«Водить автомобиль — суперспособность»: я сдал на права в 30 лет со второй попытки
В рубрике «Читатели учатся водить машину» мы публикуем истории об обучении вождению, о выборе автошколы, инструктора и об экзаменах в ГИБДД.
Герой этого материала из Екатеринбурга решил научиться водить машину из-за рабочих поездок. Он выбрал автошколу, где можно учиться онлайн, освоил навыки вождения и смог получить права со второй попытки. Он рассказал, какие сделал выводы в процессе обучения, и дал советы тем, кто собирается идти в автошколу.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я пошел сдавать экзамен на права поздно, в 30 лет. До этого необходимости водить машину не было, пользовался общественным транспортом. Кроме того, друзья рассказывали, что получить права бывает непросто: бесконечная череда пересдач, которая может затянуться на несколько лет.
Опыта вождения у меня не было. В школе преподавали автодело, объясняли, как пользоваться механической коробкой передач. Никаких тренажеров, тем более настоящих автомобилей не было. Еще катался однажды с отцом. Но для меня это был негативный опыт, который отбил желание садиться за руль.
Получать права пришлось из-за работы. Я архитектор по образованию и после нескольких стажировок решил развивать свое дело. Создали с друзьями фирму, появились первые объекты, и до них нужно было как-то добираться. Большая часть из них за городом — каждый раз брать такси дорого, а на междугородних автобусах я часто опаздывал на встречи с заказчиками. Тогда впервые задумался об автомобиле.
Автошкола
Автошкол в Екатеринбурге много. Хотите — катайтесь на Ладах, а хотите — на новеньких «китайцах», в том числе электрических. Я выбрал механическую коробку передач, чтобы после получения прав уметь управлять любой машиной. Еще одно преимущество механики — она сложнее, поэтому после нее проще переучиться на автомат.
Сначала опросил друзей, которые уже получили права, и узнал, где учились они. Оказалось, что все сдавали экзамен давно или в других городах. Поэтому искать автошколу пришлось самостоятельно. Выбирал ее пару недель.
Вот какие моменты я учитывал:
- У автошколы должна быть лицензия. Если ее нет, права признают недействительными или не выдадут вообще. Государственные автошколы проверенные, но почти везде очная форма обучения.
- Теория в режиме онлайн. Мне было важно, чтобы учеба не отнимала много времени. С правилами и билетами можно разобраться самостоятельно — тратить на это время не хотелось.
У меня был пример. Во время пандемии брат учился в автошколе онлайн. Им скидывали видео с лекциями, а билеты они решали на сайте. Идеальный вариант — не тратить время, но получить пользу как от обычного обучения.
Нашел пару автошкол и остановил выбор на одной из них. Обучение везде стоило примерно одинаково. Инструктора можно было выбрать самому по отзывам на сайте. Кроме того, вождение назначали в удобное время — огромный плюс для работающих людей.
Чтобы подписать договор с автошколой, нужен паспорт, медицинская справка 003-В/у и фото 3 × 4. Осмотр терапевта, окулиста, нарколога и психиатра прошел в обычной поликлинике за 10 минут. Врачи поставили печати, и мне выдали справку за 2000 ₽. Нарколог и психиатр обычно принимают в диспансере по месту прописки, но мне повезло.
Мой курс на категорию В обошелся в 35 000 ₽. В него было включено 50 часов практики без учета бензина и других дополнительных трат. Лекции и внутренний экзамен — бесплатно. За каждое занятие с инструктором нужно было платить дополнительно 200 ₽ за топливо. Для моего курса это плюс 10 000 ₽ к стоимости. Если не получится сдать экзамен с первого раза, дополнительное занятие по вождению стоит 2000 ₽. В конце августа 2023 подписал договор с автошколой и вскоре начал учиться.
Теория
Онлайн-обучение удобное: мне открыли доступ к личному кабинету, а после каждого урока был тест. Если возникали вопросы, их можно было задать в чате, в который меня добавили после зачисления на курс. Там же оповещали о важных событиях. Еще была специальная форма для вопросов после каждого урока. Преподаватель отвечал на них через какое-то время. Этим способом не пользовался, все было понятно.
Формат занятий был разный: записанные видеолекции и подробные конспекты. Чтобы материал лучше запоминался, рассказывали стишки про регулировщика и показывали на манекене, как делать искусственное дыхание. Кроме того, я скачал приложение и параллельно решал билеты каждый день. Они были на сайте автошколы, но пользоваться приложением на телефоне удобнее. Подходил к учебе ответственно: проводил работу над ошибками, разбирал каждый недочет, читал ПДД, чтобы не растеряться в реальной дорожной ситуации. Сначала ошибок было много, но через три-четыре подхода их почти не осталось.
Практика
Через две-три недели после начала обучения я приступил к вождению. Инструктора автошкола назначила сама. Я мог отказаться, но посмотрел отзывы учеников на сайте и в соцсетях — все были хорошие. Учился на автомобиле Hyundai Accent.
Первый урок прошел за городом, где было мало машин. Сначала инструктор объяснил устройство автомобиля на словах, показал, а потом пригласил меня сесть за руль. Мы учились трогаться и останавливаться, чтобы почувствовать принцип работы сцепления. После нескольких попыток проехали пару километров, я даже переходил на третью скорость. Потрясающее чувство, если рядом нет других машин.
На втором занятии поехали в город — это был стресс. Оказалось, что 60 км/ч — дикая скорость, на которой еще нужно следить за пешеходами, другими водителями, светофорами, успевать вовремя перестроиться и остановиться. При этом соседние авто сигналят и подрезают учебную машину. Первая мысль была: «Водить автомобиль — суперспособность». С занятий я уходил со вспотевшими ладонями.
