Я училась в МХПИ и ВГИКе и стала режиссером неигрового кино

История читательницы, которая нашла свое призвание в кинодокументалистике

1
Я училась в МХПИ и ВГИКе и стала режиссером неигрового кино

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Анастасия Штандке

режиссер-документалист

Страница автора

Я занимаюсь документальным кино с 2014 года.

Сейчас моя фильмография насчитывает девять картин, получивших более 60 наград на международных кинофестивалях. В 2023 году я защитила кандидатскую диссертацию во ВГИКе и получила степень кандидата искусствоведения. Теперь помимо режиссерской деятельности я преподаю.

Я начала карьеру как профессиональный фотограф, затем погрузилась в монтаж, операторское мастерство и, наконец, в режиссуру. Изучив несколько творческих профессий, я поняла, что создание фильмов — не просто работа, а настоящее искусство. Расскажу, как я выбрала это направление и обрела себя в кино.

Шпаргалка: письма для тех, кто учится
Статьи о том, как поступать, экономить на учебе и искать работу. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Выбор профессии

В детстве я обожала рисовать. Мне нравилось погружаться в мир образов и изображать на бумаге все что захочется. Помню, в 90-е в киосках рядом с остановками автобусов продавали наклейки с животными и героями мультфильмов. Чтобы их купить, я собирала монетки, которые родители давали мне на школьные завтраки. Как только стикеры оказывались у меня, я неслась домой со всех ног: хотелось поскорее окунуться в фантастический мир рисованных историй.

Я брала за основу образы персонажей с наклеек — их позы, эмоции, взгляды — и придумывала сюжеты: приклеивала героев на тетрадный листочек, дорисовывала декорации и текстом описывала происходящее. Нередко давала почитать авторские книжки одноклассникам — они с интересом относились к моему творчеству.

Когда мне было лет 10, летом я гостила у дедушки в Беларуси. Почти все свободное время я сидела дома и придумывала новые истории. В один из таких моментов дедушка посмотрел на меня и произнес: «Вырастешь — будешь писать рассказы». Так и сложилось, потому что кино — это искусство изобразительного рассказа.

Когда мне было 13, мы с родителями переехали в другой район. Подобных переездов случилось несколько, и каждый раз я меняла школу. Так вышло, что со временем мое увлечение рассказами отошло на задний план, но рисовать я не бросила.

Родители всегда поощряли мою страсть к рисованию. Примерно год я занималась в художественной школе, но потом уроки пришлось оставить из-за переездов: школа искусств находилась далеко и добираться туда было неудобно. Но зато мне организовали частные уроки живописи с художником, знавшим моего прадеда, — художника-графика Александра Густавовича Штантке.

Выбор вуза и поступление

В старших классах, когда встал вопрос о выборе вуза, мы с мамой поехали на день открытых дверей во ВГИК. Впервые оказавшись во ВГИКе, я поразилась масштабу его фундаментальности. Увидев работы студентов художественного факультета, я поняла, что для такого уровня мастерства нужно было основательно заниматься академическим рисунком в специализированной школе или на подготовительных курсах. У меня такого опыта не было, так что вариант с ВГИКом автоматически отпал.

Знакомые порекомендовали Московский художественно-промышленный институт, МХПИ. В нем мне понравился факультет графического дизайна.

Чтобы поступить, нужно было пройти два этапа творческого испытания. Первый проводился в формате конкурса портфолио. У меня нашлись подходящие работы: иллюстрации, коллажи. Вторым этапом стал экзамен по рисунку, живописи и композиции. В итоге в 2006 году я поступила в МХПИ на программу специалитета, сейчас ее в вузе нет.

Мама поддерживала меня в творческом развитии и полностью оплачивала учебу: бюджет в моем институте не предусмотрен. Не помню, сколько стоило обучение, но в 2024 году один семестр в бакалавриате обойдется в 250 000 ₽.

Художественная мастерская МХПИ. Источник: сообщество МХПИ в vk.com
Художественная мастерская МХПИ. Источник: сообщество МХПИ в vk.com

Учеба в МХПИ

Программа. Обучение в институте было насыщенным и охватывало множество дисциплин: от основ проектной графики до рекламных технологий. Мы проходили шрифты, типографику, композицию, издательское дело, создавали плакаты, афиши, книги и журналы, упаковки для товаров. За шесть лет учебы мы попробовали себя в роли графических дизайнеров, мультипликаторов, фотографов, верстальщиков, маркетологов.

На первых курсах нам читали полезные теоретические предметы: историю искусства и дизайна, философию, основы производственного мастерства, рекламные технологии. Практических уроков тоже хватало: кроме рисунка и живописи нам преподавали объемно-пространственную композицию, типографику.

