Как я начинал карьеру в ИТ и с какими трудностями столкнулся
Я работаю в ИТ, а ранее более 6 лет трудился в ИТ-аутсорсинге.
Каждый день, в том числе в Т—Ж, наблюдаю плач Ярославны: нет кадров, выпускники не хотят идти в эту компанию, высокими зарплатами никого не заманить, спасите. А также — 100500 курсов, как из продавщицы перейти в QA или devops, как стать разработчиком за 30 дней, не прилагая усилий. Работать не надо, а деньги платят.
В этом материале хочу рассказать, как на самом деле обстоят дела в ИТ, на основе своего опыта и опыта моих знакомых, в том числе подчиненных.
С чего все начиналось
Я заинтересовался этой сферой, когда мне в 2002 году отдали компьютер на Виндоус 98: приходилось с ним много возиться. В 14 лет передо мной встал вопрос — уходить в детский дом или начинать работать. Выбор был очевиден, так как на пенсию по потере кормильца жить невозможно. А знания, которые я получил благодаря постоянной возне с хламом, в итоге пригодились. Мне очень помог знакомый, который в тот момент работал на телевидении. Он многому меня научил, а после уже сам втянулся.
В 14 лет я занялся аутсорсингом малого и среднего бизнеса. Сначала подрабатывал администратором в компьютерном клубе, и в один момент кто-то из руководства посоветовал меня своим знакомым. Работа заключалась в выезде на объекты: чаще всего приходилось переустанавливать Виндоус, чистить компьютер от вирусов и устанавливать принтеры. Оплата труда была сдельная, я получал 50% от заказа.
По большей части всем было плевать на мой возраст, так как я не выглядел на 14 лет, что во многом, наверное, мне и помогло. Тогда я зарабатывал 30—40 тысяч в месяц после вычета расходов на проезд.
Я окончил школу и поступил в колледж на электрика. Посещал его один раз в две недели и параллельно работал. Собственно, поэтому я туда и пошел, так как на посещаемость всем было плевать. Как позже выяснилось, я учился на практически бесполезной специальности, потому что не слышал от работодателей ничего, кроме хамства, а чтобы начать работать, надо было приобрести много дорогих инструментов, которые стоят больше моей годовой зарплаты.
Я понимал, что даже после 6 лет работы электриком мне не будут платить больше 40 тысяч, а делать придется в разы больше.
Как менялась отрасль
Когда я начинал работать в ИТ, мне платили 50% от проекта, нехватки кадров не было, а заказы были адекватными. Но спустя 3 года компании снизили оплату до 30% от проекта и ввели штрафы за недостаточную сумму проданных услуг. К 2010 году этот вид деятельности полностью умер: людей перевели на оклады, поставив нереальные суммы, и, по сути, превратили технарей в продавцов воздуха. Началась нехватка кадров…
Если раньше инженеры делали только то, что просил клиент, то теперь их заставляли навязывать дополнительные услуги, придумывать несуществующие поломки, охать и ахать, как все плохо, чтобы уложиться в минимальный прайс. Это было нужно, чтобы выжать максимум из клиента: даже если у него не было проблем, услуги все равно надо продать. А если вы продали меньше, чем нужно, то еще придется выплатить разницу из своего кармана. Компании стали заниматься не аутсорсингом, а лохотроном.
Спустя время я ушел в сисадмины — сидел в одном офисе и попутно обслуживал конторы, с которыми до этого работал на аутсорсе. Собственно, бум сисадминов и 1С-ников в штате начался из-за того, что инженерам стали платить за торговлю воздухом. Компания из 10 человек могла нанять отдельного админа, так как это было дешевле аутсорсинга.
Поначалу все было нормально. Я работал системным администратором в дочернем предприятии конторы, параллельно обслуживал другие компании на аутсорсе и получал свои 2000 $ и 500—600 $ с аутсорсинга. Но и это счастье продлилось недолго. Бизнес опять решил, что платить людям с таким названием не за что, и снова началась нехватка кадров и проблемы с качеством специалистов. Появились первые ИТ-курсы, но качество услуг продолжало падать. Так, к 2020 году у многих компаний ситуация с инфраструктурой под пользователей стала хуже, чем была в 2011 году, хотя появились инструменты, которые сильно упрощают работу.
В ИТ-отрасли вы либо в тренде, либо за бортом и ходите голодным.
В тот момент пошла мода на Линукс, поэтому я решил переквалифицироваться — до этого пользовался им только дома. Бизнес-модели компаний тоже изменились, и им были нужны уже другие технологии, которые понемногу осваивались. Я перешел в Линукс-администрирование, за что получал 3000 $. Если раньше я больше взаимодействовал с пользователями, то теперь занимался в основном обслуживанием серверов и сервисов.
