«Чужая ошибка — это тоже твоя ошибка»: 4 истории о трудностях работы руководителя

Седые волосы читателей Т⁠—⁠Ж на руководящих должностях

21
«Чужая ошибка — это тоже твоя ошибка»: 4 истории о трудностях работы руководителя

Руководителям часто приходится отвечать за чужие ошибки, краснеть перед клиентами и рисковать своей репутацией.

Мы поговорили с читателями Т⁠—⁠Ж, у которых есть свой бизнес или сотрудники в подчинении, о том, какие у них были ожидания от руководящей должности, как менялся их стиль управления с опытом, доверяют ли они подчиненным и что помогает снять стресс после очередного форс-мажора.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Владелец суши-бара: «Невозможно оставаться „своим парнем“ и при этом управлять людьми»

Возраст: 29 лет
Руководит: 1,5 года
В подчинении 7 человек: 2 сушиста, 3 доставщика, 2 диспетчера

Нам с моим товарищем захотелось повысить свой доход и открыть собственный бизнес. Я футбольный судья, мой друг на тот момент был торговым представителем, занимался жвачками, конфетами. Город у нас маленький. После изучения запросов в поисковиках выяснилось, что по доставке еды с огромным преимуществом лидирует японская кухня. Чтобы не вкладываться в дизайн интерьера, решили заниматься только доставкой. Скинулись по 40 000 ₽. Арендовали помещение за 12 000 ₽ в месяц на остановочном комплексе.

Дали объявление, нашли двух сушистов. Один из них принес список самых обыкновенных роллов и запросил по 500 ₽ за каждый — чтобы мы могли просто включить их в меню и чтобы он согласился их готовить. Это был первый звоночек, что человек просто собирается на нас наживаться. Этот сушист так же, как и мы, имел свою точку с доставкой, но потом прогорел. И, видя, что дела у нас идут неплохо, начал целенаправленно вставлять нам палки в колеса: специально очень долго готовил заказы, делал некоторые позиции не так, как в рецепте, — недокладывал рыбы, неправильно варил рис. Было много жалоб, но в ответ от него мы слышали: «Что вы понимаете, я пять лет в этом бизнесе, это клиенты капризные».

В какой-то момент мы уже были крайне им недовольны, но у меня сложилось такое впечатление: хороших сушистов мало, если он уйдет, нам придется закрыться. Два наших сушиста работали посменно. Они были друзьями — уволь я одного, ушел бы и другой.

Так и мучились некоторое время. Потом в один из не самых удачных дней, когда заказов было очень мало, мы за 30 минут до закрытия сделали контрольный звонок. Девочка-диспетчер начала принимать заказ, и на заднем фоне мы услышали голос нашего сушиста: «У нас рис закончился, все заказы на стоп». Повезло ему, что он все понял и успел сбежать, пока мы ехали. В итоге без проблем нашли новых сушистов.

Мои представления об управлении бизнесом изначально были очень радужными. В основном я смотрел на «Ютубе» такие каналы, как «Трансформатор» и «Бизнес-молодость», оттуда черпал «гениальные» идеи о том, что бизнес — это просто, получится у любого, главное — начать, и само попрет и так далее. Очень мотивирует вначале, но крайне разочаровывает потом.

Поначалу приходилось целый день работать самому: закупал продукты и расходники, принимал и доставлял заказы. Потом появилась возможность делегировать часть полномочий, но сформировать хорошую команду и заставить всех работать, как один слаженный механизм, без моего непосредственного контроля, так и не получилось.

Самое сложное в работе руководителя для меня — необходимость иногда поступать с сотрудниками жестко.

Я не хочу быть «плохим», пытаюсь относиться к людям так, как мне хотелось бы, чтобы относились ко мне. Но люди неидеальны, были даже случаи сговора всех участников процесса — доставщика, сушиста и диспетчера, — когда продавали мимо кассы. Выяснили это элегантно. Разместили пост в «Инстаграме»: «Все, кто заказывал сегодня доставку, напишите нам — вас ждет сюрприз». Клиенты написали, и у одной девушки оказался чек, нарисованный от руки. Попрощались со всей бригадой проходимцев.

