Я открыла глэмпинг в небольшом поселке за 4 млн рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Глэмпинг — относительно новая история в нашей стране и совсем молодая ниша в туристическом бизнесе. Первые “гламурные кемпинги” появились в 2016 году и достигли пика популярности в период пандемии. С тех пор популярность глэмпинга как бизнеса у нас в стране растет, и тому есть объяснение.
Если верить новостям, внутренний туризм в России развивается, государство активно внедряет меры поддержки туристического бизнеса, щедро субсидируя предпринимателей. Небольшой стартовый капитал, несложная в целом организация и управление делом, очень большая популярность у туристов. Так ли все просто и безоблачно на деле, мы проверили на собственном опыте.
Что такое глэмпинг?
Впервые о глэмпинге мы узнали, путешествуя по Алтаю. В одной из красивейших природных локаций нам предложили остановиться в палатке с удобствами. Выглядело это странно, непонятно и доверия не вызывало. Деревянная конструкция, покрытая тентом, а внутри — добротный, уютный номер с санузлом, мини-кухней и огромной кроватью. На территории глэмпинга было десять или пятнадцать таких палаток. При этом другие постояльцы не маячили перед глазами. Позже мы узнали, что эти палатки называются “сафари-тент”.
Проведя два дня и одну ночь в сафари-тенте мы влюбились в дикую природу Алтая, надышались прекрасным чистым воздухом и оглохли от тишины. При этом мы не мерзли в сырой палатке, а спали на чистом белоснежном постельном белье, как в отеле. Утром сварили себе кофе и для этого не пришлось разводить костер. Я и мой муж, привыкшие к компромиссам на отдыхе в лоне природы, чувствовали себя необычно. Это был восторг. Кто то умный до нас придумал совместить дикую природу и отельный комфорт и это оказалось так просто!
Так у нас родилась настоящая мечта — свой глэмпинг. Мы загорелись идеей простого, душевного семейного бизнеса.
Открытие
В данной статье я расскажу про этапы создания глэмпинга, важные нюансы бизнеса и сложности, с которыми нам пришлось столкнуться на пути к своей мечте.
Шаг 1. Средства на запуск
Своих средств у нас было немного, а реклама национальных проектов России обещала щедрую финансовую поддержку предпринимателям, которые будут строить объекты размещения и тем самым развивать внутренний туризм.
Выглядит это логично и понятно. Государство выступает в роли инвестора, а вы получаете до 90 % финансирования своей мечты. Но, как выяснилось опытным путем, не все так просто. На деле получить такую поддержку нелегко. Бюрократия отняла наши силы и драгоценное время, а попытки понять странные условия этих программ не увенчались успехом. Местная администрация от нас отмахнулась, а профильные министерства, вопреки обещаниям про поддержку малого бизнеса, отдают предпочтение крупному, в котором уже налажены связи и коммуникации с государственными службами. Вовремя осознав, что мы никому не нужны со своими идеями, мы приняли единственно важное решение — двигаться самим.
Запомните, господдержка любого формата вытрепет ваши нервы, отнимет время и, как ни странно, деньги. А потом чиновники будут расхаживать по вашему бизнесу, как дома и требовать несколько лет вести его определенным образом, который вам не будет нравиться. Лучший вариант — это собственные или заемные средства. Так же можно попытаться найти частного инвестора, готового вложить свои деньги в вашу идею. Есть масса площадок, где потенциальные инвесторы ищут энтузиастов.
На этапе подготовки информации и построения цели можно обратиться в консалтинговое агентство, где за небольшую оплату вам выстроят стратегию завоевания туристического рынка. У нас со стратегией были проблемы, поэтому консалтинг нам здорово помог упорядочить мысли.
Шаг 2. Выбор локации
Правильное место — это ключ к успеху глэмпинг-бизнеса. Наличие рядом с глэмпингом озера или реки — большой плюс. Если участок не у воды, то здесь нужно ориентироваться на место притяжения, сделав упор на тематическом глэмпинге. Это может быть место с особой историей или на популярном трекинговом маршруте.
Особое внимание стоит уделить процессу снабжения, в том числе зимой. Как будут добираться до места клиенты, а также как защищаться от комаров и диких зверей в лесу. Как вы будете доставлять на место продукты и остальные необходимые вещи, как там будет жить персонал и т.д.
Наш участок располагался на берегу реки недалеко от населенного пункта с необычной историей, так что у нас была и вода и точка притяжения. С дорогой и снабжением тоже проблем не было.
Шаг 3. Аудитория и концепция
Не менее важно на начальном этапе определиться с миссией своего проекта. Определить целевую аудиторию, для кого и для чего вы создаете глэмпинг, его особенности и уникальность. Здесь предпринимателю нужно помимо желания обогащения вложить особый смысл в свой бизнес, а затем получать от реализации этого смысла удовольствие.
Мы живем в небольшом поселке и для нас было важно знать, что наш проект вызовет положительный отклик у людей. Которым для того, чтобы отдохнуть в подобном месте приходилось ездить за 300 — 400 километров.
