серьезные темы, как там шутят по-взрослому и какие приемы делают такие мультики популярными.

За день я написал сценарий на четыре минуты, для видеоряда использовал отрывки из разных серий, которые нашел в открытом доступе, а звук снова записал на диктофон в телефоне.

Картинка была сносной, только вот звук получился ужасным: я плохо проговаривал слова, было слышно эхо и посторонние шумы. Но я все равно загрузил видео на канал, а мой друг бесплатно разместил во «Вконтакте» ссылку на обзор — в его группе было около 500 тысяч подписчиков.

Ролик принес 120 подписчиков и много хейта — причем не только обзора, но и моих старых анимационных роликов. Люди писали, что звук ужасный и не стоит позориться: на «Ютубе» мне ничего не светит. Я решил удалить все ролики, но все равно не особенно расстроился: понял, что если уж и делать что-то для «Ютуба», то подходить к этому надо серьезно.

Скринов и самого того ролика у меня, к сожалению, не осталось.

Психология и саморазвитие. Через какое-то время я решил сделать видео о чем-то, что мне самому было действительно интересно.

Я много читаю и смотрю на тему психологии, давно интересуюсь дауншифтингом. Я лишний раз не покупаю новую одежду, а если что-то и нужно, то иду искать это в секонд-хенде. Работаю я на фрилансе, а идеальный отдых для меня — поехать куда-нибудь поближе к природе, общаться с местными и изучать их культуру не из отельного номера, а находясь среди обычных людей.

Поэтому в новом видео я решил поделиться своими размышлениями о дауншифтинге. Написал сценарий четырехминутного ролика, для видеоряда использовал кадры из разных фильмов, а звук записывал на профессиональном оборудовании — о нем я расскажу дальше в статье.

Видео о дауншифтинге на моем канале

30 июля 2021 года я загрузил видео на канал и вновь стал ждать реакций. В течение первой недели я получил много хороших отзывов: кто-то похвалил видеоряд и сказал, что ролик «очень ламповый», кто-то поблагодарил за интересную точку зрения, о которой стоит задуматься. Так я нашел свой формат и понял, что буду делать видео с размышлениями на тему психологии и саморазвития.

Сейчас на моем канале восемь видео по 3—5 минут. У самого популярного из них набралось почти 10 тысяч просмотров, а за первый месяц с момента загрузки видео про дауншифтинг на мой канал подписалось больше тысячи человек. Я считаю, что это хороший результат для начинающего ютубера.

Под видео сразу появилось много хороших комментариев — это всегда очень вдохновляет
Под видео сразу появилось много хороших комментариев — это всегда очень вдохновляет

Как я создаю контент

На «Ютубе» огромная конкуренция за внимание зрителя: на платформу пришло очень много профессиональных журналистов, музыкантов, психологов, продюсеров и других экспертов, которые делают контент на очень высоком уровне.

Поэтому начинающему ютуберу посоветую не повторять моих ошибок и сразу настраиваться на качественную работу: например, заранее продумать, на что записывать звук и какую сделать заставку для ролика, чтобы зритель не закрыл его на первых секундах.

По себе знаю: если я зашел посмотреть видео с интересным заголовком, но у него ужасный монтаж или режущий ухо звук, я сразу его закрою.

Я стараюсь выпускать новые видео два раза в месяц. Расскажу про процесс создания роликов и про то, сколько времени я на это трачу.

Сценарий

Это самая важная часть в создании видео. От него будет зависеть и монтаж, и результат: скольких людей привлечет новый ролик.

Идеи для новых видео мне в голову приходят спонтанно: пока читаю книгу, смотрю фильм или интервью, иногда во время прогулок или даже во сне. Такие моменты я стараюсь ловить и записывать в заметки — у меня там всегда 7—10 тем. По сути, это и есть мой контент-план.

