Я потратила на франшизу больше 1,7 млн рублей и только начала отбивать вложения

46

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

В марте 2023 года я стала обладателем детской франшизы Happy Panda. До декрета работала менеджером по продаже авто, по образованию учитель математики. Полностью растворилась в материнстве, а когда ребёнку исполнилось 2 года, поняла, что очень хочу связать свою жизнь с развитием детей и открыть студию для развития детей.

Мой выбор сразу пал на франшизы, ведь это это идеальный план: смогу воспользоваться чужим опытом, поддержкой и зарабатывать сразу, с первого месяца. Но вышло не совсем так.

Открытие

Как я выбирала франшизу? Я нашла специальные сайты с подборками франшиз, выделила для себя 7 вариантов, не хотела брать очень крупные сетки и сетки и те, у которых только один филиал. Со всеми созвонилась, послушала презентации, на пятом звонке я уже чувствовала, что знаю про франшизы всё и начала сомневаться, а нужно ли мне это, ведь финансовые модели не сходились, менеджеры явно вводили в заблуждение и не знали ответы на простые вопросы.

Но следующий звонок стоял в расписании, я не могла его отменить. Это и была моя франшиза. Они не пытались мне “продать”, а просто рассказали о себе. Конспекты к каждому уроку, полностью записанное обучение для каждой роли и строгий отбор кандидатов, меня конечно это зацепило и уже на утро я оплатила паушальный взнос — 460 000 ₽.

В паушальный взнос входили еженедельные звонки с менеджером, все конспекты, дизайн-проект, сайт со всеми инструкциями и тд.

Далее было знакомство с менеджером и основателем компании. Я прошла обучение и начала подбор помещения и тут услышала от менеджера, что лучше притормозить поиски, май не лучшее время для открытия, что желательно открываться в августе и встречать детей в новом учебном году. Это меня сильно смутило, у меня был большой азарт и я сообщила, что буду открываться сразу, что летом тоже есть дети, что мы сами ходим в детские центры и летом никто не прекращает заниматься.

Траты на запуск

Мы очень быстро нашли помещение, это было идеально! Вы только представьте: потолки 4 метра (только позже я поняла, что это = дороже ремонт), но я была на 7 небе от счастья! Рядом с домом, делай ремонт и заезжай. Далее менеджер настояла на переговорах с арендодателем за аренду (160 000 ₽ — 85 квадратов) и в результате мы получили месяц арендных каникул и частичный ремонт за счёт арендодателя.

С ремонтом не возникло сложностей, мне передали брендбук и план моего помещения, с отметками, какая стена какого цвета, где положить линолеум, а где будут ковры. Бригаду я пригласила проверенную, которая делала ремонт в моей квартире. И в целом, из чернового помещения, за 6 недель мы создали детский центр — ремонт вышел в 1,3 млн ₽.

— отделочные работы — 660 000 ₽

— закупка техники и мебели — 300 000 ₽

— вывески — 140 000 ₽

— пособия для занятий — 197 000 ₽

Далее закупка мебели, заказ конспектов, всё по таблицам, по инструкциям, с поддержкой менеджера. Совместно мы собрали сотрудников — я проводила первый этап собеседования, а на второй выходил методист, тестировал сотрудников. Администратором я планировала работать сама.

Сложности в сфере

И вот он долгожданный день открытых дверей, кабинеты есть, учителя есть, приехала команда открытия, у нас не было времени даже присесть, 5 часов вся команда работала с клиентами, к нам пришли 98 человек, а для успешной работы нужно 150 клиентов! И тут я думала, что всё, дело сделано, успех нам обеспечен!

На следующий день мы начали обзванивать людей, которые оставили свои номера буквально вчера и какое было моё разочарование, когда 70 из них ответили “мы придём к вам в сентябре, пока неактуально”. Как же так? думала я, они же вчера все улыбались мне, давали свои номера, данные о детях, а сегодня в трубке “позвоните нам в августе”.

