Киноклуб
16K

«Моя любимая экра­низация»: 5 причин пересмотреть сери­ал «Мастер и Марга­рита» 2005 года

Аргументы читателей

28
«Моя любимая экра­низация»: 5 причин пересмотреть сери­ал «Мастер и Марга­рита» 2005 года

В российских кинотеатрах вышел фильм «Мастер и Маргарита» — новая экранизация романа Булгакова.

Не все зрители оценили вольную авторскую трактовку режиссера Михаила Локшина. Одним не понравился актерский состав, других расстроили расхождения с первоисточником.

Для многих читателей Тинькофф Журнала лучшей киноадаптацией романа все еще остается сериал Владимира Бортко. Собрали причины пересмотреть экранизацию 2005 года.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Причина № 1

👍 Идеальный актерский состав

Главный герой романа Булгакова — поэт Бездомный. Только он проходит стадии личностной трансформации: внутренний импульс, шаг в неизвестное, испытание, подарок силы и новая жизнь. Сериал Бортко поэтому так хорош — из-за игры Галкина. Лучшего поэта Бездомного не было.


С Олегом Басилашвили, Александром Абдуловым и многими другими хорошими актерами из мини-сериала 2005 года у меня теперь ассоциируются герои романа.


Мне очень нравится экранизация Бортко. Смотрела в 2005 году, пересматривала пару лет назад. Уверена, что через несколько лет захочу пересмотреть снова.

Наверное, все дело в первом впечатлении. Экранизация вышла, когда я училась в школе, на уроках литературы мы как раз проходили этот роман. До этого я у Булгакова читала не так уж много: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Морфий», еще какие-то рассказы. А тут такой романище.

В моем тогдашнем представлении книга очень совпала с экранизацией — удачный каст, какая-то атмосфера общая, тональность кадров. Особенно был хорош Басилашвили в роли Воланда, а также Коровьев-Фагот и, конечно же, Маргарита. Почему-то не сразу зашел актер, который играл Мастера. Наверное, я как-то по-другому его представляла, но за несколько серий и к его образу я привыкла.


В сериале Бортко отличный каст, актеры сыграли просто восхитительно, Абдулов-Коровьев — мой любимчик. Сценарий бережно сохранил вот этот дух книги. Саундтрек шикарнейший. Пересматривала уже не раз сериал.


Блестящий актерский состав, и мне кажется, что Анна Ковальчук лучше всех подошла на роль Маргариты. Читая впервые роман, я ее себе такой и представляла.

Причина № 2

🧹 Верный образ Маргариты

В фильме 2024 года культ зла, темных сил, людских пороков. Маргарита в сериале режиссера Бортко говорит, что стала ведьмой от горя. А в новой экранизации Маргарита много раз повторяет: «Я ведьма», — гордится этим, заявляет об этом как о своем достоинстве. Впрочем, и о том, что она любовница, говорит также смело, гордо, не стыдясь этого. Маргарита у Бортко с короной, как терновый венец, в туфлях и кольчуге, которые стирают всю кожу до крови, как и у Иешуа при Понтии Пилате.

Причина № 3

📖 Следование первоисточнику

В сериале Бортко все сошлось: и актеры, и музыка. Все дело в восприятии, когда сравниваешь фильм и книгу. Мои ощущения и восприятие книги совпали со взглядом режиссера в этом случае, что редкость.


Сцены с Пилатом, в Варьете, да даже с самим Берлиозом на Патриарших… В сериале более полное раскрытие сюжетных линий. Смотрим периодически до сих пор, уже с детьми.

Причина № 4

🎶 Великолепная музыка

Сериал — просто шедевр, скрепленный гениальной музыкой Корнелюка! И именно музыка делает его особенным. Как извечный спор дилетантов, что в песне главное — музыка или текст. А тут и музыка, и гениальные артисты — все без исключения.


