Сергей Романов из Москвы покупает у геологов метеориты и делает из них украшения. Это приносит 250 тысяч рублей в месяц.

Он рассказал, как запустил проект с минимальными вложениями, насколько это законно и почему его хейтят в соцсетях.

Грибы, ягоды и метеориты

Сергей Романов окончил факультет бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Сегодня руководит отделом маркетинга и инвестиций в компании «Реалоджик», которая инвестирует в готовые бизнесы и стартапы. Среди ее проектов — дизайн-завод «Флакон», «Хлебозавод» и корабль «Брюсов». Параллельно он создал и развивает компанию Made in Cosmos.

У Сергея много знакомых геологов. Они находят метеориты и продают их музеям и планетариям. Это законно, потому что юридически метеориты приравнены к ягодам и грибам: нашел — твое. Чтобы их продавать, не нужны сертификаты и разрешения.

В 2015 году Сергей задумался, как монетизировать эту информацию, и стал изучать, что делают из метеоритов. На аукционах «Ибэй» и «Этси» украшения из них продавали за 2—12 тысяч рублей. Они были примитивными — просто необработанные кусочки метеорита, подвешенные на цепочке.

Это наводило на мысль, что ювелирной обработке метеориты не поддаются, а значит, сложные украшения из них сделать невозможно. Сергей не понимал, как конкурировать в этом сегменте и выделиться, если нельзя создать уникальное изделие. Поэтому он ничего не предпринимал и продолжал искать дальше.

Весной 2017 года Романов случайно увидел в интернете принципиально другие украшения из метеорита — ювелирно обработанные геометрические фигуры. Он решил сотрудничать с их владельцем, чтобы не начинать производство с нуля.

Нашел контакты и предложил собственнице Наталье купить ее бизнес или франшизу. Она не хотела продавать свой магазин, а для франшизы не было бизнес-модели. Тогда Сергей решил работать самостоятельно. Для этого предстояло разобраться в технологии обработки метеоритов.

Молодой человек познакомился с бывшим партнером этой фирмы и купил у него из остатков готовое изделие за 8000 рублей. Тот бесплатно объяснил основы обработки, и Сергею хватило одного разговора, чтобы понять суть. Он решил, что с деталями разберется сам.

Проверка гипотезы

Сергей не стал рисковать и сразу покупать метеорит. Сначала решил проверить, есть ли спрос на украшения. В июле 2017 он оформил платную подписку на «Тильду» за 1000 рублей и собрал лендинг. Подключил личный кошелек «Яндекс-денег», чтобы принимать оплату.

Украшений еще не было, поэтому для сайта взял фотографии тех изделий, что вдохновили его начать бизнес. Вместе с потенциальными клиентами объявления увидела и Наталья — их владелица. Она написала Сергею, и он удалил чужие фото.

Тогда Романов нанял начинающего дизайнера, который отрисовал рендеры — компьютерные изображения украшений. За основу Сергей взял формы с удаленных фотографий: треугольники, круги и звезды. Размеры украшений и детали дизайна придумывал сам, чтобы не нарушать авторские права. Дизайнер отрисовал 20 рендеров по 50 рублей.

Так выглядели рендеры, которые разместили на пробном лендинге
Так выглядели рендеры, которые разместили на пробном лендинге

На сайте Сергей указал, что украшения будут готовы через три недели, и дал скидку 30% на оплаченный предзаказ. Запустил рекламу в Фейсбуке и во Вконтакте на 10 тысяч рублей.

За три недели в августе 2017 года Сергей собрал 67 оплаченных предзаказов на 280 тысяч. Он понял, что спрос есть и можно начинать бизнес.

Расходы на проверку гипотезы — 20 000 Р

Реклама10 000 Р
Готовое украшение8000 Р
Подписка на «Тильду»1000 Р
Рендеры1000 Р
Реклама
10 000 Р
Готовое украшение
8000 Р
Подписка на «Тильду»
1000 Р
Рендеры
1000 Р

Сначала продажи — потом магазин

Метеориты по составу делятся на три вида: каменные, железные и железокаменные. Первые состоят из минералов. Железные — из никелистого железа, в котором встречаются примеси силикатов. В составе железокаменных метеоритов есть и железо, и минералы в разных пропорциях.