1/2

Итого мы отрылись 7 мая, у нас было 18 человек, мы сработали в минус 80 000 ₽, я думала что вот — вот всё наладится и мы наберём своих учеников. Дальше наступило лето. Июнь мы вышли в минус 96 000 ₽, июль минус 120 000 ₽. Нарастающим итогом мы накопили: 460 000 ₽ + 1 300 000 ₽ + 80 000 ₽ + 96 000 ₽ + 120 000 ₽.

В августе я сообщила УК что закрываю центр, что работать в минус я не могу, а заявки перестали поступать, несмотря на то, что я использую всевозможные источники рекламы.

Светлана, основатель компании, лично вышла со мной на звонок и сказала, что у меня топовая локация и что дети наберутся, осталось подождать до октября. Далее было две недели раздумий, на семейном совете было принято решение ждать до октября, если прибыли не будет, закрывать центр.

Итоги

В середине августа наш телефон всё ещё не разрывался от звонков, мы начали обзванивать базу, которую набрали ещё в мае, на день открытых дверей, тут то лёд тронулся, мы сформировали 26 групп, в каждой по 4-8 учеников. Последние дни августа мы чуть не ночевали в центре вместе с учителями, подбирали всем расписание. Весь сентябрь тянулись дети, в октябре у нас было 34 группы и 160 учеников! По итогу октября мы вышли в плюс 200 000 ₽, а в ноябре 340 000 ₽.

Сейчас январь, мы работаем десятый месяц, у нас 190 учеников, 7 учителей и 2 администратора, мы совсем скоро отобьём все вложения. Буквально вчера мы подвели итоги нашей работы, выдохнули, поняли, что всё не напрасно, похвалили друг друга, вышли на улицу в магазин после собрания и увидели как на соседнюю дверь крепят вывеску “английский язык”. Но мы спокойны, уверены что конкуренция только усилит наше положение в районе и поможет нам стать только лучше.

Выводы

Какие выводы я сделала для себя: франшиза не равно готовый бизнес, это инструкции, консультации и готовые алгоритмы действий. Работать нужно самому, очень важно изнутри понять все процессы и не ждать мгновенного результата.

