Посетители отказываются надевать маски. Как защитить бизнес?

71
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Хотел бы задать вопрос как бизнесмен.

У меня пекарня. Мои сотрудники работают в масках и перчатках. Но бывает, что к нам заходят клиенты без масок, а некоторые натягивают на подбородок воротник от кофты, как бы прикрывая рот и нос. Когда мы просим надеть маски, они ругаются и даже угрожают, но просьбу не выполняют.

Я знаю, что по требованиям властей мы должны обслуживать посетителей в масках, иначе нас могут оштрафовать. Но что делать, если посетители не соблюдают требования? Как защитить себя?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Вы правы: пекарня — место массового пребывания людей, поэтому все работники и посетители должны быть в гигиенических масках. Если вы ИП и ваша пекарня обслужит клиента без маски, вас могут оштрафовать за нарушение правил в режиме повышенной готовности на 30 000—50 000 ₽. Организацию оштрафуют на еще большую сумму — 100 000—300 000 ₽.

Обязанность бизнеса обслуживать только посетителей в масках устанавливают региональные власти в рамках режима повышенной готовности. Если клиент отказывается надеть маску, у вас есть два варианта: не допустить его в торговую зону или отказать в обслуживании. Оба варианта будут законными, суды это уже подтвердили.

Однако действовать нужно по порядку, который разъяснили Минпромторг и Роспотребнадзор. Расскажу о нем подробнее.

Как убедить посетителя надеть маску

Обосновать просьбу надеть маску можно, если показать постановление главного санитарного врача и региональный акт, в которых сказано об обязательном масочном режиме.

Не все потребители знают, что требование надеть маску — это не прихоть продавца, а предписание главного санитарного врача. По этому вопросу сложилось много мифов. Например, кто-то считает, что масочный режим действует лишь в крупных городах. Другие — что маски надо носить только при высокой температуре или что требование носить маски противоречит Конституции. На самом деле обязательный масочный режим в местах массового пребывания людей действует на всей территории России.

Верховный суд РФ подтвердил законность этого правила. Он отметил, что носить маски должны все, в том числе люди, у которых есть медицинское заключение об отсутствии коронавирусной болезни.

Еще в каждом регионе действуют свои дополнительные антиковидные ограничения. Их строгость зависит от местной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Например, в Москве граждане должны носить маски, даже если они просто гуляют. В такие указы часто вносят правки, поэтому надо читать последнюю редакцию акта.

Если у посетителя нет маски, можно предоставить ее бесплатно или предложить купить. Если посетитель все равно не хочет надевать маску, расскажите ему о штрафах.

Есть две статьи кодекса об административных правонарушениях, по которым гражданина могут оштрафовать за нарушение масочного режима:

  1. За нарушение постановления главного санитарного врача — на 15 000—40 000 ₽.
  2. За нарушение регионального предписания — на 1000—30 000 ₽.

Протоколы о нарушении составляет полиция, Роспотребнадзор и уполномоченный региональный орган. Наказание назначает суд.

Можно ли отказать клиенту в обслуживании

Если посетитель принципиально не хочет надевать маску, вы вправе отказаться его обслуживать. Законность этого подтвердил Верховный суд. При конфликте с посетителями Минпромторг рекомендует сотрудникам торговых объектов вызывать полицию.

  • Правозащитники из Смоленска посчитали, что рекомендации Минпромторга противоречат гражданскому кодексу, где сказано об обязанности продавца обслуживать всех обратившихся клиентов.
  • Кроме того, условие приобрести маску, чтобы купить товар, — это, по их мнению, тоже нарушение закона. Поэтому они подали иск о признании письма Минпромторга незаконным. Но Верховный суд отказался это делать.
  • Во-первых, Минпромторг дал только рекомендации, а не обязательные указания. Во-вторых, Минпромторг был прав: продавцы действительно имеют право отказываться обслуживать клиентов без маски.

Как не допустить посетителя в торговую зону

Отказ обслуживать клиента без маски может защитить от штрафа, но не от коронавируса. Если клиент начнет скандалить и требовать обслужить его без маски, то большое количество сотрудников подвергнутся риску заражения. Есть только один способ это предотвратить — не пропускать клиента без маски на территорию пекарни.