На деньги от предзаказов Сергей купил у знакомого геолога первый метеорит — кусок Сеймчана. Это железокаменный метеорит, состоящий из металла и минералов, сплавившихся в один кусок под действием высокой температуры. Выглядит красиво, но обрабатывать его тяжело: из-за каменистых включений он рассыпается при разрезании. Тогда Сергей этого не знал: внешне кусок выглядел монолитным.

У Сеймчана интересная структура для ювелирных украшений: железо и никель образуют поверхность, чем-то похожую на компьютерную плату
У Сеймчана интересная структура для ювелирных украшений: железо и никель образуют поверхность, чем-то похожую на компьютерную плату

Романов выбрал крупный кусок весом 7,5 кг — так цена за один грамм выходила ниже. Покупка обошлась в 250 тысяч рублей. На этом деньги от предзаказов закончились, а еще предстояло сделать украшения и открыть магазин.

Тогда Сергей понес метеорит руководителю «Реалоджика» Николаю Матушевскому. Рассказал об украшениях, показал лендинг, метеорит и количество заказов. Детального бизнес-плана у него не было, но Матушевский и без этого согласился инвестировать в проект.

Сергей приступил к производству. Самостоятельно резать образец он не решился: каждый грамм метеорита стоил как грамм серебра и Романов боялся испортить материал. Он начал выяснять, на каком оборудовании кусок можно распилить. Сергей вбивал в поисковик «способы нарезки железа на заготовки», смотрел видео и спрашивал знакомых. Потом искал, где в Москве или Подмосковье есть режущие станки по металлу. Звонил, договаривался о встрече и убеждал специалистов взять метеорит в обработку.

Крупные производства не хотели брать заказ. Они работают с тоннами железа — перенастраивать оборудование для одного кусочка нерентабельно. Один раз отказали со словами: «Вы что, с ума сошли?! Это же метеорит, сейчас как взорвется! Уходите скорее».

В сентябре 2017 Сергей нашел производство в Угличе, где метеорит за 80 тысяч рублей распилили на пластины. Потом отвез эти пластины в Москву, где еще за 20 тысяч другая компания вырезала на лазерной установке заготовки нужной формы. Финальную обработку — шлифовку и огранку изделий — сделал ювелир в Саратове.

1,5 кг камня ушло в брак: метеорит легко крошился, было много обломков и каменной пыли. Всего на производство первой партии украшений Сергей потратил 200 тысяч рублей, это были его личные деньги.

В конце сентября предприниматель получил первый транш инвестиций на сумму 1 млн рублей. Деньги пошли на открытие магазина. Позже Николай инвестировал в проект еще 1,5 млн рублей.

Украшения были готовы к ноябрю 2017 года — на два месяца позже, чем предприниматель обещал первым заказчикам. Интересно, что все клиенты дождались своих изделий и никто не потребовал вернуть деньги.

С лендинга в это время поступали новые заявки. Многие хотели перед покупкой подержать метеорит в руках. Сергей встречался с ними в переходах метро и продавал украшения буквально с рук. Это был риск: по закону такая торговля расценивается как незаконная предпринимательская деятельность. За нее грозит штраф от 500 до 2000 рублей.

Сергей до сих пор отвозит метеориты в Углич на распил
Сергей до сих пор отвозит метеориты в Углич на распил

Первый месяц работы магазина

Официально «Мейд-ин-космос» открылся 20 ноября 2017 года на московском дизайн-заводе «Флакон». Это место выбрали по нескольким причинам.

Во-первых, здесь находится офис «Реалоджика», где Сергей продолжает работать. Во-вторых, «Флакон» — арт-пространство, где работает много креативных людей, целевая аудитория «Мейд-ин-космос». Наконец, здесь наш герой нашел подходящее помещение площадью 18 м². По договору стоимость аренды не разглашается.

Первые деньги Сергей потратил на оборудование для магазина и зарплату двум продавцам. На производство украшений для второй волны заказов расходов не было — продавали изделия из первого Сеймчана. Всего за декабрь потратили 929 тысяч рублей, а оставшиеся от инвестиций и продаж деньги положили на счет.

