Как ездить по трассе М1 «Беларусь»
Авто
55K
Фотография — ShevchenkoAndrey / iStock

Как ездить по трассе М1 «Беларусь»

Где проходит, сколько стоит проехать по платным участкам и как сэкономить
9
Аватар автора

Илья Кушнирук

съездил в Брест

Страница автора

Автомобильная дорога М1 «Беларусь» соединяет Москву и Брест.

Трасса начинается от Минского шоссе и ведет к границе с Республикой Беларусь, далее — до границы с Польшей в районе Бреста.

Длина российской части трассы — 456 км, белорусской — 611 км. Расстояние 720 км от Москвы до Минска можно проехать за 8—9 часов, а 1060 км до Бреста — за 13 часов.

В России дорога бесплатная, кроме одного участка — с 33 по 66 км. Весь белорусский участок платный. Но легковые автомобили с номерами стран ЕАЭС  , включая российские, по белорусской части М1 могут проехать бесплатно.

Расскажем, что такое трасса М1, где она проходит, сколько стоит проехать по ней и где можно отдохнуть и перекусить.

Как проходит трасса

В России М1 проходит по Московской и Смоленской областям сквозь небольшие города и населенные пункты. Прилегающие к трассе дороги ведут в Одинцово, Можайск, Гагарин, Вязьму, Смоленск.

В Беларуси трасса проходит по Витебской, Минской, Гродненской и Брестской областям. В Борисово, Минск, Барановичи, Кобрин и Брест можно попасть, если съехать с трассы на прилегающие дороги.

И до границы, и после нее у трассы одно название — М1
И до границы, и после нее у трассы одно название — М1

Где заехать и где выехать

Трасса начинается на пересечении Мкада и Можайского шоссе. Заехать на нее можно как с платного проспекта Багратиона, так и с бесплатного Можайского шоссе.

В Москве съехать и заехать на трассу М1 можно с бесплатных участков:

  1. На 55 км Мкада с внешней стороны.
  2. На 54 км Мкада с внутренней стороны.
  3. Напрямую с Можайского шоссе.

С платных участков на М1 можно съехать или заехать:

  1. На 57 км Мкада с внешней стороны.
  2. На 56 км Мкада с внутренней стороны.
  3. Напрямую с проспекта Багратиона.

В Минске. В Беларуси участок М1 с 340 по 388 км Мкада совместили с МКАД-2 — второй Минской кольцевой автодорогой. С нее можно съехать на дороги, ведущие в любой район Минска. Самый быстрый способ добраться до центра города — свернуть с МКАД-2 на Смиловичский тракт.

В Бресте вблизи аэропорта магистраль переходит в Северное полукольцо и Московское шоссе, которые ведут в город.

Как устроена трасса M1

На М1 есть светофоры, пешеходные переходы и бывают пробки. На дороге часто ведут ремонтные работы: меняют дорожное полотно и ставят заплатки на крупные ямы. Освещения на трассе вне населенных пунктов почти нет.

Количество полос. Практически на всей российской части трассы — по две полосы в каждую сторону, посередине — тросовое ограждение или барьеры. На участках в районе Одинцова и Голицына — от трех до пяти полос в каждую сторону, а на пунктах оплаты — по восемь. В Беларуси — по две полосы в каждую сторону, на развязках — три.

Скоростной режим. На российском платном участке ограничение скорости — до 110 км/ч, на бесплатных — 90 км/ч, в населенных пунктах — 60 км/ч. В Беларуси ограничение скорости — 120 км/ч для легковых авто и 100 км/ч для остальных видов транспорта.

В местах ремонта скорость ограничивают до 50 км/ч.

Освещение. На платном участке от Москвы до Кубинки освещение обеих сторон трассы установили на разделительной полосе между барьеров.

На бесплатном участке трассу освещают только в населенных пунктах, фонари стоят по обеим сторонам дороги на обочине. Если ехать вечером или ночью, на дороге будет темно — чтобы видеть дорогу и знаки, лучше включать дальний свет.

