Indika: какой получилась сюжетная адвенчура про одержимую православную монахиню
Поп-культура
9K
Кадры — 11 bit studios

Indika: какой получилась сюжетная адвенчура про одержимую православную монахиню

9
Аватар автора

Роман Персианинов

поставил свечку против черта

Страница автора

2 мая на ПК вышла Indika — инди-игра о православной монашке, одержимой чертом.

Студия Odd Meter раньше располагалась в Москве, но в 2022 году перебралась в Казахстан. Indika — их вторая игра. У команды получилась увлекательная история про девушку, которая пытается найти себя в альтернативной России 19 века.

Рассказываем, что нужно знать об Indika: кто сделал игру, почему ее стоит попробовать и когда обещают выпустить версии для консолей.

Что за Indika

Дата выхода: 2 мая 2024
Жанры: адвенчура, хоррор
Платформы: Steam и GOG на ПК, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: 11 bit studios
Разработчик: Odd Meter
Кому понравится: любителям сюжетных игр и романов Достоевского
Примерная продолжительность: 3,5 часа
Перевод: есть русская озвучка
Подробнее: на сайте игры

Сколько стоит Indika и где ее купить

Игра доступна в российском Steam и GOG за 1050 ₽. Сколько новинка будет стоит на PlayStation 5 и Xbox Series, неизвестно — консольные версии выпустят 17 мая.

О том, как покупать игры в Steam, а также на приставках PlayStation 5 и Xbox Series, мы писали в отдельных материалах.

Системные требования

Минимальные системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор AMD Ryzen 5 3600 или Intel i5-10400F.
  3. 16 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Radeon RX580, Nvidia GTX 1660 или Intel Arc A750.
  5. DirectX 11 и 50 Гб свободного места на диске.

Рекомендуемые системные требования:

  1. 64-битная Windows 10.
  2. Процессор AMD Ryzen 5 3600 или Intel i5-10400F
  3. 16 Гб оперативной памяти.
  4. Видеокарта Radeon 6700 XT, Nvidia RTX 3060 TI или Intel Arc A770.
  5. DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.

История разработки Indika

Игру создала студия Odd Meter, основанная в 2011 году разработчиком Дмитрием Светловым. Долгое время команда создавала 3D-графику для разных клиентов, включая частных архитекторов, а в 2018 году выпустила симулятор средневекового лучника Sacralith: The Archerʼs Tale специально для VR-шлемов. Пресса и игроки хвалили экшен за красивую графику и оригинальную механику сражений с помощью лука и стрел. А за сюжет ругали: за 4—6 часов прохождения он не успевал раскрыться.

В 2019 году студия начала разработку Indika. По словам Светлова, команда хотела создать «взрослую» игру с оригинальной эстетикой и сильной драматургией. Одним из духовных ориентиров стал экшен Hellblade: Senua’s Sacrifice — драма о кельтской воительнице, которая отправляется в мир мертвых, чтобы вернуть к жизни возлюбленного. Упор создатели хотели сделать на сложных головоломках, но потом передумали и значительно их упростили.

Главная героиня — православная монахиня, которая начинает сомневаться в вере
Главная героиня — православная монахиня, которая начинает сомневаться в вере

По ходу продумывания сюжета авторы узнали, что в конце 19 века в России люди еще верили, что женщины могут быть одержимы дьяволом. Поэтому и историю решили построить вокруг девушки, которую преследует голос беса. Это решение тоже роднит игру с Hellblade: там главную героиню мучают голоса и пугающие видения, за что девушку прогоняют из родной деревни.

Создавать сюжет Indika Светлову помогал театральный актер и сценарист. В титрах он не указан, а в одном из интервью руководитель студии говорит о нем без упоминания имени. В беседе с Т⁠—⁠Ж автор Indika рассказал, что центральная тема игры — человек и его самоистязания. При работе над сценарием Светлов черпал вдохновение в личном опыте: он вырос в религиозной семье, но позже переосмыслил отношение к вере и сейчас считает себя атеистом.

Светлов и еще два разработчика в команде — архитекторы по образованию. Поэтому важной частью эстетики игры стала архитектура, сочетающая постройки царской России и элементы стимпанка. В поисках вдохновения авторы изучили почти все выпуски российского журнала «Нива», выходившего раз в неделю с 1870 по 1918 год. В нем рассказывали о литературе, политике и важных событиях в стране. Многие локации в игре — это переработка реальных мест, среди которых есть псковские и новгородские храмы.

