Как продать сложную квартиру в небольшом поселке

Дороже чем за материнский капитал. Да еще и в кризис
73
Как продать сложную квартиру в небольшом поселке

Степное — это поселок городского типа в Саратовской области, практически каждый житель которого пытается переехать в город.

Аватар автора

Наталия Шустова

продала квартиру в небольшом поселке

Страница автора

Я тоже хотела переехать в город. Поэтому мне было жизненно необходимо продать однушку, которая досталась в наследство от бабушки. Так у меня появился бы шанс взять ипотеку на квартиру в Саратове.

В чем проблема Степного

Степное — совсем небольшой поселок: в лучшие годы здесь жило 14 тысяч человек, но люди постепенно уезжают — на 2020 год население уменьшилось до 11 603 человек. У нас есть две школы, колледж, где учат на поваров и сварщиков, а также районная больница. В последние годы власти взялись за благоустройство дворов: положили новый асфальт, поставили лавочки с фонарями, поэтому Степное стало уютнее.

Вечная проблема — здесь сложно найти работу. Рядом есть станция подземного хранения газа — филиал «Газпрома» — и пара компаний, которые работают с газом, поэтому Степное часто называют поселком газовиков. Но устроиться в эти компании трудно. Кроме этих учреждений найти работу можно разве что в местных магазинах или в социальной сфере. Многие прекращают бесполезные попытки, главы семейств уезжают на заработки на Север.

Подросткам и молодежи в Степном тоже невесело. После школы выпускники идут в местный колледж или уезжают учиться в другие города. Только недавно здесь открылись пара кафе и кинотеатр — и это было настоящее событие. Теперь хотя бы можно где-то перекусить и встретиться с друзьями. А раньше оставалось разве что нарезать круги по поселку или сидеть в машине.

Жилье в Степном в основном было построено в советское время. По большей части это кирпичные пятиэтажки с квартирами небольшой площади. Новые дома есть только в центре. Но спрос на недвижимость в целом невелик, поскольку люди уезжают из Степного.

Какую квартиру мы получили в наследство

Бабушка оставила однокомнатную квартиру площадью 32 м². По метражу похоже на студию, но все-таки это полноценная квартира с отдельной кухней. В квартире был кухонный гарнитур с варочной поверхностью, мягкая мебель, шкаф и журнальный столик. Санузел совмещенный, но зато полностью оборудованный: кафель на стенах и на полу, ванна, раковина с тумбой, зеркало и шкафчик, унитаз. Из плюсов — пластиковые окна и кондиционер. Обстановку в целом я назвала бы «евроремонтом», кухня и ванная выглядят как из 2000-х годов.

В Степном у жителей есть два способа получить горячую воду в квартире: поставить колонку или котел. В нашей стояла колонка, это менее престижный вариант. Еще из минусов — балкон. Он застеклен, но окна деревянные, как и панели под ними. В целом вид у балкона был устрашающий.

Соседи вполне тихие: в доме живут семейные пары среднего возраста и одинокие бабушки-дедушки.

Дом, в котором расположена квартира. Вход в подъезд украшен фонарями, а на козырьке — резьба
Дом, в котором расположена квартира. Вход в подъезд украшен фонарями, а на козырьке — резьба

Квартира находилась в собственности моей мамы пять лет, все это время мы сдавали ее в аренду. Нам повезло с жильцами: они очень бережно относились к своему временному жилищу. Регулярно делали уборку, не устраивали гулянок и старались сделать квартиру уютнее. Например, после одной девушки у нас появился шкаф.

За аренду мы получали 6000 ₽ в месяц, плюс жильцы еще оплачивали электричество по счетчику. За коммунальные услуги платили мы: 3500—4000 ₽ зимой и около 1000 ₽ летом. Так что особой прибыли со сдачи в аренду не было.

Процесс продажи мы долго откладывали, потому что не знали, куда вложить вырученные деньги, чтобы их не потерять. Взять ипотеку, чтобы купить квартиру в Саратове, мы не могли: уже выплачивали три кредита, еще один не потянули бы. К тому же я училась в университете и не так много зарабатывала.

В жилой комнате нет ничего лишнего, а значит, новые жильцы смогут разместить свою мебель
В жилой комнате нет ничего лишнего, а значит, новые жильцы смогут разместить свою мебель
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема
За кадром еще зеркало с полочкой над раковиной и, конечно, унитаз. Не хватает только стиральной машинки. Но, как оказалось, для покупателей это не проблема
1/2
Кухня и ванная — самые презентабельные части квартиры. Гарнитур в хорошем состоянии, много шкафов. А кружки и цветок я оставила, чтобы добавить квартире уюта на фотографиях

Какие могли возникнуть сложности с продажей квартиры

Еще только планируя продажу бабушкиной квартиры, я понимала, что это будет непросто.

В Степном не лучшая ситуация с заработками. Средняя зарплата — 25 тысяч рублей, а средняя стоимость квартиры — 800 тысяч для однокомнатной и 1 млн для двухкомнатной. Есть жилье дешевле, но придется потратиться на ремонт. Получается, что купить квартиру без ипотеки или потребительского кредита большинству местных жителей крайне тяжело. С ипотекой тоже все сложно: для покупки однушки нужно сначала накопить хотя бы 160 000 ₽ на первый взнос, а остаток брать в кредит.

800 000 ₽
средняя стоимость однокомнатной квартиры в поселке

Площадь бабушкиной квартиры — 32 м², это очень мало для семьи. Даже вдвоем жить на такой площади тесно. Кроме того, у нас всего одна комната. Людям проще взять ипотеку и купить двушку, где места больше, а разница по деньгам небольшая.

