«Водить авто­мобиль — супер­способность»: я сдал на права в 30 лет со второй попытки

Опыт читателя
67
«Водить авто­мобиль — супер­способность»: я сдал на права в 30 лет со второй попытки
Аватар автора

Эдуард Солодин

задавал вопросы

Страница автора

В рубрике «Читатели учатся водить машину» мы публикуем истории об обучении вождению, о выборе автошколы, инструктора и об экзаменах в ГИБДД.

Герой этого материала из Екатеринбурга решил научиться водить машину из-за рабочих поездок. Он выбрал автошколу, где можно учиться онлайн, освоил навыки вождения и смог получить права со второй попытки. Он рассказал, какие сделал выводы в процессе обучения, и дал советы тем, кто собирается идти в автошколу.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Андрей Горецкий

получил водительское удостоверение

Страница автора

Я пошел сдавать экзамен на права поздно, в 30 лет. До этого необходимости водить машину не было, пользовался общественным транспортом. Кроме того, друзья рассказывали, что получить права бывает непросто: бесконечная череда пересдач, которая может затянуться на несколько лет.

Опыта вождения у меня не было. В школе преподавали автодело, объясняли, как пользоваться механической коробкой передач. Никаких тренажеров, тем более настоящих автомобилей не было. Еще катался однажды с отцом. Но для меня это был негативный опыт, который отбил желание садиться за руль.

Получать права пришлось из-за работы. Я архитектор по образованию и после нескольких стажировок решил развивать свое дело. Создали с друзьями фирму, появились первые объекты, и до них нужно было как-то добираться. Большая часть из них за городом — каждый раз брать такси дорого, а на междугородних автобусах я часто опаздывал на встречи с заказчиками. Тогда впервые задумался об автомобиле.

Автошкола

Автошкол в Екатеринбурге много. Хотите — катайтесь на Ладах, а хотите — на новеньких «китайцах», в том числе электрических. Я выбрал механическую коробку передач, чтобы после получения прав уметь управлять любой машиной. Еще одно преимущество механики — она сложнее, поэтому после нее проще переучиться на автомат.

Сначала опросил друзей, которые уже получили права, и узнал, где учились они. Оказалось, что все сдавали экзамен давно или в других городах. Поэтому искать автошколу пришлось самостоятельно. Выбирал ее пару недель.

Вот какие моменты я учитывал:

  1. У автошколы должна быть лицензия. Если ее нет, права признают недействительными или не выдадут вообще. Государственные автошколы проверенные, но почти везде очная форма обучения.
  2. Теория в режиме онлайн. Мне было важно, чтобы учеба не отнимала много времени. С правилами и билетами можно разобраться самостоятельно — тратить на это время не хотелось.

У меня был пример. Во время пандемии брат учился в автошколе онлайн. Им скидывали видео с лекциями, а билеты они решали на сайте. Идеальный вариант — не тратить время, но получить пользу как от обычного обучения.

Нашел пару автошкол и остановил выбор на одной из них. Обучение везде стоило примерно одинаково. Инструктора можно было выбрать самому по отзывам на сайте. Кроме того, вождение назначали в удобное время — огромный плюс для работающих людей.

Чтобы подписать договор с автошколой, нужен паспорт, медицинская справка 003-В/у и фото 3 × 4. Осмотр терапевта, окулиста, нарколога и психиатра прошел в обычной поликлинике за 10 минут. Врачи поставили печати, и мне выдали справку за 2000 ₽. Нарколог и психиатр обычно принимают в диспансере по месту прописки, но мне повезло.

Мой курс на категорию В обошелся в 35 000 ₽. В него было включено 50 часов практики без учета бензина и других дополнительных трат. Лекции и внутренний экзамен — бесплатно. За каждое занятие с инструктором нужно было платить дополнительно 200 ₽ за топливо. Для моего курса это плюс 10 000 ₽ к стоимости. Если не получится сдать экзамен с первого раза, дополнительное занятие по вождению стоит 2000 ₽. В конце августа 2023 подписал договор с автошколой и вскоре начал учиться.

Правила дорожного движения — обязательная книга для каждого начинающего водителя. Обращайте внимание на год издания — чтобы правила были актуальные
Правила дорожного движения — обязательная книга для каждого начинающего водителя. Обращайте внимание на год издания — чтобы правила были актуальные

Теория

Онлайн-обучение удобное: мне открыли доступ к личному кабинету, а после каждого урока был тест. Если возникали вопросы, их можно было задать в чате, в который меня добавили после зачисления на курс. Там же оповещали о важных событиях. Еще была специальная форма для вопросов после каждого урока. Преподаватель отвечал на них через какое-то время. Этим способом не пользовался, все было понятно.

Формат занятий был разный: записанные видеолекции и подробные конспекты. Чтобы материал лучше запоминался, рассказывали стишки про регулировщика и показывали на манекене, как делать искусственное дыхание. Кроме того, я скачал приложение и параллельно решал билеты каждый день. Они были на сайте автошколы, но пользоваться приложением на телефоне удобнее. Подходил к учебе ответственно: проводил работу над ошибками, разбирал каждый недочет, читал ПДД, чтобы не растеряться в реальной дорожной ситуации. Сначала ошибок было много, но через три-четыре подхода их почти не осталось.

Практика

Через две-три недели после начала обучения я приступил к вождению. Инструктора автошкола назначила сама. Я мог отказаться, но посмотрел отзывы учеников на сайте и в соцсетях — все были хорошие. Учился на автомобиле Hyundai Accent.

Первый урок прошел за городом, где было мало машин. Сначала инструктор объяснил устройство автомобиля на словах, показал, а потом пригласил меня сесть за руль. Мы учились трогаться и останавливаться, чтобы почувствовать принцип работы сцепления. После нескольких попыток проехали пару километров, я даже переходил на третью скорость. Потрясающее чувство, если рядом нет других машин.

На втором занятии поехали в город — это был стресс. Оказалось, что 60 км/ч — дикая скорость, на которой еще нужно следить за пешеходами, другими водителями, светофорами, успевать вовремя перестроиться и остановиться. При этом соседние авто сигналят и подрезают учебную машину. Первая мысль была: «Водить автомобиль — суперспособность». С занятий я уходил со вспотевшими ладонями.

Периодически мы заезжали на автодром, чтобы отработать парковку и заезд в гараж. «Площадки» больше нет на экзамене, но она идеальна для тренировок начинающего водителя, чтобы чувствовать габариты авто, увереннее маневрировать в городских условиях, не бояться задеть другие машины и парковаться без проблем. Заезжать в «гараж» сначала было сложно, но чем больше мы тренировались, тем лучше получалось. Не представляю, сколько машин повредил бы, если бы сразу выполнял этот элемент в городе.

Оказалось, что управлять автомобилем сложно. Первое время я долго трогался, нервничал, тупил и глох. Для новичка это нормально, но я уходил с занятий с чувством стыда. Считал, что не сдам экзамен и буду ездить на такси. Но инструктор повторял: «Главное — понять, как работает механика, а мышечная память сделает все сама». И оказался прав. Со временем получаться стало лучше: уже не глох на перекрестках, уверенно трогался с места, справлялся с маневрами. Ездили по маршрутам, которые могли быть на экзамене в ГИБДД.

Инструктор был спокойный, с чувством юмора и подробно разбирал мои ошибки. Например, если я включал не первую скорость, а третью — на рычаге они рядом. Иногда задавал домашнюю работу. Когда начинали выполнять развороты в городе, он заставлял их зарисовывать. Это помогало: я понял, что есть разворот на прилегающей территории в один заход и в два, которые выполняются по-разному, в зависимости от того, с какой стороны заезжаешь. На словах это сложно понять, а по схеме — легко.

Еще в процессе вождения инструктор гонял меня по теории. Если подъезжали к перекрестку, то обязательно спрашивал, кто главный и почему, что изменится, если подъехать с правой или левой стороны, кого надо пропустить.

Он делился разными лайфхаками из своего опыта по безопасности на дороге. Например, учил, как правильно ездить в дождь, при первом гололеде, как «высчитывать» работу светофора, если нет обратного отсчета времени, как замедляться на механике, чтобы сохранить тормозные колодки и диски. Когда я делился этим с друзьями, они удивлялись: оказывается, им в автошколе этого не рассказывали.

После 30 часов вождения инструктор сказал, что я готов к экзамену: «Ты за рулем уже как начинающий водитель». Меня это подбодрило. По его опыту, ученики редко проходят полный курс вождения 50 часов.

Уроки вождения на автодроме, где отрабатывали различные элементы
На рисунке показано, как выполнять разворот с прилегающей территории. Схемы помогают новичкам разобраться

Экзамен

С внутренним экзаменом я справился без проблем. На теоретической части ответил без ошибок на 40 вопросов онлайн-теста, а практика была формальностью: откатали урок вождения и инструктор поставил зачет.

Экзамены в ГИБДД мы сдавали 11 ноября: утром — теорию, а после нее — город с инспектором. Сдавать все в один день морально сложно. Теорию сдал с первого раза, а вот с городом возникли проблемы. Мне повезло: на экзамене был Hyundai Accent, на котором я учился водить. Еще утром на дорогах был гололед, но после обеда все растаяло.

Экзамен проходил хорошо, но в конце я не увидел за поворотом пешехода на «зебре». Остановился в последний момент, и сразу услышал: «Ищите место для остановки». Расстроился и понял, из-за чего это произошло, — сказался недосып. Из-за волнения долго не мог уснуть в ночь перед экзаменом.

Пересдача могла затянуться на два-три месяца, но через три недели после провальной попытки меня уже записали на повторный экзамен. Перед ним решил взять два часа дополнительных занятий по вождению. Они обошлись мне в 2000 ₽.

Я сделал выводы после первой попытки и забыл про неудачу. Маршрут достался легкий, мы отрабатывали его с инструктором. Все задания инспектора выполнил без ошибок, развернулся на прилегающей территории, припарковался задом с первого раза. Все сложилось удачно, и я успешно сдал экзамен. Через неделю права были у меня в руках. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения — 2000 ₽.

Советы

Определитесь, какие критерии для вас важны при выборе автошколы. Например, удобное расположение или обучение в режиме онлайн. Кто-то выбирает школу рядом с домом или работой, чтобы не тратить время на дорогу, или идет учиться к определенному инструктору. Обязательно проверьте, есть ли у автошколы лицензия. Без нее водительское удостоверение не выдадут. Спросите друзей, которые уже получали права. Возможно, они посоветуют хорошее учебное заведение. После определитесь с типом коробки передач: механика или автомат.

Морально подготовьтесь к тому, что будете совершать ошибки. В автошколе без них не обойтись. Нужно изначально быть к ним готовым, чтобы потом не расстраиваться. При этом важен инструктор: его положительный настрой передается ученикам. От психологического настроя за рулем зависит многое — это одна из основных задач инструктора. Если он срывается из-за каждого недочета, это не только сбивает с толку, но и отбивает желание учиться. Из-за этого после автошколы многие не водят машину, так как дорога ассоциируется только со стрессом.

Не отчаивайтесь, если завалили экзамен в ГИБДД. Проанализируйте ситуацию, найдите причину ошибки, возьмите этот опыт за основу, а все остальное постарайтесь забыть.

Расходы на получение водительских прав — 47 000 ₽

Курс в автошколе35 000 ₽
Топливо для учебной машины6000 ₽
Дополнительное занятие2000 ₽
Госпошлина за выдачу ВУ2000 ₽
Медицинская справка2000 ₽

Расходы на получение водительских прав — 47 000 ₽

Курс в автошколе35 000 ₽
Топливо для учебной машины6000 ₽
Дополнительное занятие2000 ₽
Госпошлина за выдачу ВУ2000 ₽
Медицинская справка2000 ₽
Эдуард СолодинТоже получили водительское удостоверение? Расскажите, как это было:
  • лизочкасо второй попытки? это прям сильно!3
  • НикитаЗдорово, когда человек сам признает свою ошибку на экзамене, а не пеняет на «инспектор, гад, завалил»!11
  • Андрей Горецкийлизочка, Спасибо, сам был в шоке 😂1
  • Андрей ГорецкийНикита, много таких историй слышал) но чаще подводят все-таки нервы. Кто-то даже ручник забывает снять на экзамене, вот это очень обидно5
  • НикитаАндрей, да. На прошлой неделе сдавал экзамен на значение основ безопасного обращения с оружием для получения лицензии. Это более простой процесс, чем получение прав, но в целом похоже. Сначала медицина, даже врачи те же; потом обучение с инструктором и сдача экзамена: сперва теория на компьютере, потом практика с сотрудником Росгвардии. Были и несдавшие. И как раз по причине нервов. Сам экзамен очень простой.0
  • Андрей ГорецкийНикита, с экзаменами все, как обычно — что в универе, что в автошколе, что тут)) больше страхов и лишних переживаний. Вы сдали?))0
  • НикитаАндрей, да. Но это гораздо проще экзамена по вождению.0
  • Андрей ГорецкийНикита, мои поздравления!1
  • ЕлизаветаУ меня вот тоже была сегодня первая попытка сдачи экзамена на права. Теория - быстро и легко, понравилось, что, в отличие от приложения для подготовки все вопросы сразу на экране компа видишь, и сразу прикидываешь, какой там ответ :) А вот практика... Признаюсь (прискорбно) завалилась практически сразу после начала экзамена - нервничала так, что не отражала суть происходящего от слова совсем, да ещё и первая из группы сдавала, на машине ГАИ. Первые два или три манёвра выполнила без фатальных ошибок. Инспектор сделал замечание, что ехала посередине, где две полосы движения (а разметки-то нет), и практически сразу за этим команда "на ближайшем регулируемом перекрёстке развернитесь". Я начала суетиться - ну вот он, этот перекрёсток поганый, на знаки не посмотрела, перестроилась после замечания инспектора ВПРАВО, и давай на 3-ей передаче из крайнего правого разворачиваться. Ну, пассажир мой тут же по тормозам. Спрашивает: "А что это Вы такое тут исполнить пытались?" - а я на нервах сижу, не понимаю вообще ничего происходящего, говорю ему: "Так разворот же..", а он сидит, смеётся уже, говорит: "Не-е, Вы убиться хотели.. и меня убить за компанию.. и машину - за что вот Вы с ней так?". Остановились, ошибки объяснил и высадил - несдача. Надеюсь, со второго раза получится, обидно было сегодня так завалиться на ровном месте: в машину садилась спокойная, инспектор доброжелательный попался, а я :(4
  • Андрей ГорецкийЕлизавета, вы молодец уже потому, что сдали теорию. У нас многие валились уже на ней) Плюс, всегда пугает неизвестность: а как именно будет идти экзамен, а куда поеду, а какие задания будут давать, вдруг они отличаются от комментариев инструктора на уроках вождения... Во второй раз сдавать, как по мне, даже проще. Уже не так много нервов, плюс, появляется уверенность, что валить реально никого не собираются. Главное — сильно не поддаваться панике, стараться отвлекать себя. Например, мы болтали с курсантом, который сдавал после меня, он был постарше, и от него так веяло уверенностью, что и мне передалось. И я как-то успокоился)) Похвалите себя, отдохните и со второго раза обязательно все сдадите)4
  • Филипп Кругликов"я сдал на права в 30 лет со второй попытки" пффф слабак я с 11й!23
  • Вася ФроловаФилипп, главное не сдаваться0
  • Анастасия ПФилипп, когда сдавала экзамен в автошколе в очереди на вождение увидела странного мужчину, инструктор сказал, что он уже 5 лет пытается сдать и конечно же, никто не даст ему получить права.1
  • ЮлияАнастасия, вероятно, пока он таки денег не даст)3
  • ЮлияAlexander, и что такого то? я получила права два года назад, мне 38. Так и лежат за ненадобностью.6
  • SenderoЮлия, некоторых людей выпустить на дорогу = убить безвинного пешехода. Не хотят грех на душу брать.4
  • ИринаVae, ну, не соглашусь. Навык приличный таки пришел буквально через пару месяцев. Просто ездила много и одна, никто на мозг не давил. Машина с механикой, если что.2
  • ИринаАвтор, вы молодец, очень осознанно подошли к делу. Тоже считаю, что механикой надо владеть, неизвестно, что жизнь подкинет. Расскажете как-нибудь, как вам ездится?2
  • Андрей ГорецкийИрина, спасибо! Рассказываю все в своих статьях, можете посмотреть на моем канале)0
  • Анастасия ПЮлия, вряд ли)0
  • Анастасия ПSendero, именно0
  • АлександраОо, какая животрепещущая для меня тема. У меня история с водительским удостоверением длиною в 6 лет. Пошла учиться в 2018 году, мне назначили совершенно "замечательного" инструктора, который на каждом практическом занятии объяснял мне, что мне за руль садиться нельзя, что вождение - это не моё и всё в таком духе. Я отучилась положенные часы, благополучно завалила внутренний экзамен и решила, что больше никогда. А в этом году будучи в декрете решила таки попробовать, зашла в автошколу, ко мне отнеслись с пониманием, теорию разрешили посещать бесплатно в удобное для меня время в рамках существующего расписания лекций. За практику платила отдельно, как за доп. занятия. Инструктора в этот раз выбрала сама, ориентировалась на отзывы недавно отучившихся знакомых и не прогадала. За несколько месяцев инструктор помогла мне преодолеть панический страх от вождения, неуверенность в своих действиях и знаниях и, что самое главное, научила меня водить. Сдала теорию с первой попытки, а практику со второй, завалилась в последние минуты экзамена. Выполняла разворот на Т-образном перекрёстке, поняла, что не вписываюсь, пришлось сдавать назад. Разозлилась, пришла через неделю и сдала. Езжу уже полгода, мне всё нравится!12
  • Владислав БрилюкАнастасия,2
  • ИринаVae, я пишу про себя. Если кому-то надо год, а то и два, то why not? В неделю ездила около 500 км, считайте.2
  • AlexВ 42 года сдал с первой попытки)3
  • DGЯ тоже очень поздно получил права, после 30. Теорию легко сдал с первого раза, за практику мне порешали) Ездить оказалось удивительно просто, на много проще, чем я думал. Я чувствую авто как продолжение своего тела, очень люблю водить.6
  • ИринаVae, если башки нет, то и через неделю вождения агрономов достаточно. Что-то мне подсказывает, что мы о разном говорим. Я, например, не считаю агрессивную езду приличным навыком.3
  • Дмитрий КоролевAlexander, помнится хорошие были времена, когда невест воровали и замуж выходили в 14, рожали в 16 и к 18 уже за вторым ребенком "шли". Эх, времена...)))2
  • Don DraperAlexander, лично у меня до 30 не было никаких иллюзий на тему того что я буду водить. Просто потому что не было денег на машину. Зачем права получать в таком случае?3
  • Don DraperС этого года минимальный период между пересдачами увеличили. Все для людей делают.0
  • Alexander SchnurrbartDon, прокатные машины, например? сесть за руль чьей-то чужой машины... да мало ли какие ситуации в жизни бывают.0
  • Don DraperAlexander, на прокат тоже не было денег. И друзей у меня почти что нет.1
