Этот текст написан в Сообществе. Бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
В семь лет мне диагностировали близорукость — −1 на обоих глазах. С тех пор каждый год офтальмолог выписывал очки на диоптрию выше.
В 13 лет мне сделали операцию — склеропластику, чтобы остановить падение зрения, но она не помогла. Я продолжала менять очки почти с той же периодичностью. Через девять лет после операции из-за высокой степени близорукости у меня случилось кровоизлияние в сетчатку левого глаза, после этого глаз частично ослеп.
Я мечтала о лазерной коррекции зрения, но врачи отказывали в операции из-за нерабочего глаза и тонкой роговицы.
В 2016 году в интернете я наткнулась на отзывы о московском хирурге, который корректировал близорукость с помощью факичных линз, и решила, что это мой шанс. В июле слетала в Москву на консультацию, а в октябре сделала операцию. Расскажу, как все было.
Что такое факичные линзы
Факичные линзы — это линзы для коррекции зрения, которые устанавливают внутрь глаза перед хрусталиком. Они преломляют лучи света так, чтобы изображение фокусировалось на сетчатке. Благодаря этому человек начинает хорошо видеть.
Чаще факичные линзы имплантируют при близорукости, но дальнозоркость и астигматизм с их помощью тоже корректируют. Метод рекомендуют молодым людям, которые хотят избавиться от очков и контактных линз, но не могут сделать лазерную коррекцию из-за тонкой роговицы или высокой степени нарушения зрения.
Как проходит операция. Операцию проводят под местной анестезией. Хирург делает маленький разрез в роговице и склере. Затем вводит через разрез факичную линзу.
В зависимости от типа линзы врач может установить ее в передней камере глаза, между роговицей и зрачком, либо в задней камере — между зрачком и хрусталиком. В конце вмешательства в глаз закапывают капли с антибиотиком и закрывают его защитной повязкой. Бывает, что на глаз также накладывают крошечные швы.
Манипуляции на одном глазе занимают 20 минут. Чаще линзу устанавливают сначала в один глаз, а спустя время, когда пациент восстановится, — в другой. Но в некоторых клиниках две операции проводят в один день.
Какого результата можно добиться. Результатами остаются довольны почти 95% пациентов. Большинство отмечают, что после операции видят так же хорошо, как до нее в контактных линзах. Но не все достигают идеальной остроты зрения.
Установленные линзы могут оказаться слабее или сильнее, чем нужно, потому что точно подобрать их оптическую силу сложно. В таком случае после операции человек может продолжить пользоваться очками или контактными линзами, но более слабыми, чем у него были раньше.
Если сила линз оказалась слишком далека от нужной, хирурги могут провести операцию по их замене. Повторное вмешательство также может потребоваться, если линза была неправильно подобрана по размеру, сместилась или спровоцировала осложнения.
Как я постепенно теряла зрение
Мне выписали очки в первом классе, в конце учебного года. Помню, как впервые шла в них школу и стеснялась себя.
«Эй, очкарик! А Иванова теперь очкарик!» — радостно проголосил пробегающий мимо одноклассник.
«Ну и что!» — огрызнулась я. А сама понимала, что уже ненавижу свои очки.
Каждый год зрение продолжало падать на диоптрию. В девять лет мне запретили смотреть телевизор дольше 15 минут в день, а с 11 лет стали отправлять в санатории для детей с нарушениями зрения. Там я делала упражнения для глаз и читала книги через линейку со стеклышками.
Еще каждые полгода с 11 до 14 лет меня клали в офтальмологическое отделение больницы. Лечили витаминами, глазными каплями и уколами. Самыми страшными были уколы. Сначала их делали под глаза, потом — в ягодицу и завершающий — в вену. Под глазами неизменно появлялись черно-фиолетовые синяки, которые ближе к выписке — спустя две недели — меняли цвет на желтый.
В 13 лет зрение упало то ли до −6, то ли до −7 диоптрий. Мне сделали операцию — склеропластику. Глазное яблоко укрепили изнутри, чтобы оно перестало менять форму. Только повзрослев, я узнала, что склеропластика не останавливает прогрессирование близорукости. Так же, как и уколы, упражнения и все другие манипуляции, которые со мной делали.
После операции зрение продолжило снижаться. Меня освободили от школьной физкультуры, запретили поднимать тяжести и наклоняться.
В 14 лет судьба мне улыбнулась: окулист посоветовала подобрать контактные линзы. Господи, это было невероятно! Я впервые шла по улице в линзах и видела каждый листочек на дереве. Видела лицо в зеркале без очков. От уверенности в себе у меня даже спина распрямилась. Наконец-то я сняла уродские очки!