Роспотребнадзор допускает ненасильственное воспрепятствование потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам. Это означает, что можно поставить перед входом охранника, который будет пускать только людей в масках.

Охранник может также измерять температуру у посетителей на входе в торговый зал. При этом сведения о температуре — это персональные данные, а значит, их можно фиксировать только с согласия человека.

Роскомнадзор пояснил: на входе в организацию достаточно разместить объявление об измерении температуры. Тогда люди, заходя в помещение, будут выражать свое согласие на термометрию тела. Если термометр показал повышенную температуру, то сотрудники вправе направить посетителя к врачу.


Алексей КаблучковКак еще можно убедить посетителей носить маски?
  • Анастасия МироноваЗначит не обслуживать. Берите пример с Дикси/Пятерочек. В нашем городе говорят, что пока не наденешь маску-товар пробит не будет. Взаимоуважения у людей нет.7
  • ДарёнкаПоложить коробку с масками около кассы и вежливо просить надеть, перед этим товар не пробивать, но сделать так, чтобы покупатель его видел. Когда покупатель уже видит свою свежую ароматную булочку, и нацепить маску - это единственное, что его отделяет от покупки, может, он не будет вести себя агрессивно. Плюс очередь будет давить, мол, давай, надевай, не задерживай людей. На вайлдбериз можно купить 100 масок рублей за 300, значит, цена 1 маски около 3 рублей. Сделайте наценку на вашу продукцию и повесьте баннер "Скидка 5% тем, кто в своей маске". Будут надевать как миленькие)17
  • Анастасия МироноваФрёкен, а в красном и белом 50 шт за 100 рэ, ещё дешевле)3
  • Е КононФрёкен, ваше решение шикарно защищает от штрафов)))) Но, если владелец не хочет заражения клиентов, то посетитель должен все пребывание в магазине быть в маске же)5
  • Lexa LexaЕлена, таких и перцем залить, и пнуть могут, если гавкать начнут без намордника, вы бы поосторожнее были.10
  • KyleЕлена, адепт детектет1
  • ArtemАнна, по вашему сообщению вообще не ясно, какую точку зрения вы поддерживаете.11
  • ArtemЕлена, жаль таких как вы еще на входе не отсеивают, чтобы не ходили и нормальных людей не заражали.11
  • Stani UkhА зачем носить маски, если они бесполезны?5
  • КостямбаArtem, и? Ну отсеете тех, кто в маске- так всегда найдётся человек с маской, но старой и нестираной5
  • Петр ФилимоновArtem, ну по идее так и должно работать. А в нашем городе можно спокойно зайти в супермаркет, походить по нему, выбирая товары, отстоять очередь, где никто не соблюдает дистанцию, и только на самом финише тебе откажут в обслуживании. И непонятно, то-ли магазин борется с профилактикой коронавируса, то-ли формально исполняет формальное предписание3
  • ДарёнкаЕкатерина, вопрос был "как защитить бизнес", а не "как защитить посетителей от заражения". От заражения, к сожалению, на 100% не защитит ничто. Точнее, защитит: тотальная изоляция ото всех, включая курьеров с едой. Можно, кстати, побуждать клиентов вакцинироваться. В Теремке, например, за QR код можно скидку получить. Правда, для этого его недостаточно показать кассиру, надо куда-то там загрузить QR код, и неизвестно, как им дальше распорядятся, поэтому я не рискнула :))3
  • ДарёнкаЕлена, и как долго будете оставлять еду на ленте и питаться солнечным светом? Не нравится надевать маску - есть миллион доставок, зачем трепать нервы себе, продавцам, другим покупателям?2
  • ArtemКостямба, ну это проблема тех, кто носит старую нестираную маску, она как минимум защитит от кашля этих людей. Пусть и не полностью, но вероятность заразить других будет ниже.2
  • Михаил ГородиловВопрос: человек пришёл без маски в аптеку чтобы купить маску (потому что у него нет маски). Ему продадут маску или скажут что не будут обслуживать? Что законы и предписания говорят?8
