Меня убедили, что нельзя сразу вернуть товар — сначала надо попробовать починить. Это законно?

24
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Сломалась материнская плата. Я пришел в магазин и сказал, что хочу ее заменить. Меня обманули и попросили написать заявление на ремонт, так как «сначала надо попытаться отремонтировать». Я написал, поскольку тогда не знал, что требование продавца незаконно. Как быть?

Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Вы не уточнили, когда сломалась плата: в первые 15 дней после покупки или позже. Если это произошло позже, вас не обманули, потому что материнская плата — часть технически сложного товара. Для таких товаров в законе о защите прав потребителей действуют особые правила.

Что такое технически сложный товар

Перечень технически сложных товаров утвердило правительство. К ним относится в том числе оборудование беспроводной связи для бытового использования, у которого есть сенсорный экран и две или больше функций. А также системные блоки, компьютеры, включая ноутбуки, различное оборудование с цифровым блоком управления.

Материнская плата для смартфона, компьютера или ноутбука — это технически сложный товар.

Действия покупателя, который обнаружил недостатки в технически сложном товаре

Если материнская плата сломалась в течение 15 дней после покупки, то права у вас такие же, как при приобретении кроссовок, у которых после дождя отклеилась подошва. То есть вы можете:

  1. вернуть материнскую плату в магазин и потребовать назад свои деньги;
  2. просить заменить материнскую плату на такую же или другой марки с перерасчетом цены.

Деньги вам должны вернуть в течение 10 дней. Заменить товар — в течение недели. Если требуется дополнительная проверка, товар заменят в течение 20 дней. Если у продавца не будет аналогичного товара — в течение месяца с даты предъявления требования.

Если на замену уйдет больше недели, продавец должен бесплатно выдать аналогичную материнскую плату во временное пользование. Обратите внимание: о замене надо попросить — предлагать ее вам продавец не должен.

Когда 15 дней после покупки технически сложного товара прошли, у вас остается меньше прав. Вы можете требовать:

  1. незамедлительно отремонтировать товар за счет продавца;
  2. оплатить ремонт в сторонних сервисных центрах;
  3. уменьшить покупную цену — в этом случае может возникнуть конфликт при согласовании соразмерной цены.

Если же плата после ремонта сломается, ее опять придется ремонтировать. Если на ремонт суммарно уйдет больше 30 дней за год в течение гарантийного срока, у вас снова появится право требовать возврата денег или выдачи вам новой материнской платы.

  • Так, Президиум Верховного суда РФ включил в свой обзор судебное дело о возврате денег за машину, которая больше месяца за год находилась в сервисном центре. Суд определил, что в таком случае деньги за машину нужно вернуть.

Если вы письменно согласуете с продавцом срок ремонта, а он не успеет вовремя его закончить, вы также можете требовать возврата денег или замены товара.

Что такое существенный недостаток товара, при котором ремонт не требуется

Если 15 дней после покупки прошли, а с ремонтом вы связываться не хотите, единственный вариант получить деньги или новую плату — доказать, что у товара есть существенные недостатки.

Существенным недостатком товара является неустранимый или устранимый за несоразмерные деньги и время недостаток, который в том числе проявляется неоднократно или после ремонта. То есть продавец должен до ремонта вернуть деньги или поменять материнскую плату на новую, если выяснится, что ремонт будет слишком дорогим или длительным.

  • Еще в одном обзоре судебной практики Президиум Верховного суда рассказал про неправильно покрашенную машину. Эксперты установили, что перекрасить авто не получится. Нужно менять кузов, а это слишком дорого. Когда ремонт экономически нецелесообразен, это существенный недостаток товара. Покупатель может требовать возврата денег или новый товар.

В случае с материнской платой нельзя посмотреть на нее и сразу сказать, что ремонт будет бесконечным или слишком дорогим. Это должны установить специалисты сервисного центра — бесплатно по вашему заявлению о проверке качества товара.

Вы можете обратиться к независимому эксперту, заплатить ему деньги, и он даст заключение, что материнская плата ремонту не подлежит или ремонт возможен, но нецелесообразен. С этим заключением вы можете требовать замены товара с существенным недостатком без ремонта.

Продавец может отказать — тогда придется идти в суд и оплачивать судебную экспертизу по вопросу о возможности ремонта материнской платы. Получается, сразу вам, скорее всего, и не должны были ничего менять.

