В конце декабря 2022 года я отправился на новогодние каникулы в далекую и заснеженную Якутию с группой отчаянных туристов. У нас была богатая на развлечения программа, в которую входила поездка на конеферму, купание в -50 °С в Индигирке, посещение музеев, якутского рейва, Ленских столбов и многое-многое другое.
Среди всех мероприятий, наверное, самым главным была поездка на полюс холода Оймякон. Это одна из самых холодных и труднодоступных локаций на земле, куда мечтают попасть коллекционеры необычных мест вроде меня в том числе и из зарубежа.
Именно в Оймяконе, а если чуть точнее в селе Томтор, находящемся в 40 км от него, мы и должны были встречать новый 2023 год.
Оймякон находится более чем в 900 километрах от Якутска, и дорога до него — отдельное приключение. Трасса с непростой историей «Колыма» петляет до Магадана через бескрайние заснеженные пейзажи, среди которых на сотни километров вокруг ничего нет. Всю дорогу убаюканная стуком колес группа спит в натопленной машине, изредка просыпаясь, чтобы посмотреть в окно, сбегать в уличные туалеты на редких остановках и перекурить.
Мы добирались до Томтора двое суток с перерывом на ночевку в Хандыге и приехали в село только под самый вечер 30 декабря. Сытная еда и горячая баня по приезде нас совсем разморили и мы легли спать.
Забавный факт: я спал на той же кровати, что и иноагент Алексей Пивоваров из «Редакции», снимавший репортаж про Оймякон в начале 2022 года, когда я даже и подумать не мог, что в том же самом году сам там окажусь.
31 декабря было крайне насыщенным. Сначала мы отправились в ледяную пещеру Чысхаана — местного деда мороза. Она находится в заброшенной штольне за Томтором и известна тем, что в по стенам и потолку в ней причудливо растут кристаллы льда — все из-за специфической температуры и постоянного сквозняка.
После мы забрались на сопку и осмотрели с нее окрестности, даже увидев не частое природное явление — солнечное гало. А после, немного покружив по округе и побродив по заброшенному аэропорту, двинулись в Оймякон.
В Оймяконе из развлечений заезжих туристов ждет встреча с Чысхааном, классическая фотография с ним на фоне стелы «Оймякон — полюс холода» и главный аттракцион для смельчаков — купание в незамерзающей речке Индигирке, о которой в последний раз я слышал еще в далекие школьные годы.
Доехав до стелы и сделав несколько совместных фотографий в ожидании Чысхаана, с нашей группой произошло мистическое событие — откуда не возьмись вместо него к нам вышел одинокий и улыбчивый индиец, одетый в осенние ботинки и легкую пуховую куртку.
На неплохом английском он сообщил, что его зовут Дхирадж и он добирался до Оймякона автостопом и поездами аж из Узбекистана, чем немало удивил бывалых путешественников из нашей группы. С его слов, он один из 10 жителей полуторамиллиардной Индии, кто за все время смог тут побывать. Появившийся через несколько минут из избы неподалеку Чысхаан вообще как будто потерялся на его фоне.
Дежурно сделав с ним несколько фотографий, мы поехали купаться на Индигирку, и решили захватить с собой Дхираджа, попутно расспрашивая о его приключениях. Оказалось, что он инфлюенсер-путешественник, который до блокировки Тик-тока в Индии имел более 2 миллионов подписчиков, а сейчас вынужден начинать по новой на ютюбе и в одной запрещенной в России соцсети.
Возле реки нас ждал хорошенько натопленный вагончик, в котором можно было переодеться в купальный костюм и согреться перед погружением в ледяную воду. Это хоть как-то позволяло относительно легко залезть в нее неподготовленному человеку вроде меня — в обычной жизни я в проруби не ныряю. На таком морозе вода словно обжигает все тело, при этом находиться в ней теплее, чем просто стоять на улице в плавках.