Расходы на открытие магазина — 929 000 Р

Витрины680 000 Р
Аренда и зарплата продавцов130 000 Р
Поддержка сайта, реклама40 000 Р
Кассовый аппарат35 000 Р
Налоги30 000 Р
Регистрация ООО14 000 Р
Витрины
680 000 Р
Аренда и зарплата продавцов
130 000 Р
Поддержка сайта, реклама
40 000 Р
Кассовый аппарат
35 000 Р
Налоги
30 000 Р
Регистрация ООО
14 000 Р
Ремонт не понадобился, потому что помещение сдавалось в хорошем состоянии. Зато витрины с подсветкой стали самым дорогим вложением — они обошлись в 680 тысяч рублей
Ремонт не понадобился, потому что помещение сдавалось в хорошем состоянии. Зато витрины с подсветкой стали самым дорогим вложением — они обошлись в 680 тысяч рублей

Налоги и сотрудники

Юридически компания оформлена как ООО «Сделано в космосе». Выбрали эту форму собственности, так как в компании было два учредителя: Николай Матушевский и Сергей Романов. Позже к ним присоединился Андрей Чунин, который выкупил 24% акций. У Сергея и Николая осталось по 38%.

Раз в год учредители совместно утверждают концепцию и планы компании на год. Сергей Романов — генеральный директор «Мейд-ин-космос», на нем все решения по текущим вопросам.

Фирма работает на УСН с 6% налогов с оборота. Это оказалось проще, чем платить бухгалтеру за подсчет всех расходов.

Кроме налога компания должна платить торговый сбор за магазин. Это 30 тысяч рублей в квартал. Но эти расходы полностью компенсируются, потому что при УСН торговый сбор учитывается при расчете налога. «Мейд-ин-космос» платит торговый сбор, а затем вычитает 30 тысяч из суммы основного налога.

В августе 2018 в «Мейд-ин-космос» появилась пиар-служба: два сотрудника, которые договариваются о бесплатных публикациях про компанию в модных журналах.

Сергей искал работников на «Хедхантере». Сегодня в магазине на постоянной основе работают два продавца, ювелир, координатор производства, два пиарщика, сам Романов. Ему удается совмещать это с основной работой, потому что он сам устанавливает свои рабочие графики.

В компании есть бэк-офис: отдел компании «Реалоджик», который занимается бухгалтерией, финансами и юридическими вопросами. В него входят финансовый директор, два бухгалтера и два юриста. «Мейд-ин-космос» платит за бэк-офис каждый месяц по 35 тысяч рублей и пользуется его услугами по мере надобности.

Проблемы производства

Производство до сих пор остается самым сложным процессом во всем проекте. Подрядчики меняются: в нужное время производство может быть загружено и не брать метеорит в работу, некоторые обещают и подводят. Из первоначальных партнеров осталось только производство в Угличе. Остальную обработку делают в Москве и Подмосковье. Ювелир работает в штате компании.

С начала работы израсходовали 5 метеоритов общим весом 48 кг. Работали с Сеймчанами: оказалось, что 1,5 кг отходов, которые привели Сергея в ужас во время обработки первого метеорита, — это совсем немного. Второй метеорит весил почти 13 кг, его тоже распилили легко. А вот 80% третьего куска ушло в брак: в нем оказалось много каменистых включений и метеорит рассыпался при разрезании. Заранее предусмотреть эти проблемы сложно: визуально метеорит выглядит цельным, а внутри ждет сюрприз.

На вопрос, почему после первого Сеймчана купили следующий такой же, а не полностью железный, Сергей ответил: «Пока на плохой кусок не напоролись, даже не задумывались, что он может весь рассыпаться. Ювелирная обработка метеоритов — сложная тема, мне в ней еще разбираться и разбираться».

Когда третий метеорит рассыпался, Сергей всерьез задался вопросом, как изменить технологию, чтобы снизить процент брака. Это сложно: массового производства нет, инструкций нет, приходится консультироваться со специалистами по обработке металла и экспериментировать.