Музыка Игоря Корнелюка — просто космос, слушаю ее очень часто и поражаюсь, как мог автор легкомысленного «Билета на балет» сочинить такие бессмертные, на мой взгляд, музыкальные композиции.

Нравятся абсолютно все актеры, кроме кота Бегемота, причем и в кошачьем, и в человеческом обличии. Не зашел, увы, хотя в книге это мой любимейший и обаятельнейший персонаж. Басилашвили немного не вписался по возрасту, но тем не менее сыграл на все 146%. Атмосфера тех лет, цвет, настроение — все в точку. Любимая вещь навсегда!

Причина № 5

🕰️ Точное отражение 1930-х

Когда пересматривала сериал пару лет назад, обратила внимание на тему репрессий, которая идет через роман. В школьные годы это было для меня не так очевидно. Там даже документальные кадры есть вроде отрывка выступления Ульриха, если не ошибаюсь.

Экранизацию каких русских романов вы считаете удачной?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

+1

06.02, 10:01

Отредактировано

МиМ - наверное, любимая книга вообще. Сейчас будет, видимо, непопулярное мнение, но мне не нравится сериал. И основная причина - почти повсеместный мискаст.

Начиная с Воланда. Ну камон, какой Басилашвили?! Если правильно помню, на момент съемок ему было 70 лет. Натуральный дед, седовласый к тому же. По книге Воланду на вид около сорока лет. При всем местами скрупулезном подходе Бортко к сюжетным мелочам, тут аж 30 лет разницы и тотальное несовпадение образа.

То же самое и по Пилату. Прямо его возраст на момент описанных событий тоже не указан, но по вычислениям знатоков ему также должно быть около сорока. Но в сериале опять дед! К тому же, который, кажется, даже говорит с трудом.

Свита Воланда тоже вызывает вопросы (кроме, может быть, Бегемота). Коровьев всегда представлялся иначе, более подвижным что ли. Первоисточник: "гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно". Ну никак не грузный Абдулов! Филиппенко также не похож на Азазелло по описанию - виделся помоложе, в несколько раз упоминаются огненно рыжие волосы.

Также есть вопросы и по Мастеру - абсолютно невнятная невыразительная внешность (это не только мое мнение, на днях обсуждали в компании), но это еще как-то могу объяснить сюжетом. При этом Коровьев, Пилат и Воланд из нового фильма наоборот понравились. Пилат вполне себе волевой (и помоложе), Коровьев переполнен ужимками и откровенным клоунизмом, но суть передана верно, даже скрипучий голос. Отчасти могу объяснить такую импозантность ограничениями хронометража - большинство второстепенных героев показаны вскользь, просто потому что их нельзя было не показать. Немецкий Воланд офигенный - инфернальный, холодный, все как положено.

Единственные к кому нет претензий в сериале: Маргарита и, как ни странно, Безруков в роли Иешуа - при всей его неоднозначности, в этой роли он вполне себе органичен.

Конечно, это частное субъективное мнение (другого тут и быть не может, в принципе). Считаю, что идеальные экранизации - чрезвычайно редкая вещь, буквально единицы. И здесь, увы, не тот случай. К слову, это применимо и для нового фильма. Его вообще нельзя называть "экранизацией" - это больше фантазия по мотивам. Но в целом, фильм, скорее, понравился, чем нет. Но это тема отдельной многотредной дискуссии, конечно)

30
Герой реалити

06.02, 10:24

Creep, да, про возрастных персонажей согласна на 150%, и они как-то нарочито театрально играли, будто в постановка БДТ, а не сериал.
Мне дуэт Галибина и Ковальчук показался каким-то холодным, у них горе и опустошение видно хорошо, а влюбленности и страсти - нет. Будто их по разнарядке из исполкома свели вместе, "судьба" и все.
Мне больше всех запомнился Адабашьян-Берлиоз и разные третьестепенные персонажи из Варьете.
Спецэффекты в сериале только ленивый не пнул, но саундтрек запоминался.