Впрочем, счастье длилось недолго. Я носила линзы почти нон-стопом, и у меня постоянно воспалялись глаза. Несколько раз даже попадала в больницу с кератоконъюнктивитом. В итоге в 19 лет врачи запретили носить линзы. Но тогда у меня еще оставалась надежда на лазерную коррекцию.
Как у меня частично ослеп левый глаз
В какой-то момент к близорукости добавился астигматизм. В 20 лет мне впервые выписали рецепт на очки с астигматическими линзами. А в 2002 году, когда мне было 23, случилась новая неприятность.
К тому времени я окончила институт, училась в аспирантуре и преподавала. Одним субботним утром сидела на работе и смотрела, как студенты делают лабораторную. Вдруг поняла, что левый глаз видит необычно — как сквозь каплю дождя. Я посмотрела в ежедневник, закрыла правый глаз и увидела прямые линии на страницах искаженными.
«Странно как-то», — подумала я, но особенно переживать не стала. Решила, что после занятий проверю зрение у окулиста. Тогда я даже представить не могла, что мой глаз больше никогда не будет видеть, как раньше.
После рабочего дня зашла в ближайшую оптику. Врач провел осмотр и тут же сказал: «У вас кровоизлияние в сетчатку глаза, езжайте в больницу». В 2002 году у меня не было интернета, поэтому нагуглить, о чем идет речь, я не могла. Взяла в оптике рецепт на какие-то капли, а к врачу пошла через пару дней. Видела я по-прежнему как сквозь каплю воды.
Мне назначили лечение — глазные капли, инъекции витаминов и что-то еще — и сказали, что нужно укрепить сетчатку лазером, чтобы избежать ее отслойки и разрыва. В течение пары недель я сделала лазерную коагуляцию сетчатки в платной клинике.
Врачи неоднократно спрашивали, чем я занималась накануне, чтобы выяснить причину кровоизлияния. Но у меня не было ответа. Только спустя время я вспомнила, что за день до появления симптомов была в деревне у бабушки и наклонилась в подполье, чтобы достать ведро с картошкой. Видимо, в тот момент все и случилось.
После операции зрение на левом глазу оставалось искаженным. А через месяц или два вместо привычной капли воды я стала видеть серое пятно — мир в этой точке исчез. Когда я смотрела на человека только левым глазом, вместо лица видела пустоту — как будто часть изображения стерли ластиком.
Врачи ставили разные диагнозы: макулодистрофия, пятно Фукса, дистрофия сетчатки. Но сразу сказали, что потеря зрения необратима.
Сейчас мой диагноз звучит так: центральная хориоретинальная дистрофия сетчатки. Я вижу левым глазом только предметы по бокам, а по центру — слепое пятно. Живу так больше 20 лет, уже привыкла. Но иногда посматриваю в интернете, не научились ли врачи делать пересадку сетчатки. Пока не научились. Зато роговицу пересаживать уже умеют — это вселяет надежду.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендаций. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас
Как я решилась на имплантацию факичных линз
Впервые я спросила у врачей про лазерную коррекцию зрения, когда делала коагуляцию сетчатки. Мне ответили, что я могу об этом забыть: операция невозможна, потому что роговица на обоих глазах очень тонкая.
В последующие годы, когда в интернете появлялась реклама новых методов коррекции — суперласика, фемтоласика и прочих, — я снова обращалась за консультациями в разные клиники. Но каждый раз слышала один ответ: «Нет». Мне советовали дождаться старости и развития катаракты — тогда хирурги смогут заменить хрусталик искусственным с диоптриями. И добавляли, что в молодом возрасте такие операции не делают.
К 2009 году зрение на правом глазу упало до −8,5, а на левом — до −12,5. Проверка зрения у окулиста в то время проходила так. Врач подходил ко мне издали и по очереди показывал пальцы на руке — один, два, три. А я говорила, сколько вижу. Таблицу ШБМНК без очков я не видела вообще, а в очках в лучшем случае могла разглядеть верхние шесть строк.
В ЖЖ я прочитала историю девушки, которая скорректировала близорукость с помощью факичных линз. И подумала: «Может, мне тоже можно?» Съездила на консультацию в одну из известных клиник, но там отказали в операции из-за того, что левый глаз почти не видит. Мне сказали: «Люди живут без рук и ног, а вы в пространстве ориентируетесь — уже хорошо».
В 2007 году я родила первую дочь, в 2014 году — вторую. Из-за высокой степени миопии оба раза мне делали кесарево сечение. После родов я впервые осознала, насколько плохое зрение мешает жить. Без очков я не могла как следует рассмотреть ребенка. Помню, как ночами, когда слышала детский плач, сначала нашаривала рукой очки и только потом подходила к ребенку, чтобы переодеть его или покормить.