Топ-5 ошибок сотрудников

🍣 Безответственность. Работник может позвонить за несколько минут до начала рабочего дня и сказать, что он сегодня не выйдет, потому что должен помочь отцу залатать крышу.

🍣 Опоздание. Были случаи, когда поступило уже три заказа, а повара еще нет на месте.

🍣 Неточный закупочный список. В итоге в разгар смены заканчиваются боксы или палочки.

🍣 Вольности в общении с клиентами. Одна девушка-диспетчер нарочито саботировала скрипт приема заказов и вместо приветственного слогана говорила: «Салам алейкум».

🍣 Отступление от рецепта. Сушист клал до невозможности тонкий слой лосося в «Филадельфию». На наш вопрос, почему лосось настолько прозрачен, отвечал: «Я же ваши деньги экономлю».

Однажды доставщик уехал на свадьбу, пропал на четыре часа, прислал на смену своего брата. В итоге с учетом всех накладок заказ, который был принят в восемь вечера, был доставлен в час ночи. Заказывала беременная женщина, сказала, что не будет забирать заказ. Доставщик долго ее уговаривал, мол, съешьте на завтрак. На следующий день я целый час извинялся перед клиенткой. Подарил ей три сета. Идиота-доставщика обматерил и уволил. Такой фейл для нас — исключение. Сейчас работаем с курьерской службой, оплата у доставщиков не фиксированная, а сдельная. Они приезжают быстро и в срок.

Как футбольный судья я изначально готов к стрессу, но волнение на поле — ничто по сравнению с чувством, которое испытываешь, когда заказ задерживается на два часа или когда посреди дня нужно мчаться в другой конец города и искать, где приобрести оптом палочки и соевый соус, потому что сотрудники забыли отправить заявку поставщику.

Со временем стал более толстокожим в отношениях с работниками. Невозможно оставаться «своим парнем» и при этом управлять людьми. «Проблемы индейцев шерифа не волнуют». Сейчас у нас установлена система штрафов за опоздания, беспорядок, неточности в заказах. Работает лучше уговоров. В будущем планирую нанять операционного руководителя и общаться только с ним, а самому заниматься привлечением клиентов и масштабированием бизнеса — не люблю ругаться с людьми.

Отдыхать получается не очень часто. Иногда мурашки по коже, когда в 10 вечера звонит рабочий телефон. Но если есть возможность его отключить — это блаженство. Обычно выпиваю и устраиваю детокс для мозга. Начинаешь больше ценить моменты вне работы.


Владелец бизнеса по продаже постельного белья: «Выходных никогда не бывает»

Возраст: 30 лет
Руководит: 5 лет
В подчинении 20 человек: менеджеры по продажам, рекламщики, программисты, швеи, закройщицы, бухгалтер, курьер, копирайтер

Я никогда не планировал заниматься собственным бизнесом. Но в 2016 году путешествовали с девушкой по Европе, гуляли и увидели в маленьком магазине прекрасный комплект постельного белья из смягченного стопроцентного льна. Он нам безумно понравился, и мы купили его за большие деньги — 25 тысяч в пересчете на рубли. Спустя полгода, после ремонта в квартире, мы впервые постелили его и поняли, что теперь ни на чем другом, кроме как на льне, спать не сможем. Начали искать что-то похожее, но подешевле, в России. По запросу stonewashed linen — именно так назывался этот лен — ничего не нашли. Тогда мы решили сделать его сами. Нам понадобилось несколько месяцев, чтобы собрать информацию об этом материале, изучить технологию смягчения ткани и найти производство по пошиву постельного белья. Так пять лет назад появился наш проект Linen Texture.

Мы занимаемся этим бизнесом вместе с моей теперь уже женой. Сейчас это наш единственный доход. Иногда мы берем какой-то фриланс, но в основном для души — я как фотограф-ретушер, жена как дизайнер-иллюстратор.