На белорусской части М1 освещение есть только на развязках и рядом с населенными пунктами — на обеих сторонах дороги. Иногда можно встретить световые указатели.

Камеры контроля скорости стоят на всем протяжении трассы через каждые 2—4 км, а в населенных пунктах даже чаще. На платном участке есть еще и камеры, которые следят за дорожной обстановкой.

На М1 в Беларуси камеры встречаются реже. Однако здесь они фиксируют превышение скорости на 10 км/ч, а не 20 км/ч, как в России.

Дорожные знаки и указатели на шоссе показывают места отдыха, ближайшие заправки, ограничения скорости и информируют о возможных опасностях.

На платных участках есть электронные табло, на них выводят ограничение скорости и предупреждения. На месте дорожных работ ставят и знаки, и световые указатели — их хорошо видно днем и ночью.

На белорусской части трассы дорожные знаки совмещают со световыми указателями.

Заправки на всем протяжении российского участка — через каждые 10—20 км. Самый протяженный участок без АЗС — 50 км между Гагариным и Вязьмой.

Если ехать в Беларусь, лучше заранее заправиться на выезде из Смоленска: вблизи границы топливо дороже.

На белорусском участке заправки расположены через каждые 20—30 км. Рядом с АЗС есть кафе и мотели, где можно полноценно поесть и отдохнуть.

Зарядные станции для электромобилей можно встретить в обеих странах — каждые 70—100 км дороги, не считая тех, что в крупных городах по пути.

Связь на всем протяжении российской части трассы достаточно устойчивая, но высокоскоростная сеть 4G местами переключается на 3G. Для навигатора и звонков такой скорости достаточно.

На территории Беларуси для абонентов российских операторов действует роуминг. Связь на территории страны устойчивая на всем протяжении магистрали, кроме участков, удаленных от населенных пунктов.

Пограничный контроль. Сотрудники российской погранслужбы выборочно останавливают и проверяют документы у водителей и пассажиров, которые пересекают границу в обоих направлениях. В выходные из-за этого на границе часто бывают пробки. Таможни нет — вещи доставать не нужно, хотя иногда просят открыть багажник.

Где отдохнуть и перекусить

Отдохнуть. На М1 есть минималистичные площадки для отдыха водителей-дальнобойщиков, а вблизи достопримечательностей — парковки с беседками и скамейками. На многих АЗС по пути туалеты, кафе и парковки.

Вдоль трассы несколько гостиниц, в которых можно переночевать:

  • на 225 км в сторону Москвы — гостиница «Балу» с бассейном, боулингом и кафе, двухместный номер стоит 2150 ₽ за ночь;
  • на 296 км из Москвы — гостиница Brothershotel.ru с сауной и рестораном, двухместный номер и завтрак обойдутся в 4670 ₽;
  • на 365 км в сторону Москвы — гостиничный комплекс «Залужье 365» с охраняемой парковкой и собственным кафе, двухместный номер с завтраком обойдется в 2690 ₽;
  • в Беларуси недалеко от границы — гостиница «М1» с казино, двухместный номер обойдется в 200 белорусских рублей, или 5560 ₽ за ночь;
  • на 391 км трассы М1 в сторону границы с Россией — гостиница «Сытый путник» с охраняемой парковкой и кафе, одноместный номер стоит 50 белорусских рублей, или 1400 ₽ за ночь.

Перекусить. Полноценно пообедать можно в кафе и ресторанах — вдоль всей трассы через каждые 10—15 км. Вот наиболее известные:

  • на 36 км трассы из Москвы — сетевое кафе «Помпончик» с блюдами русской кухни: супы, вареники, пельмени, салаты, пончики. Средний чек на одного человека — 600 ₽. Еще одно кафе этой сети есть на 86-м километре трассы в сторону Москвы;
  • на 231 км из Москвы — кафе «Аколица». В меню — шашлык, супы, горячие блюда и закуски. Средний чек — 800 ₽;
  • на 296 км из Москвы — ресторан «Леонид» на территории гостиничного комплекса. Средний чек — 900 ₽;
  • на 360 км по обеим сторонам — фуд-корт с домашней едой и фастфудом. Средний чек — 500 ₽.

Также на трассе есть сетевые кафе быстрого питания — «Стардог» и «Ростикс», а на белорусской части каждые 20—30 км — частные кафе с местной кухней. Средний чек за обед в таких заведениях — примерно 11 белорусских рублей, или 310 ₽.

На трассе много сетевых супермаркетов и продуктовых магазинов, автосервисов, шиномонтажей и магазинов автозапчастей.

Сколько стоит проехать по M1

Участок 33—66 км платный, проехать по нему на легковом автомобиле стоит 150 ₽. Остальная часть трассы М1 на территории РФ — бесплатная.

Проспект Багратиона. Проехать можно за 600 ₽, если оплачивать выставленный счет, 570 ₽ — если зарегистрировать госномер и оплатить заранее на сайте «Главная дорога», и 416 ₽, если платить транспондером.

Северный обход Одинцова платный, тариф зависит от дня недели, времени поездки и способа оплаты.

Например, с 01:00 до 05:00 в будние дни от Мкада до М1 можно проехать за 20 ₽, если платить наличными или картой, и за 2 ₽ — при оплате транспондером «Главная дорога». Днем в выходной это обойдется в 500 ₽ при оплате наличными или картой и 327 ₽ — транспондером.

Проехать по М1 на территории Республики Беларусь легковые автомобили с номерами стран ЕАЭС, в том числе с российскими, могут бесплатно.

Владельцам легковых машин с номерами других стран придется заплатить 0,04 €⁣ (4 ₽) за километр, водителям грузовиков тяжелее 3,5 т — от 0,101 €⁣ (10 ₽) до 0,152 €⁣ (15 ₽) за километр, независимо от страны регистрации. Узнать стоимость и проложить маршрут можно на сайте BelToll.

Страховой полис «Синяя карта». Российский полис ОСАГО действует только внутри страны. Чтобы застраховать гражданскую ответственность в Беларуси, российским водителям нужно оформить международный сертификат «Синяя карта» в офисе страховой компании или рядом с границей на АЗС и в магазинах. Срок действия — от 15 дней до года. Тарифы на «Синюю карту» можно посмотреть на сайте РСА  , например полис для легкового автомобиля на 15 дней обойдется в 990 ₽.

Программы лояльности и скидки. По программе лояльности T-Pass на каждом пункте оплаты и за каждые 50 км пути начисляют по 100 баллов. За них можно купить скидку на следующие поездки.

У транспондера «Главная дорога» программы лояльности нет, но можно получить скидку до 90% на проезд по Северному обходу Одинцова.

Скидок на проезд по М1 в Беларуси нет.

Как оплатить проезд по M1

Участок 33—66 км можно оплатить на ПВП наличными, банковской картой или транспондером. Стоимость фиксированная и не зависит от дня недели, времени и способа оплаты.

Проспект Багратиона. Здесь установлена безбарьерная система «Свободный поток» — без шлагбаумов и ПВП. Если в машине транспондер, сумма спишется с его счета, когда машина будет проезжать под считывающей рамкой.

Если транспондера нет, оплатить можно через сайт «Главная дорога» до поездки или в течение пяти дней после нее, через мобильное приложение или личный кабинет на сайте «Главная дорога», с помощью мобильного приложения «Парковки России», через сервис «Яндекс Заправки», а также на официальном портале мэра и правительства Москвы и через личные кабинеты банков.

Северный обход Одинцова. Можно оплатить на ПВП наличными, банковской картой или транспондером. Для этой трассы «родной» транспондер — «Главная дорога», с ним проезд дешевле. Скидок для владельцев других транспондеров нет.

М1 на территории Республики Беларусь. Здесь безбарьерная система оплаты. Надо заключить договор в пункте обслуживания и получить местный транспондер. Он бесплатный, но нужно пополнить счет минимум на 25 € в белорусских рублях и внести залог в 50 € — его вернут, когда водитель сдаст устройство. Оплатить можно наличными, банковскими картами Visa, MasterCard, «Белкарт», «Mир» или топливными картами «Белоруснефть», Berlio, E100.

Рассчитать стоимость и зарегистрироваться в системе можно на сайте BelToll.

Что будет, если не заплатить

На участке 33—66 км есть ПВП со шлагбаумом, поэтому въехать бесплатно не получится. На ПВП стоят камеры, так что, если умышленно сбить шлагбаум автомобилем или повредить его, пытаясь поднять вручную, ответственность будет уголовной  . За это водителю грозит штраф 40 000 ₽ или лишение свободы на срок до 2 лет.

Если водитель случайно зацепит шлагбаум автомобилем, повредит его и уедет, могут лишить прав на 1—1,5 года или назначить административный арест на срок до 15 суток за то, что он покинул место ДТП  .

Нанесенный ущерб придется возместить в любом случае. Оператор дороги также может передать данные автомобиля в Ространснадзор, который выпишет штраф за неоплаченный проезд — 1500 ₽, если машина легковая, и 5000 ₽, если грузовая  .

На проспекте Багратиона — безбарьерная система, въехать сюда можно без оплаты. Система считает госномер автомобиля и выпишет счет, который нужно оплатить на сайте оператора в течение 5 дней  .

Если не оплатить счет в отведенный срок, оператор дороги передаст данные в Ространснадзор. Водителя легкового автомобиля оштрафуют на 1500 ₽, грузового — на 5000 ₽  .

Если оплатить проезд в течение 20 дней с момента, когда выписали штраф, его аннулируют  . Не успеете — придется заплатить и штраф, и за проезд. Уложиться надо в 60 дней  . Иначе через суд назначат еще один штраф — вдвое больше первого  .

На М1 в Республике Беларусь. Сейчас Россия и Республика Беларусь обмениваются информацией о водителях, нарушающих ПДД. Если, например, водитель автомобиля, зарегистрированного в России, превысит скорость в Беларуси и это зафиксирует автоматическая камера, ему по почте придет штраф.

Если проехать по белорусской части М1 и не заплатить, на границе Республики Беларусь придется заплатить штраф — 100 €⁣ (10 397 ₽) для легковых автомобилей  и до 260 €⁣ (20 794 ₽) для грузовых.

Запомнить

  1. В России трасса М1 бесплатная, за исключением участка с 33 по 66 км. В Республике Беларусь трасса полностью платная, но легковых автомобилей с номерами РФ это не касается.
  2. На трассу можно заехать через бесплатное Можайское шоссе и через платные участки — проспект Багратиона и Северный обход Одинцова.
  3. Ограничение скорости на бесплатном участке — 90 км/ч, по территории Беларуси — 120 км/ч для легковых и 100 км/ч для остальных автомобилей.
  4. Выезжать на трассу через Северный обход Одинцова выгоднее ночью и с транспондером «Главная дорога».
  5. На трассе много АЗС, но перед выездом из Смоленска лучше заправиться: на границе топливо дороже.
  6. На трассе много ремонтных работ и слабое освещение — ночью лучше ехать с дальним светом.
  7. В Беларуси нештрафуемый порог превышения скорости — 10 км/ч.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Илья КушнирукЕздили по М1 в Беларусь? Расскажите о своем опыте:
  • Klimovickiy DaniilЕздили на последней неделе сентября до Минска, потом до Бреста и обратно. Покрытие везде хорошее, ям нигде нет ни у нас, ни в Белоруссии. Ехать очень комфортно. Много заправок, есть где перекусить и отдохнуть. В Белоруссии машин на дороге мало, особенно между Минском и Брестом. Легковые машины на границе не стоят, проверяют быстро только паспорта. То, что рисуют Яндекс карты - это длинная пробка из фур, для легковых одна отдельная полоса в Минск, а в Россию - 2 полосы для легковых и 2 для фур.5
  • Иван НауменкоДополню: недалеко от Гагарина, на стороне полосы движения "в Москву" есть замечательное кафе "Поехали есть блины!". Цены не самые низкие, но порции огромные. Ориентир - заправка Роснефть после поворота на село Темкино.2
  • ВикторБорисово у автора дома находится. Ограничения скорости 120км/ч в Беларуси не везде. Есть и 70. И 100. С дальним светом ещдят лица нетрадиционной ориентации. М1 не проходит через смоленск, потому и выезжать из него не надо. Ну и грин кард - это не синяя карта.. Это то, что глаз режет1
  • glavbukhНа погранпереходе документы - ПАСПОРТ - проверяют у ВСЕХ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВ без исключения в обе стороны, открыть багажник предлагают выборочно.1
  • Николай ЧичкаловВсе хорошо, все четко, как и описано, Николай.0
  • Александр.К.Поездка в октябре 2024, Барановичи, Брест, Жерновичи....порядок во всём и везде. Культура на дороге просто поражает, в России такого нет, соблюдают все и всегда. Чистота и порядок на трассе и в населённых пунктах! От поездки только положительные эмоции!1
  • Джокондаglavbukh, это после сентября 22-го стали0
  • user5903276Каждый год езжу в Белоруссию из Рязани. В прошлые годы самый проблемный участок был от М5 до М1 то есть по 107 на котором можно было простоять и 3 и 4 часа. Теперь эта Болячки снята, есть ЦКАД, платный участок, но удобный и быстрый. Участок М1 от 33 до 66 км. платная, но есть альтернатива. Хочешь ехать с комфортом, без бросок и светофоров, на скорости, обеспечивающей твою безопасность, с верни на Платную, заплати 150 рублей. Далее начинается "Геморой" до границы с Белоруссией. Детектор не замолкает всю дорогу, предупреждая о камерах и ограничениях на дороге. Устаешь очень сильно. В Смоленской области ещё не отошли от пережитков прошлого. Практически всю дорогу Детектор орет, что бы снижали "Среднюю скорость", за которую Кодексом об АП не предусмотрен штраф. Пугают водителей. Весь этот Кашмир заканчивается на границе с Белоруссией. По Белорусскому участку М1 ехать одно удовольствие. Без нарушений скоростного режима 129 км. час на крутые. Либо нарушить и разогнаться поболее разрешённых 120. От границы до Минска всего ШЕСТЬ камер, о которых Радар-детектор предупреждает заранее. Получить штраф практически невозможно если осталось серое вещество в голове. Согласен с автором, что мест отдыха и АЗС достаточно по всей трассе, можно не волноваться. Заправить своего Коня лучше не перед Смоленском, а на границе на заправках Лукойл или перед ними есть Тебойл. Топливо тоже самое, но цены на много ниже, очередей нет. Да и в Белоруссии достаточно заправок, цены чуть выше на Рубль или 2 рубля, но качеством топлива не огорчить. Расход будет меньше, экономия больше. Ну ещё хочется сказать об Отличном месте для отдыха в дороге, особенно, если собираетесь переночевать по пути в Брест или Европу. Сразу после Минска по М1, недалеко от Дзержинска на 319+800 км трассы имеется отличный комплекс "Веста", в котором можно и хорошо покушать, и заправить своего " Коня", и переночевать, и просто отдохнуть с рыбалкой на озере и насладиться природой и гостеприимством Белоруссии. Остановка обойдется не дешево, как в придорожном кафе, но она этого стоит. Не пожалеете. Рекомендую.0
  • ТанюшаПроезд 170 руб на платном участке с 33 по 66 км. А карта давно стала синей? Всегда зелёная была0