Квартира у нас на четвертом этаже без лифта. Я часто слышала, что однокомнатные квартиры покупают для пожилых людей. Но подниматься на четвертый этаж им будет непросто. Значит, из-за высотности многие потеряют интерес к нашей квартире, даже если нуждаются в новом жилье.

Площадь и этаж перечеркивали почти все достоинства квартиры, например ее приличное состояние и хорошую инфраструктуру микрорайона: рядом с домом находятся все нужные магазины, школа, больница. И, к сожалению, это было никак не изменить.

Мой план действий

Я маркетолог, поэтому действовала в соответствии с профессиональными знаниями. Опыт в рекламе дал мне уверенность, что продать можно вообще все, но для этого нужно основательно подготовиться.

Если переложить маркетинговый опыт на продажу квартиры, то вот что мне нужно было сделать:

  1. Определить главные достоинства квартиры, чтобы сформулировать выгоды для будущего покупателя.
  2. Понять, какие проблемы может решить эта недвижимость. Например, благодаря тому, что рядом находится школа, родители могут не беспокоиться о безопасности своего ребенка.
  3. Сформировать список групп людей, которым может быть интересна эта недвижимость.
  4. Составить продающее объявление так, чтобы закрыть возражения покупателя: «дорого», «нужны вложения в ремонт» и т. д.
  5. Сделать максимально привлекательное объявление, чтобы повысить его эффективность. Недостаточно, чтобы на него просто кликнули: нужно завладеть вниманием посетителя сайта. Для этого нужны симпатичные фото и приятный текст.

Поэтому я разделила мероприятия по продаже квартиры на несколько этапов — и планомерно стала действовать.

Шаг 1

Подготовила все необходимые документы

Чтобы в любой момент быть готовым к сделке, нужно позаботиться о правовой части вопроса. Вот перечень документов, которые мы подготовили заранее:

  1. Документ, который удостоверит личность продавца, — паспорт моей мамы. Мы проверили, чтобы паспорт не был просрочен. Если паспорт скоро нужно менять по возрасту, например в 45 лет, то лучше сначала все сделать, а потом начинать активную продажу.
  2. Документ о собственности. У нас было свидетельство о регистрации права на недвижимость, которое подтверждало, что квартира принадлежит моей маме.
  3. Технический паспорт, где указана площадь помещения, планировка и т. д. Его можно получить в БТИ.
  4. Документ о том, кто прописан в квартире. Это может быть выписка из домовой книги, справка по форме № 9 или ЕЖД. Сейчас этот документ заменили на справку о составе семьи, которую можно получить в МФЦ или в управляющей компании. Но мы при продаже получали именно выписку из домовой книги.
Шаг 2

Определила, кому нужна эта квартира

Сначала я думала, что эта квартира вообще никому не нужна. Но потом я вспомнила все, чему училась раньше. Мне нужно было точно знать, какую выгоду и кому может принести этот объект, и сделать качественную рекламу.

Кого я отсеяла в процессе раздумий:

  1. Одиноких бабушек и дедушек — им тяжело подниматься выше первого этажа.
  2. Молодых одиноких парней и девушек — они лучше подождут на съемных квартирах и потом купят двушку, когда станут семьей.
  3. Тех, у кого денег только на первый взнос по ипотеке. Им будет выгоднее покупать сразу большую жилплощадь.

Я взяла чистый лист бумаги и начала выписывать все группы людей, которые могут заинтересоваться квартирой. Начала с возраста, пола, семейного положения и достатка. Это было моей отправной точкой. Потом я стала фантазировать, зачем им может понадобиться эта квартира.

Вот кого я определила в потенциальных покупателей:

  1. Местных «бизнесменов», желающих навариться на сдаче квартиры командированным, которые приезжают на временную работу в филиал «Газпрома». В Степном это очень популярная схема. Подруга моей мамы, например, сдавала так свои комнаты в общежитии.
  2. Состоятельных мужчин, которым нужна квартира, чтобы приводить туда любовниц. Как бы ни было смешно, но такие правда существуют. Для этих целей один мужчина купил квартиру у наших знакомых. Таким покупателям как раз нужна недорогая и небольшая по площади квартира с приличным ремонтом.
  3. Местную администрацию. Мы сначала очень надеялись продать квартиру именно им. Обратились с этим вопросом, но сразу поняли, что ничего не выйдет: администрации в тот момент квартира не требовалась.
  4. Мужчин и женщин среднего возраста, которые остались одни. Возможно, после потери партнера им не хочется терять личный комфорт и они готовы потратиться на собственную жилплощадь.

Получилось негусто, но лучше, чем ничего.

Шаг 3

Назначила цену

Теперь важно было не отпугнуть стоимостью.

Для начала я проанализировала местные объявления о продаже недвижимости и сравнила цены. Видела квартиры стоимостью и 300 000 ₽, и 900 000 ₽. Конечно, в среднем самые низкие цены были у самых убитых квартир в старых домах с деревянными окнами и ужасными подъездами. Самые высокие — у квартир, которые находились в новых домах в центре поселка, да еще и с ремонтом.

Я выделила несколько критериев, от которых зависели цены на квартиры:

  1. Этаж. Недвижимость на первом этаже в среднем на 20% дешевле. При этом последний этаж на стоимость почти не влияет.
  2. Дополнительные опции. Квартиры, в которых есть котел, кондиционер и пластиковые окна, — самые дорогие.
  3. Год постройки дома. Квартира в старом доме в среднем на 10% дешевле, чем в новостройке. Но у нас в Степном есть и очень коряво построенный новый дом — о нем все знают, покупать там жилье никто не хочет. Стоимость квартир в нем обычно снижают на 10—15% от аналогичных.
  4. Расположение. Жилье в центре поселка в среднем на 10% дороже, чем на окраинах: все государственные и развлекательные учреждения у нас находятся в центре, а из отдаленных частей Степного до них будет добираться неудобно. Жители привыкли, что все находится в пешей доступности.

