6K

Как не потратить в магазине больше, чем нужно

Написано маркетологом

Этот день настал: вы неплохо зарабатываете, научились экономить, откладываете, знаете о вкладах и инвестициях. Но вот — двери магазина, а дальше все как в тумане.

Итог: денежная подушка истощилась, качество жизни не улучшилось, семейный бюджет прохудился, домашние смотрят с неодобрением.

Рассказываю, как нас обманывают в супермаркетах и как успокаивать внутренних демонов, с которыми я на «ты».

ловушка 1

Зашифрованные цены

Вы когда-нибудь спрашивали на уроке математики: «Да где мне это пригодится?». Вот вам ответ.

Мы воспринимаем цены по левым числам. Лень дочитывать до конца «19 999 ₽»? Тогда дочитайте до конца эту статью: впереди ждет много интересного про цифры. Внимательным нужно быть не только с ценниками: этот фокус работает с пробегом машины и процентами по кредиту.

О девятках знают все, но как вам такая интерпретация: интуитивно скидка с 30 100 ₽ до 29 500 ₽ кажется больше, чем с 28 900 ₽ до 27 100 ₽.

Усложняем задачу: допустим, мы покупаем холодильник за 13 999 ₽ и микроволновку за 3900 ₽. Первый магазин предлагает скидку в 700 ₽. Второй — 50 ₽ за каждую потраченную тысячу. Третий дает скидку в 5%. Четвертый — скидку 20% на второй товар при покупке холодильника. Где купите?

ловушка 2

Лабиринты в торговом зале

Виктор Грюен придумал строить торговые центры, чтобы покупатели ходили по ним дольше. Сетевые супермаркеты используют прием аккуратней. Популярные товары, хлеб и алкоголь спрятаны в дальнем углу зала. Чем больше покупатель увидит по пути за хлебушком — тем больше соблазнов и спонтанных покупок.

ловушка 3

Подвохи для невнимательных покупателей

Магазины ставят ловушки для спешащих клиентов. Вот четыре опасности для тех, кто торопится.

Обман низкой ценой. На ценнике крупно написана низкая цена, но она действует только при покупке 3 штук или при оплате по скидочной карте. Это условие, как и обычную цену, пишут мелко. Многие узнают это на кассе или не замечают совсем.

Незаметное уменьшение упаковок. Вы покупаете одинаковые товары, но однажды привычного набора продуктов не хватает на неделю. Секрет в уменьшении упаковок: уже сложно найти молоко объемом 1 литр, то же самое происходит с другими напитками, крупами и йогуртами.

Магазинам важно, чтобы никто из покупателей не заметил маленькую упаковку. Для этого они уменьшают глубину коробок, оставляя привычную высоту и ширину. Еще один трюк — выпуклое дно банки или толстое стекло. Уменьшать объем чипсов, косметики и зубной пасты помогает воздух в упаковках.

Цена за часть услуг. Этим любят промышлять автосалоны, указывая цену за машину без комплекта резины. К стоимости модных кроссовок в интернете могут не добавить стоимость доставки, а заявленный ценник банки краски не учитывает НДС.

Плата за вес или количество. Внимательно смотрите, за что платите. Привыкли покупать авокадо поштучно и удивляетесь низкой цене? Проверьте: скорее всего, это цена за 100 граммов. Увидели дешевую курочку? Убедитесь, что платите за килограмм, а не за упаковку.

ловушка 4

Западня для экономных

Цены подталкивают к выбору и без девяток в конце: бутылку газировки объемом 0,5 л продают за 50 ₽, а за 2 литра просят 110 ₽. Кажется, что вы в плюсе. Но на деле — только что купили ненужное.

С акциями «3 по цене 2» тоже не все гладко: с ними люди оставляют в магазине больше, чем планировали.

Все познается в сравнении: в меню специально добавляют дорогие блюда, чтобы другие цены казались приемлемыми. По такой же логике выстраивают товары в магазинах.

Пришли на рынок, чтобы сэкономить? Аккуратней, торговцы за прилавком — опасные маркетологи.

  • — Можно мне килограмм черешни?
  • — Да, конечно. Килограмм двести получилось, пойдет? Попробуйте еще клубнику. Нравится? Взвесить немного?
ловушка 5

Скидки-приманки

Есть хорошие скидки, которыми нужно пользоваться. А есть такие, которых нужно остерегаться, как огня. Вот несколько примеров.

