От кого требовать деньги за несостоявшуюся поездку: от турагентства или туроператора?

30

Купила тур в Стамбул из Ростова-на-Дону на 27 апреля 2022 года. Хотела отметить в поездке юбилей. Тур аннулировали в одностороннем порядке, поскольку аэропорт закрыли. Боюсь, откроют нескоро.

Я покупала путевку в турагентстве и с ним же заключала договор. Обратилась туда и потребовала вернуть деньги. Но компания ссылается на туроператора и его официальное письмо, в котором не было никакой определенности по поводу сроков возврата.

Подскажите, кому отправлять заявление о возврате денег: туроператору или турагенту?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Напишите заявление турагенту. Если компания не вернет деньги добровольно, вы вправе обратиться в суд. Тогда туроператора привлекут как соответчика.

Может ли турист вернуть деньги, если тур отменили из-за закрытого аэропорта

С 24 февраля 2022 года Росавиация запретила полеты в 11 аэропортов на юге и в центральной части России: в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элисту. Рейсы оттуда и туда не выполняют.

Для бизнеса такая ситуация считается форс-мажором. Это значит, что турфирма или авиакомпания не должна платить штраф за то, что не оказала услугу заказчику, даже если это прописано в договоре. Но вернуть деньги или предложить альтернативу придется. Для авиакомпаний и турфирм правила будут отличаться.

Если авиакомпания отменила рейс, она должна вернуть пассажиру деньги за билеты, даже если тариф невозвратный. В Т⁠—⁠Ж есть статья, где мы рассказывали, как это сделать.

Что касается путевок, то туркомпания может посчитать такую ситуацию существенным изменением обстоятельств. Ведь ее вины в том, что аэропорты закрыли, а рейсы отменили, нет. Если туроператор или турагент сам отменил тур, то должен вернуть клиенту стоимость путевки. Но компания вправе удержать деньги, которые уже потратила на организацию поездки. Например, на невозвратную бронь гостиницы за рубежом. Эти расходы нужно подтвердить документами — чеками и платежками.

Внимательно изучите даты на квитанциях. Фирма вправе удерживать деньги, которые потратила до расторжения сделки. Если она потратила деньги после отмены тура, то должна вернуть их клиенту.

Еще компания может предложить перенести поездку, оставить деньги на депозите для оплаты других путевок или поменять маршрут. Например, предложить клиенту доехать на поезде до другого аэропорта и вылететь оттуда. Но турист вправе отказаться и потребовать назад деньги — опять же за вычетом фактически понесенных трат. Если в течение 10 дней с момента обращения турфирма не вернула деньги, клиент может обратиться в суд.

Кто несет ответственность перед туристом: туроператор или турагент

Неважно, с кем клиент заключил договор — с туроператором или турагентом. Оба несут ответственность друг перед другом и перед путешественником.

Если у клиента есть претензии к туру или надо вернуть деньги за несостоявшееся путешествие, то туроператор и турагент должны работать вместе, чтобы решить проблему. А если турист обратится в суд, то деньги могут взыскать с обоих — с кого и сколько, решит судья.

  • Например, жители Смоленской области пошли в суд, чтобы вернуть 77 000 ₽ за несостоявшуюся поездку в Турцию. Еще они потребовали заплатить неустойку — по 38 500 ₽ каждому, по 20 000 ₽ компенсации морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя — 50% от присужденных сумм.
  • Суд первой инстанции решил, что турагент должен вернуть деньги только одному истцу: 2000 ₽ за несостоявшийся тур, 5000 ₽ компенсации морального вреда и 3500 ₽ штрафа. А с туроператора надо взыскать в пользу этого же истца 75 000 ₽ за путевку, 40 000 ₽ штрафа, а также по 5000 ₽ компенсации морального вреда каждому туристу.
  • Туроператору это не понравилось. Он посчитал, что ответственность перед туристом должен нести турагент. Но суд сказал, что права и обязанности перед путешественником несет туроператор, поэтому он должен выплатить большую часть суммы. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение в силе.

С кого требовать деньги

Я рекомендую отправить требование о возврате денег турагенту, ведь вы подписывали договор с ним. Дело в том, что турагенты не всегда исполняют обязательства не только перед клиентами, но и перед туроператорами.

Если турагент не ответит в течение 10 дней или откажется возвращать деньги, вы можете обратиться в суд и указать его и туроператора соответчиками. В иске укажите, когда и с кем заключали договор. Напишите, что получили извещение об отмене поездки, потребовали вернуть деньги, но вам не ответили или отказали. Суд решит, с кого и сколько денег взыскать. Как подать иск, Т⁠—⁠Ж уже рассказывал.