Поначалу Дхирадж с удивлением смотрел на нас и наши приготовления, переодически называя нас «crazy russians», не решаясь повторить такой подвиг, но после непродолжительных уговоров объявил, что раз добрался до этого места то попросту обязан это сделать, потому что иначе будет жалеть. Одно из самых завораживающих зрелищ в моей жизни— купающийся в Индигирке в -45 °С индиец.
Стоимость такого развлечения за 11 человек, включая индийца, составила 5000 рублей. Забавный факт, но все местные, которых мы спрашивали про купании в Индигирке, «с ужасом» открещивались от такого развлечения, мол, холодно ведь, и говорили, что купаются только туристы. Когда все желающие искупались и собрались, мы попросили нашего якутского провожатого подбросить Дхираджа до Томтора, откуда бы он продолжи свое путешествие дальше…в Магадан. Провожатый нехотя согласился и мы двинулись в обратную сторону.
По пути назад у нашей машины пробило переднее колесо посреди глухого леса. Поскольку мы ехали двумя составами, к нам на выручку вскоре приехала вторая машина. Оттуда стремительно вышел провожатый и строго нас отчитал. Он сообщил, что это — недобрый знак и пробили мы колесо именно из-за несчастного индийца, которого не стоило брать с собой. Мы удивились, но сильно спорить не стали.
Вернувшись в Томтор, мы высадил Дхираджа возле дома, где ему разрешили остаться на постой, и отправились восстанавливать силы к себе. На вопрос, можем ли мы пригласить Дхираджа к нам, наш провожатый ответил решительным отказом. Робкие попытки выяснить причину не увенчались успехом.
Плотно поев и отдохнув, мы стали собираться на главное событие предновогоднего вечера — праздничный концерт в местном доме культуры, куда мы позвали составить нам компанию Дхираджа. Часть нашей группы, видимо предвкушая что ее там ждет, выпила умеренное количество водки. Веселой компанией мы двинулись в сторону дома культуры, куда уже стали стекаться местные жители.
Прямо перед входом внутрь, мы увидели, как с молодым якутским мужчиной на 50-градусном морозе случился эпилептический припадок. Часть нашей группы бросилась помогать, на что местные сообщили, что это нормально и сейчас он встанет. И действительно, очень быстро припадок закончился, мужчина вскочил, забежал в здание и стал держать дверь с другой стороны, не давая никому попасть внутрь.
Когда один из членов нашей группы попытался открыть дверь, то рядом стоящая женщина аккуратно заметила, что этого делать не стоит, потому что он резко ее откроет и даст в морду. Через несколько минут дверь изнутри нам открыли другие люди, а тот мужчина как ни в чем не бывало пошел в зрительный зал. В фойе мы столкнулись с неожиданным для события такого масштаба числом зрителей. Мы поспешили взять 10 билетов на нашу группу и целиком заняли весь ряд. Мне всегда казалось, что такие концерты не могут привлекать много желающих в силу своей нишивости и кустарности, а уж тем более зрителей со стороны. Но в этот день спрос был явно аномальный хотя зал и стоял полупустой.
Один билет обошелся в 100 рублей. За эти скромные деньги зритель получал насыщенную 2-часовую программу: вступительное шоу теней, театрализованную фантазию на тему «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола; конкурс костюмов; призовую лотерею; музыкальные номера, поздравление деда мороза и главы села и кучу положительных эмоций. Скажу сразу — цена полностью себя окупила.
К нашему удивлению, зал был недурно украшен и выглядел опрятно для удаленного якутского села на плюс минус 1000 человек: сидения были чистыми, штукатурка не отваливалась, а сцена предательски не скрипела. Декорации выглядели не хуже тех, которые используют во всяких новогодних шоу на федеральных каналах. Хотя сосульки в левом углу мне откровенно напоминали череп, зловеще нависший над выступающими, но это мелкие придирки. В целом качество подготовки было на высоте.
