Законно ли не продавать взрослому блюда из детского меню?
Я пришел в ресторан и хотел заказать блюда из детского меню. Но мне отказали, потому что со мной не было ребенка. Законно ли, что мне не продают еду из детского меню, если я хочу съесть ее сам?
Ресторан отказал вам незаконно. Если блюдо есть в меню, любой посетитель вправе его купить. Вы могли потребовать принести вам понравившееся блюдо, а в случае отказа обратиться в Роспотребнадзор или суд.
Как устроены правовые отношения между рестораном и посетителем
С правовой точки зрения ресторан и посетитель заключают публичный договор. По нему заведение обязано оказывать услуги любому, кто захочет их получить.
Это работает так: в ресторане должно быть меню — перечень всех блюд, которые здесь предлагают. Меню может быть бумажным или в другом формате, например на табло или баннере.
Меню — публичная оферта ресторана. Когда посетитель заказывает блюдо, он принимает публичную оферту и публичный договор считается заключенным. Отказаться от этого нельзя, пока у ресторана есть возможность выполнить заказ.
Также ресторан обязан продавать блюда из меню любым посетителям, если заказ сделан в рабочие часы. Исключение — алкоголь, который нельзя продавать людям младше 18 лет.
Насчет других продуктов законодательных запретов нет, поэтому человек любого возраста может попросить продать ему любую еду, указанную в меню, если она в наличии.
То есть если вы пришли в ресторан в рабочие часы, выбрали блюдо и оно оказалось в наличии, вам должны его принести. Даже если оно указано в разделе «Детское меню», а с вами нет ребенка. Но при условии, что ресторан может его приготовить, — на кухне есть все нужные продукты. Если их нет, в меню должна стоять отметка, что блюдо подать невозможно.
Почему некоторые рестораны отказываются продавать взрослым блюда из детского меню
Некоторые рестораторы утверждают, что блюда, предназначенные для детей, слишком пресные: в них меньше соли, практически нет специй, чаще всего они вареные или приготовлены на пару, а значит, вкус их не так ярок, как у блюд из основного меню. К тому же детские порции меньше обычных. Поэтому рестораторы полагают, что посетитель в итоге будет недоволен заказом.
Еще можно предположить, что рестораны отказываются продавать детские блюда взрослым, чтобы не упускать выгоду: такие позиции дешевле блюд в основном меню. А ресторану прибыльнее, чтобы взрослые люди заказывали блюда подороже.
Что делать, если вам не продают какое-то блюдо в ресторане
Для начала попробуйте договориться — объясните официанту, что отказ нарушает ваши права и вы можете обратиться в Роспотребнадзор и суд. Если официант все равно отказывает, позовите менеджера. Есть вероятность, что сотрудники ресторана поймут, что вы знаете свои права и готовы их отстаивать, и принесут нужное блюдо.
Если ресторан все-таки откажется продавать блюда из меню, вы можете пожаловаться в Роспотребнадзор. Подробная инструкция, как это сделать, есть в другой статье в Тинькофф Журнале.
Еще вы можете обратиться в суд и требовать компенсации морального вреда. В другой статье мы уже рассказывали, как подать судебный иск.
Для жалобы в Роспотребнадзор и иска в суд потребуются доказательства, что ваши права нарушили. Снимите на видео разговор с персоналом ресторана, где вам отказываются принести блюдо.
Также оставьте запись в книге отзывов и предложений. Заведения общепита обязаны иметь такую книгу и предъявлять ее посетителям по первому требованию. Можно заснять на видео, как вы пишете жалобу в книгу.
В результате Роспотребнадзор может оштрафовать ресторан за нарушение прав потребителей — максимум на 30 000 ₽. Также Роспотребнадзор вправе потребовать устранить нарушение, то есть впредь продавать всем посетителям блюда из детского меню.
В суде вы можете потребовать от ресторана компенсацию морального ущерба. Размер компенсации истец определяет самостоятельно, но суд может изменить ее на свое усмотрение.
- Например, в Белгороде посетителю кафе отказались продать чашку кофе. Он огорчился, пожаловался в Роспотребнадзор и пошел в суд.
- В суде он сказал, что из-за отказа испытал стресс, нравственные страдания, стыд и унижение, которые способствовали появлению депрессии, стал эмоционально истощен и подавлен, у него появились бессонница и головные боли. И потребовал взыскать с кафе 10 000 ₽ компенсации морального вреда.
- Суд изучил постановление Роспотребнадзора о привлечении кафе к административной ответственности, доказательства — запись в книге отзывов и предложений и видеозапись отказа — и сказал, что нарушение налицо, а значит, кафе должно заплатить. Только уменьшил запрошенную сумму вдвое и взыскал с ответчика 5000 ₽ компенсации.
Что в итоге
Кафе обязано продавать всем посетителям любые блюда, которые есть в меню. В этом суть публичного договора. Поэтому детские блюда может заказать даже взрослый без детей, и заведение должно выполнить такой заказ.