Скидки на сопутствующие товары. Есть категория сопутствующих товаров, когда один товар не используют без другого: стержни и ручки, фильтры для воды и очистительную систему, беспроводную зарядку и новый Айфон. Если второй товар не пользуется спросом, маркетологи делают скидку на сопутствующий. Так нас вынуждают покупать неликвидные позиции.

Скидки на товары, с которыми покупают кучу другого. Например, летом магазины делают скидку 30% на замаринованное мясо, но одновременно с этим поднимают цены на мангалы, решетки и угли.

Скидки на цены, которых не было. Этот прием — классика нечестных скидок. Работает это так: магазин продавал некий товар за 1000 ₽. Потом наступает какая-нибудь Черная пятница, магазин рисует на ценнике зачеркнутые 1500 ₽ и продает по 1100 ₽. Профит!

ловушка 6

Подарочные сертификаты

Магазины рады выручить всех, кто не успел придумать подарок. «Деньги дарить неудобно, а так что-нибудь себе купит!». Купит, а еще обязательно оставит в магазине денег больше номинала сертификата.

ловушка 7

5D-маркетинг

Магазины бьют по всем органам восприятия. Вот как противостоять массированным атакам.

Не ходить в супермаркеты голодным. Ароматы пекарни и кулинарии заставят совершить незапланированную покупку.

Не терять ориентацию в пространстве. В крупных магазинах мы перемещаемся на автопилоте и не замечаем, что нам продают. Чтобы вырвать нас из защитного транса, супермаркеты меняют местами отделы, а мегамоллы меняют направления полос эскалаторов.

Не поддаваться на тактильные уловки. В супермаркетах мы спускаем больше, чем в магазинах старого образца. Секрет в эффекте обладания товаром. Мы можем его потрогать, почувствовать, что он наш. Так же работают продажи сотовых телефонов и автомобилей с тест-драйвом.

Не реагировать на цветовые провокации. Яркие цвета на ценниках не помогают сэкономить. Они привлекают внимание к тому, что хотят продать.

Не слушать радио. Аудиореклама в супермаркетах напевает джинглы известных марок, рассказывает о низких ценах и заставляет покупать ненужное.

ловушка 8

Капканы в интернете

Ловушки расставлены не только в привычных магазинах, но и в интернете. Вот самые типичные из них.

Скидка, которой скоро не будет. Вы переходите на сайт с рекламы низкой цены и видите таймер до конца скидки. Не паникуйте. Обновите страницу — таймер запустится заново, потому что это дешевый трюк. Если покупатели не боятся конца скидок, их пугают, что товар скоро купят. Сколько раз последней каплей становилась надпись «Остался 1 номер»? Не верьте этому.

Письма счастья. Вам письмо. «Ого, промокод на скидку! Заканчивается через три дня? Нужно срочно что-то заказать!». «Платить за доставку 500 ₽? Еще чего! Можно заказать еще на 1500 ₽, тогда привезут бесплатно. Возьму вот эту кофточку за 1800 ₽». Что-то пошло не так, заметили?

Скидка за подписку. Находчивый маркетолог предложит скидку 500 ₽ за подписку на рассылку, но выгода мнимая: регулярные письма продадут вам товара на большую сумму.

Скидка за оплату картой. Интернет-магазины теряют деньги на товарах, за которыми никто не пришел в пункт выдачи. Они не получают прибыль и тратятся на доставку в оба конца, поэтому и предлагают скидку за оплату картой — так деньги уже у них. Это холодный расчет, а не жест доброй воли.

Некоторые ловушки не причинят вреда кошельку. Они выгодны и вам, и магазину. Но их меньшинство. Большинство приемов маркетологов — это не безысходная попытка продать хоть что-нибудь. Это приманка, которая вынудит вас тратить, тратить и снвоа тратить.

Что делать?

1. Не забывать про ловушки — так вы знаете врага в лицо.

2. Не ходить в магазин голодным.

3. Покупать по списку.

4. Запоминать цены. Так вы поймете, где дешевле.

5. Считать выгоду от скидок на калькуляторе. Не доверять эмоциям.

6. Когда захотелось что-то купить, взять паузу и спросить себя: «Зачем мне это?».


Коварные маркетологи — не единственная опасность на пути к вершине финансовой грамотности. Почитайте еще несколько историй о том, как дурят покупателей:

  1. Обманы от официальных дилеров.
  2. Обманы от серых дилеров.
  3. Обманы от продавцов Айфонов.

Сообщество