Работаем 24/7 от 3 до 15 часов в день. График ненормированный, могу работать как днем, так и ночью.

10:00. Подъем, прогулка с собакой, кофе, завтрак.

11:30. Разбор почты и сообщений.

13:30. Еду в наш магазин, проверяю текущие задачи.

16:30. Заезжаю в один из цехов, отдаю материал, забираю готовые изделия.

18:00. Обед/ужин с женой где-то в центре.

20:00. Дома, прогулка с собакой.

21:00. Ужин.

21:30. Разбираю сообщения за день и контролирую выполнение задач.

22:30. Переговоры и решение вопросов с клиентами в США. Я сам лично веду всех зарубежных покупателей. Это как раз вечерняя и ночная части моей работы, так как 80% наших иностранных клиентов из Америки.

23:45. Просмотр сериалов или чтение книг, плюс в любой момент я на связи и с ноутбуком. На каждом этапе может случиться какое-то ЧП или появляются новые трудности. На ночь я отключаю все телефоны и уведомления.

Когда я только начинал продумывать бизнес-план нашего проекта, мне казалось, что это легко. Даже удивляло, что каждый второй не открывает свой бизнес, ведь это так просто! Ох, как я ошибался. На деле все просто до первой неудачи. А дальше нет никаких инструкций, как действовать. Может быть, у кого-то они есть, но у меня не было. И тут начинается самое сложное: нужно принимать решения, нести за них ответственность, понимать, что могут быть провалы, видеть новые возможности.

Мое первое образование — строительное. Раньше я работал в строительной отрасли, подрабатывал фотографией и ретушью. Работа руководителя, конечно, более нервная, здесь очень многое зависит от меня, и, что самое страшное, многое от меня не зависит, например поставки, логистика, но я все равно за это отвечаю. Чем больше людей и шагов в цепочке создания продукта, тем больше стресса и неожиданностей. Всегда спокойнее и легче отвечать за какую-то одну область, успешное развитие которой зависит только от тебя. По мере роста бизнеса объем задач и ответственности увеличивается пропорционально.

Когда у тебя свое дело, чужая ошибка — это тоже твоя ошибка.

Точнее, ошибка вроде бы и не твоя, но ответственность за нее нести именно тебе.

Топ-3 форс-мажоров

❎ В марте 2020 Почта России потеряла в пересылке около 60 отправлений! Это стоило примерно 300 000 ₽, кучи нервов, некоторой потери репутации магазина из-за плохих отзывов. Но ничего, отправили посылки заново другой логистической компанией. Заключили договор с ними, и проблема долгой и некачественной доставки решилась.

❎ Упаковщица перепутала заказ в США за 40 $, в который входили две наволочки и стоимость доставки, с заказом за 700 $, состоящим из нескольких комплектов постельного белья больших размеров. Пришлось договариваться с курьерами на месте, чтобы они поменяли заказы. Все закончилось благополучно, но пришлось изрядно поволноваться.

❎ У нас есть несколько оттенков зеленого цвета. Однажды наш производственный цех перепутал оливковый с фисташковым. Это была партия комплектов постельного белья: пододеяльники, простыни, наволочки — примерно на 150 000 ₽. На каком-то этапе в пошиве ошиблись, и все заказы сделали в другом цвете. Хорошо, что ткани было много и можно было оперативно переделать. Пришлось потом долго продавать ненужные позиции, в итоге все раскупили, просто за большой промежуток времени.

Однако вести свой бизнес — это очень интересно. Особенно приятно осознавать, что удалось выйти на такой уровень, как сейчас. Мне нравится брать ответственность, ведь именно с увеличением ответственности происходит личное развитие и развитие бренда. Еще нравится свобода. Несмотря на огромный список дел, сейчас я чувствую себя более свободным, чем когда работал в офисе как наемный сотрудник.