Но прошло 2 года — и бизнес опять решил выдумать новое модное слово: снизили зарплаты Линукс-админам и начали платить devops-инженерам. В 2017 году поднялся рев, что нет хороших специалистов, которые работают с Линуксом. Опять открылись курсы, снова загудели плачи. В итоге я полностью ушел в большие данные, где теперь и работаю. На данный момент я senior big data architect и devops-тимлид. Получаю 3000—7000 $, в зависимости от проектов и их количества.
Деятельность в больших данных в основном крутится вокруг топ-менеджеров компаний, их пожеланий и плотной работы с их тараканами в голове. Примерно 40% деятельности — это выяснение ТЗ и задач, которые необходимо реализовать. У меня много дел, связанных с планированием задач для рядовых сотрудников, devops-инженеров, программистов, аналитиков, QA. Это и митинги, и планирование изменений в архитектуре или деплое, и работа с подрядчиками.
Несмотря на то что я несколько раз менял направление работы, дополнительно я нигде не учился. Хотя скоро займусь получением сертификатов: я старею, и надо уезжать из страны, а на Западе они обязательны.
С какими проблемами я столкнулся
Компании не заинтересованы в обучении специалистов. Я часто слушаю про мифическое обучение сотрудников, но за 16 лет ни разу этого не увидел, мои знакомые — тоже. Даже на RnD компании не хотят выделять время на обучение.
Если в компании и было обучение, то оно сводилось к политическим играм внутри фирмы и их правилам с расстановкой сил. Например, с каким топ-менеджером надо дружить, а кому можно давать только разрешенную вашим начальством информацию. Если компании считают это «вкладом» в обучение сотрудников, то странно ожидать большого числа квалифицированных специалистов.
Есть, конечно, интеграторы, которые обучают сотрудников, чтобы не терять заказы, так как без сертификатов они не получат контракт. При этом у работника еще попросят деньги за эти курсы от вендора, если он решит уволиться раньше, чем через 5 лет. И сумма чаще всего выходит куда больше, чем реально заплатила компания.
Разработчику трудно поднять себе зарплату, не меняя места работы. Как я уже сказал, бизнес не готов вкладываться в начинающих специалистов. Более того, зачастую даже тестовое задание для джуниора и сениора в компаниях одинаковое, как и работа после трудоустройства. Разница только в оплате.
Единственный способ поднять зарплату с копеек, которые платят начинающим специалистам, — уходить в другую компанию. Поднять зарплату в два раза внутри конторы, в которой вы уже работаете, практически невозможно. Индексация зарплаты — скорее миф, но мы продолжаем по всем каналам кричать: «В ИТ нехватка кадров, все бегите в ИТ».
Придется много трудиться, и не только в рабочее время. Работа в ИТ — это постоянный стресс, бесконечное изучение нового и того, что в тренде. Это огромное количество задач вне работы, которые надо ставить самому себе и выполнять. Вы должны уметь как минимум рассуждать и доносить до людей свои мысли, хотя бы на техническом языке. Придется научиться очень быстро искать информацию и получать ее из сотен источников, много переписываться и понимать, что зачастую ответа на поверхности может и не быть.
Ожидания работодателей часто расходятся с реальностью. Завышенные ожидания у бизнеса — еще одна проблема. У меня работала студентка 22 лет, которая провела у нас год практики и писала на Java. После завершения проекта, в котором она участвовала, девушка пошла искать новую работу. Мало того что ей озвучили все стандартные упреки по возрасту и половой принадлежности (замуж, декрет) — российский бизнес возмущался, что у нее всего год опыта работы.
По мнению российского бизнеса, который жалуется на нехватку кадров, к 22 годам у девушки уже должно быть хотя бы 3—4 года опыта. Интересно, как будет ныть российский бизнес, когда люди, как в Европе и США, начнут искать первую работу в 30 лет?
Почему курсы по изучению ИТ не панацея
ИТ-курсы ничему полезному не учат, а зачастую еще и учат вредному. Например, когда я собеседовал людей на позицию QA-тестировщика в одну аутсорсинговую компанию к знакомым, после трех человек мы поставили эйчар-менеджерам условие: мы больше не будем рассматривать кандидатов, которые учились в «Практикуме». Даже если после обучения они успели где-то поработать. Дурь из головы уже не выбить, и наша QA-лид слушать не могла таких соискателей. Бывают и исключения, но их слишком мало. Плюс подача материала на курсах не совсем для начинающих.
Как позже выяснилось на эйчар-тусовке, куда я ходил со знакомой, большая часть компании сделала такие же выводы. «Практикум» стал красной тряпкой, как в бородатые годы — почтовый ящик на «Мэйл-ру»: такого кандидата мы не смотрели. Курсы от «Слерма» — в ту же копилку. Я уже в 15 проектах переделывал архитектуру и Kubernetes после таких специалистов, так как людей учат бездумно ставить показанный на курсах стек и не объясняют, как это вообще должно работать.