  • Например, житель Свердловской области купил у турагента путевку в Турцию, но не смог отправиться в поездку по уважительной причине. Тогда он отправил претензию о расторжении договора и потребовал вернуть деньги за тур. Компания не ответила на обращение, и он пошел в суд. Мужчина просил взыскать с турагента стоимость путевки — 67 072 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽, штраф — 50% от присужденной суммы.
  • Суд первой инстанции взыскал все суммы, которые требовал клиент, и назначил 20 000 ₽ штрафа. Турагент обжаловал решение. Он заявил, что ответчиком должен быть туроператор, а агент отвечает только за те деньги, что получил за работу.
  • Но суды второй и третьей инстанций оставили решение в силе. Они сказали, что турагент тоже отвечает перед путешественником, а привлечь к ответственности туроператора нельзя: турагент и туроператор не заключили соглашение о продаже туров и первый не перечислил второму деньги.

Анастасия КорниловаВаш тур отменили из-за закрытого аэропорта? Расскажите, как вы возвращали деньги:
  • kuskus kuskusЕсли оплатили картой я бы делал чарджбек через банк1
  • Maria Vasilyevakuskus, разве чарджбек может помочь в такой ситуации? Мне точно так же отменили тур, но деньги сказали не вернут - заморозят на депозите на год. Вернуть можно только через суд, платила все с карты - есть ли основание для чарджбека? Официального письма об отмене тура нет, просто s7 никуда не летает заграницу)0
  • НатальяФормирует и продает тур туроператор. Денежные средства за тур также получает туроператор. Турагент выступает посредником между туроператором и туристом. Поэтому заявление на возврат денежных средств за несостоявшийся тур подается на имя туроператора, через турагента. Но закон не запрещает туристу обратиться с таким заявлением непосредственно к туроператору.2
  • kuskus kuskusMaria, основанием для чарджбека является не оказание (не получение) услуги. Мой тур я покупал у травелатыт, а они соответственно у библио глобуса, и тоже сначала пытался решить через них, после того как пытался решить через них и мне просто вынесли мозг, я опротестовал покупку через банк, банк вёл с ними переписку и тд, я только предостовлял документы, и пояснения если было нужно. Через месяц банк перевёл авансом сумму возврата на кредитку, через 2 пришло возврат комиссии от травелаты и возврат от библиков3
  • Maria Vasilyevakuskus, у Вас тоже деньги заморозили на депозите или просто не возвращали? Я в корале покупала, а они через туи и тоже мозг выносят - мол, идите в суд или платите за новые билеты иностранными авиакомпаниями:((1
  • kuskus kuskusMaria, мне просто отказались и переносить и возвращать, не слушайте их, пусть банк с ними общается, а не вы, правда долго это, не волнуйтесь, все будет норм. Звоните в банк и говорите, что хотите опротестрвать транзакцию через чарджбек, там 3 месяца с момента оплаты, если я не ошибаюсь0
  • Maria Vasilyevakuskus, спасибо большое!! Буду пробовать!1
  • AmiMaria, нам тоже через банк вернули. Это в коронавирусные времена, сейчас не знаю, прокатит ли такое.1
  • ОльгаСистемный, да у меня в договоре указан турагент Платили наличкой, нам отказали в оплате картой Знаю звучит смешно, но сослались на большую комиссию Нам предложили перебронироваться на Россию, выбор конечно не большой у Пегаса, либо оставить деньги на депозите0
  • Maria VasilyevaAmi, спасибо за ответ! Попробую!0
  • Александр МагдалинТинькофф путешествия тоже не желает нести ответственность за продажу билетов на закрытые направления. Наверное, тоже нужно в суд обращаться4
  • так сяк наперекосякСистемный, согласно ФЗ "об основах туристской деятельности" исполнителем является туроператор0
  • LucikМой тур отменили из за пандемии,в 2020г.С возвратом тянут ,никаких подвижек.Написала досудебную претензию в турагентство,отправила заказным письмом.И что???Лежит оно на почте,его никто не хочет получать.!!!Вот жду,когда оно ко мне вернется с почты,чтобы писать иск уже в суд!И не факт,что если решение суда будет в мою пользу, и мне вернут деньги.Будет такое же молчание и игнор! (???!!)0
  • Жанна ПолшковаНаталья, все пишите правильно. Только турагент взял - и обанкротился. И все! Никто никому ничего не вернёт. Даже по суду. Так получилось у меня0
  • GerdaВ статье все правильно изложено. Хорошо бы еще осветили такие "мелочи"- удалось ли реально получить деньги по решению суда? И насколько часто в процентном отношении бывают такие удачи? Заявления и ТА и ТО были поданы. ТА прекратила появляться в офисе и заявила, что она "ненадлежащий ответчик" и что-то с неё требовать-"это хамство". ТА вообще ничего не отвечает, хотя послали письмо с уведомлением о вручении. В статье звучит "должен", "должны", но мы прекрасно знаем, что должны вернуть. К сожалению, знать и реально получить назад значительную сумму не одно и тоже.0
  • GerdaЖанна, а ТО разве не несёт ответственность? У нас тоже турагент сдулся- перестала контактировать полностью и офис закрыла. Перед этим аргументировала: Знаете сколько таких случаев? Некоторые по 500т теряют! Как будто нам легче от этого:(0