Особенно мне нравились пленэры  . Помню, однажды в выходные мы ездили в Московский зоопарк и делали зарисовки животных.

На экзаменах по теоретическим дисциплинам мы вытягивали билеты с вопросами и отвечали на них. Испытания по практическим предметам проводились не совсем так, как в обычных вузах. К некоторым из них приходилось долго готовиться: собирать серию работ в течение семестра. Затем мы всей группой выкладывали рисунки на пол аудитории, а преподаватели смотрели и оценивали их.

В остальное время мы постоянно были погружены в искусство. Помню, как проходили музейную практику: каждый студент посещал определенное количество музеев и затем отчитывался об этом. Таким образом мы учились развивать насмотренность. Я ходила в Третьяковскую галерею, Московский музей современного искусства, галереи Шилова, Глазунова. Особое впечатление тогда на меня произвели картины Ван Гога, Дега, Сезанна и Мане в Пушкинском музее: было волнующе увидеть эти шедевры своими глазами.

Любимые предметы и первая работа. Также мы изучали векторную и растровую графику. Векторная — это когда изображение формируется с помощью кривых линий, заданных математической формулой. Вектор используют для разработки логотипов, дизайна упаковки. Растровая же графика — это когда изображение состоит из пикселей, к ней относится, в частности, фотография.

На третьем курсе в нашем расписании появились фотографика  и рекламная фотография. Вуз выдал студентам камеры, я начала фотографировать и влюбилась в это дело — поняла, что хочу связать свою карьеру именно с ним. Чтобы я не зависела от университетской техники, мама подарила мне фотоаппарат Canon 450D.

Одна из моих работ тех времен
Одна из моих работ тех времен

Обрабатывать фотографии в «Фотошопе» я научилась в вузе. На курсе по растровой графике показывали, как пользоваться инструментами, работать с текстурой кожи, накладывать фильтры. На парах по фотоделу нам также рассказывали об истории фотографии: знакомили с оптикой, композиционными приемами и кадрированием.

Когда я собрала портфолио, начала искать заказы как фрилансер: размещала объявления о своих услугах в социальных сетях, и желающие писали сами. Чаще всего моими клиентами становились девушки, которые хотели составить модельное портфолио, а также компании, нуждающиеся в портретной, репортажной или в предметной фото- и видеосъемке.

К пятому курсу я уже участвовала в международных выставках и конференциях. Мои работы были представлены на двух крупнейших мероприятиях: Russian Art Week и Московской неделе искусств. Достичь таких высот помог мой дипломный руководитель Сергей Борисович Пискуновский.

Сложности. Тяжелее всего мне давалась начертательная геометрия. На ней мы чертили фигуры и создавали геометрические композиции.

Еще я испытывала сложности с векторной графикой. Там нас учили разрабатывать логотипы в программах CorelDraw и Adobe Illustrator  .

Обычно в вузе занятия длятся по полтора часа, но для творческих специальностей этого слишком мало: успеть что-то нарисовать невозможно. Наши практические пары длились минимум по три часа. Свободного времени у нас не оставалось, и на первых курсах почти никто из студентов не совмещал учебу с работой.

Я училась с ребятами, которые уже разбирались в академической живописи. Мне же она давалась с трудом, потому что до поступления я рисовала в свободной форме и практически не занималась классическим рисунком. Конечно, иногда мне помогали выстроить композицию, но чувствовать себя середнячком было удручающе. Ситуация изменилась на третьем курсе, когда появилось фотодело, — я нашла свой творческий стиль и начала развиваться в этом направлении.

Диплом. В 2011 году, когда мне предстояло подготовить выпускную работу, я проводила много фотосессий на ВДНХ. Архитектура выставочного пространства находилась в упадке, и я придумала сделать серию фотографий комплекса в том его состоянии, графически восстановить его облик и создать фирменный стиль. Но эту идею комиссия на кафедре не одобрила, поэтому пришлось выбирать другой вариант.

В итоге я разработала рекламную кампанию духов. В нее вошли рекламный портрет  , фотопортрет с проработанным образом модели, дизайн упаковки и флакона, видеоролик. На курсе по сценарному моделированию нас учили делать раскадровки, это очень пригодилось при создании видео.

Кроме того, использовать готовые шрифты было нежелательно, и мне пришлось самой их разрабатывать. Сначала я создавала их от руки, потом отрисовывала на компьютере.