Сегодня на складе хранится 3,5 кг брака. Чтобы свести потери к минимуму, Сергей ищет возможности его использовать. Часть обломков продают. Сломанные пополам кулоны забирают конкуренты: после шлифовки они отлично расходятся на ярмарках. Другую часть брака переплавляют. Недавно во время обработки сломалось кольцо. Нельзя просто взять и спаять его обычным металлом — это было бы слишком заметно. Поэтому ювелир сделал «метеоритный» припой из расплавленных осколков, чтобы исправить поломку.

После неудачи с третьим куском Сергей купил полностью железный метеорит Муонионалуста весом 10 кг. Брака от него было немного, процентов 20%, а фактура интересная. Пятым метеоритом стал снова Сеймчан: Сергей уже знал, как с ним работать и с минимальными расходами изготовить новую партию украшений. Этот кусок еще не до конца израсходован, в запасе есть около 4 кг.

Покупатели хорошо отреагировали на изделия из Муонионалусты. Это было что-то новенькое, и у людей появился выбор. Сергей решил использовать в производстве оба метеорита.

Сделано в космосе

Кроме Сеймчана и Муонионалусты Сергей параллельно докупал небольшие куски разных метеоритов: для личной коллекции и для продажи в магазине в виде пластин и осколков.

Украшения изготавливают из Сеймчана и Муонионалусты: с ними работать проще всего, потому что уже есть опыт. Спросом пользуется почти всё. Чаще всего покупают подвески-треугольники, серьги, 3Д-шары из Муонионалусты.

Меньше всего зарабатывают на светильниках: их компания не производит, а берет на реализацию у партнеров. Но светильники расширяют ассортимент и поддерживают космическую тематику магазина.

Сегодня в магазине продают кулоны, кольца, серьги и браслеты — от 2490 рублей за подвеску из необработанного осколка до 44 990 рублей за запонки в серебряной оправеТакое цельное кольцо из метеорита Муонионалуста весом 3,9 г стоит 24 990 рублей3Д-шар из метеорита Muonionalusta. Маленький шар диаметром 0,7 см и весом 3,8 г стоит 3990 рублейЕще можно заказать украшения по индивидуальным эскизам. Одно будет стоить от 7000 рублей, срок изготовления — 14 днейПомимо украшений продают кусочки метеоритов в необработанном виде: Сеймчан, Муонионалуста, Челябинский метеорит, Сихотэ-Алинь, Campo Del Cielo и другиеВ левой руке — железокаменный метеорит Сеймчан, в правой — железный Сихотэ-АлиньИнтерьерные светильники в виде звезд и планет

«А вдруг ваш метеорит радиоактивный?»

Люди редко имеют дело с метеоритами — большинство знают только, что это камень из космоса. Поэтому у них возникает много вопросов.

Многие опасаются, что метеориты радиоактивны. Чтобы доказать безопасность украшений, компания объясняет покупателям на сайте и в магазине:

  1. Радиоактивные элементы могут накапливаться только в осадочных породах, а в открытом космосе таких условий нет.
  2. Во всех известных метеоритах содержание изотопов урана и тория в сотни раз меньше, чем в земной коре.
  3. Возраст метеоритов, упавших на Землю, более 1,5 млрд лет. Если в метеорите и была радиация, за это время она рассеялась.

Каждый метеорит проходит проверку у геологов, а в магазине установлен дозиметр, чтобы покупатель мог сам измерить уровень радиации. Но даже это помогает не всегда: пару раз компанию обвинили, что дозиметр подкрученный.

Типичная претензия о радиоактивности метеорита под постами в группе магазина
Типичная претензия о радиоактивности метеорита под постами в группе магазина

«А вдруг метеорит фальшивый?»

Как только люди убеждаются, что метеорит не опасен, у них сразу возникает следующий вопрос: вдруг он ненастоящий? Не камень из космоса, а просто камень с необычным рисунком. Доходит до обвинений в мошенничестве.

Проверку на подлинность метеоритов проводит только НИИ РАН им. Вернадского. Чтобы получить экспертное заключение, нужно сдавать на проверку каждое украшение и ждать от двух недель до месяца. Сергей столько ждать не может, но в подлинности материала уверен.

Во-первых, предприниматель покупает метеориты только у профессиональных геологов. Они входят в комитеты по метеоритам, друг друга знают и дорожат репутацией.