Подробное интервью с руководителем разработки игры

В 2021 году команда показала первые геймплейные кадры: с головоломками, стелсом и изучением построек. Тогда же Odd Meter нашла для Indika издателя — польскую компанию 11 bit studios, основанную бывшими сотрудниками CD Projekt и Metropolis Software. По словам Светлова, 11 bit хочет стать игровым аналогом американской киностудии A24, известной по хоррору «Солнцестояние» и боевику «Падение империи». В прошлом польская компания разработала симулятор выживания в условиях войны This War of Mine и градостроительную стратегию Frostpunk, в которой нужно развивать город во время глобального похолодания.

В 2022 году большая часть команды Odd Meter, включая Светлова, переехала из Москвы в Казахстан. Полтора года спустя руководитель студии выступил со спорными заявлениями, которые спровоцировали скандал среди российских игроков. Дискуссии на политические темы возникают в официальном сообществе Indika до сих пор.

В разговоре с Т⁠—⁠Ж руководитель Odd Meter сообщил, что на пике разработки над игрой трудились 14 человек, сейчас в студии занято 10. В последние два месяца перед релизом некоторые буквально жили на работе, чтобы уложиться в сроки. При этом Светлов в основном выступает против кранчей и надеется, что команда не слишком страдала.

Сюжет Indika

Место действия — альтернативная Россия конца 19 века. Она похожа на реальную Россию тех времен, но с элементами стимпанка. Люди путешествуют на причудливых велосипедах с моторами, напоминающими котлы. Для строительства храмов используют огромные краны, поднимающие целые куски будущего здания. А животные в этом мире значительно больше привычных нам: даже речная рыба превосходит размерами взрослого человека.

Главная героиня — юная православная монахиня Индика. По неизвестной причине она постоянно слышит голос черта. Тот высмеивает христианские догматы, а иногда и вынуждает девушку нарушать их. Обитательницы храма недолюбливают Индику и посылают ее доставить письмо отцу Герману. В начале пути героиня встречает беглого заключенного Илью, и они вместе пускаются в опасное путешествие.

На протяжении всей игры героиня носит с собой четки — с их помощью монахи считали молитвы
На протяжении всей игры героиня носит с собой четки — с их помощью монахи считали молитвы

Геймплей Indika

Это сюжетная адвенчура от третьего лица. Большую часть времени вы изучаете различные локации, такие как заброшенная деревня или рыбный завод. По духу эти эпизоды напоминают первые часы Resident Evil Village — хоррора о выживании в восточноевропейской деревне.

Игровой процесс размеренный. Экшен-сегментов в Indika всего два. В основном вы решаете головоломки: таскаете ящики к уступам, пытаетесь правильно расположить платформу над обрывом и так далее. Встречаются и оригинальные задачи с элементами физики. Героиня то балансирует на льдине, то двигает тяжелое пианино с помощью элементов окружения.

Сначала кажется странным, что простая монахиня разбирается в устройстве сложных механизмов завода. Но все подробности раскрываются по ходу сюжета
Сначала кажется странным, что простая монахиня разбирается в устройстве сложных механизмов завода. Но все подробности раскрываются по ходу сюжета

Игра линейная, свернуть с тропы не получится. Вы можете разве что заглянуть в случайные дома, чтобы отыскать православные артефакты: иконы и религиозные книги. За находки дают очки — с их помощью можно прокачивать героиню, чтобы собирать еще больше очков. Вот только эта прокачка не дает ничего, кроме повышения уровня. А он в Indika ничего не значит и не делает персонажа сильнее. И это осознанное авторское решение. Почти в самом начале игра сообщает, что безропотное послушание ни к чему не приводит.

Самая оригинальная часть геймплея связана с одержимостью Индики. Порой влияние черта становится так велико, что мир вокруг героини искажается. Экран заливает ярко-красным, на фоне звучит жуткая музыка, а бес шепчет девушке гадости. Прервать это состояние можно молитвой: она возвращает Индику в реальный мир.

На механике одержимости строятся некоторые головоломки. Чтобы обойти обрыв или добраться до платформы, нужно перемещаться из одной реальности в другую. Интересный способ показать, как сложно девушке балансировать между грехом и добродетелью.

Что нужно знать перед прохождением

Играть лучше с русской озвучкой. Как говорят авторы, в нее вложили куда больше усилий, чем в английскую. Кастинг на главные роли проходил в Москве и продолжался несколько лет. Чтобы добавить репликам героев живости и правдоподобия, актеров просили заучивать текст наизусть, а не читать с листа.