Любопытно, но несмотря на то, что в помещении было достаточно тепло, большинство зрителей продолжало сидеть в меховых шапках, зимних куртках и шубах. Мне это напомнило ранние 2000-е и один поход с отцом в кинотеатр, в котором зимой не работало отопление. Скупо размазанные по рядам зрители сидели в шапках и варежках и весь просмотр выдыхали облачка пара в закрытом помещении. Я решил последовать примеру местных и тоже остался сидеть одетым на всякий случай.
Во всем зале мы были единственными пришельцами. Причем интересно то, что других туристов, кроме материализовавшегося из воздуха индийца 31 декабря ни в Оймяконе, ни в Томторе мы не обнаружили. Хочется верить, что десять человек внезапно европеоидной внешности не сильно смущали выступавших. Боюсь представить, что было бы, если с нами был индиец.
В зале выключили свет, заиграла музыка, из-за кулис ведущая торжественно сообщила, что концерт начинается. На сцену как призрак выплыла девушка в ярко-белом платье и исполнила пластичный танец. Ее поддерживали несколько партнеров, полностью одетых в черное, из-за которого они сливались с таким же черны фоном, а танцовщица словно парила над землей.
Впечатленный увиденным, я громко хлопал и наделся на нечто подобное дальше, но не тут-то было.
На сцену впопыхах выбежал человек в костюме белого кролика, он судорожно стал метаться из угла в угол и что-то искать. К нему вышла курпулентная ведущая, игравшая Алису, и уточнила, что он ищет. Кролик ответил, что потерял три предмета: трубку, часы и веер. Это очень важные предметы, потому что без них встретить Новый год не получится. Услышав это, Алиса предложила зрителям ему помочь и отправиться в зазеркалье на поиски. (Уходят)
Небольшая музыкальная перебивка и на сцену выходят братья-близнецы траляля и труляля, хрупкая девушка в костюме ангела, двое персонажей, чью идентичность установить на ходу не удалось, и невероятная гусеница, чьи лапки сделаны из надутых медицинских перчаток. Девушка-ангел начинает петь мелодичную песню на якутском, а все остальные ей флегматично подтанцовывают.
Внезапно спокойная песня заканчивается и включается попурри из клубных треков прошлых лет, а все присутствующие на сцене начинают бойко отплясывать. В этот момент я подумал, насколько же глубоко мы погрузились в эпоху пост-модерна, если в далеком Якутском селе в Новый год идет представление по мотивам Алисы в стране чудес, в котором играет хип-хоп трек «TMM TMM» немецкого репера турецкого происхождения Summer Cem, но тут же отогнал от себя эти мысли как праздные. Зал аплодирует.
Вновь появляется кролик с Алисой, не очень уверенно произносит несколько реплик, как будто экспромтом, и получает от гусеницы трубку. Все уходят.
После них гусеница на сцену выходят 6 людей в черном и с приклеенными большими цветами и начинают танцевать несложный танец. Тут я понимаю, что качество костюмов на удивление на высоком уровне. Через некоторое время к танцующим присоединяется человек с головой Чеширского кота под песню «Чем шире рот, тем Чешире кот». Покружив немного по сцене, они занимают места и начинают все вместе танцевать свинг под песню Элвиса Пресли.
После их танца вновь выбегает кролик, а за ним Алиса, которая просит кота и цветы помочь зайчику, но быстро поправилась, кролику, и просит помочь найти его часы. Кот отдает кролику часы и исчезает в цветах, а его улыбка остается с нами надолго. Все вновь уходят.
Небольшая пауза, после которой на сцену в черных и красных худи и почему-то масках Гая Фокса выходят слуги Червонной королевы — карты. Опять же поражаюсь качеству проработки костюмов для якутского села. Карты раскланиваются, водят хороводы и ждут прихода королева. Та, словно фурия, влетает на сцену и начинает истерично требовать прекратить отмечать новый год, потому что она так сказала. За ней семенит король.
