Вправе ли рестораны навязывать покупку кальяна?
Захотели пойти в ресторан с девушкой. Нашли в запрещенной сети аккаунт заведения. Там было указано условие, что надо обязательно заказать кальян на стол. Мы не любители кальянов и хотели просто посидеть в теплом, уютном месте.
Хотелось бы узнать, законно ли для ресторанов и других заведений устанавливать такого рода правила и можно ли навязывать покупку кальяна?
Заведение, которые вы выбрали, нарушает сразу две нормы: навязывает потребителям услугу и не соблюдает требования антитабачного законодательства. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Почему нельзя навязывать покупку кальяна
Закон запрещает продавцам добавлять в договор условия, по которым товар или услугу можно купить только вместе с чем-то другим .
Причем договор не обязательно должен быть на бумаге. Когда заведение выкладывает меню с подробной информацией о доступных к заказу блюдах, включая цены, оно делает публичную оферту — предлагает любому желающему заключить договор купли-продажи . Заказывая еду или напитки, покупатель эту оферту акцептует — соглашается с предложенными условиями договора.
И если ресторан включает в оферту условие, по которому еду вам продадут, только если вы закажете кальян, заведение нарушает закон. За это есть штраф :
- Должностным лицам и ИП — от 2000 до 4000 ₽.
- Малым предприятиям — от 10 000 до 20 000 ₽.
- Крупным и средним компаниям — от 20 000 до 40 000 ₽.
Почему в кафе нельзя курить кальян
С 2020 года курить кальян в заведениях общепита запрещено . За соблюдением нормы следит Роспотребнадзор. В случае ее невыполнения ведомство вправе назначить штраф :
- ИП и малым предприятиям — от 30 000 до 40 000 ₽.
- Средним и крупным компаниям — от 60 000 до 90 000 ₽.
Еще Роспотребнадзор может вынести предписание о прекращении нарушения закона и обратиться в суд, чтобы ограничить или запретить деятельность заведения.
В Краснодаре ресторан предлагал посетителям кальян. Роспотребнадзор направил заведению предостережение и потребовал прекратить это делать.
Позже ведомство проверило ресторан и выяснило, что тот проигнорировал предостережение и продолжает предлагать посетителям кальян. Тогда Роспотребнадзор запретил делать это через суд.
Суд постановил, что требования ведомства законны, и полностью их удовлетворил. И еще взыскал с ресторана госпошлину .
Что можно сделать, если вам навязали услугу
Потребитель вправе свободно выбирать товары, работы и услуги. Если вопреки этому вам навязали покупку кальяна, можете потребовать деньги обратно .
Для этого надо направить ресторану письменную претензию с требованием вернуть сумму за навязанную услугу. Если в течение 10 дней с даты получения претензии ресторан не вернет вам деньги или промолчит, вы можете подать исковое заявление в суд.
Один экземпляр иска направьте ответчику обычным заказным письмом или через сервис электронных заказных писем. Или вручите лично в двух экземплярах — на втором ответчик должен поставить отметку о принятии.
Второй экземпляр иска с приложенными документами, в том числе квитанцией об отправке иска ответчику, направьте мировому судье. Госпошлину по таким делам платить не нужно .
Кроме возмещения причиненного ущерба вы можете потребовать компенсацию морального вреда и неустойку за просрочку исполнения требования. А еще суд может назначить ресторану штраф за неисполнение требования потребителя добровольно — половину от присужденной вам суммы .
Часто сумма навязанной услуги не настолько велика, чтобы посетители ресторана захотели связываться из-за нее с судом. Поэтому можете просто написать жалобу в Роспотребнадзор после того, как ресторан откажется вернуть вам деньги или проигнорирует вашу претензию.
В течение 30 дней ведомство рассмотрит обращение, вынесет ресторану предостережение и может оштрафовать его за нарушение прав потребителей. Деньги за навязанную услугу вернуть не получится, но, возможно, после ваших действий ресторан пересмотрит меню и уберет из него кальяны.
Что в итоге
Если заведение навязывает посетителям покупку кальяна, оно нарушает закон о защите прав потребителей.
Когда ресторан вместе с едой и напитками предлагает посетителям кальян, заведение нарушает требования антитабачного законодательства.
Если хотите восстановить свои нарушенные права, можете потребовать, чтобы ресторан вернул деньги за навязанную услугу — покупку кальяна. Для этого направьте заведению письменную претензию.
Если ресторан в течение 10 дней откажется возместить убытки добровольно или промолчит, получить деньги можно будет только через суд. А ради такой небольшой суммы люди, как правило, не хотят с этим связываться.
Еще вы вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. Ведомство может вынести ресторану предостережение и оштрафовать заведение за нарушение прав потребителей.