  • No WayФилипп, аналогично) в 38 лет сдала с 11 попытки) но мне это было нужно, каждый день за рулем по 2-3 часа теперь1
  • SOLOФилипп, какой у вас стаж на данный момент? Бывали ли вы в ДТП за это время?0
  • Филипп КругликовSOLO, около 15 лет стаж уже. Без проишествий, но до сих пор попадаю в АС )2
  • In vino veritasAlexander, я не знаю сколько стоят машины в России, но раз вы говорите про Германию- тут можно приличную за 2-3 тыс.евро первую купить, что вполне нормальные деньги для родителей работающих. Поэтому можно и права получить при первой возможности.1
  • Павел НиконовСдал в 40 лет с первого раза в ГИБДД (в автошколе со второго). Сознательно брал больше занятий и видимо поэтому проблем сесть без инструктора за руль потом не было. Да и до не было - сдавал уже имея опыт самостоятельного вождения. Поймали гайцы до сдачи за негорящую фару через две недели))) Но на экзамене все равно нога тряслась. После сдачи уже было пару мелких ДТП типа чиркашей и разбитых бамперов по моей вине. Готовьтесь рассчитываться на месте - 70к ОСАГО это трэш (обошлось 30к, но цены такие видел).0
  • Alexander SchnurrbartIn In vino veritas, и ещё за права придётся примерно столько же отдать.2
  • ЮлияAlexander, по этому же принципу - а вот у всех есть, а у меня нет, я чё хуже чтоли? А причина ездить найдётся) И причина не нашлась, и вождение как-то не полюбила, сдуру ещё на механику пошла, намучилась.2
  • Alexander SchnurrbartЮлия, пойти на механику было правильным решением. где-нибудь в прокате (например, в отпуске) может быть только механика, или может остаться только механика...2
  • ИринаDon, случиться в этой жизни может что угодно. И реально будет странно слышать от мужчины, если не будет выбора, что он не может обращаться с механикой.1
  • Don DraperAlexander, значит идем и ищем другой прокат. В чем проблема?0
  • ПекторDon, например решите перевезти что-то габаритное и возьмете фургон в каршеринге, а они все на палке.1
  • ПекторDon, в европейских прокатах часто разница на какой-нибудь фиат 500 на ручке и на автомате может быть в 2 раза2
  • Alexander SchnurrbartDon, вы просто ни разу не сталкивались. в прокате заграницей могут быть самые дешёвые машины... с ручной коробкой. прокат может быть единственным в округе заказанная заранее машина с автоматом может, например, сломаться. или "сломаться". и вам предложат замену...1
  • ПекторDon, так можно бесконечно выдумывать варианты, но стоит ли? Механика не такая уж и страшная1
  • ПекторDon, дело хозяйское, но зачем так критично? Фиат 500 прекрасная машинка, особенно с регтопом и где-нибудь на югах. На упаковку пеноплекса вы бы тоже грузчиков вызвали?1
  • Вася ПупкинОчень часто на экзаменах инструкторы могут вводить ученика в заблуждение. Например, попросить остановиться там, где останавливаться нельзя или повернуть туда, куда поворачивать нельзя и т.д. Тебя просят, ты делаешь, а они тебе следом "опа, попался! Не сдал, приходи на следующий экзамен через месяц"0
  • ПекторDon, не всегда можно доставку эту заказать. Например тот же несчастный утеплитель можно перевозить просто с места на место (не покупая при этом в магазине). А большая машина из комфортной в РФ превращается в сущий кошмар если ездить на ней по Италии или Вьетнаму1
  • Евгений ЕгоровРазговоры какие то на дилетанском уровне... Как школьники старших классов, мечтающие сесть за руль поскорее... И наконец вот, ура, права получили, теперь бы какую-нибудь машинёшку... А вот я сдал со 2 раза, а я с восьмого, а я 3 года сдавала, не могла сдать... Интересно, сколько же денег истратили, пока получили эти вожделенные корочки... М-да-ааа, как интересно...0