Индику играет театральная актриса Анастасия Дьячук. Большую часть времени героиня общается с другими персонажами тихим и мягким голосом, но эффектно переключается на агрессивный тон. Каторжника Илью, которого Индика встречает на своем пути, озвучивает Сергей Габриэлян — младший. У него отлично получился набожный зек, верящий в свою богоизбранность.

Черта в голове Индики озвучивает актер и комик Ефим Шифрин. Слушать самого загадочного героя истории в его исполнении — одно удовольствие. Он злобно издевается над переживаниями девушки, смешно подшучивает над нелепыми ситуациями, а порой и ввязывается в серьезный разговор о тяжести грехов и лицемерии Церкви.

Студия звукозаписи Odd Meter. Ефим Шифрин — второй справа. Слева от него — Дмитрий Светлов. Источник: сообщество INDIKA by Odd-Meter во Вконтакте
Студия звукозаписи Odd Meter. Ефим Шифрин — второй справа. Слева от него — Дмитрий Светлов. Источник: сообщество INDIKA by Odd-Meter во Вконтакте

Атмосферой игра напоминает романы Михаила Булгакова и Федора Достоевского. От черного юмора сюжет часто прыгает к жутким событиям. Вот черт подшучивает над Индикой и намекает, что той понравился Илья, а возмущенная девушка начинает спорить. А вот герои уже сталкиваются с полицейским произволом или убегают от гигантской собаки. Да и само поселение, в котором находится нужный героям артефакт, называется Спасов — так же, как выдуманный российский город в романе Достоевского «Бесы».

Людям, чувствительным к теме веры, Indika может не подойти. Многих служителей церкви игра показывает жестокими и подлыми. В начале монахини просят Индику выйти из храма в зимнюю стужу и натаскать воды, а затем выливают ее на глазах у героини. И тут же в голове девушки звучит голос беса, ставящего под вопрос благочестие Церкви.

В разговоре с Т⁠—⁠Ж сценарист и режиссер игры Дмитрий Светлов подчеркнул, что в игре нет откровенного богохульства или элементов, оскорбляющих чувства верующих. Но разработчик предупредил, что игра сделана атеистом, чей взгляд на многие вопросы сильно отличается от привычного.

Indika проходится за три-четыре часа. Разработчики решили «не растягивать игру ради растягивания». Продолжительность можно увеличить, если захотите получить все достижения — в Steam-версии их 16. Чтобы собрать все, нужно перепройти несколько эпизодов.

Чем радует Indika

Мир интересно изучать. Сначала кажется, что события происходят в реальной версии царской России: здесь такие же православные храмы и рясы, заснеженные деревни и солдаты в теплых шинелях. Но авторы ловко подмешивают в исторически корректную действительность необычные элементы: корову размером с амбар, странные паровые механизмы в обычном храме. Заводы напоминают жуткие локации хоррор-серии Silent Hill. А иногда, если очень постараться, можно заметить и черта, притаившегося за углом.

Такие приемы разбавляют атмосферу зимней России, которая без выдуманных элементов была бы слишком скучной. Расстраивает лишь отсутствие реакции героев на необычные элементы мира. Во многих играх реплики персонажей раскрывают происхождение особенностей вселенной, а в Indika нужно подключать фантазию.

Игра не объясняет, почему животные такие огромные. Но смотрятся они эффектно
Игра не объясняет, почему животные такие огромные. Но смотрятся они эффектно

История увлекает до самого конца. Indika — авторский тайтл. Разработчики хотели не только развлечь игрока, но и поговорить на важные для себя темы, в первую очередь о религии и природе человека. В начале пути Индика убеждена, что правда в Боге, — но с каждой новой травмой взгляды девушки становятся мрачнее, а голос черта наполняется силой.

При этом авторы четко не проговаривают, кто хороший, а кто плохой. Сперва главная героиня выглядит жертвой человеческой злобы, а ее спутник Илья — добряком, которому просто не повезло. Реальность оказывается гораздо сложнее. Интриги добавляют отношения Индики с бесом: они развиваются медленно, но завершаются эффектной и мрачной сценой.

Игра отлично выглядит. В первые 20 минут авторы применяют сразу несколько оригинальных режиссерских решений. Эмоции Индики подчеркивает прием «рыбий глаз», а ловкие ракурсы и галлюцинации превращают сцену причастия героини в черную комедию.

Дальше таких хитростей становится меньше, зато можно вдоволь налюбоваться местной архитектурой. Лучше всего разработчики передали масштаб православных храмов, выполненных в новгородском стиле. Особенно впечатляют гигантские колокола на фоне скромных разваливающихся домов.