  • Искандер ГарифжановЭто здорово, что вы смогли найти в себе силы, чтобы рискнуть средствами, временем и открыть своё дело, пусть и по франшизе. Но послушав менеджера, вы бы не испытали потрясения потери (пусть и временного), и быстрее встали бы на ноги! Успехов вам!39
  • Надежда ВороноваСпасибо, что поделились опытом!3
  • Антон НадеевВозможно именно Ваше решение, несмотря на советы менеджеров о позднем открытии, помогло Вам уже сейчас выйти в плюс. Радует, что семья поддержала.7
  • wimkrskОстросюжетьненько. Во франшизах, как я понимаю, есть плюс в понятном масштабировании. Появление конкурента это хороший знак. А китайский эта франшиза не предлагает?3
  • Dmitry LisХорошо, что второй раз послушались совета опытных людей и подождали сезон. Есть бизнесы с сильно выраженной сезонностью и игнорирование этого ведет к печальным последствиям.24
  • Лилиан Кулинапочему-то думала, что франшизы всегда в плюс работают сразу почти2
  • user2798246Лилиан, 🤣9
  • Тот самыйСудя по всему вам попался хороший адекватный франчайзер, что редкость в наше время.42
  • ФедяПИКовский домик? Мне всегда интересно было, как делают ремонты в арендованной недвиге: а если арендодатель не продлит договор или цену повысит сильно - на какой срок договор аренды?5
  • Вадим ПНадо просто было сразу услышать франчайзи и открываться в августе, сэкономили бы деньги и нервый ну и время.11
  • МихаилУспехов в развитие!2
  • And NikКакая дешевая реклама... :)))3
  • АсиВо-первых, спасибо за то, что поделились опытом! В целом, неплохая поддержка со стороны правообладателя, многие просто ждут отвас денег и все.5
  • АльдекОбычно франшизу берут те,кому некуда девать деньги :) А новичкам нужен запас капитала,раз в пять превышающий стоимость и очень внимательно исследовать рынок.4
  • АннаИскандер, спасибо, да, я поняла, что нужно меньше эмоций в бизнесе3
  • АннаDmitry, да, надеюсь это лето пройдём с хорошими показателями, уже не так страшно1
  • АннаФедя, пик, да) ну а что делать, не выкупать же помещение) просто адекватные условия аренды и адекватный собственник1
  • АннаЛилиан, совсем нет, я сама пока искала, увидиела столько несовпадений в фин модели1
  • АннаМихаил, спасибо0
  • АннаAnd, просто от души написала, точно не делала рекламу :))5
  • АннаАси, спасибо!0
  • Аннаwimkrsk, в некоторых центрах есть. но он не такой популярный, как английский1
  • АннаТот, да, тоже так считаю3
  • Johnny CashПолучается надо позже открываться, в августе0
  • ФедяАнна, у вас очень интересное и нужное дело. Желаю, чтобы оно шло так, что появилась бы возможность и помещение выкупить)2
  • Черный плащвывод очень прикольный) получить отличный совет от франчайзера, проигнорить его и сделать по-своему, выйти в убыток, потом доблестно его преодолевать зато сама!3
  • Katie M.Хорошо, что все хорошо. Хотя было очевидно, что лето станет убыточным - оно убыточно даже для давно работающих центров дополнительного образования. Хорошо, что не все преподаватели разбежались) Дизайн, кстати, ужасный, на мой взгляд. Детям в каких-то серых казематах приходится заниматься. Депрессивно. Детский центр, да еще с таким названием - можно было что-то более жизнерадостное придумать. Но главное, что франчайзер нормальный и менеджеры грамотные.7
  • EGПо вечерам можно сдавать помещение для социальных игр (мафия).1
  • АлександрГлавное, не забыть отложить часть прибыли на мертвый сезон, чтобы не пришлось снова искать средства7
  • Р. АйсинМолодец! Было сложно, но справились!0
  • Евгений БалагановПрикольная реклама1
  • Андрей ПетровВыход в + в первый год бизнеса отличный результат!! Чуть больше опыта в ремонте и подбора помещения, всё сложилось бы ещё лучше! 160 тыс аренды, не для торгового помещения дороговато!))5
  • Алексей КлимовскийА роялти какое? А то у нас все франчайзи любят ставить жирный паушальный взнос, а дальше — плыви как хочешь.2
  • БорисычФедя, 11 месяцев) Увы, но это сильный риск, бизнесс же. Хуже когда арендодатель "попросит" всë убрать.2
  • БорисычЛилиан, неа. Сборы съедают много.2