Алиса МаркинаКакие у вас были проблемы с возвратом товара в магазин?
  • НеОнСначала забирают на проверку - вдруг ты сам сломал. Потом уже выносится решение ремонт или замена3
  • Ксения КобелеваСколько дней прошло с момента покупки ?если прошло менее 14 дней ,то товар отправляют на проверку качества.Если по результатам проверки неисправность подтвердится ,то должны вернуть деньги .4
  • ВалентинДля технически сложного товара есть правило 7 дней для интернет магазинов. В течении этого срока можно вернуть товар как технически исправный без обьяснения причин возврата.1
  • Алиса МаркинаMakito, Верховный суд РФ не согласился бы с вами. Президиум Верховного суда РФ 17.10.2018 утвердил обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг. В истории № 4 написано, что к технически сложным товарам относится техника с гарантийным сроком (смотрим вопрос: автор пришёл в магазин поменять материнскую плату, то есть гарантийный срок был). Суд ссылается на общероссийский классификатор продукции ОК 034-2014, на раздел о компьютерном оборудовании, и относит продукцию из раздела к сложным товарам бытового назначения. В этом же разделе компьютерного оборудования есть платы печатные смонтированные. Материнские платы - это и есть печатные платы. То есть это компьютерное оборудование. Это непрямой вывод. Но есть прямой вывод в апелляционном определении районного суда. Краснооктябрьский районный суд в деле № 11-259/2016 пишет: "На основании п. 7 Перечня технически сложных товаров , утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 924, компьютеры стационарные и портативные, отнесены к числу технически сложных товаров (компьютер портативный). Материнская (системная) плата компьютера является основой и главной частью компьютерной системы, определяющей архитектуру и производительность компьютера (потенциальные возможности)." Так что важные комплектующие тоже могут быть технически сложными товарами. И есть, например, решение Азовского городского суда Ростовской области по делу № 2-2217/2019. Оно не в пользу покупателя, но пережило два обжалования и содержит такую фразу в мотивировочной части со ссылкой всё на тот же классификатор: "К компьютерному электронному оборудованию относятся компоненты: электронные и платы, платы звуковые, видеоплаты, сетевые для обработки информации, компьютеры, их части и принадлежности. Таким образом заявленные истцом товары: видеокарты и материнские платы являются технически сложным товаром".1
  • МаксимВалентин, только если товар не был в эксплуатации0
  • Алиса МаркинаMakito, понимаете, в России нормативно-правовые акты применяются в совокупности. Перед подготовкой статьи я убедилась, что в правовом плане матплата - это ТСТ, и мне не попалось ни одного документа, на основании которого я узнала бы о необходимости доказывать, что это ТСТ. Поэтому в статье об этом нет. После вашего вопроса я целенаправленно искала судебную практику, что матплата - это не ТСТ. Не нашла. То есть по данному вопросу не сложилось противоречивой судебной практики. Более того, если копнуть судебную практику по предыдущему списку ТСТ, то можно найти удивительное судебное решение, где ноутбук не признаётся ТСТ. Лет 20 назад было и такое, а может быть и не раз. Перечень уточняется, складывается практика прочтения перечня, многое меняется.2
  • GartzНедавно у официального магазина Tefal в досудебном порядке "отжала" 500 р. за 10 дней просрочки возврата денег. Это плюс к тому, что они вернули стоимость товара тоже. Да, сумма небольшая, но это была победа! Они меня реально достали своим унылым сервисом и отношением к клиенту. Жаль, что я не знала, что можно было потребовать аналогичный товар в пользование, пока изъят основной. Месяц мурыжили. Очень НЕ советую официальный магазин Tefal.1
  • Safety1st> Обратите внимание: о замене надо попросить > — предлагать ее вам продавец не должен. Речь о временной замене или о замене в принципе?0
  • Safety1stКогда 15 дней отчитываются: в них входит день продажи или нет?0
  • игшорьдобрый день хотел вернуть смартфон в магазин после покупки прошло 6 дней мне отказали сославшись на техсложный товар правы ли они0