Мне очень повезло с дипломным руководителем. Он знал мои слабые стороны, к которым как раз относилась векторная графика, и постоянно меня курировал, корректировал и помогал выйти на нужный результат.

Большую часть времени я потратила на создание рекламного видеоролика. Выступила его сценаристом, режиссером, оператором и монтажером. На роль актрисы пригласила знакомую модель. Я показала ее портрет через ротонду усадьбы Марфино, а поверх видеоряда наложила сепию, подобрала музыкальную композицию и использовала фирменный шрифт.

Для защиты диплома пришлось заказать рекламный стенд в типографии. На нем я изобразила шрифт, портрет, дизайн упаковки и раскадровку видеоролика. За эту работу мне поставили четверку. Я не слишком расстроилась — понимала, что проседала в векторной графике и оценка справедливая.

Макет моего диплома 2012 года
Макет моего диплома 2012 года

Дополнительное образование

Во время работы над дипломом в МХПИ меня здорово увлекло создание видеоролика, я приобрела много ценных навыков. Мне не хотелось их терять, поэтому, хоть после вуза я и продолжила работать фотографом, решила еще начать развиваться в кинодокументалистике.

На одном тематическом мероприятии для фотографов я увидела объявление о наборе на Высшие курсы ВГИКа — это двухлетняя переподготовка и повышение квалификации специалистов по кинопрофессиям.

Я понимала, что стать режиссером и автором фильма сразу не получится, поскольку для этого нужно знать теорию и обязательно освоить практические стороны профессии. К тому же ВГИК привлекал меня еще с подростковых времен классическим подходом к обучению, неразрывно связанным с практикой. Так что я решила изучить режиссуру монтажа и в 2013 году пошла на Высшие курсы. В 2024 такой курс обойдется в 375 000 ₽.

Обучение на режиссера монтажа. Для поступления нужно было сдать вступительные экзамены — конкурс портфолио и собеседование. Я без сложностей прошла оба этапа: на первом показала серии фотографий, а на втором ответила на все заданные вопросы экзаменаторов по истории искусств и мирового кинематографа.

На курсе со мной училось около 25 человек — все взрослые и осознанные ребята с разным опытом и профессиями. Например, одна девушка раньше работала юристом. Несмотря на все различия, нас объединяло желание обучиться кинопрофессии.

Расписание оказалось плотным. Занятия проходили по вечерам — с 18:30 до 21:30 с понедельника по пятницу, иногда ставили пары в субботу. Никто без уважительной причины не прогуливал: все понимали, что пришли туда с конкретной целью.

Мы изучали кинорежиссуру, кинодраматургию, теорию и практику монтажа, операторское дело, историю кино, звукорежиссуру, цветокоррекцию — все то, что нужно знать для создания фильмов. Я начала работать в программах Final Cut, Avid, Premiere, After Effects и обновила свою технику: купила Canon EOS 5D Mark II — камеру, на которую можно снимать видео.

В конце обучения на курсе мы представляли дипломные проекты. Работы оценивали по мастерству главной дисциплины — монтажа. Можно было подготовить картину в команде с учениками других факультетов — в основном с режиссуры. При этом нам разрешили создавать свои проекты. Я сразу поняла, что нужно ухватиться за эту возможность. Мне всегда нравился жанр портрета, и, конечно, опыт работы фотографом, оператором и монтажером располагал к созданию своей киноленты.

Моим первым фильмом стала «LARNCKA». Я выступила режиссером, сценаристом, оператором и монтажером. За помощью обратилась только к звукорежиссеру. Поскольку съемка велась в репортажном формате, пришлось поработать со звуком и, в частности, запикать нецензурные выражения героини.

Это фильм об обычном человеке, моей соседке. Она всегда громко хлопала дверьми, и мне стало интересно, почему она это делает, — так мы и познакомились. В какой-то момент я поняла, что она талантливая девушка с непростой судьбой, не признающая социальные стереотипы. До рождения сына у нее была негативная история с запрещенными веществами, и материнство послужило отправной точкой для новой жизни.

Я позвала Ларису на съемки как героя, чей образ мне импонировал. Девушка согласилась рассказать свою историю, а я постаралась отразить ее мысли о собственном жизненном опыте в фильме.

Работа была снята методом наблюдения — когда режиссер проводит какое-то время вместе с героем. Отснятый видеоматериал постепенно выстраивается в историю. На этой драматургической основе работает эффект Кулешова  .

