«Для меня это стало игрой»: 9 советов, как вести личный бюджет и не выгорать
Когда только начинаешь вести учет финансов, этот процесс кажется интересным.
Но через несколько месяцев эффект новизны пропадает и остается только скучная рутина — мотивировать себя становится сложно. Читатели Т—Ж поделились способами, которые помогают не уставать от ведения бюджета. А мы собрали их рекомендации в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Менять подход под себя
Состояние выгорания от процесса знакомо, но я вроде справляюсь. Думаю, стоит периодически пересматривать то, как вы ведете учет финансов, и, ориентируясь на свое состояние и потребности, менять его.
Во-первых, не бросайте учет целиком. Перестаньте делать то, что больше всего не нравится. Например, для меня это была часть, которая требовала ежедневных временных затрат, но пользу я видела мизерную. Подумайте, что реально ценно и полезно, а что — пустая трата времени.
Во-вторых, измените порядок ведения учета. Может, вы понимаете, что вам удобнее и эффективнее будет делать что-то своим способом, а не тем, что описан в книгах и на курсах. Я постоянно меняю и оптимизирую ведение учета. Мне никто не хозяин, никто не может запретить изменить подход.
Пользоваться приложениями
Мне долго не удавалось вести бюджет, чтобы собрать какую-то аналитику, пока я не нашла приложение «Дзен-мани». Оно аккумулирует данные со всех карт автоматически. Я просто два-три раза в месяц захожу посмотреть, чтобы правильно раскидало расходы по категориям, и все. Иногда бывают косяки, но можно руками перераспределить. В среднем пару раз в год корректирую — и все работает само, почти без усилий.
В десктопной версии очень удобно планировать бюджет. При этом есть отличная статистика: по расходам, доходам, отдельным категориям, за месяц, год, два, как хотите.
Я с 2015 года веду учет расходов и доходов в приложении «Транжира». Иногда вывожу отчет за восемь лет и удивляюсь: вижу, что через мои руки прошла сумма около миллиона долларов, так как я ИП. А затем смотрю статистику по годам и успокаиваюсь — в целом все ровно.
Раньше переживал, что много трачу на алкоголь. Оказалось, нет, стабильно 60 000—100 000 ₽ в год. Еда — 100 000 ₽, бензин — 100 000 ₽, коммуналка — 80 000 ₽, путешествия и спорт — 200 000 ₽, ипотека — 300 000 ₽, долг с процентами. А вот обслуживание и ремонт машины влетает в копеечку — 250 000—300 000 ₽ в год. Остальное — бизнес-расходы: налоги, зарплаты, затраты на материалы и прочее.
Если изучить внимательно, становится понятно, что деньги не пропадают, а потрачены правильно, и эта мысль сильно успокаивает. Я вижу, что не хочу экономить на той или иной статье расходов.
Веду учет денег в Money Flow в телефоне. После каждой траты фиксирую сумму и категорию. Приложение само делает отчеты: за разные периоды — месяц или год, по категориям и так далее. Веду уже четыре года — очень удобно. Главное — первые месяцы держаться и сразу в момент оплаты записывать расход.
Делить ответственность с другими членами семьи
Зарабатываем вдвоем с мужем и бюджет тоже ведем вместе. По домашним делам возможно много финансовых оптимизаций — попробуйте попросить своего партнера о помощи.
Мы делим ответственность пополам — у каждого есть свои категории. Муж отвечает за ЖКХ, аренду, налоги и прочие финансы. Еще он занимается стратегическим планированием бюджета: смотрит и выбирает вклады, сравнивает условия карт. Я отвечаю за быт: продукты, одежду, медицинские услуги и прочие ежедневные дела.
Выделите участок расходов для жены. Пусть она, например, занимается расчетами трат на продукты, детей и тому подобное. Будет меньше вопросов на этом направлении.
А доверие в отношениях важно. Если что-то пойдет не так, общий бюджет не завалится от провала на небольшом участке.
Вовлекайте супругу в рутинный геморрой с финансами. А то моя бывшая жена была уверена, что у меня всегда есть деньги, не понимая, что дело в жестком администрировании и самоограничениях.
Не переусердствовать с кэшбэком
Советую сократить количество карт. Невозможно весь кэшбэк в мире собрать. Оставьте три-четыре карты, но самые выгодные. Уже будет меньше напряжения.