На работе тоже были проблемы. С 2003 года я работала инженером-экологом в нефтяной отрасли и ежегодно проходила медосмотры. Окулисты не хотели допускать меня к работе за компьютером — каждый раз приходилось уговаривать врачей смягчить заключение. И каждый раз, идя на осмотр, я боялась столкнуться с принципиальным врачом, который не поддастся на уговоры. Желание скорректировать зрение с помощью операции становилось все острее.
Я продолжала изучать разные офтальмологические форумы. Однажды в 2016 году наткнулась на отзывы об одном московском хирурге и его клинике. Не знаю почему, но решила, что это мой шанс. В июле полетела из Сургута в Москву на консультацию.
Когда могут отказать в установке факичных линз
Устанавливать факичные линзы разрешено после 21 года. В этом возрасте у большинства людей нарушения зрения перестают прогрессировать.
Решение о том, можно ли делать операцию, офтальмолог принимает после обследования. Противопоказаниями могут стать:
- неглубокая передняя камера глаза;
- снижение плотности эндотелиальных клеток роговицы ;
- зрачки неправильной формы;
- чрезмерное расширение зрачков в условиях низкой освещенности — до размеров, превышающих размеры факичной линзы;
- прогрессирующее нарушение зрения, из-за которого пациенту приходится менять очки или линзы каждые полгода-год;
- болезни, которые могут влиять на заживление ран, например сахарный диабет;
- воспаление сосудистой оболочки глаза в прошлом;
- наличие в прошлом каких-либо проблем в заднем сегменте глаза, например с сетчаткой глаза, или высокий риск таких проблем.
Также пациенту могут отказать в операции, если у него только один функциональный глаз.
Безопасность и эффективность некоторых факичных линз не изучалась у людей старше 45 лет, пациентов с глаукомой , глазной гипертензией, травмой глаза и у ранее перенесших операцию на глазах. В таких случаях врач принимает решение индивидуально, оценивая пользу и риск операции для пациента.
Первичная консультация и обследование
В клинике меня скрупулезно осмотрели — как никогда раньше. Проверили состояние сетчатки, определили плотность эндотелиальных клеток роговицы, оценили остроту, поля зрения, толщину роговицы и еще кучу параметров — всего не помню.
После обследования окулист заключил, что мою близорукость можно скорректировать с помощью факичных линз, но астигматизм останется. Если он будет мешать, в дальнейшем я смогу сделать докоррекцию лазером. Частичная слепота на левом глазу тоже никуда не денется, но за счет апгрейда правого глаза качество жизни значительно улучшится.
Я была на седьмом небе от счастья. Предстоящая операция не страшила: к тому времени я прочитала о ней в интернете все, что могла, и знала, что в отличие от лазерной коррекции установка факичных линз обратима. То есть если что-то пойдет не так, линзы можно будет извлечь.
Сразу после консультации я заплатила половину стоимости операции — 160 000 ₽. Линзы должны были подобрать под параметры моих глаз. Операцию назначили на октябрь — по стечению обстоятельств, в день моего рождения.
За несколько дней до операции я сдала в Сургуте анализы на ВИЧ, сифилис, гепатит и общий анализ крови. Потратила 3000 ₽.
Установка факичных линз
Меня предупредили, что после операции домой отпустят сразу, но еще несколько дней нужно будет приезжать к врачу на контрольные осмотры. На работе я взяла то ли отгул, то ли отпуск и арендовала в Москве квартиру на пять дней за 12 000 ₽.
В день операции внесла оставшийся платеж в клинике — 160 000 ₽. Меня снова осмотрели, посадили в очередь и накапали валерьянки, чтобы я не волновалась.
Операции в клинике были поставлены на поток — делали их очень быстро. Помню, что рядом со мной сидели люди из разных городов и стран. Был даже парень из Камеруна, с которым врачи разговаривали по-английски.
Когда подошла моя очередь, меня попросили надеть одноразовый халат, шапочку и тапочки. Потом пригласили в операционную.
В глаза закапали капли с анестетиком и установили расширители, чтобы я не могла моргнуть. В зале играла спокойная музыка, ассистенты подавали хирургу линзы и говорили, для какого они глаза и с какими диоптриями. Врач делал проколы в роговице и устанавливал линзы перед хрусталиком. На левый глаз мне установили линзу −12,5 диоптрии, на правый — −8,5.
Никаких неприятных ощущений во время операции не было. Дискомфорт доставляли только расширители на глазах. Я воспринимала все происходящее как подарок на день рождения и пребывала в легкой эйфории оттого, что наконец смогу видеть без очков.
Сразу после операции перед глазами была легкая пелена — я видела как сквозь туман. Час просидела в коридоре. Потом хирург проверил, как встали линзы. Мне выдали сумочку с каплями и защитными накладками для глаз и отпустили домой.
Восстановление
После операции я чувствовала себя хорошо, болезненных ощущений не было. Дома по схеме капала «Тобрадекс», «Броксинак» и «Докси-Хем». Смотреть телевизор или на экран смартфона я не могла: все казалось мутным.