На крики королевы появляются Алиса с кроликом, слезно просят ее этого не делать и отдать им веер — последний недостающий элемент для спасения нового года. Королева, не сильно ломаясь, соглашается. Получив все три предмета, кролик говорит нечто бессвязное и очевидно придуманное на ходу о том, что теперь-то новый год придет и карты с королевой пускаются танцевать под песню Дискотеки Авария «С новым годом!».
После песни на сцене появляются ведущие, толкая перед собой тележку с урной, где болтаются наши лотерейные номера. Первый номер — мимо. Второй номер — неожиданно уходит мужчине с падучей, от которого все будто ожидали провокации. Третий номер попадает на нашу компанию и мы получаем какую-то символическую безделушку. Еще разыгрываются несколько номеров, но их держателей нет в зале и ведущие укатывают тележку за кулисы, общая вернуться к остальным призам чуть позже.
После розыгрыша ведущие предлагают зрителям позвать деда мороза. Зал кричит и неистовствует и вскоре из-за кулис нетвердо шагая выходит человек в костюме Санта Клауса. Под руку с ним идет откровенно одетая девушка в маске и рыжем парике. Оба начинают развязно танцевать под песню Артура Пирожкова «Зацепила».
Ведущие останавливают музыку и танцующих и уточняют, не самозванец ли он. Санта Клаус с апломбом сообщает, что пришел куда надо — на новогодний корпоратив — и снимает с себя штаны, демонстрируя публике белые трусы с сердечками. Зал снова неистовствует. Какое-то время идут препирательства и Санта Клауса со спутницей выпроваживают со сцены.
Ведущий вновь предлагает позвать Деда Мороза, но уже настоящего. Зал пару раз невпопад и не очень бодро повторяет «дед мороз». Наш ряд решает помочь празднику и кричит «дед мороз» до хрипоты в горле, обращая на себя удивленные взгляды присутствующих. И о чудо, из дверей появляется он со снегурочкой и неспешно поднимается на сцену. Снегурочка берет микрофон и под своеобразный симбиоз даб степа и евроденса поет поздравительную новогоднюю песню. Звучит магически.
После номера возвращается ведущий и предлагает дорогим гостям занять места в первом ряду и посмотреть какие подарки для них приготовили выступающие. Начинается концертная программа.
Организаторы решили начать с тяжелой артиллерии, поэтому на сцену вышли три взрослые женщины и хором запели песню «Синий иней». Зал аплодирует.
После дам выходит молодой мужчина в роскошной рубашке и синих джинсах и начинает петь «Детство» покойного Юрия Шатунова и зажигательно танцевать. Зал в восторге и аплодирует.
Следующим на сцене появляется брутальный и стильно одетый мужчина. На фоне начинает играть не противный и ритмичный синти-поп и он, на удивление приятным голосом, исполняет композицию на якутском языке. Тут уже в восторге наша компания, которая громка аплодирует вместе с залом.
После него на сцену приглашают руководителей местной администрации, чтобы выбрать победителя и призеров конкурса костюмов и вручить им ценные подарки вроде блендера и торта. Все костюмы были замечательными, но фаворит был очевиден всем с самого начала. Гусеница сразила наповал жюри и нас вместе с ним.
На этом моменте организаторы решают удовлетворить слух и взор преимущественно мужской аудитории и приглашают на сцену четырех молодых девушек, которые звонкими голосами исполняют «А я все летала» Блестящих. Чувствуется, что все мужчины довольны, но тщательно скрывают это от своих спутниц.
После девушек вышел мужчина с не подключенной электрогитарой и сообщил, что исполнит несколько авторских песен. Как оказалось, это был исполнитель роли нетрезвого деда Мороза из сценки выше. Он игриво заметил, что начнет свое выступление с песни про родной Оймякон, где были вот такие строчки: «летом косим сено, зимой готовим дрова, а весной у нас рыбалочка». Если вы ее где-то найдете, то обязательно послушайте полностью.
