Я училась в МГУ на филолога и стала преподавателем литературы в частной школе

История читательницы, которая чуть не отчислилась из главного вуза страны
31

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Аватар автора

Наталия

преподает литературу

Страница автора

Я родилась в Подмосковье. В 17 лет решила поступать в МГУ, но студентом стала лишь почти в 19.

Аргументов для выбора вуза или программы не было никаких — просто отец в свое время оканчивал МГУ и говорил: «Поступай на филфак, это факультет невест», — а я любила литературу. Других гуманитарных вузов я просто не знала: вся семья работала на Роскосмос и состояла из инженеров летательных аппаратов.

Поступление: первая попытка

Подавать документы можно было сразу в два вуза — это было новшество, раньше разрешали только в один. Кроме МГУ, я подалась в РГГУ. Он открылся недавно и был чем-то новым и сомнительным — до этого университет в Москве был только один.

Дело было в 1993 году. Тогда не было ЕГЭ, экзамены сдавали в вузе. Набор вступительных на филфак МГУ был такой: сочинение с тремя темами на выбор, устный русский, устная литература в виде билетов с двумя вопросами и устный английский — монолог по заданной теме и ответы на вопросы.

Права поступления без вступительных испытаний не было, только золотые медалисты могли не сдавать устные экзамены, если за сочинение получали пять. Но «отлично» ставили редко. Высшим баллом репетиторы считали четверку, потому что проверяющие оценивали одновременно и литературу, и русский: две пропущенные запятые или одна орфографическая ошибка — и у вас уже минус один балл из пяти возможных.

Можно сказать, что сочинение было своеобразным аналогом нынешнего дополнительного вступительного испытания: с тройкой за него дальнейшее участие в конкурсе не имело смысла, хотя формально вы имели право сдавать все до конца. В первый раз сразу после окончания школы я как раз получила за сочинение три и после этого сдавала экзамены ради интереса, чтобы посмотреть, как спрашивают. На устном русском тоже получила трояк.

Ничего не помню из экзаменов в РГГУ. Я хотела только в МГУ и больше никуда: там мне нравилось все, включая ободранные стены коридоров. Поэтому я даже обрадовалась, когда поняла, что поступление в РГГУ тоже завалила.

Мое архивное фото 90-х годов
Мое архивное фото 90-х годов

Работа в МГУ

После проваленного поступления началась черная полоса: школьные друзья разлетелись по новым студенческим тусовкам, а я осталась в каком-то темном туннеле и, казалось, даром ела родительский хлеб. Надежд поступить в МГУ я не оставляла, но поняла, что в этот вуз идут в основном «свои», и по совету кого-то из абитуриентов решила пойти работать на факультет.

Устроиться без опыта можно было на три позиции. Во-первых, машинисткой: в 1993 году в МГУ все приказы набирались не на компьютере, а на печатной машинке, под копирку. Во-вторых, курьером: он разносил все письма и приказы по кафедрам. И наконец, лаборантом. Что делал лаборант — загадка, но полагалась такая должность на каждой кафедре, и на нее обычно брали вечерников или несостоявшихся студентов, которые после поступления увольнялись и освобождали место следующим.

Машинистками работали девочки с вечернего отделения, а курьер на факультете был один, и на эту должность брали только по знакомству: он носил документы аж в ректорат. Соответственно, оставалась работа лаборанта. У меня не было знакомых на факультете, поэтому я действовала так: открывала дверь кафедры и спрашивала, не нужен ли им лаборант, после чего слышала неизменное «у нас уже есть» и отправлялась к следующей двери.

В какой-то момент случилось чудо — но, кажется, в его основе была моя упертость. Одна сотрудница сказала что-то вроде «подождите, я узнаю, может быть».

И я подождала — простояла в коридоре с утра и до конца рабочего дня.

Увидев меня рядом со своим кабинетом в седьмом часу вечера, эта женщина сильно удивилась. Но в итоге устроила меня лаборантом на кафедру структурной и прикладной лингвистики.