  • ЛейсанЗдравствуйте, с семьей приобрели путевку в Турцию, запланировали отдых. Но наш тур отменили, по причине отмены рейса. Турагент постоянно была на связи и сообщала, что информации не , она не может дозвониться. Я тоже не могла дозвониться до туроператора, а когда дозванивалась как турист, которая приобрела у них, мне ничего не говорили и отправляли в турагентство. Затем нам предложили перенести на позднюю дату, либо через Москву. От Москвы мы отказались, дали согласие на другую предложенную дату, перенесли отпуска, снова ждали. И снова молчание на наш ответ. Потом пришел ответ «в работе», потом снова молчание, потом снова предложили поездку через Москву, но мы с маленьким ребёнком и нам это неудобно. Мы изначали отказались от такого варианта. Казалось, что турагенство не дает нам ответ, как будто бы ждет продадут ли они путевки на эти даты по завышенной цене другим туристам, а если останутся, нам предложат. Т.к.с момента нашего приобретения евро вырос и цены повысились и им выгодно было продать новым туристам по новым ценам, чем перенести наш тур с сохранением стоимости тура. 3 дня мы изнервничались собираться-не собираться, и не знали что делать. Когда осталось пару дней до нашего вылета, пришел отказ и в одностороннем порядке наш тур аннулировали. Теперь получается мы потеряли время, на ближайшие даты вылетов уже нет, на поздние даты и очень дорого стало и уже по датам не успеваем потом вернуться, нужно на работу и так продлевали отпуск. Получается по вине туроператора то, что держали нас в неведении и вводили в заблуждение на безрезультатное ожидание своего отпуска, изначально не дав ответ, а мы потеряли свой отпуск. Хотелось бы получить не только деньги за свой тур, но и компенсацию за него. Куда нужно писать претензию о компенсации морального вреда?0
  • АнонимушкаНаписала претензию на турагентство (Травелата), деньги вернули, в назначении платежа возврат от Травелаты.0
  • Татьяна КимВ феврале купила билеты в авиакомпании S7 из Краснодара в Хабаровск на июль. В мае авиакомпания предложила забрать деньги или поменять вылет в одном из трех аэропортов. Я выбрала Сочи. Надеюсь вылет состоится.0
  • людмилаЕще никак не могу вернуть. Помощь ищу в РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ.0
  • Лариса ШЖанна, Туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от условий агентского договора и исполнения их турагентом. Это Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3 УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации1 подготовлен обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2020–2021 годах. На основании этого суд вынес решение в мою пользу, хотя турагент все мои деньги туроператору не перечислил, а только часть.0
  • Лариса ШGerda, Туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от условий агентского договора и исполнения их турагентом. Это Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3 УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации1 подготовлен обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2020–2021 годах. На основании этого суд вынес решение в мою пользу, хотя турагент все мои деньги туроператору не перечислил, а только часть.0
  • Лариса ШЛейсан, Моральный вред возмещается только по решению суда.0
  • Лариса ШСистемный, Туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от условий агентского договора и исполнения их турагентом. Это Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3 УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации1 подготовлен обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2020–2021 годах. На основании этого суд вынес решение в мою пользу, хотя турагент все мои деньги туроператору не перечислил, а только часть.0
  • Лариса ШОльга, Туроператор отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта независимо от условий агентского договора и исполнения их турагентом. Это Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3 УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В целях формирования единообразного применения и толкования судами норм права при разрешении споров по делам, связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации1 подготовлен обзор наиболее актуальных вопросов судебной практики, возникших при рассмотрении дел данной категории в 2020–2021 годах. На основании этого суд вынес решение в мою пользу, хотя турагент все мои деньги туроператору не перечислил, а только часть.0
  • GerdaЛариса, это конечно хорошо, что решение в вашу пользу. Но вам вернули деньги за тур? В полном объёме? Ведь вынести решение и получить деньги не одно и то же(0
  • Лариса ШGerda, А в нашей стране всего надо добиваться, это только самый великий считает, что живет в правовом государстве. Сначала надо добиться решения суда, затем добиться его исполнения. Так как решение суда, действительно, еще не обеспечивает возврат денег. Добровольно его не исполняют, надо принудительно через судебных приставов. Относительно моего туроператора, везет тем, кто живет в Москве, они могут предъявить исполнительный лист сразу в банк, который обслуживает данного туроператора. Зато деньги туристов "подарить" сначала на один год, затем на другой это запросто. А вот защитить туристов от мошеннических турагентств, это уже туроператорам невыгодно. Сначала они не исполнили требование о публикации на своих сайтах списка турагентств, с которыми они заключили договора. А теперь бойкотируют требование о создании реестра турагентств. И Правительство идет им на встречу.2
  • GerdaЛариса, все так. Не убавить ни прибавить. Забирают сразу и без проблем, а отдавать не спешить, считают, что уже «свои» заработанные. Мы живём недалеко от МСК, но ездить проблемно. Терять целый день и деньги на дорогу(0
  • Альбина КреймерБыл отменен дорогой круиз. 3 года не возвращают деньги.0