Как оформить квартиру в собственность

Сдаем документы государству с первого раза и правильно

10
Аватар автора

Ника Троицкая

маркетолог в недвижимости

Продолжаем нашу серию статей о покупке квартиры в новостройке. В прошлый раз вы показывали застройщику, что он криво отштукатурил стены. Теперь недочеты устранены, вы подписали акты и получили ключи. Всё? Нет, не всё.

Формально квартира еще не ваша. Вы не можете сделать перепланировку или продать ее, даже частично. Если у вас ипотека, то вы платите более высокий процент банку. Всё потому, что вы еще не оформили право собственности. Сегодняшняя статья о том, как это сделать.

Государство ведет реестр, в котором сохраняет записи о квартирах, домах и участках и их собственниках. Ваша задача как будущего собственника — сделать так, чтобы государство внесло в этот реестр информацию о вашей новой квартире. Часть работы сделают мэрия и застройщик. Вам останется собрать пакет документов и отдать его государству. Результат — документ, который подтверждает ваше право собственности:

Раньше свидетельство выдавали на красивой бумаге с гербом, сейчас это выписка из электронного государственного реестра
Раньше свидетельство выдавали на красивой бумаге с гербом, сейчас это выписка из электронного государственного реестра

1. Ждем застройщика и мэрию

Пока вы обустраиваете квартиру, мэрия и застройщик оформляют последние документы по новостройке. Обычно это занимает полгода после сдачи дома. Вам ничего делать не надо, но знать полезно.

Почтовый адрес. Его присваивает мэрия. Могут успеть до подписания актов, а могут и затянуть на два месяца. В таком случае в акте у вас на месте адреса пропущена строка. Законом не запрещено: в 95% случаев застройщик передает квартиры до присвоения адреса.

Кадастровый и технический паспорт. Сделать их — забота застройщика. Дому присваивают кадастровый паспорт с номером и ставят на учет в кадастровый реестр. Это значит, что дом внесен в государственную жилищную базу и что у него есть документы. В техническом паспорте пишут, из чего построен дом, как расположены трубы и провода, какие стены несущие, а какие нет. Но передавать паспорта вместе с квартирой застройщик не обязан.

Он заказывает паспорта на весь дом. Это занимает три-четыре месяца. Если застройщик получает паспорта сразу на несколько домов, процесс пойдет дольше.

Кадастровый и технический паспорта на квартиру в 2014 году
Кадастровый и технический паспорта на квартиру в 2014 году

Паспорта пригодятся, если вы захотите делать перепланировку или продавать квартиру параноику или покупателю с ипотекой. Некоторые застройщики думают, что паспорта необходимы для оформления права собственности. Это не так, поэтому если не планируете перепланировку или продаже, то не тратьте зря время и деньги. Когда захотите, тогда и закажете: в БТИ или МФЦ.

2. Собираем документы на право собственности

Если вы оформляли ДДУ на одного человека, то и квартиру в собственность оформляйте на него же: так будет быстрее и проще с документами. Если вы захотите переоформить часть квартиры на супруга и детей, лучше сначала оформить собственность на себя, а потом уже выделить доли.

Если вы оформили ДДУ на нескольких людей, то каждый собирает одинаковый пакет документов.

Паспорт
СНИЛС
Квитанция и копия
ДДУ
Акт п/п (два оригинала)

Скачайте с сайта Росреестра квитанцию на оплату госпошлины. Госпошлина — 2000 рублей. Оплатите ее по реквизитам в интернет-банке. Если вам удобнее оплатить госпошлину в кассе банка, распечатайте квитанцию.

Сумма госпошлины не изменится, если вы будете оформлять квартиру в собственность на нескольких людей. Разделите 2000 рублей на количество будущих собственников и заплатите каждый свою часть.

Квитанция на оплату госпошлины
Квитанция на оплату госпошлины

Когда оплатите госпошлину, сделайте копию квитанции или платежки из интернет-банка. В ведомстве посмотрят на оригинал платежки, а копии заберут для регистрации.

Если у вас ипотека, понадобятся еще три документа:

Если у вас ипотека, то берите кредитный договор, отчет об оценке и закладную. Компанию, которая сделает для вас отчет об оценке, чаще всего рекомендует ваш банк. Когда оценщики сделают отчет, берите его и отправляйтесь в банк за закладной. Закладная — это документ, в котором написано, что ипотека оформлена на вас и что квартира в залоге у банка на случай, если вы не будете платить. Если при оформлении ДДУ банк не выдал вам закладную сразу, обратитесь за ней сейчас. Некоторые банки выдают вместе с закладной справку о смене предмета залога. Если вам дали такую справку, возьмите ее с собой на всякий случай.