Если кафе не продает нужное блюдо, посетитель может пожаловаться в Роспотребнадзор и обратиться в суд. В результате заведение могут оштрафовать и обязать выплатить компенсацию морального вреда.
17.03, 12:52
>Я пришел в ресторан и хотел заказать блюда из детского меню. Но мне отказали, потому что со мной не было ребенка.
Нужно было закатить истерику, стучать ножками, а потом кататься по полу и орать. Тогда бы прокатило, 100%
17.03, 11:15
Самое странное, что встречаю часто в барах и ресторанах: мы можем взять оплату только 1 чеком с карты, максимум - 2. Задаю вопрос: какая хрен разница, если со стола, условно, 10.000, сколькими чеками это пробито? Я знаю правильный ответ: у меня лапки/я ленивая жопа и мне трудно набрать на терминале 10 раз по 1.000. Обычно говорят, якобы это их внутренний запрет. Потом все-таки рассчитывают. В конце концов, мое требование законно, официанта - нет. Да, я из тех, кто требует правильно пересчитать чек по ценнику в супермаркете, да, я не буду платить за то, что не должен в ресторане. Помню в счете в Сочи музыка - 300 рублей. Удалили быстро. Давно запрещено включать в счет обслуживание, но есть отдельные заведения в Москве, кто так делает. Вычеркивают в итоге. Я всегда даю чаевые курьерам, в такси, парикмахеру, официанту за обслуживание. Какое обслуживание при заказе 2 бокала пива/вина или бизнес-ланча, я с трудом представляю.
На тему тех, кого бесит, что им не дают чаевые. Я вот работаю и за работу получаю деньги и никто мне не дает чаевых. Ребята, у вас такая же работа, на которую вас никто не гонит палкой или из-под дула автомата, так что или работайте за свою зарплату, а чаевые считайте приятным бонусом, как я, например, премию, или меняйте сферу деятельности.
20.03, 18:07
Русский, мы в Дагестане хотели повозмущаться из-за музыки в счете, но что-то не рискнули 😅
20.03, 20:21
Русский, в некоторых заведениях есть статистика среднего чека и бонусы если он большой в теч месяца,иногда ставят планы по среднему чеку за неделю/мес.
20.03, 18:08
Русский, а так все по делу)
17.03, 19:19
Ветер, уж не знаю, что у вас за город, но детское меню - дело совершенно обычное.
20.03, 16:54
Пару недель назад были с женой и дочерью в ресторане, дочь выбрала из детского меню куриный бульон, а жена захотела тыквенный суп оттуда же, потому что при одинаковом выходе суп в детском меню был на 40% дешевле такого же во взрослом. Официант попытался отъехать, дескать взрослым из детского не подаем, а дешевле там потому что ресторан лоялен к посетителям с детьми и делает детям щедрую скидку ( к слову, одна обычная сосиска в детском меню стоит 245 рублей), но жена вместо споров сказала что дочь будет два супа и официант не нашел чем возразить.
17.03, 11:08
Ничоси история из Белгорода, красиво истец последствия описал))
17.03, 13:31
В Икее был детский обед и его продавали только посетителям с ребенком
17.03, 16:28
Елизавета, да, было такое, я однажды хотела купить именно его, так как там меньше еды по объему, но мне отказали(
20.03, 18:28
Мако, +1(( при чем это было единственное в их меню что подходило мне поесть. Так и ушла голодная(
20.03, 23:18
Лана, надо было подойти к любым родителям с детьми и попросить ребенка «напрокат»))
21.03, 06:24
Котик, нет, благодарю, яж специально своих дома оставила)))
17.03, 10:56
Вспомнился первый сезон After Life. Там тоже был конфликт из-за детского меню)
17.03, 20:47
Паша, хорошая сцена)
19.03, 11:04
Если ты зашёл поесть, тебе не продали, можно максимум менеджера позвать. Если не извиняться, просто не ходить в эту помойку. Трать время на какие-то жалобы и суды из-за одного обеда довольно странно.
20.03, 18:27
Эта статья была нужна до того как ушла Икея))))
20.03, 20:48
Постоянно заказываю детский суп в Якитории, проблем не было).
Из "странных запретов в ресторане" была попытка запретить мне занять последний свободный стол на четверых, с мотивировкой "а вдруг щас четверо придут, а вы тут одна". Сказала, что пусть сначала придут, а отказать мне в обслуживании не имеют права - бурчали, но обслужили в итоге.
17.03, 18:33
Ветер, да ладно, вполне частое явление.
20.03, 13:15
а как насчет детского меню на борту самолета?
20.03, 16:20
Инесса, я у туркишей на 4 рейса заказывала детское меню: смотрели странно, но все без проблем))) Проще было у эмирейтс: просто заказала "щадящее меню" - это идеально, если нужно не жареное и без специй))
20.03, 16:21
Инесса, у Аэрофлота можно заказать заранее детское, при полете от трёх часов, в смысле взрослому заказать. Если часто летаю и мне не нравится, что дают в обычном рационе, иногда заказываю детское. у с7 купить можно