Руководить несложно. Наши сотрудники отлично выполняют свои обязанности, плюс мы всегда ищем себе в команду людей, которые так же горят этим делом, как и мы, и близки нам по духу, чтобы вместе создавать классный продукт и получать от этого удовольствие. Сотрудников ищем сами через сарафанное радио и рекламу в «Инстаграме». Основной критерий — интерес к нашему делу и желание в нем развиваться. А дальше уже смотрим на человека, его характер, идеи, мысли. Важны также внимание к деталям, ответственность и умение общаться с людьми.

К сожалению, приходилось и увольнять. Но это никогда не было неожиданностью для сотрудника. Обычно люди, с которыми мы расставались, сами теряли интерес к работе, из-за чего начинали совершать много ошибок. К редким ошибкам отношусь лояльно, понимаю, что везде есть человеческий фактор и это стоит учитывать. Если после фиаско сотрудник собирается и улучшает свои показатели — отлично! Если за одним фиаско следует другое, значит, человек не хочет работать, и мы безболезненно расстаемся.

Считаю, что нет плохих сотрудников, есть те, кому просто неинтересно.

Самые страшные ошибки — в накладных и при сборке заказа. Так как много отправлений за границу, есть вероятность ошибиться при сборке или составлении накладной. За такие ошибки предусмотрены штрафы в размере оплаты расходов на доставку перепутанных посылок. Премии стандартные: в конце года и процент от продаж.

Топ-4 ошибок сотрудников

📦 Рассеянность. Я говорю важную информацию, которую следует запомнить, а сотрудник ее не запоминает. Из-за этого совершаются ошибки, за которые потом отвечаю я.

📦 Несамостоятельность работника в решении вопросов, которые полностью в его компетенции. Например, весь день в магазине не работает принтер или проблемы с интернетом, телефоном, кассой, эквайрингом… В этом случае сотрудник может сам связаться с провайдером или позвонить в техническую поддержку кассы, не дожидаясь моего вмешательства.

📦 Ошибки по невнимательности. В накладных, ценах на товары, в заказах и сроках, которые могут привести к потере денег и, главное, к разочарованным клиентам. Для нас очень важно положительное впечатление покупателя о нашем бренде, поэтому особенно горько осознавать, что при высоком качестве продукта по невнимательности менеджера заказ, например, уходит не по тому адресу.

📦 Если сотрудник не хочет выложиться на 100%, это очень расстраивает.

Чтобы снять стресс, медитирую и занимаюсь йогой перед сном. Еще помогают сериальчики с чаем. Выходных никогда не бывает. И я вообще не умею отдыхать больше четырех дней. Даже если мы уезжаем куда-то далеко и надолго, уже через несколько дней я страдаю без работы. Мы с женой очень любим свое дело и не перестаем им заниматься даже на отдыхе. Самое классное, что ты можешь это делать где угодно — хоть у подножия Камчатского вулкана, хоть на побережье Калифорнии.


Руководитель департамента крупного холдинга: «Холодная голова в ситуации форс-мажора важнее седых волос»

Возраст: 52 года
Руководит: 23 года
В подчинении 150 человек: сотрудники техподдержки, программисты, аналитики, сетевые инженеры

После восьмого класса школы нужно было принять решение: идти в ПТУ и стать рабочим или в девятый класс и далее в институт. Тогда я решил, что хочу работать инженером и ставить задачи рабочим. Пока учился в институте, призвали в армию, там уже определенно понял: надо быть руководителем. И стал командиром отделения. А дальше само как-то покатилось…

Представление об управлении людьми в начале карьеры было очень идеалистическое. У нас был небольшой коллектив из семи единомышленников, и любая задача решалась без дополнительного контроля и проверок. Сказал — сделали. Когда пришел в коллектив побольше, столкнулся с другим отношением к работе, и это было для меня тяжелым моментом. Почему-то некоторые задачи не выполнялись, каждый хотел заниматься только тем, что было интересно лично ему. Было несколько странно объяснять взрослым людям, что на работе главный приоритет — интерес компании. Личное развитие — в свободное время.