В сценарии я не делаю никаких пометок для монтажа. Но пока пишу, в голове формируется примерная картинка: вспоминаю подходящие моменты из фильмов, понимаю, какую музыку буду использовать
В сценарии я не делаю никаких пометок для монтажа. Но пока пишу, в голове формируется примерная картинка: вспоминаю подходящие моменты из фильмов, понимаю, какую музыку буду использовать

На написание сценария я стараюсь выделить хотя бы полчаса в день, а на весь сценарий у меня уходит около недели. На практике я понял, что текст, предназначенный для зачитывания, должен отличаться от обычной статьи.

В моих первых сценариях была масса сложных терминов, определений и просто трудновыговариваемых слов — из-за этого потом приходилось все переписывать под свою манеру речи. Сейчас я знаю, на каких словах у меня возникают проблемы, и просто сразу не использую их в сценарии.

Текст важно заранее прочитать вслух, чтобы услышать, где происходят затыки, и сразу скорректировать эти места. Обычно я трачу 10—15 минут на пробную запись на диктофон и вслушиваюсь в проблемные отрезки — все отмечаю в заметках и проговариваю. Однажды мне пришлось делать пробную запись в такси по пути в студию. Для водителя это выглядело, наверное, очень странно.

В сценарии я сразу прописываю обязательные фразы: призыв подписаться на канал, поставить лайк, нажать на колокольчик и оставить комментарий. Так делают все ютуб-блогеры, даже самые известные. Недавно в видео Артемия Лебедева я слышал, что призыв подписаться улучшает конверсию. А если не просить, то подписываться и ставить лайки будут реже.

Звук

Закадровый текст я начитываю в домашней студии — это профессионально оборудованная комната для звукозаписи, которая находится дома у одного музыканта. Я нашел его объявление на «Авито».

Так как я выпускаю два видео в месяц, то и на запись я езжу два раза. Один сеанс записи стоит 500 Р, а озвучивание одного ролика занимает не больше 40 минут.

После записи в течение часа звуковик присылает мне на почту аудиофайл в формате WAV. Но даже после профессионального оборудования в записи остаются шумы и гудящие звуки — эти моменты я корректирую в программе Adobe Audition или Logic Pro.

Я выравниваю по громкости общий звук, добавляю высоких частот для четкости речи, удаляю самые низкие частоты — например звук работы вентилятора на фоне или шуршание одежды. После обработки мой голос звучит гораздо ярче и четче.

Дальше я экспортирую аудиодорожку в файл и добавляю в программу для монтажа видео.

Мне нравится звук, который получается в студии, но делать студию у себя дома я пока не планирую. Во-первых, хорошее оборудование стоит десятки тысяч рублей, я не готов к таким тратам. А во-вторых, окна моего дома выходят на оживленную дорогу — гул машин заглушить будет очень трудно. Ну и 1000 Р в месяц на запись в подходящей мне студии — не так уж много.

Так выглядит интерфейс программы для монтажа звука Logic Pro
Так выглядит интерфейс программы для монтажа звука Logic Pro

Видео

По сути, все мои видео — склейка кадров из разных фильмов и сериалов, которые подходят по смыслу к сценарию. По работе я пишу рецензии на кино, так что смотрю очень много фильмов — и в это же время отмечаю в заметках моменты, которые мне пригодятся.

Для монтажа я беру не только бесплатные футажи со стока, но и отрывки из фильмов в свободном доступе — их я нахожу в других ютуб-роликах.

Я монтирую в программе Adobe Premiere Pro, для производства моих видео там достаточно встроенных пресетов и переходов — это эффекты для цветокоррекции и монтажных склеек. Для этой программы на «Ютубе» есть много обучающих видео, и новому приему можно научиться быстро и бесплатно.