  • БорисычДурацкий вопрос, Вы вроде как шарите, судя по комментам, но зачем франчайзи? Паушальный в пол ляма, да и отчисления, это ж почти "деньги на ветер". На мой взгляд франчайзи для тех у кого денег дофуя и лени много, ибо придëт дядя/тëтя и всë за меня сделает, а я буду капусту рубить. Только есть одна хренька? Вы так красиво расписали, что запросто ажн 160 человек набрали, что вызывает сомнения, но главное в другом. Вы не имеете, при таком количестве клиентов, свою торговую марку и отрабатываете чужую и если кто-то ВДРУГ увидев успех откроет рядом такую же "мишку" ну или "зайку" и, увы, детей на всех не хватит! И да, пик заявок именно на осень, но и спад после НГ, апрель-май это слив. На лето , что-то типа лагеря дневного посещения. И ещë проблемка, не знаю Ваш франчайзи, но скорее всего Вы не можете брать чужое и вводить новые и другие курсы. Вряд ли Вы можете даже поставить кофе-автомат или платëжный терминал. Франчайзи ни есть гибкость! Но выбрали и хорошо. !!! Главное, что бы именно Вы, а не отработка мишкиной рекламы! В любом случае - удачи!5
  • ФедяБорисыч, а что 11 мес.? Разве нет опции на несколько лет и зарегить договор? На самом деле, интересно, как в данном случае, у автора?2
  • Александр ВикторовичПоздравляю вам попалась рабочая франшиза, но летом вы с большей вероятностью опять в минус уйдёте, главное, чтобы остальные 9 месяцев дали вам хорошо заработать, чтобы в целом год окупился с нормальной чистой прибылью. Есть ещё бизнес на франшизах сначала продают, чтобы упаковать предпринимателям, а потом клиентам и все платят. А потом клиенты ещё платят ежемесячные взносы, что служит довольно сильным обременением. А чтобы продать менеджерам, которые на процентах с продаж нужно что-то недоговорить, соврать, ввести в заблуждение. Так если послушать продавцов франшиз, что через 3-6 месяцев все вложения отобьются и в глубоком плюсе будете, что скорее всего значит следующее не менее года, если повезёт и хватит терпения и упорного труда, а возможно и 2-3 года потребуются и всё это время с вас будут ещё ежемесячные взносы брать 15000-25000 рублей, не важно в минусе вы или в плюсе. В конце-концов вы ещё можете понять, что вам не такую уж рабочую франшизу продали и что вместо 300000 тысяч в месяц, чистыми вы зарабатываете максимум 100000. Только стоило ли это того, чтобы вложить вначале например 1000000, а потом по 20000 каждый месяц и первый год вообще на грани выживания.0
  • Александр ЖуравельЯ никогда не пишу комментарии. Но это такая тупость. "Я сообщила УК что закрываюсь в августе... Я не могу работать в минус.... Через две недели на семейном совете я решила не закрывать детский центр который тебе говорили открывать только к учебному году и который ежу понятно что осенью стрельнёт, если даже летом дети были..мне позвонила основательница.. во сне ко мне пришло озарение.. я видела золотое яйцо в проезжающей маршрутке, на которой пришлось ездить из-за 3х месяцев работы в минус.." настолько драма высосана из пальца что аж противно стало.0
  • Татьяна АндрияноваEG, по вечерам самый разгар занятий. После школы.0
  • EGТатьяна, я имела в виду поздние вечера, после 21.00, adults only. Или школьники и в такое время занимаются на курсах?0
  • Helga HansenПоздравляю, это было действительно смелое решение, без опыта работы в сфере. Впечатлила ответственность владельцев франшизы, все верно советовали и поддерживали. Учитывая, что снабдили рабочими программами и конспектами по каждому предмету, то взнос уже оправдан. Разработка годовой программы по одному предмету будет стоить от 40 тыс. Плюс проводили отбор преподавателей - это за доп плату? Ну а то, что вы не послушались и открылись в мае, возможно обеспечило вам узнаваемость к августу и принесло определенное количество учеников, команда успела сработаться. Плюс, помещение к августу могло уйти. Смущает только то, что помещение в аренде, знаю несколько случаев, когда арендодатели были очень адекватные, но обстоятельства складываются по - разному.0
  • SonechkaУ меня тоже было желание открыть центр в сфере детского обучения, но я прежде устроилась в такой центр учителем, проработала год и с каждым месяцем желания становилось все меньше. Потом устроилась еще в один, желание совсем отпало. Ключевые проблемы детского образования: хамство родителей и детей, переносы и отмены занятий, качания прав, ну и самое главное - сезонность. Летом необходимо придумывать лагерную деятельность и прочие городские лагеря на базе центра. Еще присутствует высоченная конкуренция, конечно же. Автору удачи, вы с командой большие молодцы и делаете хорошее дело.2
  • user3046872Очень понравилась информация по открытию детского центра. Описаны проблемы и переживания . Грамотный текст. Прочитал как интересную повесть про жизнь.1