Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию

И как сделать так, чтобы оно принесло максимальную пользу всем участникам процесса

28
Прокачать свою карьеру в ИТ: что такое менторство и как оно помогает освоить профессию
Аватар автора

Маргарита Взнуздаева

разобралась, каким бывает менторство в ИТ

Ментор — это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса.

Задача такого человека — не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло. Персональный ментор, преподаватель школы наставников и менти рассказали о том, каким бывает наставничество и каких результатов оно помогает добиться в ИТ.

Путь ментора

Аватар автора

Макс Бельский

занимался персональным наставничеством, разработчик в «Майкрософте»

Со студенческих времен я всегда помогал товарищам, которые не очень хорошо разбирались в тех или иных предметах. Это отчасти стало предпосылкой для моего менторства. С 2013 по 2014 год я работал в новосибирской ИТ-компании Sibext, а потом фрилансил четыре года. В 2018 году пришел в Тинькофф, через пару лет — в Тинькофф Журнал, а с 2021 года работаю в «Майкрософте». Наставничеством я начал заниматься как раз в период работы на самого себя: мне было интересно помогать знакомым набирать опыт для джуниор-позиций в компаниях их мечты.

Функции ментора можно сравнить с задачами преподавателя на семинарах в университете.

Наставник помогает подопечному выстроить стратегию для достижения цели, дает задания и качественную обратную связь.

Количество времени, которое наставник должен посвящать своему менти, зависит в первую очередь от уровня подопечного. Например, со студентом, который выполнял практически все задания самостоятельно, мы созванивались раз в неделю, обсуждали проделанную работу и проговаривали задачи на следующий период. В сумме на проверку его домашних заданий, ответы на вопросы и живую коммуникацию у меня уходило около трех часов в неделю.

Менти без хорошей базы нуждаются в большем внимании: им нужны частые ревью-сессии и, соответственно, больше легких заданий. На работу с таким подопечным в среднем уходит около 4—5 часов в неделю.

При этом ментор вряд ли может помочь человеку с абсолютно нулевыми знаниями. Дальше подготовки списка теоретических материалов дело не уйдет. Да и в таком списке, по сути, менторской работы нет, это ближе к работе университетского лектора. Так что на первом этапе полному новичку нужно скорее получить базовые знания — самостоятельно или при помощи преподавателя — и только потом обратиться к ментору за «направлением».

Какие качества важны для наставника

Аватар автора

Наталья Мочалина

преподаватель «Школы наставников» в «Яндекс-практикуме»

Уделяя время студентам, ментор должен помнить, что он не репетитор и не школьный преподаватель, который должен решать все задания вместе с учеником. Это эксперт с большим опытом в индустрии и базой потенциально полезных контактов, готовый ответить на насущные вопросы здесь и сейчас.

Он также не должен идти на поводу у своих подопечных и вовлекаться в их учебные проблемы эмоционально. Основная задача ментора — научить студента пользоваться новыми знаниями и искать ответы на вопросы без посторонней помощи.

Если студент теряет мотивацию и перестает верить в себя, именно ментор должен вернуть его в ресурсное состояние. Наставник может акцентировать внимание на общем прогрессе своего подопечного, еще раз проговорить с ним цели, к которым он идет, и дать ему мотивирующую обратную связь.

Аватар автора

Макс Бельский

разработчик в «Майкрософте»

Часто менти задают повторяющиеся вопросы и не всегда могут правильно использовать известные им решения. Занимаясь новой задачей, некоторые мои подопечные берут за основу решение из предыдущего типового задания. Мы можем неоднократно проговаривать правильные шаги для получения результата — и раз за разом наступать на те же грабли.

Такие ситуации могут очень сильно фрустрировать и раздражать ментора, но нужно все равно сохранять спокойствие и желание помочь своему подопечному. Так, если ошибка, которую совершает подопечный, повторяется из раза в раз, наставник должен зафиксировать на ней внимание и разобраться в первопричине: уточнить, понял ли менти тему, успел ли закрепить материал или же нужно заново разобрать с ним аналогичную задачу.