  • Эрик АкимовАлиса, если я уже сдал в официальный сервисный центр смартфон для ремонта (сказали будут менять дисплей и аккумулятор сразу, они вместе идут). То после того как мне вернут починенный аппарат, какие у меня права будут/останутся с ним? Так же мне пришлось подписать бумажку, в которой они не несут никакой отвественности за то что с ним может быть в процессе ремонта и все что найдут, якобы сломано было до меня. Получается, они могут сказать что я с ним что только не делал и закона на моей стороне не будет более? Надо было проверять аппарат полностью до сдачи? Но как это сделать...если вскрывать его нельзя. Короче вопросов больше чем ответов. Так же в этой бумажке сказано что ремонт может длиться не более 45 дней. Но это слишком много. Мне нужен телефон с eSIM и такого у меня нет. Получается я сейчас без основной сим карты, потому что мне придется идти в салон и менять на физическую, а потом во все банки снова менять идентификатор сим карты для банковских и иных приложений.... причем в каждый банк нужно идти отдельно. Это все очень долго и сложно, я потеряю много времени. Могу я у них попросить телефон на время ремонта с eSIM модулем?0
  • Ди Диподскажите мат плата после установки можно принести в магазин и вернуть деньги? Плата рабочая просто не устроила по качеству, вернут сразу деньги или откажут в приемке?, на плате есть следы установки, она является товаром для уценки из за установки??0
  • Амини ШейнкинМне была выдана материнская плата, взамен точно такой же, за которой сервисный центр признал неисправность. Данный факт подкреплен новым товарным чеком. Однако, замененная плата тоже оказалась неработоспособной и не включалась (точно так же, как и предыдущая до неё). Того же числа я отнес её обратно по адресу выдачи. Параллельно этому, я, чтобы полностью исключить факт того, что проблема в моём оборудовании заказываю аналогичную материнскую плату другой модели и с ней никаких проблем не возникает. Спустя 6 дней, по окончании работ в сервисном центре, мне сообщают, что, цитата: "материнская плата включилась", предлагая забрать её, не сообщив никаких подробностей. Могу я требовать расторжение договора купли-продажи и вернуть деньги?0
  • Татьяна ГригорьеваКупили телефон (доставил курьер) он оказался не исправен. Обратились в магазин Эльдорадо. Телефон взяли на экспертизу. Позвонили через 14 дней и сказали,что можно его забрать отремонтированный. Деньги возвращать отказались. Как можно вернуть деньги0
  • Алиса МаркинаТатьяна, через письменную претензию.0
  • Алиса МаркинаВадим, если товар технически сложный, то так и есть.0
  • PaulА как быть, если технически сложный товар еще на гарантии, с покупки прошло 2 месяца, но он сломался. Заявил в техподдержку, они якобы отправили сервисного мастера. Прошел уже месяц с звонка в техподдержку, мастера ни разу не видел, техподдержка при звонках начинает кормить завтраками. То есть получается, что мне нужен гарантийный ремонт, но его нельзя осуществить, т.к. не приезжает сервисный мастер и нет заключения о том, что нужен ремонт. Как быть в такой ситуации?0
  • Станислав Баранова в каком месте материнская плата это технически сложный товар? про отдельные компоненты там нет слов0
  • ЛюбовьЗдравствуйте, приобрели в магазине аккумуляторную циркулярку, когда распаковали упаковку , оказалось, что аккумулятор в комплект не входит. Стоимость аккумулятора превышает стоимость самого инструмента в 2раза. Таким образом , мы даже не можем проверить исправность инструмента. Как нам поступить , и вернуть товар в магазин?0
  • user6044730Купили хлебопечку . Стали печь хлеб согласно инструкции , хлебопечь не выпекает хлеб ( он или сырой или вообще не поднимается ) хотя опыт пользования хлебопечками большой . Отвезли обратно в магазин . Еще не прошло 14 дней с момента покупки . Магазин отправил печь на ремонт или экспертизу , хотя мы указали , что мы желаеи возврата денег . В экспертном центре сказали , что печка исправна , просто нельзя пользоваться закладками по инструкции к хлебопечке , а надо брать рецепты в интернете !!! Написали претензию , что товар не соответствует заявленным параметрам , т.е. в инструкции неверные закладки продуктов и мы не можем пользоваться такой печкой . Магазин требует , чтобы мы забрали печь и хотят на нас навесить еще расходы по ее хранению. Что делать ? имеют ли право с нас брать деньги за хранение ?0
  • Алиса Маркинаuser6044730, заберите, проведите независимую экспертизу.0