Иногда можно присесть на скамейку и осмотреть окрестности с разных ракурсов
Иногда можно присесть на скамейку и осмотреть окрестности с разных ракурсов

Игра не успевает надоесть. Это частая проблема «симуляторов ходьбы», где большую часть времени нужно просто идти вперед и слушать диалоги. В Indika такие эпизоды регулярно разбавляют интересными головоломками и неожиданными ситуациями.

В одной деревне Индика вынуждена идти вперед, пока округу разрывают крики неизвестной девушки. В другой раз героиня управляет строительным краном и прокладывает блоками дорогу в нужное место. Сначала рабочие пытаются ее вразумить, а затем безостановочно кроют матом.

Чем разочаровывает Indika

В финальную версию игры не попало несколько интересных эпизодов. Их показали в геймплейном трейлере 2021 года. Среди примечательных сцен был стелс-сегмент, в котором Индика прячется от агрессивного охранника. В итоговой версии сохранились место действия и противник, но теперь он просто игнорирует девушку — можно спокойно пройти мимо.

В другом эпизоде из ролика героине нужно найти выход из темного замкнутого помещения за отведенное время. Скорее всего, задача была связана с чертом: на стенах можно заметить тени чудовища. Этот сегмент вырезали, как и сцену, в которой Индика попадает в параллельную реальность. Там она видит купол разорванного пополам храма.

Удалять недоделанные уровни — нормальная практика в игровой индустрии. Часто авторы отказываются от идей, чтобы закончить игру и выпустить ее в срок. И все-таки досадно, что релизная версия Indika лишилась нескольких заявленных фрагментов и механик.

Тот самый уровень с уничтоженным храмом из геймплейного трейлера 2021 года
Тот самый уровень с уничтоженным храмом из геймплейного трейлера 2021 года

Сюжету и геймплею не хватает времени на раскрытие. Вступление и середина истории написаны отлично, но на вторую половину игры разработчикам словно не хватило времени. Повествование становится рваным, а герои ссорятся и мирятся без всяких объяснений. Авторы слишком глубоко уходят в тему отношений Индики и ее спутника Ильи, а вот черт остается на вторых ролях почти до самого финала.

С геймплеем ситуация похожая. В первой половине игрока развлекают интересными задачами и механиками, но во второй их почти не используют. Самый яркий и обидный пример — переходы из одной реальности в другую при помощи молитвы. Таких эпизодов всего два, а затем авторы забывают о механике.

Не все идеи создателей сочетаются с мрачной атмосферой. В первую очередь это касается саундтрека. Он в основном состоит из чиптюна и хауса — жанров электронной музыки. Треки Indika напоминают музыку из старых пиксельных игр. Звучит это странно — и слабо сочетается с духом романов Достоевского и темой религии. А в некоторых сценах музыка включается так неожиданно и громко, что портит погружение.

Кроме того, в игру странно встроена пиксельная графика. Если найдете на уровне икону и зажжете перед ней свечку, получите баллы прокачки — они оформлены в виде восьмибитных значков. По задумке авторов, эти приемы должны работать на сюрреалистичную атмосферу игры, но такое решение почти наверняка понравится не всем.

Уровни в духе 2D-платформеров получились забавными и достаточно короткими, но некоторые раздражают повышенной сложностью
Уровни в духе 2D-платформеров получились забавными и достаточно короткими, но некоторые раздражают повышенной сложностью

Местами игре не хватает полировки. В сценах и локациях со множеством деталей Indika притормаживает даже на ПК, который соответствует системным требованиям. Иногда мешают баги: во время некоторых действий Индика может застрять в текстуре, а после гибели ее тело порой нелепо кружится вокруг своей оси.

Утомляют и чересчур резкие переходы между уровнями. Вот вы идете по коридору или смотрите кат-сцену — и тут внезапно появляется черный экран загрузки. К этому привыкаешь, но все-таки от игры, авторы которой напирают на кинематографичность, хочется большей бесшовности.

Стоит ли покупать Indika

Что пишут критики. Журналисты хорошо приняли Indika: на Metacritic у игры 80 баллов из 100 на основе 22 рецензий. В обзорах хвалят оригинальный сюжет, черный юмор героев и пространственные головоломки. А ругают за геймплей, который с каждым часом становится все скучнее, и слишком резкий контраст в качестве между первой и второй половиной.

Не всем понравилась короткая продолжительность. По словам некоторых критиков, за три часа сюжет не успевает раскрыться должным образом и заканчивается не так интересно, как мог бы.