Я записываю в заметки на телефоне все фильмы, которые могут пригодиться для монтажа. Благодаря такому списку я точно знаю, сколько фильмов посмотрел
Я записываю в заметки на телефоне все фильмы, которые могут пригодиться для монтажа. Благодаря такому списку я точно знаю, сколько фильмов посмотрел
Так выглядит монтаж в Adobe Premiere Pro
Так выглядит монтаж в Adobe Premiere Pro

Кроме видео и закадрового текста на монтаже я добавляю фоновую музыку — ее я беру в бесплатной библиотеке «Ютуба» и у некоторых исполнителей на «Саундклауде». Там много треков на любой вкус — от экспериментальной электроники до джаза. У каждого звука или трека есть свой автор, он же и владелец. О том, как использовать чужую музыку, я расскажу дальше в статье.

До прихода на «Ютуб» у меня почти не было опыта в монтаже, поэтому производство первых роликов занимало неделю. Сейчас на монтаж видео уходит около 15 часов — их я разбиваю на два дня. В результате получается видеофайл, который предстоит загрузить на «Ютуб».

Подготовка видео к публикации

Работа с видео на «Ютубе» начинается с раздела, который называется «Творческая студия»: через него загружается видео на канал, там же потом можно редактировать контент, создавать плейлисты, работать с аналитикой и монетизацией.

Время загрузки видео зависит от размера файла, от скорости работы компьютера или телефона и от скорости интернета — мои видео весят в среднем 1,5 Гб и загружаются на платформу минут за десять.

Пока видео загружается на канал, я пишу название, описание, проставляю теги и заполняю другие поля.

Так выглядит пустое окно загрузки — ролик уже загружается на канал, но я еще не заполнил ни название, ни описание
Так выглядит пустое окно загрузки — ролик уже загружается на канал, но я еще не заполнил ни название, ни описание

Название ролика должно соответствовать тематике видео и быть интригующим. По сути, заголовок — это фраза, с помощью которой люди ищут видео в интернете. Чем точнее вы попадете в эту фразу в названии видео, тем выше вероятность, что зрители найдут его.

Перед тем как назвать свое видео, я обычно смотрю, что пишут конкуренты и как люди формулируют поисковые запросы по конкретной теме. Еще я узнал, что названия полезно писать заглавными буквами: говорят, так зритель лучше замечает видео. Название можно поменять в любое время, а в одном из своих роликов блогер Wylsacom даже говорил, что время от времени это делать полезно, но я пока не проверял.

Обложка видео должна привлекать внимание. Чем она качественнее, тем выше будет показатель CTR — отношение числа кликов на публикацию к числу показов. Например, если «Ютуб» показал ролик 10 разным людям, 5 из которых на него кликнули, то CTR равен 50%. Так алгоритмы «Ютуба» понимают, можно ли считать картинку цепляющей и интересной. Если нет, то обложку лучше поменять.

Я читал, что не нужно стремиться к высокому CTR любой ценой: если обложка ролика привлекательная, но видео совсем о другом, люди разочаруются и быстро выключат ролик. Из-за этого ухудшается показатель удержания аудитории, а значит, алгоритмы «Ютуба» будут реже рекомендовать видео.

Я делаю свои обложки в «Фотошопе» — на красный фон ставлю крупным планом персонажей из известных фильмов и добавляю небольшую цепляющую подпись. На дебютном ролике мне удалось набрать 17,3% CTR, это выше, чем среднее значение на моем канале — 8,1%.

Это общая аналитика по видео про дауншифтинг. Видно, как кривая показов ползет вверх. Значит, «Ютуб» все чаще предлагает людям посмотреть мои видео
Это общая аналитика по видео про дауншифтинг. Видно, как кривая показов ползет вверх. Значит, «Ютуб» все чаще предлагает людям посмотреть мои видео
А здесь данные по CTR. Кривая ломаная, потому что люди по-разному смотрят видео: например, кто-то начинает смотреть на работе, а потом досматривает дома. Из-за этого показатель CTR колеблется
А здесь данные по CTR. Кривая ломаная, потому что люди по-разному смотрят видео: например, кто-то начинает смотреть на работе, а потом досматривает дома. Из-за этого показатель CTR колеблется

Описание видео. В описании должно быть как можно больше ключевых слов или фраз, которые совпадают с поисковым запросом. Благодаря им повышается шанс, что видео появится в результатах поиска в браузере или в самом «Ютубе».

