Я открыл типографию в Москве в 2010 году и теперь в сети больше 30 копицентров по франшизе

5

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

Меня зовут Руслан Галифанов, я основатель группы полиграфических бизнесов.

MDMprint.ru — цифровая типография в Москве. Производит полиграфию любой сложности.

Copy.ru — сеть копировальных центров. 30+ точек в Москве и еще шести городах. Скоро откроется первая точка за пределами России — в Ташкенте.

HelloPrint.ru — цифровая система по управлению полиграфическим бизнесом. Используется в MDMPrint, Copy.ru и еще полутора десятках типографий других компаний.

Открытие

В конце 2000-х я купил интернет-кафе на юго-западе Москвы. Тогда быстро рос интернет, вскоре вышел айфон, и в течение одного-двух лет после покупки стало понятно, что формат интернет-кафе умирает. Все меньше людей ходило в кафе ради интернета и игр.

Я стал думать, как перестроиться. Помимо игр и интернета, в кафе можно было купить кофе и заказать печать на принтере. Сначала у меня была мысль создать кофейню, но потом остановился на печати. Это было в 2010 году.

Интернет-кафе в 2010 году
Интернет-кафе в 2010 году
Интернет-кафе в 2010 году
Интернет-кафе в 2010 году

О полиграфии я тогда знал примерно ничего. Начал с покупки бывшего в употреблении профессионального принтера Konica-Minolta. Купил его за 100 или за 150 тыс. ₽, привез в интернет-кафе… и поначалу даже не смог его включить. Там целая процедура: сначала включаешь рип, а потом сам принтер.

Пришлось читать форумы, изучать основы полиграфической печати, разбираться во всем самому. На одном форуме нашел профессионального полиграфиста и нанял его как консультанта. Он стал меня обучать.

После принтера я приобрел плоттер. Тоже не новый, нашел по объявлению в одном подмосковном городе. Купил за 30 тыс. ₽, кое-как запихнул в багажник, но целиком он там не поместился, торчал наружу. Как назло, пошел дождь, и пришлось на ходу придумывать, чем накрыть плоттер. Обратная дорога далась нелегко. Накануне я допоздна работал, не выспался и, сонный, кое-как довез этот чертов плоттер до кафе.

Конкуренция в полиграфическом бизнесе уже тогда была высокой. Мы были маленькие, но молодые, энергичные и с незамыленным взглядом. Большинство наших конкурентов считали достаточным открыть офис. А мы решили идти в ногу со временем и сделали для нашей типографии сайт. Купили на него трафик через Яндекс.Директ — он тогда стоил копейки — и клиенты сразу пошли.

Поначалу типография размещалась в помещении интернет-кафе. Клиенты кафе крутили пальцем у виска, говорили, что на полиграфических услугах мы прогорим. Но получилось наоборот: через три-четыре года мы отказались от кафе и полностью сосредоточились на полиграфии.

Сначала мы ужимали интернет-кафе в пользу типографии, а потом сняли подвал в Московском дворце молодежи.

С названием мудрствовать не стали. Типографию назвали MDMPrint — по названию Московского дворца молодежи.

Первое отдельное помещение мы сняли в подвале Московского дворца молодежи
Первое отдельное помещение мы сняли в подвале Московского дворца молодежи

Первое время у MDMPrint было всего четыре сотрудника. Я занимался всем подряд: принимал заказы, печатал, развозил. Помню, по знакомству удалось получить в клиенты одну крупную компанию. Однажды от них прилетел запрос в семь часов вечера, а к утру уже надо было доставить готовый заказ. Я возился с заказом всю ночь. В пять утра набрал заказчика, сказал, что буду через час, погрузил заказ в машину и поехал по Дмитровскому шоссе. Но бессонная ночь не прошла бесследно: из-за переутомления я проехал мимо пункта назначения и выехал из города. Опомнился уже когда глубоко углубился в область. Пришлось возвращаться.

Компания быстро росла. К 2013 году мы полностью отказались от интернет-кафе и создали свой первый полиграфический центр на территории АМО ЗИЛ.