В 90-е это была самая скучная кафедра на факультете — мне казалось, что там даже мухи дохнут от тоски. Я ничего не делала, а сотрудники утешали меня и говорили: «Да сидите спокойно и готовьтесь к поступлению». И тут случилось второе чудо: уволилась секретарь заместителя декана и меня взяли на ее место — по рекомендации все той же сотрудницы. Здесь работы было очень много, но мне нравилось.

До сих пор вспоминаю этот год работы на филфаке как один из самых ярких эпизодов в моей жизни: это был бесценный опыт общения с разными людьми, а задачи требовали одновременно четкости исполнения и творческого подхода. Параллельно с работой я готовилась: занималась с репетитором по литературе, тренировалась писать сочинение. Остальное учила сама, но не очень добросовестно, потому что не было времени и сил.

Поступление: вторая попытка

Через год снова подала документы в МГУ, зная в лицо уже весь факультет. Именно это и помогло поступить: меня не валили на экзамене.

С предыдущей попытки помню вопросы на устной литературе, которые легко могли поставить в тупик. Например, кого-то спросили: «Что было между автором и старухой Изергиль?» Пока вся аудитория в шоке пыталась понять, о чем идет речь, экзаменатор после торжественной паузы говорил: «Костер! Вы плохо знаете текст».

В первый раз меня просили описать в деталях побег Мцыри из монастыря: «Нет, вы скажите, как именно он убежал: через забор или через калитку?» Мою подругу долго терзали по поводу цвета глаз Печорина. В общем, на литературе завалить при желании можно было любого.

Когда я поступала второй раз, очень хорошо ощутила, как помогла работа на факультете: мне просто не задавали никаких дополнительных вопросов. Молча выслушивали и ставили в бланк пять.

Правда, после поступления, к сожалению, пришлось уволиться с факультета: совмещать работу секретаря и учебу было невозможно.

Учеба в МГУ и работа в приюте

Училась, как и все студенты, от сессии к сессии. Жила в общежитии, общалась с однокурсниками. На втором курсе пошла работать в приют для беспризорных детей — чисто для адреналина. Представьте: Москва 1993—1994 годов, я студентка престижного вуза и при этом работаю с беспризорниками — кайф!

Вышло это случайно: попросили на пару дней заменить заболевшую сотрудницу, а потом работа воспитателя затянула — понравилось заботиться о детях. Зарплату платили, и трудовая была, так что со второго года обучения у меня уже копился стаж. Зарабатывала немного, но это были свои деньги. Да и на работе хорошо кормили. Я брала у родителей только на летний отдых, остальное оплачивала сама.

Работала два-три раза в неделю во второй половине дня и в ночь — но ночью мы спали, поэтому наутро я спокойно шла в универ. С учебой это нормально совмещалось, на время сессии брала отпуск.

Летом мы вывозили воспитанников на Волгу
Летом мы вывозили воспитанников на Волгу

С двумя воспитанницами я очень близко общаюсь до сих пор. У обеих уже семьи и дети.

Работа в приюте подтолкнула меня к выбору профессии учителя после окончания филфака. А во время учебы я пыталась уйти в науку: ходила на конференции, занималась лингвистикой, но мне все время что-то мешало. Помню, как на третьем курсе готовилась к сдаче экзамена по синтаксису русского языка. Сижу, штудирую учебник — и вдруг мне становится страшно. Я понимаю, что не хочу угробить всю жизнь на то, чтобы написать учебник, который сможет понять пара человек.

В итоге захотелось все бросить и уйти куда-нибудь, где есть жизнь, что-то настоящее — в медсестры хотя бы. От отчисления остановил один уважаемый мной человек: сказал, что решать такие вопросы лучше после сдачи сессии, а не накануне. Был прав.