Ключевые слова должны относиться строго к теме видео. Некоторые новички или недобросовестные авторы указывают большое количество популярных ключевых слов в надежде набрать много просмотров. Я видел, что в материале про психологию упоминают пандемию и чемпионат мира по футболу, но на «Ютубе» это считается мошенничеством. Система распознает обман и наказывает таких авторов: отключает монетизацию и перестает рекомендовать ролик людям.

В названии и описании я указываю примерные фразы, которые люди вводят в поиск. Главное, чтобы они выглядели как живой рассказ, а не скупое перечисление ключевых слов
В названии и описании я указываю примерные фразы, которые люди вводят в поиск. Главное, чтобы они выглядели как живой рассказ, а не скупое перечисление ключевых слов

У поисковых запросов есть своя градация:

  1. Высокочастотные, ВЧ, — самые популярные и, как правило, короткие фразы или отдельные слова.
  2. Среднечастотные, СЧ, — это популярные, но более конкретизированные запросы.
  3. Низкочастотные, НЧ, — это фразы, которыми довольно редко пользуются в поисковых системах.

Отличить среднечастотный запрос от низкочастотного просто: запросы низких частот ищут не чаще 150 раз в месяц, а средних — в десять раз больше. Для анализа запросов я пользуюсь «Подбором слов» — это бесплатный сервис Яндекса для оценки пользовательского интереса к той или иной теме.

Чаще всего я использую запросы второго и третьего типа, потому что самые популярные фразы заняты: их слишком часто использовали. Например, лучше занять седьмую строку по запросу «саморазвитие личности», чем 125-ю по запросу «саморазвитие».

Так выглядят результаты по запросу «саморазвитие личности»
Так выглядят результаты по запросу «саморазвитие личности»

Теги — еще один важный инструмент в привлечении бесплатного трафика. Это тоже ключевые слова и фразы, по которым зрители ищут видео. Чем точнее написать теги, тем выше шанс того, что зрители найдут ролик.

Есть ограничение по длине тегов: вписать разрешается до 500 символов. Но не стоит перебарщивать, поскольку система может посчитать это за спам. Иногда полезно менять теги, особенно когда появляются новые поисковые запросы.

Чтобы подобрать теги, я пользуюсь бесплатным сервисом Prozavr. Достаточно ввести основное ключевое слово по теме ролика, и сервис предложит большой список тегов — начиная с самых популярных.

В своем первом ролике я использовал не так много тегов, зато все они соответствуют теме видео
В своем первом ролике я использовал не так много тегов, зато все они соответствуют теме видео

Как не нарушить авторские права

Многие неопытные авторы используют в своих видео отрывки из чужих роликов или музыку известных исполнителей. Если делать это без разрешения автора, то получишь претензию или страйк — предупреждение о нарушении авторских прав.

На «Ютубе» работает система Content ID — c ее помощью правообладатели могут отслеживать, кто использует их контент, и отправлять на эти каналы жалобы. Если продолжить использовать чужой контент без разрешения, то «Ютуб» заблокирует канал, удалит все ролики и запретит создавать новые каналы.

Предупреждения и жалобы отображаются в «Творческой студии» на «Ютубе», еще письмо о нарушении авторских прав приходит на почту, к которой привязан канал. Жалобы можно оспорить — это нужно сделать в течение 30 дней с момента получения.

Для меня вопрос авторского права — очень важная тема, потому что весь мой контент состоит из смонтированных кусочков известных фильмов. По идее, за такое можно получить вечный бан. Но у «Ютуба» есть правило, которое называется «право добросовестного использования». Вот как это правило объясняет поддержка «Гугла»:

В России чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов.

Мой видеоконтент подходит под это правило.