В 2014 году типография и офис переехали в просторные помещения НПО «Гелиймаш».

В 2015-м мы разделили производство на отдельные направления: цифровая печать, широкоформатная печать, производство сувенирной продукции.

Наши помещения в НПО Гелиймаш
Наши помещения в НПО Гелиймаш

Мы всегда старались быть максимально открытыми. На сайте MDMPrint была кнопка «Написать директору».

Мне стали поступать предложения продать франшизу. Это выглядело логичным направлением развития бизнеса, и в 2018 году открылся первый копировальный центр по франшизе в Москве у станции метро «Академическая».

Копицентры — это сетевой розничный бизнес. Ключевой фактор успеха здесь — стабильность качества. Типографий много, конкуренция высокая, качество сервиса исключительно важно. Поэтому мы тщательно отбираем франчайзи. В первую очередь оцениваем порядочность и готовность работать добросовестно, прозрачно и вбелую. Никакого приема денег по номеру телефона на карту, никакого мухлежа с налогами. За всю историю компании мы расстались только с двумя франчайзи. Во всех случаях развод был мирный, без конфликтов.

Инвестиции в открытие точки в зависимости от масштаба составляют от 3,2 млн ₽ до 6,5 млн ₽, а прибыль — от 100 тыс. ₽ до 1,5 млн ₽. Более половины инвестиций при открытии копицентра приходится на оборудование. Вторая самая крупная статья расходов — паушальный взнос. Роялти составляет 6%. После запуска копицентра большая часть операционных расходов приходится на расходные материалы, ФОТ, аренду и паушальный взнос.

Один из копицентров Copy.ru в Москве
Один из копицентров Copy.ru в Москве
Один из копицентров Copy.ru в Москве
Один из копицентров Copy.ru в Москве

В 2019 году у нас появилось новое направление — платформа для управления полиграфическим бизнесом HelloPrint. Проект возник органически. Мы искали софт для управления типографией, но готовые решения не устраивали. Стали писать свое, со временем эта инициатива выросла в отдельный проект.

HelloPrint — это одновременно CRM, калькуляторы, система лояльности, логистика, аналитика, уведомления в одном интерфейсе. Данные хранятся и обрабатываются в облаке.

В 2000-е я освоил программирование и какое-то время делал сайты на заказ. При создании HelloPrint это сильно помогло. Когда досконально знаешь разработку, это спасает от многих ошибок.

Сейчас HelloPrint используется в нашей компании и еще в полутора десятках типографий других компаний. За четыре года в HelloPrint мы инвестировали около 25 млн ₽. В команде проекта два программиста, проектный менеджер, QA-инженер и два сотрудника поддержки.

До 2022 года наша розничная сеть и типография работали под одним названием — MDMPrint. Со временем стало понятно, что розничному бизнесу нужен более понятный и запоминающийся бренд. В 2021 году мы выгодно купили типографию Copy.ru, буквально по цене оборудования и домена. Хотели провести ребрендинг в 2022 году, но из-за известных событий пришлось сдвинуть его на 2023 году. Теперь MDMPrint называется только наша типография, а розничная сеть стала Copy.ru.

Развитие бизнеса

Самыми тяжелыми за последнее время были 2020 и 2022 годы. Во время ковида мы оказались на грани банкротства. Выручка рухнула на 70%, при этом аренду, зарплату и налоги никто не отменял. Мы просили ФНС и арендаторов об отсрочках, но везде получали отказы.

Пришлось действовать быстро. Во-первых, для оперативного принятия решений создали антикризисный комитет. Комитет действовал с марта по октябрь 2020 года.

Во-вторых, стали брать заказы на любые суммы. Хоть 5 ₽, хоть 20 ₽ — неважно, принимаем и доставляем. Лишь бы бизнес продолжал работать.

Во-третьих, пришлось сократиться. Оставили самых старых и опытных сотрудников, предложили им временно уменьшить зарплаты, а в конце года — вернуть долги с процентами. Согласились не все, часть посчитали это обманом. Но согласившиеся в итоге заработали больше за счет процентов. Чуть отдышавшись, мы снова наняли уволенных сотрудников.