  • Наталья ВиковаМихаил, этот вопрос из раздела что появилось первым курица или яйцо? 😂0
  • Михаил ГородиловНаталья, но это не ответ на мой вопрос.3
  • Наталья ВиковаМихаил, ок. Если маску хотят купить, то можно ее сначала подать покупателю, а когда он ее наденет, сможет рассчитаться. Это ответ?)))0
  • Михаил ГородиловНаталья, в любом случае непонятно что говорят на этот счёт законы и предписания. На случай если продавцы будут упираться и требовать маску (которой нет, ведь затем маску и покупают чтобы она была) хорошо иметь ссылку на документ который обязывает их продать маску человеку без маски.3
  • Анна НазароваArtem, ну то , что вы носите тряпку в надежде не заразиться вирусом , то вам уже особо ничего не понять, не напрягайтесь ! А вот решать за другого человека носить или нет , вы не имеете права2
  • Анна НазароваМихаил, нет к счастью закона обязывающего меня покупать и носить маску в сфере обслуживания , да и в других сферах . Права потребителя для всех одинаковы и там есть точные правила и о ношении маски для того , чтобы тебя обслужили нет И штрафы организаций , предприятий не законны и ваше право бороться за свои права или платить0
  • Анна НазароваHhhjjj, объясните ка умник на основании чего это вдруг мне отказано будет без тряпки ???😂 Пригрозите им мамкой с папкой , эффективнее будет4
  • Анна НазароваArtem, какой бред , откройте ещё раз школьные учебники биологии и почитайте )1
  • Анна НазароваФрёкен, да есть куча других способов купить еду , не смешите 😂 А вот собственникам бизнеса точно придётся питаться солнечным светом без покупателей !2
  • Анна НазароваФрёкен, ошейник помогает не залетать вирусу сразу в лёгкие , а до суток будет во рту , попробуйте носить и его1
  • Андрей ПетраковArtem, жалко таких людей как вы - умом лишённых1
  • Андрей ПетраковArtem, включили бы мозги и выключили бы телевизор, может появился бы свой взгляд на эту " проблему" с маками1
  • Андрей ПетраковФрёкен, завтра запросят спрыгнуть с крыши - тоже прыгните?1
  • Денис КанаевНикто не в праве требовать от клиента натянуть намордник! Это нарушение конституционных прав и свобод! Разве что - могут предложить, а клиент может отказать. И это не может быть поводом для отказа. Т.к. иначе нарушает Федеральные законы - например 426 ГК РФ. Отказ в обслуживании грозит штрафом в соответсвии 14.8 КоаП РФ. Ни губернаторы, ни санитарные врачи не являются законодательной властью. Ограничить гражданина в правах может только федеральный закон, как это гласит Конституция, но не постановления губернаторов.. "Юристы", которые пишут такую ахинею в статьях - юристами язык не поворачивается назвать...3
  • Дмитрий ЧернусьЧто за бред тут написан? Постановление Мишустина, 417, если не ошибаюсь, обязывает предоставить СИЗ любому посетителю. А НИ ОДНО из заведений этого сделать не сможет. Маски, которые предоставляют везде, не соответствуют ГОСТу, да и а целом маски не являются СИЗами. Изучайте закон, а потом отвечайте. Человека не может ограничивать в своих правах распоряжение губернатора и тем более распоряжение санитарного врача, ну это прям бред. Есть же законодательная власть у нас в стране. Резюмируя: Без масок можно куда угодно. Без qr-кода можно куда угодно. Паспорт могут проверить только сотрудники полиции и только при наличии оснований для их проверки, основания в ФЗ о полиции прописаны, все гуглится. Вся эта коронавирусная история с ограничениями полный бред, который ни одним законодательным актом не подтвержден. P.S. Температуру на входе может измерять только мед. персонал. Охранник не имеет права на это действие.5
  • Антонина МитинаА почему никто не упоминает о правилах поведения,обязательных для исполнения гражданами и организациями,при введении режима повышенной готовности или ЧС,установленные Постановлением правительства РФ 2.04.2020г. № 417,где четко сказано в п.6 п.п."б" о том,что организации (в т.ч. и торговые) ОБЯЗАНЫ на своей территории обеспечить БЕСПЛАТНО СИЗ,а не вынуждать совершить покупку маски???2