Но часто я замечала, что цена не соответствует уровню комфортабельности жилья и зависит скорее от мироощущения продавца. Возможно, собственники хотят отбить затраты на ремонт или просят ту сумму, которой им не хватает для покупки нового жилья. Допускаю, что они просто блефуют: ставят самую высокую цену в надежде, что кто-нибудь согласится. Из-за этого адекватно оценить нашу квартиру было сложно.

Отличный пример странного позиционирования. В квартире совсем ничего нет, нужен ремонт с нуля. Цена высокая, поскольку квартира в новом доме. Но есть нюанс: никто из степновцев не хочет жить в этом доме, поскольку построили его крайне недобросовестно. Видимо, расчет продавца тут на приезжих
Отличный пример странного позиционирования. В квартире совсем ничего нет, нужен ремонт с нуля. Цена высокая, поскольку квартира в новом доме. Но есть нюанс: никто из степновцев не хочет жить в этом доме, поскольку построили его крайне недобросовестно. Видимо, расчет продавца тут на приезжих
В этом варианте почти нет мебели, но та, что имеется, еще советская. Просмотрев несколько подобных примеров, я осмелела и поставила цену нашей квартиры выше
В этом варианте почти нет мебели, но та, что имеется, еще советская. Просмотрев несколько подобных примеров, я осмелела и поставила цену нашей квартиры выше

Я выписала все преимущества и недостатки нашей недвижимости. Среди плюсов:

  1. Дом в центре поселка.
  2. Развитая инфраструктура: рядом все лучшие магазины, школа, ДК, а до больницы идти всего семь минут.
  3. Постройка не премиум-класса, но жилье выглядит достойно, построено в 80-х годах.
  4. В квартире не было пожаров и затоплений.
  5. Во дворе есть детская площадка.
  6. Мы оставляем в квартире всю мебель.
  7. Не требуется ремонт, можно заезжать сразу после сделки.
  8. Жилая комната достаточно просторная, чтобы разместить кроватку и другую мебель.
  9. Тихие соседи.

Минусы:

  1. Высокий этаж без лифта.
  2. Только одна жилая комната.
  3. Площадь и планировка не позволят сделать из квартиры евродвушку.
  4. Нет стиральной машины и телевизора.

Еще мы с мамой раздумывали, нужно ли делать косметический ремонт и освежать квартиру. Но своими руками мы это сделать не могли: у мамы проблемы со здоровьем, а я не умею. При продаже мы бы вряд ли отбили затраты на рабочих. По самым скромным подсчетам, ремонт обошелся бы нам тысяч в 50. В эту сумму мы включили:

  1. Обои в жилую комнату.
  2. Краску для стен в кухню и прихожую.
  3. Краску для батарей и откосов.
  4. Линолеум во всю квартиру, кроме санузла.
  5. Оплату работы мастера.

Если честно, выделить эти 50 тысяч из семейного бюджета нам было трудно. И мы решили оставить все как есть.

Кроме этого я учла еще маркетинговую теорию: комфортнее всего людям воспринимать цену чуть ниже самой высокой. Поэтому сначала я установила цену максимально наглую: 900 000 ₽. Но в случае необходимости готова была скинуть и 100, и 200 тысяч. Планировала снизить цену и в объявлениях, если квартира не продастся в течение полугода. В разговоре с потенциальными покупателями я также упоминала, что часть денег к ним вернется через налоговый вычет: это сразу снижало стоимость квартиры в их глазах.

Шаг 4

Сделала привлекательное объявление

Я прочитала в интернете несколько статей о том, как подготовить хорошее объявление, прежде чем сесть за свое. Вот краткое резюме этих статей.

В объявлении обязательно должна присутствовать определенная информация: тип дома — кирпичный, монолитный, панельный и т. д., количество этажей в доме, этаж, на котором находится квартира, а также планировка. Как правило, на специализированных сайтах для этого есть отдельная форма. Лучше ее не игнорировать и заполнять полностью и подробно.

Следует указывать все удобства в квартире: кондиционер, интернет, пластиковые окна, а также обозначить, какую мебель и технику вы готовы оставить новым жильцам.

Достоинства местоположения своего жилья надо использовать по максимуму. Молодым родителям, например, важно жить в доме с тихими соседями и с детской площадкой во дворе. Если они есть — так и нужно написать.

Не надо писать в объявлении про личный опыт: как досталась квартира, кто в ней жил, почему решили переехать. Также не надо обманывать покупателей.

Объявление можно сделать нестандартным — так, чтобы его заметили среди остальных. Например, написать его с юмором или в разговорной форме. Можно использовать эмоциональные описания: «уютная», «светлая», «теплая» и т. д. Важно не только дать сухую информацию о параметрах квартиры, но и привлечь читателей ощущениями, которые эта недвижимость может подарить новому владельцу.

Хорошо, если получится создать положительное впечатление о недвижимости. Для этого можно превратить недостатки в достоинства. То, что не нравится в квартире, может быть главным пожеланием новых хозяев. Например, скромную площадь можно обыграть: в такой квартире легко поддерживать чистоту.

В конце объявления обязательно нужен призыв к действию. Например: «По всем вопросам звоните +7 927 123-45-67». Или: «Чтобы назначить время осмотра, пишите в личные сообщения».