Сейчас я работаю в многопрофильном холдинге, предприятия самые разные, в основном добыча и производство. Я руковожу всей ИТ-командой. В среднем работаю 45—50 часов в неделю, в отпуске — по 15—20 часов. Пока нет времени и возможности заниматься своим бизнесом, поэтому зарплата — мой единственный доход. Немного инвестирую, я ленивый инвестор.

Мне нравится моя работа, люблю решать проблемы. Это до сих пор меня удивляет: вокруг умные люди, но решения никто не видит. Пришли, обсудили — вот оно. И пошли делать. Бывают трудности и с сотрудниками, и с другими руководителями: ошибки, конфликты. Это все рабочие моменты, и мне интересно находить выход из сложной ситуации.

Обычно я спокоен в критические моменты, холодная голова в ситуации форс-мажора важнее седых волос. Но однажды на одном из заводов убили местного начальника ИТ-отдела. Это был шок. Если коротко, мы ввели в эксплуатацию ИТ-систему, которая не позволяла воровать очень крупные суммы местным работникам. Начальник отдела не сам ее выбрал, это был приказ акционера. Но он его выполнил. И оказалось, что за сезон выборочная группа машин выработала сырья на миллион долларов больше, чем до нововведений. Убийц не нашли, но это единственное разумное объяснение случившемуся.

Мой стиль руководства с годами менялся. Я пробовал разные методы, читал умные книги по управлению персоналом и применял знания на практике. Это не было резким изменением, скорее тюнингом. Ошибки, конечно, были. Помню, первых собравшихся увольняться сотрудников я пытался удержать любой ценой: казалось, что это безвозвратная потеря и никак нельзя допустить увольнения. Но они все же уходили, я расстраивался и шел дальше, искал новых.

Однажды мой начальник, переходя в другую компанию, забрал с собой всех ключевых сотрудников.

Он сказал: «Эту команду собрал я, ты собери свою». И я собрал. И больше не паниковал, а просто разбирался, почему человек уходит. Иногда помогал укрепиться на новом месте.

Хороший сотрудник — понятие мутное. Для кого он хорош? Для меня или компании? Есть приятные люди и слабые специалисты, есть профессионалы со скверным характером. Когда я ищу сотрудника, иду от компании. Поиском ИТ-специалистов HR заниматься не умеет, мы ищем сами. У меня был невыносимый аналитик по шинам данных — его высокомерие не задевало только меня и начальника его отдела. Но профессионал отличный. Мы его изолировали от общения с другими коллегами, и он за год сделал трехлетнюю задачу. А потом я его отпустил, потому что у нас для него не осталось интересных проектов.

Подчиненным я обычно задаю вопросы. В компании есть ключевые специалисты по всем направлениям, есть регулярные отчеты, но короткий разговор дает больше информации.

Увольнять, конечно, приходилось — за пьянство и прогулы. За ошибки в работе — ни разу. Наверное, мои люди еще не совершили такой ошибки, за которую я готов уволить.

Топ-3 ошибок сотрудников

📉 Забыл про задачу.

📉 Недопонял задачу и не переспросил — сделал не то, что нужно.

📉 Все понял, не забыл, пообещал, но не сделал — не успел, не получилось.

Выходные — как у всех: домашние дела, прогулки, только иногда в субботу или воскресенье надо что-то быстро сделать или встретиться по работе — наш акционер работает без выходных. Захожу пострелять в World of tanks — хорошо оттягивает, особенно если день был трудным. Но лучший отдых — яхтинг. Уже 13 лет им занимаюсь, 12 лет — шкипер. Любительские регаты или просто недельная прогулка на яхте — отличный способ провести время, всем рекомендую попробовать.