Мы с мужем пользуемся картами с кэшбэком. Я выписываю самые крупные категории и использую разные карты в момент покупки. Особенно акцентирую внимание только на крупных покупках, когда кэшбэк 5—10%, например на посещениях клиники и стоматолога. При обычных покупках могу оставить карту по умолчанию.
У меня три карты, а также карта мужа подвязана в Mir Pay. В телефоне есть блокнотик, где записаны наши любимые категории кэшбэка на текущий месяц по каждому банку. Но даже меня с моим математическим складом ума это иногда напрягает :)
Концентрироваться на сбережениях
Когда каждую транзакцию анализируешь и учитываешь отдельно, копеечка к копеечке, чувствуешь себя более черствым, скупердяем, скрягой. Это сужает ощущение полноты жизни, и цвета блекнут.
Многие скажут: «Не можешь точно посчитать — не управляешь». Но это стереотип, важнее то, как считать, насколько трудозатратна твоя система учета и что это дает в итоге. Время и удовлетворенность жизнью — это тоже ресурс.
Я нашел для себя великолепный способ не погрязнуть в деталях бюджета. Посчитал доходы и расходы. Прикинул, сколько в месяц мы тратим и сколько остается. И планирую теперь только сбережения, то есть сколько нужно каждый месяц отложить и сколько должно в итоге получиться.
Наблюдение за приростом сбережений, а не за расходами повышает настроение. Все остальное тратим без микроанализа. Если что-то остается — увеличиваем сбережения, не попали в норму расходов — анализируем ситуацию и решаем, как быть, временно это или будет постоянно.
В итоге очень легкая для учета система: отслеживаю только сбережения и их регулярный прирост, откладываю сразу. А все остальное — расходы, без микрокопания и постоянного учета каждой копейки.
Превратить скучную рутину в увлекательный процесс
Попробуйте подстроить систему под себя, чтобы кайфовать от этого. Я веду учет финансов более четырех лет. Геймифицировал себе это занятие. Довел до автоматизма процесс «потратил — записал» в приложении «Деньги ОК» с упрощенными категориями.
Суть в том, чтобы было мало больших иконок: платежи, покупки, еда, ребенок, транспорт. Так проще сразу заносить траты и долго не думать, в какую категорию определить. Занимает не более пяти секунд. А покупок в день обычно не больше десяти. Я уже изловчился еще и коммент ставить, что конкретно оплачиваю.
В конце месяца раскидываю все по таблице, а вместе с этим смотрю, что стало с моим личным капиталом. Если за месяц он вырос — радуюсь, если просел — анализирую почему. Для меня это стало приключением, игрой. Никаких страданий и терзаний не испытываю. Стоит ли говорить, что после того, как начал все записывать, капитал стал расти? :)
Максимально упростить ведение учета
Веду гугл-таблицу на телефоне. В ней есть три категории: фиксированные траты, планируемые и ежедневные. А в банковском приложении такие же три счета. В день зарплаты все раскидываю. Фиксированные — это ипотеки, страховки и прочее. Планируемые — стоматологи, тренировки. Ежедневные — еда, такси и так далее.
Не занимает много времени. На год не планирую, так как доход в основном от зарплаты до зарплаты.
Давать себе отдых от расчетов
Я иногда специально бросаю вести личные финансы, чтобы не было ощущения выгорания. Как только понимаю, что иду не туда, возвращаюсь к администрированию.
От постоянного подсчета действительно крыша может поехать. Можно поступить следующим образом. Пару месяцев ведем подсчеты тщательно и смотрим, куда сливаются деньги, на чем можно сэкономить. Далее начинаем входить в этот режим. Как только достигли цели — уменьшили маловажные траты, стараемся соблюдать этот лимит расходов, а тщательные подсчеты оставляем. Через некоторое время можно повторить, чтобы понять, не выбились ли из режима.
Контролировать образ жизни, а не траты
Я пробовал разные методы и выгорал. Ведение личного бюджета трансформирует сознание, и важно направлять это в нужную сторону.
Сейчас вношу только траты свыше 5000 ₽, и по стратегическим категориям: операционные, долгосрочные и тому подобное. Называю категории так, чтобы усвоить: расходы — это не плохо, это жизнь, ее отображение в цифрах, а главное находится за ними. Я стал ценить и наращивать траты. И контролирую скорее не сами расходы, а образ жизни через них, как через спидометр.
А что вы делаете, чтобы не выгорать от ведения бюджета? Поделитесь опытом и станьте героем следующего материала