Помимо проблемы повторяющихся ошибок, я иногда сталкивался с тем, что студенты просто-напросто пропадают. Вы знакомитесь с подопечным, вам кажется, что вы совпадаете по духу и целям, а через несколько занятий он перестает выходить на связь и игнорирует сообщения. Такое поведение расстраивает, но как-то защитить себя от подобных ситуаций сложно. Главное — не принимать это на личный счет и не терять желания помогать людям.

С ментором и без: опыт студентов

Аватар автора

Юля

сначала менти, а впоследствии — ментор на факультете геймдизайна GeekBrains

По первой профессии я преподаватель китайского и английского, но мне всегда была интересна разработка игр, поэтому я решила поучиться ей на онлайн-курсе GeekBrains. Для меня все было в новинку — в том числе и работа с ментором. Он проверял домашние задания, давал по ним обратную связь и отвечал на вопросы студентов.

Не могу сказать, что ментор сыграл какую-то решающую роль в моем обучении и дальнейшем становлении как гейм-дизайнера — сейчас работаю в команде Saturated Outer Space, — но его обратная связь в любом случае была полезной. Например, однажды я разобралась в непонятной для меня задаче благодаря дополнительным ссылкам, которыми поделился наставник, в другой раз — через наводящие вопросы, на которые пришлось отвечать.

Ментор никогда не скидывал нам готовых решений, но всегда направлял и намекал, где можно найти нужную информацию.

По своему опыту работы наставником я бы сказала, что на общение с группой студентов, которая состояла из 8—10 человек у меня уходило около 1—2 часов в неделю. Как ментор я всегда старалась отвечать структурно и по делу, чтобы информация от меня была максимально понятной и при этом исчерпывающей.

Юля участвует в создании игры The Frosted
Юля участвует в создании игры The Frosted
Аватар автора

Дима Журбин

ушел из «Школы 21», потому что потерял мотивацию без ментора, а потом нашел ее в «Яндекс-практикуме»

До того, как попасть в ИТ, я работал администратором сервис-бюро у автомобильного дилера и затем занимался выдачей зарплатных карт корпоративным клиентам в ВТБ. В какой-то момент мне это надоело — и я решил бесплатно научиться программированию с нуля.

Так я прошел онлайн-отбор и собеседование в проект Сбера «Школа 21» и попал на четырехнедельный тестовый период обучения — он называется «бассейн». У нас не было наставника или ментора, точнее сказать, был лидер группы от «Школы», который обещал поддерживать нас в сложные моменты.

В итоге, когда я начал «тонуть» — изучал язык C с нуля, а это все-таки что-то из области фантастики, — то понял, что нуждаюсь в совете. Сначала написал нашему лидеру на почту, потом в Slack и в довершение — во «Вконтакте». Я не получил от него никакого ответа и в итоге, весь демотивированный и разочарованный в себе, ушел, так и не пройдя «бассейн».

А потом случился «Яндекс-практикум» и учеба на тестировщика. У меня было несколько ситуаций, когда я попадал в тупик и снова нуждался в совете: я писал в наш общий чат и вместе с наставником «разгонял» непонятную мне тему. То есть если вначале мне казалось, что я совершенно ничего не знаю, то после разговора с наставником происходил инсайт — и я шел заниматься своим проектом.

Что касается мотивации, то на втором спринте в «Практикуме» у меня перестал получаться проект. Первая реакция была бросить все, уйти и вернуть деньги за обучение. От этого шага меня остановил разговор с куратором курса: она вдохновила на то, чтобы закончить проект. В итоге оказалось, что он был совсем неплох, а я совершенно зря переживал и грыз себя.

После окончания учебы я сразу начал работать по специальности: сначала в IBS AppLine, теперь в компании «Островок-ру». Кстати говоря, на текущем месте работы у меня сперва было аж два наставника: один — технический, рассказывает обо всех системах внутри компании; другой — корпоративный, делится со мной гласными и негласными правилами, помогает влиться в коллектив.

Рабочее место Димы в компании «Островок-ру»
Рабочее место Димы в компании «Островок-ру»

Где найти ментора в ИТ

Аватар автора

Макс Бельский

разработчик в «Майкрософте»

Если вы хотите заниматься с ментором отдельно от обучения, то, пожалуй, самый очевидный метод — купить наставничество на страницах онлайн-платформ вроде «Хекслет», которые продают его как одну из услуг, или на бирже менторов вроде mkdev.