Как я писал выше, в качестве фоновой музыки я использую треки, которые нахожу в открытом доступе на «Саундклауде» или в бесплатной аудиобиблиотеке «Ютуба». В «Саундклауде» авторы треков подписывают, можно ли использовать их трек и какая у него лицензия Creative Commons — эта организация разработала разные виды лицензий для авторов, которые хотят, чтобы их творчество было в открытом доступе.

Чаще всего для видео выбирают треки с такими типами лицензий:

  1. Creative Commons Attribution 3.0 Unported, CC BY 3.0, — треки можно бесплатно использовать в своих видео, делать ремиксы.
  2. Creative Commons Attribution 4.0 International, CC BY 4.0, — треки можно бесплатно использовать в своих видео, делать ремиксы, но если что-то в треке изменили, все нужно перечислить в описании.

Еще в описании видео, в которых использованы треки с такими лицензиями, надо будет указать автора, название трека, тип лицензии, ссылку на нее и ссылку на источник трека.

Под хэштегами можно найти информацию о лицензии трека
Под хэштегами можно найти информацию о лицензии трека
Так в итоге выглядит описание видео со всеми исполнителями и лицензиями
Так в итоге выглядит описание видео со всеми исполнителями и лицензиями

Как обжаловать претензию

Я пока претензий не получал, но моей подруге приходила жалоба: система Content ID посчитала, что трек в видео использовался без разрешения правообладателя. Из-за этого весь доход от рекламы должен был получать владелец трека — в том случае это был лейбл, который якобы владел правами на трек.

Как рассказала подруга, Content ID может ошибиться, а лейбл не проверяет, действительно ли использовали его трек, и просто высылает претензии всем подряд. Подруга была уверена, что трек не принадлежал лейблу: она нашла его у исполнителя на «Саундклауде» — в описании было сказано, что все могут беспрепятственно использовать эту музыку для своих роликов на «Ютубе». Поэтому подруга решила открыть диспут — обжаловать претензию.

Это исполнитель, у которого подруга взяла трек. Как видно в описании справа, он разрешает использовать свою музыку бесплатно, но ему все равно часто пишут авторы из «Ютуба», которым прислали претензии. На это владелец трека отвечает, что такие претензии смело можно обжаловать, а в качестве доказательства стоит прикрепить к диспуту скрин этого сообщения и ссылку на оригинальный трек
Это исполнитель, у которого подруга взяла трек. Как видно в описании справа, он разрешает использовать свою музыку бесплатно, но ему все равно часто пишут авторы из «Ютуба», которым прислали претензии. На это владелец трека отвечает, что такие претензии смело можно обжаловать, а в качестве доказательства стоит прикрепить к диспуту скрин этого сообщения и ссылку на оригинальный трек
Так выглядит письмо от Content ID с жалобой — там написано, в каком видео проблема, какой именно трек был якобы использован незаконно и кто правообладатель
Так выглядит письмо от Content ID с жалобой — там написано, в каком видео проблема, какой именно трек был якобы использован незаконно и кто правообладатель
Подруга обжаловала претензию — написала, что считает жалобу от правообладателя ошибкой, которая повторялась уже несколько раз
Подруга обжаловала претензию — написала, что считает жалобу от правообладателя ошибкой, которая повторялась уже несколько раз
В этом письме Content ID говорят, что открыли диспут и приняли обжалование на рассмотрение
В этом письме Content ID говорят, что открыли диспут и приняли обжалование на рассмотрение
А так выглядит письмо с результатом рассмотрения диспута: жалоба отозвана
А так выглядит письмо с результатом рассмотрения диспута: жалоба отозвана

Продвижение видео

У моего канала не было базы подписчиков. Поэтому, когда я загрузил видео про дауншифтинг, мне было важно, чтобы оно не утонуло в потоке контента и его сразу заметили зрители.

