Как я учился в автошколе и сдал на права со второй попытки
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! В предыдущем посте я рассказывал, как искал автошколу и «чуть не сошел с ума» — именно так написали бы «желтые» СМИ. Но это было лишь началом водительского пути — когда автошкола выбрана, остается собрать документы и приступить к занятиям. Звучит легко, на деле —- не очень.
Сегодня я подробно расскажу, как проходил мой процесс обучения и удалось ли мне получить права с первого раза.
Как получить справку для автошколы
От слова «медосмотр» меня корежит еще со школы. Сразу представляется советский коридор, бесконечные очереди со скандалами и знаменитое «я только спросить». Но ничего не поделаешь — любишь кататься за рулем, люби и получать справку 003.
Чтобы ее выдали, предстоит пройти терапевта, окулиста, нарколога и психиатра. Первых двух можно «навестить» в обычной поликлинике (стоит 1 000 рублей) или в частном центре (тогда стоимость будет выше). А нарколог и психиатр принимают только в специальном диспансере по месту прописки.
В нашей местной поликлинике все специалисты были совмещены, поэтому я наудачу рискнул пройти врачей там. И мне повезло — медосмотр для автошколы занял всего лишь 10 (!) минут. Невиданная удача для государственной больницы.
Как только все печати были получены, мне выдали справку. Вместе с остальными документами я отправил ее в автошколу, заключил договор и вскоре уже приступил к первым занятиям.
Обучение в автошколе. Теория
Как я уже писал, для меня было важно, чтобы теоретической части в автошколе обучали онлайн. И оказалось, это реально удобно — тебе открывают доступ к личному кабинету, а как только ты проходишь один урок и закрепляешь его мини-тестом, открывается следующий.
Обучение структурировано по темам, ориентироваться легко:
- дорожные знаки
- маневрирование
- оказание первой помощи и так далее.
Формат занятий разный. Есть и записанные видеолекции, и просто подробные конспекты — открывай в любое время, смотри, читай и повторяй. Поверьте, удаленное обучение так же эффективно, как и обычные занятия: и стишки про регулировщика рассказывают, чтобы лучше запомнить его сигналы, и на манекене показывают, как сделать искусственное дыхание.
Вдобавок, я параллельно «нарешивал» билеты и самостоятельно проводил работу над ошибками — подробно разбирал каждый недочет, читал ПДД, чтобы не растеряться в реальной дорожной ситуации. В общем, подходил к учебе ответственно. Сначала ошибок было море, но когда ты решаешь билеты раз на 3-4, остаются лишь единичные «фейлы».
От теории онлайн у меня остались только положительные впечатления. Когда учиться можно в своем темпе и в любое время суток — это очень удобно, ведь из-за работы времени на нормальное дневное обучение практически нет.
Как проходят уроки вождения
Самое интересное ждало впереди — вождение. Напомню, что водительского опыта в моей жизни не было от слова вообще.
Первый урок прошел за городом, где не так много машин — мы учились трогаться и останавливаться. Сначала инструктор объяснил устройство механики на словах, далее показал на своем примере, а потом пригласил сесть за руль уже меня. Затем все по стандарту: трогаемся-останавливаемся, трогаемся-останавливаемся, чтобы почувствовать принцип работы со сцеплением — все в машине делается через него. После нескольких попыток уже проехали несколько километров, разгоняясь до третьей (!) скорости. Чувства потрясающие, особенно когда нет других машин.
На второе занятие уже поехали в город, и это был самый стресс. Оказалось, что 60 км/ч — дикая скорость, буквально Формула-1. А еще нужно как-то следить за пешеходами, другими водителями, светофорами и успевать вовремя перестроиться и остановиться. При этом другие авто при любой возможности начинают сигналить и подрезать, хотя видят, что едет учебка. В общем, первая мысль была: водить тачку — настоящая суперспособность. С занятий я уходил со вспотевшими ладошками.
Периодически мы заезжали на автодром, чтобы отработать элементы вроде парковки и заезда в гараж. Хотя сейчас автодрома на самом экзамене нет и он как бы выполняется в городе, начинающему водителю важно почувствовать габариты авто, чтобы увереннее маневрировать в городских условиях, не бояться задеть другие машины и парковаться без проблем. И в этом случае специальная площадка становится идеальным местом для тренировок.