В результате у меня получилось два варианта.

Первый — для соцсетей. Здесь ценится краткость, поэтому я обозначила только основные моменты. Цену сознательно писать не стала, так как это самый популярный вопрос. Его задавали в комментариях, а я перенаправляла разговор в личные сообщения. Вместе с ценой писала и достоинства квартиры.

  • Продается уютная, светлая квартира с хорошим ремонтом по адресу ул. Рабочая, 38. В квартире есть все необходимое. Вложения требуются только в балкон. Всю мебель, кухонный гарнитур оставляем.

Сделала ставку на эмоции — «уютная, светлая квартира» — и ушла таким образом от описания ремонта. Но упомянула, что оставляем мебель: это тоже будет плюсом новому владельцу.

Для сайтов объявлений этот текст дополняла информация из формы c характеристиками квартиры. Этих данных вполне хватило, чтобы заинтересовать потенциальных покупателей.

  • Продается уютная, светлая квартира с хорошим ремонтом по адресу ул. Рабочая, 38. В квартире есть все необходимое. Вложения требуются только в балкон. Всю мебель, кухонный гарнитур оставляем. Дом находится в центре поселка. Рядом есть все магазины, школа № 1, районная больница и ДК. А там и до парка рукой подать :) Соседи тихие и мирные, так что никто не нарушит ваш сон и уют.

Формулировки в объявлениях

Так лучше не писатьТак звучит привлекательно для покупателя
Теневая квартираВ квартире всегда комфортная температура, даже в самую жаркую погоду
Без ремонта и мебелиУ вас есть возможность сделать ремонт на свой вкус. Стоимость снижена, чтобы у вас остались средства на новую мебель
Неудачная планировкаПросторная квартира, готовая к самым креативным вашим идеям
Старый домНаходится в историческом центре города. Все соседи уже закончили ремонт
НовостройкаНаходится в новом перспективном районе. Тихое и уютное место для спокойной жизни
Последний этажПанорамный вид на город, и соседи точно не зальют
Первый этажЛегко занести коляску или инвалидное кресло. Идеально подходит пенсионерам и семьям с маленькими детьми

Формулировки в объявлениях

Так лучше не писатьТак звучит привлекательно для покупателя
Теневая квартираВ квартире всегда комфортная температура, даже в самую жаркую погоду
Без ремонта и мебелиУ вас есть возможность сделать ремонт на свой вкус. Стоимость снижена, чтобы у вас остались средства на новую мебель
Неудачная планировкаПросторная квартира, готовая к самым креативным вашим идеям
Старый домНаходится в историческом центре города. Все соседи уже закончили ремонт
НовостройкаНаходится в новом перспективном районе. Тихое и уютное место для спокойной жизни
Последний этажПанорамный вид на город, и соседи точно не зальют
Первый этажЛегко занести коляску или инвалидное кресло. Идеально подходит пенсионерам и семьям с маленькими детьми

Не менее важно было сделать привлекательные фото. Фотошопить, конечно, я не стала, но фильтры подкрутила, чтобы приятнее было смотреть.

Хорошие фотографии не потребовали сверхъестественных усилий. Достаточно соблюдать простые правила:

  1. Уборка. Перед тем как приступить к съемке, уберите все лишние предметы с поверхностей — столешниц, полок и т. д. Оставьте только предметы декора, например картину или вазу с цветами. Это добавит пространству уюта — а его люди и ищут, выбирая жилье.
  2. Дневное освещение. Фотографируйте квартиру в солнечный день. Лучше встать у окна и делать снимки помещения, стоя спиной к источнику света. Рассеянный свет создаст максимальную естественность — а значит, фото будут выглядеть более реалистично и привычно человеческому глазу. Очень неприятно выглядят фотографии с насыщенным желтым цветом, поэтому такого следует избегать.
  3. Ракурс. Фотографы советуют делать снимки из угла, так вы захватите максимальную площадь. Следите, чтобы все линии и углы были прямыми: если «завалите горизонт», впечатление от фото испортится.
  4. Качество снимков. Когда сделаете фотографии очередной комнаты, просмотрите их на предмет смазанности, смещения фокуса и другого возможного брака.
  5. Редактирование сделанных фото. Проще всего сделать базовую обработку в приложении Snapseed или VSCO. Я на 99% уверена, что вы заметите большую разницу, даже если всего лишь увеличите яркость, контрастность фото и подкрутите параметры четкости.
Фотография жилой комнаты без обработки
Фотография жилой комнаты без обработки
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?
И она же после обработки в Snapseed. Вуаля! Сразу стало уютнее, правда?
1/2
Фотография жилой комнаты без обработки
Шаг 5

Разместила объявления на максимальном количестве ресурсов

Я разместила бесплатные объявления на «Юле», «Циане», «Яндекс-недвижимости» и в местной группе во «Вконтакте». Поднимать их в поиске не было смысла: в месяц степновцы размещают в среднем меньше 10 объявлений, так что мои даже не уходили с главной страницы. Бумажные объявления на столбы не клеила: думаю, что сейчас на них уже никто не смотрит.

Еще я запустила сарафанное радио: у мамы много знакомых в поселке — и мы рассказали о квартире всем, кому смогли. Попросили пустить информацию дальше по району в надежде, что квартира заинтересует жителей близлежащих, еще меньших сел.

Зачастую в деревнях совсем нет работы и семьи переезжают в районный центр, чтобы устроиться в местный филиал «Газпрома» или в другую крупную по меркам района компанию.

