Я учусь в ИТМО на единственной в России программе по научной коммуникации

История читательницы, которая осваивает необычную специальность

18
Я учусь в ИТМО на единственной в России программе по научной коммуникации

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Таня Мелентьева

пишет тексты о сложном

Страница автора

Я родилась в маленьком городе в Иркутской области, название которого вы вряд ли слышали.

В школе я мечтала стать астрономом, а потом поступила в Иркутский государственный университет на физфак. Это было в 2016 году.

Спустя три года учебы я поняла, что наука — не мое, но вуз все-таки окончила. Сначала ушла в журналистику, потом в копирайтинг. В 2022 году переехала в Петербург и поступила в магистратуру ИТМО на научного коммуникатора.

Расскажу, как проходит моя учеба и чем занимаются люди моей профессии.

Выбор профессии

Еще в школе я любила науку: читала книжки Хокинга, смотрела документалки про Вселенную и даже сделала настолку про космос. Поэтому мало кто удивился, когда в выпускном классе я решила стать ученым и пошла на иркутский физфак. Для поступления сдавала ЕГЭ по русскому, математике и физике.

Реальная учеба оказалась далека от романтичной картинки, которую я себе рисовала. Вместо того чтобы разглядывать планеты в телескоп, я писала код, зубрила теоретическую механику и часами решала дифференциальные уравнения.

Не без труда, но я втянулась в процесс и разглядела красоту в формулах. Еще полюбила лабораторные: ставить эксперименты и анализировать данные оказалось увлекательно. Этим я и думала заниматься в будущем, даже съездила в обсерваторию на практику. Там я помогала собирать устройства, которые сейчас стоят где-то в Тункинской долине и используются для изучения космических частиц.

На третьем курсе я осознала, что не готова всю жизнь провести в лаборатории. В то время я много читала «N + 1», и мне захотелось стать журналистом. Я поняла, что больше люблю рассказывать о науке, чем работать в ней. Нашла в университете студенческую редакцию и начала писать для нее тексты, а затем стала главредом.

В том же году я услышала про ScienceMedia — студенческий форум ИТМО для тех, кто пишет о науке в вузовских медиа. Недолго думая, подала заявку и полетела в Петербург.

Оказавшись на конференции, я сразу же влюбилась в атмосферу вуза, ощутив там свободу и единение. А еще узнала, что в ИТМО есть единственная в России магистратура по научной коммуникации. Оказалось, существуют люди, которые получают деньги, продвигая научные идеи и разработки в широкие массы. Например, работая медицинским журналистом или маркетологом в высокотехнологичных компаниях. Тогда я поняла, чем хочу заниматься.

В 2020 году я окончила бакалавриат, но в магистратуру не пошла: побоялась переезжать в Петербург в разгар пандемии. Я отложила идею поступления и нашла первую оплачиваемую работу — в иркутском издании «Верблюд в огне».

Первые полгода я писала новости и иногда тексты побольше. В основном они были про науку и образование. Потом я узнала про конкурс фонда «Озеро Байкал» для журналистов и придумала спецпроект про нейтринную обсерваторию на Байкале. Мы подали мою идею и выиграли.

Я сильно выросла как журналист, пока писала этот текст: много общалась с учеными, ездила на станцию, где собирают данные с телескопа, разбиралась в деталях работы физиков. После этого мне доверили постоянные рубрики и статьи, перевели на позицию пишущего редактора.

Моя статья о нейтринной обсерватории на Байкале. Источник: verbludvogne.ru
Кадры из моей поездки на Байкал. Фото: Артем Моисеев
Кадры из моей поездки на Байкал. Фото: Артем Моисеев

Поступление

После окончания университета я осталась в Иркутске. Сначала работала редактором в медиа, затем в пиар-агентстве. Так прошла пара лет. В 2022 году решила, что пора поступать в магистратуру ИТМО, как и планировала раньше.

Учиться на этой программе можно бесплатно: 30 из 35 мест — бюджетные. Платное обучение обойдется в 349 000 ₽ в год. Я собиралась поступать на бюджет — это был единственный для меня вариант продолжить обучение.

