Я прошел онлайн-курс по системному администрированию Windows Server от OTUS и жалею об этом
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
Работая разработчиком в консалтинговой компании, я часто сталкивался с продуктами Microsoft. Так получилось, что одна из задач потребовала глубоких знаний в администрировании Windows Server. У меня уже был некоторый опыт в этой области, но я чувствовал, что нужно его укрепить и структурировать.
На тот момент времени для самостоятельного обучения у меня не было, а грамотно заниматься самообразованием я еще не умел. Поэтому я решил поискать подходящие курсы. Я понимал, что прохождение программы вряд ли даст мне карьерное преимущество, но считал, что систематизированные знания помогут мне быстрее освоить необходимые навыки.
Так я наткнулся на курс по администрированию Windows Server от OTUS. Программа выглядела продуманной и полезной, а цена в 30–50 тысяч рублей была вполне доступной для меня. Не долго думая, я принял решение записаться на обучение.
Обучение
Процесс обучения на курсе включал лекции, практические занятия и поддержку через групповой чат, где можно было получить ответы на вопросы от преподавателей. Практические задания отправлялись преподавателю через сайт, где он их проверял, давал обратную связь и либо засчитывал, либо отправлял на доработку. На первый взгляд всё выглядело организованно и без нареканий. Но если говорить о качестве… здесь стоит углубиться.
Для контекста: у меня есть высшее образование в области информационной безопасности, включая степень магистра (Университет ИТМО, на всякий случай). И одна из главных проблем обучения в вузах, на мой взгляд, — это формальный подход: тебе просто зачитывают материал, дают набор лабораторных работ и, по сути, превращают процесс в «обезьянью инструкцию». Скажут, куда нажать, и ты нажимаешь. К сожалению, впечатление от этого курса оказалось схожим.
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что лабораторные работы здесь были лучше. Они представляли собой задачи с чёткими результатами, которых нужно было достичь, а как именно — думай сам. Такой подход мне импонирует. Однако обучающие лекции оказались, мягко говоря, не на высоте. Нам просто зачитывали информацию с презентаций, изредка показывая что-то вживую. Лабораторные при этом увязывались с теоретическим материалом крайне косвенно, что создавало ощущение кардинального разрыва между тем, что нам рассказывали, и тем, что требовалось сделать на практике.
В какой-то момент я перестал посещать лекции вовсе и сосредоточился исключительно на выполнении лабораторных работ. Если я чего-то не понимал, то решения находились с помощью интернета — гугл был (впрочем, как и всегда) моим основным преподавателем. Обратная связь от преподавателей по выполненным заданиям сводилась к короткому: «Всё отлично, зачёт». Это, честно говоря, меня разочаровало.
Результаты
Для получения сертификата требовалось сдать все домашние задания, а также выполнить «курсовую работу». По задумке, эта курсовая должна была объединить в себе все изученные темы, подобно ВКР в ВУЗе. На деле это оказалось тем же самым домашним заданием, только более объёмным. В описании значилось, что, при желании, защиту курсовой можно проводить перед группой, предварительно подготовив презентацию. Я не планировал её защищать, поэтому сделал проект на минимальные требования и отправил отчёт. Однако его не приняли: сказали, что раз о ненужности презентации прямо не говорилось, значит, она обязательна.
На тот момент я уже устал и разочаровался в процессе, поэтому просто "забил". Сертификат меня особо не интересовал, ведь очевидно он не давал никаких карьерных перспектив. В итоге, несмотря на недоработанную курсовую, я всё-таки получил сертификат, так как он выдавался за сдачу только домашних заданий. Вот так бесславно завершились 7 месяцев моего «обучения».
Подводя итог, обучение можно описать так: я пришёл к тому, от чего хотел уйти. Моя изначальная позиция была проста: курсы не обеспечат карьерного роста, но могут стать отличным способом для самообразования. У меня даже есть статья-мнение на Т-Ж на эту тему. Я рассчитывал получить структурированную информацию, которую смогу использовать по своему усмотрению, но вместо этого наткнулся на типичное вузовское образование.
Что я имею в виду? Вот пример для тех, кто знаком с темой. На втором курсе университета у нас был предмет «Компьютерные сети». Самая базовая тема здесь — это модель OSI. Так вот, целый семестр мы изучали лишь первый уровень этой модели, что составляет примерно 0,01% от всех знаний, необходимых на практике, да и то в сугубо теоретическом виде. Примерно то же самое я получил на курсе: много теории, мало системной пользы.
Единственным плюсом для меня были практические занятия, но, как оказалось, знаний, полученных от их выполнения, у меня почти не отложилось.
Мой совет всем, кто раздумывает над покупкой курсов: задайте себе простой вопрос — зачем вам продают этот курс? Если ответ будет звучать в стиле «тупо чтобы продать», проходите мимо. С большой долей вероятности, программа будет составлена крайне небрежно и поверхностно.
P.S. на всякий случай, товарищи из OTUS и ИТМО, не надо обижаться и натравливать на меня свои юридические отделы (особенно вторых касается, мне уже хватило вашей "экспертной" оценки моих мемов на дисциплинарке). Это всего лишь мое оценочное суждение, тем более, что деньги то вы уже получили, а негатив это просто слова, ага.