Что пишут игроки. В основном они отнеслись к Indika положительно: пользовательский рейтинг на Metacritic — 7,2 балла на основе 38 отзывов. Многие оценили архитектуру в игре, похвалили мрачную атмосферу царской России и отметили высокое качество русской озвучки.

Жалуются игроки по большей части на скомканность сюжета и скучный геймплей, который надоедает куда быстрее, чем завершается игра. А кому-то не понравилось, что новинка доступна только на английском и русском языке.

Мнение Тинькофф Журнала. Indika — редкий пример авторской сюжетной игры от третьего лица, созданной российскими разработчиками. Они не пытались повторить успех иностранных хитов, а сделали упор на самобытность. Местами сюжету сильно не хватает времени на раскрытие, но игр, рискующих говорить о сложных вопросах религии, мало.

Еще это одна из самых красивых игр в российских декорациях. Можно долго любоваться гигантскими храмами и удивляться архитектурным решениям. Да и пиксельные уровни здорово разбавляют эпизоды на заснеженных просторах.

Indika понравится любителям оригинальных сюжетов в играх, но вряд ли увлечет геймплеем. Кажется, что на него потратили куда меньше сил, чем на продумывание истории и визуального стиля. Если такой недостаток вас не смущает, вы хорошо проведете время. Но если геймплей для вас важнее остальных аспектов, подумайте, стоит ли тратить три часа на посредственные головоломки. В конце концов, сюжет можно оценить и по прохождениям на «Ютубе».

Т⁠—⁠Ж поинтересовался у Дмитрия Светлова, чем больше всего гордится команда разработки. Оказалось, что подходом к драматургии и озвучке. По словам Светлова, Odd Meter хотела поднять звучание игры на новый для российского геймдева уровень, и ей это удалось.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Роман ПерсианиновУже поиграли в Indika? Расскажите, что понравилось или разочаровало в игре:
  • Ашот ОганесянДа. Минус игры в пикселизации и аркадных играх,всю атмосферу портят.1
  • Игорь КононовПрекрасная, странная, неровная, завораживающая - одна из самых атмосферных игр последнего времени. Надеюсь на более обстоятельное продолжение!6
  • IvasicНачинали за здравие, закончили за упокой. Восхищался игрой, пока не дошёл до финала всего сюжета…пздц. Плоско и примитивно2
  • Евгений ФилоненкоВставки с пиксильными геймплейными моментами - неудачное и неуместное решение. Можно было сделать такую же кинематографическую графику,но более светлую. Тогда бы была логика и не было бы такого диссонанса. Понятно, что пиксели здесь отображают детство и юность - это их задача в этой игре. Но она все равно выбивает из погружения. Фабула игры глупая и подана примитивна. Единственная ее суть - провокация, а религия - опиум для народа. Спасибо,мы уже в курсе. Ничего нового нам никто не сказал. Игра отдает фильмами Триера, Балабанова или Аранофски: после их фильмов хочется смотреть спокойное кино, а не вот это все. Игра оставляет мрачное послевкусие. После таких игр в игры играть вообще не хочется. И жить не хочется . Игра не стоит 1050 рублей. Вообще. 500-700 - да, но никак не больше 1000. Что касается высказываний геймдизайнера о политике - мне не важно и, честно,по боку. Что касается посыла игры - в том числе про нашу общественную действительной - ну и что? Что это даёт? Один вопрос игре задаешь - ну и что? И у него ответа нет. Мир лучше станет, если так трактовать религию? Нет, только злее. Люди будут нормально друг к другу относиться, если они будут делить друг друга на верующих и неверующих? Нет, они разорвут друг друга на части. Я человек неверующий и мне все равно, кто в кого верит. Каждый имеет право верить во что угодно. Но когда в игре нет надежды, нет никакой светлой стороны, нет даже намека на силу человека и его человеческого духа в духе гуманизма - зачем в нее играть?5
  • KlaryaПо факту прошел треть игры, выглядит невероятно, очень завораживает, настоятельно рекомендую. Шикарная прорисовка. Похожа по игровой системе чем то на Senuas Hell Blade, только в России. Пиксельные мини квесты показались странной историей так же как и найденные предметы, которые ничего в игре не дают и не на что не влияют0
  • serge savelПо крайней мере, хоть не нужно спрашивать, что курили разрабы..0
  • MikhailIvasic, дааа! Как вы верно подметили. Мне так понравилась атмосфера вначале, этот туман и хорошо прорисованная архитектура. Но финал разочаровал :(0
  • Александр Вульферт5 из 10, не больше Но могло бы быть 10 если авторы не накосячили с озвучкой и не вставили 8-битную шляпу0

Сообщество