Заявление на регистрацию права собственности дадут и помогут заполнить в МФЦ, а в некоторых регионах — в кадастровой палате.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

3. Сдаем документы в МФЦ или кадастровую палату

Есть три способа сдать документы на право собственности: отправить электронные документы онлайн, вызвать кадастрового курьера или лично принести в МФЦ. Все они годятся. Выбирайте, какой вариант вам удобнее.

Курьером. У Росреестра есть собственная курьерская служба. На сайте это называют выездным обслуживанием.

Курьер из Росреестра стоит 600—3000 ₽ — в зависимости от региона. Он приедет с ноутбуком и принтером к вам домой, даст вам расписку с номером заявки и скажет, где и когда забирать готовые документы. Расписка означает, что вы действительно передали ему пакет документов для оформления права собственности. Если хотите так сдавать документы:

Лично. Если решите сэкономить деньги, сдавайте документы лично — в МФЦ или кадастровой палате. В некоторых регионах Росреестр не принимает физических лиц. Можно записаться на прием на конкретное время через сайт Росреестра или взять талон электронной очереди сразу в отделении, но заранее уточнить, принимают ли в вашем регионе такие документы без предварительной записи.

Подать в МФЦ удобнее, если у вас ограничено время: например, можете отпроситься с работы только на час-полтора.

Когда сдадите документы, вам скажут, где забирать готовые, и дадут расписку с номером заявки. По этому номеру на сайте Росреестра отслеживают, готовы ли документы:

Номер заявки выдаст курьер или специалист из кадастровой палаты или МФЦ
Номер заявки выдаст курьер или специалист из кадастровой палаты или МФЦ

По интернету. Подавать можно через госуслуги, личный кабинет на сайте Росреестра или коммерческие сервисы, например «Домклик» или «Метр квадратный». Заявление и электронные образы документов обязательно подписывают усиленной электронной подписью — УКЭП. Ее получают в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Если вы сдавали документы в МФЦ, всё сделают за девять рабочих дней, если в кадастровой палате или онлайн — за семь рабочих дней. Когда документы готовы, приходите их забирать в назначенное место с паспортом и распиской. Если оформляли в доле с родственниками, то и они пусть берут паспорта и приходят с вами.

Теперь у вас есть право собственности на квартиру: оформляйте доли на супруга и детей, снижайте в банке ставку по ипотеке, делайте перепланировку. О том, как получить налоговый вычет за квартиру, расскажем в следующей статье.

Запомнить

  1. С оформленным правом собственности можно оформить долю квартиры на супруга и детей, снизить в банке ставку по ипотеке, сделать легально перепланировку.
  2. Прежде чем собирать документы на право собственности, надо дождаться, пока мэрия присвоит дому почтовый адрес, а застройщик поставит дом на кадастровый учет.
  3. Чтобы оформить право собственности, кадастровый и технический паспорта вам не нужны.
  4. В первый раз право собственности надо оформлять на того, кто указан в ДДУ, а потом уже выделять доли детям и другим родственникам. Если будущих собственников несколько, сумма госпошлины делится между ними поровну и каждый оплачивает свою часть. Остальные документы каждый собирает отдельно.
  5. Если хотите сэкономить время, соберите документы и вызовите курьера из Росреестра, который у вас их примет.
  6. Если хотите сэкономить деньги, сдавайте документы в Росреестр или МФЦ лично. Сдают документы все будущие собственники одновременно.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Как быть, если ипотекс понашена до сдачи квартиры?

3

Сергей, тоже интересно!
Странно, что Тиньков игнорирует вопросы (

2

Сергей, а что Вас смущает) вот в этом случае у вас на руках и закладная, и кредитный договор, и справка о погашении ипотеки. Подаете документы, регистратор должен, очевидно, все это увидеть и не вносить сведения об обременении в выписку.

0
0

Кто ж вам даст закладную на руки до погашения кредита? Меня банк послал лесом, когда я попросила закладную для оформления права. В МФЦ ее никто не спросил, и право спокойно зарегистрировали, обременение в выписку вносят на основании кредитного договора. Не вводите в заблуждение людей.

3

Алевтина, Зависит от банка. В Россельхозбанке наоборот считают правильнее получение закладной до вступления в право собственности.

0
0

Расскажите как оформить собственность когда дом сдан,а застройщик банкрот

2
0

Меня интересует не новостройка, а вторичное жилье.Я собственник, в квартире прописан сын который хочет стать тоже собственником, какие нужны документы и куда обращаться?

0

Надежда, наделите его долей через договор дарения.

1
0

Сколько нужно актов?
У нас 4 участника (один из них несовершеннолетний до 14 лет) застройщик дал только один акт.

0
0

Если вы захотите переоформить часть квартиры на супруга и детей, лучше сначала оформить собственность на себя, а потом уже выделить доли.Как выделить долю в ипотечной квартире несовершеннолетнему ребёнку после сдачи дома и получения в собственности

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество