Мальчикам — роботы, девочкам — куклы: почему я считаю гендерное разделение игрушек глупым
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Если в поисковик ввести запрос «игрушки для девочек» и перейти в раздел с картинками, то монитор заполнит розовая пелена преимущественно пластиковых, бессмысленных игрушек. Проверьте. Откуда появилось это гендерное разделение и правильно ли дарить детям игрушки относительно их пола. Давайте разбираться.
Гендерные стереотипы
В обществе присутствуют гендерные стереотипы, которые влияют на наше восприятие: например, что мальчикам легче реализоваться в технических профессиях, а девочкам в гуманитарных науках. Уже в раннем детстве мальчикам дарят игрушечные машинки, а девочкам — розовые куклы. В школах на уроках труда девочкам предлагают шить, а мальчики занимаются столярными работами. Девочки идут в гимнастику, а мальчики на футбол. Мальчики не должны плакать, а девочки должны уметь готовить.
Такие практики основаны на гендерных стереотипах и ограничивают возможности развития и самовыражения детей. Они мешают достижению равноправия и созданию инклюзивной среды, где каждый ребенок может развиваться в соответствии со своими интересами и способностями, независимо от своего пола.
Как розовый стал девчачьим цветом и почему игрушки делятся по полу
В прошлом гендерные стереотипы не оказывали такого сильного влияния на детскую одежду и игрушки. Всё изменилось в конце 80-х, когда в пренатальной диагностике появлялась возможность узнать пол ребенка. Маркетологи поняли, что это можно использовать для продажи товаров, и начали делить их по полу и цвету.
Восприятие розового цвета как «девчачьего» и его ассоциация с женским полом имеет относительно недавнее происхождение. Существовали периоды и культуры, где розовый воспринимался как мужской или нейтральный цвет, а голубой — как женский цвет.
В конце XIX и начале XX века произошли изменения в представлении о цветовых предпочтениях для детей, и розовый стал все более ассоциироваться с женщинами и девочками. Однако это было скорее субъективным восприятием и не имело никакой научной или объективной основы.
В середине XX века, рекламные и маркетинговые кампании начали активно использовать гендерные стереотипы, чтобы продвигать товары для детей. Это включало присвоение розового цвета девочкам и голубого — мальчикам. Такие представления были подкреплены и укреплены со временем, и розовый стал широко применяться как «женский» цвет.
История игрушек: как у игрушки появился и исчез пол
Первые куклы появились в XX веке до нашей эры. В то время они использовались для религиозных обрядов: изображали богов и мифических существ. Изготавливали их из натуральных материалов, таких как дерево, глина и даже слоновая кость.
С течением времени и сменой эпох смысл и внешний вид игрушек значительно изменились. Например, в эпоху Рококо в Европе кукла стала символом роскоши. Она изготавливалась из воска, ее наряды создавались из самых дорогих тканей, а волосы — из натуральных волос. Каждую такую куклу делали вручную и, конечно же, стоила она немалых денег. Такие куклы были неотъемлемым подарком при королевском дворе. Те, кто не мог себе позволить такую роскошь — использовали тряпичные и соломенные куклы, сделанные из подручных материалов.
Куклы в те времена были преимущественно игрушками для девочек, а мальчики с детства предпочитали играть с оружием. Они мечтали о деревянных мечах, ножах и луках, становясь будущими непобедимыми рыцарями. Машин и тракторов тогда еще не существовало, как и понятие «детство», каким мы его знаем сегодня.
Конструктор
Один из первых в мире конструкторов является Анкер (Anker), который был создан в 1880 году немецкими инженерами, братьями Отто и Густавом Лилиенталь. Они были известны как пионеры авиации, но также проявили интерес к созданию игрушек, которые развивали инженерные навыки и творческое мышление у детей.
Конструктор Анкер состоял из набора кирпичиков, сделанных из смеси кварцевого песка, мела и льняного масла. Эти кирпичики можно было соединять между собой, чтобы создавать различные модели зданий и конструкций. Конструктор Анкер был популярен благодаря своей прочности и простоте использования, а также возможности создавать разнообразные модели.
В 1901 году, британец Фрэнк Хорнби выпускает первый металлический конструктор, чтобы помочь мальчикам осваивать мир механики. Это был настоящий прорыв в игрушечной индустрии. А сам Хорнби очень быстро стал миллионером.
В 1932 году у металлического конструктора появился конкурент. Датский плотник по имени Оле Кирк Кристиансен основал в небольшом городе Биллунде свою компанию Lego. Первоначально Лего производила различные изделия из дерева, включая игрушечные лошадки и гусенички. Однако в 1947 году компания начала изготавливать пластиковые игрушки, а в 1949 году представила свой первый конструктор из пластиковых блоков, известный как «Автоматические блоки Лего». Пластиковые кубики не вписывались в концепцию послевоенной идеи среди педагогов о том, что игрушки должны развивать ребёнка, а также изготавливаться из натуральных материалов. Тогда компания изменила маркетинговый подход и стала позиционировать пластмассовые кубики, как долговечный материал, который достанется по наследству младшим детям. А также, что Лего подходит для детей любого возраста, развивает умение решать сложные задачки и занимает детей на долгое время, пока родители могут спокойно отдыхать.
В 2000 году, преодолев волну критики, компания выпускает серию для девочек. Наборы преимущественно из розовых кубиков, из которых можно собрать кухню, салон красоты, башню принцессы. В 2021 году компания Lego объявила о работе по устранению гендерных стереотипов в своих детских наборах после проведения глобального исследования. Результаты исследования подтвердили отрицательное влияние «вредных гендерных установок» на жизнь детей и взрослых.
Кукла Барби, не плачь
Кукла Барби появилась в 1959 году и стала одной из самых популярных игрушек в мире. Она была создана американской компанией Mattel и стала символом моды, красоты и женственности.
Высокая, стройная женщина с длинными ногами, длинными волосами и идеальными пропорциями. Она обладала широким выбором нарядов, аксессуаров и игровых наборов, что позволяло девочкам создавать разнообразные сценарии игры и воплощать свои фантазии. Правда ограничивались они гендерными стереотипами о женском предназначении.
Она была представлена в роли модницы, актрисы, принцессы, но редко встречалась в образах, связанных с научными или техническими профессиями. Это поддерживало представление, что женщины должны стремиться к внешней привлекательности и ролевым функциям, а не к активной карьере или достижениям в других сферах.
Критики обращали внимание на несоответствие внешнего вида куклы реальным женским телам, что способствовало развитию комплексов неполноценности у девочек, которые стремятся соответствовать идеализированному образу куклы.
В ответ на критику, компания Mattel предприняла ряд шагов для изменения образа куклы Барби. В 1960-х годах компания запускает сразу несколько обновлений в Барби: появляется первая чернокожая подруга, а также серия кукол, связанная с научными и профессиональными областями. Теперь Барби может стать пилотом, космонавтов и даже президентом.
После 2000-х появились разнообразные модели кукол с различными внешними чертами, телосложением, цветом кожи и текстурой волос. Правда на Mettel всё равно обрушилась критика: одни упрекали компанию в меркантильности, другим не понравилось слово curvy в описании куклы размером XL, а третьи всё ещё ждут Кена с пивным пузом.
Выводы
Гендерное воспитание имеет свои плюсы и минусы. Важно найти баланс и учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка, создавать пространство для их саморазвития и поддерживать равноправие в обществе.
В исследовании «Влияния построения блоков и настольных игр на пространственные способности» показывают, что игры с конструктором развивают абстрактного мышление, которое является основой для математических концепций. Это разрушает стереотип про то, что мальчикам легче даются технические специальности. Девочки просто меньше играют в конструктор.
А вот в исследовании «Изучение преимуществ игры в куклы с помощью методов нейробиологии» показали, как во время обычной игры в куклы активируются определенные области мозга, связанные с обработкой социальной информации и эмпатией. А следовательно игры в «дочки-матери» помогают лучше адаптироваться в социальной среде, выстраивать коммуникацию и проявлять заботу по отношению к другим людям.
Это не значит, что девочкам надо дарить конструктор, а мальчиком — куклы. Ребенок сам может выбрать любую игрушку, а родителям стоит поддерживать ребенка и отказаться от гендерного разделения игрушек.