Но самым сложным было именно вождение в городе, ведь ты едешь на механике, трогаешься долго и начинаешь нервничать, когда откровенно тупишь, и по итогу глохнешь. Но переживать не стоит — на первых порах глохнут все, это абсолютно нормально. Инструктор повторял: главное, понять, как работает механика, а со временем мышечная память сделает все сама. И, конечно, был абсолютно прав.
Инструктор — важный герой в жизни будущего водителя
Один из главных выводов в автошколе — от психологического настроя за рулем зависит многое, и это одна из основных задач инструктора. Если он срывается из-за каждого недочета, это не только сбивает с толка, но и отбивает желание сесть за руль вообще. Слышал истории, как после автошколы многие забрасывают права, поскольку дорога ассоциируется только с диким стрессом, который в свою очередь был вызван именно негативными эмоциями инструктора.
Мой же инструктор был спокойный (это самое главное), с юмором (тоже немаловажно), подробно разбирал все ошибки (их, поверьте, было много). А иногда даже задавал домашки — например, когда начинали выполнять развороты в городе, он заставлял всех студентов их зарисовывать (один из рисунков я даже сфоткал на память).
И это правда очень помогало — так я понял, что есть разворот на прилегающей территории в один заход, а есть в два — и они выполняются по-разному, в зависимости от того, с какой стороны ты заезжаешь. На словах это понять сложно, а по схеме — достаточно легко.
Более того, в процессе вождения инструктор всегда гонял меня по теории. Подъезжаем к равнозначному перекрестку — обязательно спросит, кто главный и почему. А что бы делали, если бы поехали с правой стороны? А с левой? А кого бы пропустили, если бы… И понеслась бесконечная череда вопросов.
Он делился разными лайфхаками из своего опыта, которые в первую очередь касались безопасности на дороге. К примеру, учил, как правильно ездить в дождь и при первом гололеде, как «высчитывать» работу светофора, если там нет секундомера, какими способами можно тормозить на механике, чтобы сохранить тормозные механизмы на более долгий срок.
Когда я делился этим с друзьями, все удивлялись — оказывается, им на вождении этого не рассказывали. Вот, почему инструктор так важен — он становится для начинающего водителя своего рода героем. Плюс, его положительный настрой (а он должен быть именно таким) передается и ученикам.
Экзамен на права: пытка или испытание, которое всем по силам
С первых уроков я уходил с ноткой стыда и постоянно корил себя: ездил плохо, экзамен не сдам, лучше бы и дальше ездил на такси. Но со временем получаться стало лучше — уже не глох на перекрестках, уверенно трогался с места, справлялся со всеми маневрами, которые должны были встретиться на экзамене.
А экзамен все приближался. Сначала внутренний, с ним я справился сразу. Но дальше предстояло самое важное испытание — ГИБДД.
Мы сдавали сразу все в один день: с утра теория в ГИБДД, после нее — город с инспектором. Скажу, что все скопом сдавать — сложно. Ты переживаешь за теорию, выслушиваешь истории курсантов, которые сдавали (и не сдали) экзамен до тебя, прогоняешь в голове все сложные ситуации на дороге и способы их решения.
Из-за дикого стресса я не смог уснуть в ночь перед экзаменом, и это стало главной ошибкой. По итогу теорию в ГИБДД сдал с первого раза, а вот с городом возникли проблемы — экзамен уже заканчивался, когда за поворотом я не увидел пешехода, выходящего на «зебру». Остановился в последний момент, и сразу услышал слова: «Ищите место для остановки». Конечно, расстроился страшно. Но и понял, из-за чего это произошло — сказался недосып.
Мой совет, если вы завалили экзамен в ГИБДД или столкнулись с любой другой неудачей, — не заморачивайтесь. Проанализируйте ситуацию, найдите причину ошибки, возьмите этот опыт за основу, а все остальное постарайтесь забыть. Я сделал именно так и, как следствие, со второго раза все сдал успешно — и маршрут экзамена был легкий, и все установки инспектора выполнил без единой ошибки. Пришлось, правда, перед повторным экзаменом взять два часа допов, чтобы потренироваться — их стоимость мне обошлась в 2 тысячи рублей.
Через неделю права красовались у меня в руках, и я приступил к поискам машины. И это было очень увлекательно, о чем я расскажу в следующих статьях. А пока ставьте лайки, делитесь своими историями учебы в автошколе и подписывайтесь — обсудим все самое интересное из жизни начинающих водителей вместе.