Кадры из эксперимента Льва Кулешова. Кинематографист снял актера Ивана Мозжухина и смонтировал кадры с лицом после трех видов снимков: с едой, ребенком в гробу и девушкой на диване. При сопоставлении двух фотографий для смотрящего рождается новый смысл. Источник: culture.ru
Кадры из эксперимента Льва Кулешова. Кинематографист снял актера Ивана Мозжухина и смонтировал кадры с лицом после трех видов снимков: с едой, ребенком в гробу и девушкой на диване. При сопоставлении двух фотографий для смотрящего рождается новый смысл. Источник: culture.ru

Мы снимали фильм полгода. Окончательный вариант Ларисе понравился, но она не была готова к широкому показу такого образа и попросила не выставлять фильм в публичное интернет-пространство. Для меня это стало неожиданностью и проблемой. Такое решение героини негативно сказалось на фестивальной жизни картины. Киноленту показали только на большом экране во ВГИКе на 34-м Международном студенческом фестивале в рамках спецпоказа.

Сейчас фильм есть на «Ютубе»: прошло десять лет со съемок, Лариса изменила свое мнение и разрешила опубликовать картину.

Мой первый фильм «LARNCKA»

Я понимаю, что герои — это люди со своими взглядами, видением и чувствами. Кинодокументалистика, образно говоря, — живой организм. Мой первый опыт в этом виде кинематографа показал, что нужно продолжать снимать и ничего не бояться.

Кроме того, преподаватели отлично приняли работу и посоветовали не останавливаться. До сих пор помню дискуссию со своим первым зрителем: мы обсуждали портрет главной героини — ему было интересно погрузиться в историю Ларисы, увидеть ее переживания. После этого я ощутила сильное желание и дальше снимать фильмы. И в 2014 году я вновь поступила на Высшие курсы, но уже по операторскому мастерству.

Обучение на телеоператора. Как и в случае с курсом для режиссеров монтажа, пришлось пройти творческий конкурс: предоставить резюме и комплект фотографий, среди которых — серии портретов, пейзажей, натюрмортов, жанровые работы. Поскольку я уже много лет занималась фотографией профессионально, к тому времени собрала внушительное портфолио. Без затруднений представила нужный комплект и прошла отбор.

На занятиях мы изучали практические предметы: мастерство телеоператора, телесъемочную оптику, светотехнику, композицию и художественные принципы построения кадра. Экспонометрия — это измерение освещенности или яркости объектов съемки и одна из самых сложных дисциплин. Нас учили выстраивать свет и технические параметры камеры для качественной съемки.

На специальных видах съемок мы использовали монокль — объектив с одной линзой, чтобы создавать художественные эффекты, изучали замедленную и скоростную технику макросъемки, обсуждали возможности выразительных средств, которые способствуют выстраиванию драматургии кадра.

Наряду с техническими дисциплинами мы слушали курс об истории мирового кино, чтобы лучше понимать кинематограф и вдохновляться работами легендарных мастеров.

К выпуску в 2016 году я сняла фильм «А какой ты?». Главная героиня Настя находилась под давлением стереотипов общества. Непринятие своих желаний и жизненные перипетии привели ее к вопросу о самоидентификации. Забегая вперед, отмечу, что у этой киноленты большая фестивальная история: более 20 дипломов, призов всероссийских и международных кинофестивалей, среди побед — приз 23-го Международного кинофестиваля «Сталкер».

Мой второй фильм «А какой ты?»

Аспирантура во ВГИКе

Поступление. После Высших курсов я решила пойти в аспирантуру ВГИКа на кафедру киноведения. Мне предстояло сдать три экзамена: по видам искусства  , философии и английскому языку.

Для подготовки к экзамену по специальности я использовала лекции по истории кино, которые слушала на Высших курсах. Для экзамена по английскому пришлось брать частные уроки. Кроме того, я самостоятельно изучала специализированную лексику, например названия объективов камер и киноведческие термины. Подготовка заняла у меня полтора года, но мои усилия оправдались: я прошла на одно из пяти бюджетных мест.

Учеба. На лекциях я осваивала теоретические знания, которых мне не хватало как практику. Особенно полезным стал предмет «Методология научного текста», где мы приобретали навыки написания научных статей. Это пригодилось для моей академической карьеры.

Занятия шли ежедневно, и я старалась их не пропускать. Киноведение требует основательного погружения в теорию кино. Мне было особенно важно все наверстать и освоить, иначе я не смогла бы соблюсти регламент при написании научных статей.

За годы аспирантуры я подготовила пять статей ВАК, принимала активное участие в научно-практических конференциях, публиковалась в сборниках научных трудов.

Особенно интересно было исследовать, как герой документального фильма воспринимает свой портрет, — с этой проблемой я сталкивалась ранее, когда снимала «ЛАРNCKУ». Опыт показал, как важно учитывать восприятие героя и зрителя, а еще находить баланс между фактичностью и художественной выразительностью.