Руководитель команды дата-сайентистов: «Если что-то прямо сильно горит, мы договорились не спать»

Возраст: 29 лет
Руководит: 1,5 года
В подчинении 10 человек: дата-сайентисты

Я работаю в ИТ-консалтинге: мы помогаем клиентам извлекать пользу из данных, подсказываем, как переделать процессы так, чтобы было не стыдно. В какой-то момент я решил попробовать себя в роли руководителя. Сначала взял обязанности старшего товарища и мини-стратега в команде из трех опытных разработчиков, параллельно устроился менторить начинающих аналитиков данных в известный сервис онлайн-образования. Когда понял, что психологически готов стать руководителем, как раз подвернулась возможность. С моей стороны это была спланированная авантюра, со стороны работодателя — спонтанное решение: как я потом выяснил, идея предложить мне поруководить официально пришла после корпоратива, где я играл на гитаре и смог собрать вокруг себя народ, будучи совсем новичком в компании.

Все мои подчиненные — ученые-эксперты по данным. Дата-сайентист — это специалист, который умеет делать выводы по данным, строить предсказательные модели, писать код. Типичное задание сотрудника, как ни странно, — решить задачу бизнеса. Иногда решение — это крутой алгоритм машинного обучения. Иногда нужно помочь собрать и проанализировать данные, иногда — сделать веб-сервис. Стремимся стать отделом универсальных солдат и развиваться одновременно и как аналитики, и как программисты. Мои подчиненные — в первую очередь мои товарищи. Все молоды, прекрасны, перспективны, мне с ними повезло.

Есть три источника, где мы ищем людей: интернет-сервисы по поиску сотрудников, сообщество Open Data Science, рекрутинговые агентства. Некоторые приходят к нам сами, потому что слышали про наши проекты и экспертность, — такие кандидаты обычно мотивированнее и, как ни странно, сильнее.

Поиск выглядит максимально просто: пишем вакансию, в ней стараемся честно и полно рассказать о том, что придется делать, что нужно уметь и чему научим. Наша сильная сторона — это интересные, разнообразные задачи при конкурентной зарплате с реально работающими механизмами роста. Тем и подкупаем. Но найти подходящих людей бывает сложно. Требования у нас довольно серьезные и к хард-, и к софт-скиллам, да и рынок сейчас не самый живой и весьма перегретый. Но «наши» люди на нем точно есть, и здорово, что мы друг друга находим. А уж если мэтч случился, то стараемся растить, любить и никогда не бросать.

В работе руководителя нравится, что я могу подруливать постановки задач под людей и людей под задачи. Нравится, что с руководством растет твой вес как специалиста — чаще прислушиваются. Самый большой кайф — что можно делать намного больше проектов, хоть и чужими руками. Еще круто, когда ты какую-то фишечку придумываешь, а команда реагирует восторженно. Делиться знаниями — это очень здорово, сам многое понимаешь, пока объясняешь.

Быть начальником сложно, но основные трудности связаны скорее не с управлением людьми, а с продумыванием стратегий и защитой будущих проектов. Это встречи, встречи, встречи. Некоторые откровенно бесполезны, на некоторых нужно сразу вынуть из головы космолет. Вторая по сложности вещь — это донести планы до команды. Нужно каждый раз излучать больше оптимизма, чем тебе доступно, при этом никогда не обманывать. Дальше уже работает взаимное доверие. И третий челлендж — распределять ресурсы так, чтобы люди, выполняя задачи, могли расти в направлении, которое им наиболее интересно.

В целом руководить — это весело.

Я ожидал большей свободы в принятии решений — я ее получил. В придачу к ней, правда, получил еще гору встреч и прочей шелухи в виде рисования схемок, гантов и презентаций. Удивило, что доля графики в работе сильно увеличилась.

С опытом пришлось изменить некоторые процессы в руководстве. Изначально код и документацию я пропускал через свое ревью — это было долго, неэффективно. Потом подглядел в одной знакомой организации прекрасный подход — кросс-ревью. Теперь стараюсь, чтобы в каждом проекте была хотя бы пара человек, проверяющих друг друга. То есть чтобы ответственность была не перед каким-то там начальством, а в первую очередь перед своим соседом по парте.

