«Чаще всего лекарства ребенку не нужны»: 10 важных вопросов педиатру Федору Катасонову
Поговорили с Федором Катасоновым — педиатром, автором книги «Федиатрия. Что делать, если у вас ребенок», выпущенной издательством Individuum.
Новое издание дополнено главами о том, как защититься от коронавируса и ВПЧ, как подступиться к телемедицине и подготовить ребенка и себя к путешествию.
Из интервью вы узнаете, что делать, если развитие ребенка не соответствует возрастной норме, как лечить детские простуды, когда давать антибиотики, чем опасен для детей COVID-19 и на что обратить внимание при выборе педиатра.
Что вы узнаете
- Что делать, если ребенок по каким-либо параметрам не соответствует возрастной норме?
- Что делать, если ребенок простыл?
- Чем и когда сбивать температуру у ребенка?
- Когда детям нужны антибиотики?
- Чем правильно обрабатывать детские ранки и ссадины?
- Когда детям действительно нельзя делать прививки?
- Какие осложнения коронавирусной инфекции у детей часто встречаются на практике? Как можно защитить ребенка от этой болезни?
- Как подготовиться к путешествию с ребенком?
- Работает ли в педиатрии телемедицина, в каких случаях можно заменить очный прием онлайн-консультацией?
- Как выбрать педиатра, на что обратить внимание?
Что делать, если ребенок по каким-либо параметрам не соответствует возрастной норме?
Норма — до определенного уровня условное понятие. Если мы говорим, что что-то норма, значит ли это, что все остальное — патология? Для врача это, скорее, означает, что ничего не надо дальше искать.
А вот вне нормы надо покопаться, чтобы понять, патология это или индивидуальные либо семейные особенности. Поэтому проверять соответствие ребенка нормам — это дело врача, а не родителя. Родителю цифры и графики мало что скажут — скорее, вызовут тревогу.
Если врач говорит, что ребенок вне какой-то нормы, имеет смысл проверить, как он это определил. Потому что для врача определение параметров — инструментальная задача. Есть номограммы — такие специальные графики, есть программы, которые это считают. Если пользоваться устаревшими узкими нормами, то очень многих здоровых детей можно отправить по диагностическому пути, который заберет ресурсы и ни к чему не приведет.
Для родителя косвенным, но немаловажным критерием должно служить общее благополучие ребенка. Если в целом все хорошо, а какой-то показатель выбивается, это, вероятно, личная особенность. Если, кроме отставания от нормы, есть очевидные проблемы, врач должен заняться этим пристальнее.
И еще важная вещь про норму. Если что-то проходит по верхней или нижней границе нормы, не надо пугаться и думать, что это путь в патологию. Все, что норма, — это норма, даже если это самый ее край.
Что делать, если ребенок простыл?
Наверное, если коротко, то главное — не паниковать. Простуда, или, скорее, респираторная инфекция, — самая частая болячка у детей. Это неприятно, ломает планы, иногда приносит сильный дискомфорт и переживания за ребенка, но это не страшно.
Вероятность развития осложнений исчисляется единицами и долями процента, да и те в большинстве случаев легко излечимы.
В целом ребенок выздоравливает сам, и наша задача — только обеспечить ему комфорт, восполнять жидкость, убрать мешающие симптомы, в том числе нередко — лихорадку.
- 8 и более
Чем и когда сбивать температуру у ребенка?
У детей применяют для этого всего два препарата: ибупрофен и парацетамол. Поводом для снижения служит плохое самочувствие — значения на термометре не так важны. Если лихорадка причиняет страдания, мы ее убираем.
Но при этом нет нужды добиваться нормальной температуры — добиваться надо улучшения самочувствия. Иногда температуру не получается сбить вообще. Чаще всего причина в неадекватной дозе лекарства, но бывает, что это особенность ребенка. Не нужно этого бояться, она снизится сама. А вот выпаивать очень надо: лихорадка обезвоживает.
Когда детям нужны антибиотики?
К сожалению, чрезмерное употребление антибиотиков — беда всего мира, но у нас в стране это популярный спорт. И это опасно не только развитием антибиотикоустойчивой флоры, от которой нет лечения. И не только аллергией или побочными действиями самих антибиотиков.
Есть другие непосредственные негативные эффекты. Например, по некоторым данным, риск воспалительного заболевания кишечника — а это крайне неприятные пожизненные проблемы с животом и иммунной системой — после курса антибиотиков растет почти на треть, а после пяти курсов антибиотиков — в 2—4 раза. У нас в стране полно детей, которые получили пять и больше курсов за свое маленькое детство.
Для назначения антибиотиков существуют четкие показания, которые надо выполнять. Простуда — это не показание. В диагнозе всегда должна быть отражена бактериальная природа заболевания. ОРВИ плюс антибиотик — это уже по определению порочная связка.
Чем правильно обрабатывать детские ранки и ссадины?
Раны и ссадины обрабатывать просто — промыть чистой проточной водой. Если рана глубокая, ее надо показать врачу. Он не только обработает ее и наложит стрипы или швы, но и проверит статус защиты от столбняка, а если ребенок не привит адекватно — проведет профилактику. Если рана получена от укуса животного — проведет профилактику бешенства.
Спиртовой йод, зеленка и перекись водорода — это устаревшие средства, сейчас есть антисептики получше. Но в целом с ними лучше не перебарщивать из-за той же растущей резистентности бактерий. Для детей я бы рекомендовал повидон-йод.
Лепить ли после обработки пластырь или повязку — зависит от глубины раны, но если можно этого не делать, ориентируйтесь на желания ребенка.
Когда детям действительно нельзя делать прививки?
Прививки совсем противопоказаны очень редко. Чаще всего — при тяжелых иммунных нарушениях. В большинстве случаев даже детей с тем или иным иммунодефицитом можно прививать неживыми вакцинами. Кроме того, прививки не делают детям с тяжелыми неврологическими заболеваниями, сопровождающимися плохо контролируемыми судорогами. В остальных случаях противопоказания к вакцинации временные.
Реакция на прививку непредсказуема, но бояться ее не стоит. У маленьких детей она бывает очень редко, у детей постарше чаще напоминает легкое недомогание, которое даже не дотягивает до того, чтобы пропустить школу.
Какие осложнения коронавирусной инфекции у детей часто встречаются на практике? Как можно защитить ребенка от этой болезни?
На практике осложнения после COVID-19 у детей бывают редко. Чаще всего это астенический синдром — слабость, низкая способность к обучению. Со временем он проходит.
Защитить ребенка можно только изоляцией или вакцинацией. С учетом изменений вируса, которые привели к более легкой картине болезни и более легкому заражению, изолировать детей довольно бессмысленно. А вот привить, как только позволит возраст, полезно: вероятность тяжелого течения, осложнений, госпитализации при этом сильно уменьшается. До того, как ребенка можно будет привить по возрасту, полезно привить всех его домочадцев.
Как подготовиться к путешествию с ребенком?
Никакой специальной подготовки нет. Постарайтесь проще относиться к этому. Вы берете ребенка, его вещи, транспорт, еду — и едете.
Любые транспортные хабы — это рассадники инфекций, поэтому совет простой: держаться подальше от людей и как можно меньше трогать окружающие предметы, причем и в зданиях, и в самом транспорте.
Работает ли в педиатрии телемедицина, в каких случаях можно заменить очный прием онлайн-консультацией?
Телемедицина работает хорошо, потому что проблемы у всех в основном общие. Но у нас в стране по закону нельзя дистанционно ни диагноз поставить, ни назначить лечение. Надо осмотреть ребенка очно, а потом уже консультировать онлайн.
На практике, конечно, и диагностика, и назначения вполне делаются онлайн, когда ситуация не вызывает сомнений.
Как выбрать педиатра, на что обратить внимание?
Сейчас педиатров выбирают или по рекомендации, или по лицу на сайте клиники. А дальше происходит контакт, когда становится понятно, подходит врач или нет.
Стоит обратить внимание на следующие признаки:
- любит ли врач детей — это большой плюс;
- хочет ли он назначить много исследований — детям они обычно не нужны;
- часто ли использует лекарства — в подавляющем большинстве случаев ребенку лекарства не нужны, если пропорция иная — это подозрительно.
Поспрашивайте, откуда педиатр берет информацию, понаблюдайте, насколько он убедителен, обратите внимание, охотно и подробно ли отвечает на вопросы во время приема.