Абитуриенты поступали по внутреннему экзамену, олимпиадам или конкурсу портфолио. Я выбрала последний вариант — написала мотивационное письмо, приложила CV и лучшие журналистские работы. Конечно, переживала, что не поступлю. Еще был страх, что это не мое и я останусь без денег в незнакомом городе. Но я решила, что если не попробую, то потом буду жалеть об этом всю жизнь. Меня взяли.

В дальнейшем появился еще один способ поступления: нужно презентовать научно-популярный проект, который вы хотели бы реализовать в магистратуре. Думаю, сейчас я бы остановилась именно на нем.

Учеба

В Петербург я переехала вместе с парнем, и мы решили снимать квартиру вместе. Мы понимали, что понадобится хорошая финансовая подушка, поэтому начали копить деньги еще в Иркутске. Жилье нашли быстро, причем в том районе, где и хотели.

Переезжать было непросто. Но мы поддерживали друг друга, и это помогло остаться на плаву. Да и в магистратуре меня очень тепло встретили. Я понимала, что в случае чего могу обратиться к новым знакомым за помощью.

Программа. В ИТМО расписание модульное, поэтому каждый предмет идет пару месяцев, а не растянут на весь семестр. Сессию устраивают четыре раза в год, и благодаря этому экзамены не наваливаются скопом.

Но у такой интенсивной программы есть и обратная сторона: если пропустишь даже неделю занятий, придется много нагонять. Не все с этим справляются: одна моя сокурсница перевелась на смежную специальность, а еще две ушли в академ.

В программе обучения есть базовые предметы, общеуниверситетские — сюда входят английский язык, софт-скиллы и критическое мышление — и курсы по выбору.

Все студенты нашей программы проходят научную журналистику. На этом предмете учат писать тексты и рассказывают про специфические вещи вроде пирамиды доказательств и этики общения с учеными. Лекции читают практикующие специалисты.

Другая интересная дисциплина — корпоративная коммуникация. Этот курс о том, как устроены маркетинг, пиар и медиа в научных организациях и технологических компаниях.

Еще будущие научные коммуникаторы изучают визуализацию данных. Занятия ведет Александр Богачев, автор книги «Графики, которые убеждают всех». Он рассказывает, как работать с большими объемами информации и грамотно ее представлять.

Есть и более теоретические предметы. Например, на социологии науки мы обсуждаем, как она появилась и по каким законам функционирует. Это помогает посмотреть на интересную нам деятельность под другим углом.

Курсы по выбору позволяют углубиться в будущую специализацию. Например, это может быть маркетинг, сторителлинг, науки о здоровье, Art & Science  .

Каждые полгода мы пишем научно-практическую работу — задел на будущую магистерскую диссертацию. Защищаем ее в конце второго курса. Это может быть исследование или реальный проект — например, стратегия продвижения компании или ученого, свой стартап или продукт.

Атмосфера. В ИТМО есть очные и онлайн-занятия. Первые проходят в корпусе ИТМО на Кронверкском проспекте, где в основном учатся айтишники. Внутри здание чем-то напоминает офис: есть конференц-залы, переговорки и коворкинги, которые открываются в пять утра.

Наша группа разношерстная: со мной учатся и люди с семьями, и вчерашние выпускники бакалавриата. Бэкграунд тоже разный: химия, медицина, геология, журналистика, ИТ. Все друг другу помогают, делятся опытом.

Вид университетского здания снаружи и внутри. Фото: itmo.ru
Вид университетского здания снаружи и внутри. Фото: itmo.ru
Вид университетского здания снаружи и внутри. Фото: itmo.ru

У нас есть куратор — она сама два года назад была студенткой программы и сейчас работает в ИТМО. К ней можно обратиться с проблемами по учебе, обсудить профессиональные вопросы или просто получить эмоциональную поддержку в сложной ситуации.

На мой взгляд, преподаватели у нас чудесные — профессионалы своего дела, которые стоят у истоков научной коммуникации в России. Лояльно относятся к студентам, поощряют дискуссии на парах и инициативу, позиционируют себя как наставников и хорошо идут на контакт.