Когда я вел группу во «Вконтакте», я научился продвигать посты в соцсетях, узнал, сколько стоит реклама на разных платформах, как работать с аналитикой и общаться с администраторами групп. Все это мне очень помогло в развитии ютуб-канала. Расскажу об инструментах продвижения, которые я использовал для своих видео.

Реклама во «Вконтакте». Я уже представлял аудиторию, чьи интересы похожи на мои: это любители философии, психологии и научпопа в возрасте от 16 до 25 лет. Проще всего было найти таких людей во «Вконтакте».

Еще во время ведения своей группы я пользовался сервисом AdSpoiler — там можно быстро найти подходящую группу для рекламы. Я заплатил 600 Р за подписку на месяц, ввел параметры аудитории, ключевые слова — и нашел нужный паблик. В нем было больше 100 тысяч подписчиков.

Я списался с администратором, дал несколько тезисов из видео и перевел ему на карту 900 Р. За эту сумму он написал пост с кратким рассказом о моем контенте и призывом подписаться. Владелец группы сам решал, как будет выглядеть реклама.

Пост опубликовали, но через сутки удалили: это стандартные условия размещения, чтобы не засорять тематическую ленту контента большим количеством рекламы. По моим подсчетам, за сутки на мой канал подписались 150 человек из паблика.

Рекламный пост выглядел просто, но результаты меня устроили
Рекламный пост выглядел просто, но результаты меня устроили

Таргетированная реклама. На самом «Ютубе» есть формат таргетированной рекламы TrueView Video Discovery — это объявления, которые зритель увидит в результатах поиска и в списке похожих по теме видео.

Объявление нужно настроить. Вот какие критерии задал я:

  1. Бюджет рекламной кампании — 327 Р.
  2. Язык целевой аудитории — русский.
  3. Пол и возраст ЦА — мужчины и женщины 18—25 лет.
  4. Максимальная стоимость клика — 0,8 Р.
  5. Длительность рекламной кампании — семь дней.

При настройке таргетированной рекламы в блоке «Контент» можно выбрать площадки, на которых будет показываться объявление. Есть три варианта показа рекламной вставки:

  1. при введении определенных ключевых слов в поиске;
  2. на ограниченном количестве тематик;
  3. в точных местах размещения — на других каналах.

Я заранее подготовил список каналов, контентом которых вдохновлялся, и выбрал третий тип — показ объявления на конкретных каналах. Еще я ограничил количество показов на одного человека, чтобы объявление не попадалось несколько раз одним и тем же людям.

После этого объявление отправляется на модерацию. Если все хорошо, то в течение трех рабочих дней «Ютуб» начнет его показывать, а все обновления будут отражаться в личном кабинете Google Adwords.

Так выглядело мое рекламное объявление
Так выглядело мое рекламное объявление
На момент написания этой статьи ролик набрал около 3400 просмотров и принес 194 подписчика
На момент написания этой статьи ролик набрал около 3400 просмотров и принес 194 подписчика

Реклама на другом канале. Второй свой ролик я тоже решил прорекламировать. Нашел интересный ютуб-канал с 177 тысячами подписчиков, посмотрел несколько роликов, понял, что у нас с автором этого канала похожее мировоззрение, и подумал, что было бы здорово купить у него рекламу.

Я написал ему во «Вконтакте», ответил менеджер канала. Мы договорились о рекламном посте во вкладке «Сообщество» — это раздел, где авторы публикуют новости и проводят опросы среди подписчиков. Контент с этой вкладки виден зрителям в разделе «Подписки» и на главной странице.

Мы согласовали текст рекламного поста, и я перевел менеджеру на карту 2000 Р.

Я опубликовал выпуск на канале, а через несколько минут вышел рекламный пост. Это произошло очень вовремя, потому что дополнительный приток аудитории в первые часы после публикации повышает шанс попасть в рекомендации «Ютуба» — это я заметил на практике.

Так выглядел рекламный пост на канале того блогера
Так выглядел рекламный пост на канале того блогера

Реклама в «Телеграме». Для поддержания своего проекта я завел телеграм-канал: это удобная платформа для быстрого уведомления подписчиков о выходе нового видео.