Из обязательных мероприятий — утренний сбор, где делимся, у кого что и как на проектах. В этот момент можно вместе накинуться на какую-то провисшую задачу, и это мотивирует работать. В крайних случаях могу прийти в личку и спросить вне ревью кода и обязательных встреч что-то вроде: «А вот тут у нас все в порядке?» Ответ появляется, и сразу принимаем решение. Вообще, я стараюсь не навязываться и не навязывать.

На работу трачу от 40 до 70 часов в неделю в зависимости от загрузки.

09:00. Подъем, завтрак.

09:30. Тренажерка.

11:00. Общекомандная встреча, которая обычно порождает много маленьких встреч.

11:30—14:30. 4—6 встреч длительностью от 15 минут до часа, на которых обсуждаем текучку. В перерывах между ними я либо проверяю код, либо стараюсь решить какую-нибудь маленькую, но сложную задачку по наиболее подвисающему проекту.

14:30. Обед.

15:00—19:00. Встречи, посвященные каким-то будущим проектам и подготовке к встречам с будущими клиентами, — это больше про стратегию и бизнес. Прямо на них раньше получалось программировать, но сейчас все больше нужно говорить и слушать, параллельно выполнять другие задачи не выходит.

19:00—21:00. В зависимости от вдохновения решаю свои задачки или провожу ревизии проектных артефактов. Если совсем выматываюсь, иду гулять.

21:00. Если что-то горит по проектам или просто есть интересная задачка, то занимаюсь этим. Время самое продуктивное, никто не отвлекает в личке, нежарко.

Увольнять приходилось, но не за конкретные ошибки. Почти все, что можно исправить, корректируется и трансформируется в опыт. Просто иногда становится понятно, что человек растет медленнее, чем нам бы хотелось. Возможно, это непопадание в задачи или в команду. Еще один тревожный звонок — это отсутствие проактивности. С любой проблемой можно справиться, если знаешь о ней заранее. Когда возникают эти две ситуации, я доношу информацию до сотрудника, и дальше возможны варианты: перевод в другую команду, или мы перестраиваем взаимодействие, или расстаемся, как бы грустно это ни было.

Типичный форс-мажор: завтра сдача большой части проекта, ничего не готово, работники ушли спать.

Раньше такие факапы фиксились за счет моего сна. Но сейчас я научился к этому относиться проще и стараюсь предотвращать возможные срывы сроков небольшим нахлестом ресурсов на проектах. Вместо поиска виноватых мы с командой придумываем такие конфигурации, при которых косяки случаются все реже, — это и шаринг знаний, и кросс-ревью, и наем людей на вырост. Да и частые обсуждения проблем каким-то узким кругом пострадавших тоже очень помогают. Если что-то прямо сильно горит, мы договорились не спать, зато потом отдыхать чуть интенсивнее. Переработки компенсируем дополнительными выходными. После таких договоренностей и процессных изменений стало сильно проще. Штрафов за ошибки нет, разве что общественное порицание, и то очень редко.

Топ-5 ошибок сотрудников, до конца понятных только ИТ⁠-⁠специалистам

💻 Пушить в мастер-ветку в системе контроля версий неработоспособный код — починили на уровне репозиториев.

💻 Спешка вместо какого-то глубокого закапывания. Случается редко и под конец проекта, учусь и себя искусственно тормозить в такой ситуации.

💻 Глубокое закапывание там, где нужно просто сделать. Бывает чаще, чем предыдущая ошибка, и такое поведение — плюс для аналитика, но нужно учиться бить себя по рукам — мы все-таки бизнес.

💻 Считать, что проекты соседних команд нам параллельны и нет смысла вписываться, даже если есть возможность предложить помощь. Не совсем ошибка, это правильно с точки зрения экономии ресурсов, но с точки зрения работы над общим делом не очень эффективно.

💻 Использование старших коллег вместо Гугла. Так уже почти не происходит, но иногда бывает.

Выходные бывают каждую субботу и воскресенье. Последнее время удается провести границу и забывать о работе без сильного ущерба ее качеству. Отдых простой: прогулки по лесу, Питеру, катание на велосипеде, сон, просмотр «Ютуба». В будни неплохо разгружает мозг тренировка.