16

Creep, вы не один. Тоже совершенно не впечатляет сериал. Не понимаю этого ореола обожания вокруг него.

13

Creep, почти согласна. Но Абдулов и Филиппенко мне понравились в этих образах. Когда читала книгу, а было это много лет назад, именно Филиппенко и представляла в образе Коровьева. Но и Азазелло тоже получился у него неплохо. Бегемот - нет. Это более изящный персонаж. А вот Галибин в роли Мастера... Ну вообще нет. От сериала не в восторге. Ничего шедеврального в нем не вижу. Фильм Кары понравился больше. А новую версию "по мотивам" еще не смотрела. Вообще, вы правы. У каждого свой взгляд и свое мнение. Было приятно найти здесь единомышленников.))

2

Creep, согласен, для меня из постановок ближе всего фильм Кары

2
0
Герой

+1

06.02, 10:29

Одна из любимых экранизаций - Золотой телёнок с Юрским в роли Бендера. Смотрел много раз, знаю чуть ли не наизусть. Бытует мнение, что в этой экранизации присутствует некий дисбаланс в сторону драматизма, но по мне так самое оно: никогда не воспринимал данное произведение каким-то шуточным произведением - драма и есть, просто упакованная в привлекательную обёртку. Юрский шикарный, рыцарь печального образа "в поисках десятки". Балаганов, Паниковский, Корейко Александр Иваныч - все замечательные. Да что говорить: даже эпизодический зиц-председатель, и тот сразу запоминается. Из тех черно-белых фильмов, которые так отталкивают молодежь, но которые так западают в душу.

15

Creep, плюсану. Юрский великолепен, особенно на фоне дешевого и провального сериала 2005 г с Меньшиковым и усатым дядей из Кухни. Вообще не ожидал, что Меньшиков может не потянуть, но вот...

6
0

Экранизацию каких русских романов вы считаете удачной?
Собачье сердце
Записки юного врача с Рэдклиффом

8

Anton, 12 стульев с Гомиашвили

10

Ник, Арчил - лучший образ Бендера.
Это как Ливанов - Шерлок.

4

Anton, ага, хотя Гомиашвили по возрасту книжному Бендеру не соответствовал. Но Миронов превратил экранизацию в клоунаду, а Юрский...ну, Юрский вообще-то ОК.

3

Ник, возраст это лишь биология.
Важен образ и дух.

2

Anton, вспомнил цитату из очень страшного кино:

- Иногда кажется, что мы в кино каком-то
- Да не, исключено
- Почему?
- Были бы мы в кино - нас бы, школьников, тридцатилетние актеры играли :)

4

Ник, на оранжевом ютубе 35-летние тёти с успехом отыгрывают 20-летних девочек.

0
0

Я бы написал "Собачье сердце", но это не роман, а повесть, и не русская, а советская (хотя, я не уверен, что сейчас такое деление признают). Поэтому, пожалуй, "Война и мир" Бондарчука, и, возможно, "Идиот" Бортко. Кстати, неплохой, с моей точки зрения, сериал "Белая гвардия" по тому же Булгакову от Снежкина. А что касается похвал "Мастеру и Маргарите" Бортко, то я не соглашусь. Явная нехватка финансирования (один Бегемот в образе кота чего стоит - обнять и плакать), с моей точки зрения, как раз неудачный кастинг на роли Воланда и Пилата, а это - ключевые персонажи. Басилашвили и Лавров - гениальные актёры, но возраст абсолютно не соответствует, они уже просто старенькие. Тому же Пилату должно быть около 40 - 50 лет (я про роман, а не про исторические факты), это крепкий дядька, а не дедушка Лавров. А вот герои второго плана или те же Бездомный, Коровьев, Мастер и Маргарита понравились. То же "Собачье сердце" Бортко снял гениально, а тут просто неплохо.