В нашем случае — свободная ниша туристического бизнеса — большое везение. Но может быть и так, что вам придется изучать рынок глэмпинга и анализировать конкурентов, что само по себе очень важный и трудоемкий процесс. Здесь вам тоже придет на помощь консалтинг.
Изучая рынок, мы искали идею, которая бы нас вдохновила, но вдохновение пришло оттуда, откуда мы его не ждали. Отец мужа решил разводить кроликов и было решено, что фишкой нашего глэмпинга будет контактная кроличья ферма.
Спустя некоторое время, еще одну идею нам подал наш сын. Так у нас появилась детская площадка, качели и домик на дереве.
Шаг 3.1 Оформление документов
Этот этап заслуживает первого места в моей пошаговой инструкции. Получение разрешений и лицензий, урегулирование вопросов с электричеством, водоснабжением, интернетом в конце концов.
Начать нужно с земли. Если у вашего земельного участка не будет соответствующего разрешения, то вы не сможете на нем вести бизнес. Здесь государство очень строго и тщательно отслеживает использование земли и, если пренебречь законом, можно лишиться своего бизнеса и денег.
У каждого земельного участка есть вид разрешенного использования (ВРИ). Нам подходит только:
— отдых (рекреация);
— природно-познавательный туризм;
— туристическое обслуживание.
Вид разрешенного использования можно менять, здесь лучше воспользоваться помощью юристов по недвижимости — они сделают все быстро и с учетом всех особенностей. Земля должна быть оформлена в аренду или в собственности.
Для строительства стационарных объектов нужно будет получить разрешение на строительство. Мы решили строить а-фрейм домики, они не являются капитальным строительством, как и сафари-тенты, сферы и другие легковозводимые конструкции.
Дальше — решаем вопрос с оформлением ИП или ООО. Для небольшого бизнеса лучше ИП — вы сэкономите на налогах.
Шаг 4. Строительство
Когда после кругов ада с получением всех разрешений вы все же получите одобрение на стройку, то можно считать, что цель почти достигнута. Если вы хотите использовать для глэмпинга сафари-тенты или сферы, то этап строительства пропускаем. Все, что вам нужно будет сделать, это установить специальные площадки, как правило их делают из доски, а затем провести необходимые коммуникации. Помните, что глэмпинг — это про комфорт. Поэтому нужно до мелочей продумать наполнение домиков — мебель, аксессуары, посуда, текстиль.
Некоторые производители сафари-тентов и сфер сами делают установку под ключ, вам останется только создать уют внутри.
Мы решили строить именно а-фреймы по нескольким причинам: хотелось работать круглогодично, у нас были материалы, которые остались от стройки дома, и самая главная причина — нам они очень нравились внешне.
На этапе установки модульных домиков или строительства необходимо продумать хозяйственные постройки — домик для персонала или администрации, кухню или кафе.
Траты на запуск
Для начала мы построили и укомплектовали два домика, две мини-бани и небольшой хозблок. Потратили на это мы около 4 млн. рублей. Через год у нас появилась детская площадка и вольеры, в которых гости могли играть с кроликами и кормить их. Через пару месяцев кролы научились покидать свои домики, увеличили в свободном выгуле свою популяцию втрое и стали жить просто везде. Это очень понравилось нашим гостям и их детям и стало нашей фишкой.
Шаг 5. Персонал и обслуживание
Большинство глэмпингов — чисто семейный, маленький бизнес и зачастую всеми вопросами занимаются сами хозяева. Но если вы планируете большой номерной фонд и ресторан на территории, то подход к формированию персонала будет другой. Понадобятся администраторы, повара, официанты, горничные, разнорабочие и охранники. Помимо этого и большому и маленькому бизнесу нужно предусмотреть работу по продвижению. Лучше, если это будет отдельный специалист, занимающийся маркетингом и рекламой.
Шаг 6. Открытие
Небольшой чек лист перед открытием:
1. Бизнес зарегистрирован.
2. Земля в аренде или собственности, назначение — отдых (рекреация).
3. Построены или установлены жилые модули, хозблок, кухня и др. На стационарные конструкции есть разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию.
4. Найден и обучен персонал.
5. Куплено и установлено оборудование и мебель в домиках.
6. Настроена реклама.
Если все пункты выполнены, у вас все в порядке с документами, а следовательно с контрольными органами, то вас ждет самое приятное — открытие и начало работы. Когда мы с мужем были на этом этапе, мы не верили своим глазам, что смогли сделать все сами и стоим на пороге собственного уютного глэмпинга.
К открытию мы договорились с местной администрацией, те организовали праздник рыбака на берегу реки, где располагался наш участок. Мы стали спонсорами конкурса на лучшую уху и угощали всех напитками в честь открытия. Людей было очень много, наши друзья помогли нам правильно презентовать проект и раздать заранее подготовленные брошюрки.
Выводы
Сегодня к нам едут из соседних районов и близлежащих городов. В планах построить еще два домика и расширить мини-ферму.
Построение глэмпинга было непростым, но увлекательным процессом. Если у вас есть мечта создать свой глэмпинг, помните, что с некоторыми усилиями и настойчивостью она может стать яркой историей от первого лица, как и моя.