Когда я рассказываю о новом видео во вкладке «Сообщество» на «Ютубе», мой пост могут увидеть спустя неделю после выхода ролика. А подписчикам в «Телеграме» моментально придет пуш-уведомление с анонсом.

В августе я опубликовал третий ролик, в конце которого пригласил зрителей в свой телеграм-канал. Я не рассчитывал, что подпишется много людей, и просто экспериментировал. Но на следующее утро там было 25 подписчиков.

Теперь я в каждом видео упоминаю свой телеграм-канал. Сейчас на него подписано 208 человек. Надеюсь, что со временем мои ролики будут набирать больше просмотров, тогда и количество подписчиков в «Телеграме» увеличится.

Я не так часто публиковал посты, теперь делаю это хотя бы раз в день-два
Я не так часто публиковал посты, теперь делаю это хотя бы раз в день-два

Кроме анонсов новых видео я люблю делиться с аудиторией моментами из жизни. Думаю, такая форма взаимодействия сближает и делает из меня не обезличенного автора, а знакомого и понятного подписчикам человека. Когда мой телеграм-канал наберет большую популярность, я планирую продавать в нем рекламу.

Я не хочу развивать другие соцсети, потому что не считаю их эффективными. Я читал, что люди, увидевшие пост во «Вконтакте», неохотно переходят на другую платформу, ведь для этого нужно прервать чтение ленты.

Сравнивая все опробованные платные варианты привлечения трафика, я сделал такой вывод: дешевле и эффективнее всего выходит, когда я покупаю рекламу у других блогеров. В этом случае работает личная рекомендация автора, которому доверяют его подписчики.

Таргетированная реклама на «Ютубе» гарантированно приносит просмотры, но процент их конвертации в подписчиков у ютуберов-новичков обычно низкий, потому что контент еще не знаком людям.

Всего на два первых видео я потратил 4827 Р

Рекламный пост на другом канале 2000 Р
Запись в домашней студии 1000 Р
Покупка рекламного поста во «Вконтакте» 900 Р
Подписка на AdSpoiler 600 Р
Запуск таргетированной рекламы на «Ютубе» 327 Р
Рекламный пост на другом канале
2000 Р
Запись в домашней студии
1000 Р
Покупка рекламного поста во «Вконтакте»
900 Р
Подписка на AdSpoiler
600 Р
Запуск таргетированной рекламы на «Ютубе»
327 Р

Аналитика канала

После завершения кампании можно посмотреть, какие результаты принесла реклама. У «Ютуба» эти данные находятся в разделе «Аналитика».

Так выглядела аналитика для видео про дауншифтинг
Так выглядела аналитика для видео про дауншифтинг

Расскажу поподробнее о графах с самыми большими показателями.

Страницы канала: если зритель увидел ролик не у вас на канале, а во вкладке «Сообщество» на чужом канале, этот просмотр засчитывается в показателе. У меня таких было 1223.

Разделы «Ютуба»: 674 зрителя увидели ролик, когда «Ютуб» показывал видео на главной странице, в ленте подписок и в разделе «Тренды».

Поиск на «Ютубе»: показывает, сколько людей нашли мой ролик благодаря запросу по ключевым словам. В моем случае это 404 человека.

Реклама на «Ютубе»: то самое рекламное объявление, которое я создал для продвижения своего видео, принесло 391 зрителя.

Внешние источники: показывает, откуда пришли зрители и каков результат от просмотров моего видео вне «Ютуба». Сюда же можно отнести рекламу ролика, которую я купил во «Вконтакте». В сумме — 201 человек.

Получается, что 2767 просмотров достались мне бесплатно: кто-то увидел ролик в рекомендациях, кто-то — в разделе подписок, а кто-то пользовался внутренним поиском «Ютуба». И каждый день это число растет.