Быстрые и жесткие решения спасли компанию. Осенью ситуация стабилизировалась. Но осадок остался. Некоторые конкуренты работают не совсем вбелую. Во время ковида им это помогло. Мы же считаем, что бизнес должен быть честным и не разделяем позицию «пусть сначала государство решит вопрос с дорогами и медициной, а потом я заплачу налоги». Начинать надо с себя.

В следующем 2021 году компания сильно выросла. Но в феврале 2022 года грянул новый кризис. Рынок мгновенно замер, количество заказов упало, выручка рухнула. Первые месяц-два ситуация оставалась неясной. Мы снова вернули антикризисный комитет и молниеносно начали перестраиваться. В первые же дни закупили впрок расходники и оборудование. Когда вернулись заказы, у нас был запас, а потом логистика подстроилась.

Ключевые производители оборудования — японские компании Ricoh и Konica Minolta. Расходники тоже производят в основном японские, американские или европейские компании. Российские и китайские аналоги есть, но не по всем позициям и не всегда нужного качества. Была качественная американская бумага TouchCover. Вместо нее появилась TouchPaper. Работать с ней можно, но по тактильным ощущения и качеству печати она не дотягивает до TouchCover.

Часть предпринимателей тогда ушли с рынка или уехали. Мы смогли выкупить у них оборудование и расходники по низким ценам.

Логистика полностью перестроилась. Раньше вендоры работали напрямую. Сейчас оборудование и расходники возят через Турцию, Казахстан, Армению, Киргизию, Китай. Что-то стало дороже, что-то дешевле, что-то вовсе исчезло. Качество китайской бумаги подросло. В России тоже стали строить заводы по производству бумаги. Некоторые западные вендоры устали ждать и возобновили поставки. Некоторые вендоры тет-а-тет говорят: потерпите, ребята, когда ситуация разрешится, мы снова начнем поставки в Россию.

В целом шок продолжался недолго. Уже летом 2022 года спрос вернулся.

Команда

Первое время я сам занимался все подряд: принимал заказы, печатал, развозил, делал сайт типографии. В команде, кроме меня, было всего четыре человека. Все они в компании до сих пор. Один из них — Александр Марков — вырос до гендиректора компании. Начинал он как линейный сотрудник: принимал заказы, печатал, резал.

Сейчас в Copy.ru уже более 30 точек. В управляющей компании ядро команды состоит из десяти человек. Кроме них, есть еще бэк-офис, маркетологи, менеджеры по продажам — в сумме несколько десятков человек.

Доходы и расходы

Компания растет на 35% в год. Рост был даже по итогам 2022 года. Исключением стал ковидный 2020 год, когда выручка упала на 70%.

Продвижение

Когда типография только появилась, мы сделали сайт и купили трафик через Яндекс.Директ. Большинство типографий тогда обходились без сайта, считали достаточным офис и телефон. Наличие сайта очень помогло на старте, а трафик из Директа в ту эпоху стоил копейки.

Сегодня мы много внимания уделяем поисковому трафику (SEO), у нас отлажены кампании в контекстной рекламе и есть около 20 менеджеров по продажам.

Розничная сеть большую часть трафика получает из офлайна. В интернете трафик надо покупать, а в офлайне точка сама может генерировать трафик. Конечно, одного только физического присутствия мало, мы используем и другие каналы, например, онлайн-карты и контекстную рекламу. По условиям нашего франчайзингового договора отчисления на развитие бренда должны составлять 1% от выручки (но не менее 50 000 ₽), а бюджет на локальный маркетинг копицентра должен быть не менее 2,5% от выручки.

Важно быть клиентоориентированным, вовремя перестраиваться. Когда мы начинали более десяти лет назад, то инновацией было наличие сайта. Сегодня люди ушли в мессенджеры. Мы стараемся работать через все популярные мессенджеры: Telegram, WhatsApp, VK. Но есть типографии, которые до сих пор стремятся работать через электронную почту и телефон, а мессенджеры игнорируют.