Еще можно искать наставников:

  1. Через сайты, на которых тусуются эксперты. Например, qna.habr.com.
  2. В чатах по технологиям, куда вас добавили друзья и знакомые или которые вы нашли сами, пока читали статьи на тематических ресурсах.
  3. В «Твиттере» — вы можете написать интересному вам пользователю в реплаях или сразу в личку, чтобы уточнить, берет ли он менти под свое начало или нет.
  4. Среди экспертов, которые пишут статьи по интересующему вас направлению, выступают на тематических конференциях и митапах.

Следует помнить, что все описанные альтернативные варианты поиска наставника предполагают умение проявлять социальные навыки и ставить четкие цели, иначе у вас не получится построить продуктивное сотрудничество с ментором.

Менторство как элемент онлайн-курсов

На курсах GeekBrains и «Яндекс-практикума» менторство — это обязательный элемент обучения, который помогает модерировать процесс и служит для студентов дополнительной мотивацией. В зависимости от направления обучение на GeekBrains может стоить от 2445 ₽ в месяц, средняя продолжительность обучения составляет год; в «Яндекс-практикуме» — от 2057 ₽ в месяц, есть и двухмесячные курсы, и программы длительностью в полтора года. Помощь наставников на бирже менторов, например mkdev, может стоить от 70 €⁣ (5498 ₽) в неделю, то есть от 22 000 ₽ в месяц.

Как извлечь из работы с ментором максимальную пользу

Работа с ментором — это личная инициатива подопечного: здесь нет пересдач, выговоров и отчислений. Поэтому менти важно контролировать расписание и собственную вовлеченность. Своевременное выполнение домашних заданий и регулярность встреч — это его ответственность, а наставник — скорее поддерживающий элемент.

Не нужно стесняться «глупых вопросов», таких не существует, важно просить обратную связь и давать ее ментору для повышения эффективности совместной работы. Человек, который уточняет детали и просит объяснить тот или иной концепт еще раз, с большей вероятностью начнет применять все эти знания в жизни — в отличие от тех, кто «проживает» непонимание внутри себя.

Очень часто у менторов и преподавателей есть большой список дополнительной литературы, ссылок и других материалов по разным темам, которые могут быть полезны для менти. Чтобы получить доступ к ним, нужно прежде всего обратиться к своему наставнику и попросить его о помощи — иначе все ценные материалы так и будут пылиться на полке.

Если говорить о помощи менторов на онлайн-курсах, то лучше всего писать любые вопросы в общую группу, а не в личные сообщения тем, с кем у вас получилось наладить контакт. Такой формат общения помогает побороть стеснительность и получить более качественный фидбэк — и от ментора, и от тех ребят, которые уже разобрались в теме.

Маргарита Взнуздаева
Обращались к ментору или менторили кого-то? Расскажите о своем опыте:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Т-Ж извините конечно, но это что только что была реклама Geekbrains и Яндекса?

15

"наставник" в Geekbrains - это такой же студент с другого потока, как правило бесполезный. Какие менторы вообще.

0

вот да, раньше даже в редполитике Т-Ж хвастались, что заворачивают всю джинсу, а теперь вот оно как)

0
0
Автор

+6

Отредактировано

Сам менторю около 10 человек через телеграм на тему 1С программирования и переезда в Москву, 3-е уже переехали, в целом не думал что у ребят такие хорошие хард скилы(лучше чем у меня были в их возрасте), но намного хуже с софт скилами(поиск работы, продажа себя и подобное), плюс поразился насколько плохо в регионах составляют резюме и проходят собесы

12
Герой Т—Ж

+1

Антон, зато у нас есть огороды, где мы выращиваем картошку и помидоры, и, в целом, живём неплохо. Шо за чатик?