Реклама второго ролика, за которую я заплатил 2000 Р, принесла следующие результаты.

Не все люди, просмотревшие ролик, пришли с канала блогера. Примерное количество просмотров, которые принесло размещение, я смотрю в аналитике: раздел «Страницы канала» принес 4118 просмотров, остальные были набраны бесплатно.

Ролик получил 5,4 тысячи просмотров и принес 140 подписчиков
Ролик получил 5,4 тысячи просмотров и принес 140 подписчиков
Здесь видны результаты размещения в разделе «Страницы канала» и количество зрителей, которые посмотрели ролик без рекламы
Здесь видны результаты размещения в разделе «Страницы канала» и количество зрителей, которые посмотрели ролик без рекламы
Показатели первого ролика
Показатели первого ролика

Удержание аудитории. Этот показатель дает понять, как долго люди смотрят ролик, какие моменты пролистывают, а какие пересматривают.

На скриншоте ниже видно, что тема людям действительно интересна. Статистика показывает, что 67% людей не бросили смотреть ролик после 30-секундного вступления, а 32% досмотрели видео до конца.

Больше половины зрителей продолжали смотреть ролик после середины
Больше половины зрителей продолжали смотреть ролик после середины

Монетизация

Чтобы получать деньги от просмотров, я должен подключиться к партнерской программе «Ютуба». Это можно сделать, когда набрал больше 1000 подписчиков и 4000 часов просмотров за 12 месяцев. Также на канале не должно быть страйков и нарушений правил платформы. По подписчикам я уже прохожу, но нужно еще 3100 часов просмотра.

Когда все требования будут соблюдены, я вступлю в партнерскую программу «Ютуба» и начну получать доход от показов рекламы в моих роликах. Еще мне станет доступна служба поддержки авторов, куда можно обращаться за советами. Сейчас она для меня закрыта — тоже из-за нехватки часов просмотра.

Когда наберу 4000 часов просмотра, смогу стать участником программы. Надеюсь, это произойдет в начале 2022 года
Когда наберу 4000 часов просмотра, смогу стать участником программы. Надеюсь, это произойдет в начале 2022 года

Итоги и планы

Я стараюсь регулярно выпускать контент — минимум дважды в месяц. Пропадать надолго нельзя, иначе алгоритмы «Ютуба» перестанут рекомендовать видео зрителям. Надеюсь, что дальше мне удастся сохранить такую стабильность или даже выпускать ролики чаще.

Учитывая, что я учусь и работаю, иногда делать видео бывает сложно. Но пока у меня не случалось выгорания: мне нравится все, чем я занимаюсь, и все приносит удовольствие.

На момент написания статьи у канала 2849 подписчиков
На момент написания статьи у канала 2849 подписчиков

Мне нравится, что постепенно количество просмотров от бесплатных рекомендаций и из поисковых запросов увеличивается. Но при этом я не против платных методов продвижения. Я ищу новые места, где можно выгодно купить рекламу: телеграм-каналы, паблики во «Вконтакте» и каналы других ютуберов.

Если будут свободные деньги, хочу заказать преролл — те самые раздражающие рекламные ролики перед основным видео, которое хочет посмотреть зритель. Это самый дорогой формат рекламы на «Ютубе»: преролл у канала со 100 тысячами подписчиков может стоить и 20 000 Р. Но нативное упоминание канала может привлечь гораздо больше подписчиков, чем обычный пост в разделе «Сообщество».

Но все-таки я надеюсь, что в ближайшем будущем основное количество просмотров начнут генерировать рекомендации и поисковая выдача, а не коммерческие размещения.

Еще я начал копить деньги на камеру и свет: в 2022 году планирую отойти от нарезок из фильмов и снимать видео, задействуя себя в кадре. Может быть, научусь анимировать или пойду искать моушн-дизайнера. В общем, хочу, чтобы «Ютуб» стал основным источником заработка, но для этого нужно много работать и набрать хотя бы 100 тысяч подписчиков.