Станьте героем Т⁠—⁠Ж. Поделитесь своей историей финансового успеха, провала или выживания.
Место для того, чтобы поделиться своими обманутыми и оправданными ожиданиями от работы руководителем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Как человек, с 10 годами опыта управления людьми и проектами, полностью согласен с данной картинкой:

84

Sol, да, достаточно близкое описание ожиданий будущего руководителя! ))

0

Sol, ААААА))))

0
0

"Если сотрудник не хочет выложиться на 100%, это очень расстраивает."

- чтоб у сотрудника было такое желание, его надо очень очень очень очень сильно мотивировать, как правило сотрудники делают в лучшем случае то, что прописано в должностной инструкции.
И никогда ни один наемный сотрудник не будет всей душей и телом ложиться за чужой бизнес.

53

Gordon, я наемный работник, но я всей душой хочу, что бы малый бизнес в котором я работаю процветал и для этого прикладываю максимум усилий. Понимаю, как важно сделать все качественно ведь от этого выигрываю в первую очередь я, потому что реализуюсь, как специалист. Горжусь тем, что компания идёт к развитию и в этом есть часть моей заслуги.

Сложилось это из двух основных факторов
1. Любовь к самой индустрии бизнеса в моем случае это мода 2. Полное взаимопонимание с владельцами бизнеса. (с руководством)

Нет кайфа работать там где просто надо выполнить регламент.

5

Aleksandra, если все так и есть, то вы очень редкий и ценный сотрудник. И если это малый бизнес, набирайтесь опыта и пробуйте свое дело ;-)

2
Герой реалити

15.07.21, 16:47

Gordon, делать все по должностной инструкции - это уже выложиться на 100%

0
0

У руководителя есть две проблемы: он думает, что подчиненные думают, как он. И он думает, что подчиненные знают то же, что и знает он.
Секрет успеха любого руководителя - найти себе идеальную команду. Иногда приходится ее изрядно перестраивать :(

15

тьфунатебя, я зачастую исхожу из того, что люди вокруг вообще не думают.

18

Sol, да, есть такое, но надо тогда каждому как ребенку разжёвывать всё. Надо их учить думать.

1

тьфунатебя, По возможности, старался брать нулёвых сотрудников и кроить их под себя. Только в этом случае, можно получить необходимый результат, а не "А мы делали так..."

1

Михаил, согласен - брать с нуля и готовить для компании/себя практически идеальный путь. Трудозатратен, но в плане итога конечного итога - прекрасен.

0
Герой реалити

15.07.21, 16:47

тьфунатебя, о да... как вы правы

0
0

После прочтения статьи не сложилось впечатление, что быть руководителем трудно, сложилось впечатление, что быть руководителем скучно.

Молодой человек в последней истории вообще сильный кандидат на выход. Я бы не стал такое писать и сам себя прикапывать. Здорово, что он выбрал молодое направление IT, но по мере взросления рынка занимать руководящие должности ему станет все сложнее и сложнее.

7

Сергей, может, это и нормально, что по мере взросления рынка занимать руководящие должности станет все сложнее и сложнее? Мы же не молодеем в итоге с возрастом. Да, матереем, но и гибкость теряем, и консервативности больше. В итоге, банальная картина: у руля старпёры, которые не любят рисковать и выбирают сильно консервативные модели развития. Итог - возможная потеря конкурентного преимущества компании. Как считаете?

1
0

Вот иди в айти после таких историй внедрения...

4
0

Отличная статья!!! Спасибо большое Екатерине Шалминой за труд и интересный выбор «Чужая ошибка — это тоже твоя ошибка»: 4 истории о трудностях работы руководителя.

2

Щерба, Спасибо, Жанна!

2
0

Классная статья! Спасибо.

0
0
Герой реалити

15.07.21, 16:49

Самое тяжелое, это руководить линейным персоналом. Работаю над тем чтобы перейти на ступень выше

0

BosiCom, зато сколько опыта. Ну и, в итоге, все люди одинаковы.

0

Сообщество