Периодически мы заезжали на автодром, чтобы отработать парковку и заезд в гараж. «Площадки» больше нет на экзамене, но она идеальна для тренировок начинающего водителя, чтобы чувствовать габариты авто, увереннее маневрировать в городских условиях, не бояться задеть другие машины и парковаться без проблем. Заезжать в «гараж» сначала было сложно, но чем больше мы тренировались, тем лучше получалось. Не представляю, сколько машин повредил бы, если бы сразу выполнял этот элемент в городе.
Оказалось, что управлять автомобилем сложно. Первое время я долго трогался, нервничал, тупил и глох. Для новичка это нормально, но я уходил с занятий с чувством стыда. Считал, что не сдам экзамен и буду ездить на такси. Но инструктор повторял: «Главное — понять, как работает механика, а мышечная память сделает все сама». И оказался прав. Со временем получаться стало лучше: уже не глох на перекрестках, уверенно трогался с места, справлялся с маневрами. Ездили по маршрутам, которые могли быть на экзамене в ГИБДД.
Инструктор был спокойный, с чувством юмора и подробно разбирал мои ошибки. Например, если я включал не первую скорость, а третью — на рычаге они рядом. Иногда задавал домашнюю работу. Когда начинали выполнять развороты в городе, он заставлял их зарисовывать. Это помогало: я понял, что есть разворот на прилегающей территории в один заход и в два, которые выполняются по-разному, в зависимости от того, с какой стороны заезжаешь. На словах это сложно понять, а по схеме — легко.
Еще в процессе вождения инструктор гонял меня по теории. Если подъезжали к перекрестку, то обязательно спрашивал, кто главный и почему, что изменится, если подъехать с правой или левой стороны, кого надо пропустить.
Он делился разными лайфхаками из своего опыта по безопасности на дороге. Например, учил, как правильно ездить в дождь, при первом гололеде, как «высчитывать» работу светофора, если нет обратного отсчета времени, как замедляться на механике, чтобы сохранить тормозные колодки и диски. Когда я делился этим с друзьями, они удивлялись: оказывается, им в автошколе этого не рассказывали.
После 30 часов вождения инструктор сказал, что я готов к экзамену: «Ты за рулем уже как начинающий водитель». Меня это подбодрило. По его опыту, ученики редко проходят полный курс вождения 50 часов.
Экзамен
С внутренним экзаменом я справился без проблем. На теоретической части ответил без ошибок на 40 вопросов онлайн-теста, а практика была формальностью: откатали урок вождения и инструктор поставил зачет.
Экзамены в ГИБДД мы сдавали 11 ноября: утром — теорию, а после нее — город с инспектором. Сдавать все в один день морально сложно. Теорию сдал с первого раза, а вот с городом возникли проблемы. Мне повезло: на экзамене был Hyundai Accent, на котором я учился водить. Еще утром на дорогах был гололед, но после обеда все растаяло.
Экзамен проходил хорошо, но в конце я не увидел за поворотом пешехода на «зебре». Остановился в последний момент, и сразу услышал: «Ищите место для остановки». Расстроился и понял, из-за чего это произошло, — сказался недосып. Из-за волнения долго не мог уснуть в ночь перед экзаменом.
Пересдача могла затянуться на два-три месяца, но через три недели после провальной попытки меня уже записали на повторный экзамен. Перед ним решил взять два часа дополнительных занятий по вождению. Они обошлись мне в 2000 ₽.
Я сделал выводы после первой попытки и забыл про неудачу. Маршрут достался легкий, мы отрабатывали его с инструктором. Все задания инспектора выполнил без ошибок, развернулся на прилегающей территории, припарковался задом с первого раза. Все сложилось удачно, и я успешно сдал экзамен. Через неделю права были у меня в руках. Госпошлина за выдачу водительского удостоверения — 2000 ₽.
Советы
Определитесь, какие критерии для вас важны при выборе автошколы. Например, удобное расположение или обучение в режиме онлайн. Кто-то выбирает школу рядом с домом или работой, чтобы не тратить время на дорогу, или идет учиться к определенному инструктору. Обязательно проверьте, есть ли у автошколы лицензия. Без нее водительское удостоверение не выдадут. Спросите друзей, которые уже получали права. Возможно, они посоветуют хорошее учебное заведение. После определитесь с типом коробки передач: механика или автомат.
Морально подготовьтесь к тому, что будете совершать ошибки. В автошколе без них не обойтись. Нужно изначально быть к ним готовым, чтобы потом не расстраиваться. При этом важен инструктор: его положительный настрой передается ученикам. От психологического настроя за рулем зависит многое — это одна из основных задач инструктора. Если он срывается из-за каждого недочета, это не только сбивает с толку, но и отбивает желание учиться. Из-за этого после автошколы многие не водят машину, так как дорога ассоциируется только со стрессом.
Не отчаивайтесь, если завалили экзамен в ГИБДД. Проанализируйте ситуацию, найдите причину ошибки, возьмите этот опыт за основу, а все остальное постарайтесь забыть.
Расходы на получение водительских прав — 47 000 ₽
Курс в автошколе | 35 000 ₽ |
Топливо для учебной машины | 6000 ₽ |
Дополнительное занятие | 2000 ₽ |
Госпошлина за выдачу ВУ | 2000 ₽ |
Медицинская справка | 2000 ₽ |
Расходы на получение водительских прав — 47 000 ₽
Курс в автошколе | 35 000 ₽ |
Топливо для учебной машины | 6000 ₽ |
Дополнительное занятие | 2000 ₽ |
Госпошлина за выдачу ВУ | 2000 ₽ |
Медицинская справка | 2000 ₽ |