4
Герой

Шевалье, а еще тут водится много диких зверей в лесах, мы на них охотимся и ходим в мехах

3

Шевалье, https://t.me/progress4everyone
я в чате этого канала там вытскиваем своих жертв

0

Антон, круто)

0

Alex, отличное поколение, кому сейчас 20-25, талантливых правда очень много, а главное жадные как не в себя, люблю таких

12
Герой Т—Ж

Антон, о как, ну я чуть старше (26), но менторил и менторю я людей 32-38 лет в общем) Иногда даже просыпается синдром самозванца - мол учу людей, которые старше меня

3

Обычный, сейчас много вайтишников этого возраста, хотя если нет технического бекграунда обычно они тугенькие, но у некоторых получается, благо у нас в 1С всё ещё низкий порог вхождения

0
Герой Т—Ж

Антон, в девопсе порог вхождения довольно на самом деле высок + темп роста числа инструментария поражает. Однако обычно менторю я тех, кто уже в саппорте норм поработал с ковырянием в линуксе, гипервизорах и т.д. И обычно это кстати люди за 30, которые хотят больше заработать + им надоела однообразная рутинная работа.

А вот с друзьями, одноклассниками и тд возраста 25-26 лет - просто жесть, все они считают, что айти - просто по кнопкам стучать и денег горы сами идут, а когда начинают изучать - сливаются за неделю-две

3

Обычный, у нас попроще, но принцип тот же, отправляю пройти около трети курса "21 день" с возможностью задавать вопросы, сливается процентов 90-95, но в конце концов в Пятёрочке тоже кто-то должен работать

11
Герой Т—Ж

Антон, полностью с Вами согласен

0
0
Герой
Отредактировано

GeekBrains говорите? Просто оставлю эту ссылку здесь: https://vc.ru/claim/232542-otzyv-o-geekbrains-mne-ne-vozvrashchayut-dengi-za-neproydennye-kursy-i-drugie-problemy-s-kotorymi-ya-stolknulsya

5

Alex, лень это другое. Я бы в своё время тоже не отказался от наставника который задаст нужный вектор и тем самым поможет сэкономить время на погружение в ненужные области.

4
Герой

Макс, трудности, с которыми вы столкнулись, сделали вас тем, кем вы стали

всегда существовали существовали форумы, чаты, научные руководители, конференции и тд, где можно было восполнить нехватку общения по тематике, сейчас зачем-то придумали менторов, которые должны мотивировать студентов и подсказывать, на какой странице в гугле находится ответ. Если нужно мотивировать в самом начале пути, то может это не тот путь?

1

Alex, зачем нужны менторы которые должны мотивировать и подсказывать на какой странице в гугле находится ответ я тоже не знаю.
Про форумы и чаты: там тяжелее получить обратную связь по приобретённым знаниям или откалибровать их.

0
0
Герой Т—Ж

Менторил и менторю до сих пор) Обычно это джун коллеги или же вообще л3 саппорт инженеры, которые хотели вырасти в DevOps инженеров. Ну а так пробовал менторить друзей, которые хотели "войти в айти" - но вот как раз сливались из-за того, что все сложно и нужно время и усилия.

2
Герой

Обычный, места есть?

0
Герой Т—Ж

Evgenia, просто в другой район спб, на текущем месте подняли аренду, теперь 47000 за однушку

1
Герой Т—Ж
Отредактировано

Обычный, ничего себе цена за однушку, даже в Москве можно за 40 найти близко к метро)

0
0
Герой

Я тоже понемногу развиваюсь как ментор и эдвайзер в основном для начинающих основателей ИТ компаний. Помогаю им с привлечением инвестиций, первым наймом, поиском других эдвайзеров, ростом команды и поддержанием культуры. Еще как YCombinator Alumni я помогаю попасть в YC или попробовать себе засетапить YC-like трекинг. Вообще дело это очень интересное и наблюдать за жизнью компаний и людей в ней, которые проходят этот пожалуй самый увлекательный кусочек пути от ноля к единице.

1
0
Герой

Хорошо иметь ментора, который не помогает гуглить, а показывает какую технологию логично учить на текущем этапе с учётом имеющихся навыков и требований рынка. Недавно друг пошел на курсы где даже системы контроля версий нет в программе. Вот в таких случаях неплохо иметь контакт с человеком из индустрии.

0
Герой

Обычный, я был бы хорошим учеником, если это возможно

0

Сообщество