Сложности в сфере

У розничного полиграфического бизнеса хорошие перспективы. Рынок слабо консолидирован. Даже мы, достаточно крупная и быстрорастущая сеть, занимаем на рынке доли процентов.

В то же время стоит учитывать, что Copy.ru — это стрит-ритейл. Во время пандемии ковида люди оказались взаперти, заказы сильно упали, и мы едва выжили.

События 2022 года показали высокую зависимость от поставщиков оборудования и расходников. Частично эта проблема решилась за счет перестройки логистики и появления местных аналогов, но на полное устранение зависимости от западных поставщиков уйдет еще много времени.

Самая большая проблема на текущий момент — это дефицит сотрудников. Не хватает всех: печатников, резчиков, переплетчиков. Дефицит рабочей силы острейший, и даже повышенные зарплаты ситуацию не спасают.

Полезно разбираться в технической стороне этого бизнеса. Полиграфия — сложный технологический процесс. На качество печати и цветопередачу влияют множество факторов. И настройки оборудования, и бумага, и факторы среды: температура, влажность, давление.

Интересная история о бизнесе

Первое время у нас было всего четыре сотрудника. Я занимался всем подряд: сам принимал заказы, печатал, развозил, писал сайт.

По знакомству удалось получить в клиенты крупную компанию. Однажды от них прилетел запрос в семь часов вечера, а к утру уже надо было доставить готовый заказ. Я возился с заказом всю ночь. В пять утра набрал клиента, сказал, что буду через час, погрузил заказ в машину и поехал по Дмитровскому шоссе. Но бессонная ночь не прошла бесследно: из-за переутомления я проехал мимо пункта назначения и выехал из города. Опомнился уже когда глубоко углубился в область. Пришлось возвращаться.

Вторая история. До 2023 года наша розничная сеть и типография работали под одним названием — MDMprint. Вот какой был случай. В Ленинградской области есть типография «МДМ-Печать». Мы никак с ней не связаны, просто «тезки». Один клиент из Петербурга, не разобравшись, сделал заказ в нашей московской типографии. Мы выполнили заказ и сообщили, что можно его забирать на «Фрунзенский». Клиент приехал и начал звонить: я на «Фрунзенский», где здесь типография? Оказалось, что он приехал на «Фрунзенскую» в Санкт-Петербурге.

Третья история. Мы производим широкую номенклатуру полиграфической продукции. В 2023 году вырос спрос на печать настольных игр и… эзотерики. Внезапно стали часто заказывать карты таро. Неясно, с чем это связано. Может, в условиях неопределенности люди ищут любой способ заглянуть в будущее?

Наша продукция
Наша продукция
Наша продукция
Наша продукция

Результаты и планы

За пять лет с момента запуска франшизы сеть выросла до 30+ точек. В 2023 году мы заключили договоры с шестью новыми партнерами. Открыли точки в Сочи, Екатеринбурге, Сургуте, Нижнем Новгороде. Скоро откроемся в Ярославле.

Компания растет на 35% в год. К 2026 году планируем вырасти до 100 точек в трех странах. В России можно открыть еще минимум сотню копицентров.

Экспансия за рубежом начнется с Узбекистана. Скоро в Ташкенте откроется первая точка Copy.uz. Затем планируем осваивать Казахстан, Армению и другие наиболее близкие к России страны.

Сейчас все наши точки франчайзинговые. Мы планируем открывать и собственные корпоративные точки, развивать их, а потом продавать франчайзи как готовый бизнес.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

IPO когда ?

2
0

Вы вторые на рынке после Копирки? Или есть еще кто-то крупнее? Кроме Копирки из сетевых никто больше не вспоминается

1

Антон, Реглет, например)

0
0

Странно, а почему рынок так слабо консолидирован? Копировальные центры вроде есть везде, но доля сетевых на глазок не такая большая. С чем связано? В общепите вон сетевые доминируют

1
0

Знаю Руслана давно и лично. Слежу за его успехами. Рад хорошему развитию!

1

Сообщество