6
0

Доктор Живаго с Хаматовой и Меньшиковым

2
0

Идиот Достоевского

2
0
Герой

10.02, 13:58

Отредактировано

По мне так Маргарита тут, которую Булгаков писал с жены Елены Сергеевны (и то никем никогда не оспаривается) и которая ещё является протитипом сестры Каты в "Хождении по мукам" ( а муж её до Булгакова- Евгений Шиловский был Вадимом Рощиным в книге, а первым мужем Елены был, насколько помню, Мамонт Дальский) ну вот никак не походит на Маргариту у Бортко с суровым каменнным лицом, с короной, как терновый венец, в туфлях и кольчуге, которые стирают всю кожу до крови etc. Елена Сергеевна, наоборот, при любых обстоятельствах всегда улыбалась, создавала вокруг себя невероятно приятную и лёгкую атмосферу. Это про Елену Сергеевну в Москве сплетничали, что её младший сын Сергей, которого усыновил Михаил Булгаков, был на самом деле сыном не её мужа, но маршала Тухаческого.Это её безумно ревновали друг к другу писатель Фадеев и поэт Луговской, посвятивший Елене Сергеевне отличные стихи, уже после кончины Булгакова.Ей дарил свои малоприличные карикатуры Эйзенштейн. Это о ней писала Мира Уборевич, дочь её расстрелянного друга и "врага народа", которую она приютила у себя:« Высокая, стройная, с высокой грудью, тонкой талией, с длинными ногами… Волосы, кажется, были темно-каштановые. Глаза большие, нос красивый, немаленький. Очень красивый рот. Красила она его низко, к углам… Я запомнила мягчайшей ташкентской зимой Елену Сергеевну, выходящей из балаханы на площадку лестницы в распахнутой пушистой шубке из ярко-рыжей куницы. На ней все было свежо и интересно. И настроение победоносное и приветливое во всем облике. Не хочу даже говорить, сколько было ей тогда лет. Просто она была настоящей колдуньей». Это ей посвящает Анна Ахматова в эвакуации "Хозяйку":
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья…
Между тем Елена Сергеевна записывала сны, в которых ей являлся Михаил Булгаков: «Все так, как ты любил, как ты хотел всегда. Бедная обстановка, простой деревянный стол, свеча горит, на коленях у меня кошка. Кругом тишина, я одна. Это так редко бывает… Сегодня я видела тебя во сне. У тебя были такие глаза, как бывали всегда, когда ты диктовал мне: громадные, голубые, сияющие, смотрящие через меня на что-то, видное одному тебе. Они были даже еще больше и еще ярче, чем в жизни. Наверно, такие они у тебя сейчас. Я так верю, что увижу тебя снова!».
https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-krasavitsa-elena-bulgakova/?fbclid=IwAR2dg7YGCuqLefDfhUcCj0wyIlio-uyYiKp9hY2ROUOYKWCx54mx5WztGeU

2
0

У Локшина история Мастера и Маргариты выглядит гораздо реалистичнее . Хоть Бортко и снял фильм максимально приближенным к книге, но все у него больше напоминает сказку. А ведь этот роман о трагедии . О том как хрупка и несовершенна человеческая жизнь. О том какие испытания претерпевает на своем истинная любовь. И о том в каком виде господь может проявиться в нашей жизни. Ведь все в этом мироздания создано и управляется его волей.

1
0

"Тихий Дон", "Анну Каренину", "Дворянское гнездо" и другие наши классические произведения прочитала уже во взрослом возрасте. Перед этим скачала фильмы. Думаю, сначала прочитаю, потом посмотрю. Прочитала. Потом поняла, что смотреть фильмы точно не буду. Не захотелось "портить" впечатление.

0
0

Война и Мир

0
0

Мастер и Маргарита 2005 г. Бортко, Братья Карамазовы,Жизнь Клима Самгина,Война и мир, Анна Каренина,Преступление и Наказание,Противостояние,Тихий дон,Поднятая целина,

0
0

Даурия

0
0

Война и мир

0
0

, "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Бортко.

0

Сообщество