Второй кризис произошел, когда я писала диплом по эволюции индоевропейского перфекта в славянских языках. Перечитав все по своей теме, я поехала в библиотеку, где можно было изучить диссертации. Взяла три-четыре работы по смежным темам в надежде найти какую-нибудь интересную мысль и вдруг поняла, что все авторы просто пересказывают и цитируют прочитанные мной книги. Кто-то берет в кавычки, кто-то выдает чужие куски за свой текст, но в любом случае это не наука, не поиск, а переписывание из одного источника в другой. Это было большое разочарование — мне не хотелось тратить свою жизнь на копипаст.

Достоинства вуза

Одно из главных преимуществ МГУ было в том, что там преподавали легенды. Санскрит у Кочергиной, древнегреческий у Кузнецова, старославянский у Ремневой. Зачет по введению в славянскую филологию у Толстого — он был какой-то фантастический, не от мира сего, настоящий ученый. Запомнились лекции Зализняка, на которых вся поточная аудитория была битком набита: он приезжал раз в год и рассказывал про свои раскопки.

До сих пор помню, как Широков на своем курсе «Введение в языкознание» отчитал какого-то студента за нецензурную лексику: «Я знаю эти слова на пятидесяти живых и мертвых языках, но ни одно из них я не употреблю, споткнувшись в коридоре, потому что мат — это не знание языка, а культура». За количество языков не отвечаю, но оно было каким-то внушительным — Широков написал учебник по сравнительному языкознанию.

Меня очень подкупала демократичность одежды на филфаке: одноклассница училась в каком-то строительном вузе и говорила, что приходить в институт можно только с макияжем, маникюром и на шпильках — иначе засмеют. А у нас все были в джинсах и бесформенных свитерах, косметикой практически никто не пользовался. И хотя социальный разрыв между тобой и одногруппниками мог быть большим, его было неприлично подчеркивать — только по маркам сигарет можно было что-то понять.

Дальнейший путь

В аспирантуру я не пошла, было скучно. Попробовала себя в журналистике, писала статьи на социальную тематику: подстегивал опыт работы в приюте. Но осталось неприятное чувство: во-первых, начинающим авторам не платили, во-вторых — тратила кучу времени и сил, а на выходе получала лишь опустошенность.

По знакомству пошла в частную школу учителем литературы, и неожиданно затянуло. Работа с детьми интересна именно эмоциональной отдачей, которую ты получаешь в обмен на вложенную тобой энергию. Отдача, конечно, бывает разная, но позитива гораздо больше, чем негатива. Деньги меня интересуют на уровне «надо, чтобы они были, и этого достаточно».

Мой первый выпуск в школе
Мой первый выпуск в школе

Надо сказать, что в школу я попала во многом благодаря опыту работы в приюте, а не учебе в вузе. Выпускников МГУ в школах не очень любят за то, что они абсолютно не владеют методикой преподавания. В этом плане мы все самоучки, но, может, это и хорошо. Главное — осознать, что ты этим не владеешь, но вещь нужная. И литературоведение я стала понимать только на работе, когда возникла необходимость его преподавать. До этого мне казалось, что предмет ни о чем: каждый думает свое и доказывает, что прав. В школе я поняла, что в литературе есть объективная составляющая.

В государственной школе я себя не вижу. У нас, в частной, мне нравится коллектив, более гибкий подход к учебному плану, возможность творчества и самореализации. Я работаю по программе, составленной лет 30—40 назад выпускниками МГУ. Она, разумеется, без ФГОС, но так работают многие частные школы: официально заявляется одна программа, а в действительности учитель работает по другой. Если мне встречаются филологически одаренные дети, готовлю их к поступлению на филфак МГУ через университетские олимпиады.

Отношение к высшему образованию

Долгое время я считала, что универ ничего мне не дал, кроме престижного диплома и друзей. Еще когда я только готовилась к поступлению, мой репетитор, преподаватель филфака, сказала: «Не думайте, что в университете вас чему-то научат. Вам дадут базу и доступ к знаниям, а ваше дело — брать их или не брать».