Жители сел часто бывают в Степном: приезжают по бюрократическим делам — в МФЦ, загс — или к родственникам. Все населенные пункты в нашем районе небольшие, поэтому многие знают друг друга. Выяснить, кому можно предложить квартиру, было несложно. Достаточно встретить знакомого на улице и сказать: «Слушай, я квартиру продаю. Помню, у тебя есть родственники в деревне. Они не собираются переезжать?»

Сразу скажу, что идея с сельскими жителями не сработала. За все время у нас ни разу не посмотрели квартиру люди, живущие за пределами Степного. Но это была хорошая попытка.

В качестве контакта я указывала свою маму, чтобы все видели, что объявление от собственника
В качестве контакта я указывала свою маму, чтобы все видели, что объявление от собственника
Скриншот объявления в местной группе во «Вконтакте». Уже в первые сутки я получила отсюда несколько обращений в комментариях
Скриншот объявления в местной группе во «Вконтакте». Уже в первые сутки я получила отсюда несколько обращений в комментариях
Шаг 6

Показывала квартиру потенциальным покупателям

В среднем нам звонили пару раз в неделю, писали в соцсетях и на «Юле» каждые 2—3 дня, а на осмотр приходили раз в 2—3 недели.

Среди потенциальных покупателей были представители целевой аудитории, которую я обозначила в самом начале. Например, сотрудники одной из местных компаний интересовались стоимостью квартиры перед приездом в поселок новых командированных.

Но чаще всего недвижимостью интересовались те, о ком я не подумала:

  1. Мамы выбирали квартиру для своих взрослых сыновей. Предполагалось, что мужчина будет жить там один, жены и детей у этих потенциальных покупателей не было.
  2. Через соцсети я получила заявку на осмотр от молодого мужчины, который собирался жить в квартире один. В соседнем доме жил его лучший друг, поэтому ему хотелось найти жилье именно в этом районе.
  3. Звонила девушка, которая искала квартиру для пожилой мамы.
  4. Приходила пожилая женщина, квартира ей нужна была для себя. Но все-таки этаж оказался слишком высоким.

Во всех случаях потенциальных покупателей не устраивала или цена, или высокий этаж. Очень часто звонили просто узнать цену — думаю, так изучали ситуацию на рынке те, кто тоже собирался продавать свою недвижимость.

Все это время квартира по-прежнему сдавалась в аренду, поэтому просмотры мы организовывали с согласия арендатора. Мы заранее звонили квартирантке и спрашивали, когда ей будет удобно на полчаса-час покинуть дом, чтобы мы могли показать недвижимость потенциальным покупателям. Кроме того, мы были готовы помочь ей с уборкой перед просмотром и даже перенести визит гостей на пару дней. Нам было очень важно сохранить хорошие отношения с квартиранткой: поиски покупателя могли затянуться, а искать новых жильцов совсем не хотелось.

В целом продажа квартиры заняла у нас четыре месяца: в конце октября я опубликовала первые объявления, а в феврале мы нашли покупателей. Я регулярно обновляла объявления на специализированных сайтах, и каждый раз это приносило по одной заявке. Больше всего запросов было получено через социальные сети, но при этом они оказались самыми безрезультатными: в большинстве случаев даже до созвона не доходило. Цену я не понижала, поскольку просмотры шли активно.

Как нашлись покупатели

Помогло сарафанное радио — как я и думала. Объявления в интернете не могут тягаться с могуществом рекомендации знакомого. А может, нам просто повезло. Муж маминой подруги позвонил и сказал: «Лиль, тут женщина с работы однушку ищет. Дам ей твой номер?»

Ситуация сложилась как нельзя лучше. На осмотр пришли мужчина и женщина 45—50 лет, которые недавно поженились и не планировали заводить детей. Жилье им нужно было только для себя.

Во время телефонного разговора они сказали, что уже посмотрели несколько квартир и в каждой их что-то не устраивало. Поэтому мы с мамой заранее насторожились. Как оказалось, зря.

Уже в первые минуты осмотра мужчина заявил, что ему все нравится. А именно: квартира требует только косметического ремонта, серьезных изъянов в ней нет. Она не загромождена — а значит, останется место для их мебели и личных вещей. Дом находится недалеко от места работы его жены. В целом квартира чистая, светлая. Можно заезжать хоть сейчас — это и было их главным пожеланием.

Наши покупатели не торговались, стоимость в 900 000 ₽ их полностью устраивала. В наличии у них была только часть суммы, на остальную они оформили потребительский кредит. Пока готовили сделку, помогали квартирантке через знакомых найти новое жилье.

900 000 ₽
мы получили за квартиру

Сделка состоялась через месяц. Покупатели сразу выплатили полную стоимость, получили ключи и начали перевозить вещи. А мы с мамой получили 900 000 ₽, положили их на депозит в банке и уже ходим на просмотры квартир в Саратове.

Как продать квартиру в небольшом городе

  1. Не ограничивайтесь сарафанным радио. Да, у нас оно сработало, но это не единственный способ продать недвижимость.
  2. Чем больше информации о продаже квартиры соберете, тем больше шансов быстро найти покупателя.
  3. Адекватно оценивайте квартиру. Если она очевидно в плохом состоянии или находится в «странном» районе — не стоит ставить цену выше средней.
  4. Главное — устройте мозговой штурм на тему потенциальных покупателей. Понимание того, кому вы продаете, станет решающим в совершении сделки.
  5. Цена — самый важный параметр. Но это не значит, что ее нужно беспощадно снижать. Наоборот, ее нужно обосновать. Показать покупателю, почему ваша квартира стоит именно столько, через ее преимущества и выгоды.