В 2023 году я защитила диссертацию на тему «Современные проблемы отражения реальности в российской кинодокументалистике». Работа получила высокую оценку, а я — ученую степень кандидата искусствоведения.

Работа мечты. Во время учебы я продолжала активно заниматься документальным кино. В 2018 году сняла фильм «Тысячи лиц», который получил множество наград, среди них — приз за лучшую работу режиссера в неигровом кино на 38-м Международном студенческом фестивале ВГИКа, приз за лучший российский фильм на 9-м Международном кинофестивале «Кино без барьеров».

Летом 2019 года, на каникулах, я сняла фильм «Что будет завтра» о спортсменке с синдромом Дауна Лейсан Зариповой. Эта лента завершила мою трилогию о преодолении стереотипов, куда также вошли картины «А какой ты?» и «Тысячи лиц». Во время съемки фильма Лейсан готовилась к поездке в Финляндию на чемпионат по настольному теннису, и благодаря неравнодушным друзьям, знакомым с моим творчеством, нам удалось материально поддержать героиню.

Все киноленты я снимала без финансовой помощи, исключительно за свой счет. Я даже не привлекала операторов и монтажеров, так как не имела возможности платить им.

Со временем моя фильмография начала пополняться заказными работами. Например, в 2019 году я сняла картину «По законам логики», посвященную русскому философу Александру Архиповичу Ивину. А в 2022 вышел фильм «Век Аарона Бека» об ученом и основателе когнитивно-поведенческой терапии. Благодаря гонорарам за эти киноленты я смогла снимать дальше.

Дальнейший путь

Быть документалистом непросто — особенно когда ты одновременно режиссер, оператор и монтажер. Нужно следить за композицией кадра и выразительностью, развивать смысл и глубину. Природа кинодокументалистики стихийна: нельзя спрогнозировать, что произойдет с героем, и переснять что-то практически невозможно. Сценарий в документальном кино может носить весьма условный характер, ведь настоящая фабула нередко зависит от того, как выстраивается сам материал фильма.

В кинодеятельности монтаж и операторское дело зачастую конфликтуют: монтаж требует резать, а съемка — собирать. Если оператор — глаза фильма, то режиссер — сердце. Нужно всегда находить баланс, чтобы не увлекаться красивыми картинками и сохранять драматургическое основание.

В этом году я выпустила две киноленты: «Жизнь как она есть» и «Слобода братьев Стерлиговых. Русь, которую мы потеряли». Эти фильмы сняты с продюсером, они уже получили прокатное удостоверение и готовятся к фестивальному сезону.

Приобретенные в МХПИ знания пригодились: я использую выразительные средства графической анимации, цветовые и образные решения при создании художественной формы неигрового кино. Кроме того, графический дизайн помогает делать афиши к фильмам, ведь верное композиционное построение и шрифт ярче всего отражают характерные черты героев и их образ.

Кроме съемок я занимаюсь преподаванием — делюсь опытом с начинающими кинематографистами, помогаю в формировании их творческого пути. Я работала в киношколе «Шередарь», а с октября этого года планирую вести занятия по режиссуре неигрового кино в московском вузе. Также провожу творческие мастер-классы во ВГИКе.

Помню, после защиты «LARNCKИ» я наивно полагала, что получу интересные предложения и лента сама собой станет популярной. Но затем я поняла, что позиция ожидания не работает. Сейчас я говорю ученикам: «В нашем деле нет волшебника на голубом вертолете, но ты сам можешь им стать.

Если хочешь быть режиссером и снимать документальное кино, тогда бери камеру много и усердно работай, читай, пиши, рисуй, монтируй, непрерывно развивай насмотренность, ищи героев, собирай команду единомышленников, будь в постоянном поиске глубины содержания окружающей реальности».

Я мечтаю снять фильм о молодых деятелях искусства начала прошлого века, о своем прадеде-художнике — Александре Густавовиче Штантке. Одна из его картин, «Завтрак детей на траве», представлена в Ярославском музее. К сожалению, некоторые его работы были утеряны.

Я собираю информацию и архивные документы, чтобы воссоздать историю прадеда и показать, какими интересными людьми были художники и театральные деятели 20-х годов прошлого века, как они переживали драматические события тех лет. Это мой давний проект, который я планирую однажды воплотить в жизнь.

РедакцияПолучили творческую специальность? Расскажите, где учились и кем работаете:
  • Kettuа почему у вас с прадедом фамилии различаются на одну букву - Штандке и Штантке?0