  • Алёна РепяхНикак. Мы без ваших услуг обойдемся, а вы останетесь без прибыли. Точка.2
  • Алёна РепяхНикак. Отказ в обслуживании без маски - самоуправство и грубое нарушение прав потребителя. Нарушение высших нравственных законов. Отказ в обслуживании человека без маски - это ФАШИЗМ и СЕГРЕГАЦИЯ! Плохую карму себе зарабатываете!3
  • Алёна РепяхЭто война на уничтожение. В данном случае будет уничтожен весь мелкий и средний бизнес. И вас не жаль, вы сами роете себе могилу, прогибаясь под местные указы, противоречащие конституции и ФЗ. Дальше вам придется вводить куэркоды, и пускать только тех, кто получил процедуру не позже года/полугода. Ну а дальше, правила игры хозяева будут менять ещё чаще в ещё более жёсткую сторону.3
  • Ольга ИволгаЧто за бред вы тут несете, купленные страшилки2
  • Белый Кролик0
  • Полиция Т—ЖБелый, просим обойтись без оскорблений, почитайте наши правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0
  • Белый КроликМихаил, статья полный бред. Сами вызывайте полицию и пишите заявление на магазин 426 гк рф, 310 гк рф и КоАП РФ Статья 14.8. Никто не может отказать в обслуживании просто так, должны сослаться на закон.0
  • Белый КроликДмитрий, только благодаря Вам и таким как Вы, нас всех еще раком не поставили. Правильно сказали, учите законы, господа хорошие. Нам с вами еще тут жить, нам бежать некуда.0
  • Белый КроликДенис, к сожалению санитарные врачи являются законодательной властью при определенных условиях. А всё остальное верно.0
  • Белый КроликАнна, тоже верно. Весь частный бизнес на столько все трусливые, что будут до последнего погибать, но ни слова против не скажут. У меня примеров таких сотни. Без выручки загибаются, но молчат.1
  • Белый КроликArtem, не заражали чем?0
  • Белый КроликПолиция, понял0
  • Денис КанаевБелый, я конечно может быть не знаю каких-то нюансов.. может быть они имеют вес, но когда введён режим ЧС.. ЧС не введён. И все равно врач не может переплюнуть Конституцию и обязать человека к каким либо опытам как ни крути1
  • Екатерина СемериковаДенис, 👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏👏 Благодарю за адекватность а то читаю всю эту чушь и диву даюсь. Ощущение как будто в мир Оруэла окунулась.0
  • Екатерина СемериковаДмитрий, все верно, благодарю вас за правду!! Масочники без кислорода просто уже тронулись головой совсем.0
  • Екатерина СемериковаЕлена, 👏👏👏👏👏👏👏👏 все бы так, давно эта вакханалмя закончилась. Но народ туп и дремуч увы.0
  • elena kostarevaВерховный суд, серьезно? Дело о пропуске срока подачи кассационной жалобы на решение арбитражного суда о подаче таможенной декларации на товары? Ошибка или злонамеренное введение в заблуждение?0
  • Чурюкин ЕвгенийБлогер несовершеннолетний без маски терроризировал обслугу магазина два человека. Осматривал подряд молочные и колбасные изделия. Вызвали ГБР. Ничего с ним не смогли сделать, только вывести из магазина. Сказали, что даже прикасаться к нему не имеют права. Предложил я его в ментовку отвезти и оштрафовать. Не захотели. Блогер сам звонил 102, потом Рос гвардия приезжала, участковый. Ну и где ваши законы. Человека четыре несовершеннолетних без масок были в группе поддержки. И что , в темном угле темную им делать. Затратил на них полчаса пока ГБР не приехала, не выполнил план работы. Оскорбил пенсионерку, которая решила помочь в задержании. Обострение нравовов в наше время0
  • ОльгаМаски, это всё дебилизм полный. Никто не имеет права заставлять их носить. Не спасут они ни от какого вируса. И все нормальные люди прекрасно об этом знают. Это повод для штрафов. Надо же как то пополнять бюджет.0

Сообщество