Наталия ШустоваА вы какие лайфхаки использовали, чтобы удачно продать свою недвижимость?
  • Зелёный бурундукСтатья сразу окунула меня в прошлое, когда я сама ходила на просмотры квартир. Отсмотрела вариантов 15 где-то, и фотографии в объявлениях всех этих вариантов, даже тот, в котором я сейчас живу, не соответствовали действительности. Часть фотографий делалась со шкафов: комната казалось просторной, а по итогу каморкой. Часть отфотошоплены. Больше всего понравилось, как на одной фотографии замазали трещины на стенах.31
  • Александра ФокинаКак человек, недавно купившей недвижимость. Основание приобретение квартиры меня очень волновало, это принципиальный момент. А вот объявления в которых не указана цена просто игнорирую, т к «личка» у меня закрыта, и открывать ее чтобы просто узнать цену мне не комфортно. А как продавец, квартира в городе с населением сто тысяч продалась благодаря лишь авито, по сарафанному радио никто не пришёл на просмотр.73
  • Артур>За аренду мы получали 6000 Р в месяц, плюс жильцы еще оплачивали электричество по счетчику. За коммунальные услуги платили мы: 3500—4000 Р зимой и около 1000 Р летом Очень странная история. Обычно в регионах коммуналку оплачивают сами жильцы. За исключением всегда только Москва и Питер. Почему автор согласилась на столь кабальные условия - непонятно.5
  • Olesya BasirovaАртур, потому что такое вот место - зарплаты маленькие, работы толком нет, сам посёлок крошечный, спрос и предложение соответствующие. Я сама когда-то снимала такое же жилье за те же самые деньги, знаю, что коммуналку собственник платил примерно такую же. Подозреваю, так везде в подобных посёлках6
  • МайскийЖукЕсли мне нужно что-то купить и я вижу объявление, где нет цены, зато куча комментариев "написал цену в ЛС:)", я просто закрываю это объявление. Найду другого продавца, у которого не надо выпрашивать информацию. Так что этот пункт очень спорный. В остальном статья понравилась, спасибо. Действительно, если хочешь что-то выгодно продать надо над этим поработать.275
  • АртурOlesya, то есть коммуналка за хозяином или в богатых городах или в очень бедных? Интересно4
  • Marina IlinaАртур, вот тоже удивилась: еще вода по счетчикам + водоотведение платят жильцы, если нет - то га эту сумму повышают арендную плату. А так прямо за бульон от яиц сдавали.8
  • Алиса СелезнёваНу, евроремонтом я бы обстановку в квартире не назвала. Аляповатая, цвета яркие и между собой не сочетаются, диваны - кошмар из СССР. Так что состояние ремонта и мебель - скорее минус, не стала бы за это доплачивать. За определение целевой аудитории и проработку текста объявления - плюс. Но все эти плоские эпитеты вроде "уютная, светлая" и неосмысленные "призывы к действию - "позвоните, напишите" - я бы убрала. Мне не важно, как хозяин субъективно оценивает квартиру. А вот сухие факты вроде "окна на солнечную сторону", "окна во двор" куда лучше.67
  • OльгаАлександра, 100% согласна про "отправлю цену в ЛС" - зачем?? Здесь даже где-то статья в рубрике "бесит" была про это. У меня после этой фразы прямо пропадает желание что-либо купить, даже если оно мне нравится. Вот просто из принципа, жадничаешь написать цену сразу - идешь нафиг.68
  • OльгаОчень порадовало слово "евроремонт" и про советскую мебель в другой квартире. Ничего не имею против такого ремонта, но называть это евроремонтом и чем-то современным у меня бы не поднялся язык.29
  • НеОнmogulskym,128
  • Юлия Т-Ж1. Провели капитальную предпродажную уборку 2. Сделали хорошие фотографии в необходимом количестве 3. Не задирали цены до небес (а то у нас продают убитые гостинки по цене 180 т.р. за квадрат), т.к. и совесть не позволяла, и время Итог: продаём 1-комнатную квартиру (25 квадратов всего) в старом фонде с довольно плохим (но не ужасным) подъездом на миллион дороже, чем покупали её 3 года назад. Первому же покупателю она понравилась. Но объективно говоря, нам просто повезло и аналогичных нашей квартире достойных вариантов в городе просто нет (Владивосток).9
  • ЮлияВазу с кружками оставили, а тряпку и губками зачем?!!! При фотографировании кухни и санузла нужно обязательно убирать губки, тряпки, вёдра, тазы и ёршики для унитаза. И да, крышку унитаза необходимо закрывать, чтобы не пришлось рассматривать его содержимое (встречаются такие "умельцы", которые любят фотографировать открытый унитаз сверху). Последнее уже не к Вам, Наталия.11
  • OльгаЮлия, для некоторых унитаз, например, является очень важным фактором, мой друг купил квартиру и не может в ней нормально жить, потому что унитаз его не устраивает, делает ремонт и меняет) конечно, это слабо влияет на решение купить квартиру, но все таки не вижу смысла закрывать чистый унитаз)) конечно, с остатками фекалий его не надо фотографировать, но чистый сфоткать вай нот)))5
  • ТимофейПрочитал статью и так и не понял преимуществ такого «маркетингового подхода», выбора целевой группы и прочего. С учетом того сколько квартира продавалась и количества просмотров квартиры автор явно делала не то, что нужно. Многие акценты сделаны странно. Кухня эконом, обычный санузел, а за советскую мебель ещё скидку нужно брать за грузчиков и вывоз крупногаборита. Ни к одной из обозначенных целевых групп квартира не подходила. Редактированные фото и «лапша» в тексте объявления очевидно не сработали. Автор реально бесил людей: показывал и писал одно, а люди видели другое. И смысл всего этого? Только тратила время: своё, покупателей и арендатора. Можно было запустить сарафанное радио и всё. В итоговой сделке почему-то не было ипотечного кредита, как понимаю и риэлтора, и какой-то доскональной проверки объекта, т.е. была крайне важна надежность продавца и мне кажется всё, что имело значение только доверие покупателей к знакомому автора, который рекомендовал квартиру автора.35
  • Екатерина Юзефовичmogulskym, тоже удивляет эта тенденция, особенно в инсте. Никогда не буду писать в лс и уточнять ключевые моменты - цена, район, метраж ( в случае с квартирой). Соц.сети вообще как канал продаж недвижки неповоротлив и бестолков, и скорее, для успокоения совести автора. Ищут кв на специализированных сайтах, вк к ним не относится. Автор молодец, применила проф скиллы на практике, нарисовала кейсик. Но, по факту, просто дело случая и немного везения. Что и доказывает итог - маркетинговые старания автора реального результата не принесли.55
  • Максим Сапрыкин"Муж маминой подруги"9
  • Анастасия БулатоваХм...как можно не торговаться...Вам реально повезло с покупателями)))6
  • Елена ПетроваПродавала ветхий дом в маленьком городке. В объявлении написала "Идеальное место для строительства и жилья!"5
  • Ольга ИвановаOlga, вот это просто шедевр... - мой друг купил квартиру и не может в ней нормально жить, потому что унитаз его не устраивает5
  • Mariya LisФотографии практически никогда не соответствуют действительности. Подыскиваем квартиру родственнице, первое мнение о квартире, понятное дело- по фото. Фотографии прям "лубочные", ну как заходишь- просто шок, квартиры замызганные, загаженные. Там не то что "заходи и живи", как любят писать риэлторы от продавцов. Там усиленный ремонт нужен. И вообще, сейчас время для покупки не очень. Особенно в крупных городах. Продавцы желают урвать денег на хайпе отложенного спроса, ориентироваться по ценам не возможно, такое ощущение, что цены ставят "на дурака"- может, кто попадется. Три месяца ищем- все просмотренные и не просмотренные квартиры стоят колом. Кто то снизил цену. Но при завышении на 2-3 мл скидка в 200 тыс- ни о чем. Придется подождать.6
  • Alexey PakhomovМне кажется, автор слишком усложнила задачу :) Редко бывает, что прям все хотят уехать из города/посёлка, все равно кто-то хочет там остаться или наоборот приехать. И по аудитории никогда не угадаешь — знаю пару семей, которые живут в однокомнатных квартирах (может не 32, а 36 или 40м) с двумя детьми. Я не знаю, как это им удаётся, но живут.4
  • 2022408Юлия, объективно Вам повезло, просто потому что во Владике цены на недвижку растут каждый год на 500 000р. и уже переплюнули питерские цены и приближаются к московским.2
  • Александр МордвинСтатья "Как я продала квартиру по сарафанному радио и теперь считаю себя крутым маркетологом, учитесь у меня". Все маркетинговые уловки, фотографии и прочие манипуляции оказались абсолютно пустой тратой времени, и, как правильно пишут комментирующие, многие приведённые советы люто бесят. Человек поиграл в маркетолога, покупателя нашла мама, профит! Вы прослушали историю успеха "мамкиного риэлтора".67
  • Mary KАвтор так долго описывала целевую аудиторию и т.д., думала, ну вот, сейчас увижу маркетинг в действии, а в итоге сарафанное радио, поэтому пункт 4 "понимание кому продаете" для меня выглядит странно. Что дало это понимание? Ведь купила не та ЦА, на которую рассчитывали.16
  • Елена Петрова2022408, а интересно, в чем причина такого роста цен на жилье во Владике?4
  • Konstantin NikolskiАлександра, скажите, пожалуйста, а почему вас интересовало основание приобретения квартиры? Может быть, я вообще не понимаю, о чём идёт речь, но какая разница покупателю, каким образом продавец приобрёл квартиру? И если она действительно есть, то какие основания считаются хорошими, а какие плохими?2
  • Konstantin NikolskiА мне вот интересно, как проведённый анализ целевой аудитории отразился на составлении объявления? В частности, что, по мнению автора, должно было привлечь внимание состоятельных мужчин, ищущих квартиру для встреч с любовницами?12
  • Анна ГероеваВ 2014м году я продавала квартиру в Серпуховском районе Подмосковья, в пгт Кирпичный завод, в 100 км от Москвы. Двухкомнатная квартира площадью 52 кв м ушла через три месяца после публикации первых объявлений, которые я давала на авито, клеила на столбах в Серпухове, на поселке, в Тульской и Калужской областях, а так же растяжку на окне, которое в итоге и выстрелило. Риэлторов не слушала: они говорили, что красная цена квартиры - 1,85 млн. Я продала ее Квартиру я продала на 300 тыс выше рынка. Ее купил дядька, который перевез в Подмосковье семью из Мурманска. Я знала, что квартира ему нужна (он одну уже купил в нашем же подъезде и теперь искал вторую для родителей), поэтому гнула свою линию и в итоге получила больше. Я не убирала в квартире, не ремонтировала ее, просто повесила объявления и обновляла их. Моя знакомая риэлторша сказала, что это особенно на стоимость не влияет. Теперь я участок продаю в этом же поселке. Надеюсь, все пройдет так же круто.4
  • Кирилл Костиковпричем тут маркетинг в статье я так и не допёр18
  • Счастливый человекЕкатерина, не совсем так, благодаря маркетинговым исследованиям и созданному кейсу на квартиру был поток клиентов, что дало понять автору, что цену снижать не стоит. Спрос есть, нужно ждать своего покупателя. А вообще, продажа квартиры это и правда дело случая. Мы продавали квартиру 3 раза, первый раз был 1 звонок за месяц. Мы закрыли объявление, решили не продавать, второй раз, через месяца три, вообще не было звонков. А еще через 3 месяца, первый звонок и сразу купили :)7
  • Евгений КосякинСуть статьи - как я составила объявление и продала в итоге через сарафанное радио. Остальное раздуто донельзя и разбавлено очевидными советами типа "фотография должна быть резкой и светлой". Резюме - реальный мусор, по недоразумению попавший в журнал. Хотя в последнее время ТЖ из кожи вон лезет, увеличивая количество публикаций без оглядки на качество. Раньше читаешь именно как журнал, раз в неделю и все статьи без исключения, а сейчас роешься в огромной куче, выискивая хороший материал12
  • Katerina NezgvrvaАлиса, «евроремонт» там написан в кавычках, и не приводится в качестве огромного плюса: автор даже упоминает, что выглядели кухня с ванной как в начале 2000-х.4
  • Анна БеляеваWhat, ахахах0
  • Konstantin NikolskiOlga, а зачем ваш друг делает ремонт, если его не устраивает унитаз? Почему бы просто не заменить его?3
  • Konstantin NikolskiEvgeniya, ещё бы ни странно! Отдавать свои деньги какому-то дармоеду, когда всё то же самое можно сделать самому.2
  • Кирилл ФединЕвгения, Вы такая наивная. Какой риэлтор даст Вам хоть какие-то гарантии? Ненавижу, млять, риэлторов.4
  • Ilia DenisovАлександр, Не прослушали, а прочитали.0
  • Ilia DenisovOlga, почему?0
  • Ilia DenisovMary, согласен. Правильнее было написать "Понимание, кому продаёте, МОЖЕТ стать решающим в совершении сделки". А не "...станет решающим в совершении сделки".2
  • Ilia DenisovЕвгений, напиши это редакторам и директору журнала - пусть задумаются.0
  • Кирилл ФединЕвгения, если включить мозг и сделать всё самому, а это совсем не сложно, то можно не звать риэлтора. И сэкономить весомые деньги. За что они берут деньги? За размещение рекламы на авито? За безграмотное составление ДКП?4
  • НеОнWhat, кто минусует? Я не в смысле что не оплачивал коммуналку! Я отдавал деньги на оплату услугу хозяйке вместе с деньгами за аренду2
  • DMAOlga, так евроремонт уже давно не считается современным, это термин начала 2000-х, все эти яркие цвета, арки вместо дверей вполне в том стиле2
  • Александр МордвинIlia, "Вы прослушали" - это клише, фразеологизм, советский мем. Используется для резюмирования. Очень органичен в политических анекдотах. Замене слов не подлежит - теряется экспрессивность.4
  • Александр МордвинЕкатерина, это был поток не клиентов, а поток тех, кому эта квартира не подходит и не по карману, а также конкурентов, интересующихся ценой и конкурентными свойствами её квартиры. Этот искуственно созданный поток дал автору ложное ощущение, что цену снижать не стоит. В общем, давайте отделять везение и маркетинг. Автору с продажей просто повезло. Такие квартиры (в посёлках по завышенной цене) годами не могут продать. Никакие отфотошопленные картинки не помогают, если есть подходящие квартиры дешевле, а они есть.4
  • ЮлияOlga, перед покупкой принято осматривать квартиру вживую и не по одному разу. А многие покупатели сразу меняют унитаз после покупки квартиры.1
  • Александра ФокинаKonstantin, только заметила Ваш комментарий. Очень большая разница. Идеально, взрослый не женатый/ не замужний человек без детей купил у застройщика. Если есть дети, возрастают риски, что человек купил квартиру с использованием мат.капитала и не выделил доли детям, тем самым нарушив их права, что может выльется в иск в суде. Тоже самое, если есть несовершеннолетние собственники. Приватизация, тут свои подводные камни. Если были несовершеннолетние, которых выписали за несколько месяцев до приватизации это нехорошо. Обязательно, чтобы не было прописанных на момент сделки, тк если есть прописанный, который отказался от приватизации, то его ни один суд не выпишет его, хоть десять собственников сменилось. Наследство. Вполне возможно, что есть ещё наследники, например которые даже не в курсе о смерти наследодателя. Опять риск суда. Дарственная. Смотря кто кому подарил. Если мама дочке или бабушка внучке то ок. Если чужой человек левому человеку, то стоит насторожиться. Вдруг бывший собственник сделал это по принуждению или он вообще глубоко больной человек? Основание приобретения квартиры смотреть обязательно!12
  • Konstantin NikolskiАлександра, спасибо за исчерпывающий ответ!1
  • Лана АмелькинаКогда я искала себе квартиру, прям бесили подобные объявления, потому что уют - это понятие очень растяжимое, с подобным "уютом" как на фотографиях я бы точно ничего покупать не стала. Написано, что в квартире есть все необходимое, при этом такой важный предмет как стиральная машина отсутствует. Плюсом указывается, что мебель остается, в то время как это жирный минус, мало кто захочет жить с мебелью, которая по виду старше тебя, придется самостоятельно осуществлять вывоз. Ну и вложения в балкон, фото которого нет - это еще тысяч на 100 как минимум... в общем, покупатели лоханулись по полной.... А по поводу правильных фотографий, вспомнила квартиру, где прожженое пятно на полу прикрыли паласом для фотографии, при личном просмотре естественно все стало видно. Обидно, что вот такие доморощенные маркетологи тратят время покупателей подобными приукрашиваниями.3