К сожалению, усилителю не хватило длины провода, чтобы исполнитель мог встать посередине сцены, поэтому он стоял где-то в углу у самого закулисья, вяло перебирая струны. Сюрреализма происходящему добавлял сидящий в первом ряду Дед Мороз, который внимательно слушал шансон про Оймякон на расстроенной гитаре.
Когда песня закончилась, все нервно захлопали. Из-за кулис кто-то подозвал исполнителя и они стали разговаривать. После пары реплик, которые никто не разобрал, исполнитель кивком поблагодарил зрителей, снял с себя гитару и ушел со сцены. Видимо, организаторы посчитали, что зрителям будет достаточно одной такой песни.
Вновь на сцене появляются ведущие, толкая перед собой тележку с урной. Разыгрываются последние призы. Тут уже нам везет гораздо больше и целых два участника нашей группы выигрывают. Одному достается очередная символическая безделушка, а второму — целый торт. Небольшой флешфорвард: когда мы шли после концерта в гостевой дом, то случайно уронили торт крышкой на землю. Ожидали самого худшего, но на 50-градусном морозе он так задубел, что вообще не повредился и даже не отклеился от дна.
Следующими вышли трое молодых людей в праздничных свитерах с оленями и исполнили поп-песню на якутском языке. Почему-то окружающая обстановка, их внешний вид и исполнение навеяли воспоминания об известном мем-шлягере «Новый год» группы «Стекловата». К сожалению, эта песня не оказалась такой же цепляющей.
Наконец-то на сцену пригласили Деда мороза со снегурочкой, которые все это время терпеливо слушали все музыкальные номера. Раскатистым басом он пожелал всем самого хорошего в новом году и под аплодисменты покинул зал со снегурочкой, оставив меня в легком недоумении. Мне показалось, что его роль в этом представлении осталась раскрыта не до конца, потому что снегурочка хотя бы спела песню.
После них на сцену пригласили главу села и еще каких-то людей из местной администрации. Те, как я думаю, сделали то же самое, что и дед мороз, потому что говорили на якутском языке. По одобрительным кивкам и смешкам в зале мы сделали вывод, что поздравления были добрыми и позитивными.
И на этом все! Это во всех смыслах замечательное представление надолго врезалось в мою память и оставило после себя самые положительные воспоминания. Даже проблемы со звуком и легкая неорганизованность всего происходящего не испортили впечатлений от такого душевного концерта. Приятно осознавать, что в таком удаленном селе его жители продолжают вести какую-никакую культурную жизнь.
После наша группа поспешила в гостевой дом, где мы уже и встретили новый год на целых 7 часов раньше столицы. Здесь никаких откровений не случилось, разве что мы заедали салаты не только бутербродами с икрой, но и кониной. Вот так я и встретил 2023 год в селе Томтор Оймяконского улуса.
Очень бы хотелось побольше фоточек!
Mariia, обязательно, если редакция разрешит!
Vsevolod, особенно индийца, купающегося в реке в -50.
Аааа, как это прекрасно! Обожаю концерты в Домах Культуры за их некультяпистую душевность. За границей мне такого не попадалось: вся тамошняя самодеятельность ставила своей целью прокачаться до такого уровня, чтобы позвали в отельную анимацию плясать перед туристами за зарплату. Там я шутила, что душевность невозможна без заведомо скудного государственного финансирования культуры.
"купание в -50 °С в Индигирке"
Это даже прочитать холодно, не то чтобы попробовать.
Якутия - это моя мечта...
Спасибо автору, практически как сама съездила. Чрезвычайно образно!
Статья отличная, только нуждается в корректорской вычитке и дополнительных фоточках!
наверное самый странный это Новый год в реанимации. С проводами, голодный, голый.