Еще к нам часто приглашают экспертов. Уже были встречи с главредами медиа, маркетологами и учеными. Кроме того, к нам приходили известный подкастер и организатор крупного научпоп-фестиваля.

Дополнительные возможности. В ИТМО можно пройти дополнительные курсы и факультативы вне специальности — например, по математике, педагогике или программированию. Я выбрала курс по этике науки и технологий. Оказалось очень актуально: через пару месяцев после его окончания как раз выстрелила нейросеть ChatGPT.

В рамках вузовских заданий можно сдавать собственные проекты и получать деньги на их развитие. Например, на одном из курсов я защитила идею подкаста про университетские стартапы. Мы придумали его с коллегой из магистратуры Public Health Sciences — «Науки о здоровье». В результате ИТМО выделил нам небольшой грант и предоставил студию, в которой мы записываем выпуски бесплатно.

Некоторые студенты едут по обмену в другую страну. Например, одногруппница выиграла стипендию и будет полгода учиться в Корее. Я этой возможностью не воспользовалась сознательно: хочу сконцентрироваться на собственных проектах и вырасти как эксперт.

На экскурсии в музее «Яндекса». Собираем фактуру для учебного репортажа
На экскурсии в музее «Яндекса». Собираем фактуру для учебного репортажа

Сложности. Как я уже говорила, многие пары в ИТМО читают онлайн. Это удобно, если совмещаешь работу и учебу, но я иногда скучаю по группе и офлайн-общению с преподавателями.

Еще один потенциальный недостаток: моя программа, скорее всего, не подойдет тем, кто хочет получить профессию под ключ и точно знать свой карьерный путь. Научная коммуникация в России только развивается, поэтому проторенных дорог пока нет. Нужно проявлять инициативу и самостоятельно искать проекты, где ты можешь пригодиться.

Также надо быть готовым к тому, что понадобится читать научные статьи на английском. А еще к тому, что придется делать несложные вычисления, используя знания по школьной математике и «Эксель».

Карьерные планы

Научная коммуникация — широкая сфера. Можно работать на бизнес, некоммерческие организации или вузы. На мой взгляд, устроиться после выпуска на хорошую зарплату не очень сложно. В вузе часто делятся вакансиями, плюс никто не отменял нетворкинг.

Я уже сейчас работаю по специальности: делаю контент для университетских научных групп и продвигаю их в социальных сетях. Кроме этого, занимаюсь собственными проектами. Например, подкастом про стартапы, о котором говорила выше, он называется «На практике». Вместе с коллегой Настей Крючковой мы зовем в гости исследователей из нашего вуза и спрашиваем, как они создают свои продукты.

Уверена, что в обозримом будущем продолжу развиваться в сфере научной коммуникации. Возможно, попробую себя в роли продакта наукоемкого стартапа или буду расти как медиаменеджер. Время покажет.