После выпуска я заглянула в приложение к диплому и была в ужасе от списка сданных дисциплин — вообще не помнила, что это такое. Казалось, все случилось именно так, как меня предупреждали: образование было получено зря.

И вот однажды, лет через 10 после окончания, мы сидели в какой-то компании, и одна девушка неожиданно спросила, где я училась. Меня очень удивил этот вопрос, потому что обсуждали мы что-то далеко не филологическое. Услышав ответ, она сказала: «Я так и думала. Недавно разговаривала с выпускником МГУ, и вы рассуждаете одинаково».

Я слева, с дипломом
Я слева, с дипломом

Я никогда об этом не задумывалась — может быть, потому что все мои близкие друзья тоже из МГУ и мне казалось, что все так думают. Я очень активно начала ей объяснять, что в универе меня ничему не научили, и опять услышала: «Ты не замечаешь, но думаешь по⁠-⁠другому». Тогда я вспомнила афоризм мужа своей подруги, тоже выпускника МГУ, только с другого факультета. Он очень смешил нас фразой «МГУ — это не образование, а способ мышления».

Сейчас, проработав много лет в школе, я начинаю приходить к выводу, что он прав и неправ одновременно, потому что способ мышления — это и есть образование.

Мы ждали от универа знаний, а получили образ мыслей.

В чем он состоит, мне трудно объяснить, как трудно носителю языка рассказать о его особенностях, — тут нужен взгляд со стороны. Но в конце этого учебного года я услышала два похожих отзыва от родителей своих учеников: «Ребенок говорит, что после ваших уроков стал иначе думать. Системно».

Я могу точно сказать, что ничего потрясающего на уроках не делаю, но даю материал по учебникам МГУ и преподаю его так, как меня научили в университете. Вероятно, это действительно системность: вы оцениваете факты в их взаимосвязи с другими явлениями и делаете это одновременно на разных уровнях. Сергей Волков прекрасно описал это у себя в статье: «Вот языковой факт, можно смотреть на него так, а можно — этак. А как правильно? И так и так. Главное — ты должен понимать и уметь объяснить, из какой перспективы, в какой парадигме ты это явление рассматриваешь. Объяснишь обе логики — еще лучше».

Как ни странно, больше всего я ощущала за спиной филфак, когда мы строили дачу: этот самый способ мышления помогал мне избегать ошибок, вовремя менять подрядчиков. МГУ дал мне не знание чего-то конкретного, а понимание, как добыть нужную информацию и что с ней делать.

Чем старше я становлюсь, тем больше осознаю себя выпускником МГУ. Свою дочь тоже хочу видеть студенткой этого вуза, при этом факультет не имеет значения.