На следующий день затуманенность зрения сохранялась. Но на контрольном осмотре в клинике я смогла увидеть три верхние строчки в таблице. Напомню, до операции не видела ни одной.
Постепенно туман в глазах рассеивался. Второй контрольный осмотр провели на второй день после операции, еще один — на пятый. На последней проверке правым глазом я прочла в таблице все 10 строк! Почувствовала себя счастливейшим человеком. Я ходила по улицам и видела все трещинки на асфальте, каждый листок на дереве и номера машин.
Чего ждать после операции
Сразу после операции глаз становится чувствительным к свету и может быть ощущение, что в него что-то попало. Зрение несколько дней остается затуманенным. У многих пациентов также краснеет белочная оболочка глаза, может возникать двоение в глазах или ореолы вокруг источников света. Обычно эти симптомы проходят в течение нескольких недель.
В течение 3—5 дней пациентам запрещают трогать и мыть глаз. Первые сутки нужно, не снимая, носить повязку — она защищает глаз от случайных прикосновений. На следующий день после операции врач снимет повязку, чтобы проверить зрение. В дальнейшем ее рекомендуют носить еще несколько дней круглосуточно или только ночью.
Для профилактики инфекционных осложнений назначают глазные капли с антибиотиками.
Зрение обычно стабилизируется через 2—4 недели после операции. Но полное заживление глаза занимаете около восьми недель. В течение этого времени нельзя наклоняться низко к полу, поднимать тяжести и заниматься физической активностью.
Как изменилось зрение спустя семь лет
После операции на обоих глазах сохранялся астигматизм −4 диоптрии. Полгода я носила очки, потом в Тюмени сделала лазерную коррекцию методом ФРК — тонкая роговица не помешала. Потратила 2500 ₽ на обследование и 14 500 ₽ на операцию. Сделала коррекцию только на правом глазу — левый оперировать было бессмысленно.
Где-то полгода зрение на правом глазу было 100%. Затем астигматизм вернулся, но с меньшими диоптриями — −1,5. На жизнь и работу это не влияло, поэтому еще несколько лет я продолжала ходить без очков.
С возрастом у меня развилась пресбиопия, по-другому — старческая дальнозоркость. Сейчас мне 44 года, на правом глазу у меня пресбиопия +1 и астигматизм −1,5. Ношу две пары очков: одни — чтобы смотреть вдаль, вторые — чтобы смотреть на экран компьютера или телефона. Но по сравнению с прежними −12 нынешние проблемы — это мелочи.
О проделанных операциях не жалею. Я получила новое качество жизни и зрение, которого не было раньше. Несмотря на то что я по-прежнему не вижу левым глазом, дискомфорта не испытываю. Правый глаз справляется на отлично — я не ощущаю, что он функционирует в одиночку.
Вот уже семь лет я могу плавать, бегать и заниматься в спортивном зале — врачи разрешают любые активности, кроме подъема штанги и тех, где есть риск получить прямой удар в глаз. Я перестала постоянно щуриться и приближать предметы к глазам, чтобы получше их рассмотреть. Еще оказалось, что я вовсе не такая уж невнимательная и рассеянная, какой себя всю жизнь считала, — просто у меня было плохое зрение.
После операций я каждый год прохожу осмотры у окулистов. Пару раз ездила для этого в московскую клинику, где делала операцию. Проверяю глазное дно, состояние сетчатки, слежу, не развивается ли катаракта. Периодически капаю увлажняющие капли, пью витамины. Во время осмотров окулисты не видят имплантированных в глаза линз и удивляются, когда узнают, что они есть.
Расходы
Обследование и операция в московской клинике стоили 329 500 ₽. Еще 27 000 ₽ ушло на дорогу и проживание. Часть расходов я вернула с помощью налогового вычета.
На коррекцию близорукости с помощью факичных линз я потратила 367 500 ₽
Статья расходов | Траты |
---|---|
Установка факичных линз на два глаза | 320 000 ₽ |
Перелеты из Сургута в Москву и обратно два раза | 23 000 ₽ |
Аренда квартиры в Москве на пять дней | 12 000 ₽ |
Первичная консультация и обследование | 9 500 ₽ |
Сдача лабораторных анализов перед операцией | 3 000 ₽ |
На коррекцию близорукости с помощью факичных линз я потратила 367 500 ₽
Статья расходов | Траты |
Установка факичных линз на два глаза | 320 000 ₽ |
Перелеты из Сургута в Москву и обратно два раза | 23 000 ₽ |
Аренда квартиры в Москве на пять дней | 12 000 ₽ |
Первичная консультация и обследование | 9 500 ₽ |
Сдача лабораторных анализов перед операцией | 3 000 ₽ |