Фото с записи эпизода нашего подкаста про стартап Spawn, который перерабатывает отходы с помощью грибов
Фото с записи эпизода нашего подкаста про стартап Spawn, который перерабатывает отходы с помощью грибов
РедакцияУчились в вузе? Расскажите, как это было:
  • КхалиссиКак здорово!!!5
  • Елена КатернюкКак классно, что в России появляются такие междисциплинарные направления с большим количеством карьерных траекторий - за этим будущее.22
  • Юлия ВолжинаИнтересно. А что с карьерными траекториями? Можно подробнее?7
  • Таня МелентьеваЮлия, вилка довольно широкая. Насколько я знаю, выпускники работают в стартапах (как российских, так и зарубежных), в пресс-службах, медиа, благотворительных фондах, маркетинговых департаментах вузов, медцентрах, крупных онлайн школах и Яндексе Проще говоря, все зависит от ваших желаний 🥰18
  • Мария ТучковаА есть студенты, которые еще и работают полный рабочий день? Преподы дают совмещать?3
  • Таня МелентьеваМария, удивительно, но да! Главное — договориться на работе, что иногда надо будет отключиться на пару. Но большинство лекций проходят в вечернее время. Поэтому можно сочетать работу и учебу. К тому же, большинство пар есть в записи, так что можно нагнать в асинхронном режиме 👌🏻3
  • АлисаА сложно было поступить?0
  • Таня МелентьеваАлиса, не сложнее, чем сдать экзамен в универе 😅 Я поступала по конкурсу портфолио — надо было прикрепить все свои достижения (у меня были тексты про науку), мотивационное письмо и резюме. И все! Никаких экзаменов Еще в этом году сделали конкурс научно-популярной идеи. Там нужно просто придумать научно-популярный проект (текст / видео / подкаст / что угодно) и презентовать его. Мне кажется, что это классное творческое задание, чтобы еще до поступления попробовать себя в профессии2
  • Maryana PetroffПрочитала с большим интересом. Спасибо! После 11 класса можно поступить в ИТМО, чтобы пройти такую программу обучения (бакалавриат или специалитет)? Или вуз предлагает её только для магистрантов?0
  • Daria RazumovaВообще некорректно говорить, что это единственная в России магистратура по научной коммуникации. В МГУ есть магистратура «Научная журналистика и коммуникация. Вот пруф: https://www.journ.msu.ru/education/magistrate/programmy/nauchnaya-zhurnalistika-i-kommunikatsiya.php0
  • Регина ДыбовицкаяКак интересно! Как научная сотрудница, я очень интересуюсь новинками на рынке профессии, чтобы шагать в ногу со временем, теперь хочу побольше узнать о вашем направлении. Я привыкла, что коммуникацией занимаются те же научники, просто с хорошо развитыми навыками говорения и харизмой, а есть целое направление, класс! Отдельное спасибо за рекомендацию книги по графикам, может оказаться очень полезной именно сейчас1
  • ТимурА если не секрет, в каком маленьком городе Иркутской области вы родились? Просто я тоже из маленького города этой области, тоже получил бакалавриат в Иркутске, а сейчас в магистратуре и тоже в Питере, только в СПбГУ0
  • Артемий СухановИзвиняюсь за скепсис, а в чем польза такой журналистики непосредственно для науки? А то пока есть ощущается, как какой-то научный менеджмент, который на словах очень нужный, а на деле как-то так себе. Как научному сотруднику очень интересно0
  • Таня МелентьеваMaryana, к сожалению, в ИТМО на научных коммуникаторов готовят только в магистратуре1
  • Таня МелентьеваРегина, очень здорово! Приходите к нам — в ИТМО есть Центр научной коммуникации, здесь помогают ученым. Да и нам, студентам, всегда круто поработать с реальными кейсами и специалистами. Вдруг, окажемся вам полезны0
  • Регина ДыбовицкаяТаня, было бы здорово, но я не живу в России, так что, буду искать что-то местное, европейское))1
  • Таня МелентьеваDaria, спасибо за ваш вопрос! В МГУ действительно есть направление, в котором говорят про научную коммуникацию. Однако это только профиль на магистерской программе «Журналистика». В учебном плане программы большинство дисциплин — про язык и редактуру. Научная журналистика входит в понятие научной коммуникации, но им совершенно не ограничивается. В ИТМО готовят специалистов более широкого профиля — тех, кто умеет работать не только с текстами, но и с данными, маркетинговыми и коммуникационными стратегиями и наукоемкими продуктами0
  • Таня МелентьеваАртемий, очень классный вопрос, спасибо 🔥 Фундаментально научные коммуникаторы (и научные журналисты тоже!) — это мост между обществом и наукой. Наша глобальная задача — передавать научное знание. Это важная задача, но у самих ученых нет на нее ни времени, ни нужных компетенций — они заняты своей работой. Специалисты, которые понятно говорят о новых исследованиях и повышают к науке интерес — это первостепенная выгода для науки. От этого сильно зависит, например, финансирование отдельных проектов и науки в целом, желание абитуриентов и бакалавров начать карьеру в науке, скорость принятия и внедрения новых технологий в обществе0