Во-вторых, только у настоящих метеоритов с включениями железа бывает видманштеттенова структура. Если отполировать срез железного метеорита и слегка протравить кислотой, то на нем можно увидеть кристаллический рисунок из пересекающихся полос, образованный сплавами с разным содержанием никеля. Этот рисунок называют «видманштеттеновы фигуры» в честь австрийского ученого Алоиза фон Видманштеттена, который открыл его в 1808 году.

Видманштеттенову структуру нельзя получить из сплавов никеля в лабораторных условиях. Поэтому, если есть видманштеттеновы фигуры, можно говорить о подлинности материала.

Для тех, кто задает пять самых частых вопросов о метеоритах, в магазине поставили табличку с ответами
Для тех, кто задает пять самых частых вопросов о метеоритах, в магазине поставили табличку с ответами
Этот геометрический узор из пересекающихся полос на кулоне и есть видманштеттеновы фигуры
Этот геометрический узор из пересекающихся полос на кулоне и есть видманштеттеновы фигуры

«Мейд-ин-космос» выдает сертификат подлинности от имени компании, заверенный печатью и подписью генерального директора Сергея Романова. Сертификат содержит обязательство компенсировать покупателю стоимость изделия в десятикратном размере, если окажется, что метеорит не подлинный.

Особо недоверчивым клиентам «Мейд-ин-космос» предлагает специальную услугу. За 4000 рублей они сами отвозят украшения на проверку в НИИ РАН им. Вернадского, получают результат и доставляют клиенту украшение на месяц позже — зато с официальным подтверждением подлинности.

В соцсетях комментируют, что этот сертификат ничего не значит, но услугой проверки в НИИ РАН им. Вернадского так никто и не воспользовался
В соцсетях комментируют, что этот сертификат ничего не значит, но услугой проверки в НИИ РАН им. Вернадского так никто и не воспользовался

Попытки расширить розничную сеть

В декабре 2017 года магазин на «Флаконе» приносил 150 тысяч рублей ежемесячно. Учредители «Мейд-ин-космос» колебались, стоит ли открывать второй. Рассматривали помещение в торговом центре «Метрополис». Проблема была в том, что до открытия точки нужно подписать годовой договор аренды. Ежемесячная аренда стоила 500 тысяч рублей — за год пришлось бы отдать 6 миллионов.

Такое крупное вложение пугало, поэтому идею решили сначала протестировать: выкупили место в ТЦ на новогодней ярмарке. За месяц аренды островка в 4 м² заплатили 600 тысяч рублей, а украшений продали на 180 тысяч. Несмотря на то что Новый год — активный сезон продаж, идея провалилась.

Дело в том, что украшения с метеоритами редко покупают спонтанно. Клиенты долго расспрашивают, узнают подробности, думают и советуются со знакомыми. Большая часть покупателей приходит из социальных сетей и благодаря сарафанному радио. Вариант с торговым центром отложили.

В феврале 2018 Сергей пошел на курсы управления брендом ювелирных украшений Fashion Factory, чтобы глубже понять бизнес и возможности развития. Одним из спикеров была Ирина Кузнецова — сооснователь магазина дизайнерских украшений Poison Drop. После каждой лекции к спикерам выстраивалась очередь с вопросами.

Романов встал в самый конец, чтобы быть последним и поговорить с Ириной спокойно, без толпы. Он показал ей подвеску-треугольник и кратко рассказал о своем бизнесе. Ира предложила выслать презентацию на почту. В результате договорились о сотрудничестве. Теперь украшения «Мейд-ин-космос» продаются в магазинах Poison Drop в ТГ «Модный сезон», «Меге Теплый Стан», универмаге «Цветной», ТРЦ «Европейский».

Продажи в партнерской сети дают 10% от общей прибыли. Это немного, но для «Мейд-ин-космос» важно повышение узнаваемости и доверия к бренду: это уже не картинка из интернета, а украшения, которые продаются в известной сети ювелирных магазинов.

В сентябре 2018 Сергей открыл магазин на «Этси». Это всемирная торговая площадка, где продают изделия ручной работы. Через нее уже продали 10 украшений покупателям из Германии, Франции и США.

Продвижение

С первой прибыли заказали профессиональную съемку украшений, чтобы наполнить сайт качественными изображениями изделий. Фотографа привлекают каждый раз, когда выходит новая коллекция. Из прибыли оплатили курсы в Fashion Factory и покрыли убытки от ярмарки в «Метрополисе» в 2018 году.

Каждый месяц «Мейд-ин-космос» тратит до 50 тысяч рублей на рекламу: 40—45 тысяч на таргетинг в Фейсбуке и Инстаграме, 5—7 тысяч на «Яндекс-директ». С таргетинга приходит большинство клиентов.

Реклама в Яндексе стала вынужденной мерой. Конкуренты разместили объявления по запросам Made in Cosmos: когда вводили запрос в поисковике, на первом месте в выдаче была другая компания. Поэтому Сергей ежемесячно оплачивает рекламу в «Яндекс-директе», чтобы перебивать ставки конкурентов.

В фейсбуке компании фотографии новых украшений соседствуют с новостями про изучение галактики
В фейсбуке компании фотографии новых украшений соседствуют с новостями про изучение галактики
В фейсбуке компании фотографии новых украшений соседствуют с новостями про  изучение галактикиВ фейсбуке компании фотографии новых украшений соседствуют с новостями про изучение галактики
Вместо старых акриловых подставок купили более презентабельные «шеи» для кулонов. Одна «шея» стоит 1000 рублей, всего закупили 30 штук
Вместо старых акриловых подставок купили более презентабельные «шеи» для кулонов. Одна «шея» стоит 1000 рублей, всего закупили 30 штук
Затем к «шеям» добавили левитирующие подставки под украшения — 10 штук по 5500 рублей. Можно было обойтись и без них, но они выглядят эффектно и поддерживают космическую концепцию магазина
Затем к «шеям» добавили левитирующие подставки под украшения — 10 штук по 5500 рублей. Можно было обойтись и без них, но они выглядят эффектно и поддерживают космическую концепцию магазина

Результаты и планы

За 2018 год компания заработала 5,75 млн рублей. Средняя ежемесячная прибыль составила 150 тысяч рублей, а в 2019 — уже 250 тысяч. На 1 июля 2019 выручка составила 5,85 млн рублей — больше, чем за весь 2018 год. Весь доход реинвестируют — дивиденды учредителям ни разу не выплачивали.

В июле 2019 года откроют второй магазин, в Санкт-Петербурге. На его запуск ушло 560 тысяч рублей.

Сейчас Сергей понимает, что украшения из метеоритов — не отдельный рынок, а лишь сегмент внутри ювелирного рынка. Спрос на украшения не будет массовым, и возможности развития ограничены. Поэтому сейчас компания изменила начальную концепцию. В магазине расширяют космическую тематику: продают не только украшения, но и необработанные куски метеоритов, коллекционные пластины, светильники в виде планет.

В глобальных планах — сделать бренд Made in Cosmos главным популяризатором космоса в России. Компания уже сделала полную базу всех упавших на Землю метеоритов. Для этого они собрали и упорядочили информацию международного Метеоритного общества. Осталось сверстать сайт. На нем будет интерактивная карта падения всех известных метеоритов, которая будет обновляться с каждой новой находкой. Картой сможет бесплатно пользоваться любой желающий.

В апреле 2019 «Мейд-ин-космос» вошла в список международной ассоциации коллекционеров метеоритов IMCA, номер в реестре 8626. Генеральный директор компании Сергей Романов стал пятнадцатым россиянином в списке 475 членов IMCA по всему миру.

В ближайшее время «Мейд-ин-космос» откроет любительскую обсерваторию в творческом комьюнити «Деревня» — проекте дизайн-завода «Флакон» в Московской области. В планах — космические фестивали, где Сергей будет читать лекции и привлекать спикеров.

Операционные расходы за май 2019 года — 402 000 Р

Зарплата и аренда180 000 Р
Другие расходы80 000 Р
Закупка метеоритов75 000 Р
Поддержка сайта, реклама37 000 Р
Налоги30 000 Р
Зарплата и аренда
180 000 Р
Другие расходы
80 000 Р
Закупка метеоритов
75 000 Р
Поддержка сайта, реклама
37 000 Р
Налоги
30 000 Р

Чистая ежемесячная прибыль — 250 000 Р

Cумму полностью вкладывают в развитие

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.