Качество материалов часто оставляет желать лучшего. Мои знакомые делали курсы для одной компании, причем подход был не слишком серьезный, но заказчики даже не удосужились это проверить. После такого обучения на рынок выходят ненужные кадры, которым невозможно доверить задачи.
Бывают, конечно, и самородки — один из тысячи.
Помните, что ИТ — это не продавцы или уборщицы, не мерчандайзеры или упаковщики. В этой отрасли вы заканчиваете работу в 20:00 и садитесь за еще одну работу, чтобы не деградировать и быть на волне хайпа, а значит, чтобы вам платили деньги. Этому не учат на курсах, и в итоге недавно пришедшие в ИТ специалисты не могут сделать самое важное, для чего мы и читаем этот плач бизнеса на всех ресурсах, — инициировать снижение оплаты труда в отрасли.
Реальной нехватки кадров уже давно нет — есть нехватка мотивации оплачивать сотрудников. Как только вы доходите до определенного уровня, вам просто не готовы платить столько, сколько требует ваша квалификация. Либо ваш выбор работы сужается до семи компаний на всю страну. Естественно, есть западные заказчики, релокация и удаленная работа, но в этом случае уже нужно владеть иностранным языком, а далеко не все инженеры знают его на достаточном уровне.
Как понять, стоит ли вообще идти в ИТ
Если вы хотите попасть в ИТ, надо четко понимать, что вы тут не нужны, если на вас нельзя сразу скинуть какую-то работу. Времена, когда работодатели вкладывались в специалистов без знаний, прошли. Компании хотят сокращать фонд оплаты труда, но никого из них не интересует продавщица, решившая стать QA-тестировщиком после курсов. На такого специалиста придется тратить много ресурсов, а результата может и не быть.
В ИТ надо уметь логически мыслить, постоянно искать взаимосвязи и держать в голове кучу структур. Есть очень простой тест, чтобы понять, стоит ли вам идти в ИТ: попробуйте установить на любой компьютер Gentoo с этапа Stage 1. Если у вас ушло больше 10 дней, чтобы поставить систему и собрать под себя базовые утилиты — графическое окружение Gnome/KDE, systemd для запуска служб, поддержку языков (2—3 Python, Java, Zsh и язык на выбор), браузеры, текстовые редакторы, IDE, docker/podman, — не тратьте время и ищите себя в другой отрасли.
Даже от начинающего QA-тестировщика большинство компаний требует хорошего владения Линуксом, знания SQL, Bash и Docker. А мидлу уже нужно экспертное знание либо SQL, либо какого-то жесткого фреймворка для тестирования. Это означает хорошее владение JS/Java/Python, потому что, по сути, вас ждет такая же работа программистом, только придется писать не бизнес-код, а тесты. Для других специальностей требования еще выше.
Итоги и выводы
Если вы все-таки хотите уйти в ИТ, вот что вас ожидает в реальности, а не по сказкам из обучающих курсов:
- Рабочий день заканчивается тогда, когда вы не сможете читать с монитора. И к этому придется привыкнуть: вы нужны ровно до тех пор, пока ваши знания актуальны.
- Никто не будет вас учить, придется постоянно делать это самостоятельно. Даже представленный к вам мидл или сениор не заинтересован в вашем развитии. Так как вас взяли не как молодого специалиста на вырост, а просто как дешевую рабочую силу вместо сотрудника, который нужен на самом деле. В результате в вашу сторону будет литься дополнительный негатив.
- Большая часть работы, начиная с позиции мидла, строится на умении правильно доносить бизнесу, что надо делать так, а не как сказали на модной конференции для топ-менеджеров. В противном случае ваш труд превратится в сплошные переделки одного функционала и вы будете деградировать и выгорать. Статей про выгорание была уже тьма.
- Софт-скиллы и еще раз софт-скиллы: если вы не готовы читать книги по психологии, скорее всего, вы будете низкооплачиваемым специалистом. Если вы не умеете отстаивать свою точку зрения, в ИТ вас будут воспринимать как балласт, который получает копейки и мешает работать другим, бизнесу в том числе. Потому что ваша ставка будет удерживать рост остальных.
- У вас появится много трат, которые ранее казались дуростью. Так как без них вы зачастую не сможете выполнять работу, которую вам назначили. Поэтому надо заранее просчитывать амортизацию оборудования и закладывать эти расходы в вашу зарплату.
Не ведитесь на лозунги и плачи. Бизнесу не нужны люди без опыта. Учитесь отличать реальную нехватку кадров от нежелания эти кадры растить и оплачивать. Пока вы учитесь на курсе хайпу, его волна уже может пройти — и вы просто выбросите деньги на ветер.