РедакцияУчились в этом вузе? Расскажите, как это было:
  • Надя ЛяпуноваЯ училась не в МГУ, а в НГУ, но тоже на филолога. Мне захотелось бросить еще раньше, на втором курсе, и до сих пор не кажется, что это было такой уж плохой идеей.7
  • Аглая ВороноваУнивер даёт очень много из того, что не видишь. А уж МГУ и подавно.5
  • АнастасияУчилась в МГУ на СоцФаке. Ооооо, это было нечто. Изначально я поступила в Академию ФСБ на Иностранные языки, но меня от туда выгнали.Интернета в те годы не было, а институт я искала по принципу "где по больше общежитие"- мне было не где жить. При том, что я закончила школу экстерном, с золотой медалью, с первым поступлением га бюджет меня завалили по полной. Но я упорная и таки пробилась с поступлением , правда место в общежитии мне так и не досталось😅. Единственное за что по сей день могу вспомнить добрым словом, это друзья которые остались на всю жизнь. Мы переженились, стали крёстными детей у друг друга.3
  • Воинствующий котеистНадя, та же история. Но РУДН) Ещё всегда меня бесила эта присказка про "факультет невест"))4
  • Ek EkРодной филфак)) "МГУ дал мне не знание чего-то конкретного, а понимание, как добыть нужную информацию и что с ней делать". Вот это да. И больше ни с чем согласиться не могу в этой статье. Что совершенно естественно, потому что на филфак МГУ попадают люди, у которых нет ничего общего.6
  • Надя ЛяпуноваTonya, да, меня тоже бесило) еще я удивлялась, когда перед экзаменом кто-то из одногруппниц просил по-быстрому пересказать весь курс зарубежной литературы XIX века — ну камон, мы получаем самое бесполезное образование на свете, но я хотя бы это делаю потому, что книжки люблю читать, а вы зачем время тратите, если вам даже Диккенс не интересен, блин?18
  • УборщицаУ меня тоже есть высшее образование с уникальными soft skills и я тоже хочу считать себя высшим существом, подскажите, с чего начать?13
  • НаталияEk, а можете перечислить три основных пункта статьи, с которыми вы никак не можете согласиться? Может быть, они у нас совпадут:)3
  • Anxious MillenialПолагаю "рассуждаете одинаково" не про МГУ, а скорее про людей одной сферы, в данном случае гуманитарной. Ниразу не слышала таких восторженных описаний "легенд", особенно с оборотами "фантастический, не от мира сего, настоящий ученый" от мгушных выпускников мехмата, вмк, физфака, химфака, думаю, потому что ценятся другие качества.10
  • Dariaкаждый раз, когда читаю, как люди закончили филфак и работают репетиторами, готовя других людей к поступлению на филфак, в голове появляются какие-то смутные мысли о том, что это своеобразный аналог финансовой пирамиды35
  • Alla EmilyУчилась в МГУ, получила красный диплом. Потом уехала учиться в Европу и офигела, потому что узнала, что такое настоящая учеба, добывание знаний, мотивация и научный подход (а не переписывание рефератов на отвались). Но это уже другая история))8
  • Кошка КамышоваяОчень понравилась история, особенно то, что автор преподает в школе.4
  • Андрей РябининAlla, ждем вашу статью5
  • PianistEk, открою Вам большой секрет: практически любое высшее образование учит поиску знаний, а не самим знаниям как таковым. У человека при учебе формируются в мозгу нейронные связи, что в дальнейшем ему помогает работать.4
  • Надя ЛяпуноваСтанислав, во втором и третьем аргументе вы явно не со мной разговариваете, а с кем-то у себя в голове, потому что с моим комментарием ваши аргументы никак не связаны. А по поводу первого — главное, что понимает филолог, так это, во-первых, что бессмысленно придираться к тому, как люди и говорят и пишут, а во-вторых, что если уж взялся исправлять, нужно подкреплять свои аргументы ссылками на источники. Погуглите, как пишется «не» с краткими прилагательными и сколько там вариативности.8
  • Надя ЛяпуноваСтанислав, ну вот вы даже про вариативность не знаете и снова не приводите источников. Я вам просто одну ссылку покажу, максимально простую, а дальше предлагаю закончить разговор, мы с вами друг друга не поймем. Ссылка вот http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer/?s=Неинтересен5
  • Святой_как_папа_римскийPianist, этот Ваш "большой секрет" рассказал мне препод МГУ в виде анекдота: чем абитуриент отличается от профессора? Абитуриент знает всё. Студент знает, что не всё знает. Аспирант вообще ничего не знает. А профессор тоже ничего не знает, но зато знает, где можно узнать.0
  • Надя ЛяпуноваСтанислав, остановитесь, пожалуйста. Я все равно не буду с вами спорить, потому что вы, во-первых, снова говорите с голосами в голове, а во-вторых, не имеете никакого представления о теме спора. Вы думаете, что язык — это жесткий набор школьных правил типа жи-ши и тся-ться, не имеете понятия о вариативности языковой нормы, игнорируете ссылку на авторитетный источник, потому что он противоречит вашему мнению, путаете филологов с корректорами, а теперь еще и сексизма добавили. На этом закончим, у меня другие планы на субботу.8
  • Ek EkСтанислав, филфак МГУ в советское время был супер блатным. Может быть, самым блатным факультетом во всем Университете. Автор поступала в 1993 году, эта чудная "традиция" тогда еще не угасла. Сейчас все не так, конечно. Хотя и сейчас там профессура – всякие "дети". Что поделать, отголосок прошлого.0
  • MerovingerАбсолютно согласна с автором. Мне тоже несколько раз в разных ситуациях и мои педагоги на филфаке, и мои руководители в крупной Московской компании, и подруга-психолог упоминали в разговоре, что высшее образование нужно не столько для знаний, сколько для запуска аналитического и критического мышления, структурирования его. Что происходит это именно за счёт структуры обучения, выстроенной в т.ч. на взаимосвязанных предметах и большом количестве разного уровня материала, в т.ч. культурного. Я помню, как на одном из курсов одновременно шли русская, зарубежная и детская литература, плюс языкознание. И открытие сделанное тогда, что ты половину в книгах и фильмах просто не увидишь и не поймёшь, целые огромные слои, если не знаешь, кто такой Тристан, не читал Улисса и не слышишь звуковые эффекты стихов. Словно глух и слеп без этого.4
  • Alla EmilyАндрей, слишком лениво))0
  • Наталья ГончароваЯ всегда хотела быть врачом,сколько себя помню... Родители всячески пытались отговорить,но не смогли. Более того,учась в школе,я подрабатывала,по выходным,операционной санитаркой,и приняла решение о своей специализации-детская ортопедия и трвматология..... 2 года зубрежки...казалось,нет задачи по химии,которую бы не решила,серебряная медаль,и вот наконец,поступление в КГМИ не за горами.... Реальность была очень прозаичной-шёл 1993г....все покупалось-продавалось,у родителей нет Таких денег,и до заветной двери мне не хватило одного балла.... Без экзаменов- мед.училище.....отучилась,получила диплом,и уже не хотелось ничего,но в судьбу вмешался папа(спортсмен,тенер,завуч детской спортивной школы)! ОН просто не мог оставить дочь без высшего образования,поэтому,взяв меня за горло,настоятельно предложил поступить в Кубанскую Государственную Академию Физкультуры и Спорта(нынче КГУФКТ) Ладно,инфиз,так инфиз....отделение адаптивной Физкультуры....поступила легко,сдав 1 экзамен-общую физическую подготовку))))) И началась учёба,пыталась бросить каждый год,было странно и смешно учить предмет футбол,настольный теннис,борьба,баскетбол и так далее,нравились серьёзные науки-биохимия спорта,анатомия,физиология....сокурсники вообще не вдохновляли))))) Каждый год,сдав сессии на 5,говорила:"Всё не могу!!",папа отвечал:"Наталья,осталось чуть-чуть!потерпи!" Спасибо,Папуля,спасибо!неразумная я была! Закончила академию физкультуры,и знаете,я единственный из группы,кто работает по специальности... Я реабилитолог,уже с 20-летним стажем, специалист по ДЦП,который очень любит свою работу!Спасибо ВУЗу! Спасибо,Папа!4
  • НаталияAnxious, вы не поверите, но именно эти выражения принадлежат редактору, а не автору)1
  • НаталияСтанислав, попробую объяснить. Во-первых, я передала то ощущение, которое у меня тогда было, позже оно изменилось. Во-вторых, "свои" - это и дети преподавателей, и те, у кого репетитор с факультета: я бы сказала, люди не совсем с улицы, люди, какими-то узами связанные с факультетом, и я это тогда ощущала очень остро, потому что у меня их не было совсем, этих факультетских уз - пока я не отработала их:) А на экзаменах валили, и ещё как... И сейчас это, кстати, тоже практикуется, только теперь это перешло на олимпиадное движение, и те, кто имел дело с подготовкой к олимпиадам 1 уровня, прекрасно это знают...0